Научная статья на тему 'Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости'

Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ / МОЛОДОСТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / PERSONALITY / LIFE COMPETENCE / DEVELOPMENTAL TASKS / DEVELOPMENT / YOUTH / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванкова Дарья Леонидовна

Раскрыто психологическое содержание жизненной компетентности молодых людей в контексте решения возрастных задач. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач) компоненты. Выборку составили 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет. В исследовании измерялись показатели уровня развития жизненной компетентности, представленность в ее психологическом содержании каждого из компонентов. Установлено, что в совокупности все выделенные компоненты взаимосвязаны и образуют единую структуру. При решении возрастных задач в наибольшей степени актуализируются когнитивный и поведенческий компоненты жизненной компетентности, в наименьшей аффективный. Эмпирически обосновано, что субъективно значимыми возрастными задачами, определяющими потенциальное развитие личности в молодости, выступают такие как: поиск своего призвания и становление личности как профессионала, активная внутриличностная работа по осмыслению «Я» и своей жизни как уникальной, стремление к идентификации реальности и идеала. Жизненная компетентность наиболее востребована в решении следующих возрастных задач: обретение самостоятельности и ответственности как личностной черты, создание семьи, поиск своего призвания, становление личности как профессионала. Все они являются наиболее решаемыми возрастными задачами в молодости, что характеризует актуальное развитие личности в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological content of life competence in a situation of solving the ageing problems of youth

The article reveals the psychological content of life competence of young people in the context of solving age-related problems. The hypothesis of the study was the assumption that the psychological content of life competence includes cognitive (autobiographical knowledge and knowledge of age-related problems), affective (emotions and feelings in relation to the solution of age-related problems), motivational (motives, needs and aspirations associated with the solution of age-related problems) and behavioral (strategies for solving age-related problems) components. The sample consisted of data obtained from 40 people aged 23 to 26 years. The study measured the level of development of life competence, representation in its psychological content of each component. It is established that in total all selected components are interconnected and form a single structure. The cognitive and behavioural components of life competence are actualised to the greatest extent, and the affective components are actualised to the least extent when solving age-related problems. It is empirically proved that subjectively significant age-related problems defining the potential development of the personality in youth, such as search of the calling and formation of the personality as the professional activities; active intrapersonal work on the understanding of “I” and the life as unique; aspiration to the identification of reality and ideal. Life competence the most popular to solve the following age-related problems in youth: self-reliance and responsibility as personality traits; family; finding your calling; the formation of personality as a professional are the most solvable age-related problems that characterise the actual development of personality in this period.

Текст научной работы на тему «Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости»

2018

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПСИХОЛОГИЯ

Т. 8. Вып. 4

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА

УДК 159.922

Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости

Д. Л. Иванкова

Тульский государственный университет, Российская Федерация, 300026, Тула, пр. Ленина, 92

Для цитирования: Иванкова Д. Л. Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 381-395. https://doi.org/ 10.21638/11701^рЬи16.2018.406

Раскрыто психологическое содержание жизненной компетентности молодых людей в контексте решения возрастных задач. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач) компоненты. Выборку составили 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет. В исследовании измерялись показатели уровня развития жизненной компетентности, представленность в ее психологическом содержании каждого из компонентов. Установлено, что в совокупности все выделенные компоненты взаимосвязаны и образуют единую структуру. При решении возрастных задач в наибольшей степени актуализируются когнитивный и поведенческий компоненты жизненной компетентности, в наименьшей — аффективный. Эмпирически обосновано, что субъективно значимыми возрастными задачами, определяющими потенциальное развитие личности в молодости, выступают такие как: поиск своего призвания и становление личности как профессионала, активная внутриличностная работа по осмыслению «Я» и своей жизни как уникальной, стремление к идентификации реальности и идеала. Жизненная компетентность наиболее востребована в решении следующих возрастных задач: обретение самостоятельности и ответственности как личностной черты, создание семьи, поиск своего призвания, становление личности

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018 https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.406

как профессионала. Все они являются наиболее решаемыми возрастными задачами в молодости, что характеризует актуальное развитие личности в этот период.

Ключевые слова: личность, жизненная компетентность, возрастные задачи развития, молодость, контент-анализ.

Введение

Исследование жизненной компетентности (ЖК) личности в молодости выступает одной из предметных областей научных психологических исследований, относящихся к числу наименее разработанных, но актуальных. Это обусловлено тем, что предпосылки мудрости взрослых людей восходят к годам молодости, когда велико стремление личности самостоятельно определять направление своего развития и саморазвития, востребовано свободное экспериментирование с будущим посредством актуализации сознательно направляемой активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Личность в молодости не только сама инициирует активность, но и совершает осознанный выбор, руководствуясь собственными желаниями, устремлениями и реальными возможностями в противовес требованиям окружающей действительности и социальными ожиданиям, разрешает противоречия между действительным и возможным.

