Научная статья на тему 'Свободная экономическая мысль и диктатура пролетариата: к 90-летию журнала «Экономист»'

Свободная экономическая мысль и диктатура пролетариата: к 90-летию журнала «Экономист» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
693
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Русское техническое общество / журнал "Экономист" / Б.Д. Бруцкус / И.Х. Озеров / И.М. Кулишер

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брянский Антон Юрьевич

Автор обращается к истории создания оппозиционного по отношению к советской власти журнала «Экономист», издававшегося в 1921-1922 гг. в Петрограде группой видных ученых-обществоведов под эгидой Русского технического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободная экономическая мысль и диктатура пролетариата: к 90-летию журнала «Экономист»»

КАРАВАН ИСТОРИИ

А.Ю. Брянский

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА. К 90-летию журнала «Экономист»

Осенью 1922 г. по распоряжению советских властей большая группа видных российских ученых была депортирована за границу. Среди них известные философы, социологи, историки, литературоведы, экономисты... Все они, по мнению большевиков, представляли немалую угрозу для нового строя. Избавиться от критически настроенных к новым порядкам ученых другим способом в то время большевики не решались: имена многих пассажиров «философского парохода» были хорошо известных цивилизованной Европе, ссориться с которой новым властям не хотелось. Лишить людей науки родины, обрести на нищету и скитания считалось вполне гуманным.

Чем же помешали видные ученые творцам новой жизни, особенно экономисты — люди конкретно мыслящие, желавшие России и ее народу добра и процветания? Ответ на этот вопрос дает история уникального во многих отношениях издания начала 1920-х гг., петроградского журнала «Экономист».

Своим рождением журнал был обязан активистам Русского технического общества (РТО). Это была общественная организация, возникшая в эпоху Великих реформ императора Александра II и ставившая своей целью развитие техники и промышленности в России. РТО занималось распространением теоретических и практических сведений о достижениях техники и производства, разрабатывало предложения к решению технических, технологических и научных задач в интересах отечественного производителя, учреждало премии для поощрения ученых и изобретателей, устраивало публичные лекции по экономическим и техническим вопросам, организовывало выставки отечественных технических достижений, выступало ходатаем перед правительственными инстанциями о принятии мер, способствующих развитию отечественного производства.

Журнал «Экономист» задумывался как периодическое издание, посвященное «вопросам хозяйственного строительства страны»1. Создатели журнала допускали участие в нем представителей различных научных течений, «общественных симпатий и идеалов», кровно заинтересованных в максимальной интенсификации народного труда в целях обеспечения «сначала физического, а затем и духовного существования нации»2.

Основным требованием, которое предъявлял журнал к своим авторам, было соединение остроты научного анализа с реализмом практического раз-

решения проблем. Журнал имел библиографический отдел, знакомящий с новинками зарубежной и отечественной экономической литературы.

В редакционную коллегию журнала вошли известный экономист-аграрник Борис Давидович Бруцкус, видный инженер и общественный деятель Дмитрий Степанович Зернов, химик-технолог, бывший член Государственного совета от Торгово-промышленной группы профессор С.Л. Зубашев, преподаватель политической экономии и статистики Абрам Саулович Канан (спонсор журнала), экономист и историк экономического быта Иосиф Михайлович Кулишер, экономист и литературный критик Далмат Александрович Лутохин, экономист Алексей Львович Рафалович.

Наиболее активные авторы журнала — член редколлегии Б.Д. Бруцкус, известный экономист и правовед И.Х. Озеров, выдающийся социолог и культуролог П.А. Сорокин.

Особую активность проявлял Б.Д. Бруцкус. Как и многие представители российской интеллигенции, он воспринял Октябрьскую революцию 1917 г. весьма скептически, видел в ней нарушение естественного хода экономического и социально-политического развития страны.

Бруцкус родился в 1874 г. в Паланге Курляндской губернии в многодетной еврейской семье, в 1898 г. окончил Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства, получив диплом ученого агронома 1-го разряда. В отличие от многих других учебных заведений подобного рода, Новоалександрийский институт давал выпускникам не только качественное агрономическое образование, но и хорошую экономическую подготовку. В институте преподавали такие видные деятели отечественной науки, как почвовед В.В. Докучаев, экономист-аграрник А.И. Скворцов, статистик А.В. Фортунатов, учениками которого считали себя видные экономисты-аграрники А.В. Чаянов и А.Н. Челинцев.

