Научная статья на тему 'Житие священномученика Антония Панкеева'

Житие священномученика Антония Панкеева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОХОДНЫЙ ХРАМ / ОКОРМЛЕНИЕ ВОИНОВ / CARE OF SOLDIERS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / STATE POWER / АРЕСТ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ / ARREST OF PRIESTS / СОЛОВЕЦКИЙ КОНЦЛАГЕРЬ / THE SOLOVETSKY CONCENTRATION CAMP / БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ТЮРЬМА / BLAGOVESHCHENSKAYA PRISON / РАССТРЕЛ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ / MARCHING CHURCH / EXECUTION OF PRIESTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горобец Никита Владимирович, Капинос Роман Валерьевич

В данной статье на примере жизни и служения епископа белгородского Антония (Панкеева) рассматривается гонение советской власти на Русскую православную церковь после революции 1917 года. Особый акцент в статье делается на определении фактов личной святости владыки Антония. В статье описан жизненный путь сына сельского священника, впоследствии ставшего епископом Белгородским, дается неприглядная картина разграблений, осквернений, разрушений храмов белгородской епархии, ареста, ссылки и расстрела священнослужителя по ложным обвинениям органов Советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The life of St. Anthony Pankeev

In the article persecution of Soviet power against the Russian Orthodox Church after the 1917 revolution is shown on the example of the life and ministry of the Bishop of Belgorod Anthony (Pankeev). A special emphasis in the article is done on the determination of the personal sanctity of Bishop Anthony. The article describes the life of a village priest who later became a Bishop of Belgorod, shows an unattractive picture of plundering, desecration, destruction of churches of the Belgorod diocese, arrests, exiles and execution of clergyman on false accusations of services of Soviet government.

Текст научной работы на тему «Житие священномученика Антония Панкеева»

детской партии по примеру Фабианского общества, особого отделения Петербургского философского общества, создавшей Союз духовной революции, на заседаниях которого обсуждали совесть и религиозный смысл, необходимых для революции. Но было уже поздно, революционные события невозможно было остановить.

Библиография

1. Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. - М.: Мысль, 1993. - 237 с.

2. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / H.A. Бердяев. - М.: Мысль, 1989. - 310 с.

3. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. / сост. и примеч. P.A. Гальцевой [Текст] / H.A. Бердяев. - М.: Искусство, 1994.-с.

4. Зеньковский, В.В. Собрание сочинений в 2-х кн. [Текст] / В.В. Зеньковский. -М.: Русский путь, 2008. - 448 с.

5. Кошарный, В.П. Февральская революция 1917 г. в религиозно-философской публицистике (философско-социологический анализ) / В.П. Кошар-ный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 32-39.

6. Муравьев, В.Н. Русский революционный мессианизм [Электронный ресурс] / В.Н. Муравьев // Русская свобода. - 1917. - № 1. - С. 21-22. -Р

е 7. Струве, П.Б. Иллюзии русских социалистов / П.Б. Струве // Русская

жзобода. - 1917. - № 7. - С. 4. - Режим доступа: http:// и

м 8. Струве, П. Наша задача / П. Струве // Русская свобода. - 1917. -

№ 1. - С. 3-5. - Режим доступа: http://

д

о 9. Федоров, В.А. История России 1861-1917 / В.А. Федоров. - М.:

Высш. шк., 2000. - 384 с.

т 10. Франк, С. Л. Демократия на распутье / С.Л. Франк // Русская

увобода. - 1917. - № 1. - С. 16. - Режим доступа: http:// п а

УДК 27-75

Горобец Никита Владимирович, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород nikita-gorobec@mail.ru

Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, наставник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Житие священномученика Антония Панкеева

Аннотация: В данной статье на примере жизни и служения епископа белгородского Антония (Панкеева) рассматривается гонение советской власти на Русскую православную церковь после революции 1917 года. Особый акцент в статье делается на определении фактов личной святости владыки Антония. В статье описан жизненный путь сына сельского священника, впоследствии ставшего епископом Белгородским, дается неприглядная картина разграблений, осквернений, разрушений храмов белгородской епархии, ареста, ссылки и расстрела священнослужителя по ложным обвинениям органов Советской власти.

Ключевые слова: походный храм;окормление воинов; государственная власть; арест священнослужителей; Соловецкий концлагерь; Благовещенская тюрьма; расстрел священнослужителей.

