Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ КАК САМОРЕАЛИЗАЦИЯ'

ЖИЗНЬ КАК САМОРЕАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ТВОРЧЕСТВО / ПРИОБЩЕНИЕ / ИЗОБРЕТЕНИЕ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МАССОВОСТЬ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / LIFE / SELF-REALIZATION / PERSON / CREATIVITY / INITIATION / INVENTION / ANTHROPOCENTRISM / INFORMATION SOCIETY / MASS CHARACTER / CONSUMER SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тайгунова Т.В.

Статья «Жизнь как самореализация» посвящена одной из самых актуальных историко-философских проблем - поиску соответствия понятия жизни с реализацией личности человека. Автор статьи ретроспективно рассматривает основные философские концепции, в которых жизнь человека понимается как самореализация, и показывает, что подразумевалось под этим понятием в каждую историческую эпоху. Рассмотренный автором статьи материал очень обширен и охватывает периоды от Античности до современности, поэтому рассуждения автора по каждой из исторических эпох сжаты и содержат основную необходимую информацию для раскрытия темы статьи. Для некоторых рассуждений приводятся цитаты из авторитетных источников, которые подкрепляют мнение автора и говорят о соответствии его суждений действительному положению дел в конкретную историческую эпоху. Тема самореализации человека чрезвычайно актуальна в современном мире, и именно поэтому данная статья очень полезна и интересна. Изложенный в ней материал подводит читателя к углублению в проблему понимания феномена самореализации человека, что чрезвычайно важно как для расширения его кругозора, так и для приложения полученных знаний к повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AS A SELF-REALIZATION

The article "Life as self-realization" is devoted to one of the most urgent historical and philosophical problems - the search for the correspondence of the concept of life with the realization of the person's personality. The author of the article retrospectively examines the main philosophical concepts in which a person's life is understood as self-realization, and shows what was meant by this concept in every historical epoch. The material considered by the author is very extensive and covers the periods from Antiquity to the present, therefore the author's reasoning for each of the historical epochs is condensed and contains the basic necessary information for disclosing the topic of the article. For some reasonings, quotations are given from authoritative sources that support the author's opinion and speak of the conformity of his judgments to the actual state of affairs in a concrete historical epoch. The subject of self-realization of a person is extremely relevant in the modern world, and that's why this article is very useful and interesting. The material presented in it leads the reader to a deepening in the problem of understanding the phenomenon of self-realization of a person, which is extremely important both for expanding his horizons and for applying his knowledge to everyday life.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ КАК САМОРЕАЛИЗАЦИЯ»

7. Kotler F. Basics of marketing. Short course: Per. with English.- M.: Publishing house "William", 2014.-656 p.: Il.

8. Kudryashov L. S. evaluation of the quality of raw meat./ Meat industry, 2015,№4, p. 11.

9. Moskvin V. A. quality Management in business: Recommendations for managers of enterprises,banks and risk managers. - Moscow: Finance and statistics, 2014.- 384s.

10. Samylina V. A. food Safety strategic task of the state./ Meat industry, 2014,№12, p.8.

11. Samylina V. A. product Quality guarantee of its safety./Meat industry,2015,№4,p. 31.

УДК 128

Тайгунова Т. В. аспирант

кафедра философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, г. Красноярск ЖИЗНЬ КАК САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация: Статья «Жизнь как самореализация» посвящена одной из самых актуальных историко-философских проблем - поиску соответствия понятия жизни с реализацией личности человека. Автор статьи ретроспективно рассматривает основные философские концепции, в которых жизнь человека понимается как самореализация, и показывает, что подразумевалось под этим понятием в каждую историческую эпоху. Рассмотренный автором статьи материал очень обширен и охватывает периоды от Античности до современности, поэтому рассуждения автора по каждой из исторических эпох сжаты и содержат основную необходимую информацию для раскрытия темы статьи. Для некоторых рассуждений приводятся цитаты из авторитетных источников, которые подкрепляют мнение автора и говорят о соответствии его суждений действительному положению дел в конкретную историческую эпоху. Тема самореализации человека чрезвычайно актуальна в современном мире, и именно поэтому данная статья очень полезна и интересна. Изложенный в ней материал подводит читателя к углублению в проблему понимания феномена самореализации человека, что чрезвычайно важно как для расширения его кругозора, так и для приложения полученных знаний к повседневной жизни.

