Научная статья на тему 'Олонецкий период деятельности священомученика Никодима, епископа Белгородского (по материалам церковной периодики)'

Олонецкий период деятельности священомученика Никодима, епископа Белгородского (по материалам церковной периодики) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / MISSIONARY SERVICE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / CHURCH HISTORY / БОГОСЛОВИЕ / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кукушкин Константин

В статье рассматривается важный период жизнедеятельности Никодима, епископа Белгородского, раскрываются основные направления духовного наследия епископа Никодима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Olonets period of activity of Nicodem, Bishop of Belgorod (according to materials of the Church periodicals)

In the article an important period in the life of Nicodemus, Bishop of Belgorod, is examined, as well as the main directions of the spiritual heritage of Bishop Nicodemus are shown.

Текст научной работы на тему «Олонецкий период деятельности священомученика Никодима, епископа Белгородского (по материалам церковной периодики)»

7. Беглов А.В. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. - М., 2008.

8. Ювеналий (Поярков), митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском юбилейном соборе. Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://orthodox.etel.ru/2000/17/uvenal.htm (дата обращения: 2.12.2010).

9. Емельянов Н.Е.Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917—1952 годы). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/code.exe/nmstat4.html?/ans (дата обращения: 2.12.2010).

10. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/2769.html (дата обращения 29.09.2017).

11. Субботин П.Ю. Никодим (Кононов) -священномученик, епископ Белгородский. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.beleparh.ru/index.php/1988-nikodim-kononov-svyashchennomuchenik-episkop-belgorodskij (дата обращения: 2.07.2017).

УДК 27-75

Иерей Константин Кукушкин, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Республики Карелия, г. Петрозаводск kirion-pokrov@yandex.ru

Олонецкий период деятельности священомученика Никодима, епископа Белгородского (по материалам церковной периодики)

Аннотация: в статье рассматривается важный период жизнедеятельности Никодима, епископа Белгородского, раскрываются основные направления духовного наследия епископа Никодима.

Ключевые слова: миссионерское служение; духовность; история Церкви; богословие.

Priest Konstantin Kukushkin, undergraduate of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Republic of Karelia, Petrozavodsk kirion-pokrov@yandex.ru

The Olonets period of activity of Nicodem, Bishop of Belgorod (according to materials of the Church periodicals)

Abstract: In the article an important period in the life of Nicodemus, Bishop of Belgorod, is examined, as well as the main directions of the spiritual heritage of Bishop Nicodemus are shown.

Keywords: missionary service; spirituality; Church history; theology.

Среди числа святых, подвизавшихся на территории Олонецкого края (нынешней Карелии), особо следует отметить личность священномученика Никодима, епископа Белгородского, занимавшего в сане архимандрита должность ректора Олонецкой духовной семинарии в период с 1909 по 1911 годы, который внес значительный и весомый вклад в дело просвещения карельского народа, борьбы с сектантством и развития и укрепления Православия в Карелии в целом.

Несмотря на, казалось бы, краткое пребывание в городе Петрозаводске архимандрита Никодима - всего лишь два года, размах его деятельности впечатляет. И эти качества: умение распоряжаться своим временем, добросовестно относиться к своим обязанностям, всего себя отдавая на служение Церкви, Владыка Никодим пронесет через всю свою жизнь, начиная со студенческой скамьи Архангельской духовной семинарии, закончив которую блестяще, он поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, где напишет свои первые научные очерки по истории Кожеозерского и Михайло-Архан-гельского монастырей [1]. Учеба в Духовной Академии для Владыки Нико-дима, а тогда еще Александра Кононова (прим. - имя Владыки до монашеского пострига), превратится в творческий научный поиск, который станет любимым его занятием и который он будет воплощать в действие на протяжении всей своей жизни.

Еще будучи студентом академии, он пишет и публикует очерки о подвижниках Русского Севера - Александре Ошевенском, Антонии Сийской [2], Соловецкий святых, которые впоследствии будут переизданы в г. Петрозаводске [3].

Стремление посвятить себя церковному служению и науке выразилось в желании студента Александра принять монашеский постриг, который был совершен 10 февраля 1896 г. в стенах духовной академии, с наречением имени Никодим. Академию он заканчивает со степенью кандидата богословия и уже сложившимся и весьма известным церковным ученым и писателем. Далее в жизни о. Никодима следуют различные церковные послушания - должность смотрителя Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, ректора Калужской духовной семинарии, и везде, куда бы его ни определяло Священноначалие, он не оставляет исследовательской работы. 17 марта 1909 г. архимандрит Никодим назначается ректором Олонецкой духовной семинарии, и сведения о нем сразу же появляются на страницах местной церковной печати.

