Научная статья на тему 'Использование информационных и коммуникационных технологий в жизненном самоопределении молодых людей с инвалидностью по зрению'

Использование информационных и коммуникационных технологий в жизненном самоопределении молодых людей с инвалидностью по зрению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЯЮЩЕЕСЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНВАЛИД ПО ЗРЕНИЮ / SELF DETERMINATION / LIFE SELF DETERMINATION / A SELF DETERMINATION PERSON / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / AN EYESIGHT DISABLED PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахпашева Инна Борисовна

В данной статье рассматриваются основные направления использования информационных и коммуникационных технологий, а также их роль в жизненном самоопределении людей с ограниченными зрительными возможностями. Автором раскрыта сущность понятий «жизненное самоопределение», «информационно-коммуникационные технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахпашева Инна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Usage of Information and Communication Technologies for Life Determination of Eyesight Disabled young people

Main directions of usage of Information and Communication Technologies and their role for eyesight disabled young people are considered in this article. The author dwells upon the following subjects: «life self determination», «Information and Communication Technologies».

Текст научной работы на тему «Использование информационных и коммуникационных технологий в жизненном самоопределении молодых людей с инвалидностью по зрению»

УДК 37-056.262+004.9 ББК 32.973.26-04+60.542.5

Ахпашева Инна Борисовна

преподаватель кафедра информатики и вычислительной техники Хакасский государственный университет г. Абакан Akhpasheva Inna Borisovna Lecturer ^air of Computer Science Khakas State University named after N.F. Katanov Abakan

Использование информационных и коммуникационных технологий в жизненном самоопределении молодых людей с инвалидностью по зрению Information and Communication Technologies Usage for Life Determination of Visually Handicapped Young People

В данной статье рассматриваются основные направления использования информационных и коммуникационных технологий, а также их роль в жизненном самоопределении людей с ограниченными зрительными возможностями. Автором раскрыта сущность понятий «жизненное самоопределение», «информационно-коммуникационные технологии».

Main directions of information and communication technologies using and their role for visually handicapped young people are considered in this article. The author dwells upon the following subjects: «life self-determination», «Information and Communication Technologies».

Ключевые слова: самоопределение, жизненное самоопределение,

самоопределяющееся личность, информационные и коммуникационные технологии, инвалид по зрению.

Key words: self-determination, life self-determination, self-determining

personality, information and communication technologies, visually handicapped people.

Проблема жизненного самоопределения человека в современном обществе становится все более актуальной. Это связано со многими факторами: социально-экономическими преобразованиями в обществе, кризисами, стремительно меняющимися условиями жизни, неопределенностью внешних социальных ориентиров. С другой стороны, внимание к проблеме жизненного

самоопределения вызвано естественной потребностью человека найти свое место в жизни и адаптироваться в современном обществе. В связи с этим целевой функцией системы образования должно стать воспитание свободной, активной, социально-мобильной, инициативной личности, самостоятельно адаптирующейся в современном обществе, а также формирование в ней потребности в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.

В Законе РФ «Об образовании» прописано, что содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [1]. Особое значение решение этой задачи имеет для лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности для инвалидов по зрению, где на жизненное самоопределение, помимо субъективных и объективных факторов, влияет нарушение зрения. В связи с чем перед педагогами встает новая образовательная задача - оказание помощи человеку с ограниченными физическими возможностями в формировании не только базовых знаний, но и его жизненного самоопределения. По этому поводу Л.И. Солнцева пишет: «проблема

формирования социальных навыков, навыков общения со зрячими, умений оценивать различные ситуации, как в профессиональных, так и в бытовых условиях, играет не меньшую роль, чем чисто академические знания, которые получают в процессе усвоения школьной программы» [7, с.10].

Результаты исследований и практика свидетельствуют, что проблема жизненного самоопределения инвалидов по зрению стоит остро. Большинство незрячих и слабовидящих испытывают трудности в выборе жизненных принципов и позиций, недостаточно определены жизненные цели и смысл жизни, не готовы к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, способностей, возможностей и требований, предъявляемых со стороны других людей, общества. Многие не знают принципов профессионального самоопределения и механизма поиска работы. Очевидно, наличие зрительной патологии оказывает существенные влияния на их жизненное самоопределение в связи с той огромной ролью, которую играет

зрение в жизнедеятельности человека. Также, недостаточный уровень толерантности общества по отношению к инвалидам, значительно уменьшают их жизненные шансы и осложняют полноценное включение в различные сферы общественной жизни, приводит к недооценке своих возможностей, что негативно влияет на их самоопределение (В.З. Денискина, Л. И. Солнцева, Б.И. Коваленко, А.Г. Литвак и др.).

