Научная статья на тему 'О методологических основаниях проблемы профессионального самоопределения'

О методологических основаниях проблемы профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
791
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Телешева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методологических основаниях проблемы профессионального самоопределения»

7. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х томах. - М: Союз дизайнеров России, 2001. - 392 с.

8. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 415 с.

9. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна: Учеб. для вузов / Под ред С. М. Михайлова. - 2-е изд. - М.: Союз дизайнеров, 2002. - 240 с.

10. Ходьков Ю.Л. О дизайнере / К вопросу о профессионализме в дизайне. -В кн. Ученые записки ЛВХПУ им. Мухиной, вып. 1, 1970.

11. Чернышов О.В. Некоторые особенности дизайн-деятельности и подготовка кадров. - В кн.: Художественно-конструкторское образование. М., 1976.

12. Шаповалов В.К. Профессиональная карьера. - Ставрополь: Сервисшкола,

1999.

С.В.Телешева

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В зарубежной психологии профессиональнее самоопределение рассматривается как:

- оптимальное соответствие индивидуальных качеств личности одной определенной профессии, в основе которого лежит сознательный и рациональный поиск максимального соответствия системе «человек-профессия» (Ф. Парсон);

- «последовательность качественно специфических фаз» развития, различающихся по содержанию и форме перевода «индивидуальных импульсов в профессиональные желания» (Э. Гинцверг);

- система ориентировок в различных профессиональных альтернативах и принятии решения по проблеме выбора профессии (Х. Томз, Г. Рис и др.);

- выбор вариантов профессионального пути при столкновении собственных предпочтений индивида с профессиональными альтернативами, приводящими к созданию картины перспектив профессионального развития и образа самого себя (Д. Тидельман, О. Хара и др.).

Профессиональное самоопределение рассматривается с позиции определения личностного психотипа индивида, его интеллектуальной сферы и самооценки при акте выбора профессии, который обусловлен внешними и внутренними условиями (Д. Холланд), и с позиции теории «самопонимания», в которой особое внимание уделено профессиональному созреванию и развитию (Д. Сьюпер), исходя из которой каждый человек с его индивидуальными особенностями подходит не только к одной, а к ряду профессий, и что профессиональный выбор может быть множественным при множественном изменении условий.

Главным, в профессиональном развитии человека, многие авторы считают развитие Я-концепции, как процесса формирования самосознания, самопонимания, самоотношения (Д. Сьюпер, Д. Тидельман, О. Хара и др.).

В отечественной психологии проблема профессионального самоопределения рассматривается:

- в процессе социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Н. Шубкин и др.);

- в формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению в подростковом и юношеском возрасте, основ профессионального обучения и начального профессионального самоопределения (С.С. Гриншпун, Е.А. Климов, Н.И. Крылов, Т.В. Кудрявцев, З.А. Решетова и др.);

- в профессиональной направленности личности (Н.Н. Захаров, В.Ф. Сахаров, Н.Н. Чистяков);

- в процессе становления профессионального самосознания (Е.А. Климов, З.Ф. Зеер и др.);

- в формировании профпригодности и проблемы профотбора (В.А. Бодров, Д.Н. Завалишина, В.П. Зинченко, К.К. Платонов и др.);

- в профессиональном выборе и профессиональном развитии личности (Т.Т. Власова, И.А. Сазонов, А.А. Деркач и др.);

- в особенностях саморазвития, самосовершенствования и самореализации в выбранной профессии (Н.Ф. Гейжан, О.А. Зимовина, Е.А. Климов, Н.Н. Пряжников и др.);

- как осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности (И.Я. Загорец, Н.Н. Захаров, В.С. Симоненко);

- в изучении отдельных характеристик личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения, таких, как ценностные ориентации, мотивация, интересы, установки (А Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, А.Л. Свенцицкий, В.А. Ядов и др.).

