Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальные кластеры как основа повышения эффективности системы управления ЖКХ в процессе ее реформирования'

Жилищно-коммунальные кластеры как основа повышения эффективности системы управления ЖКХ в процессе ее реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
957
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальные кластеры как основа повышения эффективности системы управления ЖКХ в процессе ее реформирования»

предотвращает или снижает риск такой фактор, как нормальные деловые отношения между поставщиками и потребителями военной продукции.

б) Локализация риска. Эту процедуру можно осуществить, например, путем выделения или создания самостоятельного (так называемого, венчурного) малого оборонного предприятия для реализации принятого инновационного проекта. Здесь риск сосредотачивается в пределах небольшого дочернего хозяйствующего субъекта. Это особенно важно для крупных предприятий ОПК, где риск может больше проявляться, чем на более мелких, но более специализированных фирмах.

в) Распределение риска. Риск можно и нужно распределять как по времени, так и в «пространстве». Распределение риска по времени необходимо использовать в том случае, если оборонный проект проходит последовательные и довольно четкие стадии (этапы). Это относится, прежде всего, к сложным системам ВВТ. В этих случаях для каждого из вычлененных этапов надо предусмотреть свои меры компенсации риска, что может оказаться более экономичным. Что касается распределения риска в «пространстве», то здесь следует выделить такие меры, как:

• диверсификация деятельности, то есть работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других;

• распределение риска между смежниками - участниками инновационного процесса посредством заключения многостороннего

• договора или заключения множества пар двухсторонних договоров, фиксирующих ответственность участников в случае неудачи;

• дробление рынка сбыта, то есть увеличение количества потребителей продукции и распределение поставок между ними так, чтобы отказ нескольких от покупок не сорвал производственную программу в целом; дробление рынка поставщиков с той же целью.

г) Компенсация риска. Это наиболее сложный и тонкий инструмент обеспечения безопасности и повышения эффективности инновационной деятельности. Компенсационные меры, как правило, действуют в той экономической среде, в пределах которой осуществляются инновационные процессы, их активизация. Смысл метода компенсации риска состоит в отодвигании границы неорганизационного рынка с помощью горизонтальной и вертикальной интеграции в целях создания на входах и выходах оборонного предприятия устойчивых островков предсказуемого организационного рынка: надежного долговременного спроса и таких же поставок (закупок) изделий, необходимых для производства инновационной военной продукции. Практическое использование концепции приемлемого риска в процессе инновационной деятельности оборонного предприятия позволит:

• выявлять потенциально возможные ситуации, связанные с неблагоприятным развитием событий, результатом которых может быть не достижение поставленных целей;

• получать характеристики возможного ущерба, обусловленного с нежелательным развитием событий;

• осуществлять заблаговременно деятельность по снижению риска до приемлемого уровня.

В-четвертых, существенное значение для повышения эффективности инноваций в ОПК имеет хорошо отлаженная инновационная инфраструктура. Будет полезным формирование единой системы ГОЗ, воссоздание единого Министерства оборонной промышленности РФ и т.д.

Все это вместе взятое существенным образом повлияет на усиление активизации инновационной деятельности в ОПК, повышение ее эффективности и управляемости.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

И.В. Морозов, к.э.н., Генеральный директор ФГУП «Поклонная гора»

На современном этапе развития ЖКХ оказался исчерпанным потенциал экстенсивных факторов роста и сложившейся централизованной вертикально-интегрированной системы управления. Полный механизм управления ЖКХ должен быть связан с формированием новых принципов и рыночных подходов, обеспечивающих взаимодействие субъектов хозяйствования не на административной основе, а через согласование их интересов при формировании спроса и предложения на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Предметом данного исследования является разработка методологии структуризации системы управления ЖКХ в процессе его реформирования на основе обоснования кластерной системы и сетевой организационной структуры, как факторов, содействующих устойчивому жилищно-коммунальному обслуживанию и усилению конкурентоспособности предприятий ЖКХ.

Исходя из ранее рассмотренных подходов к ЖКХ как к межотраслевому комплексу, в основу кластерной схемы должно быть, положено межотраслевое взаимодействие.

Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу. Обеспечивая основу необычайного конкурентного успеха в отдельных областях бизнеса, кластеры выступают ярко выраженной особенностью любой национальной, региональной и даже столичной экономики1.

Преобладание в экономике кластеров, а не изолированных фирм и отраслей, обнаруживает важность понимания природы кластеров и роли географического расположения для конкурентного преимущества.

