Научная статья на тему 'Индикаторы зрелости личности в различные исторические эпохи'

Индикаторы зрелости личности в различные исторические эпохи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1593
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ / ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНДИКАТОРЫ ЗРЕЛОСТИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кашина О.П.

В статье исследуются основные факторы и условия развития личности в период зрелости. Автор предпринимает попытку рассмотрения индикаторов зрелости человека в различные исторические эпохи с позиции социально-философского анализа. Акцентируется внимание на том, что процесс становления зрелости личности обусловлен социально-культурными нормами, традициями и предпосылками, характерными для определенной исторической эпохи. Указывается на особенности восприятия и интерпретации зрелости человека в современном обществе как наиболее продолжительного периода его жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF MATURITY OF THE PERSONALITY IN DIFFERENT HISTORICAL PERIODS

The article examines the main factors and conditions for the development of the personality in the period of maturity. The author makes an attempt to examine the indicators of a person's maturity in different historical periods from the position of socio-philosophical analysis. Attention is focused on the fact that the process of maturity of the personality is conditioned by socio-cultural norms, traditions and prerequisites, characteristic for a certain historical period. It points to the peculiarities of perception and interpretation of man's maturity in modern society as the longest period of his life's way.

Текст научной работы на тему «Индикаторы зрелости личности в различные исторические эпохи»

Будем надеяться, что да, хочется верить в силу человеческого разума и его способность противостоять негативным тенденциям. Пройдет время и человек-созидатель вновь поднимется на вершину ценностной иерархии.

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2005. 390 с.

2. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2. С. 4-30.

УДК 140.8

ИНДИКАТОРЫ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

В статье исследуются основные факторы и условия развития личности в период зрелости. Автор предпринимает попытку рассмотрения индикаторов зрелости человека в различные исторические эпохи с позиции социально-философского анализа. Акцентируется внимание на том, что процесс становления зрелости личности обусловлен социально-культурными нормами, традициями и предпосылками, характерными для определенной исторической эпохи. Указывается на особенности восприятия и интерпретации зрелости человека в современном обществе как наиболее продолжительного периода его жизненного пути.

Ключевые слова: возраст, периоды жизни, зрелость личности, индикаторы зрелости, историческая эпоха, личностное развитие, общество потребления.

Проблема профессионального, личностного, социального и духовного развития личности на протяжении всего жизненного пути, состоящего из последовательной смены возрастных периодов, изучается представителями многих социальных и гуманитарных научных дисциплин (социология, история, психология, педагогика), которые в целом приходят к тому, что в зависимости от возраста жизнь людей делится на основные периоды: детство, молодость, зрелость, старость.

С понятием возраста связаны представления о необходимых знаниях, навыках, умениях, разрешенном и дозволенном поведении. В различные периоды жизни от человека ожидают соответствующего поведения, что понимается им и осознается. Очевидно, что социальные, культурные и моральные нормативы, ценности общества во многом определяют сам жизненный путь человека, его направление, цели, устремления, возраст вступления в брак, рождение детей, достижение вершины своей карьеры и т. д.

Важно отметить, что возраст важен не только как биологическое состояние человека. В общественном сознании от одной исторической эпохи к другой менялось отношение к различным периодам человеческой жизни. У каждой эпохи

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М. : Республика, 2006. 272 с.

4. Ополев П. В. Человек в условиях социокультурной сложности // Идеи и идеалы. 2016. № 3(29). Т. 2. С. 20-27.

5. Тоффлер Э. Шок будущего. М. : ООО «Изд-во АСТ», 2004. 557 с.

6. Фромм Э. Здоровое общество. М. : АСТ, 2016. 448 с.

7. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М. : Добросвет, 2012. 260 с.

© Данилкова М. П., 2017

О. П. Кашина O. P. Kashina

INDICATORS OF MATURITY OF THE PERSONALITY IN DIFFERENT HISTORICAL PERIODS

The article examines the main factors and conditions for the development of the personality in the period of maturity. The author makes an attempt to examine the indicators of a person's maturity in different historical periods from the position of socio-philosophical analysis. Attention is focused on the fact that the process of maturity of the personality is conditioned by socio-cultural norms, traditions and prerequisites, characteristic for a certain historical period. It points to the peculiarities of perception and interpretation of man's maturity in modern society as the longest period of his life's way.

