НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 82.0:001.127.18; 82.0.051
О. Н. Русанова, К. В. Изместьева, Е. А. Полева, Ю. О. Чернявская, Л. Г. Малышева
«ЖИВУ БЕСПОКОЙНО...» К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА В. Е. ГОЛОВЧИНЕР
Статья посвящена профессиональной педагогической и научной деятельности заслуженного работника культуры РФ доктора филологических наук профессора Валентины Егоровны Головчинер. Представлены основные научные направления ее работы (теория и история драмы, история русской литературы ХХ в.). Дан обзор наиболее важных работ в сфере изучения эпической драмы в русской литературе ХХ в.; освещены исследования по творчеству А. Пушкина, М. Горького, В. Маяковского, Е. Шварца, Н. Эрдмана, Г. Горина и др. писателей; обозначены статьи по актуальным теоретическим проблемам современного литературоведения. Отмечены заслуги в области театральной критики, а также в многолетней педагогической практике в Томском государственном педагогическом университете. Авторы статьи выражают благодарность профессору за плодотворное сотрудничество, наставничество, дружеское отношение к студентам и коллегам.
Ключевые слова: юбилей, доктор филологических наук профессор В. Е. Головчинер, театральная критика, научная деятельность.
Писать статьи к юбилеям трудно, писать о докторе филологических наук профессоре Валентине Егоровне Головчинер необычайно трудно, потому что сама она к чествованиям разного рода относится в лучшем случае с юмором. Она судит о людях не по званиям, а по тому, что они сделали. И в этом проявляются главные ее черты - принципиальность и профессионализм.
Свою трудовую деятельность В. Е. Головчинер начала по окончании Томского государственного университета (1968). Ее перспектива определялась научной работой под руководством доктора филологических наук профессора кафедры советской литературы Н. Н. Киселёва, и в 1975 г. первым ощутимым результатом стала успешно защищенная кандидатская диссертация на тему «Идейно-художественное своеобразие драматургии Е. Шварца („Голый король", „Тень", „Дракон")». Уже на следующий год молодым специалистом она пришла работать в Томский государственный педагогический институт (ныне университет), где по сей день продолжает свою насыщенную профессиональную деятельность. За это время она написала две монографии - «Эпический театр Евгения Шварца» [1] и «Эпическая драма в русской литературе ХХ века» (последняя выходила в двух изданиях [2], а также разделы в двух коллективных монографиях, около 20 научно-методических работ и более 260 научных статей. С 1992 г. она является членом диссертационного совета по защитам диссертаций в Томском государственном университете по специальности 10.01.01 - «Русская литература»; ежегодно принимает участие в многочисленных научных конференциях по всей стране и за рубежом. Ее знают, ее приглашают, ее мнению доверяют. Она
член редакционных коллегий журналов «Вестник ТГПУ» и «Сибирский филологический журнал».
С первых студенческих лет, с участия в театральном коллективе ТГУ и курсовых работ, интерес к драме и театру определил ее будущие интересы в науке и в жизни.
С 1979 г. Валентина Егоровна выступала как театральный критик в местной прессе и в специальных столичных журналах («Театр», «Театральная жизнь», «Кукарт», «Петербургский театральный журнал»), была председателем секции критиков Томского отделения Союза театральных деятелей и членом этого союза, стояла у истоков томского областного конкурса театрального искусства «Маска», была экспертом и членом жюри региональных, межрегиональных театральных конкурсов: «Сибирский транзит» и «Ново-сибирский транзит», «Путь кочевника», «Волшебные кулисы», международного театрального фестиваля «Желанный берег». В течение двух лет (2007-2009) В. Е. Голов-чинер являлась членом научно-экспертного совета при «Петербургском театральном журнале». В 1996 г. за активную деятельность в сфере культуры ей присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».
