Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ'

ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4913
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА / ГОЛОД / ХОЛОД / ДЕТИ / ТАНЯ САВИЧЕВА / THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE SIEGE OF LENINGRAD / HUNGER / COLD / CHILDREN / TANYA SAVICHEVA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никишин Борис Андреевич

В статье рассматриваются тяжёлые условия жизни детей в блокадном Ленинграде. Юные ленинградцы росли в условиях голода и холода, под постоянными взрывами снарядов и бомб. Тревожная обстановка способствовала тому, что дети очень быстро повзрослели. Они наравне со взрослыми работали на промышленных предприятиях и колхозных полях, разбирали завалы разрушенных зданий, очищали дороги и трамвайные пути, тушили зажигательные бомбы и пожары. В качестве источников используются воспоминания и рисунки ленинградских детей, а также один из самых известных символов блокады - дневник Тани Савичевой. Анализируя жизнь детей в блокадном Ленинграде, автор приходит к выводу, что трагедия детей наиболее полно раскрывает все ужасы и бесчеловечность войны. Подобные страдания для детей никогда не должны повторяться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S LIVES IN SIEGE OF LENINGRAD

The article discusses the hard living conditions of children in siege of Leningrad. Young Leningraders grew up in conditions of hunger and cold, under constant explosions of shells and bombs. The disturbing situation contributed to the fact that the children grew up very quickly. They worked on an equal basis with adults in industrial enterprises and collective farm fields, dismantled the rubble of destroyed buildings, cleared roads and tram tracks, extinguished incendiary bombs and fires. The sources used are memories and drawings of Leningrad children, as well as one of the most famous symbols of the siege - the diary of Tanya Savicheva. Analyzing the life of children in besieged Leningrad, the author comes to the conclusion that the tragedy of children most fully reveals all the horrors and inhumanity of war. Such suffering for children should never be repeated.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94

ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

Никишин Борис Андреевич, студент;

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга,

Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются тяжёлые условия жизни детей в блокадном Ленинграде. Юные ленинградцы1 росли в условиях голода и холода, под постоянными взрывами снарядов и бомб. Тревожная обстановка способствовала тому, что дети очень быстро повзрослели. Они наравне со взрослыми работали на промы1шленны1х предприятиях и колхозных полях, разбирали завалы>1 разрушенных зданий, очищали дороги и трамвайные пути, тушили зажигательные бомбы>1 и пожарыi. В качестве источников используются воспоминания и рисунки ленинградских детей, а также один из самых известных символов блокады>1 - дневник Тани Савичевой. Анализируя жизнь детей в блокадном Ленинграде, автор приходит к выводу, что трагедия детей наиболее полно раскрывает все ужаы и бесчеловечность войныi. Подобные страдания для детей никогда не должны>1 повторяться.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; блокада Ленинграда; голод; холод; дети; Таня Савичева.

CHILDREN'S LIVES IN SIEGE OF LENINGRAD

Nikishin Boris Andreevich, student;

KSU named after K.E. Tsiolkovski, Kaluga, Russia

Abstract: The article discusses the hard living conditions of children in siege of Leningrad. Young Leningraders grew up in conditions of hunger and cold, under constant explosions of shells and bombs. The disturbing situation contributed to the fact that the children grew up very quickly. They worked on an equal basis with adults in industrial enterprises and collective farm fields, dismantled the rubble of destroyed buildings, cleared roads and tram tracks, extinguished incendiary bombs and fires. The sources used are memories and drawings of Leningrad children, as well as one of the most famous symbols of the siege - the diary of Tanya Savicheva. Analyzing the life of children in besieged Leningrad, the author comes to the conclusion that the tragedy of children most fully reveals all the horrors and

inhumanity of war. Such suffering for children should never be repeated.

Keywords: The Great Patriotic War; the siege of Leningrad; hunger; cold; children; Tanya

Savicheva.

Для цитирования: Никишин, Б. А. Жизнь детей в блокадном Ленинграде / Б. А. Никишин. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 2 (54). - С. 5-10. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-2-54-2021/2-54-2021/

For citation: Nikishin B.A. Children's lives in siege of Leningrad // Scince without borders, 2021, no. 2 (54), pp. 5-10.

С каждым годом ряды ветеранов Великой Отечественной войны неумолимо редеют. Они уходят от нас, унося с собой события той страшной войны. Остаются истории и воспоминания, которые мы бережно храним в своих семьях для будущих поколений.

