Научная статья на тему 'Обобщение опыта воплощения декоративных свойств живописи, выполненных посредством компьютерных технологий в художественно-архитектурном проектировании'

Обобщение опыта воплощения декоративных свойств живописи, выполненных посредством компьютерных технологий в художественно-архитектурном проектировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ИСТОРИЯ ИСКУССТВ / ЖИВОПИСЬ / АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ART / ART HISTORY / PAINTING / ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров С. А.

В статье рассматривается, как на протяжении веков накапливался и обобщался художественный опыт, формировались живописные традиции в архитектурном проектировании. Подчеркивается, что роль живописи в подготовке специалистов архитекторов не утратила своей художественной значимости в создании оригинального архитектурного образа, что в связи с компьютеризацией создания живописных произведений и интерпретаций накопленного художниками опыта происходит формирование новых художественных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY OF EXPERIENCE AVATAR PROPERTIES OF DECORATIVE PAINTING MADE BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGY IN ART AND ARCHITECTURAL DESIGN

The article discusses how over the centuries accumulated and generalized artistic experience, formed the picturesque tradition in architectural design. It is emphasized that the role of art in the training of architects has not lost its artistic significance in the creation of the original architectural image that due to the computerization of creating art works and artists interpretations of accumulated experience is the formation of new artistic traditions.

Текст научной работы на тему «Обобщение опыта воплощения декоративных свойств живописи, выполненных посредством компьютерных технологий в художественно-архитектурном проектировании»

3. Путеводитель по залам областного историко-краеведческого музея. - Павлодар, 1972.

4. Материалы музея литературы и искусства Бухар-Жырау.

Bibliography

1. Iz istorii sovetskikh nemcev Pavlodarskogo Priirtihshjya. - Pavlodar, 1993.

2. Ehkspertiza nauchnoyj cennosti materialov lichnihkh arkhivnihkh fondov: metodicheskie rekomendacii / sost. Yu.I. Gerasimova. - M., 1985.

3. Putevoditelj po zalam oblastnogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya. - Pavlodar, 1972.

4. Materialih muzeya literaturih i iskusstva Bukhar-Zhihrau.

Статья поступила в редакцию 04.06.13

УДК 75.058:004

Prokhorov S.A. SUMMARY OF EXPERIENCE AVATAR PROPERTIES OF DECORATIVE PAINTING MADE BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGY IN ART AND ARCHITECTURAL DESIGN. The article discusses how over the centuries accumulated and generalized artistic experience, formed the picturesque tradition in architectural design. It is emphasized that the role of art in the training of architects has not lost its artistic significance in the creation of the original architectural image that due to the computerization of creating art works and artists interpretations of accumulated experience is the formation of new artistic traditions.

Key words: art, art history, painting, architecture, architectural design.

С.А. Прохоров, зав. каф. института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова, канд. психол. наук, проф., член СХ России, Заслуженный работник культуры РФ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВОПЛОЩЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЖИВОПИСИ, ВЫПОЛНЕННЫХ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

В статье рассматривается, как на протяжении веков накапливался и обобщался художественный опыт, формировались живописные традиции в архитектурном проектировании. Подчеркивается, что роль живописи в подготовке специалистов архитекторов не утратила своей художественной значимости в создании оригинального архитектурного образа, что в связи с компьютеризацией создания живописных произведений и интерпретаций накопленного художниками опыта происходит формирование новых художественных традиций.

Ключевые слова: искусство, история искусств, живопись, архитектура, архитектурное проектирование.

Опыт или опытное знание - это знание, приобретенное в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений. Опыт одно из основных понятий теории познания [1]. В сфере архитектурно-художественного проектирования опытное знание - это один из конструктов слаженного творческого труда проектировщика. Важным аспектом является процесс приобретения этого опыта в условиях новой эры творчества - эры компьютерных технологий. Сумма знаний, умений, технических навыков и креативное начало в проектировщике сливаются в одну гамму под названием творческое мастерство. Изучение опыта творческого становления отдельно взятого мастера архи-тектора-дизайнера является полезным в целях понимания глубины его индивидуального стиля. Обобщение же опыта по применению компьютерных технологий в архитектурно-художественном проектировании отдельных творческих школ и даже подобного опыта как «национально-художественного почерка» весьма важно для истории искусства, в целом, и для понимания тенденций в современном искусстве.

На протяжении веков накапливался и обобщался опыт, и формировались живописные традиции в архитектурном проектировании. Исторически опыт накапливался с появлением и развитием новых технологий цивилизации на каждом этапе общественного развития. На основе накопленного опыта технических и эстетических закономерностей, положенных в основу архитектурно-пространственных решений живописи, в архитектуре зарождались традиции, которые складывались в процессе развития культуры и общества созвучные своему времени.