1996 г. был для нее знаковым, тогда буквально «звезды сошлись». После успешной защиты докторской диссертации в совете Московского государственного университета («Эпическая драма в русской литературе ХХ века», 1995 г.) по инициативе Валентины Егоровны в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) появилась новая кафедра литературы ХХ века и мировой художественной культуры. Возглавляя ее с 1996 г. по 2006 г. (в 2004 г. две литературные
кафедры были объединены в кафедру литературы), В. Е. Головчинер собрала уникальный коллектив, сплоченный общей целью подготовки в педагогическом вузе учителя-словесника со специализацией «мировая художественная культура» (МХК).
Высококлассными специалистами были разработаны авторские курсы, дающие представление о специфике разных видов искусств (музыки, живописи, театра, кино). Дисциплина «Искусство музыки» - детище заслуженного работника культуры РФ Ю. Г. Ельцова, создавшего, кроме этого, отделение музыки факультета дополнительных профессий вуза. Лекции об искусстве живописи читали приглашенные сотрудники Томского областного художественного музея; А. С. Афанасьева, специалист по современной литературе и культуре, сделавшая предметом изучения теорию киносценария, разработала дисциплину «Искусство кино». К осуществлению подготовки студентов по специализации МХК привлекались и молодые специалисты кафедры - Л. К. Антощук, Ю. О. Чернявская, Л. П. Обухова др. Они внесли существенный вклад в разработку дисциплин, раскрывающих специфику синкретичных форм первобытной культуры («Куль -тура народных праздников»), методологических основ и современного культурологического знания («Культура рубежа ХХ-ХХ1 вв.»).
Читался курс по методике преподавания МХК, что было особенно актуально в педагогическом вузе. Сама Валентина Егоровна вела авторский курс «Искусство театра», направленный на постижение основ театрального искусства, развитие культуры восприятия спектакля, а также истории томских театров. Прививая интерес к искусству театра, она помогала проникнуться атмосферой творческого поиска, водила студентов и магистрантов на репетиции в разные театры Томска, в музеи. До сих пор она устраивает встречи с известными томскими художниками, скульпторами, режиссерами и актерами, вводит студентов в «творческую лабораторию», знакомит с творческим процессом в разных видах искусства изнутри.
Успешность начатого культурологического образования в ТГПУ в далеком уже 1996 г. сегодня очевидна: специалисты кафедры, возглавляемой В. Е. Головчинер, внесли существенный вклад в разработку документации для открытия новой специальности «культурология», а современная кафедра литературы развивает заложенные традиции, продолжая подготовку студентов по дисциплинам специализации.
С открытием кафедры литературы ХХ в. и МХК на ней началась работа по новому научному направлению - «Трансформация и функционирование культурных моделей в литературе ХХ века». В его русле работает постоянно действующий на-
учный семинар кафедры, под таким названием проводятся конференции (2001, 2005, 2008, 2011, 2013), выпускаются под редакцией вдохновителя и научного руководителя направления В. Е. Головчи-нер сборники, тематические выпуски журнала «Вестник ТГПУ» (№ 7, 2011; №11, 2014). Кстати, она дала название, стала инициатором и организатором другой, ставшей традиционной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве» (2000, 2002, 2004, 2006), редактировала сборники по ее результатам. Редакторская деятельность, трудоемкая и ответственная, часто оказывается за кадром; это невидимый фронт науки, требующий огромных усилий и времени. Сложно перечислить все сборники научных трудов, в которых она являлась научным редактором. И стоит особенно отметить ее роль в организации профильных (литературоведческих) выпусков журнала «Вестник ТГПУ». С 1999 г. 11 номеров вышло под ее научной редакцией. В течение этого времени журнал держал высокую планку рецензируемого издания, публикуя интереснейшие статьи ведущих ученых страны по проблемам теории и истории литературы, рецензии.
На протяжении почти полувековой научной деятельности ею было сделано много. Ученица томской филологической школы, она всегда отдает дань своим учителям - Н. Н. Киселёву, Е. А. Сафро-новой. Верность корням естественным образом сочетается в ней со стремлением к новому, с поиском нехоженых путей в литературоведении. В 1990-е, в эпоху смены приоритетов в науке и образовании, когда отечественная литература широко выходила во всем своем объеме к читателю после многолетнего периода запретов и гонений, модным стало «реабилитировать» и «переоценивать» все и вся, вплоть до научной терминологии. Валентина Егоровна осталась верной себе, своему глубокому пониманию литературного процесса ХХ в., исторической эпохи, персоналий. Она всегда оставалась Дон Кихотом от науки, человеком, который с рыцарской преданностью служит литературе и постижению ее тайн, просто потому, что это ей интересно.
