Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»'

ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
240
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выбор / самоопределение / свобода / цель / choice / self-determination / freedom / purpose

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саблина Анастасия Алексеевна

Описывается феномен самоопределения человека. Автор раскрывает данное понятие с философской точки зрения. Рассматриваются ключевые подходы некоторых философов прошлого и настоящего к процессу самоопределения. Для молодого поколения потребность найти свое место в жизни и адаптироваться к различным сферам деятельности является естественной. Запланированная молодым человеком жизненная перспектива – мощный стимул самообразования, самовоспитания, самопознания и самореализации личности. Эта статья представляет интерес для специалистов не только философской области знаний, но и социальной, педагогической и психологической, т. к. быстро меняющаяся социально-культурная ситуация влечет за собой появление новых проблем, что побуждает искать новые пути для самоопределения человека. Автор прослеживает становление понятия «самоопределение», а также раскрывает современный научный взгляд на данный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL APPROACH TO THE PHENOMENON OF SELF-DETERMINATION

The article describes the phenomenon of human self-determination. The author reveals this concept from a philosophical point of view. The key approaches to the process of self-determination of some philosophers of the past and present are considered. For the younger generation, the need to find their place in life and adapt to various fields of activity is natural. The life prospect planned by a young man is a powerful stimulus for self-education, self-education, self-knowledge and self-realization of the personality. The rapidly changing socio-cultural situation entails the emergence of new problems, which prompts the search for new ways for human self-determination. The author traces the formation of the concept of self-determination, and also reveals a modern scientific view of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»»

УДК 128

DOI: 10.24412/2308-7196-2022-2-116-123

Анастасия Алексеевна Саблина

аспирант

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 238-63-44, e-mail: sab. anastasiya@gmail. com

ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Anastasiya A. Sablina

PhD student

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: sab.anastasiya@gmail.com

PHILOSOPHICAL APPROACH TO THE PHENOMENON OF SELF-DETERMINATION

Аннотация. Описывается феномен самоопределения человека. Автор раскрывает данное понятие с философской точки зрения. Рассматриваются ключевые подходы некоторых философов прошлого и настоящего к процессу самоопределения. Для молодого поколения потребность найти свое место в жизни и адаптироваться к различным сферам деятельности является естественной. Запланированная молодым человеком жизненная перспектива -мощный стимул самообразования, самовоспитания, самопознания и самореализации личности. Эта статья представляет интерес для специалистов не только философской области знаний, но и социальной, педагогической и психологической, т. к. быстро меняющаяся социально-культурная ситуация влечет за собой появление новых проблем, что побуждает искать новые пути для самоопределения человека. Автор прослеживает становление понятия «самоопределение», а также раскрывает современный научный взгляд на данный феномен.

Ключевые слова: выбор, самоопределение, свобода, цель.

Abstract. The article describes the phenomenon of human self-determination. The author reveals this concept from a philosophical point of view. The key

О Саблина A. A., 2022

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ .

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКГИКЕ 1

approaches to the process of self-determination of some philosophers of the past and present are considered. For the younger generation, the need to find their place in life and adapt to various fields of activity is natural. The life prospect planned by a young man is a powerful stimulus for self-education, self-education, self-knowledge and self-realization of the personality. The rapidly changing socio-cultural situation entails the emergence of new problems, which prompts the search for new ways for human self-determination. The author traces the formation of the concept of self-determination, and also reveals a modern scientific view of this phenomenon.

Key words: choice, self-determination, freedom, purpose.

При современных социально-экономических и культурных изменениях в мире проблема самоопределения человека является актуальной. Это связано с необходимостью адаптации к различным сферам деятельности, что представляется мощным стимулом самообразования, самовоспитания, самопознания и самореализации личности.

Термин «самоопределение» используется в нескольких областях знаний: в философии, методологии, социологии, психологии, педагогике и др. Соответственно, философско-методологические стороны самоопределения связаны с вопросами выбора ценностных ориентиров, персональной ответственности, построения собственной жизни, нравственного выбора, обретения внутренней целостности и адекватной позиции в обществе (И.Ф. Ведин, Г.В.Ф. Гегель, В. Гумбольдт, Э. Гуссерль, Р. Декарт, Д.И. Дубровский, И. Кант, Н.С. Кон, Э. Кассирер, А.Н. Книгин, В.И. Красиков, Н. Лобковиц, JI.E. Моторина, C.JI. Рубинштейн, Ж.П. Сартр, В. Франки, М. Хайдеггер, П. Шульц и др.). Любое значительное философское течение изучает проблему бытия человека, которое трактуется в соответствии с традиционными вопросами: что такое человек, какова его природа, в чем смысл жизни человека, а также в контексте вопросов о свободе воли, природе сознания, проблеме взаимоотношений общества и человека.