С другой стороны, в современных условиях существенно расширяются возможности выбора средств и способов жизненного самоопределения, обусловленные информационным обществом и повсеместным использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ, как совокупность способов получения, преобразования и хранения информации прочно вошли во все сферы жизнедеятельности человека, сегодня невозможно представить ни одну область жизнедеятельности без компьютерной техники, современных средств коммуникации и связи. Воздействие ИКТ

распространяется на образ жизни людей, их образование, работу и досуг. В настоящее время во всех социальных сферах ИКТ играют универсальную роль, выступая не только как эффективные средства доступа к информации и коммуникации, но и как средство самореализации, самообразования, саморазвития и самоопределения. Современный уровень развития ИКТ позволяет также создать такие аппаратные и программные средства, которые компенсируют зрительное ограничение по взаимодействию человека с

компьютером и обеспечивают ему доступность информационного

пространства.

На сегодняшний день в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории самоопределения, где раскрываются различные аспекты самоопределения: психологические основы самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, И.С. Кон и др.), профессионального самоопределения (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Гейжан, А.Л. Журкина, Е.А. Климов,

Н.С. Пряжников и др.), философский аспект самоопределения (А.В. Грибакин,

А.А. Гусейнов, Л.М. Архангельский, В.Г. Афанасьев, О.Г. Дробницкий, В.И. Никонов, В.Н. Бакштановская, Д.Ж. Валеев, А.Г. Здравомысло, Н.Д. Зотов и др.), социального самоопределения (В.С. Собкин, Т.Н. Кухтевич и др.), основу самоопределяющейся личности отмечают Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Е.И. Головаха, О.С. Газман и др. В последнее время появилось ряд исследований по формированию и подготовке профессионального самоопределения лиц с ограниченными физическими возможностями (С.В. Телешева, Е.О. Гордиевская и др.), психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению (Е.А. Иванова). Теоретическими и прикладными исследованиями использования компьютерных технологий как средства совершенствования системы специального образования занимаются ученые Института коррекционной педагогики (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова и др.). Вместе с тем исследований посвященных жизненному самоопределению инвалидов по зрению средствами ИКТ практически нет, за исключением работ узкого круга авторов статей о роли ИКТ в образовании, самообразовании, самореализации незрячих и слабовидящих. Также отсутствуют работы, посвященные вопросам научного обоснования и разработки практических средств, методов и форм жизненного самоопределения инвалидов по зрению, способствующих решению указанной проблемы. Малоизученным является вопрос о специфике жизненного самоопределения и включения в общественные отношения инвалидов по зрению средствами ИКТ.

Таким образом, проблема жизненного самоопределения молодых людей с инвалидностью по зрению, а также роли современных ИКТ в жизненном самоопределении инвалидов по зрению, не стали объектом специального исследования в педагогической науке.

Под жизненным самоопределением мы понимаем наличие собственных взглядов, установок и жизненной позиции личности, выбор того или иного

образа жизни. Это осознанное деятельное отношение человека к жизни с целью самосовершенствования и жизненного самопроявления. Под самоопределяющейся личностью понимается самодеятельный человек, самостоятельно и осознанно принимающий решения, находящий оптимальный путь решения жизненных проблем, способный самостоятельно ставить перед собой жизненные цели и достигать их решения, несмотря на физические ограничения. По мнению В.Д. Шадрикова, жизненное самоопределение характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья и поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком [9]. Н. С. Пряжников считает, что сущностью жизненного самоопределения является «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов жизни и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации» [6, а 23].

Благодаря работам О.С. Газмана, С.В. Бондаревской, В.В. Горшковой, В.В. Зайцева, А.В. Мудрика, А.Н. Тубельского, И.А. Колесникова, Н.Ф. Головановой, Б.М. Бим-Бада и многих других ученых, в рамках устанавливающейся концепции личностно - ориентированной модели образования указывается на самоопределение как ведущую ценность. Исследователь О.С. Газман считает, что самоопределение личности и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога [2]. Интересны для развития теории жизненного самоопределения -развивающая социальная политика, где важным составляющим является «формирование готовности людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к современным продуктивным формам мобильности, прежде всего образовательной (как новое самоопределение в будущем социальном и профессиональном статусе) и социокультурной (самоопределение в будущем образе жизни)». Здесь (социальной программе открытого типа) предполагается формирование «базовых или сквозных компетенций, к которым относятся

способности к коммуникации, к идентификации и способности к самоорганизации своего быта, жизнедеятельности, жизненных перспектив» [8, с. 45].

