Научная статья на тему 'Жилищное обеспечение сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы'

Жилищное обеспечение сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1214
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилищное обеспечение сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы»

И. В. РЫЖЕНИНА

заместитель начальника отдела жилищного обеспечения ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России, подполковник внутренней службы

Жилищное обеспечение сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы

Одним из основных стимулов службы является возможность получения сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) жилого помещения.

Однако за последние семь лет в российском праве произошли радикальные изменения в области жилищного обеспечения граждан, которые также затронули интересы работников и пенсионеров УИС. Так, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений с 1 марта 2005 года осуществляется только по месту жительства органами местного самоуправления. В связи с этим во всех учреждениях и органах УИС прекращена постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и на протяжении последних семи лет ФСИН России решает жилищные проблемы только тех работников и пенсионеров УИС, которые встали на жилищный учет по месту службы до указанной даты.

По состоянию на 1 января 2013 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС состояли 15,9 тыс. семей работников и пенсионеров УИС (на 1 января 2012 года - 17,7 тыс. семей), из них не имеют жилья для постоянного проживания 6,6 тыс. семей работников и пенсионеров УИС (на 1 января 2012 года - 7,4 тыс. семей).

Кроме того, остро стоит вопрос обеспечения жильем вновь принимаемых на службу молодых сотрудников, в том числе выпускников

образовательных учреждений УИС, которые не имеют жилья для постоянного проживания и не состоят на жилищном учете. Данная проблема также актуальна для сотрудников УИС, переводимых по службе в другой территориальный орган и не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания по новому месту службы.

Проблема усугубляется и нехваткой жилых помещений специализированного жилищного фонда: служебных жилых помещений и помещений в общежитиях. Так, по состоянию на 1 января 2013 года в ведении УИС находилось 1405 служебных жилых помещений и 2746 помещений в общежитиях (койко-мест).

В 2012 году около 1,3 тыс. семей работников и пенсионеров УИС улучшили свои жилищные условия, в том числе:

1034 семьи получили государственные жилищные сертификаты, удостоверяющие право на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», на общую сумму 2,02 млрд руб.;

84 семьи получили безвозмездную финансовую помощь для оплаты стоимости кооперативного жилья и погашения кредита банка на индивидуальное жилищное строитель-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 54

ство в соответствии с приказом Минюста России от 05.09.2006 № 281 на общую сумму 100,8 млн руб.

Кроме того, сотрудникам УИС, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, в том числе переводимым по службе в другой территориальный орган, выплачивалась ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 852. Так, в

2012 году 3,3 тыс. семей сотрудников получили указанную денежную компенсацию на общую сумму 285,1 млн руб.

Каковы же перспективы решения жилищной проблемы работников и пенсионеров УИС в связи со вступлением в силу с 1 января

2013 года Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон)?

1. В соответствии со ст. 4 Федерального закона сотрудник УИС, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению, определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 № 303.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».

Следуют обратить внимание, что условия, при которых сотрудник признается имеющим право на единовременную социальную выплату, перечислены в ч. 3 ст. 4 Федерального закона и этот перечень условий является исчерпывающим.

При этом с учетом положений п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее - Правила), при постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты учитываются не только члены семьи самого сотрудника, но и лица, членом семьи которых является сотрудник (в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). В свою очередь единовременная социальная выплата рассчитывается с учетом количества членов семьи, указанных в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона.

Например: сотрудник с семьей из четырех человек (он, супруга, сын, дочь) проживает совместно с родителями (мать, отец). При постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты будут учитываться условия проживания исходя из состава семьи в количестве шести человек (сотрудник, супруга, сын, дочь, мать, отец), а при предоставлении единовременной социальной выплаты ее сумма будет рассчитываться исходя из состава семьи в количестве четырех человек (сотрудник, супруга, сын, дочь).

Кроме того, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. На этот момент следует особо обратить внимание в случае, когда сотрудник и члены его семьи постоянно зарегистрированы по разным адресам. В этом случае необходимо документально подтверждать факт совместного проживания сотрудника с членами его

55 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

семьи (например: свидетельством о временной регистрации). Но в любом случае будет учитываться общая площадь жилых помещений, занимаемых сотрудником и членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Перечень документов, которые прилагает сотрудник при подаче заявления на единовременную социальную выплату, приведен в п. 5 Правил.