Приехав в Петрозаводск, новый ректор семинарии, хорошо знакомый местному духовенству и населению по ранее изданным в Олонецкой епархии

книгам, сразу же включился в активную просветительскую деятельность. Памятная книжка Олонецкой Губернии за 1910 год перечисляет его многочисленные общественные и церковные должности: действительный член губернского Статистического комитета, член Комитета Петрозаводской общественной библиотеки, член Олонецкого епархиального миссионерского совета, председатель Епархиального училищного совета, председатель Совета попечителей при Иоанно-Богословской Церкви Олонецкой семинарии, член Совета Православного карельского братства, член Совета Православного братства при церкви Олонецкой гимназии [4, с.21,79,81,82,84,100,107,109]. О еще одной его должности упоминается в «Олонецких епархиальных ведомостях» за 1909 год, которые повествуют: об утверждении Святейшим Синодом редактором неофициального отдела «Олонецких епархиальных ведомостей» ректора Олонецкой духовной семинарии архимандрита Никодима, которое состоялось по ходатайству и представлению епископа Олонецкого Никанора от 10 сентября 1909 г. за № 4412 [5], который очень часто будет называть архимандрита Никодима «своим добрым и мудрым помощником», а обращаясь с речью к семинаристам по случаю храмового праздника в семинарии, скажет, что в «усовершенствовании в отношении Православной Церковности ученики имеют теперь примерного руководителя в этом - о. Ректора семинарии архимандрита Никодима» [6, с.593]. Такая справедливая оценка новому ректору будет дана Олонецким епископом всего лишь спустя 2 месяца с момента приезда последнего в город Петрозаводск.

Отец Никодим сразу же включился в просветительскую и противосек-тантскую деятельность на территории Олонецкого края, и это видно из содержания его лекций и публикаций, многие из которых нашли свое отражение на страницах местной церковной периодики, в частности, на страницах «Олонецких епархиальных ведомостей». В период с 1909 по 1911 (годы пребывания архимандрита Никодима в Петрозаводске в должности ректора Олонецкой духовной семинарии) практически в каждом номере вышеупомянутого издания помещены статьи, лекции, проповеди, очерки, автором которых является архимандрит Никодим.

Следует отметить, что северная часть Олонецкой губернии на протяжении длительного времени была своего рода «рассадником» старообрядческого раскола (Выговская пустынь, Даниловский скит), разного рода сектантских учений, и это обстоятельство тоже не осталось без внимания нового ректора, который становится членом Александро-Свирского братства в г. Петрозаводске и посвящает часть своих замечательных лекций этой проблеме.

С появлением архимандрита Никодима в Петрозаводске были возобновлены религиозно-нравственные чтения. 14 сентября 1909 г. в Петрозаводске отмечалось «новое» десятилетие просветительских чтений в Назарьевском доме Александро-Свирского братства. Присутствовавший на торжествах епископ Олонецкий Никанор представил собравшимся нового руководителя чтений - архимандрита Никодима, ректора духовной семинарии, который по

представлении произнес свою первую лекцию, посвященную словам Апокалипсиса: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит глас Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Апок. 3:20) [7, с.541]. Как отмечается далее, чтение лектора громкое, произнесение отчетливое, согретое чувством веры и искренности. Изложение отличается ясностью мысли, обстоятельностью в развитии ея и умелыми ссылками на жития святых и Евангелие [8]. Жители Петрозаводска с первых дней поймут, какое духовное сокровище они обрели в лице ректора семинарии о. Никодима, и впоследствии все его лекции будут собирать великое множество благодарных слушателей.

Выступив со своей первой лекцией, архимандрит Никодим открыл ей свой цикл противосектантских бесед, лекций и проповедей, число которых достигло 18-ти на протяжении с 14 сентября по 28 октября. Все лекции, кроме одной, произнесенной в семинарии, были произнесены в братском Назарьев-ском доме, 3 проповеди в церквах: Александро-Невской и Крестовоздвижен-ской, и 3 беседы на Голиковке, в доме Китаева [9]. Последняя упомянутая лекция о. архимандрита Никодима в Назарьевском доме представляла собой обширный доклад как об евангелистической литературе, распространяемой сектантами среди православных, так и о литературе противосектантской православных, которой могут пользоваться православные в противовес сектантской. Чтение доклада заняло 2 У часа и поразило слушателей обилием прочитанного и исследуемого материала. «Не удивительно, - пишут «Олонецкие епархиальные ведомости», - что наш добрый и справедливый владыка Никанор (прим. -епископ Олонецкий), по окончании доклада, обратился с теплым словом благодарности к своему столь усердному помощнику» [10, с.681-682].

Помимо выступлений с устными лекциями о. Никодим выступает со словом проповеди и со страниц церковной печати. Так, на страницах «Олонецких епархиальных ведомостей» выходит обширная «практическая заметка «К вопросу о борьбе с сектантством» [11, с.736-741]. Являясь активным членом Александро-Свирского братства, архимандрит Никодим публикует программу совета вышеупомянутого братства, составленную «в целях противодействия усиливающейся ныне сектантской пропаганде», которая насчитывала 80 вопросов, составленных им для обсуждения на пастырско-миссионерских совещательных собраниях [12, с.758-762]. Вопросы касались раскольнических толков, материального положения раскольников, сведения о них, условия, благоприятные расколу. Здесь же была помещена его библиографическая памятка «Методика сектантской пропаганды» [13, с.763-768].