Ф. Гальтон на основе экспериментальных и математических методов разработал учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми, т.е. создал дифференциальную психологию; Г. Уоллес расчленил творческий процесс на фазы - подготовку, созревание идей, озарение и проверку, показал, что процесс созревания и озарения не подвергается сознательно-волевому контролю, т.е. в самоопределении как творческом акте особую роль отводил сознательному и иррациональному; К. Бюллер обосновал "ага - переживание", осознание научного (теоретического) мышления; К. Келлер - "инсайт", акт мгновенного постижения структуры и др. Сопоставляя результаты данных исследований с работами отечественных ученых, в частности, по психологии профессионального самоопределения (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, П.К. Энгельмейер, Е.А. Климов и др.); а также с исследованиями педагогов (П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров, Ю.К. Васильев, СЕ. Матушкин, Р.З. Тогарисв, Н.А. Томип и др.), в которых рассматриваются проблемы профориентации при подготовке обучающихся к деятельности; с психолого-педагогическими исследованиями отдельных качеств личности: активности (Д.Б. Богоявленская, Г.В. Пугач, Г.И. Щукина и др.), трудолюбия (К.Ш. Ахияров,

З.А. Галагу-зова, Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, П.И. Чернецов и др.), самостоятельности (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) - и целостной совокупности качеств самоопределяющейся личности (Н.Ф. Хорошко, Е.И.Головаха и др.).

Б.И. Коваленко, Б.В. Зимин,A.M. Кондратов, Н.И. Куличева,В.М. Акимушкин, К.П. Примкулов, В. Григутис, О.Н. Смолин, Loyal E.Apple, D. Nowill, A. NicoLle,

H. Pielasch, F. Sonntag и др., рассматривая проблемы незрячих выделяли, что важнейшим фактором профессионального самоопределения незрячих, их социализации и успешной трудовой деятельности являются связь с обществом, помощь людей, живших и живущих рядом с ними.

Как показывают исследования (Н.А. Агаджанян, О.Ф. Алексеева, Р.Р. Блажис, А.А. Гройсман, В.И. Карандашев, В.И. Крутов, С.М. Мадорская, Ю.А. Самарин, Е.И. Третьякова, М.С. Яницкий и др.), студенты с ограниченными возможностями испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения, сохранения и развитии психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом. В связи с этим наша работа направлена не только на определение особенностей личностного и профессионального самоопределения студентов с ограниченными возможностями, но и на выявление благоприятных психологических условий данного процесса. Особое внимание обращается ос-

новным механизмам, направлениям, видам, способам и условия психологической поддержки субъектам образовательного процесса.

Концептуальная схема В.К. Зарецкого, Р.Г. Каменского описывает процесс самоопределения как движение в четырех пространствах: ситуативном (в мире временных трудностей, конкретных ситуаций), социальном (в круге проблем материального плана, с прагматической ориентацией), культурном и экзистенциальном. Последние направления проявляются в постановке реальных проблем, источником которых служит разрыв между ценностями человека и действительностью. Экзистенциальное самоопределение предполагает готовность к осуществлению экзистенциальных выборов, принятие на себя ответственности и осознания возможности определения жизненных целей и смыслов. В условиях личностно развивающего образования (субъект-субъектного взаимодействия) возможно развитие личности (целостной, гармоничной) как субъекта деятельности, что важно в профессиональной подготовке слепых и слабовидящих студентов. Психолого-педагогическое изучение проблемы профессионального самоопределения личности студентов с ограниченными возможностями имеет важное значение:

• социальное (способствует формированию целостного отношения, определяющего гуманистическую направленность деятельности незрячих студентов);

• научное (служит средством познания профессиональных возможностей студентов инвалидов по зрению);

• практическое (дает возможность формирования индивидуального стиля деятельности студентов с ограниченными возможностями).

Самоопределение не существует само по себе: самоопределяется человек, субъект, обладающий собственным внутренним миром, функционирующие благодаря индивидуальному сочетанию природной основы, системы психологических процессов, условий микро и макросоциума (специфика институтов социализации, взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в них, особенностям общественных отношений), личностной активности и опыту жизнедеятельности. Как показывает анализ литературы, рассмотренные дефекты (слепота, слабовидение) влияют, с одной стороны, на развитие познавательных процессов (ощущений, воображения, мышления и др.), с другой - на самоопределение личности.