Сфера ее научных интересов обширна. Это и литература неоднозначно понимаемого периода отечественной истории 1917-1930-х гг., и русская литература рубежа ХХ-ХХ1 вв., особенно в неклассической ее составляющей, и драма в аспектах теоретической и исторической поэтики. У нее есть свое видение проблемы, всегда оригинальное, но при этом глубоко обоснованное, вырастающее из анализа, изучения истоков явления. Как-то раз Валентина Егоровна упомянула вскользь о том, что перечитывает Аристотеля вот уже 30 лет и только сейчас начинает понимать то, что не видела, мимо чего проходила раньше. Устоявшиеся термины вы-
зывают в ней желание уточнить их этимологию и историю бытования (например, сюжет в соотношении с действием, конфликт и действие в драме [3], комическое [4], фрагментарность, условность в литературе [5]). Неумеренное подчас использование новых терминов в отечественной науке последних лет вызывает в ней внутренний протест, если за словами не стоит главного - понимания художественных явлений, их функционирования в тексте. Но, с другой стороны, невозможность объяснить с помощью традиционных методов и приемов уникальные художественные решения приводят и ее к необходимости введения новых понятий или к обнаружению новых функций известных. Так, в последние годы ею был обозначен принципиально важный в понимании драмы аспект - визуальный потенциал драматического текста [6]; размышляя о тенденциях развития литературы вообще и драмы ХХ в. в частности, она пишет об авторской модели произведения, выступающей в функциях жанра [7], о соотношении, трансформации в авторских моделях известных культурных моделей [8].
Необходимость серьезного теоретического обоснования особенностей поэтики произведений разных авторов стала хорошей традицией в работах ее учеников, аспирантов и магистрантов: о трансформации архетипа змееборца в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» писала С. Г. Комагина, о циклизации как организующем принципе книги Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид» размышляла Г. А. Островатикова, об авторской модели жанра фэнтези - Я. В. Королько-ва [9], о трансформации жанровой модели сказки в авторском творчестве Л. Филатова - К. В. Изме-стьева [10], о потенциале мотивного комплекса в организации драмы [11] - О. Н. Русанова.
В. Е. Головчинер открыла, исследовала, убедительно представила эпическую драму как направление в отечественной драматургии ХХ в., сформировавшееся и реализовавшееся в русской литературе в широком спектре своих возможностей значительно раньше, чем в европейской культурной традиции. При этом существенно уточнила истоки явления на материале «Поэтики» Аристотеля, статей и «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, обнаружила, что первым определение «эпическая драма» и его обоснование дал В. Г. Белинский [12]. Она в чем-то существенно скорректировала и расширила на материале русской драмы ХХ в. теоретическое представление об эпической драме А. С. Чиркова [13], защитившего докторскую диссертацию по теории литературы в Киеве несколькими годами раньше нее. Обстоятельность ее теоретических представлений об эпической драме вырастала на анализе выразительных возможностей пьес, как впервые введенных ею в сферу литерату-
роведения (Е. Шварца, С. Третьякова, А. Гельмана, Г. Горина, В. Максимова, В. Аксенова, И. Бродского), так и известных, существенно уточненных в их интерпретации и определении драматургической природы (М. Горького [14], В. Маяковского и Булгакова [15], В. Билля-Белоцерковского, К. Тренева, М. Н. Эрдмана [16], Л. Леонова).
