.....
I I I ■ M I I I I
^ Искусствознание 233
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ТАДЖИКСКОГО СКАЗИТЕЛЯ ЭПОСА «ГУРУГЛИ» ХИКМАТА РИЗО
К. С. Рахимов
Таджикская национальная консерватория им. Т. Сатторова
Статья посвящена рассмотрению жизни и творчества выдающегося исполнителя таджикской версии эпоса «Гуругли» Хикмата Ризо, деятельности различных школ гуруглихони, особенностям исполнительских традиций и вклада Хикмата Ризо в укрепление и развитие эпического творчества в Таджикистане.
Ключевые слова: эпос «Гуругли», школы гуруглихони, исполнительские традиции, учитель, устод-шогирд, мастер-ученик, дутар.
The paper considers the life and work of the outstanding performer of the Tajik version of the epic «Gurugli» Hikmat Rizzo, of the various schools guruglihoni, features and performance traditions Hikmat Rizzo contribution in strengthening and developing the epic creativity in Tajikistan.
Key words: epic, «Gurugli» school guruglihoni, performance traditions, the teacher, ustod-shogird, the master-disciple relationship, dutar.
Выдающимся носителем таджикской версии эпоса «Гуругли» являлся основатель самобытной школы гургулихони (гуруглихон - с тадж. яз. исполнитель эпоса «Гуругли», гуруглихони - исполнение эпоса), Народный поэт Таджикистана Хикмат Ризо. Он родился 30 ноября в 1894 году в селе Ёнахш, расположенном в юго-восточной части современного Таджикистана (Оби Гарм). Его отец был резчиком по дереву, оформлял мечети, был мастером музыкальных инструментов (думбра, большой дутар, тамбур), любил петь газели, рубаи и наъты (газель - философско-поэти-ческий жанр таджикско-персидской классической поэзии; рубаи - поэтический жанр (четверостишие), жанр традиционного музицирования; наът - религиозное песнопение, в котором восхваляется пророк). Как певца его часто приглашали на различные традиционные для сельской общины мероприятия. Мать Хикмата Ризо Оисамо занималась традицион-
ным для женщин того времени ремеслом -тканьём карбоса (вид традиционной ткани), а также сочиняла стихи и по вечерам читала детям свои стихотворения.
В семье Хикмата Ризо, как и во многих других традиционных таджикских семьях, с давних пор существовала музыкально-поэтическая традиция пения, сочинения стихов, игры на народных музыкальных инструментах. Именно в такой атмосфере рождались знаменитые народные музыканты, и Хикмат Ризо не был исключением. В его семье старший брат Зиё был известным в свое время певцом и исполнителем на дутаре. С малых лет Хикмат начал слушать сказки о богатырях от своей матери, изучал дастаны о героях, борющихся за свободу, независимость и счастье народа. Первые навыки исполнение эпоса «Гуругли» он получил от своего земляка сказителя Холи Мусофир.
Важным этапом творческого определе-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 233-236
Êîïèy 09_ènêônnôâîçiàièâ.p65 233 01.12.2011, 20:08
.....
I I I ■ М I I I
234 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
ния юного Хикмата стало посещение древнего Куляба, где он принимал участие в литературных и музыкальных кружках. На одной из таких встреч он познакомился с великим мастером эпоса «Гуругли» Наврузом Джонмахма-довым, учеником Шукурмаста, представителя школы гуруглихони в Сари Хосор. Пение сказителя, его голос сильно заворожило Хикма-та, и он начал углубленно изучать под руководством Навруза Джонмахмадова эпос «Гуругли». В течение шести лет обучался у мастера в Сари Хосоре. Пришёл момент экзамена. Надо отметить, что важным и обязательным актом успешности творческой деятельности молодых гургулихонов является получение благословления от мастеров эпического искусства. Без этого акта, который по традиции проводится публично, молодой гуруглихон не может самостоятельно проявлять себя как исполнитель эпоса «Гуругли». Для получения благословления Хикмат пригласил своего учителя к себе в селение Ёнахш. Этот день был не только экзаменом перед учителем, но и перед всеми знатоками эпоса Гуругли. Состоялся большой праздник гуруглихони. По воспоминаниям Хикмата Ризо, собралось очень много народа. Учитель и ученик поочерёдно пели разные разделы дастанов «Гуругли» (2) о богатырях сказочной страны Чамбули Мас-тон: Гуругли, Авазе и его сыновьях - Шерали, Нурали, о прекрасных женщинах - Хилолби, Гулширмох и т.д. Три дня и три ночи устод и шогирд (учитель и ученик) пели различные да-станы эпоса. После завершения выступления Хикмат Ризо, по сложившейся традиции, подарил своему устоду - учителю комплект одежды, а он благословил своего ученика и дал добро на самостоятельную творческую деятельность.