Наиболее полное значимое развитие идеи кластерного подхода рассмотрено М. Портером для управления конкурентоспособностью. Вместе с тем, в трудах Клейнера Г., Сальникова Д., Воронова А., Флеровой И. и других отечественных ученых предлагаются подходы к использованию кластерных схем для формирования механизма устойчивого роста и обеспечения конкурентного роста и обеспечения конкурентной способности экономики региона.

Идея кластера представляет собой новый подход к видению регионального жилищно-коммунального комплекса, а также указывает на новые роли собственников жилья, управляющих компаний и других организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности. Кластеры в жилищно-коммунальной сфере - это группы территориально расположенных и соседствующих, взаимосвязанных организаций и объектов, характеризующихся общностью и нацеленностью деятельности на жилищнокоммунальное обслуживание потребителей, и взаимодополняющих друг друга. Территориальный охват кластеров может варьироваться от муниципального района, административного округа (для таких мегаполисов, как Москва) до города, а также нескольких соседствующих муниципальных образований (поселений, районов, городских районов).

Кластеры в ЖКХ могут иметь различную конфигурацию и форму в зависимости от охвата территориальных систем жизнеобеспечения, от глубины и сложности производственно-технических систем.

Проведенный анализ особенностей ЖКХ и теоретических аспектов развития кластерной концепции позволил предложить следующую классификацию:

• по признаку локализации объектов: территориальные или рассредоточенные в разрезе нескольких муниципальных образований;

• по форме связей: вертикально-интегрированные или горизонтальные, сетевые структуры;

• по степени государственного регулирования и административного управления;

• по технологическому признаку: технологические кластеры, в которых присутствует взаимосвязанный технологический процесс, инновационные и в том числе информационные (ориентированные на потребительский рынок жилищно-коммунальных услуг);

• по социальному признаку, специфичному для отраслей жилищно-коммунального комплекса.

Принципиальные подходы к формированию новой структуры управления ЖКХ, регламентированные введенным в действие 01.03.2005 года Жилищным Кодексом Российской Федерации, определяют главную компоненту - многоквартирный жилой дом как базовый объект, на который нацелены все сопутствующие отрасли, предприятия ЖКУ, органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие существен-

1 Аксенов П.Н. Совершенствование системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в условиях перехода на рыночные методы хозяйствования, М, «Юго-Восток-сервис», 2003

Рис. 1 Схематическая структура жилищно-коммунального кластера

ное влияние на функционирование кластера.

Таким образом, определение структурных границ и составных частей жилищно-коммунального кластера целесообразно начать с рассмотрения многоквартирного жилого дома и способа его управления, и затем выявить цепочку по вертикали вышестоящих организаций и учреждений, связанных с жизнеобеспечением данного дома и обслуживанием жителей.

На следующем этапе нужно найти по горизонтали отрасли, предприятия и компании, производящие, транспортирующие и предоставляющие комплекс услуг или работ в системе ЖКХ.

После установления отраслей ЖКХ, предприятий, фирм, входящих в жилищно-коммунальный кластер, следующий шаг состоит в выделении организаций, обеспечивающих подготовку и переподготовку специалистов технологиями и информацией, капиталом и обеспечивающей инфраструктурой (банки, страховые компании, паевые инвестиционные фонды и т.д.) и иных групповых профессиональных и общественных структур (ассоциации, ТСЖ, союзы квартиросъемщиков, собственников жилья, домовые комитеты, организации по защите прав потребителей и т.д.).

На завершающем этапе выявляются государственные, муниципальные структуры, регулирующие органы, оказывающие существенное экономическое и регулирующее административное воздействие на организации, входящие в кластер ЖКХ.

На основе вышеизложенных положений на рис. 1. приведена разработанная автором схематическая структура жилищно-коммунального кластера. Несмотря на то, что ни одна структура не может включать все компоненты, из которых состоит кластер, в то же время с их помощью иллюстрируются важные свойства и взаимосвязи. Например, на рис 1. ясно показывается несколько цепочек (производственных, информационных, обучающих, ресурсосберегающих, ремонтно-эксплуатационных), связанных отраслей, предприятий, учреждений и т.д., вовлеченных в жилищно-ком-

мунальный кластер. Кроме того, эти структуры также задействованы в общем рыночном пространстве и конкурируют внутри тех же сегментов рынка жилищно-коммунальных услуг.

