шкшесие кшт
ИВАН ХРИСТОФОРОВИЧ ОЗЕРОВ
(1869-1942)
Можно быть почти уверенным в том, что об Иване Христофоровиче Озерове будет написано и уже, видимо, в скором времени, немало книг, - его имя все более привлекает внимание исследователей1. Он был очень заметной, необычной фигурой в действительно судьбоносный период российской истории конца XIX - начала XX столетия. Родившийся в российской глубинке, бедный крестьянский сын, благодаря своим способностям и трудолюбию, сумел войти в научную элиту (хотя и держался в ней особняком). Профессор финансового права, он преподавал в пяти учебных заведениях, в том числе в Московском и Петербургском университетах. На его книгах, особенно на «Основах финансовой науки», выдержавшей пять изданий, училось целое поколение российских студентов. Талантливый ученый, Озеров стал и видным публицистом, книги и статьи которого нередко имели большой резонанс в общественном мнении страны. В 1909 г. он был избран от Академии наук и университетов членом Государственного совета. Современники знали его и как удачливого финансиста, акционера многих предприятий, как богатого человека, миллионера. Действительный статский советник, профессор-экономист являлся членом совета Русско-Азиатского банка; членом правлений компаний: «И. и И. Данишевские», Еринского цементного завода, заводов «Колчедан», ЛЕН-ЗОТО, Николаев-Павдинского, «Пепель и Озмидов», фабрик Российской писчебумажной, «А. Ханжонков и Ко», Северное издательское товарищество. Он близко знал многих представителей власти - С.Ю.Витте, В.Н.Коковцова, А.В.Кривошеина и др. Интересная деталь. Несмотря на то, что царь в 19051906 гг. был крайне недоволен публицистической деятельностью Озерова, позднее он все же подумывал о том, чтобы предложить ему пост министра финансов. В 1916 г. (когда были уже признаки брожения, императрица будто бы говорила, что в случае нужды они пригласят Озерова и он-де спасет положение)2.
1. История русской экономической мысли / Т. 3: Эпоха империализма и буржуазно-демократических революций в России. - Ч. 1. - М., 1966; Боханов А.Н. Крупная буржуазия России (конец XIX в. - 1914 г.). - М., 1992; Мемуары профессора И.Х. Озерова/Вступит. статья Г.И. Щетининой//Вопросы истории. - М., 1997; - № 1. - С. 83 -97; - № 2. -С. 72-95; Иванова Л.Н. Как расходуются в России народные деньги: О ситуации в России и книге профессора И.Х. Озерова. - М., 1999.
2. Мемуары профессора И.Х. Озерова ... //Вопросы истории. 1997. - № 1. - С. 89.
Вождь кадетов П.Н.Милюков зазывал Озерова в свою партию, многократно консультировался у него по финансовым вопросам. Но профессор очень критически относился к Милюкову и ко многим другим столпам российского либерализма, да и либеральной интеллигенции в целом: «Глупа и ограничена была наша интеллигенция, даже в лице ее лучших представителей». Он считал, что русское общество в вопросе индустриализации России стояло на очень низком уровне и жило дворянской моралью: подальше от промышленности, это-де дело нечистое и недостойное каждого интеллигента, «а вот сидеть, играть в карты, попивать при этом и ругать правительство - вот настоящее занятие мыслящего человека!» Эти интеллигенты, развивал он далее свою мысль, полагали, что промышленность - «не есть государственное дело, а частное, что каждый промышленник - жулик, которого надо посадить, что ничего полезного он не делает; они не понимали, что насаждение крупной и сильной промышленности и вместе с ней рабочего класса у нас - величайшее дело». Они полагали, что защита промышленности и ее интересов, т.е., «лучше сказать, выращивание ее, это все равно, что стремление насадить, поощрять развитие разбойничьих шаек у нас - и это профессора Гримм (Д.Д.), Ковалевский М.М., Васильев (А.В.)... Удивительно было невежество их. И наши либеральные газеты также не понимали этого и уделяли слишком мало места развитию нашей промышленности или, лучше сказать, совсем игнорировали этот вопрос»3.