Накопленный живописный художественный опыт используется архитекторами в виде ахроматических и цветных отмывок как классический прием акварельной живописи. В последнее время в художественно-архитектурном проектировании в связи с компьютеризацией идет формирование новых традиций применения накопленного опыта классических живописных приемов

компьютерными художниками в программах 3D моделирования: Corel Draw, Adobe fotoshop, ArchiCAD, 3D MAX, Artlantis и др. -Указанные программы используются как универсальный инструмент художника-архитектора, обеспечивающий новые технические возможности в архитектурном проектировании. Таким образом, накапливается новый опыт работы художника с электронными инструментами, который расширяет способы нового мышления, создает возможность проводить художественный эксперимент при создании виртуальной реальности. На основе творческого опыта и продвинутых технически электронных программ создаются новые методики обучения компьютерной живописи. Современная компьютерная графика - это достаточно широкая область научных знаний, охватывающая методы, технологии и инструментарий создания компьютерных двумерных и трехмерных изображений различного характера (растровые, векторные двумерные, векторные трехмерные, фрактальные), а также компьютерной анимации, видеомонтажа, интерактивных и анимационных продуктов [2].

Освоение художником-архитектором все более современных технических возможностей позволяет ему приступить к постановке широкого спектра творческих, методических задач проектирования. В современном архитектурном проектировании, связанном с компьютерной графикой, необходимо объединение знаний нескольких специалистов: архитектора, креативщика, компьютерного художника, моделлера, текстурщика, 3d визуа-лизатора и других. У каждого участника архитектурного проектирования стоят свои творческие задачи.

Использование компьютерных технологий предполагает знание и опыт творческого процесса создания электронного художественного произведения с помощью владения техникой визуализации, которая включает в себя элементы компьютерной живописи, работы со шрейдерами, текстурами, градиентами, электронными кистями, художественными слоями, техникой векторного рисунка и микшированием изобразительных средств. К примеру, с помощью электронных кистей создаются реалис-

тические живописные акварельные композиции на планшете, имитирующие полную иллюзию работы реальными красками на холсте. Исходя из этого, сегодня можно рассматривать накопленный опыт создания живописных произведений в архитектурном проектировании как в классических формах акварели в виде отмывок, так и в выполненных с использованием новых электронных технологий реализованных художниками в произведениях живописи 3D-art, Art-Strit, Графитти.

Художественный опыт показывает, что современная живопись, станковая или монументальная картина - это, своего рода, инструмент архитектора, с помощью которого он может решать образную задачу интерьера. Выполненные с помощью современных технологий художественные произведения становятся составной частью в дополнительных решениях архитектурных задач. Накопленный большой практический опыт выполнения современной настенной 3D живописи в виде изображений, выполненных с помощью компьютерных имитаций традиционных инструментов художника электронными технологиями, способен преобразить любой архитектурный объект. Из исторического опыта мы видим, что живописные произведения могут не только «украшать» стены интерьеров в виде росписей различных сюжетов, но и зрительно менять их геометрию, расширять и изменять архитектурные пространства, отодвигать стены, делать выше потолки, создавать иллюзии новых деталей. В этом контексте изменения геометрии зданий, главное место занимает монументальная 3D живопись, сюжеты которых выполнены на плоских стенах фасадов и интерьеров, а также Street- аrt живопись, выполненная на асфальте и мостовых городов. Можно привести массу таких примеров, когда компьютерные технологии в живописи дают возможность художнику и архитектору изменять и конструировать новые пространства в архитектуре, подчеркивать дополнительные функции, преображать интерьер-ное пространство. При помощи различных эффектов цифровой живописи можно превратить глухую стену интерьера в прекрасный южный парк с видом на море и павлинов (рис.1). Художник способен изменить плоскость наружной стены, создав иллюзию другого пространства и времени. Довольно странно, идя по улице, вдруг попасть на несколько секунд в далекое прошлое (рис. 2) или оказаться посреди пешеходной зоны и полюбоваться игрой дельфинов с мячом (рис. 3).