Жизненная компетентность представляет собой свойство личности, образованное совокупностью автобиографических знаний и связанных с ними стратегий поведения, мотивированных и оценочных суждений о себе и своей жизни, используемых личностью в саморазвитии и самопонимании. Источником ЖК выступает систематизированный, обобщенный жизненный опыт, позволяющий накапливать знания о потенциальных и актуальных путях развития личности, осваивать новые стратегии решения задач развития, стремиться к достижению субъективно значимого результата, формировать отношение к решаемой задаче и ее возможному результату в масштабе жизненного пути.

Традиционно ЖК изучается в поздней взрослости и старости и определяется как совокупность знаний и умений, позволяющих личности сохранить самостоятельность и продуктивность при решении задач жизнедеятельности под влиянием требований, предъявляемых к ней окружением, о чем писали А. Крузе [1], Т. М. На-заренко-Матвеева [2], Е. Демчук [3] и другие авторы. Мы находим целесообразным исследовать ЖК в молодости, когда происходит ее становление, обусловленное накоплением индивидуального жизненного опыта и возможностью его использования в решении возрастных задач развития.

Жизненная компетентность позволяет достигать эффективности в решении возрастных задач, направляя развитие личности. В молодости ЖК выступает как психологический ресурс, помогающий личности прогнозировать возможные исходы и учитывать потенциальные возможности саморазвития, выступать автором своей жизни, изменять себя и свою жизнь, совершать осмысленные жизненные выборы, позволяющие достичь желаемого результата, субъективно оцениваемого как эффективный. Как отмечает С. Л. Рубинштейн, являясь свойством личности, ЖК «включается в жизнь человека в качестве и обусловленной его обстоятельствами жизни, и обусловливающей его деятельность, посредством которой он эти обстоятельства изменяет» [4, с. 291] и ориентирована на разрешение противоречий между

требованиями окружающей действительности, индивидуальными особенностями, имеющимися возможностями и устремлениями личности. Таким образом, ЖК направляет развитие личности, выступает источником сознательной и целенаправленной активности.

Стремление личности к автономному и целенаправленному преодолению возникающих противоречий, достижению желаемого результата, самостоятельной постановке и решению задач развития позволяет говорить о ее ориентации на самодетерминацию и саморазвитие. Подобная установка осмыслена в широком контексте жизнедеятельности человека как самодетерминация поведения и внутренняя моти-вационная направленность личности в работе Д. А. Леонтьева [5]. Таким образом, ЖК выступает психологическим ресурсом преобразования жизни, позволяет повышать продуктивность деятельности и претворять в реальность желаемые изменения как по отношению к окружающей действительности, так и в процессе саморазвития.

Психологическое изучение ЖК касается ее содержания. Исходя из анализа накопленных в психологии данных относительно ЖК, в ее содержании выделяются когнитивный и поведенческий компоненты, что характерно для всевозрастного и нарративного подходов (А. Крузе, П. Балтес), а также для концепции автобиографической памяти (В. В. Нуркова). С той лишь разницей, что для всевозрастного подхода это знание фактов (задач и требований, которые ставит перед человеком жизнь) и знание стратегий (способов эффективной реализации поставленных задач) [1]. В работах В. В. Нурковой и представителей нарративного направления знания представляют собой опыт, накопленный личностью в течение жизни, систематизированный и категоризированный или зафиксированный в автобиографических воспоминаниях [6]. В рамках компетентностного подхода (И. А. Зимняя, Т. С. Назаренко-Матвеева, Н. Н. Быстрова и т. д.) необходимым считается включить в структуру ЖК помимо когнитивного еще и мотивационный (готовность к проявлению компетентности), отношенческий (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения), регулятивный (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата) компоненты [1; 7]. Акмеологический подход (Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова, И. В. Андреачук) выделяет когнитивный (владение знанием), эмоциональный (эмоциональная мотивация) и волевой (возможность достигать эффективности деятельности за счет преодоления трудностей) компоненты [8].

Таким образом, множественность представлений о ЖК и выделение ее различных компонентов определяются целями как теоретического (выделение критериев, а именно, знаний, умений и навыков, отличающих жизненно компетентного человека), так и практикоориентированного (выделение составляющих жизненной компетентности, развитие которых будет способствовать формированию жизненно компетентной личности, будь то компоненты или компетенции) исследования. Мы находим целесообразным рассматривать психологическое содержание ЖК в контексте решения возрастных задач в совокупности четырех компонентов: когнитивного, поведенческого, мотивационного, аффективного.

Когнитивный компонент ЖК связан с автобиографическими знаниями и знанием возрастных задач развития. Его актуализация предполагает обращение личности к автобиографическим знаниям, накопленному опыту, обобщенному, систематизированному и категоризированному в некие универсалии, позволяющие личности понимать происходящее в жизни, отвечать предъявляемым к ней требо-

ваниям. Автобиографические знания выступают основой в построении «Я» личности, формировании мировоззренческих, ценностных и смысловых ориентиров. Это некий результат отражения жизненного опыта, проверенный на практике на соответствие реальности и являющийся предпосылкой для дальнейшего развития и обретения новых знаний. Актуализируя этот компонент, человек как бы говорит себе: «Я знаю, что происходит со мной, я понимаю жизненную ситуацию, осознаю происходящее и т. п.».

