УДК 37-056.262+004.9 ББК 32.973.26-04+60.542.5
Ахпашева Инна Борисовна
преподаватель кафедра информатики и вычислительной техники Хакасский государственный университет г. Абакан Akhpasheva Inna Borisovna Lecturer ^air of Computer Science Khakas State University named after N.F. Katanov Abakan
Использование информационных и коммуникационных технологий в жизненном самоопределении молодых людей с инвалидностью по зрению Information and Communication Technologies Usage for Life Determination of Visually Handicapped Young People
В данной статье рассматриваются основные направления использования информационных и коммуникационных технологий, а также их роль в жизненном самоопределении людей с ограниченными зрительными возможностями. Автором раскрыта сущность понятий «жизненное самоопределение», «информационно-коммуникационные технологии».
Main directions of information and communication technologies using and their role for visually handicapped young people are considered in this article. The author dwells upon the following subjects: «life self-determination», «Information and Communication Technologies».
Ключевые слова: самоопределение, жизненное самоопределение,
самоопределяющееся личность, информационные и коммуникационные технологии, инвалид по зрению.
Key words: self-determination, life self-determination, self-determining
personality, information and communication technologies, visually handicapped people.
Проблема жизненного самоопределения человека в современном обществе становится все более актуальной. Это связано со многими факторами: социально-экономическими преобразованиями в обществе, кризисами, стремительно меняющимися условиями жизни, неопределенностью внешних социальных ориентиров. С другой стороны, внимание к проблеме жизненного
самоопределения вызвано естественной потребностью человека найти свое место в жизни и адаптироваться в современном обществе. В связи с этим целевой функцией системы образования должно стать воспитание свободной, активной, социально-мобильной, инициативной личности, самостоятельно адаптирующейся в современном обществе, а также формирование в ней потребности в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.
В Законе РФ «Об образовании» прописано, что содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [1]. Особое значение решение этой задачи имеет для лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности для инвалидов по зрению, где на жизненное самоопределение, помимо субъективных и объективных факторов, влияет нарушение зрения. В связи с чем перед педагогами встает новая образовательная задача - оказание помощи человеку с ограниченными физическими возможностями в формировании не только базовых знаний, но и его жизненного самоопределения. По этому поводу Л.И. Солнцева пишет: «проблема
формирования социальных навыков, навыков общения со зрячими, умений оценивать различные ситуации, как в профессиональных, так и в бытовых условиях, играет не меньшую роль, чем чисто академические знания, которые получают в процессе усвоения школьной программы» [7, с.10].
Результаты исследований и практика свидетельствуют, что проблема жизненного самоопределения инвалидов по зрению стоит остро. Большинство незрячих и слабовидящих испытывают трудности в выборе жизненных принципов и позиций, недостаточно определены жизненные цели и смысл жизни, не готовы к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, способностей, возможностей и требований, предъявляемых со стороны других людей, общества. Многие не знают принципов профессионального самоопределения и механизма поиска работы. Очевидно, наличие зрительной патологии оказывает существенные влияния на их жизненное самоопределение в связи с той огромной ролью, которую играет
зрение в жизнедеятельности человека. Также, недостаточный уровень толерантности общества по отношению к инвалидам, значительно уменьшают их жизненные шансы и осложняют полноценное включение в различные сферы общественной жизни, приводит к недооценке своих возможностей, что негативно влияет на их самоопределение (В.З. Денискина, Л. И. Солнцева, Б.И. Коваленко, А.Г. Литвак и др.).
С другой стороны, в современных условиях существенно расширяются возможности выбора средств и способов жизненного самоопределения, обусловленные информационным обществом и повсеместным использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ, как совокупность способов получения, преобразования и хранения информации прочно вошли во все сферы жизнедеятельности человека, сегодня невозможно представить ни одну область жизнедеятельности без компьютерной техники, современных средств коммуникации и связи. Воздействие ИКТ
распространяется на образ жизни людей, их образование, работу и досуг. В настоящее время во всех социальных сферах ИКТ играют универсальную роль, выступая не только как эффективные средства доступа к информации и коммуникации, но и как средство самореализации, самообразования, саморазвития и самоопределения. Современный уровень развития ИКТ позволяет также создать такие аппаратные и программные средства, которые компенсируют зрительное ограничение по взаимодействию человека с
компьютером и обеспечивают ему доступность информационного
пространства.
