Научная статья на тему 'Живопись и компьютерные технологии как необходимые составляющие архитектурной проектной деятельности'

Живопись и компьютерные технологии как необходимые составляющие архитектурной проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / ИСКУССТВО / ИСТОРИЯ ИСКУССТВ / АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АRT / PAINTING / ART HISTORY / ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Сергей Анатольевич

В статье рассматривается место компьютерных технологий при создании живописи в составляющей архитектурного проектирования. Анализируется, как этот процесс сопровождается постоянным поиском новых методов архитектурного творчества, а также развитием новых технических возможностей в живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохоров Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Живопись и компьютерные технологии как необходимые составляющие архитектурной проектной деятельности»

ностью изображения поражают восприятие абсолютной и универсальной красотой итальянской природы.

Хочется отметить выдающуюся роль итальянских работ живописца в расцвете французской живописи в XVIII столетия. Основные, постулировавшиеся классической эстетикой художественные критерии пейзажного образа - ясность и целостность - находили отражение в пейзажах мастера. Мировую славу принесли Жан Оноре Фрагонару пейзажные произведения, образы парков и аллей, созданные за время двух поездок по Италии.

Литература

1. Муратов, П.П. Образы Италии / П.П. Муратов. -СПб., 2009. - Т. 2: Рим. Лациум. Неаполь и Сицилия.

2. Федорова, Е. Жан Оноре Фрагонар / Е. Федорова. -СПб., 2004.

3. Grand Tour. The Lure of Italy in the Eighteenth Century / Edited by Andrew Wilton Ilaria Bignamini. - Tate Gallery Publishing. - 1996 - 1997.

4. Lenoir, A. Fragonard. Biographie Universal. Michaud t XV / A. Lenoir. - Paris, 1816.

УДК 75.01:004

С А. Прохоров

ЖИВОПИСЬ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается место компьютерных технологий при создании живописи в составляющей архитектурного проектирования. Анализируется, как этот процесс сопровождается постоянным поиском новых методов архитектурного творчества, а также развитием новых технических возможностей в живописи.

Живопись, искусство, история искусств, архитектура, архитектурное проектирование.

The article considers the place of computer technologies in creating art in architectural design component. The paper analyses how this process is accompanied by the constant search for new methods of architectural creativity and the development of new technical possibilities in painting.

Painting, ай, art history, architecture, architectural design.

В систему современной проектной культуры активно внедряются цифровые технологии. Использование мощного компьютерного инструментария в цифровой живописи и 3Б-моделировании в проектировании позволяет художникам, архитекторам и дизайнерам решать творческие задачи, в основе которых лежат одинаковые технологии, но предоставляются разные наборы электронных инструментов. Эти технологии прочно вошли в процесс создания живописных произведений художников и дали новый импульс в проектировании для архитекторов. Мультимедийный дизайн рассматривается специалистами как современная ступень в архитектурно-художественном мышлении профессионала. Именно в этом процессе проявляется синтез живописи и компьютерных технологий, что позволяет активизировать креативное мышление архитектора, адекватно подойти к решению архитектурных задач [5].

Другой вопрос каково: место компьютерных технологий в создании живописи в составляющей архитектурного и дизайнерского проектирования. Какую роль они играют в подготовке архитектора? Обучение студентов навыкам активного использования компьютера, как нового инструмента для решения цветографических, колористических задач декоративных преобразований в живописи, необходимо для развития индивидуального проектного языка, а также для раскрытия роли развития колористического и

пространственно-цветового мышления в процессе обучения декоративной живописи в высшей школе архитектуры и дизайна [2]. Для взаимодействия с цифровой техникой художнику и дизайнеру необходимо средство, отражающее в понятных категориях эту нетипичную для него сферу деятельности. Формирование такого языка возможно на базе мультимедийных технологий. Их значимость в труде дизайнера на сегодняшний день невозможно недооценивать.

