Филатов Алексей Андреевич - ординатор Кафедры нейрохирургии и неврологии медицинского факультета СПбГУ.
Золотов Виктор Дмитриевич - ординатор Кафедры госпитальной терапии медицинского факультета СПбГУ.
Кушниренко Ярослав Николаевич - ассистент Кафедры нейрохирургии и неврологии медицинского факультета СПбГУ, врач-невролог, к.м.н..
УДК 616.89:616.36-002
Улюкин И.М., Березовский А.В., Болехан В.Н., Орлова Е.С.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧЫХ ЭТНОЯЗЫКОВЫХ ГРУППАХ
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, ¡£ог_и1уик1п@,тай. ги
Резюме. Рассматриваются фундаментальные жизненные мотивации и предпосылки их реализации у мужчин молодого возраста различных этноязыковых групп с точки зрения экзистенциональной исполненности. Показано, как сходство, так и различие, обусловленное для восточных народов общностью религии и географических особенностей проживания, а также различным понятием личных ценностей, обусловленных этно-культурными особенностями обследованных лиц. Поэтому при работе с людьми необходимо исходить из основных составляющих самосознания: самопонимания (когнитивный аспект), отношения к себе (эмоциональный аспект); саморегуляции (поведенческий аспект), формируя тем самым развитие новых форм поведения, связанных с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью, способствующих оптимальной адаптации и успешному социальному функционированию в реальной жизни, а также предупреждению образования и рецидивов неконструктивного поведения. При этом обобщенный взгляд на поведение и убеждения может не охватывать разнообразия, существующего внутри этнических групп.
Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, свобода выбора, качество жизни личности, экзистенциальный кризис, мужчины молодого возраста,
176
этноязыковые группы, психодиагностика. Abstract.
I.M. Uliukin, A.V. Berezovskii, V.N. Bolekhan, E.S. Orlova Existential fulfillment of young men in a different ethno-linguistic groups.
Fundamental life motivations and the prerequisites for their realization in men of young age of various ethno-linguistic groups from the point of view of existential fulfillment are considered. It shows both the similarity and the difference due to the generality of religion and geographic features of residence for Eastern peoples, as well as the different concept of personal values due to the ethno-cultural characteristics of the individuals surveyed. Therefore, when working with people, one must proceed from the basic components of self-awareness: self-understanding (cognitive aspect), attitudes toward oneself (emotional aspect); self-regulation (behavioral aspect), thus forming new forms of behavior associated with cooperation, mutual assistance, responsibility and autonomy, contributing to optimal adaptation and successful social functioning in real life, as well as preventing the formation and relapse of unconstructive behavior. However, a generalized view of behavior and beliefs may not cover the diversity that exists within ethnic groups.
Key words: existential fulfillment, freedom of choice, quality of a person's life, existential crisis, young men, ethno-linguistic groups, psychodiagnostics.
Введение. Известно, что общая закономерность взаимоотношения социальных идеалов и этнических стереотипов состоит в том, что социальные идеалы способствуют формированию этнических стереотипов, а специфические этнические стереотипы - реализации специфических социальных идеалов [1]. Есть мнение, что главная функция стереотипа вытекает из разделения и проявления в сфере общественного сознания понятий «мы - они» [2]: стереотипы формируют чувство социальной и личностной идентичности, возникшей в результате функционирования оппозиции собственной группы («мы») группе «чужой» («они»), и их социальная функция, состоящая в защите общепринятых обществом или группой ценностей или оценок, интернализация которых как обязательная социальная норма служит условием взаимодействия индивида с группой.
Проблема взаимовосприятия наций сложна в изучении тем, что восприятие
одних и тех же явлений и процессов разными этническими группами далеко не
одинаково, хотя и установление контакта между различными этническими
177
группами невозможно без адекватного понимания основных культурных норм и ценностей этносов [3]. Этнический стереотип отражает стремление людей к сохранению и укреплению позитивной этнокультурной идентичности и является фактором консолидации и фиксации этнической группы [4], при этом ведущую роль в утверждении и трансформации этнических стереотипов всегда играют экономические, политические и другие причины. Хотя есть мнение, что, будучи сформированными, этнические стереотипы активно поддерживаются в массовом сознании и редко претерпевают какие-либо изменения [5], они характеризуются устойчивостью, эмоциональной окрашенностью, передачей обобщенного образа этнической группы, который имеет свою персонификацию.