На сегодняшний день в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории самоопределения, где раскрываются различные аспекты самоопределения: психологические основы самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, И.С. Кон и др.), профессионального самоопределения (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Гейжан, А.Л. Журкина, Е.А. Климов,
Н.С. Пряжников и др.), философский аспект самоопределения (А.В. Грибакин,
А.А. Гусейнов, Л.М. Архангельский, В.Г. Афанасьев, О.Г. Дробницкий, В.И. Никонов, В.Н. Бакштановская, Д.Ж. Валеев, А.Г. Здравомысло, Н.Д. Зотов и др.), социального самоопределения (В.С. Собкин, Т.Н. Кухтевич и др.), основу самоопределяющейся личности отмечают Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Е.И. Головаха, О.С. Газман и др. В последнее время появилось ряд исследований по формированию и подготовке профессионального самоопределения лиц с ограниченными физическими возможностями (С.В. Телешева, Е.О. Гордиевская и др.), психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению (Е.А. Иванова). Теоретическими и прикладными исследованиями использования компьютерных технологий как средства совершенствования системы специального образования занимаются ученые Института коррекционной педагогики (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова и др.). Вместе с тем исследований посвященных жизненному самоопределению инвалидов по зрению средствами ИКТ практически нет, за исключением работ узкого круга авторов статей о роли ИКТ в образовании, самообразовании, самореализации незрячих и слабовидящих. Также отсутствуют работы, посвященные вопросам научного обоснования и разработки практических средств, методов и форм жизненного самоопределения инвалидов по зрению, способствующих решению указанной проблемы. Малоизученным является вопрос о специфике жизненного самоопределения и включения в общественные отношения инвалидов по зрению средствами ИКТ.
Таким образом, проблема жизненного самоопределения молодых людей с инвалидностью по зрению, а также роли современных ИКТ в жизненном самоопределении инвалидов по зрению, не стали объектом специального исследования в педагогической науке.
Под жизненным самоопределением мы понимаем наличие собственных взглядов, установок и жизненной позиции личности, выбор того или иного
образа жизни. Это осознанное деятельное отношение человека к жизни с целью самосовершенствования и жизненного самопроявления. Под самоопределяющейся личностью понимается самодеятельный человек, самостоятельно и осознанно принимающий решения, находящий оптимальный путь решения жизненных проблем, способный самостоятельно ставить перед собой жизненные цели и достигать их решения, несмотря на физические ограничения. По мнению В.Д. Шадрикова, жизненное самоопределение характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья и поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком [9]. Н. С. Пряжников считает, что сущностью жизненного самоопределения является «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов жизни и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации» [6, а 23].
Благодаря работам О.С. Газмана, С.В. Бондаревской, В.В. Горшковой, В.В. Зайцева, А.В. Мудрика, А.Н. Тубельского, И.А. Колесникова, Н.Ф. Головановой, Б.М. Бим-Бада и многих других ученых, в рамках устанавливающейся концепции личностно - ориентированной модели образования указывается на самоопределение как ведущую ценность. Исследователь О.С. Газман считает, что самоопределение личности и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога [2]. Интересны для развития теории жизненного самоопределения -развивающая социальная политика, где важным составляющим является «формирование готовности людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к современным продуктивным формам мобильности, прежде всего образовательной (как новое самоопределение в будущем социальном и профессиональном статусе) и социокультурной (самоопределение в будущем образе жизни)». Здесь (социальной программе открытого типа) предполагается формирование «базовых или сквозных компетенций, к которым относятся
способности к коммуникации, к идентификации и способности к самоорганизации своего быта, жизнедеятельности, жизненных перспектив» [8, с. 45].
Одним из эффективных средств, по нашему мнению, формирования и усиления жизненного самоопределения являются ИКТ.
Распространение ИКТ обеспечивает людям, не способным видеть, невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, открывает новые горизонты в познании других людей и окружающий мир, позволяет реализовывать свой потенциал и улучшить качество жизни, дает возможность общаться и работать.