Атмосфера Новоалександрийского института определила характер научных интересов юного Бруцкуса. Переехав в Петербург, молодой исследователь посвятил себя экономике сельского хозяйства. Активно развивающаяся российская промышленность предъявляла повышенные требования к аграрному сектору отечественной экономики. Его заметное отставание привлекало внимание всех, кто желал видеть Россию экономически не зависимой и процветающей страной.

В 1899 г. Бруцкус занимался обследованием еврейских сельскохозяйственных колоний на севере и юго-западе страны. В 1902-1908 гг. он руководил сельскохозяйственным отделом Еврейского колонизационного общества в России, с 1907 г. до высылки из России преподавал аграрную экономику в Петербургском сельскохозяйственном институте. В это же время он был одним из активных деятелей и практически главным научным консультантом одного из лучших российских учреждений профессионального образования — Общества ремесленного труда (ОРТ). Основателями ОРТ были писатель и общественный деятель Н. Бакст, крупный финансист и меценат Г. Гинзбург и известный промышленник С. Поляков. Их идея имела успех: к 1910 г. в Российской империи работало около 350 ремесленных школ ОРТ.

Современник и непосредственный свидетель столыпинской аграрной реформы Бруцкус многое сделал для ее научного осмысления. Ученый считал, что столыпинские преобразования являются прямым продолжением крестьянской реформы 1861 г. Преодоление аграрного кризиса в стране он связывал с развитием инициативы, предприимчивости лучших представителей крестьянства. Крупные помещичьи хозяйства, по мнению Бруцкуса, особых перспектив развития в России не имели. Их существование он связывал с сохранением в русской деревне архаичных общинных порядков.

Обращая внимание на то, что, создавая в лице крепких единоличных хозяев прочную социальную базу российской государственности, правительство в то же время проводило полезные в экономическом и социальном плане мероприятия старыми (полицейскими) приемами, которые никак не способствовали укреплению в сознании населения духа законности. Итогом всестороннего анализа аграрных проблем России стала книга Бруцкуса «Аграрный вопрос и аграрная политика»3.

Осенью 1922 г. Бруцкус был насильственно изгнан из страны вместе с выдающимися русскими учеными, писателями, общественными деятелями, среди которых были Николай Бердяев, Питирим Сорокин, Сергей Булгаков, Федор Степун, Николай Лосский, Александр Кизеветтер. Высланные были лишены советского гражданства, им запретили возвращаться на родину под угрозой расстрела. Бруцкус обосновался в Берлине и до 1932 г. оставался профессором Русского научно-исследовательского института.

Опубликованная на страницах журнала «Экономист» работа Бруцкуса была одним из первых фундаментальных трудов, посвященных анализу советской экономической системы. Она была написана в августе 1920 г. в виде доклада, который Бруцкус читал на собраниях интеллигенции в Петрограде и Москве. Ученый проявил немало гражданского мужества и смелости в своих высказываниях. Летом 1921 г. на собрании в РТО, где обсуждался вопрос об открытии журнала, он заявил своим коллегам, что в первой же книжке «Экономиста» опубликует свои критические статьи о социализме. «Мои слова были коллегами восприняты как шутка, — писал Бруцкус, — столь невероятным представлялось еще тогда появление критики социализма под эгидой нашей социалистической власти. Но я решился. Я сказал себе: былое обаяние марксизма после горького опыта у коммунистов уже утеряно, и им будет любопытно хоть раз прочитать современную критику социализма. Конечно, я писал сдержанно, и редакция меня еще сдерживала. Но моя вера в терпимость коммунистов на сей раз оправдалась. Цензура не выбросила ни одного слова из моих статей, печатавшихся в первых двух книжках журнала, и только в последней, третьей, книжке она позволила себе вычеркнуть два полемических абзаца, и это несмотря на неистовый вой, поднятый всей советской прессой при появлении первой же книжки нашего журнала. К лету 1922 г. цензурные строгости стали обостряться. ГПУ стало явно интересоваться редакционной коллегией «Экономиста», и после появления № 4-5 журнала он был закрыт»4.

