Научная статья на тему 'Жизнь и творчество И. Х. Озерова'

Жизнь и творчество И. Х. Озерова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ И. Х ОЗЕРОВА / ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ / I. OZEROV'S BIOGRAPHY / FINANCIAL SCIENCE BASICS / STATE COUNCIL MEMBER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Юрий Григорьевич

В статье рассказывается о жизни известного русского экономиста Ивана Христофоровича Озерова, приводятся интересные факты его личной и творческой биографии. Раскрывается его деятельность в качестве ученого, просветителя, финансиста. Рассматривается его вклад в развитие финансовой науки в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I. Ozerov's Life and Works

The article author dwells on the life and works of Ivan Ozerov, a renowned Russian economist. The author presents some curious facts taken from Mr. Ozerov's biography and examines the works that this scholar, educator and financial expert wrote. The article author looks into what contribution I. Ozerov has made into Russian financial science development.

Текст научной работы на тему «Жизнь и творчество И. Х. Озерова»

Ключевые слова:

биография И. Х Озерова, основы финансовой науки

Ю. Г. Попов, лауреат премии Союза Журналистов СССР, ветеран Великой Отечественной войны (alkaev@list.ru)

Жизнь и творчество И. Х. Озерова

Вначале 60-х годов ко мне, тогда молодому сотруднику газеты «Советская Россия», направили из приемной ветерана. Он разложил на столе пачку выразительных цветных открыток и объяснил: это из коллекции Ивана Христофоровича Озерова, профессора финансового права, публициста. Выпущены они в 1913 году и отображают место России в ряду мировых держав.

Присмотрелся: по общему объему промышленного производства мы тогда занимали пятое место после США, Англии, Германии и Франции. По пшенице — еще выше. По нефти и керосину — вообще были «впереди планеты всей». Правда, по смертности населения — ближе к середине представленного ряда. В общем, непохоже на тот 1913 год, который в советское время назывался рубежным на уроках и лекциях по истории.

Я выслушал ветерана, кратко записал его рассказ. Объяснил, что такое у нас не публикуют. Раскланялись. Но имя Озерова запомнилось.

Второй раз я столкнулся с этим именем через четыре десятка лет, прочитав в журнале «Вопросы истории» публикацию доктора наук Г. Щетининой. В статье была обширная библиография, а также указание, что архив ученого хранится в Петербургской публичной библиотеке. Так я занялся штудированием источников. И вот что выяснил.

Еще сто лет назад Иван Озеров, выходец из провинции, утверждал: необходимо предоставлять в муниципальное распоряжение часть заработанных местным населением средств, дать людям возможность организовать общественное управление на территории проживания. А на предприятиях выпускать мелкие акции с правом голоса — правом выразить перед хозяевами собственное мнение по важным для людей вопросам. Причем с надеждой хотя бы на скромные дивиденды. Принцип «один пай — один голос» продолжает оставаться актуальным и сейчас.

Где же набрался этих мудрых мыслей выходец из бедной крестьянской семьи, родившийся в пору отмены крепостного права и школьных реформ? Слагать и вычитать он научился еще подростком, отворяя ворота путникам, проезжающим через его родное Занино Костромской губернии и складывая в карман полученные от них копейки — на конфетки. Решал задачки с аршинами и пудами в сельской школе, да так споро, что учитель подумал: Иван списывает ответы из конца учебника. Но все же убедился в его способностях и посоветовал матери Ивана отдать его в костромскую гимназию. Там его уже через год определили в бесплатный пансион для крестьянских детей, а по окончании наградили медалью Сусанина и отправили в Московский университет.

Деканат юридического факультета на Большой Никитской выделил бедному студенту казенную стипендию. Значительную часть ее приходилось тратить на оплату койки в квартире полицейского. Студент регулярно отсылал оставшиеся деньги матери и сестре, а свой бюджет пополнял за счет уроков купеческим недорослям и детям фабрикантов.

Учился Иван не только по лекциям. Бывая в богатых домах, освоил даже римское право по книге немецкого юриста Г. Пухта. Пользуясь случаем, читал статьи в «Отечественных записках» Н. К. Михайловского, выступавшего с позиций крестьянского социализма против марксизма. Сам, не в пример к другим студентам, ни к одной партии не примыкал, а вникал поглубже в экономику от Адама Смита до Карла Маркса.

Получил звание доцента, после чего по рекомендации профессора И. И. Янжула юного Озерова направили на два года совершенствовать свои познания в Европу. В библиотеке

Жизнь и творчество И. Х. Озерова

Британского музея он многое почерпнул из тех книг, которые использовали известные европейские светила. Молодой ученый воспринимал все заграничное критично. Удивлялся, например, что в Лондоне окна домов, выходящие на улицу, были замурованы — за них в Англии взимали отдельный налог, как и за многое другое.

Результатом его зарубежной поездки стали диссертации, а за свою работу о потребительских обществах в 1900 году он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Вернулся Озеров в Россию как раз в то время, когда министр финансов С. Ю. Витте начал проводить денежную реформу. Ученый включился в этот процесс, освещая вопросы реформы не только в ходе своих лекций, но и в печати.