Не стоит забывать о том, что война - это всегда смерть и множество покалеченных судеб. Ужасно, когда с этим страшным явлениям лицом к лицу сталкиваются самые маленькие и беззащитные - дети. В осаждённом городе осталось около 400 тыс. детей дошкольного и школьного возраста. Некоторые из них оставили после себя дневники и письма, ставшие страшными свидетельствами войны.

Тяжёлые испытания выпали на долю ленинградских детей, которые в первый осенний месяц 1941 года попали в кольцо блокады. Нацистская военная машина не щадила никого [8, с. 16-17]. Маленькие жители Ленинграда оказались в окружении наравне с взрослыми. План Гитлера был рассчитан на уничтожение города и истребление его населения, поэтому только освобождение Ленинграда могло спасти жителей города и подрастающее поколение от неминуемой гибели.

Взрослые и подростки встали вместе на защиту любимого города. Советский писатель Александр Фадеев отмечал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отца-

ми, матерями, старшими братьями и сёстрами» [7, с. 60]. Ленинградских детей А. Фадеев назвал «новыми людьми», каких ещё не знала история. Школьники, действительно, показали себя с лучшей стороны. Они отстаивали длинные очереди за хлебом, ухаживали за раненными и больными, разбирали завалы разрушенных зданий, очищали дороги и трамвайные пути, тушили зажигательные бомбы и пожары, дежурили ночами на смотровых вышках, работали на военных заводах, выращивали овощи на огородах, воевали в партизанских отрядах. Не было таких событий в блокадном городе, в которых не принимали участие юные ленинградцы [4, с. 73]. Ярким символом самоотверженного труда стала 15-летняя Вера Тихова, которая во время блокады работала на заводе наравне с мужчинами по 1416 часов в день и даже стала токарем 3-го разряда.

Подростки блокадного Ленинграда помогали взрослым пережить ужасы войны. 91-летняя К.Н. Телешова вспоминала зиму 1941/42 гг., проведённую в блокадном Ленинграде. Клавдия Николаевна тогда была выпускницей школы и по поручению райкома ВЛКСМ обходила дома, расположенные близко к школе [6, с. 54]. Блокадной зимой 1941/42 гг. квартиры, в которых жили люди, никто не закрывал. К.Н. Телешова вместе с одноклассниками после уроков осматривала квар-

тиры и выносила на улицу умерших детей для их дальнейшего захоронения. В одном из домов девушка стала свидетелем страшной картины: «В одной из комнат в полумраке коммунальной квартиры на кровати вместе с матерью лежал мальчик лет трёх. Оба были мёртвыми, но мать так сильно обняла своего ребёнка, что я не сразу смогла взять его на руки - пришлось буквально вырывать тело из её застывших рук» - вспоминала К.Н. Телешова [Там же]. Обычно взрослые не жалея себя отдавали последний паёк своим детям и погибали от голода или разрывов снарядов. Дети оставались одни в замёрзших квартирах и умирали последними.

У детей в блокадном Ленинграде было особое детство. Они росли в условиях голода и холода, под постоянными взрывами снарядов и бомб. В такой тревожной обстановке у детей сформировался свой мир с собственной системой ценностей. Убедительным подтверждением этого может служить рисунок трёхлетнего Шурика Игнатьева. В детском саду малыш нарисовал на листе бумаги множество чёрных завитков, а в центре изобразил небольшой белый овал. Воспитательница поинтересовалась у мальчика, что он хотел сказать этим рисунком. Шура ответил: «Это война, вот и всё. А посередине - белая булка. Больше я ничего не знаю» (рис. 1) [3, с. 18].

Рисунок 1 - Рисунок Шурика Игнатьева, 3 года [2]

Несмотря на то, что в декабре 1941 года школам было разрешено временно прекратить занятия, 39 ленинградских школ продолжили работать. В тяжёлых условиях блокады молодых ленинградцев учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх. Учителя преподавали только самые важные предметы и старались сделать занятия интересными и доступным [4, с. 74].

