Научная статья на тему '"ЖИТИЕ". ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ'

"ЖИТИЕ". ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
534
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИОГРАФИЯ / ЖАНРЫ / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЖИТИЕ / КАНОН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мургустова М.У., Далиева А.Х.

На рубеже 17 века произошли крупные изменения, вызванные зарождением в русском обществе буржуазной «демократии». Литература все больше берет свою концепцию из жизни и быта простого народа. Содержание литературы становится разнообразным, жанровый состав становится шире, а современная реаль мира вытесняется на задний план. Авторы становятся ближе к народу: к его истории и легендам. Передовые жанры, такие как: житие, слово, поучение, повесть пройдя стадию симбиоза уступили место более новым жанровым направлениям: переводной роман, бытовая и сатирическая повесть, книжная поэзия. Актуальность данного исследования заключается в том, что жанры древнерусской же литературы стали разлагаться либо перестали совсем существовать. Это коснулось и агиографического жанра, который находился в центре литературного процесса в древнерусский период, но постепенно утрачивает свое ведущее место, уходя на периферию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"LIFE". STAGES OF DEVELOPMENT

At the turn of the 17th century, major changes occurred caused by the emergence of bourgeois "democracy" in Russian society. Literature increasingly takes its concept from the life and everyday life of ordinary people. The content of literature is becoming diverse, the genre composition is becoming wider, and the modern reality of the world is being pushed into the background. The authors are getting closer to the people: to their history and legends. Advanced genres, such as: life, word, teaching, story, having passed the stage of symbiosis, gave way to newer genre directions: translated novel, household and satirical novel, book poetry. The relevance of this study lies in the fact that the genres of ancient Russian literature began to decompose or ceased to exist altogether. This also affected the hagiographic genre, which was at the center of the literary process in the Old Russian period, but is gradually losing its leading place, going to the periphery.

Текст научной работы на тему «"ЖИТИЕ". ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 882

Мургустова М.У.

маг.2 к. ИнгГУ г. Магас Далиева А.Х. к.ф.н., доцент ИнгГУ г. Магас

«ЖИТИЕ». ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Аннотация

На рубеже 17 века произошли крупные изменения, вызванные зарождением в русском обществе буржуазной «демократии». Литература все больше берет свою концепцию из жизни и быта простого народа. Содержание литературы становится разнообразным, жанровый состав становится шире, а современная реаль мира вытесняется на задний план. Авторы становятся ближе к народу: к его истории и легендам. Передовые жанры, такие как: житие, слово, поучение, повесть пройдя стадию симбиоза уступили место более новым жанровым направлениям: переводной роман, бытовая и сатирическая повесть, книжная поэзия. Актуальность данного исследования заключается в том, что жанры древнерусской же литературы стали разлагаться либо перестали совсем существовать. Это коснулось и агиографического жанра, который находился в центре литературного процесса в древнерусский период, но постепенно утрачивает свое ведущее место, уходя на периферию.

Ключевые слова:

Агиография, жанры, древнерусская литература, житие, канон.

Abstract

At the turn of the 17th century, major changes occurred caused by the emergence of bourgeois "democracy" in Russian society. Literature increasingly takes its concept from the life and everyday life of ordinary people. The content of literature is becoming diverse, the genre composition is becoming wider, and the modern reality of the world is being pushed into the background. The authors are getting closer to the people: to their history and legends. Advanced genres, such as: life, word, teaching, story, having passed the stage of symbiosis, gave way to newer genre directions: translated novel, household and satirical novel, book poetry. The relevance of this study lies in the fact that the genres of ancient Russian literature began to decompose or ceased to exist altogether. This also affected the hagiographic genre, which was at the center of the literary process in the Old Russian period, but is gradually losing its leading place, going to the periphery.

Keywords:

Hagiography, genres, Old Russian literature, life, canon.

Агиография - (от др.-греч. аую^ «святой» и урафю «пишу») - отрасль церковной литературы, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. [2, с.1]. Житие святых -это яркое завершение древнерусской литературы и постепенный переход к более новым жанрам.

Уже в первой половине 17 века наблюдается трансформация агиографических жанров, когда в них появляются географические особенности, к примеру «Повесть о Марфе и Марии». А уже во второй половине 17 века появляется литература больше походящая на церковную публицистику. Данный вид литературного текста направлен на обсуждение тех или иных вопросов в художественной форме.

Общие требования для составления каноничных «житией» соблюдалось в лучших церковных традициях. Такая «житийная» литература в современном литературоведении именуется, как «Житийный канон». Он складывается из предисловия и краткого послесловия автора(агиографа), ведущего повествование, включающее в себя следующие вехи: восхваление родины, похвала родителей и святого.

История появления чуда(святого) на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте. Его людские греховности, а также внезапное спасение в лице Всемогущего, кончина и посмертные чудеса.

В общем, секуляризация культуры привела к тому, что общество развалилось на два слоя: церковный и светский, а житие перешло к церковному повествованию. Как было упомянуто выше, именно этому жанру была присуща религиозно-дидактическая функция, свое целеполагание - «прославлять и сохранять память святых угодников Божиих и служить примером для назидания, наставления в духовной жизни христиан. У нее всегда имелся свой читательский круг».[5, с 2]

В более современных литературных направлениях мы редко встретим церковный жанр, но в литературе 18,19,20 века он продолжал жить.

