Научная статья на тему 'Жизнь, всегда зависевшая от межгосударственных отношений'

Жизнь, всегда зависевшая от межгосударственных отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Евразии
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь, всегда зависевшая от межгосударственных отношений»

Приложение

<...> Начнем с «султанок». Это объединение девушек разных национальностей в возрасте 16—19 лет, по большей части приехавших из села. В уличном потоке «султаночки» выделялись очень четко. Их групповая идентификация достигалась особой манерой одеваться, делать прическу и накладывать макияж.

«Султаночка» любила носить брюки и пиджак <...> «Султанкам» также очень приглянулась юбка-макси. <...> Она свидетельствовала о том, что «султанки» идут в ногу с модой и в то же время лишний раз подчеркивала принадлежность к определенной группе. <...> Юбку обычно дополнял объемный свитер. Но для вечера «султаночка» предпочитала «мастерку», то есть верхнюю часть спортивного костюма. <... >

Прически «султанок» были довольно однообразны: днем «каре» из длинных волос, к вечеру же волосы стягивались в тугой узел или собирались в «конский хвост». Обладательницы коротких стрижек тщательно начесывали челку. Модными считались обесцвеченные волосы. Теперь что касается макияжа: нижнее веко резко обозна-чивали контурным карандашом, верхнее расцвечивали яркими тенями, щеки сильно румянили, на губах сверкала перламутровая помада.<...>

Наконец, «султанки» должны были выделяться — и действительно выделялись — особым стилем поведения. Собравшись вместе, они напоминали стаю галдящих птиц: оживленно болтали, громко смеялись, были подчеркнуто дерзки с окружающими. Большинство «султанок» курили, многие могли выпить.<...>

<...> Членство в объединении «султанок» не было длительным и уж тем более постоянным. Это была ярко выраженная возрастная группа, и перевалившие за 19 лет ее покидали. На их место приходили

другие. Однако в конце концов такие методы самоутверждения, как избиение или раздевание «не своих» девушек, что, к сожалению, было свойственно «султанкам», ни к чему хорошему не привели. Блюстители порядка приняли меры <...>

В отличие от «султанок» члены остальных молодежных группировок в большинстве своем родились в Улан-Удэ. Поэтому они легко объединялись по месту жительства, в границах территорий, которые числили за собой. Это обстоятельство сказывалось на названиях групп. Вообще все группировки составляют сейчас (написано в 1993 году. — С. П.) как бы две большие партии: «чуваков» и «братков». (Раньше еще были «генералы» и «квадраты»). «Чуваки» разделяются на собственно «чуваков» (иначе — «чава»), «хунхузов» (иначе — «цинхай») и «чанкайшистов» (иначе — «чанки» или «ча-ноки»). Причем, наряду с этими именами могут использоваться уличные (жаргонные) названия — опять-таки по месту жительства. Например, «чанки» — это одновременно и «шанхай», район тонкосуконного комбината, улиц Геологической, Столбовой, Терешковой, Лебедева. По другому принципу именовались «братки» (иначе — «братва»): они представили свою территорию в виде США и соответственно окрестили ее части по названиям штатов — Аляска, Небраска, Вирджиния и т. д.

Крупные объединения включают более мелкие, которые обычно просто нумеруются в порядке их возникновения. Скажем, в 1992—1993 годах насчитывалось шесть подразделений «хунхузов»: «нулевские» (живут в районе элеватора), «первовские» или «пер-ские» (проспект Победы), «третьевские» и «четвертовские» (улица Шишкова), «пятые» или «пятовские» (47-й квартал) и «седьмые» (в районе ПВЗ — паровозовагонного завода). «Вторые» и «шестые» прекратили существование. Сходным образом, некогда было семь «шанхаев» или подразделений «чанкайшистов»; к лету 1993 года уцелели только «третий» (ул. Терешковой) и «пятый» (19-й квартал) «шанхаи» да еще «седьмовские» («чанки», живущие в 7-м квартале).

