Научная статья на тему 'Житейская история как формат разговора об общечеловеческих ценностях в СМИ'

Житейская история как формат разговора об общечеловеческих ценностях в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1301
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / КОМПОЗИЦИЯ / СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барыкина Виктория Дмитриевна

В статье освещены содержательные, композиционные и стилевые аспекты трансляции общечеловеческих ценностей через тексты журналистских публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Житейская история как формат разговора об общечеловеческих ценностях в СМИ»

Все эти методы продвижения малобюджетиы и их огромное множество. Как уже стало понятно, эффективный маркетинг, не значит дорогой. Главное подойти к созданию рекламной компании творчески. Все приведенные рекламные технологии действительно могут заинтересовать целевую аудиторию. Оказывается, осуществить мечту любого владельца бизнеса - знать способы увеличения продаж без ущерба бюджету - возможно. И «партизанский маркетинг» для этого самый эффективный инструмент.

Список литературы

1. Близнец, А. В. Вирусный маркетинг [Электронный ресурс] / А. В. Близнец. - URL: http://sibac.info/archive/economy/Economy05.ll.2013.pdf (дата обращения: 09.01.2017).

2. Борисов, В. В. О прошлом и будущем технологии сарафанного маркетинга [Текст] / В. В. Борисов II Маркетинговые коммуникации. -№2,- 2012. - С. 66-74.

3. Грошев, И. В., Морозова Л. В. Особенности воздействия элементов шокирующей рекламы на поведение потребителя [Текст] / И. В. Грошев, Л. В. Морозова II Социальная психология и общество. - 2012. -№1.

4. Левинсон, Д. К. Партизанский маркетинг. Простые способы получения прибыли при малых затратах [Текст] / Д. К. Левинсон. - М.: Эксмо, 2015,- 432 с.

5. Манн, И. Маркетинг без бюджета 50 работающих инструментов: учеб. пособие [Текст] / И. Манн. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011,- 274 с.

Барыкина В. Д.

ЖИТЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ КАК ФОРМАТ РАЗГОВОРА ОБ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ В СМИ

В статье освещены содержательные, композиционные и стилевые аспекты трансляции общечеловеческих ценностей через тексты журналистских публикаций.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, журналистский текст, композиция, стиль.

В современных средствах массовой информации все отчетливей проявляется тенденция, когда достаточно большой объем текста, содержащий проблематику общечеловеческих ценностей, не воспринимается молодежной аудиторией и все менее востребован даже аудиторией старшего возраста. Кроме того, сама проблематика общечеловеческих ценностей проигрывает конкуренцию за предпочтения читателей развлекательному контенту.

Возникает вопрос: как донести ценностное содержание текста качественного СМИ таким образом, чтобы оно легко воспринималось значительной частью аудитории, предпочитающей либо развлекательное, либо просто легкое чтиво. Один из способов - «растворить» ценностную проблематику в тексте, сделав этот текст легким для восприятия. Добиться этого можно, используя формат житейской истории.

В журналистике всегда были популярны так называемые истории о простых людях. Иногда данные публикации называют житейскими историями, или рассказами в газете. Это материалы, в основе которых - повествование о жизни людей или отдельных ее эпизодах. В отличие от художественных текстов, журналистские материалы, в том числе такого рода тематики, опираются исключительно на реальные факты, что, впрочем, не исключает особую, более лиричную тональность изложения. Мы попытались в своих журналистских работах, опубликованных в городской молодежной газете «Чешка», придать тексту более душевную интонацию. Одним из способов сделать это стало заостре-

ние внимания на сугубо бытовых, казалось бы, абсолютно не значимых эпизодах. Но, вместе с тем, мы полагаем, что есть возможность заинтересовать читателя эпизодами из жизни обычного человека, причем этот эпизод необязательно должен представлять собой «жареный» факт.

Под общечеловеческими мы подразумеваем ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с культурными доминантами, ни с другими отличительными особенностями, характеризующими ту или иную общественную (национальную, государственную, профессиональную и т. д.) группу. Большинство трактовок этого многогранного понятия сходятся на том, что к общечеловеческим ценностям относятся: толерантность, уважение к прошлому, любовь к семье, ценность жизни, благополучие семьи, здоровье, мир(как отсутствие войны), честность, трудолюбие, мужество, искренность.

Проблематика ценности жизни раскрывается в публикации «Рассказ моей бабушки». «Выходит председатель Зубов со слезами на глазах и с дрожью в голосе говорит: "Германия Адольфа Гитлера нам объявила войну". И он заплакал».

«Заплакал», казалось бы, обычное слово. Каждый может «заплакать». Но если к этому слову добавить местоимение «он», выражающее мужское начало, силу духа, и еще подчеркнуть словом «председатель» - высокий статус должностного лица, то словосочетание «он заплакал» звучит для нас уже совсем по-другому. Осознание наступления войны, желание жить, любовь к жизни и осознание близости смерти - вот что передают эти слезы. Заканчивается рассказ так: «Входит учительница и говорит тихим голосом сквозь слезы: "Дети, собирайте свои книги, бегите домой и скажите, что война кончилась!" И она заплакала, мы все заплакали, уже осознавая то, что происходит». Казалось бы, снова это слово - «заплакала». Но очевидно, что оно отличается по смыслу от того, что было вначале. Если в первом случае оно несло горе, то сейчас на лице героев житейской истории были слезы радости и счастья. Ценность жизни, любовь к Родине, мир (как жизнеутверждающая противоположность войны), искренность - именно такие общечеловеческие ценности транслирует этот эпизод.

