ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 75.01:72
С.А. Прохоров
канд. психол. наук, доцент кафедры изобразительного искусства, заведующий кафедрой института архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет
им. И. И. Ползунова»
ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В статье прослеживается история возникновения различных технических приемов передачи художественных образов на плоскости, показано каким образом исполнение произведений живописи воздействуют на человеческие чувства. Через накопленный культурный опыт рассмотрены процесс воздействия живописных работ художников на эмоции человека и сопровождение этого процесса постоянным поиском новых художественных методов и теорий живописного и архитектурного творчества, а также развитием новых компьютерных технических возможностей.
Ключевые слова: живопись, искусство, гуманизм, история искусств, архитектура, компьютерные технологии.
S.A. Prohorov, Altai State Technical University named after I.I. Polzunov
PAINTING AS A MEANS HUMANIZATION ARCHITECTURAL ENVIRONMENT
Abstract. The article traces the history of the various techniques of transmission of artistic images on the plane, it is shown how the performance of works of art affect the human senses. Cultural experience gained through the process examined the impact of paintings by artists on human emotions and to support the process of the constant search for new artistic methods and theories of the picturesque and architectural creativity and the development of new computer technology opportunities
Keywords: painting, art, humanism, art history, architecture, computer technology.
Проблема гуманизации архитектурной среды актуальна в контексте реализации конституционного права гражданина на благоприятную окружающую среду. Гуманизация архитектурного пространства городской среды является сейчас одной из современных проблем архитекторов, поэтому необходимо выявить возможные методы гуманизации архитектурной композиции, ландшафтного дизайна, градостроительства. Гуманизация тесно связана с концепцией устойчивого развития городов, набирающей популярность в связи с признаками надвигающегося кризиса во взаимоотношениях человека с окружающей средой, понимается как процесс реализации принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям [1].
Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство [2]. Живопись, наряду с другими видами искусства выступает как необходимое средство гуманизации высокой художественной составляющей архитектурного пространства. Вопрос гуманистического развития формирования архитектурного пространства через художественно-живописную составляющую как средство рассматривается в различных отраслях научного знания как наиболее активное средство, воздействующее на созида-
ние человеческой личности, его духовности.
Диалог художника со зрителем происходит на визуальном и подсознательном уровне. В живописном произведении художник передает те же ощущения, которые зритель может переживать, глядя на сюжет, выполненный на полотне от воспоминаний виденной им природы или картины событий происходивших в его жизни. Процесс эстетического сопереживания зрителя очень важен - художник средствами живописи помогает зрителю увидеть мир своими глазами. Если так получается, то это важнейшая и большая удача художника как творца прекрасного. Не потому ли Леонардо да Винчи ставил живопись на первое место среди искусств? Чувственная сторона живописи никогда не умрет. Потому и нужна человеку живопись, что без нее он обойтись не может [3].
Выявить, каким образом приемы исполнения произведений живописи воздействуют на человеческие чувства, можно проследив историю возникновения различных технических, приемов передачи художественных образов на плоскости - это дает объемный фактический материал, реконструирующий накопленный опыт в течение многих столетий.
Получение этого опыта оказывается способным открыть перед художником новые технические и творческие возможности его влияния на эстетическую, эмоциональную составляющую восприятия зрителем произведения. Художник в своей творческой, профессиональной деятельности и живописными работами в архитектуре решает пространственные задачи и вместе с тем его живопись выступает как средство гуманизации жилой среды. Какими же приемами художники в разные времена, используя живопись, достигали единства человеческих переживаний, гуманистического воздействия на человеческую личность и на общество в целом? Начнем с того, что к пространственным, опосредствованным искусствам относятся архитектура, скульптура, монументальная и станковая живопись, витражи, мозаики, сграффито, так как их формы развертываются в архитектурном пространстве, где художник пользуется особыми материалами и специальными инструментами [4]. Художник-живописец создает свои произведения на плоскости, иначе говоря, в двух измерениях - высота и ширина холста, но создает иллюзию глубины или трехмерного пространства. «Если архитектура создает пространство, - пишет Б. Р. Виппер, - а скульптура - тела, то живопись соединяет тела с пространством, фигуры с предметами вместе со всем их окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут» [5]. Надо отметить, что живопись в архитектурной среде создает на двухмерной плоскости стены изображение нового трехмерного пространства. Живописное произведение, «изображая даже трехмерное пространство, сохраняет при этом плоский характер листка, на который нанесен рисунок» - утверждает Л.С. Выготский [6]. Здесь мы просматриваем техническую связь живописи ее изобразительной, общечеловеческой, гуманистической роли в единстве с пространственной архитектурной средой.
