Научная статья на тему 'Об опыте организации жилищного обеспечения сотрудников в ВИПЭ ФСИН России за 2012-2014 годы'

Об опыте организации жилищного обеспечения сотрудников в ВИПЭ ФСИН России за 2012-2014 годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте организации жилищного обеспечения сотрудников в ВИПЭ ФСИН России за 2012-2014 годы»

РАБОТА С КАДРАМИ

О. В. ДЕРБИНА доцент кафедры административно-правовых дисциплин

ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

Об опыте организации

жилищного обеспечения сотрудников

в ВИПЭ ФСИН России за 2012-2014 годы

Формирование стабильного кадрового аппарата сотрудников, способных эффективно реализовывать функции государства в сфере исполнения уголовных наказаний, возможно только на основе тщательно продуманной защиты их социальных прав.

Особое место в системе прав занимает право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации. Конституционное право на жилище входит в систему социально-экономических прав, которые составляют особую группу основных прав и свобод человека. Их природа напрямую связана с социальной политикой государства, а реализация и степень защиты зависят от экономического потенциала государства [1].

Эффективность реализации жилищных прав сотрудников УИС во многом зависит от уровня организации работы по данному направлению деятельности.

В ФКОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» в настоящее время функционируют два коллегиальных органа, на которые возложены задачи, связанные с решением жилищных проблем сотрудников: жилищно-бытовая комиссия и комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Председателем обеих комиссий является заместитель начальника института по тылу. В состав комиссий входят представители финансово-экономического отдела, отдела кадров, юридической службы.

Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения создана в октябре 2013 года во исполнение требований приказа ФСИН России от 29.08.2013 № 496 [2]. Правовой основой деятельности комиссии являются федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ [3] и постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 [4].

Основными функциями комиссии являются: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверка сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовка для направления во ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты; доведение до сведения сотрудников и граждан решения соответствующей комиссии ФСИН России.

За год работы комиссией института отправлено во ФСИН России 21 учетное дело с предварительным положительным решением о предоставлении единовременной социальной выплаты.

Следует отметить, что комиссия при проверке и рассмотрении документов, предоставленных сотрудниками для получения выплаты, сталкивалась с множеством проблемных вопросов, что, на наш взгляд, связано с тем, что указанная форма жилищного обеспечения является новой и не наработана еще соответствующая практика.

В то же время больший опыт работы накоплен у жилищно-бытовой комиссии института. Оказание помощи сотрудникам в реализации их жилищных прав, своевременное отслеживание состояния жилищных условий лиц, состоящих в очереди, позволили за три года практически в два раза сократить список лиц, состоящих на учете (с 29 на начало 2012 года до 15 на конец 2014 года).

В настоящее время основными функциями комиссии, которые действительно способствуют решению жилищных проблем сотрудников, являются: организация получения государственных жилищных сертификатов; решение вопросов о назначении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений; предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Выдача безвозмездной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, является формой обеспечения жильем сотрудников, которая определена в качестве приоритетной еще в 1997 году [5]. Длительность существования такой формы обеспечения жильем свидетельствует о том, что в целом она себя оправдала. Многие сотрудники уголовно-исполнительной системы смогли с помощью государственного жилищного сертификата улучшить свои жилищные условия. Так, за 2012-2014 годы получили государственные жилищные сертификаты девять семей сотрудников института на общую сумму более 12 млн руб.

Вместе с тем анализ законодательства [6, 7, 8] и практики свидетельствует о наличии ряда проблемных вопросов при решении жилищных проблем сотрудников путем выдачи безвозмездной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Прежде всего, необходимо указать, что этой формой решения жилищных проблем может воспользоваться лишь ограниченный круг лиц. С одной стороны, получить сертификат для улучшения своих жилищных условий могут только граждане, вставшие на учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации [9]. С 1 марта 2005 года постановка на учет по месту службы прекращена. С другой стороны, граждане имеют право на получение сертификата в уголовно-исполнительной системе при соблюдении следующих условий:

- они являются сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, а не работниками или служащими;

- должны быть уволенными со службы исключительно по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями;

- общая продолжительность службы сотрудников в календарном исчислении должна составлять 10 лет и более.

Еще одной существенной проблемой является несоответствие предоставляемой по государственному жилищному сертификату денежной суммы фактически необходимым затратам на приобретение жилья. Так, нормативный показатель стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Вологодской области на I квартал 2014 года составил 34,41 тыс. руб. [9]. Между тем на вологодском рынке недвижимости средняя цена за квадратный метр в 2013 году на вторичном рынке жилья составляла от 38 до 60 тыс. руб., в новостройках - от 48 до 64 тыс. руб. [10].

Следующей распространенной и оперативной формой обеспечения жилищных прав сотрудников уголовно-исполнительной системы является выплата им денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. За последние три года указанной формой воспользовались 20 семей сотрудников института.