В этой публикации также рассказывается о том, как деревенские мальчишки и девчонки нянчились с грудными детьми, пока матери младенцев работали в поле. И старшие дети возили днем малышей к мамам, чтобы те могли их покормить грудью. В одну из таких поездок у телеги с детьми сломалось колесо, голодные малыши плакали, кричали. В этом эпизоде проявились ценности доверия и ответственности. У детей были привиты общечеловеческие ценности, они понимали, что на них лежит ответственность, и бросить детей где-то в беде они не могли. Парень, который, не раздумывая, поехал в деревню за новым колесом для телеги, понимал, что на нем лежит ответственность перед матерями за жизнь их младенцев. При этом матери доверяли подросткам своих грудных детей. Именно это, а также осознание того, что тяжелый самоотверженный труд способствует победе над фашистами, а значит и торжеству жизни, приводит к гармонии двух, на первый взгляд, конфликтующих в данном фрагменте текста ценностей - материнства и патриотизма. Потенциально возможный в мирной жизни вопрос о приоритетах в военное время даже не возникает.

В тексте много общеупотребительных фраз разговорного стиля, которыми очень четко подчеркивается житейская сущность повествования: «позвали», «что же такое», «низко - низко», «валяется», «пару каких-нибудь», «рыдала» и др.

Ценность любви к семье, трудолюбию и ценность жизни раскрывается в тексте «Бой, Белка, Жучка, Хан и другие». Рассказ очень добрый и спокойный - это достигается за счёт цитирования героя публикации - современного подростка. Почти в каждом предложении мы видим, что он очень любит свою семью, и готов всегда ей помочь. Все фразы в тексте поданы нейтрально, не экспрессивно. Герой публикации говорит общеупотребительными словами и без резкой эмоциональной оценки. При этом стилистическая конструкция

предложений проста, используется прямой порядок слов. На примере этого текста можно проследить, как житейская история может обходиться без какого-либо общего сюжета, этим и подчеркивается ее «житейская суть». Вместо единого сюжета, в подобного рода текстах последовательно связаны между собой микро-сюжеты, которые и создают атмосферу, позволяющую подчеркнуть общечеловеческие ценности.

Другие ценности можно рассмотреть на примере публикации «Улыбка раннего утра». Приводим фрагмент, транслирующий разговор в маршрутном такси двух пожилых людей - мужчины и женщины - о перчатках:

«- Да какая это кожа! Я их за 150 рублей купила. Смотри, все пальцы стерлись, - непринужденно улыбалась она, и я невольно смотрела на происходящее. Мужчина тоже улыбался. Достал из пакета, стоявшего на полу, свои перчатки:

- Вот! У тебя кожа настоящая, а у меня - так.

Я почувствовала, что полемический энтузиазм собеседницы немного угас. Возможно, это лишь показалось».

В данном случае транслируется ценность простых житейских радостей. Женщина, увидев, что у мужчины настоящие кожаные перчатки, подчеркнула это, посмеявшись над тем, что у неё они не кожаные, но ее энтузиазм был не такой, как в начале разговора. Возможно, в глубине души она сожалела о том, что не может позволить себе более дорогую вещь. Здесь проявляется конфликт материальных ценностей, при этом, судя по характеру беседы, женщина побеждает это сожаление, тем самым подтверждая значимость нематериальных аспектов бытия.

Композиционно публикация «Улыбка раннего утра» противоположна тексту «Бой, Белка, Жучка, Хан и другие». В ней нет микро-сюжета. Она полностью построена на эмоциях. Короткие, резко-прерывистые предложения передают волнение. Текст насыщен элементами разговорного стиля. Таким образом, мы пытаемся показать читателю красоту и теплоту повседневности, которая транслирует актуальность общечеловеческих ценностей. На наш взгляд, говоря в журналистских материалах на эту тему, можно попытаться, во-первых, переориентировать некоторую часть аудитории с криминальных и развлекательных новостей на то, что происходит вокруг нас; во-вторых, сделать актуальной тематику общечеловеческих ценностей, избавив ее от лишней пафосной наигранности.

Список литературы

1. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики [Текст] / М. Н. Ким. - СПб., 2004. -335 с.

2. Коньков, В. И. Речевая структура газетных жанров: учеб. пособие [Текст] / В. П. Коньков ; С.-Петерб. гос. ун-т, фак. журналистики. - СПб., 2004. - 219 с.

3. Красноярова, О. В. Структура журналистского текста: учеб. пособие [Текст] / О.В. Красноярова. - Ижевск, 2002. - 206 с.

4. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров [Электронный ресурс] / Л. Е. Крой-чик // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. - С. 125-160.-URL: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm.

Бондаревская М. А.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЁР»)

В статье рассмотрена проблема использования выразительных возможностей жанров как средства выполнения задач социальной журналистики. Исследуются все три группы жанров, а также влияние их компонентов на восприятие аудитории. Отдельно затронута тема применения креолизованного текста в социальной журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.