Поведенческий компонент ЖК образован умениями, обеспечивающими эффективность жизнедеятельности, поведенческими стратегиями и действиями личности в решении задач развития и, как следствие, достижение ею результата, субъективно оцениваемого как продуктивного. Субъективно для человека этот компонент выражается в ответе на вопрос: «Что я делаю для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие стратегии поведения я использую?»

Аффективный компонент ЖК связан с эмоциями и чувствами, сопровождающими решение задач развития, оценку происходящих событий, а также построение прогноза развития с учетом эмоциональных отношений личности к актуальным и потенциальным возможностям развития. Он отражает то, что человек чувствует, о чем переживает в ходе решения задач развития (страх, отчаяние, удовлетворение, удовольствие, огорчение и т. д.).

Мотивационный компонент ЖК представляет собой совокупность мотивов, побуждающих к решению задач развития и их рефлексии, задавая потенциал саморазвития и самопонимания личности. Мотивационный компонент ЖК сопряжен с появлением сознательной заинтересованности в постановке задачи развития, актуализации ответственного отношения к ее решению, наделению задачи личностным смыслом. Мотивационный компонент выражается, например, в таких формулировках, как «я испытываю потребность в...», «яхочу достичь...», «я стремлюсь к...».

Развитие ЖК возможно при решении возрастных задач и основывается на умении личности использовать имеющиеся в ее распоряжении автобиографические знания как потенциал для обнаружения и преодоления противоречия между желаемым и действительным; освоенные стратегии решения задач развития как базу для формирования новых стратегий; стремление личности к автономному и целенаправленному преодолению возникающих противоречий как потенциал для постановки задачи развития и устремленности к ее решению, а также прогнозирования возможных результатов этого решения; эмоциональное отношение как основу личностной заинтересованности и включенности в решение возрастной задачи развития.

Индивидуальные жизненные задачи не только различны в плане возрастного развития, но и существенно зависят от особенностей жизненного пути конкретной личности. Возрастные задачи схожи для людей определенного возрастного этапа, живущих в схожих исторических и социокультурных условиях, что позволяет не только выявить особенности психологического содержания ЖК, но и проанализировать возрастные закономерности развития ЖК личности.

Под возрастными задачами развития мы вслед за П. Балтесом, А. Крузе, Ю. И. Фроловым, Р. Хевигхерстом и другими исследователями рассматриваем преодоление противоречия возраста, «зазора между актуальным и целевым состоянием» [9, с. 332]. Возрастная задача представляет собой столкновение двух реальностей: психической реальности личности и объективной действительности,

вступающей в противоречие с имеющимся в распоряжении человека обобщенным жизненным опытом.

Решение возрастной задачи представляет собой приобретение качественно новых индивидуально-психологических особенностей, желаемых, доступных, но ранее не имевшихся (жизненного знания и опыта, стратегии поведения, мировоззрения и т. п.) в ее распоряжении, тем не менее влияющих на характер развития, как отмечает М. В. Клементьева. Актуализация ЖК в процессе решения возрастной задачи способствует поиску и использованию продуктивной стратегии, позволяющей достичь желаемого, а ее формирование в деятельности заключается в качественном изменении знаний и обогащении присвоенного жизненного опыта.

Различные подходы к выделению возрастных задач молодости представлены в таблице 1.

Таблица 1. Подходы к выделению возрастных задач молодости

Название подхода (авторы) Возрастные задачи, характерные для молодости

Гуманистический подход (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) • профессиональное, личностное и социальное самоопределение; • идентификация представлений о реальной жизни с идеальными, отступление от идеализации; • создание семьи и построение семейных отношений; • переоценка системы ценностей; • обретение социальной и финансовой автономии; • создание стратегии жизни, появление смысла существования

Экзистенциальный подход (А. Н. Шулепова, Е. Е. Сапогова и др.) • самоосуществление в семье; • гражданская ответственность; • выбор близкой по духу социальной группы; • профессиональное самоопределение; • личностное самосовершенствование

Психоаналитический подход (К. Г. Юнг, Э. Эриксон и др.) • формирование интимности; • понимание себя и окружающего мира, • развенчание идеальных иллюзий и поиск компромисса между требованиями окружающей действительности и собственными возможностями; • освоение супружеской и родительской функций; • освоение внутрисемейных ролей

Системно-эволюционный подход (Б. Ливехуд и др.) • выбор своего уникального пути; • определение ролевого репертуара; • появление ответственности как личностной черты; • принятие себя; • профессиональное и семейное самоопределение

Субъектный подход (К. А. Абульханова, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев) • овладение профессией; • приобретение экономической ответственности; • полное включение во все виды социальной и общественной жизни страны; • создание семьи; • самоопределение в собственной жизнедеятельности

Так, к возрастным задачам молодости, в контексте которых возможно развитие ЖК, относятся следующие: выбор профессии, самоосуществление в семье, осмысление своего «Я» как уникального, самосовершенствование и саморазви-

тие, выработка жизненного стиля и построение конкретных жизненных планов, приобретение и осознание себя в статусе взрослого и самостоятельного человека, идентификация реальности и идеала, получение образования.