Keywords: age, periods of life, maturity of personality, indicators of maturity, historical period, personal development, consumer society.

и у каждого народа всегда имелся свой наиболее почитаемый, уважаемый возраст.

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к развитию личностных и профессиональных качеств взрослого человека. В возрастной и общественной структуре социума человек в среднем (зрелом) возрасте занимает центральное место. «Именно эти люди сегодня определяют характер современной общественной жизни, ее направленность и способность к поступательному развитию» [1, с. 73]. Ценности, мировоззрение, культура зрелых людей начинают играть немаловажную роль в жизни общества, в связи с чем именно они могут утверждать свой образ жизни, свои вкусы, стиль деятельности. Известно, что в этом возрасте люди достигают вершины общественной и профессиональной карьеры, осуществляют функции управления в различных сферах общественной жизни, в управленческих структурах государства (губернаторы, научные руководители, ректоры вузов, директора предприятий, депутаты). Успехи, неудачи, кризисы среднего возраста, самопознание и самосовершенствование, поиск смысла жизни, надежды, разочарования, конфликты (на работе, в семье, в межличностных отношениях), определенная жиз-

ненная позиция - все это присуще людям именно в зрелом возрасте.

В современной философии отдельный человек, как правило, рассматривается как единое биосоциальное гомогенное существо. Между тем в течение всей жизни человека происходят качественные трансформации как его тела, так и сознания, мировоззрения, души, порождающие разные периоды человеческого бытия.

Идея того, что детство, юность, зрелость и старость отличаются друг от друга, существует давно, в том числе и в морализирующей философии на уровне сентенций житейской мудрости. Но в метафизическом плане данное утверждение пока недостаточно обосновано. Очевидно, что каждый из четырех возрастов несоизмерим с другим. Как отмечает современный русский философ В. И Красиков, «есть четыре человека в одном и у каждого из них своя история, свои скачки - кризисы. Каждый живет в своем мире, в своем времени» [2, с. 16].

Для того чтобы исследовать объективные критерии и индикаторы зрелости личности в современном обществе, необходимо выяснить, что ценилось в зрелой личности в разные исторические эпохи, как она определялась в качестве зрелой, какие факторы, предпосылки и условия влияли на этот процесс.

На заре цивилизации зрелость считалась наиболее уважаемым периодом жизни. Для этого были особые основания: зрелый человек прежде всего обладал необходимым опытом добывания пропитания, поэтому на него смотрели как на учителя. Все свои знания, секреты мастерства он передавал молодым. В процессе старения силы человека постепенно уменьшались, что делало менее полезным его опыт и умения, постепенно падала его значимость в глазах соплеменников.

В Древней Греции также высоко ценился именно зрелый возраст. Период зрелости по возрасту и состоянию духа был назван древними греками «акме», что означает вершину, высшую ступень чего-либо, момент наибольшего расцвета человеческой личности [3, с. 163]. Отношение к зрелости было трепетным. Одной из главных ценностей греческой философии было воспитание и образование «зрелого мужа» - центральной фигуры греческого общества и античной литературы. Вся жизнь греков была нацелена на достижение «акме». В связи с этим детство рассматривалось как подготовительный этап на пути к зрелости, а старость ценилась как состояние достигшего «акме».

Античные концепции зрелой личности были нацелены на формирование образа разносторонне развитого человека, идеалом зрелой личности являлся мудрец, знающий чувство меры и неподдающийся резким, импульсивным и хаотическим порывам.

Зрелость, и особенно вторая ее половина, очень ценились и в древнем Риме. Об этом свидетельствует тот факт, что название высшего государственного учреждения -«сенат» произошло от слова «старик». Старость ассоциировалась с накопленным опытом, мудростью, пониманием смысла и назначения жизни. Римские философы и мыслители уделяли большое внимание изучению особенностей и изменениям свойств характера человека по мере прохождения им своей возрастной лестницы. Появились знамени-

тые трактаты о зрелости и старости в сравнении с другими периодами человеческой жизни (например, трактаты Цицерона «Об ораторе», «Брут»), которые до сих пор не утратили своей ценности.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем эпохи Средневековья определялась догматами христианства. Поэтому в Средние века формирование индикаторов и образа зрелой личности происходило под воздействием христианского религиозного мировоззрения.