С 15-ти лет начинается самостоятельный творческий путь Хикмата Ризо как сказителя. На этой сложной, но творчески насыщенной стезе жизни он встречался со многими носителями эпоса «Гуругли», которые являлись представителями различных школ гуруглихо-ни, образовавшиеся в Таджикистане. У каждого мастера гуруглихони была своя школа,
которая отличалась манерой пения, особенностями представления композиции эпоса, ме-лодиями-мукомами (каждый муком имеет своё место в композиции эпоса и связан с определенным текстом), игрой на музыкальном инструменте дутар, варьированием текста, включая использование поэтических форм ру-баи, газелей и т.д. Отметим также манеру вокального исполнительского приема эпического сказа - «хи», применяемого с акцентом или без акцента, которая играет важную роль в формировании индивидуальности пения гур-гулихонов.
Гуруглихона Хол Мусофира Хикмат Ризо считал своим вторым учителем, который мастерски пел не только дастаны «Гуругли», но также и газели, продолжая традиции газалхо-ни замечательного народного музыканта Ха-лифаи Кулоби. Особенностью мастера являлось умение петь дастаны в течение долгого времени. Хикмат Ризо в своих воспоминаниях отмечает, что Хол Мусофир мог петь «Гуруг-ли» в течение двух-трех суток и на протяжении всего этого времени слушатели выдерживали его выступление, с большим вниманием воспринимали эпические сказания мастера. Его творчество, красивый и сильный голос оказывали большое эмоциональное воздействие на слушателей, которые могли входить в сопереживание с изображаемыми событиями в дастане, могли искренне радоваться и плакать во время выступления Хол Мусофира.
Любовь народа к сказителям и певцам была исключительной. Эта была важная сфера удовлетворения духовных потребностей. По традиции, мужчины организовывали посиделки (гаштак) и каждый вечер по очереди ходили друг к другу и приглашали друг друга. Важной частью общения было слушание певцов и сказителей. Эпос Гуругли был самым популярным жанром на юге Таджикистана. Отметим показательный факт. В селении Шуроб близ Ёнахша, по сведениям Хикмата Ризо, было 20 гуруглихонов, среди них знаменитый мастер Навруз Джонмахмадов (2). Само это число гуруглихонов только в одном селении говорит о многом, в частности о том, какое
.....
I I I ■ М I I I
Искусствознание 235
важное место этот эпос занимал в духовной жизни народа.
К началу XIX века существовало много различных школ гуруглихони и каждый сказитель в зависимости от своего таланта и импровизации вносил свою лепту в развитие этого удивительного искусства. В годы советской власти руководители молодой Таджикской республики проявляли инициативу и поддерживали сказителей. В этом контексте особо отметим вклад видного государственного деятеля Таджикистана, академика Бободжона Гафурова, который после окончания Великой Отечественной войны пригласил Хикмат Ризо в Душанбе, где он уже жил до конца своих дней (умер в 1990 году).
В 1948-1949 годах учеными и писателями Раджабом Амоновым, Шавкатом Ниёзи, Му-хиддином Фархатом и Наимом Рахимовым, а также сотрудниками отдела фольклора Института языков и литературы Академии наук Таджикистана от сказителя Хикмата Ризо в количестве 105 тысяч строк были записаны 35 дастанов эпоса «Гуругли». В 1949 году Хикмат Ризо был включён в состав участников Декады таджикской литературы и искусства, проходившей в Москве. В 1960 году Бободжон Гафуров как руководитель XXV Конгресса востоковедов мира, который проходил в Москве, пригласил Хикмата Ризо на международный форум востоковедов, где участвовали представители из 97 стран мира. Участники форума были в большом восторге от его выступления, дополнительно просили еще раз спеть дастаны. Он полтора часа пел отрывки из эпоса Гуругли, хотя время было выделено для него всего 15 минут. На этом международном форуме знаменитый иранский востоковед С. Нафиси от имени всех учёных выразил благодарность великому мастеру гуруглихони, а французские учёные назвали его «Гомером Востока» (1, с. 14; 10).
