Власова А.Г., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Н.М. Филатов
Жизнь и дело Ф.Г. Тараканова
8 апреля 2010 г. в Кудымкаре прошли краеведческие чтения, посвященные 110-летию одного из основателей округа Федора Гавриловича Тараканова. Судьба отвела легендарной личности Пармы 97 лет, из которых 14 он провел в тюрьмах, лагерях и сибирской ссылке. Данное исследование, посвященное жизни и деятельности Ф.Г. Тараканова основано на таких источниках, как документальная повесть Федора Тараканова «Без вины над пропастью», изданную в 1992 г. в Сыктывкаре (Тараканов, 1992), а также другие источники, например, статьи в периодических изданиях, посвященные Федору Григорьевичу (Боталов, 1995; Боталов, 2003; Парма. 2002), а также попавшие в распоряжение автора электронные ресурсы.
Федор Гаврилович Тараканов родился 17 февраля 1900 г. в селе Юсьва Соликамского уезда Пермской губернии в семье крестьянина-бедняка. В 1911 г. в Кудымкаре окончил сельскую 4-х классную среднюю школу, в 1915 г. - Кудымкарское 4-х классное училище и по конкурсу поступил на учебу в Красноуфимское промышленное училище. Октябрьскую революцию 1917 г. встретил с энтузиазмом: она на всю жизнь увлекла его политикой. Уже в сентябре 1918 г. в селе Кудымкар основывает «Союз социалистической молодежи III Интернационала» и получает направление в местную ЧК, где служит до февраля 1920 г. Как специалиста его назначают на должность помощника агронома Кудымкарского агроучастка (Тараканов Федор Гаврилович, эл. ресурс).
Однако делом всей его жизни станет борьба за самоопределение коми-пермяцкого народа. Впервые этот вопрос был поставлен в 1920 г., когда создавалась Коми автономная область. Между властями Пермской губернии и коми-зырянами с подключением политического арбитра - ВЦИК. Тогда развернулось настоящее политическое сражение. Многие партийные советские работники Коми-Пермяцкого края, в том числе Ф. Г. Тараканов, поддержали приказ Коми-Зырянского облревкома от 27 августа 1921 г. «О присоединении Пермяцкого края к автономной области Коми». Против этого решения были Пермский губисполком и губком партии, а также противники поглощения коми-пермяцкого края коми-зырянами в самом Кудымкаре.
Чтобы переубедить последних юный Федор уже в 1920 г. начал работу по культурно-национальному возрождению коми-пермяцкого народа. Положение было тяжелым. Даже интеллигенция стыдилась своего национального происхождения. Сподвижники нашлись среди учителей Кудымкара. И вместе с ними Ф. Г. Тараканов занимался становлением коми-пермяцкой письменности, изданием художественной и учебной литературы на родном языке. Летом следующего года он возглавил инициативную группу по созданию национального музея и общества изучения Пермяцкого края (Боталов, 1995).
Осенью 1922 г. Ф.Г. Тараканов вместе с А.Н. Зубовым и Ф.А. Тупицыным организовал первый «Коми вечер» в Ёгве, положивший начало тематическим вечерам, на которых читались лекции по истории края, о роли родного языка в школе, исполнялись песни, стихи, инсценировки на коми-пермяцком языке.
25-28 марта 1923 г. состоялся 1 съезд культурных сил Коми-Пермяцкого края. Основным докладчиком был Ф. Г. Тараканов. Главным вопросом был вопрос о коми языке, о письменности, о составлении учебников и краеведческой работе. К этому времени было создано общество по изучению Коми-Пермяцкого края, председателем которого был избран Ф. Г.Тараканов (Тараканов, 1997, с. 106).
В 1923 г. Фёдор Гаврилович взялся выпускать своими силами первый на коми-пермяцком языке рукописный журнал «Лымдорчача» («Подснежник»). Чуть позже, уже типографским способом, он стал издавать в г. Усть-Сысольске (г. Сыктывкаре) на иньвенском диалекте коми-пермяцкого языка журнал «Горадзуль» («Купава»). Авторы, печатавшие в том журнале свои произведения, остаются, и по сей день, классиками коми-пермяцкой литературы: Андрей Никифорович Зубов (его перу принадлежали лирические стихи), Михаил Павлович Лихачёв и Федор Гаврилович Тараканов, выступавшие в качестве прозаиков (Баяндина, 2006).
После отказа Президиумом ВЦИКа выделить коми-пермяков из Пермской области в Коми Автономную область продвигалась идея по созданию Коми-Пермяцкой трудовой коммуны по образцу Карельской коммуны. В августе 1923 г. агроном Ф. Г. Тараканов воспользовался командировкой в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку и постановил вопрос о коми-пермяках на Президиуме ВЦИК, в январе следующего года, будучи делегатом XI Всероссийского и II Всесоюзного съездов Советов, Фёдор Гаврилович добился ускорения приезда правительственной комиссии в Кудымкар.
По окончании работы московской комиссии 26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК принял решение о создании Коми-Пермяцкого национального округа, подчинив его непосредственно Уральскому облисполкому (ПермГАНИ. Ф.200. Оп.1. Д.1. Л.44.). В этот день Федор Гаврилович по поручению Уралсовета находился в Москве и в Кремле из рук секретаря Президиума ВЦИКа А. С. Киселева получил постановление, в котором было указано: «Считать целесообразным выделить Пермяцкий край в особый национальный округ...» (Наш край, 1989).