Таким образом, несмотря на наличие работ в области психологии жизненной компетентности, проблема психологического содержания ЖК остается недостаточно разработанной. В стороне остается вопрос о развитии ЖК, которое обнаруживается в контексте решения возрастных задач в молодости.

Цель исследования — эмпирически изучить психологическое содержание ЖК личности в молодости при решении возрастных задач.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач) компоненты.

Объект исследования — ЖК личности.

Предмет исследования — психологическое содержание ЖК личности молодых людей.

Методика, организация и выборка исследования

В исследовании приняли участие 40 человек (мужчины и женщины) в возрасте от 23 до 26 лет, имеющие оконченное или незаконченное высшее образование.

Была использована авторская проективная методика «Истории из жизни», разработанная для изучения психологического содержания ЖК, поскольку она может быть обнаружена в контексте решения возрастных задач. Стимульный материал представляет собой 16 историй, в которых описаны ситуации жизненного выбора, дилеммы, связанные с решением по каждой из возрастных задач развития, характерных для молодости: 1) обретение самостоятельности и ответственности как личностной черты; 2) создание жизненных проектов своего развития; 3) стремление к идентификации реальности и идеала; 4) создание семьи и союза, обусловленного любовью, духовной близостью, материальным расчетом, психологическим соответствием и моральными соображениями; 5) поиск своего призвания и становление личности как профессионала; 6) активная внутриличностная работа по осмыслению своего «Я» и своей жизни как уникальной; 7) получение образования.

Испытуемым предлагалось заполнить таблицу (фрагмент представлен в таблице 2) в соответствии с полученной инструкцией: «Прочитайте представленные ниже истории из жизни, в которых описаны ситуации жизненного выбора, дилеммы. Ваша задача, ознакомившись с ними, заполнить таблицу. В графе "Оценка" оцените в баллах от 0 до 5, насколько каждая история отражает характерные для Вас жизненные ситуации. В графе "Выбор и ресурсы" напишите свое решение жизненной дилеммы, аргументируйте свой жизненный выбор, укажите, какие средства (ресурсы) Вы используете для реализации своего решения. Для нас очень ценно Ваше мнение, чувства, эмоции, знания».

Обработка результатов осуществлялась с помощью контент-анализа четырьмя экспертами, имеющими высшее психологическое образование. В качестве

Жизненные истории Оценка Выбор и ресурсы

История 1. Вы живете отдельно от родителей, хотя каждый день заглядываете их проведать — мама всегда накормит и подбросит денег на карманные расходы. Подработка не может до конца разрешить финансовые затруднения, а вам важно быть полностью независимым и автономным 0 1 2 3 4 5

История 2. Вы чувствуете, что ритм жизни изнуряет — времени и сил не хватает для того, чтобы совмещать работу, не связанную с выбранной специальностью, и учебу. Необходимо делать выбор и решить, что важнее 0 1 2 3 4 5

К-переменных выступали языковые репрезентанты компонентов ЖК, представленные в текстах графы «Выбор и ресурсы»: слова и словосочетания, описывающие знание возрастных задач, эмоции и чувства, действия, стремления, мотивы, ценности в процессе решения возрастных задач. Определялись абсолютная (совокупность языковых репрезентантов — ЯР) и условная (отношение абсолютной частоты к длине анализируемого текста) К-переменная, что было продиктовано значительной разницей в длине анализируемых текстов отдельно для каждой задачи. Затем данные суммировались, что давало общий показатель уровня развития ЖК. Графа «Оценка» позволила выявить актуальность возрастной задачи, ее значимость для респондента по каждой из предложенных дилемм. Оценка построена с использованием шкалы Ликерта.

Авторская методика является валидным инструментом оценки уровня развития ЖК, соответствует современным требованиям, предъявляемым к проективным методикам [10; 11]. В нашем исследовании выявлено, что шкалы методики «Истории из жизни» обнаруживают близость к конструктам, рассматривающим ЖК как показатель личностной зрелости: толерантности в отношении к сложным задачам, предпочтению неопределенности, квазирефлексии и экзистенциальной исполненности свободы, биографической рефлексии, удовлетворенности жизнью и самоэффективности.

Последующий статистический анализ осуществлялся в SPSS (версия 21) с использованием следующих методов: согласованность предложенной компонентной структуры ЖК оценивалась с помощью коэффициента надежности альфа Крон-баха; сравнение средних показателей осуществлялось с использованием критерия знаков — W Кенделла; корреляционный анализ переменных осуществлялся с использованием критерия Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ данных показал, что все участники справились с заданиями. Мы получили по 16 текстов от каждого респондента. Общее количество анализируемых текстов составило 640. Незаполненных граф не было.

Средние значения К-переменных, полученные в результате контент-анализа авторской методики, представлены в таблице 3.

