Научная статья на тему 'Живопись как форма динамической медитации в чань-буддизме'

Живопись как форма динамической медитации в чань-буддизме Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАНЬ / CHAN / ДЗЕН / ZEN / БУДДИЗМ / BUDDHISM / КИТАЙ / CHINA / ЯПОНИЯ / JAPON / БОДХИДХАРМА / BODHIDHARMA / МЕДИТАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИТАЦИЯ / MEDITATION / MEDITATION СULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Березина Владислава Александровна

Статья посвящена влиянию Чань и Дзен-буддизма на духовную культуру Китая и Японии. На примере развития живописного образа первого чаньского Патриарха - Бодхидхармы исследуется иконоборческое отношение адептов дзен к сакральному. В данной работе прослеживается, как в Дзен-буддизме идет постепенное развоплощение образа от предмета к знаку, как разрушаются стереотипы и каноны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Painting as a form of dynamic meditation in Ch’an Buddhism

The article discusses the issue of the influence of Сhan and Zen on the spiritual Chinese and Japanese culture. The evolution of images of the first Chan patriarch Bodhidharma illustrates an iconoclastic attitude of Zen towards the sacred. The study demonstrates Zen-buddhism gradation from an object to a symbol and the canon and the stereotypes destruction.

Текст научной работы на тему «Живопись как форма динамической медитации в чань-буддизме»

ББК 86.35-5 УДК 244.82+75.046

В.А. Березина Живопись

как форма динамической медитации

в Чань-буддизме

Статья посвящена влиянию Чань и Дзен-буддизма на духовную культуру Китая и Японии. На примере развития живописного образа первого чаньского Патриарха - Бодхидхармы исследуется иконоборческое отношение адептов дзен к сакральному. В данной работе прослеживается, как в Дзен-буддизме идет постепенное развоплощение образа от предмета к знаку, как разрушаются стереотипы и каноны.

Ключевые слова: чань, дзен, буддизм, Китай, Япония, Бодхидхарма, медитативная культура, медитация.

Чань-буддизм - одна из значительнейших школ буддизма, зародившаяся в Китае и оказавшая большое влияние на культуру и искусство Китая и Японии.

Чань - сокращение от чаньна (санскритское дхьяна) - созерцание, медитация. Чань является наиболее китаизированной школой дальневосточного буддизма. Школа Чань многое взяла из традиционной китайской культуры. К примеру, различные психологические тренировки по упорядочиванию психики были известны в даосизме еще до зарождения Чань. Связь с китайской культурой помогла укорениться Чань-буддизму, и к середине Х-Х1 вв. Чань превращается в одну из ведущих школ Китая, а в XII в. проникает в Японию и закрепляется там в форме Дзен-буддизма (Дзен -японское название Чань). Появление Чань-буддизма связывают с именем Бодхидхармы - буддийского учителя из южной Индии, который в VI в. прибывает в Китай. По преданию, он сформулировал четыре основных принципа Чань-буддизма, предписывающие передавать традиции «вне учения/вне наставлений», «не опираться на слова и письменные знаки», «указывать непосредственно на сознание», «выявляя собственную природу, становиться Буддой»1. В VII в. происходит разделение школы Чань на «южную»

© Березина В.А., 2018

1 Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 6 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2006-2010. Т. 1: Философия. 2006. С. 156-157.

и «северную». Динамическая медитация появляется в южной школе (ок. VII в.) и является воплощением идеи о «внезапном просветлении». Становление южной школы связывают с именем Хуэй-нена, который стал впоследствии VI патриархом Чань в Китае.

Возникновение динамических принципов медитации в Чань канонически связывается с именем его основателя - Бодхидхармы. По одной из версий, как писал Н.В. Абаев, Бодхидхарма, пребывая в монастыре Шаолинь, заметил, что статическая медитация не плодотворна для монахов. Ученики нередко впадали в состояние транса, которое только мешало пробуждению «истинного знания», некоторые даже засыпали, так как их темпераменту не было свойственно длительное отсутствие движения2. Бодхидхарма ввел в обязательный курс практических занятий шаолиньских монахов активно-динамические формы психофизической подготовки, которые и должны были дополнять традиционные буддийские методы. Таким образом, важной частью подготовки монахов является совершение неких динамических действий, которые тренируют ум. Обычные, повседневные дела, совершаемые монахами в состоянии медитации, способствуют достижению просветления. Среди динамических способов медитации стоит отметить и занятия различными видами искусств (боевые искусства, искусство создания сада, живопись, стрельба из лука и т. д.).