С точки зрения новоевропейской философии философия персонализма, личности и ее духовных ценностей считается высшим значением культуры. Философское знание дает общее направление, сущностные характеристики и ценностные ориентации процесса самоопределения: свободу, волю, жизненный ориентир.

Целью работы является анализ подходов некоторых философов прошлого к трактовке понятия «самоопределение», а также отдельных идей и теорий самоопределения человека с целью выявления того содержания, которое окажется общезначимым и в то же время актуальным для современной ситуации.

Чтобы исследовать сократовский подход к самоопределению, обратимся к трудам Платона (IV в. до н. э.). Как пишет мыслитель, это путь заботы о своей душе и о добродетели, в которой заключается человеческая доблесть. Прежде чем управлять государством или заниматься каким-то другим делом, необходимо познать самого себя, что значит познать свою душу. Ведь тот, кто

не знает себя (и самое главное в себе - душу), не может понимать и других; непосредственно он не может управлять ни домом, ни народом, «он не будет даже понимать, что он делает» [7, с. 264].

Развитие идей на тему самоопределения человека, на наш взгляд, можно проследить в Писании Августина (IV в.), к которому со времен Аристотеля принадлежала идея свободы воли. Эта идея была одной из ключевых в средневековой христианской мысли. В Писании Августин отмечает, что человек наделен Богом свободой воли, но это не значит, что человек сам может определять свою деятельность как добрую и справедливую. А раз так, то дела людей могут быть злыми. Здесь, по нашему мнению, оказалось необходимым добровольное усилие человека к самоопределению, т. е. в обращении к Богу.

Пико делла Мирандола (XV в.) излагает свой опыт самоопределения в подзаголовке «Речи о достоинстве человека», где пишет, что человек является свободным творцом самого себя. Бог дал человеку, в отличие от всего сущего, бытие которого раз и навсегда задано границами места в общей иерархии Бытия, способность определять свой образ, свое место и свою обязанность по собственной воле и решению. Важность и значимость человека не определяется непосредственно заданным социальным статусом. Лишь от самого человека зависит, какие пределы он себе установит, чтобы существовать. Э. Кассирер писал, анализируя Речь, что бытие человека есть результат его собственной деятельности, которая охватывает не только волю, но и всю совокупность человеческих созидательных сил.

Именно в деятельности реализовывалась свобода человека, его назначение как искусного мастера (сотрудника Бога) и господина всего сущего на земле. Гуманисты приветствовали любую деятельность: от художественной до политической, от военной до торговой и ремесленной (XIII в.).

В приведенных выше исторических отрезках идей и действий философов становится видимым возникновение темы человеческого самоопределения (без использования самого термина). На это указывает непосредственно формирование в этих учениях понимания человека как вольного существа, способного делать собственный выбор, используя такие термины, как «свобода», «добрая воля», «сознательный выбор», «решение» и др. И непосредственно при каждом случае создание новых форм человеческого бытия основывалось на философской рефлексии, причем воспроизведение форм человеческого бытия становилось возможным для их развертывания в собственном самоопределении и творчестве философов.

Поворотным пунктом в развитии темы самоопределения в истории философии является творчество Рене Декарта (XVII в.), в текстах которого впервые появляется понятие «самоопределение». Наука уже не могла «отвечать» требованиям времени первых буржуазных революций, времени развития классической науки. Декарт, обладая светским и военным образованием, как бы собрал на себе положения духовной и светской философии и создал свою оригинальную систему поиска истины на пути самостоятельного размышления.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ .

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЬЮВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКТИКЕ 1

Подход к самоопределению автора представлен в «Трактате о методе...». «Наша воля стремится к цели или избегает ее в зависимости от того, представляет ли ее наш ум как хорошую или плохую. Следовательно, достаточно правильно судить, чтобы правильно поступать, и самого правильного рассуждения достаточно, чтобы поступать лучше...» [4, с. 265]. Это определение особенно важно, поскольку Декарт приписывал воле (развитию идей предшествующих мыслителей) способность к самоопределению. Воля принимает решение, определяет себя к действию, будь то определение положительной или отрицательной формы суждения (и тем самым склонность к какому-либо утверждению) или деятельность, преследующая прагматические цели. Высшим достоинством человека является свобода «воли», определяющая его поступки. И тот, кто выбирает истину сознательно и добровольно, достоин похвалы. Декарт называет этот выбор «позитивной способностью к самоопределению» [3, с. 500], что означает свободу. Но только разумные существа непосредственно имеют свободу. Свет разума освещает те причины, которые склоняют волю к решению и делают действие добровольным, а не вынужденным. И здесь непосредственно становится ясной разница между позициями Картезия и Августина. Согласно последнему, человеческая воля свободна, но не добра и бессильна сделать правильный выбор без божественного участия. Декарт никоим образом не отрицает промысла и безграничной силы Божией, но своим методом он полагает, что то, что человек ясно видел и испытал на собственном опыте, -наличие в нем свободы - не дает ему повода непосредственно для сомнения. Гарантами этого являются в некотором роде разум, наделенный методом и отслеживающий волю человека, и активная воля, позволяющая «постоянно и правильно пользоваться разумом...» [4, с. 300].

Последующее развитие идей личностного самоопределения происходит в немецкой классической философии в период, когда в Германии практически не было единого государства, в ее суверенных княжествах процветали тирания, угнетение и произвол, а во Франции происходили революционные события, приведшие к наполеоновским войнам в Европе.

В творчестве Иммануила Канта (XVIII в.) нет термина «самоопределение». Однако кажется, что великий кенигсбергский мыслитель непосредственно размышлял над вопросом, что значит быть человеком в мире, где не существует свободы, где часто царят безграмотность, невежество и порок. Если Декарт помещал свободу в область самоопределяющейся мысли, то Кант был убежден, что любому индивиду «свобода нужна во всех случаях, чтобы публично пользоваться своим разумом» [5, с. 29].

Лозунгом философии И.Г. Фихте (XIX в.), развивавшего идеи И. Канта, можно считать слова: «Думай и действуй!» Собственно, в этом и выражалось самоопределение философа, ярко проявлявшееся как в его жизни, так и в его философской практике (построение системы научного учения, лекции и т. п.). Сам он категорически не выделял одно, считая, что его мысль должна быть средством к цели - к деятельности, под которой он понимал исполнение

должного, т. е. деятельность нравственно направленную. Он первым развил идею самоопределения человека как свободного, вольного, т. е. нравственное действие, изменяющее мышление, которое он реализовал в своей практике ученого, философа и педагога.

В «Философии права» Г.В.Ф. Гегеля (XIX в.), проиллюстрировавшего понятие воли как свободы (также наоборот: понимание реальности свободы как воли или субъекта), утверждается, что каждый человек может открыть в себе «способность определять для самого себя, помещать в себя всякое содержание и находить примеры для дальнейших определений в своей самоуверенности» [6, с. 67].

В философской концепции Гегеля процесс (начатый Декартом) сведения понятия человека к предмету познания, деятельности как мышления, нравственности и т. п. становится истинной «свободой воли» через внешние воздействия. Здесь субъект становится формой личности, это открытие немецкой классики. Особое внимание следует уделить «личности» как форме и способу бытия человека, подтвержденным И. Кантом в его трудах. Именно концепция личности существенно повлияла на дальнейшее развитие философской антропологии, психологии и педагогики. Идея автономии (самоопределения) человека как нравственно взрослого, свободного человека укоренилась в европейском философском мышлении и воспроизводилась до последней трети XX в.

В описанный выше период философия претендовала не только на функцию основы всей науки и практики, но и на роль истинной основы человеческой жизни и деятельности, утверждая познание и нравственность как истинные способы бытия человека. Тема «самоопределения человека» становится не просто темой, а прикладным философским знанием, что естественным образом отразилось на развитии техники, философско-научной мысли и различных других практик.

В начале XX в. интерес к рассматриваемой тематике возрастает, так как это не только время нарастания социокультурного кризиса в России и Европе, но и время усиления критического отношения к рационалистической философии, в которой, по мнению критиков, не хватает живого человека. Социальная и политическая напряженность, войны в Европе, историческая катастрофа двух революций, войн, разрухи в России - в этих условиях проблема свободы и самоопределения человека стала одной из важнейших в философской, публицистической и литературной мысли России.