Позиция Озерова была совершенно иной. Он и сам говорит о себе в мемуарах: «Я был большим энтузиастом индустриализации России. и меня нередко называли трубадуром русской промышленности. Я мечтал напоить, заразить творческим энтузиазмом нашу страну и призывал всех и каждого к участию в созидании промышленности у нас; пора перестать быть данниками Европы, надо встать на собственные ноги, особенно когда мы располагали такими огромными естественными богатствами; и я призывал всех, от старца до юнца, стать под знамена экономизма, покупать акции промышленных предприятий, если уже не творческой деятельностью участвовать в созидании промышленности, то по крайнем мере своими сбережениями.»4 Он не уставал доказывать почти в каждой своей книге о российской экономике, что «индустриализация России одна из настоятельнейших задач нашего времени.»5.
Но Озеров оказался, можно сказать, в трагическом одиночестве. Интеллигенция считала, что он перешел в стан буржуазии. А сама буржуазия, по его словам, его ненавидела и не понимала новаторских стремлений профессора-энтузиа-
3. Мемуары профессора И.Х. Озерова ... //Вопросы истории. 1997. - № 1. - С. 87, 88.
4. Мемуары профессора И.Х. Озерова ... //Вопросы истории. 1997. - № 2. - С. 85.
5. Озеров И.Х. Что делать? - М., 1913. - С. 332.
ста. Даже те из ее лучших представителей, которые доброжелательно относились к нему (включая и проницательного А.С. Авдакова), отличались ужасной косностью в вопросах социальной и рабочей политики, в частности они не принимали его увещеваний сделать рабочих владельцами акций предприятий, разрешить создание профессиональных организаций на предприятиях. Он пытался пробить этот пласт косности.
Озеров неустанно критиковал экономический курс самодержавия, ставившего препятствия капиталистическому развитию страны. «Бездарный Николай II, -писал Озеров, - не понимал своей задачи и интересов своей страны.»6. Весьма скептически он относился ко многим царским бюрократам, и это отношение он перенес и на министров Временного правительства. У него «бывало на душе и пусто и грустно, и верил только в развитие русской промышленности и одновременный рост рабочего класса, который, сплотившись, добьется другого государственного строя, но не верил в возможность социалистической революции успешной»7.
После большевистской революции Озеров оказался на юге России, где и был арестован с приходом туда Красной Армии. На допросе Ф.Э.Дзержинский задал Озерову единственный вопрос - верит ли он в возможность построения социализма, на что Озеров ответил со свойственными ему честностью и прямотой, что его знание экономики и финансов России не позволяет надеяться на возможность социализма в стране, не созревшей для этого. Дзержинский приказал отпустить профессора, сказав при этом, что «Озеров - человек откровенный»8.
Но Озерова «забирали» и позже. В 1930 г. он был арестован по делу «Русского национального союза» и осужден на десять лет. Срок отбывал на Соловках. В 1933 г. был амнистирован. А еще до всего этого в 20-е годы как сотрудник Нар-комфина он участвовал в «социалистическом строительстве» - в организации и проведении реформ финансов, а также государственных займов.
Свои мемуары он писал в 20-30-х годах. И в них Озеров - нераскаявшийся индустриалист. В его воспоминаниях рефреном проходит мысль, что «надо было нам американизироваться и индустриализироваться». Он очень сожалел и каялся, что не поехал в США, куда его приглашали читать лекции. Постфактум он полагал, что смог бы своими лекциями так воспламенить американцев, что некоторые из них, приехав в Россию, сумели бы «работая у нас, сделать нам американскую прививку, которую я так проповедовал в нашей и американской печати»9. В опубликованной еще в 1906 г. небольшой книжке «Нужды рабочего класса в
6. Мемуары профессора И.Х.Озерова ... //Вопросы истории. 1997. - № 2. - С. 93.
7. Мемуары профессора И.Х.Озерова ... //Вопросы истории. 1997. - № 1. - С. 86.
8. Там же. - С. 84.
9. Мемуары профессора И.Х.Озерова ... //Вопросы истории. 1997. - № 2. - С. 76.