Ключевые слова: жизнь, самореализация, личность, человек, творчество, приобщение, изобретение, антропоцентризм, информационное общество, массовость, общество потребления.

Taygunova T. V.

Post-graduate student Department of Philosophy, sociology and religious studies Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev

Russia, Krasnoyarsk LIFE AS A SELF-REALIZATION

Abstract: The article "Life as self-realization" is devoted to one of the most urgent historical and philosophical problems - the search for the correspondence of the concept of life with the realization of the person's personality. The author of the article retrospectively examines the main philosophical concepts in which a person's life is understood as self-realization, and shows what was meant by this concept in every historical epoch. The material considered by the author is very extensive and covers the periods from Antiquity to the present, therefore the author's reasoning for each of the historical epochs is condensed and contains the basic necessary information for disclosing the topic of the article. For some reasonings, quotations are given from authoritative sources that support the author's opinion and speak of the conformity of his judgments to the actual state of affairs in a concrete historical epoch. The subject of self-realization of a person is extremely relevant in the modern world, and that's why this article is very useful and interesting. The material presented in it leads the reader to a deepening in the problem of understanding the phenomenon of self-realization of a person, which is extremely important both for expanding his horizons and for applying his knowledge to everyday life.

Key words: life, self-realization, person, creativity, initiation, invention, anthropocentrism, the information society, mass character, consumer society.

«Каждый поступок продолжает созидать нас самих»

Фридрих Ницше

Современный мир диктует людям свои условия - чем в большем количестве деяний человек реализует себя, тем он активнее, успешнее и, следовательно, авторитетнее для остальных. Самореализация в том смысле, в котором все мы привыкли употреблять это слово, - понятие относительно молодое и напрямую соотносится с развитием человеческой личности, о которой тоже стали говорить сравнительно недавно. Для современного человека важно успеть как можно больше, испробовать всё, что предлагает жизнь и использовать все возможные шансы - благо, мир предлагает сейчас огромное количество альтернатив. Таким образом и реализует себя его личность, удовлетворяются амбиции, достигаются краткосрочные и долгосрочные цели. Но всегда ли человек мыслил себя как существо, должное реализовывать свой потенциал и видящее в этом смысл своей жизни? Понималась ли в истории развития человеческой мысли жизнь как необходимая самореализация? Данная статья станет попыткой ответить однозначно на эти вопросы и выяснить, каким образом нужно соотносить жизнь и самореализацию, и в каких случаях они могут восприниматься как

тождественные.

С древних времен человек мыслился как творец, прежде всего, собственной жизни. В настоящее время является популярным выражение «реализоваться в чем-либо», подразумевающее определенный род занятий, в котором конкретный человек преуспевает. В эпоху Античности такая реализация происходила двумя способами - через акт творчества и через приобщение к мудрости, философствование. Античные философы мыслили творчество как нечто непричастное к божественному творению. Платон немало говорит о сотворении Космоса, но его взгляды разительно отличаются от более позднего, христианского, понимания «сотворения мира». Центральной фигурой, творцом, по Платону, является демиург -мастер, ремесленник, творящий этот мир сообразно с неизменным, вечным и разумным. Это не процесс сотворения чего-то внешнего самому создателю, творение предстает перед его внутренним взором. Этот взор, внутреннее созерцание, является наивысшим даром, а способность к творению всего лишь подчинена ему. Аналогичным образом Платон размышляет и о творчестве человеческом. Истинное знание представляет собой созерцание вечного и неизменного бытия, а любая человеческая деятельность находится ниже познания, поскольку человек созидает и творит конечные, преходящие вещи. Искусство, которому сейчас в сфере творчества отводится главенствующая роль, древними греками не выделялось и не отличалось, скажем, от возделывания земли. Платон, однако, говорит несколько слов в защиту художественного творчества, потому что в основе его видит божественное наитие, под слиянием которого художник и может творить. Ни о какой самореализации в труде, работе у древних греков речи не было, поскольку государственный строй был другим и «творцы» были освобождены от трудовой повинности. Именно поэтому жизнь мыслилась как самореализация человека через приобщение его к Идее, первоначалу, через подлинно философское познание мира.