Из курса лекций и статей родился учебник «Основы финансовой науки», получивший медаль Академии наук. Эта книга многие годы была настольной для студентов университетов. Свой труд ученый обновлял из года в год с учетом перемен, происходящих в экономике страны.

С 1907 года Иван Христофорович начал преподавать в Петербургском университете. Он получил профессорское звание, коллеги-ученые избрали его от своей гильдии членом императорского Государственного Совета. Там он продолжал отстаивать линию развития крупного предпринимательства, не забывая про участие в заводских делах рядовых рабочих. Он оставался сторонником мирных реформ, а не разрушительной революции. Считал, что вступление в какую-либо из фракций Госсовета будет только сковывать свободу научного творчества. Главным для него было образование народных масс.

К советам Озерова прислушивались такие крупные деятели, как председатель Совета министров С. Ю. Витте, глава Русско-Азиатского банка А. И. Путилов и многие другие. Да и сам он, вращаясь в таких кругах, приобрел незаурядную деловую хватку, стал членом правления нескольких банков и промышленных компаний. Используя опыт и конкретное знание экономической ситуации в стране, удачно проводил операции с ценными бумагами. Вот одна из них. Незадолго до февральской революции он сумел скупить акции Ерин-ского цементного завода по 105 руб., а затем продал их по 300, заработав 1,1 млн руб., а по тем временам это были очень солидные деньги. Он, кстати, завещал использовать свои средства для экономического образования населения.

Стоял Озеров и у истоков отечественного кино — был членом правления компании Хан-жонкова. Он видел в изобразительных средствах действенную возможность народного просвещения, и не случайно сопровождал свои лекции показом диапозитивов.

Пропаганду современного состояния России в ряду мировых держав, осознания путей ее развития он вел и наглядно, издавая серии популярных открыток «Россия в цифрах», «За что мы боремся»... По свидетельству коллег, многие члены Государственной Думы носили их с собой в карманах. В архивных воспоминаниях ученого написано, что незадолго до февральской революции один из лидеров «Союза возрождения России» представил открытки Николаю II, который одобрил их использование в российских школах.

Но не только с помощью лекций, публикаций, наглядных средств проводил Озеров в жизнь свои идеи. Именно ему принадлежала идея созыва съезда представителей банкирских домов и контор, который открылся 28 марта 1916 года в Петрограде.

В начале первой мировой войны, когда страна нуждалась в золоте для закупки вооружения. Озеров выступил против консервации Ленских приисков. Фактически они принадлежали англичанам, а те посчитали невыгодной добычу дешевеющего драгоценного металла. Несогласный с такой позицией член товарищества был выведен из состава правления «Лензолота».

Недовольство правительства вызвало и издание критических брошюр Озерова, таких как «Политика по рабочему вопросу», «На что мы тратим народные деньги?». На автора сыпались жалобы от московских фабрикантов по поводу подстрекательства вроде бы довольных своим положением рабочих, его собирались даже привлечь к суду. Но в его защиту выступил министр торговли Тимирязев. Кроме того, раскрывая секреты утечки народных денег, Озеров предусмотрительно припрятал некоторые документы, касающиеся неза-

История финансовой мысли --------------------------------------------------------

конного использования средств от винной монополии, в частности, данные о непомерно высоких субсидиях винзаводам. Заявление следователю о том, что эти документы будут обнародованы, сразу же умерило пыл обвинителей.

После Октябрьской революции и до конца XX века имя И. Х. Озерова практически не упоминалось в научных трудах. Весьма негативную оценку деятельности Озерова дал В. И. Ленин: «.Мы можем и должны сказать Зубатовым и Озеровым: старайтесь, господа, старайтесь! Поскольку вы ставите рабочим ловушку (в смысле ли прямого провокаторства или в смысле «честного» развращения рабочих «струвизмом») — мы уже позаботимся о вашем разоблачении.».

В гражданскую войну Озеров вместе с отступающей армией Деникина оказался на Украине, но в эмиграцию так и не уехал. Был арестован красными, допрашивал его сам Дзержинский. На вопрос, может ли быть построен коммунизм в отдельно взятом государстве, Озеров ответил «Нет». И был отпущен со словами: «Люди, искренне высказывающие свои взгляды, не принесут большого вреда советской власти».

Оставаться в стороне от экономической жизни страны Озеров не мог, работал в Наркомате финансов, путей сообщения, участвовал в проведении реформ. Вынужден был уйти в отставку из-за болезни в 1927 году.

Но от надзора ЧК ученый не ушел. В 1930 году — арест, тюрьма. В 1931 он оказался на Соловках. К тому времени Озеров был уже совершенно больным человеком. Через два года его вернули в Ленинград, поселили в Доме престарелых ученых, где он и умер в блокаду 10 мая 1942 года. Похоронен 12 мая 1942 года в братской могиле на Пискаревском кладбище.

Хорошо, что сегодня память об Иване Христофоровиче Озерове возрождается, а его труды используются современными российскими учеными-экономистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.