Картина или художественная роспись способно сделать любое архитектурное сооружение уникальным. Из обобщения реального опыта следует, что монументальная и станковая 3D живопись в процессе проектирования дизайна архитектурной среды с использованием современной компьютерной технологии не только дает технологические и творческие преимущества в проектировании, но и способна передать индивидуальность внутреннего мира художника - архитектора, его духовность, достижения баланса красоты, функциональности. Электронные технологии помогают принимать конкретные дизайнерские решения, становиться незаменимым инструментом для быстрого решения творческих задач, а цифровая живопись позволяет осуществлять оригинальные художественные решения в архитектуре. Использование опыта компьютерных программ 3D визуализаций интерьеров - прекрасный способ демонстрировать концепцию дизайна в архитектурном проекте. Заключительные изображения V-Ray рендеринга находят использование в презентации жилых интерьеров, гостиниц, торговых комплексов, эксте-рьеров архитектурных объектов. Рендеринг (англ. rendering -«визуализация») - термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью -компьютерной программы [3]. В художественной и архитектурной компьютерной графике под рендерингом понимают создание 3D цифрового изображения, синонимом которого является трехмерная визуализация. Визуализация - важная часть компьютерного проектирования, включающая программные пакеты компьютерной графики трехмерного моделирования. Используя опыт работы с передовыми технологиями, художники и архитекторы предлагают высокое качество визуализации архитектурных объектов и их живописной, художественно - эстетической составляющей. Визуализация дает объемное и всестороннее представление об объекте.

С всесторонним внедрением накопленного опыта работы с новыми технологиями, новыми компьютерными программами, а так же с техническим развитием общества, несомненно, будут меняться возможности создания новой архитектуры, в том числе с новыми технологическими возможностями создания живо-

писи в архитектурном проектировании в русле современных художественных и архитектурных тенденций. Электронные средства живописи в архитектурном проектировании представляют новый инструмент создания архитектурного образа, а так же художественного преобразования пространственной среды. Компьютерная живопись в архитектуре выступает, как важная часть формирования эстетической культуры в части инженерно-художественного подхода к объектам урбанистической среды и предметного мира, как важная часть компьютерного визуального 3D проектирования.

Рост интереса к компьютерной живописи сопровождается поиском художниками новых изобразительных форм, творческих идей и возможностей в соответствии с возрастающими темпами развития технологий архитектурного проектирования. Живопись способствуют организации художественно-эстетического архитектурного пространства, его цветового решения, гармонизации элементов архитектурной среды. Из накопленного опыта можно сделать вывод еще об одном феномене живописи, который заключается в «очеловечивании» архитектурных и урбанизированных сооружений. Живопись создает неповторимую, оригинальную среду, используя в своем арсенале, как новые технологии, так и средства накопленных знаний в сфере синтеза художественных произведений предыдущих эпох. Такой опыт совершенствования живописных технологий в архитектуре происходил поэтапно в течение многих веков. Поиски художников по модернизации технических средств создания более долговечных произведений, более совершенные приемов живописи происходили постоянно. Из века в век, поэтапно совершенствовалась технология живописи, создавались новые более стойкие краски, грунты. За это время в художественном мире возникали новые течения, стили и направления, новые творческие требования к живописным монументально-декоративным произведениям, опосредованных «социальным заказом», что отражалось в создании архитектурных сооружений, городских ансамблей, в решениях новых инженерных, творческих и эстетических задачах в их взаимосвязи. Изменялся архитектурный облик городской среды, его художественная составляющая.

Сегодня новые поколения компьютерных технологий живописи в архитектуре вытесняют предыдущие. Новые современные компьютерные программы, их технические возможности более соответствуют новым конструктивным и эстетическим требованиям архитектурного проектирования, чем программы конца ХХ века. Достижению высоких творческих результатов на современном этапе в монументальной и станковой живописи, связанной с архитектурой, способствуют компьютерные программы, позволяющие создавать объекты посредством компьютерного моделирования на новом уровне, посредством визуализации, геометрических построений, фрактальной геометрии [4].

Компьютерные технологии в живописи используются как на стадии создания эскизов, так и в процессе воплощения произведения в реальной архитектуре. Компьютерные технологии в процессе проектирования являются передовым связующим звеном в синтезе архитектуры и живописных произведений на стадии архитектурного замысла и в дальнейшем реализации проекта. Использование произведений живописи в решении архитектурных задач при проектировании объектов расширяет возможности архитектора, помогает решать дополнительные, цветовые, изобразительные и пластические задачи, создавать иллюзии несуществующей реальности. Отсюда следует то, что живопись остается одним из ведущих компонентов в синтезе искусств архитектурного проектирования.

Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, что роль живописи в архитектурной подготовке специалистов не только не утратила своей значимости как профессионально-технической, так и художественной значимости создания оригинального архитектурного образа, но и заняла достойное место в синтезе искусств. Это взаимодействие перешло на новый, технический электронный компьютерный уровень, как в учебном процессе подготовки архитекторов, реальном проектировании, так и в создании живописных произведений, связанных с архитектурным пространством для решения эстетической и эмоциональной потребности человека.