Хотя, понятие «жизнь» в данном случае идет немного резонно, так как жанр «житие» в ходе развития общества постепенно идет на спад, он разлагается, а порой и вовсе переходит в следующие жанры: мемуарно-биографический и автобиографический. Ярким примером для более детальной доказательной базы является «Житии протопопа Аввакума». А порой, этот же жанр начинает распадаться на ходовые элементы, которые начинают существовать в качестве мотивов, образов (образы святых в произведениях Пушкина, Достоевского, Лескова, Л.Н. Толстого, Бунина, Мамин-Сибиряка и др.), жанровых схем (например, «Шинель» Гоголя), сюжетных ходов в отдельных авторских произведениях, участвующих в конструировании нового художественного произведения.[1]

Стоит отметить, что агиографическая литература(житийная) не имеет ничего общего с античной литературой. Это достояние характерное лишь христианской литературе.

Данная литература, как и классическая строилась по следующим нерушимым критериям:

1. Вступление

2. Основная часть

3. Заключение

Так же, для того чтобы показать протагониста т.е. положительного героя в текстах житийного содержания всегда есть антагонист т.е. отрицательный персонаж, чтобы был некий контраст между главным «святым» на заднем плане.

Житие не столько отражает действительность, сколько планомерно и настойчиво навязывает ей свой абстрактный идеал человека, часто умозрительный.

Если же в античной литературе человек это лишь игрушка в руках Зевса или иных представителей Олимпа, то в агиографической литературе человек и есть носитель слова божьего, его воли и помыслов.

До нас дошли три оригинальных жития: два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печерского.

Древнейшие по времени - жития князей Бориса и Глеба.

«Житие» о Борисе и Глебе - первое крупное произведение древнерусской агиографии. По наиболее вероятному предположению, написано оно было во второй половине XI века - незадолго до торжественного перенесения гробницы Бориса и Глеба 2 мая 1072 года в новую церковь в Вышгороде, сооруженную князем Изяславом Ярославичем. Составляя «Сказание», автор пользовался устной легендой и летописью. В «Сказании» -агиографически стилизованные портреты Бориса и Глеба и полный драматизма рассказ об их трагической гибели. [3,с.106]

Борис в изображении «Жития» - идеал покорного сына. Он - живое воплощение той политической доктрины, которую старшие князья в эту эпоху настойчиво внушали своим вассалам в эгоистической заботе о собственном господствующем положении в стране. Поведение Бориса это прямая демонстрация доктрины того времени. По велению своего отца, он как покорный и любящий сын идет в поход против печенегов, где на обратном пути узнает, что отец его скончался, а на престов взошел Святополк. Дружину не радует такой исход и та уговаривает князя пойти на Киев, но тот отказывается. Он догадывается, что младший брат готовит на него покушение, но он верен долгу раба Божьего и предпочитает смерть нежели измене.

Агиограф наделил Бориса всеми качествами христианского добродетеля: смирением, кроткостью, безлюбием, непротивлением злу, покорностью воле божьей, аскетическим отречениям от мира и всех его

соблазнов [4,с38].

В результате этого - образ Бориса в агиографии приобрел еще один аспект - стойкого борца за «слово» божье. И даже - мученика за веру. Это делается неспроста, а для того, чтобы показать, что человек должен жить по правилам, что идут свыше и высший суд он более справедлив, чем суд земной (к этому можно отнести эпизод, где вассалы предлагали явиться в Киев и устроить суд над «нечистивым»).

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что агиографическая (житийная, канноная) литература претерпела ряд измений проходя через определённые этапы развития и разложения общества.

Если же в начале 17-18 веков концепция художественной литературы была тесно связана с духовным (Божьим) понятием сущности человека, то уже в середине 18 начала 19 и так до конца 20 века это понятие ушло на периферийный план и уже на передовую встала философская проблема личности.

Такие слова, как «святость» и «греховность» не имели важности и персонажи жили как обычные люди. Они имели свои пороки, мысли и до кульминационного момента не думали о поступках и действиях, однако, когда наступал кончиный момент они вспоминали о Боге, о грехах и осмысливая свою жизнь им открывались глаза на многие вещи.

«- Мой грех, мой ответ... - хрипела Татьяна Власьевна, страшная в своем отчаянии. - Всю жисть его не могу замолить. нет спокою моей душеньке нигде. Уж лучше мне одной в аду мучиться, а ты-то не губи себя. Феня, голубка, прости меня многогрешную. Нет, пред образом мне поклянись. пред образом. затепли свечку. а то собьют тебя. Аленка собьет с пути. она и отца Крискента сбила, и всех.»[6, с. 37]

Агиографическая литература теоретически не фигурирует в художественных произведениях, но фактически она оставляет видимые следы своего присутствия во многих известных текстах русской художественной классики.

Русская литература развивается и фигурирование агиографических жанров в художественных текстах требует дальнейшего изучения и исследования. Список использованной литературы

1. https://cyberleninka.rU/article/n/agiografiya-xx-veka-problema-zhanra-i-metodov-ego-issledovaniya

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Агиография- с.1

3. Грихин В.А. Древнерусские княжеские жития Х1-ХШ веков.// Русская Речь, 1980 - №2. с. 106.

4. Дмитриев Л.Л. Литература Древней Руси. М. 1990. с.38.

5. Макаренко Ольга Константиновна. Агиография XX века. Проблема жанра и методов его исследования(2015) - статья. С.2

6. Мамин-Сибиряк Д. Н., Дикое счастье- https://mir-knig.com/read_239907- с. 37

© Мургустова М.У., Далиева А.Х., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.