В тифлопсихологии, тифлопедагогике основное внимание обращается на коррекционно-компенсаторную работу, направленную на комплекс вторичных отклонений и на вызвавший их дефект. Дефект (физический и психический недостаток), следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к развитию компенсаторных функций организма, заключающихся в универсальной способности организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. Компенсация является физиологической мерой в ответ на нарушение какой-либо функции (И.П. Павлов).

Компенсация слепоты и слабовидения - явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. Компенсацию дефектов зрения и их последствий в самом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, следует рассматривать (как и преодоление тех отклонений в психическом развитии, которые провоцируются патологией зрения), как процесс перестройки и адаптации (у поздно ослепших - реадаптации) к новым условиям жизни (Б.И. Коваленко, 1996).

В психологическом плане самоопределившаяся личность представляет собой субъект, осознавший, что он хочет (под этим подразумеваются его индивидуальные и социальные цели и идеалы, жизненные планы), что он есть (имеются в виду его физические, индивидуально-личностные и социально-психологические качества), что он может (значит, он правильно оценивает свои возможности, склонности, да-

рования), что от него хочет или ждет социальная общность, членом которой он является, готовый функционировать в системе общественных отношений (следовательно, он адекватно осмыслил свои социальные роли, свое взаимодействие и поведение относительно других людей).

Термин «самоопределение происходит от глагола «самоопределяться», осознавать себя, свои классовые, общественные интересы, определять собственное существование, место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно (Академический словарь русского языка). Это структурообразующее понятие в системе культурных свойств личности. В нем можно различить такие компоненты, как умение корректировать свое поведение, брать ответственность при решении жизненных вопросов; установка на инициативную деятельность, самостоятельность, волю. Выработанные принципы собственной деятельности и поведения облегчают поиск путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить средства, позволяющие сочетать интересы собственного и социального развития. В науке нет единого взгляда на процесс самоопределения. В соответствии с психологическим словарем (А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского) «Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях». В целом в философии, социологии, психологии дается более 20 различных определений понятия «самоопределение». Так, в исследовании Е.И. Маликиной выделены 5 основных признаков самоопределения: 1) осознание ценностей группы или социальная ориентация; 2) индивидуальный выбор цели; 3) выбор профессии; 4) осознание и соотнесение индивидуальных потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами; 5) деятельность в соответствии с ориентацией. Самоопределение - это самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций.

В исследовании Ю.П. Ветрова отмечается, что самоопределение предполагает личное осознание человеком морального требования, выполнение его не по принудительной обязанности, а подчиняясь голосу собственной совести, стремясь делать благо не только для себя, но и для отдельных людей и общества в целом; самодеятельность в решении разноплановых проблем; готовность выступить против устоявшихся традиций и мнения коллектива, если последнее противоречит его совести. Мера самоопределения личности детерминируется способностью обеспечить развитие в человеке инициативы. Основу самоопределения составляет умение человека определить главное, ведущее в собственном образовании и деятельности в соответствии с реальной социально-экономической политикой общества и своими интересами.

Самоопределение, как считает Е.А. Климов, может рассматриваться как социальное, полоролевое, смысло-целевое, ценностно-смысловое, профессиональное, личностное самоопределение и т. п.

О.А. Коротун в своем исследовании пишет, что самоопределение можно рассматривать как осознанное стремление личности к реализации целевых установок, выбора жизненных позиций, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества. Стержнем самоопределения можно считать выбор жизненных целей формирующейся личностью. Согласно А.Н. Леонтьеву, жизненная цель - это главный мотив в общей иерархии, побуждающий человека. Термин «самоопределение» отражает совокупность целей и задач на будущее, являющихся средством и результатом осознания личных потребностей, возможно-

стей и соотношения их с общественными требованиями. Жизненные планы конкретизируют самоопределение личности, придают ему деятельный и целенаправленный характер.