Как положительный опыт можно рассмотреть влияние компьютерных технологий и преобразований цветографической продукции на натурную живопись в рамках конвергенции в информационном обществе как совершенствование творческого процесса работы художника с натуры. Так называемую, обратную

связь, взаимовлияние электронной и натурной живописи. Для этого необходимо вспомнить опыт проводимых в академических художественных школах практики копирования картин великих мастеров живописи, целью которых являлось изучение приемов и методов написания картин для того, чтобы художник мог их переосмыслить и использовать в своем творческом процессе. Навыки, приемы, методы, технологии в виде накопленного обобщенного опыта перенимаются и переосмысливаются художником, одновременно нарабатывается новый опыт художественного творчества - эти приемы становятся частью индивидуального мастерства художника. Художник по-своему синтезирует новые технические приемы электронных технологий в своем творчестве и приобретает индивидуальный художественный стиль. Знание новых технологий живописных техник, от фотореализма до цифровой живописи при работе с натуры в реалистическом направлении, дает возможность художнику приобретать новый опыт качества художественного изображения.

Изучение накопленного опыта, истории развития приемов передачи художественных образов на живописном полотне и в архитектурном пространстве представляет творческий интерес для художников и искусствоведов. Познание изобразительной культуры помогает понять, каким образом происходило изменение воздействия художественных средств на чувства и эмоции человека. Сам факт открытия и применения передачи специальных изобразительных приемов свойств живописи посредством компьютерных технологий в художественно-архитектурном пространстве можно интерпретировать с точки зрения становления смысловых, интеллектуальных, эстетических, эмоци-

ональных составляющих восприятия человека как результат накопленного опыта тех исторических периодов, когда такие открытия были сделаны. Таким образом, можно констатировать положительные аспекты в процессе конвергенции, а именно, взаимовлияние, взаимообогащение, дополнение друг друга современной живописи с использованием электронных технологий компьютерной техники и современной натурной живописи. Такое взаимовлияние дает толчок к развитию натурной живописи, выводит ее на новый уровень не только как имитацию новых технических приемов, но и на новый художественно - эстетический уровень. Идет процесс развития новой эстетики - эстетики цифровой живописи и «живого» мазка кисти художника, непосредственно сделанного с натуры. Обобщение опыта творческих экспериментов в живописи также необходимо для совершенствования процесса обучения будущих архитекторов и дизайнеров.

С совершенствованием компьютерных технологий будет накапливаться новый опыт применения электронных технологий в живописи. Эти технологии будут влиять на развитие новой художественной эстетики, будет закономерно совершенствоваться техническая сторона создания художником образов как носителя духовности человеческого общества.

Таким образом, изучение и обобщения опыта по взаимодействию живописи, выполненной посредством компьютерных технологий, позволяет глубже понять процессы трансформации в современном искусстве, построить форсайт-модель симбиоза живописи и архитектурного проектирования на десятилетия вперед.

Приложения

Рис.1. 3D живопись. Интерьер

Рис. 2. 3D живопись. Экстерьер

Рис. 3. 3D живопись. Street-art

Библиографический список

1. Опыт. Википедия [Э/р]. - Р/д: ru.wikipedia.org/wiki/

2. Черникова, Т.В. Внедрение компьютерной живописи в архитектурно-художественное творчество / Т.В. Черникова, С.С. Титов // Архи-тектон: известия вузов - 2012. - № 37.

3. Горнева, О.С. Математические аналогии в учебном архитектурном проектировании / О.С. Горнева, С.С. Титов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2009. - № 1(22).

4. Горнева, О.С. Математические аналогии в учебном архитектурном проектировании / О.С. Горнева, С.С. Титов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2009. - № 1(22).

Bibliography

1. Opiht. Vikipediya [Eh/r]. - R/d: ru.wikipedia.org/wiki/

2. Chernikova, T.V. Vnedrenie kompjyuternoyj zhivopisi v arkhitekturno-khudozhestvennoe tvorchestvo / T.V. Chernikova, S.S. Titov // Arkhitekton: izvestiya vuzov - 2012. - № 37.

3. Gorneva, O.S. Matematicheskie analogii v uchebnom arkhitekturnom proektirovanii / O.S. Gorneva, S.S. Titov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroiteljnogo universiteta. - 2009. - № 1(22).

4. Gorneva, O.S. Matematicheskie analogii v uchebnom arkhitekturnom proektirovanii / O.S. Gorneva, S.S. Titov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroiteljnogo universiteta. - 2009. - № 1(22).

Статья поступила в редакцию 04.06.13

УДК 76.01: 004

Turlyun L.N. CREATIVITY OF DOMESTIC AND FOREIGN COMPUTER ARTISTS. In article possibilities of computer technologies in the fine arts are considered, and also works of art of foreign and domestic artists which work in computer graphics are analyzed.

Key words: computer technologies, computer graphics, computer artist, digital pastel, digital painting suprematism, neoplastitsizm, abstract expressionism, abstractionism, futurism, cubism, surrealism.

Л.Н. Турлюн, канд. искусствоведения доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.