Таблица 3. Средние значения условных К-переменных компонентов ЖК (Ы = 40)

Задача Актуальность Актуализирование ЖК в решении задач

КК АК МК ПК Общий показатель уровня развития ЖК

Получение образования 1,8 0,003 0,001 0,004 0,002 0,01

Поиск своего призвания и становление личности как профессионала 2,37 0,017 0,009 0,013 0,017 0,056

Создание семьи 1,99 0,031 0,015 0,015 0,024 0,086

Активная внутриличностная работа по осмыслению своего «Я» и своей жизни как уникальной 2,84 0,016 0,006 0,007 0,011 0,041

Создание жизненных проектов своего развития 1,92 0,014 0,006 0,008 0,012 0,041

Обретение самостоятельности и ответственности 1,94 0,026 0,011 0,013 0,021 0,072

Стремление к идентификации реальности и идеала 2,52 0,011 0,005 0,006 0,009 0,032

Общий показатель — 0,118 0,053 0,066 0,096 0,338

КК — когнитивный компонент; АК — аффективный компонент; ПК — поведенческий компонент; МК — мотивационный компонент.

Качественный анализ содержания ЖК позволил выделить особенности актуализации ее компонентов.

Когнитивный компонент ЖК личности образован автобиографическими знаниями, связанными с индивидуальным обобщенным жизненным опытом и позволяющими молодому человеку достигать желаемого, субъективно значимого результата в решении возрастных задач. Это знания о том, какие задачи стоят перед личностью и какого результата она стремится достичь, каких решений от нее ожидает социум.

Примеры языковой презентации когнитивного компонента ЖК: «осознание однообразия помогает мне решить.»; «я знаю, что для решения мне необходимо.»; «я понимаю жизнь»; «я знаю, как достичь профессионального роста»; «я знаю, что в идеале моя жизнь.»; «я понимаю, что от меня ожидают»; «уже сейчас я понимаю, что не смогу.»; «именно знание жизни позволяет мне предугадать.»; «потому что это моя жизнь и я четко осознаю то, к чему хочу стремиться»; «я знаю, поэтому нет необходимости выбирать»; «не понимаю, как можно хотеть быть матерью»; «я

знаю, что так будет лучше»; «мои знания и мой опыт»; «я понимаю, что некоторые цели навязаны обществом»; «понимаю, что поглощена трудом и развитием» и т. д.

К когнитивному компоненту молодой человек обращается, когда сталкивается с ситуацией, решение которой не может проходить по уже отработанной стратегии и когда необходимо задействовать имеющиеся знания для создания новой стратегии, ориентированной на перспективы развития и саморазвития личности. Качественный анализ ответов позволят предположить, что автобиографические знания, образующие когнитивный компонент ЖК, человек использует для самопознания и самопонимания, прогноза своего дальнейшего развития.

Содержание аффективного компонента ЖК образовано эмоциями, чувствами, способствующими осознанию, постановке, принятию и решению возрастных задач, отражающими отношение личности к происходящим событиям, позволяющими оценить актуальное развитие ситуации и соотнести его с прогнозируемым и желаемым, внести необходимые коррективы. Это эмоции и чувства, которые связаны как с результатом решения возрастной задачи («удовлетворение», «облегчение», «разочарование», «удовольствие», «радость», «экстаз», «счастье», «большая печалька», «отчаяние», «любовь», «благодарность» и т. д.). Их модальность главным образом положительная, за исключением ситуаций, когда решенная задача привела к неожиданным или даже нежелаемым результатам. Эмоции, которые сопровождают процесс решения задач развития («одиночество», «уверенность», «интерес», «страх», «душевный подъем», «ощущение света», «удивление» и т. д.), также различаются по своей модальности. Положительные более характерны для молодых людей, предполагающих, что их действия приведут к желаемому результату, а если и нет, то к качественным изменениям в них самих. Отрицательная модальность превалирует в рассказах в контексте неготовности принимать решение, но и осознания необходимости это сделать. Подобное противоречие сопряжено с переживаниями неуверенности, страха, отчаяния.

Психологическое содержание поведенческого компонента ЖК представляет собой умения личности, поведенческие стратегии и действия, направленные на решение возрастных задач, достижение субъективно значимого и наиболее продуктивного результата. Это сознательно направляемая субъектом активность, реальная деятельность в ситуации, требующей преодоления возникающего противоречия.

Примеры языковой презентации поведенческого компонента ЖК: «сделаю все возможное», «учился и жил.», «я бы поговорила. и объяснила.», «доказала своей успеваемостью», «я несу за себя ответственность», «продумывать все наперед», «я двигаюсь постоянно вперед и тогда достигаю результата», «объясню. что смогу обеспечить себя», «взвешу все "за" и "против"», «работать над собой», «получить диплом» и т. д.

Для молодых людей содержание этого компонента представляет собой две группы стратегий: умственные, характеризующиеся планированием стратегии поведения, предположением о том, что именно эти действия приведут к конкретному желаемому результату, и поведенческие, представляющие собой конкретные действия, которые совершаются молодым человеком и в совокупности должны обеспечить достижение поставленной цели.