В эпоху Средневековья меняется понимание ценности зрелости и само понимание человека и его предназначения. Оно отличается от античного тем, что человек не чувствует себя фрагментом космоса, его органической частью. Он поставлен вне космической и природной жизни. Сотворив человека, Бог наделил его свободной волей; от нее и пошло зло, которое привело к первородному греху. Для того чтобы искупить свой первородный грех, человек обратился к интроспекции и самоанализу, изменив свою внутреннюю жизнь: «она становится теперь предметом глубокого внимания, приобретает первостепенную религиозную ценность» [4, с. 222].

Аврелий Августин разработал свой образ зрелой личности, задача которой - познать Бога. Только так личность достигает своего «акме». Это познание может идти как через постижение сотворенного Богом мира, так и при помощи интроспекции и того внутреннего слова, которое он нам произносит. Показательным в этом смысле становится автобиографическое сочинение Августина «Исповедь», в котором автор впервые в истории западной мысли занимается интроспекцией, погружаясь в свой внутренний мир.

В условиях культурно-исторического развития Средневековья, в котором господствовало христианское религиозное мировоззрение, наблюдался рост городов, складывался феодальный корпоративизм, в рамках схоластического образования происходит постепенное становление средневекового интеллектуала и собственного понимания зрелой личности. Ж. Ле Гофф, например, считал, что интеллектуал эпохи Средневековья на Западе рождается вместе с расцветом городов и связанным с этим развитием торговли и ремесел. Стремление к созиданию чего-то нового сочеталось с ориентацией на древних. Бернард Шартрский дал соответствующую характеристику интеллектуалов своего времени: «Мы - карлики, взобравшиеся на плечи гигантов. Мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что взгляд у нас острее и сами мы выше, но потому, что они подняли нас вверх и воздвигли на свою гигантскую высоту... » [5, с. 13].

В соответствии с этим, с одной стороны, в эпоху Средневековья наиболее ценной является духовная зрелость. Человек этой эпохи находится во власти противоречий: поддаться мирским соблазнам или посвятить себя Богу. Отдаваясь любви к Богу, человек достигает духовной зрелости. С другой стороны, существует и другое понимание зрелости -это интеллектуал - философ, обращенный к науке. В эпоху Средневековья появляется новая социальная прослойка, представителями которой становятся ученые, профессора, т. е. люди, живущие за счет интеллектуального труда.

Мыслителями эпохи Возрождения человек рассматривался как высшая ценность, а его благо, достаток и счастье представлялись как высшая цель, задача государства. Индивид обретает все большую самостоятельность,

представляя все чаще не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастают новое самосознание человека, его новая общественная позиция: самоутверждение и гордость, сознание таланта и собственной силы становятся отличительными качествами зрелого человека. Человек Возрождения - «свой собственный творец, он - владыка природы» [6, с. 16]. И в этом его основное отличие от античного и средневекового человека. Утверждение своей индивидуальности, демонстрация собственных заслуг является характерным для личности эпохи Возрождения. Также значимой представлялась роль гуманитарного образования в формировании зрелой личности.

Человек Возрождения становится творцом в результате личной склонности и своих усилий. Он начинает ценить время. Таким образом, происходит переосмысление зрелости в развитии жизненных этапов становления личности. Эпоха Ренессанса представила самосознание личности как высшую добродетель, что привело к осознанию гуманизма в качестве одной из ценностей зрелости. В связи с этим можно отметить, что в эпоху Ренессанса зрелым мог считаться только разносторонне развитый человек. Очевидно, люди именно такого типа и создавали новую социальную группу ученых - теоретиков науки, тем самым подготавливая почву для развития науки и становления новой эпохи, получившей название Нового времени.

В культуре Нового времени рождается другой человек, по-иному мыслящий и оценивающий окружающий мир. Субъективизм, интеллектуализм, индивидуализм - те черты, которые ценятся в его развитии. Человек понял, что главное его орудие - разум, поэтому эпоха Нового времени предполагает рациональный взгляд на мир, а наука в этом мире - важнейший институт социализации.

«Это порождает склад ума, весьма отличный от склада ума средневекового догматика» [7, с. 560-561]. Происходит становление научной картины мира. В центре нее находится человек действия, осознающий, чего он хочет и уверенно идущий к своей цели, жизненный путь которого, по утверждению Р. Декарта, определяет разум, а не вера. Усиливается интерес к самосознанию. Начинает цениться зрелость ума, способного творить и чувствовать дух времени. Идея воспитания человека активно выдвигается просветителями данной эпохи. Человек достигает зрелости, воспитывая разум, правильно определяя свое личное место в обществе, соответствует ему, используя силу разума. Наиболее ценными качествами зрелости признаются одаренность, сила воли, деловитость.

