Научная статья на тему 'Жизненная компетентность как предиктор осмысленности, экзистенциальной исполненности жизни и саморегуляции в молодости'

Жизненная компетентность как предиктор осмысленности, экзистенциальной исполненности жизни и саморегуляции в молодости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненная компетентность / осмысленность жизни / экзистенциальная исполненность жизни / саморегуляция / возрастная задача / молодость. / life competence / development task / meaningfulness of life / existential fulfillment of life / self-regulation / youth

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванкова Дарья Леонидовна

В статье представлено эмпирическое исследование жизненной компетентности как детерминанты осмысленности жизни, ее экзистенциальной исполненности и саморегуляции в период молодости. Выявлено, что развитая жизненная компетентность выступает предиктором саморегуляции поведения, переживанию осмысленности и экзистенциальной исполненности жизни. Ее вклад существенно увеличивается после 25 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванкова Дарья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE COMPETENCE AS A PREDICTOR OF MEANINGFULNESS, EXISTENTIAL FULFILLMENT OF LIFE AND SELF-REGULATION IN YOUTH

The article presents an empirical study of life competence as a determinant of the meaningfulness of life, its existential fulfillment and self-regulation in the period of youth. It is revealed that developed life competence is a predictor of self-regulation of behavior, experience of meaningfulness and existential fulfillment of life. Its contribution increases significantly after 25 years.

Текст научной работы на тему «Жизненная компетентность как предиктор осмысленности, экзистенциальной исполненности жизни и саморегуляции в молодости»

УДК 159.9

ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ОСМЫСЛЕННОСТИ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ ЖИЗНИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В МОЛОДОСТИ

Иванкова Дарья Леонидовна - аспирант кафедры психологии Тульского государственного университета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет», начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, майор внутренней службы, г.Тула, пр.Ленина, д.92, e-mail: lazs@inbox.ru.

Аннотация.

В статье представлено эмпирическое исследование жизненной компетентности как детерминанты осмысленности жизни, ее экзистенциальной исполненности и саморегуляции в период молодости. Выявлено, что развитая жизненная компетентность выступает предиктором саморегуляции поведения, переживанию осмысленности и экзистенциальной исполненности жизни. Ее вклад существенно увеличивается после 25 лет.

Ключевые слова: жизненная компетентность, осмысленность жизни, экзистенциальная исполненность жизни, саморегуляция, возрастная задача, молодость.

LIFE COMPETENCE AS A PREDICTOR OF MEANINGFULNESS, EXISTENTIAL FULFILLMENT OF LIFE AND SELF-REGULATION IN YOUTH

Ivankova Daria Leonidovna - postgraduate of specialized department of psychology in Tula State University, Federal state budgetary educational institution of higher education « Tula State University», head of psychological laboratory of FKU IK-2 UFSIN of Russia in the Tula region, the major of internal service Tula, pr. Lenina, 92, e-mail: lazs@inbox.ru.

Abstract.

The article presents an empirical study of life competence as a determinant of the meaningfulness of life, its existential fulfillment and self-regulation in the period of youth. It is revealed that developed life competence is a predictor of self-regulation of behavior, experience of meaningfulness and existential fulfillment of life. Its contribution increases significantly after 25 years.

Key words: life competence, development task, meaningfulness of life, existential fulfillment of life, self-regulation, youth.

Период молодости является одним из наиболее значимых этапов в жизни человека, когда происходит переход от развития личности посредством внешних факторов к ее саморазвитию, направление которого определяется личностью самостоятельно в зависимости от ее целей, желаний и мировоззренческих установок. Осмысленное отношение личности к своей жизни ориентирует ее на внутренние изменения. В этом контексте особую актуальность приобретает изучение ресурсов личности, позволяющих ей выступать субъектом развития, решать поставленные задачи развития, руководствуясь индивидуальным представлением об успешности жизненного пути. Одним из таких ресурсов является жизненная компетентность, используемая личностью в ее жизненном самоопределении, самодетерминации и саморазвитии.

Под жизненной компетентностью (ЖК) мы понимаем системное свойство личности, интегрирующее автобиографические знания и связанные с ними стратегии решения задач развития, а также стремления и оценки, возникающие в ходе их принятия и решения. Ее

структура образована совокупностью взаимосвязанных компонентов: когнитивным (знания о возрастных задач), аффективным (эмоциональное отношение к возрастной задаче и ее решению), мотивационным (мотивы и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческим (стратегии решения возрастных задач)[2].

Становление и развитие ЖК происходит в решении возрастных задач, когда ее ресурсная функция позволяет преодолеть противоречие между желаемым, реальным и возможным посредством самодетерминируемой активности личности, направленной на саморазвитие и жизненное самоопределение. ЖК может быть обнаружена в контексте решения возрастной задачи и связана с приобретением нового знания, опыта, стратегий и устремлений, соответствующих индивидуальному жизненному пути личности, о чем писала М.В. Клементьева [3].

Целью исследования выступает изучение ЖК и ее структурных компонентов, выступающих предикторами формирования осмысленности жизни, ее экзистенциальной исполненности и саморегуляции.

