МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 2410-700Х
как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти». Поэтому будем учить свою историю и передавать её новому поколению, чтобы зная своё прошлое строить будущее! Список использованной литературы.
1.В. В. Кондрашин«Мировой голод ХХ века»
2.Тендряков В. Ф. «Хлеб для собаки»
3.Айзерман Л. С. статья «Уроки гуманизма и гуманизм уроков», «Лвш», Москва «Просвещение», 1989г, стр. 86-93
4.«Письмо №40»В.Нефедов «Мой путь в профессию»2010 г.
5.Лихачёв Д. С. «Письма о добром и прекрасном»
© Гонтарь Е.С., Васюкова Л. Д., Хочинский М.К., 2016
УДК 430
Воронежский государственный технический университет ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН В XIX ВЕКЕ Аннотация
В статье описан культурный быт русских крестьян 19 века. Их образ жизни, продукты питания, обустройство дома, повседневная и праздничная одежда. Отличии крестьян помещичьих и государственных .
Ключевые слова
Крестьяне, быт крестьян, крестьянство.
В условиях натурального, потребительского характера крестьянского хозяйства пища являлась результатом производственной деятельности земледельца. Традиционно крестьянин кормился от трудов своих. Состав крестьянской пищи определялся выращенными полевыми и огородными культурами. Покупная пища в деревне были редкостью. Пища отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и повседневная еда была однообразной. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще, сельские женщины была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, и поэтому все рецепты для ее разнообразия воспринимали как излишество. [1]
Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. По наблюдениям Н. Бржевского пища крестьян, в количественном и качественном отношении не удовлетворяла основные потребности организма. «Молоко, коровье масло, творог, мясо, - писал он, - словом все продукты, богатые белковыми веществами, появляются на крестьянском столе в исключительных случаях - на свадьбах, при разговении, в престольные праздники. Хроническое недоедание - обычное явление в крестьянской семье» .Бедное мужское население вволю ел мясо исключительно только на «загвины» т. е. в день заговения. По свидетельству корреспондента Этнографического бюро из Орловской губернии к этому дню крестьянин, как бы ни был беден, обязательно готовил себе мясного и наедался. Редко крестьяне позволяли себе пшеничные блины с салом или коровьим маслом. Такое эпизодическое обжорство было характерно для русских крестьян. Сторонние наблюдатели, не знакомые с жизнью деревни, удивлялись, когда в период
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
мясоеда, забив барана, крестьянская семья в течение одного - двух дней съедала столько мяса, сколько, при умеренном потреблении, хватило бы ей на всю неделю. Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX в. в селах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из деревни сообщали, что «крестьяне полюбили чай, который они пьют по праздникам и после обеда. Более состоятельные начали приобретать самовары и чайную посуду. Для интеллигентных гостей кладут вилки к обеду, сами мясо едят руками» .
Уровень бытовой культуры сельского населения находился в прямой зависимости от степени общественного развития села. Изба являлась традиционным жилищем русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни, непременный атрибут обретения им статуса домохозяина. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помочи. В селах региона основным строительным материалом выступала древесина. Избы строили из круглых неотесанных бревен. Исключение составляли степные районы южных уездов Курской и Воронежской губерний. Здесь преобладали мазанные малороссийские хаты. [4].
Состояние крестьянских жилищ, в полной мере, отражало материальное достаток их владельцев. Сенатор С. Мордвинов, посетивший Воронежскую губернию с ревизией в начале 1880-х гг., в своем отчете сообщал: «Крестьянские избы пришли в упадок, и поражают своим убогим видом. Каменных строений у крестьян губернии отмечено: у бывших помещичьих - 1,4 %, у государственных - 2,4 % . В конце XIX в. зажиточные крестьяне в деревнях стали чаще строить каменные дома. Обычно сельские дома крыли соломой, реже дранкой. По наблюдениям исследователей, в начале ХХ в. в воронежских селах строили «хаты» из кирпича и под «жесть» - вместо прежних «рубленных», крытых соломой на «глину». Исследователь Воронежского края Ф. Железнов, обследовавший условия жизни крестьян в начале 1920-х гг., составил следующую группировку крестьянских изб (по материалам стен): кирпичные строения составили 57 %, на деревянные приходилось 40 % и на смешанные 3 %. Состояние построек выглядело так: ветхие - 45 %, новые - 7 %, посредственные - 52 % [3].
Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи. По убранству жилища можно было безошибочно определить материальное положение жильцов. Корреспонденты Этнографического бюро так описывали внутреннюю обстановку домов бедных и зажиточных семей: «Обстановка семьи бедного крестьянина - это тесная ветхая лачужка вместо дома, хлев, в котором есть одна лишь коровенка и три - четыре овцы. Бани, амбара и овина нет. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются 2-3 лошади, три - четыре коровы, два - три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар» [3].
В одежде крестьян губерний центрального Черноземья сохранялись традиционные, архаические черты, сформировавшиеся в далекой древности, Но в ней отразились и новые явления характерные для периода развития капиталистических отношений. Мужская одежда была более или менее единообразной для всей территории, изучаемого региона. Женская одежда отличалась большим разнообразием, несла на себе отпечаток влияния на южнорусский костюм одежды этнических образований, в частности мордвы и малороссов, проживавших на данной территории.[2].
Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только часть зажиточная деревни позволяла покупать себе фабричные ткани. По сведения из Обоянского уезда Курской губернии в 1860 -е гг. мужчины в деревне носили посконное белье домашнего изготовления, рубаху с косым воротом, длиною до колен и порты. Рубаха подпоясывалась тканным или сученым пояском. В праздничные дни надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца. Верхнюю одежду летом составляли зипуны или свиты. По праздникам носили домотканые балахоны. А более богатые крестьяне- кафтаны тонкого сукна [2].
Список использованной литературы
1 Город на Цне. 1997. 9 января.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х
2 Машкин. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда // Этнографический сборник. Вып. V. СПб., 1862.
3. Железнов Ф. Воронежская деревня. Больше - Верейская волость. Вып. II. Воронеж, 1926.
4. Бржеский Н. Очерки аграрного быта крестьян. Земледельческий центр России и его оскудение. СПб., 1908.
©
УДК 93
Зайцева Дарья Александровна
Студент
Санкт-Петербургского Государственного Архитектурно-строительного университета
г.Санкт-Петербург, РФ E-mail: Dar_z@mail.ru
СТАЛИНСКИЕ РЕПРЕССИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Аннотация
В своей статье я поднимаю тему истории моей семьи через призму сталинских репрессий. Трагедии людей той эпохи бледнеют на фоне текущих проблем и перестают ужасать. Неоднозначная фигура Сталина, стала все чаще упоминаться как синоним слова «порядок». Именно поэтому истории этих людей нельзя забывать.
Ключевые слова
Сталинские репрессии, Сталин, история предков, исторические трагедии, враги народа.
В своем очерке, мне хотелось бы затронуть тему сталинских репрессий через призму истории моей семьи.
Уважаемому читателю, несомненно, известно, что Сталин уже в возрасте 15-ти лет интересовался революционными движениями и стал одним из тех, кому стали близки марксистские взгляды и убеждения. В начале своего политического пути он выступал за интересы большевиков. Поскольку он вел активную подпольную деятельность, он неоднократно бывал в ссылках, во время которых вел переписку с Лениным. После победы большевиков в Октябрьской революции, Сталин вошёл в Совет народных комиссаров, а затем и в Бюро ЦК РСДРП(б). К моменту начала внутрипартийной борьбы (1924г.) Сталин уже стал генеральным секретарем и пользовался этим положением для расстановки своих единомышленников на ключевые посты. Уже когда Сталин был назначен председателем совета министров СССР, он стал стремиться к полной индивидуальной власти - диктатуре. Для осуществления задуманного, Сталин разными способами "убирал" лишних людей, чтобы те не смогли отобрать у него бразды правления. К примеру, в октябре 1926 года, когда из-за расторжения Великобританией Советско-британских торговых отношений, в народе поселялась предвоенная паника, Сталин приказал расстрелять как можно больше "белых", что привело к окончательному разгрому внутрипартийной оппозиции и полному уничтожению монархических сил. Он всеми способами пытался избавиться от груза монархии и хотел построить совершенно новое государство. Именно поэтому он так рьяно пытался избавиться от пережитков императорского прошлого. Для воплощения идей Сталина требовалось, чтобы от этого прошлого ровным счетом ничего не осталось. Для этого расстреливались и ссылались в ссылки представители интеллигенции и мещанства. Период репрессий длился с 1920 по 1838гг. Самое большое количество репрессированных выпало на 1937-1938гг.