Как и «султанки», все эти группировки не имели этнической окраски. Без какой-либо дискриминации в них входили бурятские и русские ребята <...>. Внутри группировок существовала довольно строгая иерархия. Главный — «босс», «шеф» или «начальник», нередко отсидевший срок. Потом шли «старшаки», далее — «середняки» и в самом низу — «шпана» или «мочаки». У каждого слоя были свои права и обязанности. Любой член группировки знал: если соблюдать ее законы и не задевать по собственной инициативе инте-

ресы других формирований, ему ничего не грозит.<...> Если же кто-то считал себя обиженным «чужаками» и товарищи по группе думали так же, разгорался конфликт. Тогда уже шли стенка на стенку и в драку бросались с особой яростью. Правда, число сражающихся предварительно оговаривалось. <... >

Каждая группировка имела свой клич. Например. «братва» пользовалась таким набором:»Уууч!», «Ассо! Асса!», «Шик-шик!». Эти кличи писали на стенах домов (как, впрочем, и названия групп), подтверждая тем самым, что владеют данной территорией и следят за «порядком» на ней. Конечно, стремились выделиться и внешним видом. «Братки», например, облачались в «телаги» (телогрейки), мохеровые кепки, штаны-клеш и кроссовки. Хотя, что касается обуви, то, за исключением зимнего времени, «братва» предпочитала обычные домашние тапочки. <... >

Сейчас страсти поутихли, межгрупповых стычек заметно поубавилось. Чаще других напоминает о себе, пожалуй, «братва». Некоторые группы сошли на нет, некоторые «забратились» — влились в ряды «братвы». Для уцелевших объединений наиболее важны две задачи.

Первая: «общак» — сбор чая и тушёнки для бывших «старшаков», попавших в зону. «Чуваки» проводят его примерно раз в квартал, «братки», с их более криминогенной средой, — до двух раз в месяц. Практически каждый подросток вне зависимости от его желания считается членом объединения, на территории которого он живет, и потому обязан исправно делать взнос. Насколько это соблюдается в действительности, зависит от активности группы, настойчивости ее «начальника». Характерно, однако, что чуть ли не главной причиной еще случающихся разборок оказывается «месть» за попытки собирать «общак» на чужой территории.

Вторая: у молодежи Улан-Удэ появились заботы более серьезные, чем раздел и поддержание дворовых сфер влияния. Ныне как бывших, так и настоящих «хунхузов» или «чаноков» заботит то же, что и большинство населения, — деньги. <...>

<...> В целом можно сказать, что рынок побудил молодежь сменить дух «рыцарей» на дух «буржуа»: от громких, но сугубо символических «подвигов» перейти к практической деятельности <...>

Наталья Халудорова. Молодежь Улан-Удэ: «султанки», «генералы», «чанкайшисты» и другие // Вестник Евразии, 1995. № 1. С.168-172.

Начальник подразделения по пресечению правонарушений в учебных заведениях Алексей Шубин не скрывает: он не ожидал, что вымогательство в школах носит, без преувеличения, тотальный характер. Такого не было никогда — чтобы за 2 месяца по 27(!) выявленным случаям вымогательства в школах материалы были направлены на возбуждение уголовных дел. В одной 65-й школе возбуждено 7 уголовных дел <...> Работники подразделения всерьез обеспокоены ситуацией: рэкет пустил очень глубокие корни и в один момент его не искоренить.

И все же результаты есть. Об этом говорит пример 26-й школы — школы, где зародилось движение «рассерженных» отцов <... >

Махачкеев А. Стена страха // Информ Полис, 1999, 3 ноября.

Пресловутые школьные рэкетиры все чаще попадают в поле зрения сотрудников охранного подразделения при ДСО «Динамо».

Особенно результативно охранники сработали в 65-й школе, фирменный конек: захват вымогателей во время «стрелки», в самый момент передачи денег .<...>

С 24 сентября по 24 ноября по таким фактам были возбуждены 9 уголовных дел <...> начальник подразделения Алексей Шубин отметил бескомпромиссную позицию директора школы Ольги Спиридоновой.

В отличие от некоторых, так называемых «престижных», школ, здесь не стали утаивать от следствия факты вымогательства. В школе проведены общее и классные собрания родителей и учеников, решено создать совет отцов.<...>

В настоящее время 56 сотрудников, пенсионеров МВД, охраняют 22 школы и 4 техникума. Всего с 1 сентября ими выявлено 32 факта вымогательства в школах, по 15 из них возбуждены уголовные дела, в 4 случаях отказано в их возбуждении и 13 рассмотрены на советах профилактики школ. Кроме того, в их активе раскрытие краж, предотвращение 12 групповых драк среди школьников, обнаружены 2 тайника и 5 случаев использования наркотиков.<...>

В борьбе с вымогательством в школах складывается широкий фронт: это учителя, милиция, сотрудники охранного подразделения, отцы, сплотившиеся в общественную организацию «Мужской разговор». <... >

Махачкеев А. Школьный рэкет имеет проблемы // Информ полис, 1999, 22 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.