В условиях блокады учиться было настоящим испытанием, особенно в морозы. Дети вместе с учителями ко-

лоли дрова и топили печь, чтобы не замёрзнуть в классе. Продолжительность уроков была сокращена, записи не велись. Нередко во время урока завывала сирена, и продолжать занятие приходилось уже в бомбоубежище. В блокадном Ленинграде дети очень быстро повзрослели. Их словарный запас незаметно пополнился такими словами как «воздушная тревога», «эвакуация», «бомбёжка», «бомбоубежище» и др. [1, с. 123-130].

Чтобы не сойти с ума от тяжёлой жизни в блокадном городе, дети вели

дневники, где описывали свою жизнь в Ленинграде. Дети воспринимали свой дневник не просто как процесс описания прожитых дней, а как друга, с которым они делились самыми сокровенными мыслями. Именно поэтому дневники являются важными историческими источниками.

Привлекает внимание дневник 13-летней Тани Вассоевич, который девочка вела с первого дня войны до

Рисунок

Пожалуй, самым известным символом блокады Ленинграда является дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой. Дневник состоит из девяти

последнего. Таня осталась в кольце ленинградской блокады вместе с мамой и старшим братом. Близкие Тани умерли от голода, и она сама организовала их похороны. В своём дневнике девочка нарисовала план кладбища и отметила места их захоронения (рис. 2). Также дневник Тани интересен тем, что в нём она приводит сведения о нормах выдачи хлеба в разные периоды блокады Ленинграда (рис. 3) [3, с. 82-88].

страниц, на которых девочка запечатлела хронику гибели семьи. Эти записи и сегодня не оставляют никого равнодушными (рис. 4).

Жг-ыи^-.--- УЛрЫА+иий р-на

Д&Ия й 1# У'

«Гц*

Дя 1#*.М1 №1 ■■ в ЙЙ шМ&^Р.И ?

СПРАВКА

^„■г -ггУ._рщЛЩ

ш.,,.'".','' '^АлС*. ил ¿иц^ >" -

чЧА-,.***—

"У ;

■у

■ -(1 а к

' 1 ■ - д

- I1-:'1

Шгда

-эМшЬ;; + + + + +

+ - + 1- +

Яыш' /

.-'"•и.Х- ■- ■-■■■-■ 'Л?; - Ь ИМЛИ

9 §114* V ¿ИМЫ ГР

■''ЛДа^ф* ли. ¿¿-рЯл: -^ЬЛААмы«

«Ьг"*тг+ с -И^ымАы - —р—шш^----у - - .

..../.Г.-.;-. г-. - -

: ъг-ч-ч л* ■ ■

л г

и_

+ * + + *

и« Й/;

11>1' Г.

14- -

■^■ч.л«-.- '(л. «С.-. .

2 - План Лютеранского кладбища. Военный дневник Тани Вассоевич. 22 Июня 1941 - 1 Июня 1945

а МЛ

Т ^ «^К^ I д

Ц&. гЦъо^сс Лиштрл^а, ь ^ мрм&д мидм*. -млс^ш. о ^ 6о ^ги^Л ^щ^кис.

Рисунок 3 - Диаграма. Военный дневник Тани Вассоевич. 22 Июня 1941 - 1 Июня 1945

ХЛЧ^Е

ЗъгнА, Г

V ?

т

К^ДЯ-

(»41

II

Рисунок 4 - Страницы дневника Тани Савичевой

Савичевы жили в Ленинграде на 2-й линии Васильевского острова. В мае 1941 года Таня окончила третий класс, и летом семья собиралась навестить родственников в селе Дворищи. Однако уехать из города всем вместе не получилось. Старший брат Тани Михаил уехал, а Таня с мамой задержались в городе. Узнав о начале войны, Савичевы решили остаться в городе и помогать армии. Вскоре Таня потеряла старшую сестру Нину. Девушка ушла на работу и не вернулась домой. В этот день были сильные обстрелы и Нину стали считать погибшей [3, с. 20-21].

И всё же Таня ошиблась, написав, что «умерли все». Брат Михаил записался в партизанский отряд и воевал несколько лет до тяжёлого ранения. Сестру Нину эвакуировали через Ладогу вместе с другими заводчанами. Письма в блокадный Ленинград не доходили, поэтому Нина не могла сообщить о своей судьбе.

Летом 1942 года, в порядке массовой эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Горьковскую область, Таня была отправлена в детский дом. За жизнь девочки в течение двух лет боролись врачи, но спасти Таню так и не удалось - её организм был слиш-

ком ослаблен голодом, дистрофией и туберкулёзом. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла [5, с. 219].