Считается, что современные условия дают человеку разнообразный выбор способов существования, возможности приобретения того опыта, который он считает нужным и значимым для себя. Поэтому важную роль в психической адаптации играет экзистенция, как специфически человеческий способ бытия, основной характеристикой которого является свобода выбора, то есть, такой способ бытия человека, когда он постоянно находится в ситуации, которая запрашивает его «Как человеку быть в этой ситуации человеком?». Осуществляя себя таким образом, человек переживает экзистенциальную исполненность (ЭИ) как точку зрения для описания качества жизни человека в противовес более привычному понятию счастья, глубокое чувство согласия и удовлетворения [6].
Однако применительно к условиям жизни в иной общественной реальности вопросы ЭИ у лиц различных этноязыковых групп изучены недостаточно.
Цель исследования. Изучение фундаментальных жизненных мотиваций и предпосылок их реализации у мужчин молодого возраста различных этноязыковых групп с целью улучшения качества их медико-психологического сопровождения (МПС).
Материалы и методы исследования. Для изучения ЭИ у 85 практически
здоровых мужчин молодого возраста (22,98±1,92 года) различных этноязыковых
групп (в том числе группа славян - 47 человек (55,3%), тюрок - 31 (36,5%),
арабов - 7 (8,2%, возрастное различие между группами недостоверно) проведено
экспериментально-психологическое исследование с применением «Шкалы
экзистенции» (ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер [7], которая показывает, «много ли
осмысленного в моей жизни, как часто я живу с внутренним согласием,
соответствуют ли моей сущности мои решения и поступки, могу ли я вносить
хорошее в жизнь, как я его понимаю», отражая тем самым субъективную оценку
178
человеком своей жизни, его фундаментальные жизненные мотивации и предпосылки их реализации [8].
Исследование осуществлялось в соответствии с принципами доказательной медицины, было проверяющим гипотезу, рандомизированным, открытым, контролируемым. У всех обследованных было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Работа выполнена в соответствии с положениями «Конвенции о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных» [9]. Исследование проводилось групповым методом в течение 40 мин. Сравнение полученных психодиагностических показателей проводилось с данными авторов использованной методики. Все обследованные лица владели русским языком в объеме, позволяющим им обучаться в учреждении высшего профессионального образования, поэтому предполагалось, что опрошенный способен оценить характер собственных переживаний, возникающих при прочтении утверждения, и привести их в соответствие с предложенной в методике шкалой.
Статистическая обработка материалов исследования проведена с использованием пакета прикладных программ «Statistica for Windows» [10]. Результаты исследования и его обсуждение.
Установлено, что у мужчин молодого возраста различных этноязыковых групп самодистанцирование (SD) позволяет им определить способность человека отойти на дистанцию по отношению к себе самому: не ориентироваться лишь на самого себя, а воспринимать ситуацию, размышлять над ней и трезво видеть данности ситуации, потому что самодистанцирование - это восприятие, то есть трезвость, реалистичность, способность увидеть свою субъективную долю и отделить себя от другого. Это находит свое отражение в показателях шкал различных групп (славяне-тюрки: p<0,001, славяне-арабы: p=0,06, арабы-тюрки: p=0,98). Различие в группах «арабы-тюрки» незначимо, вероятно, по причине общности религии и географических особенностей проживания (табл. 1).
Самотрансценденция (ST) проявляется в виде свободной эмоциональности, в способности чувствовать близость к чему-либо/кому-либо и сочувствовать ему, воспринимать глубокие внутренние отношения, экзистенциальную значимость происходящего (славяне-тюрки: p=0,46, славяне-арабы: p=0,0001, арабы-тюрки: p=0,0001). Различие в группах «славяне-тюрки» незначимо, вероятно, по причине длительной общей истории (казахи, киргизы).