Эпоха Средневековья, сменившая Античность, диктовала свое понимание человеческой самореализации. Зная о религиозности средневекового мировоззрения, мы имеем соблазн сказать, что человек себя не мыслил субъектом своей жизни, а, значит, не мог себя реализовывать, однако это замечание будет поспешным и опрометчивым. Средневековый человек мог реализоваться, приобщившись к Богу-Творцу, продвинувшись в постижении Писания (если он принадлежал к служителям Церкви) или смысла церковных проповедей, и именно в таком контексте его жизнь могла мыслиться как самореализация. Ни о каких личных планах на жизнь человеку Средневековья говорить не приходилось - понятия личности не существовало, а следование сугубо личным целям преследовалось как еретическое безумие. В то время очень мало смельчаков могло похвастаться оригинальными взглядами на жизнь, еще меньше - их воплощением, и это при условии, что, как правило, ни те, ни другие не оставались в живых долго. Христианское понимание творчества в корне отличалось от

античного. Согласно теистическому взгляду, Бог понимался как личность, которая свободно, без образца, творит мир, таким образом, мир понимался как бытие, сотворенное из небытия посредством воли Бога. Этот взгляд разделял Августин Блаженный - великий мыслитель Средневековья, который также и человека наделял волей к творчеству. Воля человека, говорил он, имеет дело с тем, чего нет, но что волевым актом вызывается к жизни, становится бытием. Человек, в его понимании, также был творцом, созданным по образу и подобию Бога. Пантеистический же взгляд характерен для творчества Фомы Аквинского, который считал Бога вечным, созерцающим самого себя разумом, совершеннейшей природой. В этом плане Фома Аквинский продолжает взгляды Платона. Творчество человека в мире приравнивалось к его способности «творить историю», воплощая при этом божественный замысел. Именно с точки зрения этих двух концепций жизнь средневекового человека могла пониматься как его самореализация, с поправкой на то, что «самость» его понималась совсем не так, как привык понимать современный человек - обезличенно. Эпоха Возрождения, однако, эту обезличенность нивелировала полностью. Человек перестал быть ограниченным Богом, он будто освободился от Его влияния и осознал себя как творца. Искусство рассматривалось как творческое созерцание, а гений -как носитель творческого начала, поэтому в эпоху Возрождения наблюдался культ гениальности. Возник интерес к личности художника, его самовыражению и к самому акту творчества. Возрождение заинтересовалось культурой и историей как продуктом творчества прошлых эпох, что в корне отличалось от средневековых воззрений на историю. Стоит ли говорить о том, что гениев боялись (особенно представители Церкви, которые нещадно расправлялись с ними как с еретиками), одновременно восхищаясь их почти божественными способностями. Творили, кто во что горазд: процветали живопись, поэзия, прозаические произведения разных жанров, скульптура, музыка. «Мирская красота из-за признанной её греховности становилась вдвойне притягательной; если пред нею сдавались, то наслаждались ею с безудержной страстностью» [7, с. 578]. Возрождение стало поистине ожившей Античностью, но более продвинутой, как бы сказали психологи, «в способе реализации». Помимо всего прочего, человек полностью осознал свою независимость от Бога и узнавал себя через экзальтированное поведение - ни в чем себе не отказывая. Простолюдинов это мало касалось, поскольку их мировоззрение было косным и ничем не отличалось от средневекового, но аристократы и служители Церкви действительно «самореализовывались», позволяя исполняться своим самым странным и с религиозной точки зрения неприемлемым деяниям: плотскому греху (включая содомский), пьянству, разгулу, праздности. Жизнь действительно понималась как самореализация. В случае гениальных творцов это была реализация через искусство, и это в подлинном смысле была реализация себя - своих стремлений, с возможностью закрепления своего имени и вклада в историю человечества. В случае же разгульных аристократов

реализовывались, по большей части, низменные инстинкты и побуждения, которые, вероятно, и составляли суть этих людей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что амбиции реализовать себя появились у каждого, кто сумел отойти от косного религиозного мировоззрения.

Эпоха Нового времени, провозгласив знание «силой», дало толчок к мощному развитию мировой науки. Поначалу попытки человека окончательно отойти от религиозности и посмотреть на мир научным взглядом были робкими, зато с течением времени человечество адаптировалось к новому мировоззрению, что и привело его к прогрессу. Реализация через науку породила новых людей - ученых, которые посвящали свою жизнь научному познанию и в этом видели ее смысл. Точно так же, как возрожденческих художников, ученых знают и помнят до сих пор, их имена увековечены в истории. Не это ли лучший показатель реализованности человека, к которой действительно стоило стремиться?