Нетривиальный подход к анализу текстов вел к неожиданным результатам. Она находила основания для сближения произведений, казалось, очень разных и по времени создания, и по художественным доминантам. Эпические принципы организации драматического действия она обнаружила на разных основаниях - жизнеподобно-метонимиче-ском в «Борисе Годунове» Пушкина, «На дне» Горького, в «Любови Яровой» Тренева, «Рычи, Китай!» Третьякова, в «Мандате» и «Самоубийце» Эрдмана, в «Протоколе одного заседания» Гельмана, «Кто боится Рэя Брэдбери» Максимова, «Цапле» Аксенова, в пьесе «Демократия!» Бродского. С другой стороны, на условно-метафорическом основании - в «Мистерии-буфф» Маяковского, «Багровом острове» Булгакова, в сказках для взрослых Шварца, комических фантазиях Горина. В таком широком контексте открывались ранее незамеченные черты новаторства исследуемых авторов, новые возможности интерпретации их произведений. Особая заслуга юбиляра - в открытии для отечественного литературоведения драматургов, о которых по разным причинам ученые не писали -Шварца, Третьякова, Горина, из последних -Л. Филатова, Н. Мошиной. Историю отечественной драматургии она прочитала заново, увидела в ней не замеченные до сих пор стратегии развития, разработала новые подходы к анализу драмы.
Валентина Егоровна буквально «влюбляется» в своих авторов и увлекает за собой своих учеников. Ее «первая филологическая любовь» - Е. Шварц. Обращение к его пьесам для взрослых, которые в 1960-1980-е гг. оставались запрещенными к постановке, было поступком. Она была первой и долго единственной, кто на протяжении нескольких десятилетий исследовал творчество этого замечательного драматурга. С первых статей о «чужом сюжете» в шварцевских пьесах [17] Валентина Егоровна принципиально обозначила круг своих приоритетов: поэтика драмы в разных ее авторских воплощениях [18]. В то время, когда писали преимущественно о содержательных компонентах пьес -теме, идее, проблеме, о герое и конфликте, подчеркивая значимость того или иного автора в свете идеологических установок, она размышляла о своеобразии драматического действия. В стремлении понять законы авторского творчества она «забыла» о необходимости по законам 1970-х гг. цитировать в кандидатской диссертации классиков марксизма-
ленинизма, и в том же ряду числившегося Л. Брежнева, что могло поставить под угрозу и защиту диссертации, и утверждение ученой степени. В этом проявилась характерная черта ее как ученого - увлеченность материалом исследования.
Она не доверяет затверженным истинам и формулам, стремится обнаружить генезис явления, проверить известные утверждения, вчитываясь в текст. К одним и тем же текстам она возвращается спустя годы, открывая, интерпретируя их заново. Так было с пьесой Шварца «Обыкновенное чудо», которая, по ее воспоминаниям, долгое время оставалась для нее загадкой. Лишь через три десятилетия Валентина Егоровна обнаружила в основе организации ее действия трансформированный до неузнаваемости сказочный сюжет о чудесном супруге, сюжет о красавице и чудовище [19].
Она заложила основы шварцеведения, написав первую и до сих пор единственную монографию о поэтике его лучших пьес «Эпический театр Евгения Шварца», показала, как каждый раз по-разному трансформируется в их действии «чужой сюжет», усложняется структура полифонического действия, обозначила в соответствии с этим этапы творческой эволюции художника. И сегодня она, вновь и вновь удивляясь шварцевскому таланту, внимательно изучает первые опубликованные Шварцем произведения и «свободную прозу» последних лет его жизни.