Таблица 1
Показатели ЭИ у мужчин молодого возраста различных этно-культуральных групп (балл, М±т)
Показатель Славяне Тюрки Арабы
SD 35,3±5,5 30,09±4,43 30,13±6,45
ST 72,7±7,2 71,29±6,33 50,71±6,69
F 49,23±7,0 47,54±5,43 46,0±3,43
V 59,04±7,54 51,06±8,45 50,14±5,06
P 109,83±10,17 101,39±9,0 59,57±20,82
Е 109,47±14,09 98,61±13,42 96,57±6,65
G 219,3±22,69 200,0±21,48 153,0±20,86
Свобода оценивалась обследуемыми как способность находить реальные возможности действия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к персонально обоснованному решению (славяне-тюрки: p=0,36, славяне-арабы: p=0,34, арабы-тюрки: p=0,58). Эта способность хорошо выражена во всех нациях и народностях.
Выявленные различия между группами (славяне-тюрки: р<0,001, славяне-арабы: р<0,02, арабы-тюрки: р=0,83) по шкале ответственности (V) как способности доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей, с осознанием обязательности этого для себя или обязательств перед кем-то, имеют место вследствие различного понятия личных ценностей, обусловленных этно-культурными особенностями.
Показаны достоверные различия между группами при определении персональности (P) как характеристики человека, определяющей его когнитивную и эмоциональную доступность для себя и для мира (славяне-тюрки: р<0,02, славяне-арабы: р<0,001, арабы-тюрки: р<0,001).
По экзистенциальности (Е), характеризующей способность ориентироваться в этом мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, способность конструктивно обходиться с внешним миром, различия между группами (славяне-тюрки: р<0,05, славяне-арабы: р=0,06, арабы-тюрки: p=0,75) имеют место вследствие общности и различия этно-культурных особенностей.
Достоверные различия в группах (славяне-тюрки: р=0,003, славяне-арабы: р=0,001, арабы-тюрки: р=0,0001) по исполненности как способности справляться с самим собой и с миром и о возможности пойти на внутренние и внешние требования и предложения, соотнося их с собственными ценностями,
также обусловлены общностью и различиями этно-культурных особенностей.
Практический интерес представляет коэффициент корреляции (г) между исследуемыми показателями. Так, общей позицией в полученных данных является умеренная корреляция между показателями самодистанцирования и самотрансценденции (в группе славян г=0,47, в группе тюрок г=0,41, в группе арабов г= - 0,32), а также между показателями самодистанцирования и свободы (в группе славян г=0,45, в группе арабов г= - 0,47). Между другими показателями в группах славян и тюрок отмечен высокий и средний уровень корреляции. То есть, в первом случае важна психокоррекционная работа в плане координации способности человека внутренне освобождаться от плена аффектов, предубеждений и желаний, не запутываться в них, и ориентироваться в своих действиях на смысл, а не только на цель действа, воспринимать экзистенциальную значимость происходящего. Во втором случае акцент нужно сделать на восприятии и осмыслении сложившейся ситуации, и ясной оценке её данности (а не реагировать, непосредственно отвечая на случайные стимулы), способности нахождения после анализа реальных возможностей действия, создание из них иерархии в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к персонально обоснованному решению.
В группе арабов выявлена очень слабая корреляция между показателями самотрансценденции и персональности (г=0,01), свободы и персональности (г= -0,05), слабая между показателями самодистанцирования и экзистенциальности (г=0,21), свободы и ответственности (г=0,17), свободы и общего показателя (г=0,17), а умеренная - между показателями самотрансценденции и ответственности (г=0,33), персональности и экзистенциальности (г=0,41). В данном случае, вероятно, людям нужно чувствовать эмоциональную внутреннюю соотнесенность и принимать себя вместе со своими желаниями и потребностями, соотнося это с тем, насколько они доступны в человеческом измерении (что зависит как от особенностей личности, так и от имеющихся возможностей ситуации, которые важно разглядеть, чтобы быть в состоянии что-то выбрать), потому что только соотнесение с этими внутренними и внешними условиями ведет к ясности в принятии решения. Человек действует с осознанием обязательности этого для себя или обязательств перед кем-то, поэтому проживаемая ответственность за решение является, в том числе, основой для формирования стабильной самоценности.