России» Озеров, констатируя в ней, что «мы живем на вулкане, готовом ежеминутно взорваться», не раз обращался к американскому опыту, пытался достучаться до сильных мира сего. Он считал, что правильная оплата труда, реформа рабочего законодательства, всемерное распространение образования и культуры в массах, создание профсоюзных организаций рабочего класса и др. будут способствовать «социальному замирению», направят рабочее движение «на путь мирного прогресса»10. И в советское время Озеров считал правильным свое участие в рабочих чтениях 1901-1902 гг., организованных С.В. Зубатовым. Рабочие - участники этих чтений говорили ему в 1929 г., что они учились у него единению трудящихся, образованию союзов и т.д.
Во всей своей дореволюционной деятельности, занимаясь животрепещущими вопросами социально-экономической жизни России, Озеров постоянно обращался к опыту Западной Европы и США. Он стремился перенести и развить на российской почве все лучшее, что примечал там в области развития экономики и финансов, призывал россиян учиться американским приемам развития промышленности и финансирования предприятий11. В его произведениях - десятках книг и сотнях статей дана широкая программа развития экономики России. Он писал о необходимости первостепенного развития тяжелой промышленности, о том, что нужно создать кадры руководителей индустрии, которые могли бы определять направление и характер ее развития с учетом новейших достижений науки и техники. По его мнению, были бы полезными и постоянные поездки российских предпринимателей и рабочих в Америку для ознакомления с работой современных предприятий. Озеров выступал за создание густой сети железнодорожных и водных путей, сооружение новых каналов, в том числе Волго-Донского. И все это отнюдь не в ущерб другим отраслям народного хозяйства - легкой промышленности, сельскому хозяйству, торговле, активному освоению Севера и Сибири, в частности их лесных богатств. Профессор особо подчеркивал настоятельную необходимость реформирования народного образования, стремился подключить к этому делу печать и кино.
Главным для Озерова было «расковать» инициативу и самостоятельность населения. Поэтому он так часто писал о кооперативах, о земствах, о ссудно-сбе-регательных кассах, показывал пути достижения эффективности управления экономикой больших городов и т.д. Характерно, что многие его работы содержат в своих заголовках слова «новый», «новое», «новая»...
10. Озеров И.Х. Нужды рабочего класса в России. - М., 1996. - С. 13, 23.
11. Озеров И.Х. Что делать? - М., 1913. - С. 365; Он же. На новый путь! К экономическому освобождению России. - М., 1915.
Еще тогда, когда его оставили при Московском университете для подготовки к профессорскому званию, он был в Германии, Франции, Англии, Италии и там, на месте, изучал их экономику и финансы. В 1898 г. Озеров защитил магистерскую диссертацию «Подоходный налог в Англии и экономические и общественные условия его существования», а в 1900 г. докторскую - «Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии».
С еще большей тщательностью он изучал феномен стремительного экономического развития США. В 1903 г. вышла в свет его книга «Америка идет на Европу», посвященная экономическому спурту США, обгону этой страной Европы. США, по его словам, достигли своего промышленного расцвета благодаря своей культуре, развитию инициативы и энергии в населении, широкому народному образованию и т.д. В 1908 г. он дополнил эту книгу, пояснив, что поставил целью детальнее осветить «другую сторону и именно, чему учат нас Соед. Штаты, соответственно с чем и было изменено самое заглавие». Она так и была названа «Чему учит нас Америка». Озеров хотел сделать «американскую прививку» России и в научно-публицистической форме, чтобы убедить россиян в необходимости самой «прививки».
Однако эта работа далека от апологетики. В ней содержится объективный, взвешенный анализ всех составляющих американского опыта. Озеров показал и недостатки социально-экономического развития США: неадекватное промышленности состояние торгового флота, несовершенство банковской системы, остроту экономических кризисов, эксцессы детской эксплуатации, неравноправность труда в его конфликтах с капиталом и т.д. Последнее так возмущало Озерова, что он восклицал: «И это в свободной стране!» И все же он находил больше позитивного, чем негативного в опыте США и убеждал россиян взять все положительное в этом опыте. Озеров акцентировал внимание на том, что было особенно актуальным для России начала XX столетия. Но и теперь, спустя столетие, многое из того, о чем писал Озеров, воспринимается как наблюдения и оценки нашего современника. Ниже публикуются отрывки из его книги «Чему учит нас Америка?».
В.М.Шевырин