Здесь необходимо обратить внимание на подп. «и» п. 5 Правил, согласно которому сотрудник должен представить документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений. К данным документам относятся: справки Ростехинвентаризации (БТИ) по субъектам Российской Федерации - местам жительства сотрудника и членов его семьи с 1991 по 1998 годы, а также справки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) о наличии или отсутствии в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений на территории всей Российской Федерации, сведения о которых зарегистрированы после 1998 года.

Расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется в соответствии с главой III Правил исходя из количества совместно проживающих с сотрудником членов его семьи и с учетом права отдельных категорий сотрудников на дополнительную площадь, к коим относятся сотрудники, имеющие специальные звания от полковника внутренней службы и выше, а также ученую степень или ученое звание. При этом при наличии у сотрудника права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер дополнительной площади определяется по одному из них.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Каких-либо льготных категорий сотрудников, имеющих право на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты не предусмотрено. Как и не предусмотрено формирование очереди в зависимости от выслуги сотрудников или факта нахождения на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (по-

становки на жилищный учет в учреждениях и органах УИС до 1 марта 2005 года).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона и п. 27 Правил граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года учреждениями и органами УИС, также вправе претендовать на получение единовременной социальной выплаты в порядке и на условиях, установленных для действующих сотрудников УИС.

Во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 Федеральной службой исполнения наказаний издан приказ от 29.08.2013 № 496 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» (далее - Порядок). В соответствии с данным приказом будут созданы соответствующие комиссии: комиссия ФСИН России, территориальные подкомиссии (в территориальных органах ФСИН России) и подкомиссии (в образовательных учреждениях ФСИН России).

Лица, проходящие или проходившие службу во ФСИН России и в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в г. Москве и Московской области, а также начальники территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждений ФСИН России подают документы непосредственно в комиссию ФСИН России в г. Москве. Лица, проходящие или проходившие службу в территориальных органах ФСИН России, подведомственных им учреждениях УИС, а также учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, подают документы в территориальные подкомиссии в территориальных

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 56

органах ФСИН России. Лица, проходящие или проходившие службу в образовательных учреждениях ФСИН России и их филиалах, подают документы в подкомиссии в образовательных учреждениях ФСИН России. Функции и полномочия указанных комиссий перечислены в пп. 8 и 10 Порядка.

Но в любом случае решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты будет принимать только комиссия ФСИН России. То есть очередь на получение единовременной социальной выплаты будет единая по всей уголовно-исполнительной системе (независимо от места прохождения службы). Кроме того, Порядком утвержден образец заявления, который подает сотрудник на имя директора ФСИН России. И впоследствии решение о предоставлении сотруднику единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения будет приниматься директором ФСИН России.

После вступления в силу приказа ФСИН России от 29.08.2013 № 496 будут созданы соответствующие комиссии и организована необходимая работа.

2. В соответствии со ст. 5 Федерального закона отдельным категориям граждан, имеющим право на единовременную социальную выплату, может быть предоставлено в собственность жилое помещение, построенное (приобретенное) учреждениями и органами УИС за счет средств федерального бюджета.

К данным категориям граждан относятся:

члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы;

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.

Порядок и условия предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан определен постановлением Правительства Российской Федерации от

17.01.2013 № 4 «О порядке предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан».

Здесь следует обратить внимание на следующие две особенности.

Во-первых, указанным Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 4 не установлена обязанность ФСИН России передавать в собственность гражданам, проживающим в служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда, закрепленного за учреждениями и органами УИС, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, непосредственно занимаемые гражданами.

Во-вторых, в связи с тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 4 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, правом на получение в собственность жилых помещений обладают граждане, которые были отнесены к одной из перечисленных категорий после 1 января 2013 года.

3. Теперь законодательством (ст. 6 Федерального закона) четко определено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, закрепленные за учреждениями и органами УИС, по договорам социального найма представляются сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах УИС гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, учреждениями и органами УИС.