Считается, что сам по себе факт корреляционной зависимости не даёт основания утверждать, какая из переменных предшествует или является
181
причиной изменений, или что переменные вообще причинно связаны между собой, например, ввиду действия третьего фактора.
Заключение. На основании выявленных сходства и различия ЭИ у мужчин молодого возраста различных этноязыковых групп, обусловленных вопросами общей истории, религии и географических особенностей проживания, а также разным понятием личных ценностей, вызванных этно-культурными особенностями обследованных лиц, показано, что при проведении МПС необходимо не только уделять внимание оценке характерологических особенностей личности, но и учитывать определенные ценности (в том числе религиозные нормы), и ожидания, которые поддерживаются внутри разных культур, а также иные обстоятельства, которые могут сделать психологическую помощь эффективной либо безрезультатной. То есть, задачи МПС могут быть определены как формирование (исходя из трех известных составляющих самосознания: 1) самопонимания (когнитивный аспект); 2) отношения к себе (эмоциональный аспект); 3) саморегуляции (поведенческий аспект) новых форм поведения, связанных с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью, которые способствуют оптимальной адаптации, более успешному социальному функционированию в реальной жизни и предупреждению рецидивов неконструктивного поведения.
Литература
1. Оганян, К.М. Закон дифференциации и интеграции этнических стереотипов / К.М. Оганян, В.П. Бранский // Вестн. КРСУ. - 2014. - Т. 14, № 7. - С. 195-198.
2. Ильюшкин, В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии / В.В. Ильюшкин // European research. - 2014. - № 1 (1). - С. 83-88.
3. Медведева, А.В. Этнические стереотипы в современных условиях: теоретические подходы и изучение на эмпирическом уровне / А.В. Медведева // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 8. - С. 43-48.
4. Горшунов, Ю.В. Этнические стереотипы и ярлыки как средство дегуманизации / Ю.В. Горшунов, Е.Ю. Горшунова // Вестн. Башкир. ун-та. -2014. - Т. 19, № 3. - С. 915-920.
5. Миньяр-Белоручева, А.П. Этнические стереотипы в современном языковом пространстве / А.П. Миньяр-Белоручева, М.Е. Покровская // Нац. психол. журн. - 2012. - № 2 (8). - С. 90-94.
6. Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2001. -
182
256 с.
7. Кривцова, С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А.Лэнгле и К. Орглер / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. - 2009. - № 1. - С. 141-170. [24].
8. Улюкин, И.М. Фундаментальные жизненные мотивации и предпосылки их реализации у мужчин молодого возраста / И.М. Улюкин [и др.] // Вестн. Росс. воен.-мед. акад. - 2018. - № 1 (61). - С. 154-159.
9. Совет Европы. Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. - 2-е изд., доп. - СПб.: Гражданский контроль, 2002. - 36 с.
10. Юнкеров, В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев, М.В. Резванцев. -СПб.: ВМА, 2011. - 318 с.
УДК 614.2
С.А. Федоткина' Э.В. Хугаева
СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ЖИЗНИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА
(на примере педагогов)
гФГВОУ ВО Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; safedotkina@,mail. ги, Иищавуа вЬаШтшЛ. ги
Аннотация.
Последнее время значительное число исследований направлено на формирование мотивации к здоровому образу жизни, как к культурной ценности.
Работники образования разного уровня являются активным звеном в реализации политики государства по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. Однако сама профессия педагога относятся к потенциальной группе риска развития артериальной гипертензии, в связи с этим нами было проведено медико - социальное исследование образа жизни и состояния здоровья лиц трудоспособного возраста образования. Была оценена распространённость АГ, выявлены факторы риска, а также проанализирована самооценка состоянии здоровья респондентов.
По полученным данным основная доля трудоспособного населения в
183