Научная статья на тему 'Жизненное самоопределение молодых людей с инвалидностью по зрению как психолого-педагогическая проблема'

Жизненное самоопределение молодых людей с инвалидностью по зрению как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / SELF-DETERMINATION / LIFE SELF-DETERMINATION / EYESIGHT DISABLED PEOPLE / SELF DETERMINATION PROBLEM / LIFE POSITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахпашева Инна Борисовна

В статье рассматривается с психолого-педагогических позиций проблема жизненного самоопределения незрячих и слабовидящих людей. Автором определены обстоятельства, затрудняющие их жизненное самоопределение, дан теоретический анализ решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life self-determination of young people with eyesight disability as psychological-pedagogical problem

The problem of life self-determination of the blind and those who have poor eye-sight is considered in this article from psychological and pedagogical positions. The author defines the circumstances which make their life self-determination complicated. Theoretical analysis of this problem's solution is also given here.

Текст научной работы на тему «Жизненное самоопределение молодых людей с инвалидностью по зрению как психолого-педагогическая проблема»

ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПО ЗРЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Самоопределение, жизненное самоопределение, инвалиды по зрению, проблемы самоопределения, жизненная позиция.

Одна из ведущих задач современного образования не только вооружить будущих специалистов определенной суммой знании, но и воспитать свободную, активную, творческую, инициативную личность, способную к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности, самостоятельно адаптирующуюся в современном обществе, а также сформировать потребность в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.

В Законе РФ «Об образовании» прописано, что одной из приоритетных задач образования становится ориентация его содержания на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» (Закон РФ «Об образовании», ст. 14). В связи с этим актуализируется проблема продуктивного, личностно ориентированного образования, которое усиливало бы воспитание самоопределяющей личности в современных социально-экономических условиях. Благодаря работам О.С. Газмана, C.B. Бондаревской, В.В. Горшковой, В.В. Зайцева, A.B. Муд-рика, А.Н. Тубельского, И.А. Колесникова, Н.Ф. Головановой, Б.М. Бим-Бада и многих других ученых, в рамках устанавливающейся концепции личностно ориентированной модели образования указывается на самоопределение как ведущую ценность. По мнению О.С. Газмана, самоопределение личности и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога [Газман, 1995].

Анализ научной литературы показывает, что в современной науке раскрываются различные аспекты самоопределения личности, главным образом в подростковом возрасте: психологические основы самоопределения (К.А. Абульханова-Слав-ская, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, C.JL Рубинштейн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), профессионального самоопределения (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Гейжан, A.JI. Журкина, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.), философский аспект самоопределения (A.B. Грибакин, A.A. Гусейнов, JI.M. Архангельский,

B.Г. Афанасьев, О.Г. Дробницкий, В.И. Никонов и др.), социального самоопределения (B.C. Собкин и др.). С середины XX века в научной литературе начал появляться ряд работ, посвященных проблеме жизненного самоопределения, в которых раскрываются: структура жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, Е.И. Голо-ваха, A.JL Журавлев, В.И. Жуков, А.Г. Здравомыслов, С.И. Иконникова, А.Г. Кузнецов, B.JL Лебедева, Ю.В. Миков и др.), сущностные характеристики жизненного самоопределения (М.М. Бахтин, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург,

C.А. Иванушкина, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.А. Кулинич, Г.И. Осадчая, A.B. Петровский, В.Ф. Сафин и др.). В последнее время появилося ряд исследований по формированию и подготовке профессионального самоопределения лиц с ограниченными физическими возможностями (C.B. Телешева, Е.О. Гордиевская и др.), проблемам профессионального и личностного самоопределения детей-сирот (В.И. Кливер, Л.Г. Юрченко и др.), подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях, военнослужащих.

Вместе с тем исследований, посвященных жизненному самоопределению лиц с ограниченными физическими возможностями, практически нет и проблема жизненного самоопределения инвалидов по зрению не стала объектом специального исследования в педагогической науке.

Цель исследования — раскрыть основные психолого-педагогические проблемы жизненного самоопределения инвалидов по зрению.