В зарубежной психологии понятие «самоопределение» не имеет самостоятельного значения. Наиболее приближенными к принятым в отечественной психологии трактовкам понятия «самоопределение» выступают самоактуализация, самореализация, самоосуществление. Считают, что самоопределение является наиболее близким к понятию «идентичность», употребляемому в англоязычной литературе (Е. Ericson, J. Marcia, A. Waterman, J.Coleman, D. Matteson, G. Mead, E. Goflrnan, R. Fogelson, L. Krappman, J. Hobermas, H. Tajfel, J. Turner, G. Breakwell). Отметим, что приведенные понятия многими авторами часто определяются через отношение к труду, как к главному делу всей жизни. (А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл, К. Ясперс и др.).

Ориентация человека в мире профессии реализуется посредством профессионального становления. Профессиональное становление личности - это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности (Э.Ф. Зеер). В целостном процессе профессионального становления личности Э.Ф. Зеер выделяет следующие этапы: оптация (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей); профессиональная подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач); профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности); первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констеляции, высококачественное выполнение профессиональной деятельности); профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе подвижных интегративных психологических новообразований («акме») профессионального развития) (Э.Ф. Зеер). Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Профессиональное самоопределение личности с ограниченными возможностями в условиях среднего специального учебного заведения является важной проблемой, решение которой возможно лишь на основе интеграции психологического знания, накопленного в различных областях психологической науки. Мера самоопределения личности детерминируется способностью общества обеспечить развитие в человеке инициативы. Основу самоопределяющейся личности, составляет умение человека определять главное, ведущее в своем образовании и трудовой деятельности, в соответствии с реальной социально-экономической политикой общества и личностными интересами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Моргулис И.С., Акимушкин В.М. Реабилитация инвалидов по зрению М.,

1999.

2. ЛитвакА.Г. Тифлопсихология М., 1985.

3. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

4. Петровский А.В. Быть личностью - М.: Педагогика 1990

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - М.1989.

З.Г. Ханова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ПСИХОЛОГИИ

Исследования в области психологии предпринимательства являются одним из приоритетных направлений экономической психологии. В настоящее время идет быстрое накопление данных, освещающих различные стороны психологии предпринимательства. Вместе с тем, психология предпринимательства имеет пока незначительное число общепризнанных, теоретически и эмпирически обоснованных концепций, объясняющих специфику предпринимательской деятельности.

В современной экономической психологии выделяются социальнопсихологический (становление предпринимателей как новой социально -психологической общности, ее влияние на экономическую и социальную жизнь); деятельностный (предмет, мотивы, цели, средства предпринимательской деятельности, требования к ее субъекту); профессиографический (предпринимательство как особый вид профессионально-трудовой деятельности); личностный (личностные качества предпринимателей); организующе-проектирующий (планирование и построение предпринимательской карьеры).

Выделяются два аспекта деятельности предпринимателя: собственно предпринимательская деятельность (создание новой структуры и обеспечение ее роста и развития) и менеджмент (поддержание стабильности и порядка внутри уже созданной структуры). Современный российский предприниматель интегрирует два указанных аспекта в своей деятельности. Различают экономические (получение прибыли) и психологические (развитие личности) цели предпринимательской деятельности.

Предмет предпринимательской деятельности разнообразен и зависит от вида предпринимательской деятельности (производство, торговля, кредит). К общим характеристикам предпринимательской деятельности относят ее инновационный характер, определяющийся специфическими личностными качествами предпринимателей, рыночной средой и предпринимательской культурой. Возможность инновационной деятельности предпринимателя обеспечивают такие личностными параметры, как инициатива, острота восприятия, авторитет, интуиция, способность оказывать влияние на окружающих.

Предприниматель постоянно находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя другим хозяйствующим субъектам, претендующим на его успех и ресурсы. Особенностью поведения предпринимателя является функционирование в условиях ситуационных лимитов, ограничивающих его жизненное пространство. Специфика профессиональных задач, заключающаяся в их высокой ситуативной вариативности, не позволяет типизировать и технологизировать варианты их решения. В этих условиях предприниматель вынужден проявлять активность, направленную на творческое преобразование ситуации и динамизирующую личностное развитие.

Социальный статус предпринимателя идентифицируется с престижем, успехом и преуспеванием. Вместе с тем, этот статус должен быть субъективно подтвер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.