В 2012-2013 годах были установлены новые правила предоставления указанных выплат [11], которые позволили расширить круг лиц, имеющих право на получение компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. Ранее, до 1 января 2013 года, право на получение компенсации имели сотрудники, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания [12]. Указанный факт сотрудники должны были подтвердить документами об отсутствии жилых помещений в собственности, а также отметкой в паспорте о снятии с регистрационного учета по месту жительства. В настоящее время для получения компенсации не требуется, чтобы у сотрудника отсутствовала регистрация по месту жительства. Достаточно того факта, что сотрудник не имеет жилого помещения по месту прохождения службы.

РАБОтА С КАДРАмИ

Среди существенных недостатков указанной формы жилищного обеспечения необходимо отметить несоответствие денежной компенсации фактически необходимым затратам за наем (поднаем) жилого помещения. Так, максимальный размер компенсации составляет в Москве и Санкт-Петербурге 15 тыс. руб., в других городах и районных центрах -

3.6 тыс. руб., в прочих населенных пунктах -

2.7 тыс. руб. и повышается на 50 %, если совместно с сотрудником проживают три и более члена семьи.

Указанные размеры денежной компенсации применяются с 1 января 2009 года и остаются неизменными уже более пяти лет. Рыночная же стоимость аренды квартир в настоящее время гораздо выше.

Еще одной формой обеспечения жилищных прав сотрудников уголовно-исполнительной системы является предоставление им жилых помещений специализированного жилищного фонда. Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда был установлен лишь в 2013 году постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 217 [13], что позволило в большей степени упорядочить работу по данному направлению деятельности. Если раньше решение о предоставлении служебного жилья во многом зависело от субъективного мнения членов жилищно-бы-товой комиссии, то в настоящее время специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику строго в порядке очередности подачи им рапорта.

В настоящее время жилой фонд института составляют семь жилых помещений общей площадью 447,7 квадратных метра. Все помещения распределены между сотрудниками института, при этом за последние три года заключены с сотрудниками вновь пять договоров найма специализированного жилого помещения. Недостатком при реализации данной социальной гарантии является ограниченный фонд жилых помещений специализированного жилищного фонда. Не все желающие могут в краткие сроки воспользоваться данной гарантией. К примеру, в ВИПЭ ФСИН России в 2014 году поставлено в очередь трое сотрудников, желающих получить жилье из данного фонда.

Кроме частных трудностей, имеющих место при решении жилищных вопросов отдельными способами, можно указать и на общие проблемы. Прежде всего, это низкая правовая культура отдельных сотрудников. Многие из граждан или вообще не осведомлены о наличии некоторых своих прав и гарантий в сфере жилищного обеспечения, или не проявляют инициативу для пользования некоторыми правами, считая, что эти права должны реализо-вываться без их непосредственного участия. Для решения подобных проблем информация по вопросам жилищного обеспечения доводится до сотрудников на учебных занятиях в рамках служебной подготовки, размещается на информационном стенде жилищно-бытовой комиссии, на мониторе в холле института, а в установленных случаях сотрудникам направляются информационные письма.

В целом, на наш взгляд, следует отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемы, обновление правового регулирования по вопросам жилищного обеспечения, появление новых форм решения жилищных проблем сотрудников, необходимое финансирование жилищной программы в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, повышение внимания к решению указанной проблемы со стороны должностных лиц центрального аппарата, ЦГИЖБО и отдельных органов и учреждений ФСИН России положительно отразились на практике реализации жилищных прав сотрудников уголовно-исполнительной системы.^

1. Водкина Т. П. Конституционное право граждан на жилище: теоретические основы и нормативно-правовые особенности в субъектах Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 12.

2. Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения : приказ ФСИН России от 29.08.2013 № 496 // Российская газета. 2013. 9 октября.

3. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30.12.2012 № 283-Ф3 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7608.

4. О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации : пост. Правительства Рос. Федерации от 24.04.2013 № 369 // СЗ РФ. 2013. № 18, ст. 2269.

5. О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан : указ Президента Рос. Федерации от 30.09.1997 № 1062 // СЗ РФ. 1997. № 40, ст. 4582.

6. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы : пост. Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 № 1050 // СЗ РФ. 2011. № 5, ст. 739.

7. О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» пост. Правительства Рос. Федерации от 21.03.2006 № 153 // СЗ РФ. 2006. № 13, ст. 1405.

8. Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе : приказ ФСИН России от 16.05.2012 № 267 // Российская газета. 2012. № 156.

9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1), ст. 14.

10. О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2014 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2014 года : приказ Минстроя России от 10.01.2014 № 7/пр // Российская газета. 2014. 29 января.

11. Вологодский рынок недвижимости в 2014 году // МК в Вологде. URL: http://vologda.mk.ru/ article/2013/12/25/964766-vologodskiy-ryinok-ned-vizhimosti-v-2014m-godu.html/ (дата обращения: 25.10.2014).

12. О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации : пост. Правительства Рос. Федерации от 27.12.2004 № 852 // СЗ РФ. 2004. № 52 (часть 2), ст. 5516. Документ не применятся в отношении лиц, на которых распространяется действие пост. Правительства Рос. Федерации от 12.03.2013 № 204.

13. Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов : пост. Правительства Рос. Федерации от 16.03.2013 № 217 // СЗ РФ. 2013. № 12, ст. 1320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.