В течение последних 20 лет компьютер в архитектурном проектировании превратился из машины, применяемой для аналитических и количественных вычислений, в машину, генерирующую динамические изображения, позволяющие создавать фотореалистические изображения и даже, более того, моделировать мир в виде виртуальной реальности (рис. 1). Этот процесс сопровождается постоянным поиском новых методов и теории архитектурного творчества, а также развитием новых технических возможностей. Возникновение компьютеров коренным образом изменило жизнь человека [1].

В том, что архитекторы, создавая архитектурные объекты на стадии проектирования, рассматривали живописные произведения как составную художественную часть - это исторически сложившаяся эстетическая традиция. Эта традиция прослеживается в творчестве человека с древнейших времен до на-

стоящего времени, которому свидетельствуют примеры станковых произведений художников от пейзажа до исторических сюжетных картин, монументальная живопись интерьеров и фасадов общественных сооружений, мозаик, декоративных скульптур. Из истории зодчества можно привести примеры решений архитектурных пространств, в которых живопись решала не только пластическую, а еще эмоциональную, духовную, эстетическую часть среды обитания.

Рис. 1. Проект здания.

3D визуализация создающая иллюзию реальности проектируемого объекта

Существует определенная человеческая потребность в эстетическом восприятии действительности, это своего рода «заказ красоты». Такое проявление в архитектуре на данный «заказ» - это дополнение художественными произведениями окружающего нас архитектурного пространства. В этой связи архитектору, художнику-архитектору, архитектору-дизайнеру на уровне идеи-концепции в проектировании есть необходимость закладывать живописную часть в целях реализации своего замысла. Из истории известно, что правители государств всех времен уделяли огромное внимание художественным произведениям, художественно-образной составляющей жизни человека. Они обращались к художникам и архитекторам с разными целями, например: усилить свою власть, отразить свое величие как правителя, воспитать покорность в народе посредством создания монументальных, давящих на сознание объектов архитектуры. В современных условиях архитектурные задачи в целом носят гуманистический характер и направлены на благо человека, на создание состояния комфортности архитектурной среды. Эту сложную задачу позволяют решать специалисту, в том числе, и компьютерные технологии.

Компьютерные программы Photoshop, Corel Draw, Artlantis и др. новые технологии используются при создании современной станковой и монументальной живописи 3D-art, Art-strit, Спрей-арт. Современным художникам необходимо владеть компьютерными технологиями в процессе проектирования архитектурного пространства: зданий, интерьеров жилых и общественных сооружений. Компьютерная живопись в архитектуре выступает как важная часть формирования эстетической культуры в части инженерно-художественного подхода к объек-

там урбанистической среды и предметного мира, как важная часть компьютерного визуального 3D-проектирования с использованием программ Archi-CAD, 3DS Max, AutoCAD, Sketchup, Artlantis, V-Ray. Компьютерная живопись рассматривается в научной литературе как новая ступень эстетического опыта дизайнера [4]. В последнее время современные компьютерные технологии все более активно проникают в художественные процессы создания живописных произведений, связанных с архитектурой (рис. 2). Рост интереса к компьютерной живописи происходит благодаря поискам художниками новых изобразительных форм, творческих идей и возможностей в соответствии с возрастающими темпами развития технологий архитектурного проектирования. Живопись способствует организации художественно-эстетического архитектурного пространства, его цветового решения, гармонизации элементов архитектурной среды. Феномен живописи состоит в «очеловечивании» архитектурных и урбанизированных сооружений. Живопись создает неповторимую, оригинальную среду, используя в своем арсенале как новые технологии, так и средства накопленных знаний в сфере синтеза художественных произведений предыдущих эпох.

Рис. 2. Дизайн-студия «Арт-Стиль».