Ум монахов должен был постоянно находиться в бодрствующем состоянии, разрушение привычек ума происходило и при помощи физических упражнений, и при помощи интеллектуального шока. Помимо различных искусств, это могли быть физические действия учителя, такие как удар палкой или словесные парадоксы - коа-ны (коан - вопрос, задача, задаваемая ученику учителем, которую невозможно решить логически, ученик способен дать ответ в состоянии просветления). Элемент неожиданности приводил застоявшийся ум в движение, от чего и могло возникнуть состояние, близкое к просветлению. В истории сохранились факты, которые на взгляд обывателя могли бы показаться полным безумием - разрывание сутр и сожжение статуй Будды монахами. Это являлось, хотя и в крайнем проявлении, но, по сути, действием, направленным не на отрицание доктрины и ритуалов, а на их преображение. С помощью подобных действий монахи преодолевали формальную сторону, которая сама по себе не могла быть полезной на Пути, и выявляли истинное понимание вещей. Такой необычный способ помогал переосмысливать и сам ритуал, не давая ему превратиться в пустой набор знаков и символов, не несущих никакого смысла. Подобная система алогичных действий и импровизаций служила одному - раскрытию природы Будды в уме практикующего.

Одним из первых западных ученых, кто начал писать о Дзен-буд-дизме, был Генрих Дюмулен. Это первая попытка исторического исследования Дзен, но он подходил к исследованию как историк и ему не удалось передать всю глубину Дзен3. Это удается Д.Т. Суд-зуки, который интерпретировал Дзен и раскрыл его сущность для европейцев4. Одним из первых европейских исследователей, кто начал писать о динамической специфике Дзен, был Ойген Херри-

2 Абаев Н.В. Чань-буддизм и шаолиньская школа у-шу // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока / отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1990.

С. 151.

3 Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай / пер. с англ. А.М. Кабанова. СПб.: Орис, Яна-принт, 1994. 336 с.; Он же. История дзэн-буддизма / пер. с англ. Ю.В. Бондарева. М.: Центрполиграф, 2003. 317 с.; и др.

4 Судзуки Д.Т Лекции по Дзэн-буддизму. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. 112 с.; Он же. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб.: Триада, 2004. 272 с.; и др.

гель, который написал книгу «Дзен в искусстве стрельбы из лука», где на собственном примере описал познание одного из видов динамической медитации. Российские исследователи долгое время не занимались изучением Дзен-буддизма, только в конце ХХ века у исследователей возник интерес к этой школе буддизма. Изучением специфики динамической медитации занимались ученые различных специализаций: философы, психологи, искусствоведы, историки, культурологи. Стоит отметить сборник исследований под редакцией Н.В. Абаева «Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока», где ставится проблема возникновения активно-динамических методов психофизической подготовки в практике монахов, а также рассматривается, как это использовалось в боевых искусствах5. Г.С. Померанц, говоря о Дзен, отмечает важность использования практики парадоксальных высказываний и коанов6. В.В. Осенмук в работе «Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII вв.) в Китае» рассматривает чань-буддийскую живопись как один из методов динамической медитации7. Эстетическим аспектам дзенского сада, поэзии и живописи посвящены ряд статей Е.Е. Малининой, Н.А. Субангуловой, Н.П. Коноваловой8.

Учение Чань выражается не столько в канонических текстах, сколько посредством чайной церемонии, через создание и поддержание дзенского сада, также выражается в поэзии, коанах и в живописи.

Одним из интереснейших видов динамической медитации является создание живописных свитков. В создании живописного произведения для монаха наиболее важным является именно сам процесс. Живопись создавалась в особом медитативном состоянии. Человек, рисующий кистью в состоянии сосредоточенного, натренированного ума, в живописном свитке соединял элемент заданности и случайности. Этот зазор между знанием канонов и полной свободой действий можно особенно ярко проследить на примере постепенно сложившейся традиции создания портретов основателя этого направления - Бодхидхармы.

Появление живописных портретов учителей Чань связано со становлением в XIII в. школы чань-буддийской живописи, в которой присутствовали все мотивы, уже существовавшие к этому времени в классической академической живописи. Однако формирование нового иконографического типа - «портрета коренного Учителя», парадоксальным образом каждый раз разрушающего иконографические принципы - явление, заслуживающее особого внимания.