Gorobets Nikita V., student of the

Belgorod Orthodox Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod nikita-gorobec@mail.ru

Kapinos Roman V.

PhD in economic sciences, researcher, mentor of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod rkapinos@yandex.ru

The life of St. Anthony Pankeev

Abstract: In the article persecution of Soviet power against the Russian Orthodox Church after the 1917 revolution is shown on the example of the life and ministry of the Bishop of Belgorod Anthony (Pankeev). A special emphasis in the article is done on the determination of the personal sanctity of Bishop Anthony. The article describes the life of a village priest who later became a Bishop of Belgorod, shows an unattractive picture of plundering, desecration, destruction of churches of the Belgorod diocese, arrests, exiles and execution of clergyman on false accusations of services of Soviet government.

Keywords: marching Church; care of soldiers; state power; arrest of priests; the Solovetsky concentration camp; Blagoveshchenskaya prison; execution of priests.

Священномученик Антоний (в миру Василий Александрович Пан-кеев) родился 1 января 1892 года в селе Cадовом Херсонеского уезда Херсонской губернии [1-3, 5].

Антоний появился на свет Божий в благочестивой семье священника, приучившего его с детства к христианскому укладу жизни и заложившего в нем навыки к церковному Богослужению.

Антоний был крещен с именем Василий. С детства он готовился стать священником, познавал любовь христианской веры, участвовал в таинствах исповеди и святого причащения, перед принятием которого он слышал с амвона слова священника: «Святая святым». Тогда еще отрок Василий не понимал, что эти слова станут пророческими, и он примет венец святого мученичества.

Василий рос добрым ребенком, как и все дети, учился в школе, обучался Закону Божьему, русскому языку и математике, общался с одноклассниками, помогал родителям в домашних делах. Когда пришло время окончить школу, Василий, получив родительское благословение, возмечтал стать священником и направил свои стопы в Одесскую духовную семинарию.

В семинарии его ждали новые учебники и книги, уже более глубокого духовного, христианского содержания, нежели в обычной сельской школе.

В ходе семинарской учебы он с должным усердием исполнял все послушания: пение и чтение во время Богослужения, пономарское служение, а также дежурства по наведению чистоты в классе, помощь поварам в кухне и другие хозяйственные работы.

Приобретя важный духовный опыт в общении с одноклассниками, стяжав смирение и трудолюбие, изучив основные богословские науки, Василий закончил семинарию ипоступил на учебу в Киевскую духовную академию.

Изучение Святых отцов, их духовных подвигов, стяжания ими высших духовных добродетелей, побудили в Василии размышления о монашеской жизни.

По промыслу Божию он получает перевод в Петроградскую духовную академию, где вскоре над ним был совершен иноческий постриг с именем Антоний.

После пострига отец-ректор произнес такие слова: «Детки мои! Узкий и скорбный путь предстоит вам для новой жизни. Всегда помните, что жизнь инока есть непрестанный подвиг, постоянная борьба, крест и самопожертвование» [2]. Через неделю Антония рукоположили в иеродьякона и направили служить на фронт. На фронте в тяжелых условиях Антоний окормлял раненых и больных воинов. Местом проведения богослужений служил походный храм.

По воле Божией молодой иеродиакон Антоний был дан этим людям для их утешения. Он был призван Богом стать молитвенником за их души, просителем пред Творцом о врачевании их телесных и душевных ран. Антонию было доверено окормление воинов в трудный, но возможно спасительный период их жизни. Ведь в болезни человек начинает задумываться о смысле жизни, размышляет о своих плохих и добрых делах, Божиим промыслом ему открывается истинный смысл жизни. Служение иеродиакона Антония для болящих воинов было призывом от Самого Господа - к покаянию, началу новой, светлой духовной жизни во Христе Иисусе.

В мае 1915 года в храме Рождества пресвятой Богородицы при Васи-леостровском городском начальном училище Петрограда Антоний был удостоен сана иеромонаха [1-2]. Теперь Антоний служил настоятелем походного храма и мог сам совершать таинства исповеди и причащения Святых Христовых Таин, а также мог соборовать болящих воинов, наставляя их к духовному спасению.

26 января 1917 года Антоний был награжден орденом святой Анны 3-й степени [1-2].

Обучение в академии подходило к концу, и теперь после сложной службы на фронте Антония ждал южный приморский город его юности -Одесса. Именно в этом теплом солнечном городе, на берегу Черного моря церковное начальство увидело в Антонии достойного руководителя и воздвигло его в сан игумена, а поскольку за годы обучения в Духовной академии он получил хорошее богословское образование, то дополнительно его назначили преподавателем Одесской духовной семинарии.