Среди наиболее интересующих В. Е. Головчи-нер авторов кроме Шварца следует назвать Г. Горина, Н. Эрдмана и недавно появившегося драматурга Н. Мошину. Для того чтобы написать первую аналитическую статью о пьесах Горина, ей пришлось в декабре 1989 г. ехать в Москву, искать встречи с ним, чтобы установить даты созданных к этому времени его произведений. Эрдман возник в ее сознании отчасти как завещание учителя -Н. Н. Киселёва: он был первым литературоведом, обратившимся к пьесам «Мандат» и «Самоубийца». Интерес к творческому наследию Эрдмана свел ее с американским исследователем Дж. Фридманом. Вдвоем они впервые опубликовали два текста, написанных Эрдманом в соавторстве с В. Массом в 1929 г.: «Музыкальный магазин» (с которого начинался сценарий фильма «Веселые ребята») и «Прекрасная Елена» [20], а также аналитические статьи о них [21, 22]. Как исследователь, она много сделала для уяснения поэтики его пьес. В 2011 г. под руководством В. Е. Головчинер на выигранный грант РГНФ в ТГПУ прошла конференция, приуроченная к его 110-летнему юбилею. Кульминацией этого научного события всероссийского масштаба с международным участием стало открытие по ее инициативе мемориальной доски Н. Р. Эрдману на здании театра, в котором он работал во время ссылки в Томске. Это первая и
единственная пока памятная доска в память художника, признанного ныне классиком мировой драматургии. В специализированном выпуске «Вестника ТГПУ» (№ 7, 2001) опубликованы материалы международной конференции, посвященной Эрдману и проблемам комического в связи с его творчеством. В 2013 г. Дж. Фридман, трижды побывавший в Томске на организованных Валентиной Егоровной конференциях, подарил ей архив Эрдмана, который он собирал на протяжении более трех десятилетий. Учитывая восторженно-преклоненное отношение Джона к первому исследователю его драматургии - Н. Н. Киселёву, она решила, что этот бесценный материал должен быть общим достоянием и передала архив в отдел рукописей Научной библиотеки ТГУ, где любил работать ее учитель.
Из последних подарков В. Е. Головчинер коллегам и студентам-филологам - написанные ею разделы о драматургии Великой Отечественной войны (в соавторстве с Н. Л. Лейдерманом) и глава о Шварце в завершающем 2-томном учебном пособии из «шестикнижия» по истории русской литературы ХХ в. Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовец-кого [23].
Сегодня профессор В. Е. Головчинер продолжает читать лекции по истории русской литературы ХХ в. студентам, ведет у магистрантов курсы по неклассической драме и трансформации культурных моделей в русской литературе, руководит работой научных семинаров, аспирантами. Она щедро раздает поколениям своих подопечных слова поддержки, открывает им русскую литературу, известную и незнакомую одновременно. Как-то в беседе с выпускницей филфака ТГПУ та охарактеризовала своего учителя как лектора так: «С ней интересно, она всегда готова услышать вопрос, спорить, обсуждать, ее лекции больше похожи на беседу. И не важно, кто сидит в аудитории, студенты первого курса или преподаватели, Валентина Егоровна слышит всех». Даже лекция, монологический жанр у нее диалогичен - она всегда обращена к слушателю, к здесь и сейчас сидящим перед ней людям.
Энергии ей не занимать. Нет ощущения усталости, исчерпанности. 70-й день рождения для нее -всего лишь очередной. Накануне его она отправилась в длительную командировку в Москву для участия сразу в четырех конференциях. Вся жизнь Валентины Егоровны - жизнь человека науки, живущего, дышащего атмосферой литературы, которую не узнать по учебникам, не получить вместе с дипломом, квалификацией. Она умеет радоваться открытиям известных ученых и начинающих студентов. Для нее очередное исследование - смысл и способ существования, без него жизнь пресна, скучна.
Список литературы
1. Головчинер В. Е. Эпический театр Евгения Шварца. Томск: Изд-во ТГУ, 1992. 184 с.
2. Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. 241 с.; То же, 2-е изд., испр., доп. Томск, 2007. 320 с.
3. Головчинер В. Е. Драма есть действие (категории драмы в современном литературоведении) // II МИжнародний театральний симпоз1ум «Л1тература - театр - сусптьство: зборнк науковых праць у 2 т. Т. 2. Херсон, 2007. С. 232.
4. Головчинер В. Е. Комическое, комедийное, смеховое («Дни Турбиных», «Мандат» Н. Эрдмана) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 47-58.
5. Головчинер В. Е., Русанова О. Н. К проблеме условности в литературе (статья первая: к истории вопроса) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 9-15.
6. Головчинер В. Е. Визуальный потенциал драматического текста (опыт Н. Эрдмана в пьесе «Мандат») // Драма и театр. Вып. VI. Сборник научных трудов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2007. С. 7-23.
7. Головчинер В. Е., Русанова О. Н. Авторская модель художественного текста как синтез жанровых возможностей рода литературы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С.178-185.
