ЖИВАЯ РОССИЯ
С Богом! Помолившись и осенив себя крестным знамением, около 20 тыс. верующих отправились на реку Великую в крестный ход, который ежегодно проходит в Кировской области с 3 по 8 июня. Великорецкий крестный ход стал хорошей традицией православной Вятки и верующих из многих регионов страны -Москвы, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода, Перми, Омска, Казани, Ростова-на-Дону, Рязани, Сыктывкара и других. В нынешнем году в 625-й раз отправились паломники в нелегкий путь на место явления чудотворного образа святителя Николая.
Любовь АНИСИМОВА,
фото автора
Крестный ход в Вятской губернии
Чудеса, которые были
1383 год считают датой обретения иконы чудотворца Николая на берегу реки Великой, неподалеку от села Великорецкого Вятской губернии. В «Кратком историческом сказании о чудотворной Великорец-кой иконе святителя Николая» говорится: «...Божиим промышлением некоторый благоговейный муж из ближайшего к тому месту селения, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет как бы от множества горящих свечей... почувствовал
непреодолимое желание подойти к тому месту и... увидел там у небольшого источника образ святителя Николая».
Как свидетельствуют различные предания прошлых лет, первое чудо от образа Николая произошло там же, в деревне, когда, приложившись к найденной иконе, исцелился крестьянин, который не мог ходить. И таких чудес за последующие столетия произошло множество. Люди излечивались от расслабления в руках, ногах и во всем теле, головной боли, немоты, слепоты, беснования, корчи, икоты и других болезней.
Духовенство, узнав о чудесных свойствах обретенного образа, решило перевезти икону в город Хлынов, столицу Вятского края. Когда священники пришли в специально выстроенную на берегу реки часовню, чтобы забрать икону, то не смогли сдвинуть ее с места. И только когда был дан обет ежегодно возвращать образ к месту его славного явления, икону удалось поднять и перевезти в Хлынов, в храм во имя блаженного Прокопия Устюжского. Слух о чудодейственной силе вятской святыни дошел до Москвы. Икону дважды — в 1554 и в 1614 годах —
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №07 (75) 2008
Раннее утро, Свято-Серафимовский собор
г. Кирова
привозили в столицу; в первый раз, — по указу царя Ивана Грозного, во второй раз, — по распоряжению государя Михаила Федоровича, дабы утешить православных, тяжело переживавших последствия Великой Смуты.
Данный обет — возвращать икону на место явления — церковь выполняла беспрекословно, за исключением тех лет, когда случались на то государственные или церковные же запреты. Последний исходил от коммунистического руководства нашей страны, когда Великорецкий крестный ход закрыли, а верующие подверглись всяческим гонениям. Кстати, именно в советские времена (в конце 20-х годов) икона была безвозвратно утрачена. Последним местом ее хранения считается взорванный в 1935 году Троицкий кафедральный собор, где она находилась около 200 лет. Но и в годы
Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф кропит верующих святой водой
Великорецкое раздолье
всеобщего атеизма паломники тайно отправлялись на реку Великую, чтобы, преодолев милицейские кордоны, леса и топи, принести на своей груди иконки Николая Чудотворца к месту обретения образа святителя.
Чудеса, которые есть
С самого рассвета 3 июня собираются верующие к Свято-Серафимовскому собору г. Кирова, где сейчас хранится старый список с чудотворного образа святителя Николая. Именно эту икону носят теперь паломники на Великую-реку. Большинство верующих преодолевают этот путь (туда и обратно 180 км) самостоятельно, с недолгими остановками на отдых и ночлегами под открытым небом, усердно молясь и не ропща на скромную пищу в пути и другие лишения.
Подвигом называет церковь участие верующих в Великорецком крестном ходе — и для современных, вечно занятых и избалованных цивилизацией людей это действительно так. Даже для того, чтобы собраться в шестидневный поход, от человека уже требуется целеустремленность и крепкая вера в Бога.
Сюда идут «за здоровьем», «чтобы укрепить силы физические и духовные», «за семейным благополучием», «чтобы дети росли умными и крепкими», «чтобы родственника от пагубной привычки пьянства отвратить» — у каждого человека своя просьба к чудотворцу. И повторяют люди во время Божественной литургии на берегу реки заветные слова: «Отче наш! Иже еси на небе-сех...». А потом, трижды окунувшись в купели, берут из родника с собой в обратный путь освященной водицы.
За 625 лет своего существования путь Великорецкого крестного хода короче не стал: километры и обряды те же. А вот в бытовом плане идти стало проще. Начиная
с 1989 года, когда был официально возобновлен Великорецкий крестный ход, местные власти стали помогать верующим в его организации и проведении. В нынешнем году, например, местность на всем протяжении его следования была обработана проти-воклещевыми средствами, желающих подвозили к святым местам на автобусах. Были задействованы военные, которые обеспечивали паломников во время стоянок горячей пищей — супом или кашей и кипятком. Солдаты на местах ночлега оборудовали для верующих палаточные лагеря.
Правда, иностранцы, которые также регулярно отправляются в Великорецкий крестный ход, недоумевают: почему русские ходят по этому пути более шести сотен лет, а подумать о благоустройстве и сервисе до сих пор не сподобились. Мол, за границей уже давно по обочинам шоссе (сейчас путь, по которому следуют паломники, полностью заасфальтирован) стояли бы многочисленные бистро и гостиницы...
Для русских же паломников главное не «удобства», а то, что возрождается село Ве-ликорецкое, его храмы и существует Великорецкий крестный ход. Кроме того, руководство области обещает восстановить церкви и в нескольких деревнях по пути следования паломников. Такое заявление сделал в этом году кировский губернатор Николай Шакпеин. Это значит, у вековой традиции есть будущее!
Есть будущее. Как у юного паломника Ильи, который пришел на святое место вместе со своими родителями, сестрой и братом. И есть прошлое. Как у бабушки Фаины, которой 90 лет, и она уже точно не помнит, сколько раз бывала здесь после своего первого Великорецкого подвига в далеком 1955 году. Традиция будет жива, пока жива вера, ради которой можно совершить небольшой подвиг... хотя бы раз в году. Ц