Можно привести множество примеров достижений инвалидов в науке, бизнесе, культуре и других сферах деятельности с использованием ИКТ. В Москве живет и работает слепоглухой ученый, доктор психологических наук, профессор Университета Российской академии образования, действительный член академии информатизации при ООН, педагог, писатель, поэт, автор множества книг и публикаций Суворов Александр Васильевич. Благодаря компьютеру и Интернет ведет активную научную и творческую жизнь. Во время его визита в Одессу организованного Ассоциацией пользователей сетей телекоммуникаций «Сети без границ» в интервью он сказал, что для него компьютер - все, «с его помощью читаю, пишу книги, общаюсь, зарабатываю» [10]. И таких примеров можно привести множество.
Рассмотрим основные направления использования ИКТ инвалидами по зрению в жизнедеятельности и в формировании жизненного самоопределения.
Использование ИКТ как средство компенсации слепоты и слабовидения. Одним из главных условий в формировании жизненного самоопределения незрячих и слабовидящих является обеспечение информацией: об окружающем мире, о современном обществе, мире профессий, и одной из проблем, с которыми сталкиваются незрячие, это доступность информации и
информационного взаимодействия. По мнению ученых, ведущую роль в процессе получения информацию из окружающего мира принадлежит зрению. По разным статистическим данным человек воспринимает с помощью зрения от 75 до 90 процентов получаемой информации. И поэтому легко представить, в какое тяжелое положение попадает человек, лишенный зрения в познании.
Расширение возможностей доступа к информации становится одним из ведущих механизмов социальной интеграции инвалидов по зрению, поскольку современный мир характеризуется возрастающей интенсификацией информационных процессов, требует от человека быстрой и адекватной ориентации в динамичных и многомерных информационных потоках [3].
ИКТ совместно с альтернативными технологиями (специализированными аппаратными и программными средствами для незрячих), может выступать как эффективное средство самостоятельного доступа к информации, в том числе к информационным ресурсам всего мира, облегчают ее обработку, становясь важным средством компенсации слепоты. Также существуют множества автоматизированных порталов для инвалидов России, созданные с учетом возможности его использования незрячими пользователями, применяющими в своей работе голосовые программы доступа, на них освещаются проблемы и пути реабилитации инвалидов, идет обмен опытом и полезными советами, в том числе и юридического характера, работают форумы.
Применение ИКТ для решения коммуникационных барьеров. Одним из основных обстоятельств, затрудняющих жизненное самоопределение незрячих и слабовидящих является трудности в общении с нормально видящими (В.З. Денискина, А.Г. Литвак, В.А. Бараш и др.). Интенсивность общения между собой намного выше, чем общение с «внешним миром». Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой «замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир» [5, с. 94].
Использование ИКТ снимает коммуникационные барьеры, облегчает и демократизирует коммуникацию, расширяет круг общения, выступает посредниками в процессе общения, позволяет найти друзей и
единомышленников по интересам и жизненным установкам, а порой являются единственным способом связи с внешним миром.
ИКТ как средство обеспечения доступности образования. Жизненное самоопределение в значительной мере зависит от образования и профессиональной готовности. Чтобы адаптироваться в современной жизни, быть востребованным на рынке труда, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и вполне самостоятельным человеком. Качественное профессиональное образование имеет высокий реабилитационный потенциал.
В последние годы в России отмечается заметный рост численности студентов-инвалидов, что обусловлено вниманием государственных, международных организаций к решению проблем в образовании людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, они на своем пути встречают множество трудностей, особенно жители с удаленных от центральных районов нашей страны. Также, многие учебные заведения не готовы к обучению инвалидов, т.к. не создана безбарьерная среда, нет программного и аппаратного обеспечения, нет подготовленных кадров для работы с инвалидами и др. ИКТ значительно увеличивает шансы для людей с инвалидностью по зрению получить образование на всех уровнях путем дистанционного обучения и затем трудоустроиться. Применение ИКТ в образовании открывает новые «обходные пути» инвалидности, расширяя возможности для коррекционно-развивающей работы, усиливая личностно-развивающий потенциал образовательной среды, раздвигая границы информационно-образовательного пространства.