Со страниц местной церковной периодики вышла в свет еще одна библиографическая заметка, которая называлась «Несколько слов о пропаганде «Евангелистических христиан» среди православных путем своей печати», которая заканчивалась словами: «А потому долг пастырей и всех развитых и любящих родную Церковь Православную и русский народ - людей, прямо и твердо выступать против этой литературы со словом обличения» [14, с.689-714].

Среди многочисленных публикаций архимандрита Никодима на страницах местной церковной периодики были и практические советы для духовенства. Так, вышла в свет заметка «Что может пастырь иметь для внебогослу-жебных бесед с прихожанами за недорогую цену из существующих религиозно-просветительских бесед» [15, с.655-659]. Здесь же, следом за этой статьей, помещена его библиографическая заметка под названием «Православно-русская-противосектантская литература».

Будучи церковным историком и талантливым духовным писателем, архимандрит Никодим был автором нескольких сборников Житий святых Санкт-Петербургской, Архангельской и Вологодской епархий, жизнеописания Соловецких подвижников. Не оставил он своего таланта и на Карельской земле. Так, он собрал сведения о подвижниках Олонецкого края, составив первый «Олонецкий патерик», который был опубликован на страницах «Олонецких епархиальных ведомостей» [16, с.327-349]. Также в период пребывания в Петрозаводске были опубликованы труды архимандрита Никодима, такие как «Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская» [17, с.601-605], «Преподобный Александр Свирский и его ученики - подвижники. Исторические сведения о церковном их почитании», «Настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Агафангел. Краткий биографический очерк», «Старец о. Наум Соловецкий - подвижник карел. Биографический очерк», «Сказание о жизни Блаженного старца Фаддея Петрозаводского», в Православном Финляндском сборнике вышла статья в 1910 г. «Соловецкий монах Зосима».

Жители Олонецкого края и, в частности, города Петрозаводска очень полюбили архимандрита Никодима и его лекции, которые они слушали с «глубоким чувством благодарности и живым интересом», и слушателей которого набиралось столько, «что не всем хватало места на скамьях и часть посетителей все время проводила на ногах», ибо слово о. Никодима, являясь «художественным образцом изложения, соединенное с сильным подъемом религиозного чувства», производило на слушателей неизгладимое чувство так, что слушающие «многие женщины не могли сдержать ни своего волнения, ни своих слез».

Мысль о возведении архимандрита Никодима в епископский сан давно высказывалась в Священном Синоде, и призвание его к архиерейскому служению не стало ни для кого неожиданностью. Императорский указ на страницах «Олонецких епархиальных ведомостей» сообщал о Высочайшем решении и утверждении о «бытии ректору Олонецкой духовной семинарии архимандриту Никодиму - епископом Рыльским, вторым викарием Курской епархии». И эту же новость «радостную для о. архимандрита Никодима, но печальную для переполненной слушателями аудитории» братского Назарьевского дома, поведал на чтениях Владыка Никанор, епископ Олонецкий, добавив, что «приблизительно через неделю покидает наш город стяжавший всеобщую лю-

бовь и уважение за короткое время своего пребывания в Петрозаводске, глубокочтимый, церковно-общественный деятель - о. Ректор духовной семинарии, за его назначением на кафедру епископа Рыльского».

Ровно через неделю Владыка Никанор в сослужении архимандрита Никодима совершил богослужение в Крестовоздвиженской церкви, и в тот же день на чтениях в Братском Назарьевском доме было совершено прощение с бывшим о. Ректором, который ровно за неделю до этого - 10 декабря в здании Олонецкой духовной семинарии организовал вечер памяти канонизируемого свт. Иоасафа Белгородского, совершив панихиду по нем, впоследствии послуживший прославлению последнего и ставший достойным приемником на Белгородской кафедре, увенчав жизнь свою мученическим венцом.

Библиография

1. Преподобный Никодим, пустынножитель Хозъюгский, чудотворец Кожеозерский. - СПб, 1900.

2. Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-истори-ческое значение основанной им обители. - СПб, 1895.

3. Преподобный Александр и основанная им Ошевенская обитель. - Петрозаводск, 1897.

4. Памятная книжка Олонецкой губернии на 1910 г. - Петрозаводск, 1910.

5. Олонецкие епархиальные ведомости. № 29. 1909

6. Олонецкие епархиальные ведомости. № 27. 1909

7. Олонецкие епархиальные ведомости. № 25. 1909

8. Там же.

9. Олонецкие епархиальные ведомости. № 30. 1909

10. Там же.

11. Олонецкие епархиальные ведомости. № 31. 1909

12. Олонецкие епархиальные ведомости. № 32. 1909

13. Там же.

14. Олонецкие епархиальные ведомости. № 30. 1909

15. Олонецкие епархиальные ведомости. № 29. 1909

16. Олонецкие епархиальные ведомости. № 15. 1910

17. Олонецкие епархиальные ведомости. № 18. 1910

УДК 27-75

Чебукин Артур, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской

направленностью), научный руководитель диакон Алексий Собченко,

Россия, г. Белгород alekseos bel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.