Что касается современного общества, то в нем отмечается иное восприятие проблем определения сущности зрелой личности, понимание ее роли и социальной значимости, факторов и условий, определяющих особенности ее бытия. Все более заметным становится нарастающее безответственное отношение человека к духовным, социальным и культурным ценностям, дефицит нравственных качеств человека, вытесняющихся сугубо деловыми и обывательскими чертами личности, характеризующими ее прежде всего как потребителя. «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей» [8, с. 116]. Ценность потребления активно проявляется в современном социуме. Зрелый человек сегодня - это потребитель куль-

туры, товаров и услуг, моды, и иных достижений современной эпохи. Он буржуазен. И эта буржуазность проявляется прежде всего в том, что современный зрелый (взрослый) индивид готов приобретать простое и сложное, дешевое и дорогое, престижное и маргинальное, любое, лишь бы оно вело к увеличению его комфорта и давало чувство полного морального и физического удовлетворения.

Очевидно, сегодня происходит кризис мировоззрения современного взрослого человека, на чем акцентируют внимание многие философы. «Отсутствие мировоззрения, адекватно отражающего место человека в природе и обществе, господство старых, свойственных доиндустриальной и индустриальной эпохам представлений, а также современная постмодернистская мировоззренческая «окрошка» являются индикаторами утраты человеком реальных представлений о его месте в мире и ориентиров его дальнейшего развития» [9, с. 36]. В результате человек порой не осознает, что творит, человеческое существование все больше погружается в непонятный хаос, что в итоге может привести к вселенской катастрофе. Этот и другие факторы приводят к опасности деградации человека в современном обществе, где отмечается торможение в процессах самореализации, самосовершенствования личности, что постепенно ведет к более нарастающему духовному кризису.

Одной из главных форм духовного кризиса является интеллектуальный кризис, под которым в первую очередь понимается отсутствие в наше время великих ученых, великих мыслителей, чьи идеи могли бы охватить массы людей и помогли бы им избавиться от чрезмерного стремления к материальному богатству, от духовной и материальной деградации. Как справедливо отмечает Е. Л. Яковлева, «интеллект становится рыночным продуктом, переводя все в «банки идей», «интеллектуальную собственность» и «экономику внимания», т. е. происходит монетизация всех аспектов бытия. Одаренный интеллектуал, подвергаясь очарованию экономики информационного века, «продает» свои способности, становясь аналитиком, создающим посредством мифов «общественное мнение» идеологии гламура» [10, с. 29].

Современный человек среднего возраста постепенно теряет свою неповторимость и уникальность: «Человек нашей эпохи - это массовый человек, постепенно теряющий свою индивидуальность, свою духовную составляющую. Массового человека трудно назвать личностью; это серый человек, лишенный подлинного интеллекта и не желающий обогащать свой духовный мир» [11, с. 91]. Массовый человек утрачивает личностную неповторимость. «Размытость сознания массового человека и новое его переструктурирование, заданность специальной интегрирующей «сборки» приводит к утрате способности критического мышления, к управляемости через формируемое посредством СМИ настроение...» [12, с. 125].

Ускорение темпов социального развития также важная характерная черта общества XXI века. Происходит уплотнение самого графика человеческой жизни. «Стремительное развитие техники, информационные технологии, научные открытия наряду со всеми положительными результатами имеют и отрицательную сторону, так как ставят под угрозу саму идею уникальности и неповторимости человеческой личности» [13, с. 77]. Как отмечает И. А. Максименко, «современ-

ность отличает резкое ускорение темпов социальной эволюции, что является не только средством улучшения жизненных условий людей, но и тревожным фактором: никто не знает, к чему может привести данный процесс» [14, с. 54]. Можно сказать, что развитие техники сегодня изменяет саму личность человека, определяя ее ценностный ряд, заменяя духовные ценности, инициирующие творчество, утилитарными, приводящими человека к потере чувства ответственности.