На первом окружном съезде Советов, проходившем 3-5 апреля 1925 г., Федор Гаврилович был избран в первый состав рабочего президиума окрисполкома, назначен заведующим окружным земельным отделом. Затем был заместителем председателя окрисполкома, заведовал окружным отделом народного образования. Много сил Федор Гаврилович Тараканов отдал делу развития национальной литературы, школы, художественной самодеятельности, письменности, в создании первой типографии и выпуске
первой окружной газеты «Гэрись» («Пахарь»). Много лет возглавлял общество по изучению Коми-Пермяцкого края (Боталов, 2003, с. 628-629).
В 1928 г. по решению ЦК ВКП (б) был направлен на работу в Коми автономную область (нынешнюю - Республику Коми). В 1930-х гг. Ф. Г. Тараканов побывал в председателях Коми облисполкома.
Впервые он был арестован в августе 1937 г. Позднее практически всех боровшихся за автономию и культурное возрождение коми-пермяцкого народа (среди которых оказались основоположники коми-пермяцкой национальной литературы М. Лихачёв и А. Зубов), обвинят в «участии в национал-шовинистской организации, возглавляемой Ф.Г. Таракановым, которая ставила своей целью объединение угро-финских национальностей с последующим отделением от СССР и присоединением к Финляндии» и физически уничтожат (Тараканов, 1992, с. 197). Тараканов чудом уцелел. Окончательно годы его ссылок и мучений закончились лишь в 1954 г. за это время Федор Гаврилович пережил многое: потерял сыновей, мотался по стране из одного места ссылки в другое, и так и не услышал чёткого обвинения в свой адрес.
С 1980 г. жил в Сыктывкаре. Выпустил две книги с документальными повестями и стихами. Его портрет помещён в центре живописного триптиха сыктывкарского художника И. Борисевича.
На состоявшемся в конце июня 2002 г. в Кудымкаре съезде народных депутатов Коми округа, присутствовала писательница из Коми Республики Елена Козлова. Она привезла с собой отрывки воспоминаний Ф. Г. Тараканова, который, в свои 92 года, велел передать землякам: «Я не умру, пока коми народ не объединится» (Парма. 2002, 4 июля).
29 декабря 1995 г. в связи с большим вкладом в образование и развитие Коми-Пермяцкого автономного округа и его центра, г. Кудымкара, а также в связи с 95-летием со дня рождения, Кудымкарская городская Дума и администрация города Кудымкара приняли совместное постановление о присвоении Ф. Г. Тараканову звания «Почетный гражданин города Кудымкара». Умер 26 ноября 1997 г.
Трагична и одновременно величава судьба ровесника XX в. Тараканова Фёдора Гавриловича, ставшего первопроходцем современной культурно -национальной Коми-Пермяцкой автономии и литературы. Он, безусловно, останется в памяти своего народа.
Список источников и литературы
1.Баяндина Е. И. Ф. Г. Тараканов у истоков самоуправления // Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества. Пермь, 2006.
2.Боталов И. Всей жизнью своей // Гордость земли Пермской: Почетные граждане Прикамья. Пермь, 2003. С. 628-629.
3.Боталов И. Человек из легенды // Звезда. 1995, 11 января. №3 (22720).
4.Как это было // Наш край. Вып. 6. Кудымкар, 1989.
5.Лавр Иванович Тараканов // Город на Иньве: Кудымкар: годы и люди. Пермь, 1997.
6.Парма. 2002, 4 июля.
7.Протокол и материалы 1-й окружной партконференции и пленумов // ПермГАНИ. Ф.200. Оп.1. Д.1. Л.44.
8.Тараканов Ф. Г. Без вины над пропастью: Документальная повесть. Сыктывкар, 1992.
9.Тараканов Федор Гаврилович. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.heritage.perm.ш/artides.php?lng=ш&pg=3391.
Рис. 1. Ф.Г. Тараканов
Дегтярников А.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент А.В. Вертинский
Архетипические компоненты традиционной культуры Китая
Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По мнению китайских учёных, её возраст может составлять около пяти тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники описывают период не менее 3500 лет. Зародившись в глубокой древности, китайская цивилизация вплоть до начала 20 века оставалась самодостаточной системой.
Целью данной работы является выявление базовых архетипических компонентов традиционной китайской культуры, то есть что оставалось неизменным в веках, тот фундамент, на котором строилась традиционная китайская культура. Исследованием данной проблемы занимались выдающиеся отечественные синологи. Одной из наиболее интересных дореволюционных работ является монография С.М.Георгиевского «Мифические воззрения и мифы китайцев», опубликованная в 1892 году. Из современных ученых данную тему в своих работах раскрывают Н.В. Абаев, А.А. Маслов, Е.А. Торчинов. Культура традиционного Китая явление монолитное, однако, специалистами выделяется как минимум две ветви -культура Северного и Южного Китая. Вышеперечисленные исследователи единодушны в том, что, несмотря на некоторые региональные особенности, можно говорить о единой традиционной китайской культуре, которой на наш взгляд, свойственны следующие параметры: Этноцентризм; Исключительная роль правителя; Адогматичность; Соционаправленность учений Китая; Вневременной и репродуктивный характер.
Этноцентричность вытекает из автохтонного характера развития китайской цивилизации. Данных взглядов придерживается сейчас большинство ученых-синологов. Однако выдвигались и теории заимствования, в частности, из регионов Египта и Двуречья. В.П. Васильев