«Экономист» публиковал работы других известных ученых. Правовед И.Х. Озеров написал для «Экономиста» три своих исследования—«О регулирова-

нии денежного обращения», «Злой рок нашего бюджета (К вопросу о разрешении продажи спирта)», «Сельскохозяйственная колонизация и средства для нее».

Выходец из крестьянского сословия Костромской губернии, выпускник юридического факультета Императорского Московского университета Озеров завоевал авторитет в научных кругах и популярность среди читателей фундаментальностью своих работ и острой публицистичностью, направленной против коррупции, расхищения чиновниками народных средств5.

В открытый конфликт с советской властью Озеров не вступал: сказывалось не столько его крестьянское происхождение, сколько прошлая связь с крупным российским бизнесом (в предреволюционные годы он состоял в правлении Ленского золотопромышленного товарищества) и властью (с 1909 г. он состоял членом Государственного совета по выборам от Академии наук и университетов). Тем не менее им было высказано немало интересных мыслей по выводу страны из глубочайшего кризиса, порожденного войной и революциями. В частности, в статье «О регулировании денежного обращения» № 3) экономист Озеров призывал новые власти обратиться к опыту дореволюционных лет, к реформам С.Ю. Витте, его деятельности по созданию в стране устойчивой валюты6.

Как опытный правовед, Озеров был привлечен властями для разработки законопроектов о государственной монополии, поэтому его выдворение из России было приостановлено.

В чем-то близок к Озерову по своим воззрениям был другой автор журнала «Экономист», И.М. Кулишер7, выходец из семьи видного юриста, воспитанник юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, сочетавший до революции 1917 г. научную и научно-педагогическую деятельность с должностью чиновника по особым поручениям Министерства финансов. Известность Кулишеру принесли, главным образом, историко-экономические сочинения, такие как «Эволюция прибыли с капитала» (СПб., 1906, 1907), «Лекции по истории экономического быта Западной Европы» (изд. 3-е, СПб., 1913), «История экономического быта Западной Европы» (выдержала более 7 изданий).

В «Экономисте» № 2 Кулишер опубликовал статью «Наше обложение в период 1914-1917 гг.», в которой обратил особое внимание на опыт Временного правительства по увеличению финансовых ресурсов государства за счет государственной сахарной монополии. «.Произведенная в 1917 г. работа, которой история не дала возможности осуществиться, не пройдет бесследно для разрешения у нас всегда докучных, но обусловливающих самую возможность существования государств, финансовых вопросов»8.

Заметим, что отличительной особенностью многих авторов «Экономиста» было стремление доказать новой власти необходимость преемственности в экономическом развитии страны, предупредить их о тяжелых последствиях резкой ломки старых устоев хозяйственной жизни. Здание старой России нуждалось, по мнению многих, не в разрушении, а в реконструкции, перестройке. Можно было сослаться и на К. Маркса, считавшего, что новый общественный строй является органическим порождением старого, выносившего его в своей утробе.

Характерны названия статей П. Чубутского «Предпосылки реальной экономической политики» (№ 1), С. Зверева «О путях нашего прогресса» (№ 3), А. Рафаиловича «Россия и международный рынок» (№ 4, 5). В них и в других публикациях, успевших увидеть свет за первую половину 1922 г., были поставлены проблемы экономического развития и состояния народного хозяйства России, выражалась надежда на кардинальную смену курса и возвращение страны в мировое экономическое и культурное сообщество. «...Все кровно заинтересованы в том, чтобы максимально интенсифицировать народный труд в направлении к обеспечению сначала физического, а затем духовного существования нации; необходима общая коренная реформа всей экономической политики».

В Обзоре деятельности антисоветской интеллигенции за 1921-1922 гг., составленном ГПУ, говорилось, что в журнале «Экономист» «развивалась экономическая программа торгово-промышленного класса по восстановлению в России различных отраслей буржуазного хозяйства. В основном эта программа сводилась к следующему:

а) восстановление частной собственности;

б) ликвидация монополии внешней торговли;

в) передача промышленности и транспорта в частные руки;

г) восстановление кредита, банков и частной торговли;

д) правовое закрепление указанных мероприятий»9.

