УДК 75. 02. 322 (075.8)
С.А. Прохоров
канд. психол. наук, доцент, кафедра изобразительного искусства, заведующий кафедрой института архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет
им. И. И. Ползунова»
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЦВЕТОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА НАТУРНУЮ ЖИВОПИСЬ
Аннотация. В статье изложено, как динамично развивающееся информационное общество создает новые стандарты живописи, красоты и мировосприятия в изобразительном искусстве. Рассмотрен процесс обогащение инструментария художника при создании художественного образа, расширение граней мировосприятия действительности, цифровых приемов реализации художественного замысла, позволяющие сохранить значимость и классическую роль в изобразительном искусстве натурной живописи.
Ключевые слова: искусство, история искусств, цифровые технологии, живопись, архитектура, архитектурное проектирование.
S.A. Prohorov, Altai State Technical University named after I.I. Polzunov
EFFECT OF COMPUTER TECHNOLOGY AND CHANGES COLOR AND GRAPHICS
PRODUCTION ON NATURAL PAINTING
Abstract. This article describes how to rapidly developing information society creates new standards of painting, beauty and world in art. The process of enrichment of artist tools to create an artistic image, expanding worldview faces reality, digital devices implementing the artistic design, needed to preserve the significance and role in the classical art of full-scale painting.
Key words: art, art history, digital technology painting, architecture, architectural design.
Проблемы влияния компьютерных технологий на натурную живопись рассматриваются в научном сообществе в различных аспектах. К примеру, данное влияние -это часть процессов конвергенции в искусстве современного общества [1]. Конвергенция (от лат. convergo - «сближаю») - процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромиссов [2]. Конвергенция цифровых технологий в живописных произведениях - это атрибут современного искусства. Динамично развивающееся информационное общество создает новые стандарты красоты и мировосприятия в изобразительном искусстве. Традиционные средства живописи, образы вытесняются цифровыми приемами. О такой тенденции, по мнению Л. Мановича, можно говорить уже с 60-х годов 20 века [1]. Более того, он отмечает начало концептуального кризиса в искусстве и указывает на зарождение пост-медийной эстетики [1]. Следует согласиться с автором в том, что подобные тенденции проявляются в современном информационном обществе, что цифровые технологии открывают новый этап эволюции искусства. Культурный объект рассматривается как упорядоченная система данных, структурирующая эстетический опыт пользователя. Понимание оригинальности и подлинности произведения изобразительного искусства несколько изменилось под влиянием цифровых технологий, так как копия и подлинник в цифровом смысле тождественны. Цифровые технологии стали частью сферы искусства - это современная реальность. Внимая данной
объективной ситуации, необходимо отыскать некий баланс в процессах конвергенции цифровых технологий и искусства, найти «золотую середину» в целях сохранения доминирующего эстетического начала в искусстве, принадлежащего, несомненно, классической натурной живописи.
Цифровая живопись, как станковое произведение, а тем более как монументальное, является продуктом преобразования натурной живописи, которое широко используется в проектной деятельности. Цифровая живопись (Digital Painting) - создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника [3]. Можно привести ряд примеров, где архитектор с помощью так называемой «суперграфики» или 3D-живописи изменяет пространства интерьера, раздвигает стены, поднимает потолки, создает ниши или арки.
Так же свободно художник-архитектор при создании интерьеров и экстерьеров зданий использует художественные живописные приемы. Современная 3D-живопись украшает фасады зданий и их внутренние пространства иллюзиями водопадов, прекрасных парков, видами итальянских улочек и балконов - все, что позволяет воображение и желания заказчика. При создании проекта можно использовать живописные станковые картины, написанные с натуры, насыщенные не только реалистическим изображением вида ландшафта, но и эмоциональном восприятием и переживаниями художника. Цифровые приемы, используемые лишь как инструмент в реализации художественного замысла, позволяют сохранить значимость и классическую роль в изобразительном искусстве натурной живописи. В проектной деятельности, на наш взгляд, значение натурной живописи трудно переоценить. Станковая живопись - это род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте). Станковая живопись - один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями [4]. Такие станковые живописные произведения могут не только стать частью архитектурного пространства, но и при помощи программы 3D MAX трансформированы в визуализации как часть реального ландшафта или городской среды. Сегодня электронные технологии, как единый общий инструмент архитектора и художника, еще больше связывают архитектуру и живопись как дополняющие друг друга, технологии и эмоции, конструктивные достижения и чувства человека. В основе этих электронных технологий находится натурная живопись как непосредственное реальное восприятие картины мира, передающее весь комплекс чувств художника его мировосприятия, этнических, индивидуальных, культурных и религиозных переживаний. Такой симбиоз 3D-технологий в архитектуре и живописи находится на стадии взаимного дополнения и развития. Именно такова положительная сторона процесса конвергенции цифровых технологий и изобразительного искусства. При этом не должно происходить поглощения цифровыми технологиями «живой» классической живописи.
Интересно рассмотреть вопрос, есть ли обратная связь в процессе влияния друг на друга цифровой живописи, монументально-декоративной живописи 3D на натурную живопись? Под понятием «натурная живопись» мы представляем живописные полотна, написанные масляными, акварельными, темперными или акриловыми красками в помещении или на пленэре с натуры, так называемые этюды, а живописные
этюды, в свою очередь, это краткосрочный цветовой и композиционный набросок цветом с натуры.
Влияют ли электронные технологии на методы и приемы создания живописных работ с натуры с помощью, которой художник познает мир, на его творческое мировосприятия и передачу изображаемого? Несомненно, в этом случае происходит обогащение как инструментария художника при создании художественного образа, так и расширение граней мировосприятия действительности.