Кроме того, одной из базовых ценностей современного общества является стремление человека к «идеальному» успеху во всех сферах его жизнедеятельности. На сегодняшний день образцом успешного человека является личность, являющаяся «отличником», перфекционистом и на работе, и дома, и в спорте, и в общественной деятельности. Это приводит к тому, что вопреки истинным желаниям, стремлениям и потребностям человеку часто приходится стремиться к указанному идеалу: выстраивать блестящую карьеру, принимать активное участие в общественной, политической, социальной жизни, быть идеальным супругом или супругой, идеальным родителем, на что у взрослого человека физически не хватает времени. Ускоренный ритм современной жизни в итоге приводит к тому, что человек качественно, конкретно и основательно ничем и не занимается. А занимаясь чем-то одним, все последующие дела совершает «урывками». В. С. Веселова справедливо замечает, что в российской действительности наблюдается «декларация безразличия к вечной продолжительности в пользу стремления к сиюминутному». «Мимолетность», «мгновенность», «неуловимость», «кратковременность», «мобильность» и т. д. - это набор синонимичных слов, отражающих состояние нашего мира, сущность нашей жизни. Долгосрочные отношения переходят в краткосрочные, продолжительная семейная жизнь заменяются временным сожительством, фундаментальность, глубина заменяется поверхностным, трудовые отношения претерпевают изменения [15, с. 67].

Итак, процесс развития зрелой личности обусловлен социально-культурными нормами, предпосылками, содержание которых меняется в зависимости от эпохи. Каноны физической, личностной зрелости динамичны, так как «природа» строится в каждой культуре по-своему. Это связано с изменением понимания сущности самого человека, его места, роли в культуре. Являясь историческим, социальным и культурным существом, человек творит историю и при этом сам испытывает ее влияние. Каждая эпоха имеет свой образ зрелости. Человек не может изолировать себя от окружающей среды, которая навязывает личности социальные нормы, правила, способы выражения. В каждой культуре есть идеал, к которому стремится индивид, и на формирование которого направленно воспитание, образование человека, выстраивание им своего жизненного пути, в котором зрелость имеет важное значение. В Античности это был образ героя, гражданина, мудреца. В эпоху Средневековья таким идеалом был праведник, святой; для Возрождения - «универсальный человек»; для эпохи Нового времени - «рациональный мыслитель». В современном же обществе зрелый человек - это массовый человек, человек потребления, которому приходится соответствовать определенным «образцам» и стандартам, порождаемым и навязываемым сегодняшним социумом, в ущерб его духовным потребностям.

При всей важности ожиданий и требований современного общества к зрелой личности главным для нее все же должно оставаться понимание своего культурного и духовного предназначения, общезначимых нравственных целей и идеалов. Необходимо осмысление взрослым человеком своей неповторимой индивидуальной сущности, уникальности, проявляющейся в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации индивида. Благодаря этому человек сможет полноценно осуществлять себя в культуре, познавать самого себя.

1. Ермаков С. А., Кашина О. П. Негативные тенденции в жизни современного человека зрелого возраста // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2014. № 7. Ч. 2. 2014. С. 73-75.

2. Красиков В. И. Синдром существования. Томск, 2002. 256 с.

3. Толстых А. В. Возрасты жизни. М. : Республика, 1988. 223 с

4. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997. 560 с.

5. Гофф Ле Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003. 160 с.

6. Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000. 456 с.

7. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/ Д., 2002. 992 с.

8. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. 188 с.

9. Олейников Ю. В. От инфантильного бытия к зрелому обществу зрелых людей // Философские науки. 2012. № 2. С. 36-48.

10. Яковлева Е. Л. Метафизическая триада человеческой жизни // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 29-31.

11. Кашина О. П. Роль творчества в процессе формирования духовной зрелости личности в современном российском обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2014. № 4. Ч. 2. 2014. С. 91-93.

12. Самохвалова В. И. Массовый человек - реальность современного информационного общества // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М., 2003. С. 125-131.

13. Кашина О. П. Проблема реализации потенциала человека зрелого возраста в современном обществе // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (15 сентября 2017 г., г. Уфа) : в 2 ч. Уфа : Омега Сайнс, 2017. Ч. 2. С. 76-79.

14. Максименко И. А. Информационные технологии как главный фактор ускорения социальной эволюции // Гуманитарный вектор. 2013. № 2 (34). С. 54-60.

15. Веселова В. С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 64-73.

© Кашина О. П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.