Под жизненным самоопределением мы понимаем наличие собственных взглядов, установок и жизненной позиции личности, выбор того или иного образа жизни. Это осознанное деятельное отношение человека к жизни с целью самосовершенствования и жизненного самопроявления. По мнению В.Д. Шадрикова, жизненное самоопределение характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья и поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком своих сил и способностей [Шадриков, 1993, с. 96].

Анализ психологической, педагогической, социологической литературы по проблеме жизненного самоопределения позволяет сформулировать понимание жизненного самоопределения как многоступенчатого, постоянно развивающегося процесса развития человека, который длится всю жизнь, обусловлен всей системой жизнедеятельности и нацелен на формирование готовности личности к самостоятельной активной деятельности. Этому процессу соответствует педагогический процесс: самовоспитания, самообразования, саморазвития, самопроявления. Вместе с тем этот процесс как психолого-педагогическое явление очень сложен и многогранен.

Жизненное самоопределение интегрирует многие понятия, которые характеризуют жизнь человека: «жизненная позиция», «жизненный выбор», «жизненные стратегии», «жизненная перспектива», «жизненный стиль», «жизненные планы» и т. д. В качестве структурных единиц жизненного самоопределения можно выделить понятия: «образ будущего», «прогнозирование жизненного пути», «временное планирование жизни», «условия и факторы счастливой жизни», «способы достижения поставленных целей», «стиль жизни» и др.

Представляются интересными взгляды К.А. Абульхановой-Славской, которая выделяет основные признаки стратегии жизни. Интересны идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и A.A. Кроником, а также «биографический подход», где жизненное самоопределение рассматривается как процесс и результат биографического развития личности и является формой активизации жизненного самоопределения (Т.Е. Соловьев и др.).

Таким образом, сущность жизненного самоопределения заключается в формировании у человека осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, способностей, возможностей и требований, предъявляемых со стороны других людей, общества, и выступает как наиболее важное качество личности, в связи с чем рассматривается нами как важнейшая психолого-педагогическая проблема современного образования.

Традиционно проблема самоопределения в педагогической науке связывается с подростковым и юношеским возрастом, когда практически все подростки размышляют о смысле жизни, о своей будущей профессии, о своем месте в обществе. Однако в каждом возрасте и для каждой социальной группы данная проблема имеет свою специфику. Не составляет исключение и человек с ограниченными физическими возможностями, в частности инвалиды по зрению, где на жизненное самоопределение, помимо субъективных и объективных факторов, влияет нарушение зрения.

Результаты исследований и практика свидетельствуют, что проблема жизненного самоопределения инвалидов по зрению стоит остро. Большинство незрячих и

слабовидящих испытывают трудности в жизненном самоопределении, не способны самостоятельно осуществлять выбор жизненного пути, недостаточно определены жизненные цели, не знают принципов профессионального самоопределения и механизма поиска работы. Очевидно, совокупность ограничений и трудностей, вызванных зрительной недостаточностью или полным отсутствием зрения, оказывает существенное влияние на их жизнедеятельность и не позволяет в полной мере реализовать себя и адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, лица с ограниченными физическими возможностями составляют в среднем более 10 % населения большинства стран. По состоянию на 1 октября 2010 года в России насчитывается 13,15 миллионов инвалидов [Лекарев, 2010], из них, по данным Всероссийского общества слепых, насчитывается 215 тысяч инвалидов по зрению. Неблагоприятная экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости, травмы, увечья, полученные на производстве и в быту, криминогенная обстановка с каждым годом увеличивают число инвалидов. Права инвалидов являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных наций. Основным всеобъемлющим междуна-родно-правовым документом, направленным на защиту прав лиц с различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств, в котором сформулированы основные принципы отношения к инвалидам, является Конвенция о правах инвалидов, которая вступила в силу 3 мая 2008 года. Также в 2008 году подписала Конвенцию Российская Федерация. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов. Но несмотря на принятие ряда нормативных документов, гарантирующих соблюдение всех гражданских прав и свобод людям с ограниченными возможностями здоровья, они по-прежнему встречают на своем пути множество жизненных трудностей. Многие так и не адаптировались к современным социально-экономическим условиям и оказались в ситуации неопределенности, неуверенности в своем будущем. Распространенной становится ситуация, когда люди, лишившиеся зрения, начинают полагать, что реализация их жизненных планов, целей не осуществима.