Приговор, вынесенный авторами журнала «Экономист» советскому строю, был однозначным: экономическая проблема марксистского социализма неразрешима. Ответная реакция не замедлила сказаться. Ознакомившись с некоторыми публикациями журнала, В.И. Ленин назвал его «органом современных крепостников, прикрывающихся... мантией научности, демократизма и т.п. .Все сотрудники «Экономиста» — враги самые беспощадные. Всех их вон из России»10.

Примечания

1 От редакции // Экономист. Избранное. М.: ИД «Территория будущего», 2008. С. 58.

2 Там же.

3 Бруцкус Б.Д. Аграрный вопрос и аграрная политика. Пг., 1922.

4 Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта. М., 1999. С. 6, 7.

5 См.: Озеров И.Х. Развитие общечеловеческой солидарности. М., 1902; Он же. Итоги экономического развития XIX в. СПб., 1902;. Из жизни труда. В 2-х т. М., 1904; Очерки экономической и финансовой жизни России. М., 1904; Политика по рабочему вопросу в России. М., 1906; Земское обложение и в чем должна состоять его реформа. М., 1906; Русский бюджет. М., 1907; Как расходятся в России народные деньги? М., 1907; Чему учит нас Америка? М., 1908; Основы финансовой науки. М., 1908 и др.

6 Озеров И.Х. О регулировании денежного обращения // Экономист. Избранное. С. 245.

7 О нем см.: Виноградов С.М. Историко-экономические воззрения И.М. Кулишера. СПб., 2002.

8 Кулишер И.М. Наше обложение в период 1914-1917 гг. // Экономист. 1922. № 2. С. 162.

9 Ефимов Е. Счастливая горькая жизнь Ивана Озерова. БОСС. 2008, № 3. bossmag.ru /view.php?id=3364

10 Ленин В.И. Неизвестные документы 1891-1922. М., 1999. С. 544-545.

АВТОРЫ НОМЕРА И АННОТАЦИИ СТАТЕЙ

Кондратьева Е.А. «Теневые» процессы и проблемы коррупции Кондратьева Елена Александровна — канд. экон. наук, доцент кафедры финансового менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ eakfa@mail.ru

«Теневой» сектор как национальная проблема России требует комплексного подхода. Особое место уделяется анализу конфликта между бизнесом и государством, ведущего к самопорождению «теневых» и коррупционных отношений и структур.

«Теневая» экономика, «теневое» экономическое поведение, конфликт между бизнесом и государством, государственное регулирование, коррупция

Полякова А.Г. Ижіои-технология как инструмент перспективного развития региона

Полякова Александра Григорьевна — канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики и мирохозяйственных связей Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права polo69@mail.ru

Преобразование региона предполагает его пространственное самоопределение, чему способствует применение уіі'івп-технологии. Она может рассматриваться как продукт и результат видения ключевых ценностей и одновременно как основа стратегических изменений. Проведенная в статье систематизация позволяет выделить виды образов региона: образ-идею, образ-модель, образ-результат. При исследовании образа Тюменского региона как ситуации неструктурированного выбора предложено три авторских образа.

Региональное развитие, пространственная экономика, экономическое пространство, самоопределение региона, образ-идея, образ-модель, образ-результат, ушоп-технология, неструктурированный выбор

Каранина Е.В. К вопросу о систематизации предпринимательских рисков Каранина Елена Валерьевна—канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления филиала Волго-Вятской академии государственной службы в г. Кирове

В сфере управления рисками сформирован комплекс системообразующих факторов, определяющих категорию «риск-система». Комплекс охватывает совокупность значимых компонентов внешней и внутренней среды. Компоненты рисков позволяют разработать базисные регионально-отраслевые показатели, а также показатели риск-системы промышленного предприятия.

Риск-система, финансовое поле риск-менеджмента, региональный риск, валютный риск, риск банкротства, риск финансовой устойчивости, кредитный риск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.