Кроме того, ст. 7 Федерального закона и подзаконными актами (постановлениями Правительства Российской Федерации) с 1 января 2013 года установлены единые для учреждений и органов УИС нормы предоставления гражданам жилого помещения в собственность по договору найма жилого помещения или по договору социального найма, а также определяемые при расчете размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Также четко зафиксирован размер дополнительной площади жилого помещения, право на которую имеют отдельные категории граждан, и возможно допустимый размер общей площади предоставляемого жилого помещения ввиду

57 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

конструктивных и технических параметров помещения.

4. Положениями ст. 8 Федерального закона закреплено право сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Порядок и размеры выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов УИС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2013 № 214.

Денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии), формируемого учреждением или органом УИС.

В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2013 № 214 следует обратить внимание на два момента.

Во-первых, обязательное предоставление документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.

Во-вторых, отсутствует обязательное снятие с регистрационного учета по последнему месту жительства (в отличие от предыдущего порядка выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 852).

Однако теперь ч. 2 ст. 8 Федерального закона четко оговорены категории сотрудников, которые признаются не имеющими жилого помещения по месту службы. К ним относятся сотрудники:

не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или члена-

ми семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, но не имеющие возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью его местонахождения от места службы.

При этом к членам семьи сотрудника относятся проживающие совместно с ним лица, указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона, а именно:

супруг (супруга), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;

несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

лица, находящиеся на полном содержании сотрудника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации иждивенцами.

И еще раз следует напомнить, что при подаче сотрудником рапорта и документов в целях принятия решения о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения сотрудник принимает на себя обязательство своевременно (а именно в 10-дневный срок) уведомить руководителя учреждения или органа УИС о возникновении обстоятельств, влекущих, в первую очередь, прекращение права на получение указанной денежной компенсации.

5. Также ст. 8 Федерального закона закреплено право сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Сразу следует напомнить, что в соответствии с п. 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» использование жилого помещения в качестве специализированного жилого

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 58

помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, договор найма специализированного жилого помещения должен быть заключен с работником УИС только после вынесения ФСИН России распоряжения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд и принятия соответствующего решения учреждением (органом) УИС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 217 установлены категории сотрудников УИС, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, а также утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Условия, при которых сотрудник признается не имеющим жилого помещения по месту службы, такие же, как и при назначении денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. Аналогичен и порядок определения круга лиц, относящихся к членам семьи сотрудника, при предоставлении специализированного жилого помещения.

Жилое помещение в общежитии предоставляется сотруднику из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на одного человека и аналогично норме, установленной ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Впервые определены нормы предоставления служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Они идентичны нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленным ч. 1, 3, 5 и 6 ст. 7 Федерального закона. В случае невозможности предоставления сотруднику и членам его семьи служебного жилого помещения по установленным нормам допускается (при его согласии) предоставление

меньшего по площади служебного жилого помещения.

Кроме того, указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 217 утвержден перечень документов, необходимых для предоставления сотрудником в жилищную (жилищно-бытовую) комиссию в целях рассмотрения вопроса о предоставлении специализированного жилого помещения, а также сроки, в течение которых сотрудник и члены его семьи (в том числе бывшие) обязаны освободить занимаемое специализированное жилое помещение в определенных случаях.

Вот вкратце и все основные моменты, на которых хотелось бы заострить свое внимание в связи с изменением в федеральном законодательстве, регламентирующем вопрос жилищного обеспечения сотрудников и пенсионеров УИС.

В завершение следует отметить, что действие Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых во исполнение его постановлений Правительства Российской Федерации не распространяется на лиц, замещающих должности гражданского персонала (так называемых вольнонаемных работников), за исключением случаев, когда ранее указанные лица проходили службу в учреждениях и органах УИС, были уволены с правом на пенсию и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учреждениями и органами УИС до 1 марта 2005 года.

Остается надеяться, что продекларированные Федеральным законом гарантии в области жилищного обеспечения сотрудников и членов их семей будут иметь под собой соответствующее финансовое подкрепление из федерального бюджета в ближайшем будущем. ^

59

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.