Мотивационный компонент ЖК представляет совокупность мотивов, побуждающих к решению возрастных задач, рефлексии, саморазвитию и самопонима-

нию, а также наделяет ситуацию решения возрастного противоречия личностным смыслом, делает ее личностно значимой.

Примеры языковой презентации мотивационного компонента ЖК: «я хочу настоящую свадьбу», «я ценю своих родителей», «стремлюсь к стабильности и комфорту», «для меня важно становиться лучше, чем вчера», «устремления должны стать реальностью», «то, что ценно и важно для меня», «мне есть к чему стремиться», «планы для меня важны», «я хочу, чтобы мой выбор уважали» и т. д.

Сравнительный анализ

Сравнение значений условных К-переменных компонентов ЖК по возрастным задачам, характерным для молодости, проводилось с использованием критерия знаков. Результаты (значимость различий) представлены в таблице 4.

Таблица 4. Сравнительный анализ значений условных К-переменных компонентов ЖК с использованием критерия знаков (р-уровень)

Показатели ЖК Когнитивный компонент Аффективный компонент Поведенческий компонент Мотивационный компонент

Когнитивный компонент — 0,000 0,155 0,000

Аффективный компонент 0,000 — 0,000 0,874

Поведенческий компонент 0,155 0,000 — 0,003

Мотивационный компонент 0,000 0,874 0,003 —

Данные таблицы 4 позволяют говорить о том, что существует различие между когнитивным и аффективным компонентами ЖК — последний наименее выражен. Можно предположить, что эмоции и чувства сопровождают процесс решения возрастной задачи, но при этом существенно на него не влияют. Когнитивный и поведенческий компоненты представлены в наибольшей степени, по сравнению с двумя другими, что характеризует такой тип использования ЖК, как рационально-практический. Это может говорить о том, что в процессе решения возрастных задач молодые люди более ориентированы на рационализацию, имеющиеся в их распоряжении присвоенный опыт, автобиографические знания о жизни и о стратегиях преодоления возникающих противоречий, возможных вариантов развития и саморазвития.

Данные сравнительного анализа общего показателя ЖК для каждой из возрастных задач представлены в таблице 5.

Данные таблицы 5 указывают на наличие различий в актуализации ЖК при решении возрастных задач.

Сравнение возрастных задач по общему показателю ЖК с использованием критерия знаков позволило выделить задачи, для решения которых молодые люди используют ЖК. Обретение самостоятельности и ответственности как личност-

ной черты, создание семьи и поиск своего призвания, становление личности как профессионала выступают теми задачами, которые решаются молодыми людьми в настоящий момент. При этом получение образования становится задачей, для решения которой молодые люди актуализируют ЖК в наименьшей степени, по сравнению с другими задачами, что может быть связано с тем, что они уже завершают получение высшего образования и ориентированы на профессиональную деятельность, т. е. эта задача фактически решена.

Таблица 5. Сравнительный анализ общего показателя ЖК для каждой из возрастных задач с использованием критерия знаков (р-уровень)

№ задачи 1 2 3 4 5 6 7

1 — 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 0,000 — 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000

3 0,000 0,000 — 0,001 0,000 0,000 0,000

4 0,000 0,000 0,001 — 0,000 0,000 0,000

5 0,000 0,000 0,000 0,000 — 0,000 0,000

6 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 — 0,043

7 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,043 —

1 — получение образования; 2 — поиск своего призвания и становление личности как профессионала; 3 — создание семьи; 4 — активная внутриличностная работа по осмыслению своего «Я» и своей жизни как уникальной; 5 — создание жизненных проектов своего развития; 6 — обретение самостоятельности и ответственности; 7 — стремление к идентификации реальности и идеала.

Сравнение возрастных задач по показателю «актуальность» с использованием критерия Кенделла позволило выделить наиболее актуальные для молодых людей задачи. Среди них поиск своего призвания и становление личности как профессионала, активная внутриличностная работа по осмыслению своего «Я» и своей жизни как уникальной, стремление к идентификации реальности и идеала (W Кен-далла = 0,103, при р > 0,017). При этом, как видно из данных, представленных выше, они не относятся к числу решенных возрастных задач, что позволяет нам предположить, что они только оказываются в фокусе внимания респондентов на данном этапе их жизненного пути. Исключение составляет только решение такой задачи, как поиск своего призвания и становление личности как профессионала, что указывает не только на актуальность задачи, но и на актуализацию ЖК для ее решения.

Обнаруженное нами различие между значимыми и решаемыми с помощью ЖК возрастными задачами может быть осмыслено в контексте положения Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Интерпретируя данные, осторожно можем предположить, что возрастные задачи, для решения которых моло-

дые люди используют ЖК, формируют зону актуального личностного развития, а возрастные задачи, которые лишь формулируются как важные, но не решаются, образуют зону ближайшего, потенциального личностного развития.