К сожалению, преподавание игумена Антония в семинарии длилось недолго. Начался период правления безбожной власти, и семинарию закрыли.

27 августа 1924 года Патриарх Тихон хиротонисал раба Божьего Антония в епископа Мариупольского, викария Екатеринославской епархии.

После нескольких месяцев служения в Мариупольском викарианстве, епископ Антоний был арестован и сослан новыми властями в Харьков. В 1926 году владыка вновь был арестован и приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь, а затем был отправлен на три года в Енисейск.

После возвращения из ссылки владыка Антоний с прискорбием скажет: «Я перед лагерем не был ни разу допрошен, и о мотивах моей ссылки мне даже не было объявлено» [2].

В 1933 году Атоний прибыл в Москву и был назначен епископом Белгородской епархии.

В это время в России святыни подвергались кощунственным осквернениям, храмы разграблялись, а затем и вовсе закрывались и часто разрушались. Но после пришествия бесстрашного христианского воина епископа Антония богомольцы Белгородчины воспряли духом и вступили в бой за родные святыни, стали отстаивать перед властями возобновление богослужений в закрытых храмах. 23 февраля владыка был арестован, на допросах держался мужественно и на вопросы следователя отвечал четко, без колебаний и изворотов.

1 августа 1935 года НКВД объявило епископу, что следствие закончено. Преступление владыки Антония было запротоколировано следующим образом:

«В целях подрыва экономического роста колхозов, Панкеев давал указания священникам своей епархии под видом усиленной пастырской деятельности среди верующих колхозников проводить контрреволюционную работу, направленную на отрыв колхозников от колхозных работ. Епископ Антоний Панкеев предлагал усилить для этой цели проповеди путем служения молебнов и акафистов по воскресным и праздничным дням, вести проповеди о святости и значении праздничных дней» [2].

Исходя из обвинения, служение молебнов и акафистов, а также почитание православных христианских праздников безбожными властями было приравнено к контрреволюционной работе! При этом подразумевалось, что Церковь призывала людей прекратить то, что заповедал Сам Бог — возделывать землю в поте лица своего.

10 сентября 1935 года Курский областной суд вынес решение арестовать Владыку Антония и сослать в Дальневосточный лагерь заключения.

В 1938 году, во время заключения в лагере, против епископа Антония было начато очередное дело, его обвиняли в том, что он сплотился с другими священнослужителями, отбывающими наказание. Их обвинили в том, что они открыто собирались в палатке и совершали религиозные обряды, пели молитвы. Антонию вменялось также в вину, что он имел переписку с внешним миром и очень часто получал из разных городов Советского Союза крупные посылки, которыми делился с остальными заключенными [3, с. 21].

В начале марта 1938 гола владыка Антоний был перевезен из лагеря заключения в Благовещенскую тюрьму. 17 марта его приговорили к расстрелу. В течение всей весны мученик, заключенный в тюрьму и только иногда слышавший звуки окружающего мира: шум речных вод, пение птиц, держался мужественно, пребывая в постоянной молитве, готовясь к встрече со своим Создателем. 1 июня 1938 года, в первый день лета, епископ Антоний был расстрелян. Смерть он встретил короткой молитвой, успев осенить себя крестным знамением и бесстрашно глядя в глаза своих палачей.

Священномученик Антоний, моли Бога о нас.

Библиография

1. Антоний (Панкеев) [Электронный ресурс] // Древо. Открытая православная энциклопедия: сайт. - URL:http://drevo-info.ru/articles/26149.html (дата обращения 20.09.2017).

2. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомученников и исповедников Российских ХХ века. -Тверь: Издательство «Булат», 2007. - 448 с.

3. Кобец О., протоиерей. Новомученики земли святого Белогорья. -Белгород: Издательский дом Белгородской и Старооскольской епархии, 2003. -36 с.

4. Никулина Е.Н. Агиология / Н.Е. Никулина [Электронный ресурс] -URL: https://religion.wikireading.ru/62031 (дата обращения 20.09.2017).

5. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский [Электронный ресурс] // Соловки энциклопедия. Международный дайджест -проект: сайт. - URL:http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_12.php(дата обращения 20.09.2017).

УДК 27-75

Васильев Павел Андреевич, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород pasha_balt@mail.ru

Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, наставник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.