Здесь можно вспомнить, как аналог, проводимые в академических художественных школах практики копирования картин великих мастеров живописи, целью которых является изучение приемов и методов написания картин, для того чтобы художник мог их переосмыслить и использовать в своем творческом процессе. Навыки, приемы, методы, технологии, перенимаются и переосмысливаются, нарабатываются художником в процессе художественного творчества, становятся личностными художественными приемами. Точно так же, по приведенной аналогии, художник, который в своем творческом процессе создания художественного произведения применяет новые электронные технологии, накапливает опыт применения новых художественных приемов. С помощью современных графических пакетов компьютерной техники художник нарабатывает технические приемы, которые открывают ему возможность изображать новыми средствами окружающий нас мир, дают художнику возможность увидеть этот мир по-новому. Выходя на пленэр за поиском новых сюжетов, работая над натюрмортом или портретом с натуры, художник ищет новые впечатления, все то, что передает его индивидуальность восприятия, питает его творчество.
Изучение художественной техники других мастеров через копийную практику, использование их при создании своих произведений - это аналогичный путь через который происходит влияние приемов электронных технологий на работу художника с натуры. Эти приемы делают произведение художника более современным, интересным, позволяют, по-новому, взглянуть на традиционные темы и их художественную ценность. Работая с натуры, живописец может подразумевать или имитировать электронные техники, которые влияют на чувственно-образную составляющую произведения. Имитация электронных технологий при работе с натуры открывают новые возможности для живописца и позволяют, работая над передачей изображаемого, создавать новую свою эстетику. Именно использование, как одного из инструментов, цифровых технологий позволит сохранить в рамках новой эстетики традиционные основы живописного искусства. Ведь в этом случае речь не идет о подмене натурной живописи цифровой.
С развитием компьютерной техники живопись расширяет свои возможности, приобретает новые качества, связывая электронные технологии с законами живописи реалистической школы. Знание новых технологий в живописи от фотореализма до цифровой живописи и живописи Эй-арт при работе с натуры в реалистическом направлении дает возможность художнику получать новые качества художественного изображения.
Фотореалистичная живопись невозможна без фотографии, а натурная живопись в стиле фотореализма, используя прием замороженного во времени движения скрупулёзно прописанное художником во всех деталях, может являться художественным
приемом работы с натуры. Именно в данном направлении живописи реализуется положительная тенденция процесса конвергенции живописи и цифровых приемов. Художники-фотореалисты собирают свои образы и информацию при помощи камеры и фотографии, а современный художник может имитировать эту технологию, используя уже наработанный стиль и технологию работы с применением фотографии при этом, не являясь фотореалистом. Художник - живописец или монументалист, широко применяющий в своем творчестве электронные технологии Эй, знакомый с современными программами Эй МАХ, У-Рау и т. д., может применять имитацию этих технологий, работая с натуры. Наработанные художественные приемы при выполнении эскизов трансформации натурной живописи в живопись декоративную также могут использоваться художником при работе с натуры. Вариативность и быстрота поиска композиции, новые цветовые решения, новые формы и направления цветового мазка, решение новых пространственных и смысловых задач в целом - это влияния современных компьютерных технологий на развитие натурной живописи. Таким образом, в современном искусстве сегодня существует два основных вида живописи: классическая и цифровая. Сформированные стилевые и эстетические принципы цифровой живописи всё же несколько другие нежели в живописи классической.
В целом, влияние художественных приемов электронных технологий цифровой живописи на натурную живопись имеет положительный эффект в сотрудничестве художника с архитектором при работе над архитектурными объектами при создании декоративной и монументальной живописи Эй, а также станковых картин.
Таким образом, мы видим положительные аспекты в процессе конвергенции, а именно: взаимовлияние, взаимообогащение, дополнение друг друга современной живописи с использованием электронных технологий компьютерной техники и современной натурной живописи. Такое взаимовлияние дает толчок к развитию натурной живописи, выводит ее на новый уровень не только как имитацию новых технических приемов, но и на новый художественно-эстетический уровень живописи. Идет процесс развития новой эстетики - сочетание эстетики цифровой живописи и «живого» мазка краски кистью художника непосредственно с натуры. Прямое созерцания художником видимого, его восприятие непосредственно в сочетании с имитациями художественных приемов при помощи электронных технологий в сочетании с передачей душевных переживаний через руку живописца - вот то существенное, то новое в искусстве натурной живописи. С совершенствованием компьютерных технологий будет закономерно совершенствоваться техническая сторона создания художником образов натурной живописи, эти технологии будут влиять на развитие новой художественной эстетики, но, вместе с этим, роль живописи с натуры как носителя духовности человеческого общества не девальвируется.
Влияние компьютерных технологий и преобразований цветографической продукции на натурную живопись рассматривается нами как положительный процесс в рамках указанной конвергенции в информационном обществе - происходит совершенствование творческого процесса работы художника с натуры.
Список литературы:
1. Соловьев А.В. Новая эстетика информационной эпохи: искусство как база данных // Научные ведомости. - №8. - 2009.
2. Конвергенция. Википедия. - URL: Ьйр://ги^1к1ре01а.огд/Конвергенция.
3. Цифровая живопись. Википедия. - URL: ги^1к1ре01а.огд^1к1/Цифровая_живопись
4. Станковая живопись. Википедия. - URL: ги^1к1ре01а.огд^1к1/Станковая_живопись
List of references:
1. Soloviev A.V. The new aesthetic of the information age: the art as a database // Scientific Statement number. - N8. - 2009.
2. Wikipedia. - URL: http://ru.wikipedia.org/Convergence
3. Wikipedia. - URL: ru.wikipedia.org/wiki/digital_painting
4. Wikipedia. - URL: ru.wikipedia.org/wiki/easel_painting