Любой образ, будь то Будда, монах или патриарх, изображается чаньскими монахами достаточно своеобразно, образы не идеализированные, а максимально человечные, подчеркиваются характерные черты индивидуальности изображаемой личности. Чтобы понять чаньское отношение к сакральному образу, стоит рассмотреть свиток Лян Кая «Шакьямуни, спускающийся с горы». Здесь есть элементы иконографии Будды Шакьямуни - длинные мочки ушей выдают Будду, однако складывается ощущение возвращения

Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока / отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1990. 216 с. Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/ read/pomerants_grigoriy/ velikie_religii_mira. html#0 (дата обращения: 30.03.2018). Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII вв.) в Китае. М.: Смысл, 2001. 380 с. Субангулова Н.А., Коновалова Н.П. Сакральное в эстетических практиках дзен // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 3. С. 297-304; Малини-на Е.Е. Сюжеты и мотивы дзэнской живописи // Вестник НГУ Сер.: История, филология. 2002. Т. 1. Вып. 2: Востоковедение. С. 44-57; и др.

5

6

7

8

назад, будто бы не было этих веков, за которые сложилась иконография Будды, и Шакьямуни у Лян Кая представлен живым человеком, переживающим духовный опыт здесь и сейчас.

Первые портреты Бодхидхармы - это изображение Учителя с портретными чертами (узнаваемые черты индийца), наполненные духовной мощью и внутренним сосредоточением. Му Ци изображает человека в состоянии напряженной духовной работы, суровое лицо дано лишь несколькими уверенными линиями, которые создают узнаваемый и характерный образ. Изображенный Учитель производит впечатление сильного духом просветленного человека. В ранних портретах Бодхидхармы видно стремление живописцев передать очень человечный образ, изображенный показан не как идеальное божество, а как простой человек, который в своей жизни перенес множество тягот и невзгод, но силой духа достиг просветления и стал основателем новой школы в Китае. Подобная живопись передает встречу человека с человеком, здесь происходит непосредственная передача от учителя к ученику. В дальнейшей изобразительной традиции выразительные черты практически превращаются в гротеск (дзенский монах Хакуин создает мощный и очень выразительный образ, но в нем сложно узреть почтительное отношение к изображаемому Первопатриарху. В своих работах Хакуин выражает истинный дух Дзен-буддизма, который не приемлет формальности. Хакуин поступает как иконоборец, показывая основателя учения в комичном виде, он возвращается к истокам и показывает, что само учение важнее изображения, сакральный образ не отрицается полностью, а требует каждый раз своего ре-создания. Копийность, повторение в данном виде искусства невозможны в принципе). В дальнейшем изображения Бодхидхармы доходят практически до знака, иероглифа (Джуин Онко «Сидящий Бодхидхарма», работа Сохан Гемпо «Сидящий Бодхидхарма»), тем самым подтверждая наглядно идею срединного пути и мимолетного состояния между иконографией и ее нарушением, между наивысшим сосредоточением и расслабленностью, между динамикой и статикой, между Пустотой и Формой.

«Портреты первопатриарха» - название весьма условное, к этому жанру мы можем отнести и изображение сюжетов из его жизни - например, переплывание реки Янцзы на тростнике. К типичным портретам можно отнести оплечные изображения с выразительными чертами лица, а также изображения Бодхидхармы со спины. Все изображения выполнены свободными размашистыми мазками, что подчеркивает динамизм изображения и состояние «здесь и сейчас».

Таким образом, живописная динамическая медитация одновременно была и техникой для духовного самораскрытия и самим духовным самораскрытием. Создание живописного произведения в Чань не требовало большого количества времени, живопись, исполненная иллюзорности, являлась мгновенным актом, как и само просветление.

Чаньский художник творил спонтанно, почти не ориентируясь на зрительское восприятие. На живописных свитках, в том числе

на изображениях Бодхидхармы, мы видим и сам процесс создания изображения, и то состояние мира, которое не воплощается в видимых формах. Здесь оно проявляется, фиксируется живописной пустотой, незаполненным пространством свитка и является его важным элементом. Мир внешних форм лишь подчеркивает пустотную природу человеческого сознания, а образ изображенного мира - это образ мышления человека. Изображенное на свитке в процессе медитации преобразовывалось, теряло свое значение для мастера, становилось для него лишь внешним, превращалось в знак. И с этого момента начинался новый процесс - процесс созерцания этого произведения «зрителем», - медитация, нацеленная на постижение того, что стоит за каждым чаньским свитком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.