Это, с одной стороны, вызвано условиями жизни в информационном обществе, проблемой доступа к информации и информационного взаимодействия; неравенством жизненных позиций, многообразием социальных проблем. С другой — глубокое нарушение зрения выступает для человека не только как значительный физический недостаток, оно сопровождается глубокими эмоциональными последствиями. Ряд тифлопсихологов считают, что потеря зрения, особенно если это случилось в зрелом возрасте, является сильным стрессогенным фактором, порождает межличностные конфликты, приводит к синдрому посттравматического стресса (A.A. Быков, А.Г. Литвак, Р.П. Бандзявиченеи и др.). Как показали анализ работ исследуемой проблемы и практика, у большинства инвалидов по зрению наблюдаются заниженная самооценка своих возможностей, недостаточное осознание собственного потенциала, низкая психологическая оценка своей социальной позиции. По этому поводу Л.С. Выготский пишет, что «слепота ставит своего носителя на определенную и затрудненную социальную позицию. Чувство малоценности, неуверенность и слабость возникают как результат оценки слепым своей позиции» [Выготский, 2003, с. 136], в результате чего возникает психологический комплекс неполноценности, что негативно влияет на жизненное самоопределение незрячего. Следующим обстоятельством, затрудняющим жизненное самоопределение незрячих и слабовидящих, являются трудности в общении с нормально видящими (В.З. Денискина, Литвак, Бараш и др.). Интенсивность общения между собой намного выше, чем общение с «внешним миром». Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой «зам-

кнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир» [Лит-вак, 1989, с. 26]. По нашему мнению, это вызвано неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими.

Также в современной педагогической науке недостаточно определены педагогические условия и поддержка, обеспечивающие формирование потребности слабовидящих и незрячих в жизненном самоопределении, отсутствует системный подход в воспитании среди инвалидов по зрению личности, готовой к самоопределению.

В связи с этим все большее значение приобретает разработка стратегий формирования жизненного самоопределения людей с ограниченными зрительными возможностями как особой социальной группы.

Жизненное самоопределение неразрывно связано с самореализацией личности, поэтому необходимо выявить способности, потенциал и талант человека для реализации своих возможностей и перспектив с учетом реальных возможностей, дать шанс поверить в себя. Также, по нашему мнению, необходимо:

— обеспечивать информацией в доступном формате с учетом зрительной недостаточности об окружающем мире, о современном обществе, мире профессий, о проявлении человеком себя в обществе, о способах самореализации, о механизмах, определяющих поведение человека и его жизнедеятельность в целом;

— создавать педагогические условия в формировании жизненного самоопределения, своих жизненных установок, позиций, ценностей, адекватной самооценки в принятии самостоятельных решений;

— проводить спецкурсы, факультативы, где будут разыграны различные проблемные жизненные ситуации, деятельность, направленные на содействие в осознании смысла собственной жизни и ее ценностных составляющих;

— оказывать педагогическую помощь в осознании собственных потенциальных возможностей, т. е. помогать человеку обнаруживать то, что в нем уже заложено.

Современное образование должно быть направлено на педагогическую поддержку инвалидов по зрению, чтобы они смогли обрести истинные ценности и смысл жизни, найти адекватные формы социализации, адаптации, самореализации, сохранить индивидуальность и самостоятельно решить жизненные проблемы.

Библиографический список

1. Выготский JI.C. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.

2. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995. 227 с.

3. Лекарев Г.Г. Инвалидность — это не безвыходная ситуация. URL: http://www.minzdrav-soc.ru/social/invalid-defence/79

4. Литвак А.Г. и др. Практикум по тифлопсихологии: учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989. 110 с.

5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.: КАРО, 2006. 336 с.

6. Назарова Н.М. и др. Специальная педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 519 с.

7. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993. 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.