Гипотезой исследования является предположение о том, что ЖК выступает предиктором осмысленности жизни, экзистенциальной исполненности жизни и саморегуляции поведения.

Выборку составили молодые людей в возрасте от 18 до 33 лет (N=427), получающие высшее образование, либо трудоустроенные на различных направлениях профессиональной деятельности.

По возрасту группа была разделена на подгруппы: 1 подгруппа- 18-21год; 2 подгруппа 22-25лет; 3 подгруппа 26-29 лет; 4 подгруппа 30-33 года. Выборка уравнена по половому признаку (204 мужчины и 223 женщины).

Были использованы авторская методика оценки уровня развития ЖК «Истории из жизни» [1], тест СЖО [Ошибка! Источник ссылки не найден.], шкала экзистенции [5], методика ССП [7].

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью SPSS (версия 21).Использовался метод линейного регрессионного анализа.

Зависимыми переменными для регрессионного анализа стали: экзистенциальная исполненность жизни, осмысленность жизни, саморегуляция поведения.

Установлены статистически значимые модели для указанных переменных в различных возрастных группах, что указывает на вклад ЖК.

В группе 18-25 лет выявлен вклад ЖК в саморегуляцию поведения (F= 5,244, при p<0,024, R2=0,238). Отрицательное воздействие аффективного компонента определяет 24% доли дисперсии модели у молодых людей в возрасте 18-21 года и 10% доли дисперсии у молодых людей в возрасте 22-25 лет. Значимых моделей для осмысленности жизни и ее экзистенциальной исполненности в группах 18-21 год и 22-25 лет не выявлено. Это может говорить о том, переживания негативного спектра, связанные с принятием и решением возрастной задачи способствует осознанному стремлению самостоятельно достичь поставленной цели, проявляя гибкость и уверенность в изменяющихся условиях.

В группе 26-29 лет выявлен вклад ЖК в экзистенциальную исполненность жизни (F= 3,167, при p<0,02, R2=0,193), где положительное воздействие когнитивного компонента ЖК и отрицательное - аффективного и поведенческого компонентов определяют 19 % доли дисперсии модели; в осмысленность жизни (F= 5,239, при p<0,001, R2=0,175), где положительное воздействие аффективного компонента и отрицательное мотивационного компонента определяют 18 % доли дисперсии модели. Значимой модели для саморегуляции поведения не выявлено. Установлено, что сформированная система автобиографических знаний способствует переживанию наполненности жизни смыслом, открытости молодого человека для роста и развития, переживания им подлинности своей жизни, в то время как неудовлетворенность достигнутым стимулирует к большей вовлеченности в самоосуществлении в жизни. С возрастом появляется убежденности личности в том, что она

сознательно управляет своей жизнью, самостоятельно принимает решения, воплощая желаемое.

В группе 30-33 года выявлен вклад ЖК в экзистенциальную исполненность жизни

(F= 14,143, при p<0,001, R2=0,414), где отрицательное воздействие когнитивного компонента ЖКопределяет 41 % доли дисперсии модели; в саморегуляцию поведения (F= 4,359, при p<0,019, R2=0,169), где отрицательное воздействие аффективного компонента определяет 17% доли дисперсии модели. Значимой модели для осмысленности жизни не выявлено. После 30 лет осознание недостаточности накопленного опыта и сформированных автобиографических знаний, возможно, приводит к пересмотру достигнутых результатов, желанию вновь пройти процесс решения возрастной задачи, достигнув иных целей, ставших более значимыми и наполненными смыслом. Переживание неудовлетворенности достигнутым, схожее с периодом 18-25 лет, способствует овладению новыми видами активности, стратегиями поведения, что позволит прийти к реализации субъективно значимого результата.

Таким образом, использование ЖК как ресурса развития существенно возрастает после 25 лет. Сформированная к этому моменту ЖК способствует произвольной саморегуляции жизнедеятельности, осмысленности и экзистенциальной исполненности жизни.

Литература

1. Иванкова, Д.Л. Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 381-395.

2. Иванкова, Д. Л. Становление жизненной компетентности в период вхождения во взрослость / Д. Л. Иванкова // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика». 2019. № 2. С. 36-40.

3. Клементьева, М.В. Психологические ресурсы жизненного пути: структура, содержание, методика исследования. Изд.: LAP Lambert Academic Publishing. 2012. 156 с.

4. Клементьева, М.В. Биографический концепт как психологическое средство осмысления жизни // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 68—78. doi:10.17759/chp. 2019150407

5. Кривцова, С.В. Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ : бюллетень. 2009. № 1. С. 141-170.

6. Леонтьев, Д.А., Калашников М.О, Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. т. 14, №1. С. 150-155.

7. Моросанова, В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство / В.И. Моросанова. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с. - (Психологический инструментарий).

УДК 159.9

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОБОДЕ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К БЛИЗКОМУ

Волкова Алена Сергеевна - студентка 4 курса факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ); Москва, Россия, ул. Сретенка, д.29, e-mail: alionka.volkowa@yandex.ru.

Мазаева Екатерина Сергеевна - старший преподаватель факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ); Москва, Россия, ул. Сретенка, д.29, e-mail:mazaevaes@mgppu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.