Как и других представителей русской религиозной философии, проблема кризиса гуманизма, человека и культуры волновала С.Л. Франка. Ему принадлежит известная формула: самоопределение - через самопреодоление (она есть и в статье о самоопределении в философской энциклопедии). Линия самоопределения человека выступает здесь как линия самореализации, когда человек может говорить «сам», не оглядываясь на кумиров, что, по мысли философа, ведет к формированию личности. Последнее невероятно актуально для современной России.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ .

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЬЮВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКТИКЕ 1

Связь между явлениями самоопределения, творчества и свободы отмечал в своих работах H.A. Бердяев. Философия для него была образом жизни, поступком в ситуации социальной и культурной катастрофы в России начала прошлого века. Процесс собственного самоопределения можно проследить в работе «Самопознание (опыт философской автобиографии)», где он пишет: «Я всегда хотел, чтобы философия была не о чем-то, а чем-то, обнаружением первореальности самого субъекта» [1, с. 96], что он и сделал, решив проблему индивидуальной свободы как в жизни, так и в философии, развивая две ключевые темы - свободы и творчества.

Самоопределение изнутри означает определение силой духа, а дух есть не бытие, а свобода. Замечательный шаг сделал H.A. Бердяев: он выделил свободу воли (выбирать) и свободу духа (творить) как разные принципы самоопределения человека.

Вопрос о личностном самоопределении находился в центре разработки проблемы человеческого существования в философии Ж.П. Сартра, для которого свобода была высшей ценностью и определением человека в самом широком смысле этого слова. Человек свободен, потому что он покинут: если нет Бога, у человека нет оправданий, он осужден на свободу, он сам отвечает зато, что он есть. Человек свободен, потому что он вынужден выбирать свое собственное бытие. А выбирать - значит изобретать себя, «каждый раз изобретать человека» [2, с. 327].

По Сартру, каждый индивид оказывается одновременно в двух ситуациях: определяющей его локальной исторической ситуации (в этом смысле он не может выбирать место и год рождения, возраст и т. д.) и базовой ситуации человека во вселенной, которая, по мысли философа, очерчена общими условиями существования человека или набором априорных пределов. Относительно этих пределов человек может определить свое собственное существование.

Методолог П.Г. Щедровицкий утверждал: «Основным процессом самоопределения является рефлексия, результаты которой должны быть оформлены как в мышлении, так и в словесном выражении, так как для формирования личности необходимо и общение» [7]. Работы автора вывели тему самоопределения человека на новый уровень, уровень прикладной (философско-методологической) теории, где схемы самоопределения прописаны таким образом, что через них можно не только мыслить о процессе самоопределения человека или даже самоопределяться, но и использовать их в педагогической и иной практике.

Иная линия развития темы человеческого самоопределения зафиксирована в текстах О.И. Генисаретского. В частности, он вводит ценностное понятие самоопределения как цели и смысла. Последнюю автор развивает в «аксиологической конструкции "поиск - выбор - устроение - проживание", описывающей последовательность фаз ценностного самоопределения и укоренения в разных жизненных средах» [2].

Немецкий философ середины XX в. П. Шульц в своей работе «Философская антропология. Введение для студентов-психологов» вводит различие между переходным и непереходным действием [10]. Целью и результатом первого является продукт вне действия субъекта. Цель второго -самоактуализация сюжета без ориентации на внешний результат. В опыте нетранзитивного действия человек управляет собой и своей сущностью. Шульц называет это действие самоопределением.

Критика ленинской концепции соотношения сознания и материи, творческое переосмысление работ К. Маркса легли в основу развития деятельностного подхода в психологии (принцип единства деятельности и сознания) и авторского понимания человека как деятельностного существа. В то же время Рубинштейн в своей философской концепции бытия видит человека не как противоположность бытия, а как его центр, как субъект преобразования мира, сознания и способности не только познавательно действовать, но и вступать в разнообразные отношения (и не только рабочие) с другими людьми. В связи с этим мыслитель обсуждал как проблему свободы человека, так и проблему определения его активности и сознания. По поводу последнего Рубинштейн утверждал: «Человек не только имеет известное отношение к миру и определяется им, но и относится к миру и сам определяет это отношение, то есть сознательное самоопределение человеческого существа» [9, с. 353].