Европейские просветители также видели смысл жизни человека в реализации его познавательных способностей. Люди стали мыслиться субъектами собственной образованности, что позволило человечеству значительно продвинуться в науках - теперь они имели возможность передаваться из поколения в поколение среди аристократических слоев населения планеты. Эпоха Просвещения - это действительно одна из определивших историю человечества эпоха. Без столь кардинальной смены мировоззрения и провозглашения человека ответственным за свое образование, а также огромное количества педагогических инноваций, мир никогда не увидел бы технического и научного прогресса. Многие стремились самореализоваться именно через приобщение к сокровищнице общечеловеческих знаний и посвящали этому всю свою жизнь.

Особенным образом размышляли о самореализации экзистенциалисты и представители «философии жизни». Последние, в частности, А Шопенгауэр, считали определяющим понятие воли, а ее реализацию в мире - жизнью человека. Этот тезис близок к психологическому понимаю феномена самореализации, который возникнет позднее. Человек стал субъектом не только познания, но и действия, которое возможно благодаря его волеизъявлению. Ф. Ницше высказался о реализации человеком своего потенциала следующим образом: «Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду» [4, а 176]. Для того чтобы человек мог развиваться и творить в широком смысле этого слова (собственную жизнь и, как следствие, жизнь и судьбу всего человечества), ему необходимо отталкиваться от некоего хаоса, потому что всегда необходимо, чтобы было, что упорядочить и чему придать форму. Достаточно вспомнить ветхозаветную историю Сотворения Мира, чтобы проследить аналогию между творческим актом человека и Бога: Бог сотворил мир из хаоса, упорядочив его; человек создает собственный мир посредством упорядочивания внутреннего хаоса, поскольку всё внешнее уже создано за него и задолго до его появления.

Представители экзистенциализма видели самореализацию человека не в длительной перспективе, а «здесь-и-сейчас», в конкретный момент времени. Само человеческое существование в мире было, скорее, сумой таких моментов, и если в каждом из них человеку удалось выразить и реализовать себя, жизнь его представлялась достойной. Проблема в том, что среди экзистенциалистов практически не было оптимистов на этот счет. Ж-П. Сартр считал, что выбор каждого человека - это выбор всего человечества, приписывая каждому отдельному представителю общества огромную ответственность, и говоря о том, что реализуя собственное намерение, человек реализует общее намерение человечества и говорит и действует как бы «от его лица».

С развитием психологии взгляды на человека и его жизнь поменялись. Появилось понятие личности - человека как носителя сознания и определенных психологических функций, которые раскрываются в деятельности и общении. Именно с этого момента начинается культ самореализации, и жизнь начинает в прямом смысле слова пониматься именно так. Психоаналитики назвали это реализацией человеческой самости, которая требует выхода вовне и способна преобразить и мир, и самого человека. Человек начал прислушиваться к себе, своим потребностям, «внутреннему голосу», собственному мнению о том, что хорошо, что плохо, и начал воплощать все это в жизнь на законном основании. Психология разрешила человеку заявлять себя как уникального носителя психических функций, требующих реализации, и именно этим стали оправдывать зачастую аморальное поведение людей. Именно с развитием психологии появились психиатрические лечебницы и соответствующие исправительные учреждения - человеку перестали приписывать «одержимость» или «ересь», он стал полноправным ответственным за то, как он реализует себя в социуме. Жизнь стала пониматься теперь уже дословно как самореализация - знание человеком того, что он - личность, презентующая себя этому миру.

Единственный период, когда самореализация человека насильственным образом приостанавливалась, а инициатива считалась наказуемой - это период реализации марксистско-ленинской теории в Советском Союзе. Вместо «оплаты по труду», которая была теоретически предсказана, сложилась властно-централизованная система оплаты трудящихся по принципу «уравниловки». Фактически это означало потерю индивидуальности и обезличивание граждан, становление человека массовым и превращение его в «строительный материал» («трудовые массы», «трудовой народ»). Ликвидация частной собственности означала уничтожение индивида как субъекта экономических и правовых отношений. Уничтожить индивида-собственника, при этом сохранив свободного индивида как субъекта права, было невозможно. «Последствиями всего этого стали: диктат производства над потреблением и количественных показателей над качественными, нивелирование труда и его оплаты, низкая производительность труда, хронический дефицит продуктов и услуг, рост

преступности» [3, а125]. Жизнь считалась реализацией плана государства, и люди искренне были уверены в том, что основное их предназначение - это работа на будущее.