8. Головчинер В. Е. К проблеме понятия «культурная модель». Системы и модели в литературоведении (размышления на заданную тему) // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе: материалы Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. С. 3-11.
9. Королькова Я. В. Культурная модель оборотничества в романах-фэнтези М. Семеновой о волкодаве // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 11-1 (29). С. 87-89.
10. Изместьева К. В. Трансформация сказочных мотивов в пьесе Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 204-210.
11. Русанова О. Н. Мотивный комплекс как способ организации эпической драмы (на материале пьес Е. Шварца «Тень» и «Дракон»): дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 199 с.
12. Головчинер В. Е. А. С. Пушкин о реформе драмы // Текст - комментарий - интерпретация. Новосибирск, НПГУ 2008. С. 50-58.
13. Чирков А. С. Эпическая драма: проблемы теории и поэтики. Киев: Вища школа, 1988. 159 с.
14. Головчинер В. Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100-летию создания пьесы «На дне» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2004. Вып. 3 (40). С. 20-26.
15. Головчинер В. Е. В споре рождается... (Маяковский и Булгаков) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1999. Вып. 6 (15). С. 41-48.
16. Головчинер В. Е. Трансформация мотива договора человека с дьяволом в пьесах Эрдмана 1920-х годов // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе. Материалы II Междунар. науч. конференции. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 118128.
17. Головчинер В. Е. «Чужой сюжет» в пьесе Е. Шварца «Голый король» // Сборник трудов молодых ученых. Вып. III. Томск: Изд-во ТГУ, 1975.
18. Головчинер В. Е. Функции протосюжета в русской драме ХХ века // Сибирский филологический журнал. 2010. № 1. С. 12-18.
19. Головчинер В. Е. «Обыкновенное чудо» в творческих исканиях Е. Шварца // Драма и театр: сб. науч. трудов. Вып. 4. Тверь, Твер. гос. ун-т, 2002. С. 172-188.
20. Масс В. З., Эрдман Н. Р. Прекрасная Елена // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 200-245.
21. Головчинер В. Е., Фридман Дж. Трансформации «Музыкального магазина» В. Масса и Н. Эрдмана // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе: материалы III Всероссийской с международным участием научной конференции (7-8 февраля 2008 г.) / сост. В. Е. Головчинер. Томск, 2008. С. 294-305.
22. Головчинер В.Е. «Прекрасная Елена»: проблема идентификации «ленинградского» текста В. Масса и Н. Эрдмана // Театрон. № 1 (11). 2013. С. 43-52.
23. Русская литература ХХ в: 1930-е - середина 1950-х годов: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования: в 2 т / под ред. Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого и М. А. Литовской. М.: Академия, 2014.
Русанова О. Н., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]
Изместьева К. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 6 (159)
Полева Е. А., кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Чернявская Ю. О., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Малышева Л. Г., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.04.2015.
O. N. Rusanova, K. V. Izmesteva, E. A. Poleva, Yu. O. Tchernyavskaya, L. G. Malysheva "I LIVE UNEASILY..." FOR THE ANNIVERSARY OF PROFESSOR VALENTINAGOLOVCHINER
The article is devoted to the professional pedagogical and scientific work of the Honored cultural worker, Doctor of Philology Professor Valentina Yegorovna Golovchiner. We present the main areas of her work (theory and history of drama, history of Russian literature of 20th century). We reviewed the most important papers in the sphere of study of epic drama in Russian literature of 20th century; cover the research of the works of Alexander Pushkin, Maxim Gorky, Vladimir MayakovskiY, Yevgeny Shvarts, Nikolay Erdman and others. Also we bring out the articles on topical theoretical problems of contemporary study of literature. We mention the merits in the area of theatre critics and also the merits during the many years of teaching at the Tomsk State Pedagogical University. The authors of the article express their thanks the Professor for fruitful collaboration, guidance and friendly attitude to the colleagues and students.
Key words: anniversary, Doctor of Philology Professor Valentina Yegorovna Golovchiner, theatre critic, scientific works.