Одним из эффективных средств, по нашему мнению, формирования и усиления жизненного самоопределения являются ИКТ.

Распространение ИКТ обеспечивает людям, не способным видеть, невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, открывает новые горизонты в познании других людей и окружающий мир, позволяет реализовывать свой потенциал и улучшить качество жизни, дает возможность общаться и работать.

Можно привести множество примеров достижений инвалидов в науке, бизнесе, культуре и других сферах деятельности с использованием ИКТ. В Москве живет и работает слепоглухой ученый, доктор психологических наук, профессор Университета Российской академии образования, действительный член академии информатизации при ООН, педагог, писатель, поэт, автор множества книг и публикаций Суворов Александр Васильевич. Благодаря компьютеру и Интернет ведет активную научную и творческую жизнь. Во время его визита в Одессу организованного Ассоциацией пользователей сетей телекоммуникаций «Сети без границ» в интервью он сказал, что для него компьютер - все, «с его помощью читаю, пишу книги, общаюсь, зарабатываю» [10]. И таких примеров можно привести множество.

Рассмотрим основные направления использования ИКТ инвалидами по зрению в жизнедеятельности и в формировании жизненного самоопределения.

Использование ИКТ как средство компенсации слепоты и слабовидения. Одним из главных условий в формировании жизненного самоопределения незрячих и слабовидящих является обеспечение информацией: об окружающем мире, о современном обществе, мире профессий, и одной из проблем, с которыми сталкиваются незрячие, это доступность информации и

информационного взаимодействия. По мнению ученых, ведущую роль в процессе получения информацию из окружающего мира принадлежит зрению. По разным статистическим данным человек воспринимает с помощью зрения от 75 до 90 процентов получаемой информации. И поэтому легко представить, в какое тяжелое положение попадает человек, лишенный зрения в познании.

Расширение возможностей доступа к информации становится одним из ведущих механизмов социальной интеграции инвалидов по зрению, поскольку современный мир характеризуется возрастающей интенсификацией информационных процессов, требует от человека быстрой и адекватной ориентации в динамичных и многомерных информационных потоках [3].

ИКТ совместно с альтернативными технологиями (специализированными аппаратными и программными средствами для незрячих), может выступать как эффективное средство самостоятельного доступа к информации, в том числе к информационным ресурсам всего мира, облегчают ее обработку, становясь важным средством компенсации слепоты. Также существуют множества автоматизированных порталов для инвалидов России, созданные с учетом возможности его использования незрячими пользователями, применяющими в своей работе голосовые программы доступа, на них освещаются проблемы и пути реабилитации инвалидов, идет обмен опытом и полезными советами, в том числе и юридического характера, работают форумы.

Применение ИКТ для решения коммуникационных барьеров. Одним из основных обстоятельств, затрудняющих жизненное самоопределение незрячих и слабовидящих является трудности в общении с нормально видящими (В.З. Денискина, А.Г. Литвак, В.А. Бараш и др.). Интенсивность общения между собой намного выше, чем общение с «внешним миром». Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой «замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир» [5, с. 94].

Использование ИКТ снимает коммуникационные барьеры, облегчает и демократизирует коммуникацию, расширяет круг общения, выступает посредниками в процессе общения, позволяет найти друзей и

единомышленников по интересам и жизненным установкам, а порой являются единственным способом связи с внешним миром.

ИКТ как средство обеспечения доступности образования. Жизненное самоопределение в значительной мере зависит от образования и профессиональной готовности. Чтобы адаптироваться в современной жизни, быть востребованным на рынке труда, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и вполне самостоятельным человеком. Качественное профессиональное образование имеет высокий реабилитационный потенциал.

В последние годы в России отмечается заметный рост численности студентов-инвалидов, что обусловлено вниманием государственных, международных организаций к решению проблем в образовании людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, они на своем пути встречают множество трудностей, особенно жители с удаленных от центральных районов нашей страны. Также, многие учебные заведения не готовы к обучению инвалидов, т.к. не создана безбарьерная среда, нет программного и аппаратного обеспечения, нет подготовленных кадров для работы с инвалидами и др. ИКТ значительно увеличивает шансы для людей с инвалидностью по зрению получить образование на всех уровнях путем дистанционного обучения и затем трудоустроиться. Применение ИКТ в образовании открывает новые «обходные пути» инвалидности, расширяя возможности для коррекционно-развивающей работы, усиливая личностно-развивающий потенциал образовательной среды, раздвигая границы информационно-образовательного пространства.