Анализ согласованности содержания ЖК был проведен с помощью коэффициента надежности-согласованности альфа Кронбаха и составил 0,882, что позволяет говорить о хорошей согласованности содержательных компонентов ЖК. Это указывает на то, что рассматриваемые компоненты ЖК отражают ее психологическое содержание.

Корреляционный анализ был проведен с использованием критерия Спирме-на. Он позволил выявить значимые положительные взаимосвязи между компонентами ЖК (таблица 6).

Таблица 6. Корреляционный анализ компонентов ЖК

Когнитивный компонент Аффективный компонент Поведенческий компонент Мотивационный компонент

Когнитивный компонент 1,000 +0,806** +0,540** +0,323*

Аффективный компонент +0,806** 1,000 +0,700** +0,495**

Поведенческий компонент +0,540** +0,700** 1,000 +0,735**

Мотивационный компонент +0,323* +0,495** +0,735** 1,000

** — корреляция значима на уровне 0,01 (двух сторон.); * — корреляция значима на уровне 0,05 (двух сторон.).

Как показывают данные таблицы 6, компоненты взаимосвязаны друг с другом. Знание задачи и использование автобиографических знаний для ее решения взаимосвязаны с желаниями, потребностями и устремлениями личности, ее видением продуктивного результата и эмоциональным отношением к этому процессу в целом. Наделение возрастной задачи личностным смыслом вызывает эмоциональное к ней отношение, заинтересованность молодых людей в ее решении, а также позволяет выстраивать стратегию поведения по наиболее продуктивному с субъективной точки зрения образцу.

Выводы

1. ЖК молодых людей в возрасте от 23 до 26 лет образована четырьмя компонентами, которые определяют ее психологическое содержание в контексте решения возрастных задач: когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач).

2. Для современных молодых людей наиболее актуальными выступают такие задачи, как поиск своего призвания и становление личности как профессионала, активная внутриличностная работа по осмыслению своего «Я» и своей жизни как уникальной, стремление к идентификации реальности и идеала. Они задают перспективу развития личности и открывают потенциальные для этого возможности.

3. Актуализация ЖК в контексте таких возрастных задач развития, как обретение самостоятельности и ответственности как личностной черты, создание семьи, поиск своего призвания и становление личности как профессионала, очерчивает границы актуального личностного развития.

4. В контексте решения возрастных задач наиболее востребованным является рационально-практический тип актуализации ЖК. Он характеризуется более высокими показателями когнитивного и поведенческого компонентов ЖК, по сравнению с двумя другими, что определяет преимущественное использование молодыми людьми в решении возрастных задач автобиографических знаний и конкретных стратегий решения.

Литература

1. Kruse A. Geriatre — Gesundheit und Kompetenzim Alter. Aufgaben der Prävention und Rehabilitation // Handbuch der Praventivmedizin / Hrsg P. J. Alhoff, J. Leidel, G. Ollenschlager, P. Voigt. Berlin; Heidelberg; New York: Springer. 2007. S. 601-628.

2. Назаренко-Матвеева Т. М. Социальное проектирование как средство формирования жизненной компетентности обучающихся // Вестник РМАТ. 2015. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-zhiznennoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 05.10.2016).

3. Демчук Е. Тезаурус життево! компетентноси молодi // Украшський науковий журнал освгга регюну Полгголо^ психоло^ комушкаци. Украша. 2013. № 2. URL: http://social-science.com.ua/ article/1075 (дата обращения: 03.03.2017).

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 269 с.

5. Леонтьев Д. А. Психология свободы // Интегральная психология. URL: http://i-psy.ru/content/ view/87/119/ (дата обращения: 12.05.2018).

6. Нуркова В. В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 17-25.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

8. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Т. 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров. М.: АПКиПРО, 2004. 116 с.

9. Клементьева М. В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурс развития» взрослого человека // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 326-336.

10. Иванкова Д. Л. Исследование взаимосвязи жизненной компетентности и толерантности к неопределенности в молодости // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр.: в 2 т. / под ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 1. С. 56-60.

11. Иванкова Д. Л. Изучение жизненной компетентности молодых людей // Психологические проблемы смысла жизни и акме: сб. мат-лов XXIII междунар. симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М.: Психологический институт РАО, 2018. С. 324-327.

Статья поступила в редакцию 12 октября 2017 г.

Статья принята к публикации 13 сентября 2018 г.