Многие исследователи (Н.С. Пряжников, Щедровицкий, Е.А. Климов и др.) связывают жизненное самоопределение с профессиональной деятельностью, и многие люди видят смысл жизни именно в трудовой деятельности. ИКТ дают возможность не только получать профессиональное образование, но и работать. Удаленная работа прочно входит в действительность современных социально -трудовых отношений, и она не является противопоставлением традиционной системе занятости. Виртуализация рабочих мест стала в мировой практике
универсальным средством обеспечения занятости людей с инвалидностью (особенно тех из их, кто имеет ограниченные возможности в мобильности). Главная особенность удаленной работы или телеработы выполнение профессиональных обязанностей в удалении от места нахождения организации, в которой он работает посредством телекоммуникаций и компьютерной техники. Между работодателями и работниками
устанавливаются виртуальные «дистанционные экономические отношения».
Таким образом, ИКТ для людей с ограниченными зрительными возможностями дают возможность получить профессионального образования и трудоустроиться; благоприятствуют реализации целостности триединства самопознания, самообразования и самореализации, являющихся этапами индивидуальной стратегии жизненного самоопределения личности; позволяют снять многие ограничения, в первую очередь, связанные со сложностями перемещения, физической недоступностью для них многих учреждений: образовательных, культурных, просветительских и т.п.
Библиографический список
1. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii/14
2. Газман, О.С. Самоопределение. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / О.С. Газман. -М.: Инноватор, 1995. -227 с.
3. Королева, Н. Н. Роль информационных технологий в социальнопсихологической поддержке людей с глубокими нарушениями зрения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //koleso. mostinfo .ru/it 39801368
4. Лекарев, Г.Г. Инвалидность - это не безвыходная ситуация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/social/invalid-defence/79.
5. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.Г. Литвак. - СПб.: РГПУ, 2006. - 336 с.
6. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. -М.: МГППИ, 1999. - 108 с.
7. Солнцева, Л. И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики /Л.И. Солнцева. - М.: «Логос» ВОС, 2006 -115 с.
8. Фуряева Т.В. Профессиональное социальное образование в контексте
политики развития человеческого потенциала / Т.В.Фуряева // Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции «Социальная реабилитация: социокультурные и психолого-педагогические ресурсы и
практики». - Красноярск.: ИПК КГПУ, 2011. - С. 39-51.
9. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики /
В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993. - 181 с.
10. Персональный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://love-to-life.com/eva htm/suvorov.htm.
Bibliography
1. Federal Law «On Education» [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii/14
2. Furyaeva T.V. Professional Education in the Social Context of Human Development Policy / T.V. Furyaeva / / Proceedings of the Third All-Russian Scientific-Practical Conference "Social Rehabilitation: Socio-Cultural and Psycho-Educational Resources and Practices." - Krasnoyarsk.: IPK KSPU, 2011. - P. 39-51.
3. Gazman, O. S. Self-Determination. The New Value of Education: Thesaurus for Teachers and School Psychologists / O.S. Gazman. - M.: Innovator, 1995. - 227 p.
4. Koroleva, N.N. The Role of Information Technology in Social and Psychological Support for People with Serious Visual Disorders [Electronic Resource]. - Access Mode: http://koleso.mostinfo.ru/it 39801368
5. Lekarev, G.G. Disability - There Is a Way Out [Electronic Resource]. - Access Mode: http: // www. minzdravsoc. ru/ soci al/invali d-defence/79.
6. Litvak, A.G. Psychology of the Blind and Visually Impaired: Textbook for Students of Higher Educational Institutions / A.G. Litvak. - St. Petersburg.: WPC, 2006. - 336 p.
7. Personal Site [Electronic Resource]. - Access Mode: http://love-to-
life.com/eva_htm/suvorov.htm
8. Pryazhnikov, N.S. Theory and Practice of Professional Self-Determination/ N.S. Pryazhnikov. - M.: MSPPI, 1999. - 108 p.
9. Shadrikov, V.D. The Philosophy of Education and Educational Policy / V.D. Shadrikov. -M.: Logos, 1993. - 181 p.
10. Solntseva, L.I. Theoretical and Practical Problems of Modern Blindpsychology and Blindpedagogics / L.I. Solntseva. - M.: "Logos" EGM 2006 -115 p.