Попробуем рассмотреть, реконструировать различные приемы воздействия художников своими живописными работами на эмоции человека через накопленный культурный опыт в течение многих столетий. В эпоху раннего средневековья нет понятия станковой картины, самостоятельного законченного изображения. Эпоха средневековья это период авторитарно-коллективной изобразительной культуры декоративно прикладного искусства. В это время широко используется монументальная живопись,
мозаичные панно различных видов, это период расцвета великолепных витражей исполненных для готических соборов. Изобразительное искусство того времени, а в первую очередь живопись, носит религиозный, ансамблевый характер и применяется как средство расцвечивания в архитектуре. Как во всех тоталитарных эпохах, в эти периоды живопись как часть коллективной культуры глубоко символична. Средневековый художник помимо декоративно-прикладных функций, создает эстетику пространства наполненного божественным содержанием воздействующую на духовное состояние и мировосприятие человека.
Существует особая художественная концепция эстетического воздействия на переживание личности человека в дальневосточной живописи. Художники Японии и Китая сюжеты на своих картинах изображали как бы сверху, охватывая целиком пространство и время действия одновременно. Сюжетами картин становились сцены повседневной жизни, придворные вельможи и дамы в прекрасных национальных одеждах, а также изображения видов природы, наполненные иероглифами. В отличие от европейской живописи, характерной чертой художников Японии и Китая является линейно плоскостное изображение, в котором отсутствует светотеневая проработка формы, однако, живопись передает своеобразие мировосприятия, эстетики и культуры дальневосточных народов.
Великое открытие передачи изображения архитектурного и художественного пространства эпохи Ренессанса - линейная, или прямая и световоздушная перспектива, делящая картинную плоскость на три плана: передний, средний и дальний. В эпоху высокого Возрождения достиг расцвета синтез искусств архитектуры, живописи, скульптуры. Искусство Возрождения знаменуется выраженным демократическим характером мира, в центре которого стоит человек и природа. Художники этого времени достигают высокого мастерства передачи человеческого тела, окружающего мира, религиозных представлений своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Живопись, исполняет роль массового, гуманистического воздействия на все общество построенного на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
В XVI¡-XVIII веках главным в живописи становится собственно воздух, пространство, свет, новые средства воздействия на настроение и эмоции человеческой личности. Надо отметить, что на смену линейно-плоскостной живописи приходят технологии объемной трехмерной, пластической живописи. Начиная с Аполлодора, живопись становится искусством оптической иллюзии. Мазок живописца - это свобода, динамичность. Художник, создавая форму цветом, особую роль уделяет направлению и игре света и тени, общему колориту. Живописцы все больше внимания уделяют отношениям предметов между собой, их связи с окружением, воздействию на зрителя. Но только импрессионистам удалось окончательно освободиться от многовекового гипноза трех планов [7].
Приемы эстетического воздействия на зрителя реалистической живописи эффектны, разнообразны. В ее арсенале комплекс накопленного опыта всех предыдущих эпох: ритм, колорит, световоздушная и широкоугольная перспективы, движение мазка по фор-
ме, динамика композиции и многие другие художественные приемы, усиливающие действие и пробуждающие эмоции у зрителя. Одним из таких приемов реалистического изображения живописного пространства в картине является отношение правой и левой ее сторон. Художник использует физиологический прием движения взгляда внутри картины, восприятия зрителем одной стороны чуть раньше, чем другой. Приведем известный пример: изменения впечатление зрителя от картины «Боярыня Морозова» художника В.И. Сурикова в ее зеркальном отражении. В симметричном отражении картины Сурикова, вместо драматизма сюжета, противоестественного движения телеги справа налево, вызывающего у зрителя чувство сопротивления движению, появляется легкость и оптимизм движения слева на право.