В 60-е годы ХХ века впервые осуществлена запись на республиканском радио в Душанбе исполнения Хикматом Ризо нескольких да-станов эпоса. С 15 по 19 декабря 1969 года в Душанбе проходил конкурс исполнителей
эпоса «Гуругли» со всех регионов Таджикистана, который показал живую эпическую традицию. Хикмат Ризо занял первое почётное место (6). В 1987 году в Москве по инициативе Института мировой литературы имени А.М. Горького был напечатан избранный текст таджикского эпоса на русском языке, который охватил 20 дастанов, из которых 10 принадлежат Хикмату Ризо. Эта работа выполнена членом-корреспондентом Академии наук Таджикистана И.С. Брагинским (3).
Хикмат Ризо как великий мастер имел свою школу. Он воспитал большое количество учеников (4, с. 158). В школе Хикмата Ризо придерживались трем основным критериям исполнения эпоса: 1) яркости передачи музыкального содержания и мастерскому владению музыкальным инструментом дутар; 2) голосу и 3) поэтическому таланту и памяти, а также индивидуальной творческой инициативы (5, с. 212).
Хикмат Ризо сделал большой вклад в развитие традиции гуруглихони. Важными отличительными чертами его творчества являются следующие моменты. Он использовал много мелодий при исполнении дастанов «Гуругли» (свыше 30-ти), за которыми были закреплены определенные тексты и образы. В таком соотношении композиционно и драматургически выстраивалась и прояснялась вся структура эпоса. В его пении большое художественное значение имел сам голос, с глубоким лирическим тембром, который очень нравился слушателям. Его манера пения отличается от всех других школ гуруглихони чёткостью произношения слогов, гармоничностью соотношения стиха и мелодии. В его исполнении слушатели более осмысленно и ясно ощущают переход от одной темы к другой, от одного эпизода к другому посредством использования различных мелодий - образов.
Творческий путь Хикмата Ризо охватывает около 70 лет. Он, наряду с дастанами из эпоса, также пел собственные сочинения эпического характера (1, с. 15). В этом контексте отметим большой вклад мастера в поднятие патриотического настроения жителей Таджи-
Ёпеу 09_ёпё6пп6аТд[а1ёа.р65 235 01.12.2011, 20:08
.....
ш
236 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
кистана в период Великой Отечественной войны, когда он исполнял дастаны, посвященные борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
В последние годы жизни Хикмат Ризо много странствовал по тем местам, где жили и творили сказители. До конца своих дней он не оставлял свой дутар и пел дастаны, а рядом с ним в последние годы всегда был его лучший ученик и продолжатель его традиций Азизбек Зиёев, сын его брата Зиё.
Хикмат Ризо был очень скромным, щедрым, добрым, сострадательным и заботливым человеком. Для него чрезвычайно существенными были нравственные принципы, которым
он всегда придерживался. В 1989 году драматург С. Аюби по рассказам Хикмата Ризо написал драму «Заволи Чамбули Мастон» (Падения Чамбула), которая в постановке режиссера Давлата Убайдуллаева взяла Гран-при на республиканском конкурсе профессиональных театров «Парасту» (Ласточка-1997), а кинорежиссер Сафар Хакдодов снял документальный фильм под названием «Жакон», посвященный творчеству Хикмата Ризо.
Творчество Хикмата Ризо оставило огромный след в таджикской музыкальной культуре, а его традиции гуруглихони продолжают жить и развиваться в творческой деятельности его многочисленных учеников.
Примечания
1. Асрориён, Дж. Гургули / Дж. Асрориён. - Душанбе, 2010.
2. Воспоминания Хикмата Ризо : [рукопись] / Институт языков и литературы АН РТ : [на тадж. языке]. - Душанбе, 1960.
3. Гуругли : [таджикский народный эпос] / отбор дастанов, исследование и перевод И.С. Брагинского. - М., 1987.
4. Рахимов, К. С. Основы взаимодействия ритмики стиха и мелодии в эпосе «Гуругли» / К.С. Рахимов // Известия Академии Наук Республики Таджикистан (отделение общественных наук). - 2006. - № 2.
5. Рахимов, К. С. Эпос Гуругли в таджикской версии и традиционная школа «устод-шогирд» / К.С. Рахимов // Проблемы музыкальной науки. [Российский научный специализированный журнал]. - 2011. - № 1(8).
6. Рахматов Х. Бахти достонсаро Х. Ризо, дар конкурси гуруглигуёни чумхури : [Удача сказителя дастанов Х. Ризо на республиканском конкурсе] : [на тадж. яз.] / Х. Рахимов // Точикистони Совети : [Советский Таджикистан]. - 1969. - 16 декабря.
7. Хусейнов, М. Гомери асри XX : [Гомер ХХ века] : [на тадж. яз.] // Точикистони Совети : [Советский Таджикистан]. - 1986. - 13 октября.