References
1. Golovchiner V. E. Epicheskiy teatrEvgeniya Shvartsa [Epic Theater by Yevgeniy Shvarts]. Tomsk, TGPU Publ., 2007. 320 p. (in Russian).
2. Golovchiner V. E. Epicheskaya drama vrusskoy literature ХХ veka. 2-e izd., ispr., dop. [Epic drama in Russian literature of the XX century]. 2nd edition, revised and corrected. Tomsk, TGPU Publ., 2007. P. 320 (in Russian).
3. Golovchiner V. E. Drama est' deystviye (kategorii dramy v sovremennom literaturovedenii) [Drama is action (drama category in modern literary studies)]. II Mezhdunarodnyy simpozium "Literatura - teatr - obshchestvo": Zbornik nauchnykh trudovv 21. T.2 [II international theatrical Symposium "Literature - Theatre - Society". Collection of scientific works in 2 volumes. V. 2]. Kherson, 2007. P. 232 (in Russian).
4. Golovchiner V. E. Komicheskoye, komediynoye, smekhovoye ("Dni Turbinykh", "Mandat"N. Erdmana) [Comedy, comic and humor issues ("Days of the Turbiny" by Mikhail Bulgakov, "The Mandate" by N. Erdman)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2011, vol. 7 (109), pp. 47-58 (in Russian).
5. Golovchiner V. E., Rusanova O. N. K probleme uslovnosti v literature (stat'ya pervaya: k istorii voprosa) [About the problem of convention in litera-
ture (the first article: history of the question)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 11 (152), pp. 9-15 (in Russian).
6. Golovchiner V. E. Vizual'nyy potentsial dramaticheskogo teksta (opyt N. Erdmana v p'ese «Mandat») [Visual potential of the dramatic text (experience of N. Erdman in the play "The Warrant")]. Drama i teatr. Vyp. VI. Sbornik nauchnyh trudov [Drama and theatre. Issue VI. Collection of scientific works]. Tver, TGU Publ., 2007. Pp. 7-23 (in Russian).
7. Golovchiner V. E., Rusanova, O. N. Avtorskaya model' khudozhestvennogo teksta kak sintez zhanrovykh vozmozhnostey roda literatury [Author model of literary text as a synthesis of the expressive possibilities of the kind of literature]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 7 (148), pp. 178-185 (in Russian).
8. Golovchiner V. E. K probleme ponyatiya "kul'turnaya model'". Sistemy i modeli v literaturovedenii (razmyshleniya na zadannuyu temu) [To the problem of the concept of "cultural model". Systems and models of literary studies (reflections on a given topic)]. Transformatsiya i funktsion-irovaniye kul'turnykh modeley v russkoy literature: materialy Tret'ey Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Transformation and functioning of cultural in Russian literature: proceeding of the Third All-Russian scientific. conf. with international participation]. Tomsk, TGPU Publ., 2008. Pp. 3-11 (in Russian).
9. Korol'kova Ya. V. Kul'turnaya model' oborotnichestva v romanakh-fentezi M. Semenovoy o volkodave [Cultural model of lycanthropy in fantasy novels about wolfhound by M. Semenova]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philology. Theory and practice, 2013, no. 11-1 (29), pp. 87-89 (in Russian).
10. Izmest'eva K. V. Transformatsiya skazochnykh motivov v p'ese L. Filatova "Pro Fedota-strel'tsa, udalogo molodtsa" [Transformation of the fairytale motifs in the play of L. Filatov "About Fedot-shooter, daring good fellow"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 7 (148), pp. 204-210 (in Russian).
11. Rusanova O. N. Motivnyy kompleks kak sposob organizatsii epicheskoy dramy (na materiale p'es E. Shvartsa "Ten"i "Drakon"). Diss. kand. filol. nauk [Motive complex as a way of organizing of epic drama (based on the plays by Yevgeniy Shvarts "The Shadow" and "The Dragon"). Diss. cand. philil. sci.]. Novosibirsk, 2006. P. 199 (in Russian).
12. Golovchiner V. E. A. S. Pushkin o reforme dramy [A. S. Pushkin on reform of drama]. Tekst- kommentariy- interpretatsiya [Text - kommentary - interpretation]. Novosibirsk, NPGU Publ., 2008. Pp. 50-58 (in Russian).