Одно из сильных средств воздействия на человека изображение времени в живописи. Не передача исторического события определенной эпохи, изображения сюжета, момента его повествования, а передача сиюминутного времени внутри картины. Эта задача чрезвычайно сложная и спорная задача художника. Она глубоко психологична. Очевидно, что для передачи временного начала в своих произведениях художники применяют ряд технических приемов, таких как, длина и направление мазка, ритм композиционного построения, изменение пропорций, контрастов цвета и тени. В своей попытке передать время через движение, художник стремится запечатлеть, передать реальность мгновения в своем полотне, заглянуть за грань возможного психологического и эстетического воздействия искусства на человека. Такие художественно-психологические приемы всегда интересовали не только художников, но и ученых, философов. По мысли Лессинга живопись способна изображать только один момент действия. Платон в «Пармениде» называет момент чудесным существом, которое не пребывает во времени, сближает изображаемый момент с вечностью. «Живопись, - говорит Леонардо, - должна в одно мгновение вложить в восприятие зрителя все свое содержание» [8].
В последние годы компьютерные технологии в живописи и архитектурном проектировании превратились из машины, применяемой для аналитических и количественных вычислений, в машину, генерирующую динамические изображения, позволяющую создавать трехмерные Эй изображения, и даже, более того, моделировать мир в виде виртуальной реальности. Этот процесс сопровождается постоянным поиском новых художественных методов и теорий живописного и архитектурного творчества, а также развитием новых компьютерных технических возможностей. Возникновение компьютеров коренным образом изменило жизнь человека.
К сожалению, на сегодняшний день очень мало внимания обращается на гуманистический, художественный аспект формирования материально пространственного окружения современного человека, включающего объекты транспортной и инженерной инфраструктуры города. Хотя с этими объектами и проблемами гармонии архитектурной среды горожанин сталкивается ежедневно [9].
Таким образом, изучение истории развития приемов передачи художественных образов, на живописном полотне и в архитектурном пространстве для художника всегда было актуально. Рассмотрение этого вопроса, позволяет понять, каким образом происходило развитием современной изобразительной культуры, изменение воздействия художественных средств на чувства и эмоции человека. Сам факт открытия в тот
или иной исторический период специальных изобразительных приемов художником можно интерпретировать с точки зрения становления смысловых, интеллектуальных, эстетических, эмоциональных составляющих восприятия человека и естественно как средство гуманизации архитектурной среды. Несомненно, важны и приемы передачи художником смысла своего творчества. Живопись на сегодняшний день является одним из мощных инструментов гуманизации архитектурной среды, наряду с ландшафтным дизайном, к примеру [10].
Список литературы:
1. Гуманизация [Электронный ресурс] / Психотест - психологический портал и форум: словарь. - Режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/gumanizatsiya/
2. Юридический словарь. 2000. - Режим доступа: http://dic.academic.ru
3. Золотое сечение в живописи - Ф. В. Ковалев. HTML версия. Язык живописи -особый язык искусства. - Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/48.html
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., Прометей. 1994. -
352 с.
5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М., 2004. - 368 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Современное слово, 2001. -
480 с.
7. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М., 2004. - 368 с.
8. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. - 307 с.
9. Городская среда. Технология развития: Настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина [и др.]. - М. : Изд-во «Ладья», 1995. - 240 с.
10. Нефедов В. А. Современный ландшафт Франции: гармоничный шарм с очевидной гуманизацией среды / В.А. Нефедов // Ландшафтная архитектура. Дизайн, 2008. - №1. - С. 24-33
List of references:
1. Humanization [electronic resource] / Psychotest - psychological portal and forum: Dictionary. -Mode of access: http://psihotesti.ru/gloss/tag/gumanizatsiya/
2. Legal Dictionary. 2000. - Mode of access: http :/ / dic.academic.ru
3. The golden section in the painting - F. Kovalev. HTML version. Language of painting - a special language of art. - Mode of access: http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/48.html
4. Arnheim R. New Essays on the psychology of art. - M., Prometheus. 1994. - 352 p.
5. Whipper B.R. Introduction to the historical study of art. - M., 2004. - 368 p.
6. Vygotsky L.S. Psychology of Art. - Moscow: The Modern Word, 2001. - 480 p.
7. Whipper BR Introduction to the historical study of art. - M., 2004. - 368 p.
8. Batkin L.M. Leonardo da Vinci and the Renaissance features of creative thinking. - Moscow: Art, 1990. - 307 p.
9. The city environment. Technology development: Handbook / Glazichev V.L., Egorov M.M., Ilyin T. [et al.] - Moscow: Publishing House of the "Rook", 1995. - 240 p.
10. Nefedov V.A. The modern landscape of France: the harmonious charm with apparent humanization environment / VA Nefedov / / Landscape Architecture. Design, 2008. - № 1. - P. 24-33