Контактная информация:

Иванкова Дарья Леонидовна — аспирант; lazs@inbox.ru

Psychological content of life competence in a situation of solving the ageing problems of youth

D. L. Ivankova Tula State University,

92, pr. Lenina, Tula, 300026, Russian Federation

For citation: Ivankova D. L. Psychological content of life competence in a situation of solving the ageing problems of youth. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2018, vol. 8, issue 4, pp. 381395. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.406 (In Russian)

The article reveals the psychological content of life competence of young people in the context of solving age-related problems. The hypothesis of the study was the assumption that the psychological content of life competence includes cognitive (autobiographical knowledge and knowledge of age-related problems), affective (emotions and feelings in relation to the solution of age-related problems), motivational (motives, needs and aspirations associated with the solution of age-related problems) and behavioral (strategies for solving age-related problems) components. The sample consisted of data obtained from 40 people aged 23 to 26 years. The study measured the level of development of life competence, representation in its psychological content of each component. It is established that in total all selected components are interconnected and form a single structure. The cognitive and behavioural components of life competence are actualised to the greatest extent, and the affective components are actualised to the least extent when solving age-related problems. It is empirically proved that subjectively significant age-related problems defining the potential development of the personality in youth, such as search of the calling and formation of the personality as the professional activities; active intrapersonal work on the understanding of "I" and the life as unique; aspiration to the identification of reality and ideal. Life competence the most popular to solve the following age-related problems in youth: self-reliance and responsibility as personality traits; family; finding your calling; the formation of personality as a professional are the most solvable age-related problems that characterise the actual development of personality in this period.

Keywords: personality, life competence, developmental tasks, development, youth, content analysis.

References

1. Kruse A. Geriatre — Gesundheit und Kompetenzim Alter. Aufgaben der Prävention und Rehabilitation. Handbuch der Praventivmedizin. Hrsg P. J. Alhoff, J. Leidel, G. Ollenschlager, P. Voigt. Berlin, Heidelberg, New York, Springer, 2007, pp. 601-628.

2. Nazarenko-Matveeva T. M. Sotsial'noe proektirovanie kak sredstvo formirovaniia zhiznennoi kompe-tentnosti obuchaiushchikhsia [Social design as a means of forming of vital competence of students]. Vestnik RMAT, 2015, no. 3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-zhiznennoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (accessed: 05.10.2016). (In Russian)

3. Demchuk E. Tezaurus zhittevoi kompetentnosti molodi [Thesaurus life kompetentnost mood]. Ukrains'kij naukovij zhurnal osvita regionu Politologiya psihologiya komunikacii [Ukrainian journal of education region Politologypsychology communications], 2013, no. 2. Available at: http://social-science.com.ua/ article/1075 (accessed: 03.03.2017). (In Ukraine)

4. Rubinshtejn S. L. Bytie isoznanie. Chelovek i mir [Beingand consciousness. Man and the world]. St. Petersburg, Piter, 2003. 269 p. (In Russian)

5. Leont'ev D. A. Psikhologiia svobody [Psychology of freedom]. Integral'naia psikhologiia [Integralpsychology]. Available at: http://i-psy.ru/content/view/87/119/ (accessed: 12.05.2018). (In Russian)

6. Nurkova V. V. Analiz fenomenov avtobiograficheskoi pamiati s pozitsii kul'turno-istoricheskogo pod-khoda [Analysis of autobiographical memory phenomena from the standpoint of cultural and historical approach]. Kul'turno-istoricheskaia psikhologiia [Cultural and historical psychology], 2008, no. 1, pp. 17-25. (In Russian)

7. Zimnyaya I. A. Kliuchevye kompetentsii — novaia paradigma rezul'tata obrazovaniia [Key competence — a new paradigm of the result of education]. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2003, no. 5, pp. 34-42. (In Russian)

8. Afanas'eva T. P., Nemova N. V. Professional'noe razvitie kadrov munitsipal'noi sistemy obrazovaniia. T. 1. Razvitie professional'nogo masterstva pedagogicheskikh kadrov [Professional development of personnel of the municipal education system. Vol. 1. Development of professional skills of teaching staff]. Moscow, AP-KiPRO, 2004. 116 p. (In Russian)

9. Klement'eva M. V. Teoretiko-metodologicheskii smysl poniatiia «resurs razvitiia» vzroslogo cheloveka [Theoretical and methodological meaning of the concept of "Resource development" adult]. Izvestiia Tul-GU. Gumanitarnye nauki [Humanities], 2012, no. 2, pp. 326-336. (In Russian)

10. Ivankova D. L. Issledovanie vzaimosviazi zhiznennoi kompetentnosti i tolerantnosti k neopre-delennosti v molodosti [Study of correlation between life competence and ambiguity tolerance in youth]. Chelovek v usloviiakh neopredelennosti: sb. nauch. tr.: v 2 t. [Man under uncertainty: proceedings in 2 vol.]. Eds E. V Bakshutova, O. V. Yusupova, E. Yu. Dvojnikova. Samara, Samar. gos. tekhn. un-t, 2018, vol. 1, pp. 56-60. (In Russian)

11. Ivankova D. L. Izuchenie zhiznennoi kompetentnosti molodykh liudei [The study of life competence of young people]. Psikhologicheskieproblemy smysla zhizni i akme: sb. mat-lovXXIII mezhdunar. simpoziuma [Psychological problems of the meaning of life and Acme: collection of materials of the XXIII International Symposium]. Eds G. A. Vaizer, N. V. Kisel'nikova, T. A. Popova. Moscow, Psikhologicheskii institut RAO Publ., 2018, pp. 324-327. (In Russian)

Received: October 12, 2017 Accepted: September 13, 2018

Author's information:

Daria L. Ivankova — post-graduate student; lazs@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.