В 1946 году дневник Тани Савичевой был представлен на выставке «Героическая оборона Ленинграда». Вскоре его увидел весь мир. Сейчас дневник выставлен в Музее истории Санкт-Петербурга. Рядом с могилой Тани Са-вичевой в посёлке Шатки Горьковской области - стена с барельефом и страницами из её дневника [5, с. 220].

Блокада Ленинграда - это трагичная и вместе с тем великая страница отечественной истории. Фашисты пытались задушить Ленинград голодом, с помощью взрывов и пожаров посеять в людях панику и страх - делали всё, чтобы город перестал бороться и сдался. Но сильные духом ленинградцы героически выстояли и, объединив все свои усилия, дали отпор врагу. Дети наравне с взрослыми стойко перенесли все испытания и трудности блокады. В условиях войны они быстро повзрослели. Эти мальчишки и девчонки были лишены радостей беззаботного детства. Война и блокада навсегда изменила их жизнь. Серьёзные лица и маленькие глаза ребят стали по-взрослому смотреть на мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамович, А. Блокадная книга / А. Адамович, Д. Гранин - М.: Советский писатель, 1983. - 433 с. - Текст: непосредственный.

2. Голубева, Э. И. Рисуют дети блокады / Э. И. Голубева, А. А. Крестинский. - СПб.: Издательство: Аврора, 1994. - 79 с. - Текст: непосредственный.

3. Детская книга войны. Дневники 1941-1945 / Н. Зятьков, Е. Факторович, Т. Кузнецова, П. Иванушкина. - М.: Аргументы и факты, АИФ. Доброе сердце. - 2015. - 484 с. -Текст: непосредственный.

4. Котова, К. В. Блокада Ленинграда глазами детей / К. В. Котова - Текст: непосредственный // Двадцатые Петровские чтения. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием, 2019. - С. 71-75.

5. Миксон, И. Л. Жила, была: историческое повествование / И. Л. Миксон - Л.: Детская литература, 1991. - 223 с. - Текст: непосредственный.

6. Телешова, К. Н. Дети и война (Эпизод блокадной жизни) / К. Н. Телешова - Текст: непосредственный // Волонтёр. Всероссийский научно-практический журнал. -2016. - № 1 (17). - С. 52-57.

7. Фадеев, А. А. Ленинград в дни блокады: (из дневника) / А. А. Фадеев - М.: Советский писатель, 1944. - 148 с. - Текст: непосредственный.

8. Яров, С. В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда / С. В. Яров - М.: Молодая гвардия, 2013. - 313 с. - Текст: непосредственный.

REFERENCES

1. Adamovich A., Granin D. Blokadnaya kniga [Blockade Book]. Moscow: Sovetskii pisatel', 1983, 433 p.

2. Golubeva Eh. I., Krestinskii A. A. Risuyut deti blokady [Draw the children of the blockade]. Saint-Petersburg, Izdatel'stvo: Avrora, 1994, 79 p.

3. Detskaya kniga voiny. Dnevniki 1941-1945 [Children's Book of War. Diaries 1941-1945]. Moscow, Argumenty i fakty, AIF. Dobroe serdtse, 2015, 484 p.

4. Kotova, K. V. Blokada Leningrada glazami detei [The siege of Leningrad through the eyes of children]. Dvadtsatye Petrovskie chteniya. Materialy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 2019, p. 71-75.

5. Mikson I. L. Zhila, byla: istoricheskoe povestvovanie [Once upon a time: a historical narrative]. Leningrad, Detskaya literature, 1991, 223 p.

6. Teleshova, K. N. Deti i voina (Ehpizod blokadnoi zhizni) [Children and War (Episode of the Blockade Life)]. Volonter. Vserossiiskii nauchno-prakticheskii zhurnal, 2016, no. 1(17), p. 52-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Fadeev A. A. Leningrad v dni blokady: (iz dnevnika) [Leningrad during the siege: (from the diary)]. Moscow: Sovetskii pisatel', 1944, 148 p.

8. Yarov S. V. Povsednevnaya zhizn' blokadnogo Leningrada [Daily life of the siege of Leningrad]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2013, 313 p.

Материал поступил в редакцию 20.02.2021

© Никишин Б.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.