Многие исследователи (Н.С. Пряжников, Щедровицкий, Е.А. Климов и др.) связывают жизненное самоопределение с профессиональной деятельностью, и многие люди видят смысл жизни именно в трудовой деятельности. ИКТ дают возможность не только получать профессиональное образование, но и работать. Удаленная работа прочно входит в действительность современных социально -трудовых отношений, и она не является противопоставлением традиционной системе занятости. Виртуализация рабочих мест стала в мировой практике

универсальным средством обеспечения занятости людей с инвалидностью (особенно тех из их, кто имеет ограниченные возможности в мобильности). Главная особенность удаленной работы или телеработы выполнение профессиональных обязанностей в удалении от места нахождения организации, в которой он работает посредством телекоммуникаций и компьютерной техники. Между работодателями и работниками

устанавливаются виртуальные «дистанционные экономические отношения».

Таким образом, ИКТ для людей с ограниченными зрительными возможностями дают возможность получить профессионального образования и трудоустроиться; благоприятствуют реализации целостности триединства самопознания, самообразования и самореализации, являющихся этапами индивидуальной стратегии жизненного самоопределения личности; позволяют снять многие ограничения, в первую очередь, связанные со сложностями перемещения, физической недоступностью для них многих учреждений: образовательных, культурных, просветительских и т.п.

Библиографический список

1. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii/14

2. Газман, О.С. Самоопределение. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / О.С. Газман. -М.: Инноватор, 1995. -227 с.

3. Королева, Н. Н. Роль информационных технологий в социальнопсихологической поддержке людей с глубокими нарушениями зрения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //koleso. mostinfo .ru/it 39801368

4. Лекарев, Г.Г. Инвалидность - это не безвыходная ситуация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/social/invalid-defence/79.

5. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.Г. Литвак. - СПб.: РГПУ, 2006. - 336 с.

6. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. -М.: МГППИ, 1999. - 108 с.

7. Солнцева, Л. И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики /Л.И. Солнцева. - М.: «Логос» ВОС, 2006 -115 с.

8. Фуряева Т.В. Профессиональное социальное образование в контексте

политики развития человеческого потенциала / Т.В.Фуряева // Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции «Социальная реабилитация: социокультурные и психолого-педагогические ресурсы и

практики». - Красноярск.: ИПК КГПУ, 2011. - С. 39-51.

9. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики /

В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993. - 181 с.

10. Персональный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://love-to-life.com/eva htm/suvorov.htm.

Bibliography

1. Federal Law «On Education» [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii/14

2. Furyaeva T.V. Professional Education in the Social Context of Human Development Policy / T.V. Furyaeva / / Proceedings of the Third All-Russian Scientific-Practical Conference "Social Rehabilitation: Socio-Cultural and Psycho-Educational Resources and Practices." - Krasnoyarsk.: IPK KSPU, 2011. - P. 39-51.

3. Gazman, O. S. Self-Determination. The New Value of Education: Thesaurus for Teachers and School Psychologists / O.S. Gazman. - M.: Innovator, 1995. - 227 p.

4. Koroleva, N.N. The Role of Information Technology in Social and Psychological Support for People with Serious Visual Disorders [Electronic Resource]. - Access Mode: http://koleso.mostinfo.ru/it 39801368

5. Lekarev, G.G. Disability - There Is a Way Out [Electronic Resource]. - Access Mode: http: // www. minzdravsoc. ru/ soci al/invali d-defence/79.

6. Litvak, A.G. Psychology of the Blind and Visually Impaired: Textbook for Students of Higher Educational Institutions / A.G. Litvak. - St. Petersburg.: WPC, 2006. - 336 p.

7. Personal Site [Electronic Resource]. - Access Mode: http://love-to-

life.com/eva_htm/suvorov.htm

8. Pryazhnikov, N.S. Theory and Practice of Professional Self-Determination/ N.S. Pryazhnikov. - M.: MSPPI, 1999. - 108 p.

9. Shadrikov, V.D. The Philosophy of Education and Educational Policy / V.D. Shadrikov. -M.: Logos, 1993. - 181 p.

10. Solntseva, L.I. Theoretical and Practical Problems of Modern Blindpsychology and Blindpedagogics / L.I. Solntseva. - M.: "Logos" EGM 2006 -115 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.