Живопись в интерьере, выполненная при помощи компьютерных технологий зданий

Совершенствование живописных технологий в архитектуре происходило поэтапно в течение многих веков. Поиски художников по модернизации технических средств для создания более долговечных произведений, поиска более новых, более совершенных приемов живописи происходили постоянно. Из века в век, поэтапно совершенствовалась технология живописи, создавались новые более стойкие краски, грунты. За это время в художественном мире возникали новые течения, стили и направления, новые творческие требования к живописным монументально-декоративным произведениям. Опосредованность «социальным заказом» отражалась в создании архитектурных сооружений, городских ансамблей, в решениях новых инженерных, творческих и эстетических задачах. Архитектурный облик городской среды - это очень динамичная конструкция, а его художественная составляющая всегда отражает социальные изменения в обществе, его эстетические пред-

почтения и технический прогресс. Динамика происходит и внутри самих электронных технологий. Новые современные компьютерные программы, их технические возможности в большей степени соответствуют новым конструктивным и эстетическим и требованиям архитектурного проектирования, чем программы конца ХХ в.

Достижению высоких творческих результатов в монументальной и станковой живописи, связанной с архитектурой, способствуют современные компьютерные программы, позволяющие создавать объекты посредством компьютерного моделирования на новом уровне - посредством визуализации, геометрических построений, фрактальной геометрии. Живописные произведения могут не только «украшать» стены интерьеров в виде росписей различных сюжетов, но и менять их геометрию, расширять и изменять пространство, отодвигать стены, делать выше потолки, создавать иллюзии путем изображения на плоских стенах фасадов и интерьеров образов, давно минувшего или будущего времени (рис. 3). Использование произведений живописи в решении архитектурных целей при проектировании объектов расширяет возможности архитектора, помогает решать дополнительные, цветовые, изобразительные и пластические задачи, создавать иллюзии несуществующей реальности. Отсюда следует то, что вопрос о значении и роли живописи в архитектурном проектировании остается всегда актуальным.

Рис. 3. Иллюзии реальности изменения архитектурного пространства. Живопись выполненная на плоских стенах фасадов

Современная живопись, как и архитектурное проектирование, все чаще ассоциируется с понятием «компьютерные технологии» и приобретает огромную популярность во всем мире. Новые, передовые компьютерные технологии в живописи используются как на стадии архитектурного замысла и создания

эскизов, так и в процессе воплощения произведения в реальной архитектуре. Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, что роль живописи в архитектурной подготовке специалистов не утратила своей значимости как в профессионально-техническом, так и художественном плане.

Взаимодействие живописи и электронных технологий перешло на новый технический уровень в учебном процессе при подготовке архитекторов и в реальном проектировании, а также при создании живописных произведений, связанных с архитектурным пространством, для удовлетворения эстетической и эмоциональной потребностей человека. В настоящее время существует необходимость создания условий для подготовки поколения творческой, интеллектуально мыслящей личности, с учетом современных тенденций в архитектурно-художественном творчестве [5]. Именно посредством архитектурно-художественного образования происходит внедрение процесса синтеза живописи и компьютерных технологий в архитектурно-художественной практике. Требуется активное внедрение инновационных технологий как нового инструмента профессионального образования, их непрерывное изучение с художественной и методической точек зрения. Проблема развития художественного творчества в архитектурно-дизайнерской подготовке с использованием компьютерных технологий, на наш взгляд, является важным звеном в сфере профессионального образования.

Литература

1. Асанович, А. Компьютерные средства и эволюция методологии архитектурного проектирования / А. Асанович // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - 2007.

2. Прохоров, С. А. Живопись для архитекторов и дизайнеров / С. А. Прохоров, А. В. Шадурин. - Барнаул, 2008.

3. Шадурин, А.В. Компьютерная техника как новый инструмент в декоративной живописи / А.В. Шадурин // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. -2010. - № 1. - С. 87 - 88.

4. Яцюк, О.Г. Компьютерное проектирование как новая ступень эстетического опыта // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда / О.Г. Яцюк // Вестник МГХПУ. - 2008. - № 2. - С. 123 - 127.

5. Яцюк, О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайн: гуманитарный аспект: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / О.Г. Яцюк. - URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-iskusstvovedenie/a42. php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.