В теории A.A. Попова «готовое» самоопределение понимается «как актуализированный потенциал человека». А концептуально «способность к самоопределению культуры и общества» является одной из «универсальных способностей (антропология) современного человеческого потенциала» [8, с. 191].

Обращение философии (и философской антропологии) к этой теме с конца прошлого века неслучайно. Это связано с пониманием того, что распространяющаяся сегодня новая волна глобального социокультурного кризиса поставила человека перед стремительно меняющимся миром. В таких критических ситуациях философы в своем самоопределении и связанной с ними деятельности (научной, преподавательской и т. д.) пытались ответить на вопрос, что значит быть человеком в предельных рамках. А это в свою очередь реализовывалось тем или иным образом в других сферах жизни и деятельности людей.

Когда у человека есть свое сотворенное настоящее, а не просто сожаление о прошлом и страх перед будущим (что особенно касается текущей ситуации), то он действительно существует. При этом отражается и человечность человека: его воля к рефлексии и способность к рефлексии, ценности, чувства, возможно, мечты. Весь доступный материал культуры, традиции, социального положения ит. д. «втягивается в понимание». С «внешней», философско-антропологической позиции необходимо отметить, что человек делает рискованный шаг, так как в какой-то момент он будет вынужден отстраниться от себя (быть другим), что само по себе сложно и даже опасно и что значит -как-то получить что-то из обычных представлений и, выражаясь психологически, из комплексов смысло-чувство-актов действий. Но в человеческом сознании нет ничего другого. И вот тут-то и должны начаться поиск и создание тех подходов, понимания и т. д., которые позволят вам включиться в вашу

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ .

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХПГОБЛЕМИВЬЮВОВ СОВРЕМЕННОСТИИЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЫЦЕСТВЕННОЙПРАКТИКЕ 1

ситуацию «извне» и попытаться ее решить. Если этого не происходит, сознание возвращается в прежнее состояние и остается старая ситуация. И это может быть положение страны, людей и т. д. Как утверждал М.К. Мамардашвили, чтобы выйти из ситуации, надо до конца ее продумать. Это должно быть воображаемым, для этого нужны опоры - концептуальные или символические средства, определенным образом присутствующие в культуре (философские, художественные, религиозные, научные и т. д.), должны быть определенным образом изобретены, что также требует содержательной коммуникации, где ситуация и все «вещи», которые с ней связаны, называются своими именами. И вокруг деятельности самоопределившегося человека может начаться формирование (или перестройка) мира той или иной величины.

Одним из важнейших признаков современной глобальной ситуации является переход от культуры, основанной на господстве жестких требований и представлении об абсолютной истине, к культуре, признающей многообразие взглядов и мнений и свободу выбора. Наработанный опыт заслуживает самого пристального внимания, вместе с тем быстро меняющаяся социально-культурная ситуация влечет за собой появление новых проблем, что побуждает искать новые пути решения задачи ценностного самоопределения учащихся. По всей вероятности, сейчас человечество стоит на пороге необходимости следующего шага в саморазвитии, самосозидании человека. И в этом может иметь значение всякое самоопределение человека.

Список литературы

Х.Бауман 3. Текучая современность / пер. с англ. 3. Баумана; под ред. Ю.В. Асочакова. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.

2. Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.russ.rii/antolog/inoe/genis.litm (дата обращения: 10.04.2022).

3. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. / пер. с лат. и фр.; сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. Т. I. - М. : Мысль, 1989. - 654 с.

4. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. / пер. с лат. и фр.; сост., ред. В.В. Соколов. Т. 2. - М. : Мысль, 1994. - 640 с.

5. Кант И. Что такое просвещение // И. Кант. Сочинения. В 8 т. Т. 8. -М. : Чоро, 1994. - С. 29-37.

6. Ланганс Е.Г. Самоопределение как способ бытия человеком в современную кризисную эпоху : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Елена Геннадьевна Ланганс. - Челябинск, 2014.-173с.

7. Платон. Сочинения / пер. с древнегреческ. В 4 т. Т. I; общ. ред., вступ. ст. А.Ф. Лосева; примеч. A.A. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1990. - 860 с.

8. Попов A.A., Проскуровская ИД. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. - 2007. - № 3. - С. 186-198.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / отв. ред. Е.В. Шорохов. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1976. - 415 с.

10. Шулъц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1996. - 118 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/4/0474/4 0474- 52.shtml#book page top (дата обращения: 10.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.