Современный мир эту тенденцию остановил совсем. Любой современный человек, если его спросить о планах на будущее, озвучит целый список личных планов, но никак не государственных. Это говорит о том, что для современного обывателя жизнь - это отрезок времени, в который необходимо по максимуму вместить события, людей, приобретение вещей, обучение и прочее, возможности достижения чего практически безграничны. Современная культура массова по своей сути, и, к большому сожалению, самореализация сегодняшнего человека - это потребление того, что производится в массовом порядке. Лишь единицы, подобно мыслителям Античности, видят реализацию себя как личности в подлинном творчестве и создании нового. Сейчас на вопрос Фромма «Иметь или быть?» люди однозначно отвечают - иметь, а значит не быть, а казаться кем-то. «Если я -то, что я имею, и если то, что я имею потеряно, - кто же тогда я?» [6, а 205]. Эта тенденция так же печальна, как и то, что происходило в советское время. Единственное ее положительное отличие - это приобщение человека к техническому прогрессу, пользование его благами и жизнь в информационном обществе, которая существенно расширяет границы человеческого развития. Самоощущение человека современности напрямую зависит от условий его жизни - к такому выводу пришли наши современники-мыслители. Соответственно, самореализация человека зависит от его отношения к окружающим его условиям или же от создания им самим этих условий. «Чем более совершенными являются условия жизнеобеспечения и комфортности, тем выше вероятность к формированию новых, более высоких стандартов и ценностей» [8].

Рассматривать столь сложное понятие, как жизнь, с точки зрения понимания ее как самореализации, в рамках одной статьи непросто. Существует огромное количество материала, на основе которого можно провести более широкое исследование. Но на основе тех основных взглядов, которые были отражены в этой статье, можно сделать заключение о том, что представления о реализации человеком своего потенциала за время существования истории мысли изменились о неузнаваемости. Если ранее самореализация приравнивалась к постижению наивысших истин или Бога, и смысл жизни виделся именно таковым, то сейчас, когда в руках человека абсолютное господство над миром, самореализация деградировала до культа потребления и жизни напоказ. Эта тенденция очень печальна, но, возможно, однажды современный человек вновь задумается над вечной фроммовской дилеммой «иметь или быть» и вынесет решение в пользу последнего.

Использованные источники:

1. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века (статья) http://www.gskiselev.com/Articles/article09 Smysly.html

2. Кьеркегор С. Наслаждение и долг, М: AirLand, 1994. - 512 с.

3. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы, М.: Юрист. 1996 - 160 с.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра, М: Азбука, 2010 - 352 с.

5. Фромм Э. Бегство от свободы, М: АСТ Neoclassic, 2014. - 288 с.

6. Фромм Э. Иметь или быть, - М: АСТ, 2007 - 320 с.

7. Хёйзинга Й. Осень Средневековья, М: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000 - 768 с.

8. Хораськина, Н.С. Социально-философская сущность качества жизни / Н.С. Хораськина, В.А. Федотов; Мар. ун-т. - Йошкар-Ола, 2009. - 87 с. (5,12 п.л. /4,5 п.л.)

9. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность, М.: Республика, 1992, -448 с.

УДК 159.99

Таныгина И.В. студент бакалавр 5 курса направление подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование научный руководитель: Петухова О.А., к.пед.н.

доцент

Марийский государственный университет

Россия, г. Йошкар-Ола К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация:

В работе рассматриваются такие понятия, как логортмика, логортмические игры и упражнения, звуковая культура речи, проблемы развития звуковой культуры речи с использованием логоритмики, основные методы и приемы при работе с логоритмикой, даются практические предложения по использованию логоритмических игр и упражнений для развития звуковой культуры речи.

Ключевые слова: логоритмика, логоритмические игры и упражнения, звуковая культура речи.

Tanygina I. V. the MBA student 5 course direction of training 44.03.02. Psychological and pedagogical education

Mari state University Russia, Yoshkar-Ola Supervisor: Petukhova O. A. kand. PED. Sciences, associate Professor

Mari state University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.