13. Chirkov A. S. Epicheskaya drama (Problemy teoriiipoyetiki) [Epic drama (Problems of theory and poetics)]. Kiev, Visshaya shkola Publ., 1988. 159 p. (in Russian).
14. Golovchiner V. E. Otkrytiya M. Gor'kogo v kontekste dramaturgicheskikh iskaniy epokhi. K 100-letiyu sozdaniya p'esy "Na dne" [M. Gorky's Inventions in the Context of Dramaturgic Searches of the Epoch]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2004, vol. 3, pp. 20-26 (in Russian).
15. Golovchiner V. E. V spore rozhdaetsya... (Mayakovskiy i Bulgakov) ["Sprout in discussion..." (about the V. Mayakovsky and M. Bulgakov' dramatic approaches)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 1999, vol. 6 (15), pp. 41-48 (in Russian).
16. Golovchiner V. E. Transformatsiya motiva dogovora cheloveka s d'yavolom v p'esakh Erdmana 1920-h godov [Transformation of the motive 'the agreement of man with the devil' in the Erdman's plays 1920s]. Transformatsiya i funktsionirovaniye kul'turnykh modeley v russkoy literature: materialy Tret'ey Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Transformation and functioning of cultural models in Russian literature: proceeding of the Third All-Russian scientific. conf. with international participation]. Tomsk, TGPU Publ., 2005. Pp. 118-128 (in Russian).
17. Golovchiner V. E. "Chuzhoy syuzhet» v p'ese E.Shvartsa "Golyy korol'" ["Borrowed plot" in the play by Yevgeniy Shvarts "The Naked King"]. Sbornik trudov molodykh uchenykh [Proceedings of the young scientists]. Vol. III. Tomsk, TGU Publ., 1975. Pp. (in Russian).
18. Golovchiner V. E. Funktsii protosyuzheta v russkoy drame ХХ veka [Functions of protecorate in Russian drama of the twentieth century]. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal - Siberian philological journal, 2010, no. 1, pp. 12-18 (in Russian).
19. Golovchiner V. E. "Obyknovennoye chudo" v tvorcheskikh iskaniyakh E.Shvartsa ["Ordinary miracle" in creative quest by E. Shvarts]. Dramaiteatr. Vyp. VI. Sbornik nauchnykh trudov [Drama and theatre. Vol. IV. Collection of scientific works]. Tver, TGU Publ., 2002. Pp. 172-188 (in Russian).
20. Mass V. Z., Erdman N. R. Prekrasnaya Elena [Helen of Troy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 7 (109), pp. 200-245 (in Russian).
21. Golovchiner V. E., Freedman J. Transformatsii "Muzykal'nogo magazina" V. Massa i N. Erdmana [Transformation of the "Music store" by V. Mass and N. Erdman]. Transformatsiya i funktsionirovaniye kul'turnykh modeley v russkoy literature: Materialy III Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoy konferentsii (7-8 fevr. 2008 g.) [Transformation and functioning of cultural models in Russian literature: proceeding of the Third All-Russian scientific. conf. with international participation]. Tomsk, TGPU Publ., 2008. Pp. 305-318 (in Russian).
22. Golovchiner V. E. "Prekrasnaya Elena": problema identifikatsii "leningradskogo" teksta V. Massa i N. Erdmana [Helen of Troy: Problem of Identification of «Leningrad Text» by Vladimir Mass and Nikolay Erdman]. Teatron, 2013, no. 1 (11), pp. 43-52 (in Russian).
23. Leyderman N. L., Lipovetsky M. N. Russkaya literaturaXX veka: 1930-e - seredina 1950-kh godov: ucheb. posobiye dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. obrazovaniya: v2 tomakh [Modern Russian Literature: 1930-1950 year: textbook for university students: in 2 books]. Moscow, Akademiya Publ., 2014 (in Russian).
Rusanova O. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Izmesteva K. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Poleva E. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Tchernyavskaya Yu. O.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Malysheva L. G.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]