Границы жилищно-коммунального кластера должны определять все предприятия, организации, между которыми существуют сильные связи или которые ориентируют свою деятельность на обеспечение жизнедеятельности отдельной территории на основе вертикальных, горизонтальных или структурных связей. Следует отметить, что границы жилищно-коммунального кластера не подчиняются стандартным системам отраслевой классификации и управления. В настоящее время ЖКХ как сложная многоотраслевая система отличается разноведомственными интересами, различным экономическим механизмом функционирования предприятий ЖКХ, не позволяющим в целом повысить эффективность жилищно-коммунального обслуживания. Кластеры ЖКХ представляют собой, в первую очередь, упорядочение социально-экономических показателей и экономических отношений для исследования региональной жилищно-коммунальной экономики.

Однако важнейшим значением кластеров в ЖКХ может являться создание на их основе «технологии высоких возможностей», как на инструментах и методах повышения эффективности системы управления и роста технологических возможностей.

Присутствие в кластере предприятий с высокорентабельным производством, менеджментом и современными технологиями может влиять на окружение и превратиться в норму для всех предприятий и организаций.

Посредством своего конкурентного преимущества высокорентабельное предприятие может оказывать влияние, в первую очередь, на производительность труда и ее рост.

Кластер ЖКХ можно определить как систему взаимосвязанных организаций и предприятий по единой технологии производства, транспортировки и представления услуг, нацеленной на управление многоквартирным жилым домом и качественное жилищно-коммунальное обслуживание, ценность которой как единого целого превышает арифметическую сумму составных частей.

Жилищно-коммунальные кластеры повышают конкурентные преимущества этой системы и влияют на повышение производительности труда (что для ЖКХ является весьма актуальной нерешенной задачей), расширение способности к инновациям, стимулирование новых бизнес-структур, поддерживающих инновации и в том числе ресурсосберегающие технологии, а также на создание информационной и обучающей инфраструктуры.

Каждый из вышеперечисленных факторов влияния на повышение эффективности жилищно-коммунального обслуживания населения зависит от межструктурных взаимодействий, межличностных взаимоотношений -формальные и неформальные организационно-экономические механизмы и нормы культуры, менеджмента - имеют положительное значение для развития и функционирования кластеров в сфере ЖКХ.

Важное значение формирования кластеров для повышения эффективности и конкурентных преимуществ имеет доступность информации по маркетингу, статистическим и оценочным показателям, современным технологиям, текущим и перспективным потребностям в жилищно-коммунальных услугах. В рамках жилищно-коммунального кластера доступ к информации может быть организован менее затратно для входящих в него структур, создавая условия для более результативной работы. Создаваемые жилищно-коммунальным кластером информационные преимущества обеспечиваются за счет близости (технологической, организационно-экономической) структур, наличия постоянных контактов и общественных связей.

Следует также отметить, что в кластере сильнее проявляются преимущества для разработки внедрения инноваций, чем в изолированно работающих организациях. Участие в кластере дает преимущества во внедрении технологий ремонта, эксплуатации, ресурсосбережения, развития новых сервисных услуг, диспетчеризации и автоматизации за счет доступа к информации, новым стратегиям в обслуживании жилищного фонда и территорий, франчайзинга передового опыта, мониторинга за тенденцией платежеспособного спроса различных категорий потребителей, специализации и модульного обучения специалистов и рабочих. При этом важно подчеркнуть, что органы управления с большей готовностью и скоростью реагируют на потребности кластера, чем на отдельные потребности, например, ТСЖ, а установление тесных связей поставщиков, производителей и

потребителей создает основу для заключения разносторонних договоров или установления партнерских отношений.

Важнейшим преимуществом кластера в жилищно-коммунальной сфере территориального образования является создание побуждающих мотивов для формирования инфраструктуры нового бизнеса. Возможности кластера для развития малого и среднего бизнеса реализуются за счет использования имеющегося в нем потенциала специалистов, финансовых структур и инвесторов, предоставляющих более льготные условия финансирования, а также за счет более низких барьеров входа и рисков.

Социальная составляющая жилищно-коммунального кластера создает потенциал согласования интересов производителей, частного бизнеса и

населения, выступающего в роли заказчика и контролера качества жилищно-коммунального обслуживания.

Создание и развитие кластера - длительный процесс, который должен базироваться на организационных усилиях. На уровне органов власти создание кластера должно инициироваться через организованные агентства, а также посредством управления структурой и членством в организациях по осуществлению надзора за бизнесом.

Таким образом, кластеры в жилищно-коммунальной сфере могут рассматриваться как новый дополнительный способ повышения эффективности системы управления ЖКХ, организации жилищно-коммунальной политики и жизнеобеспечения территорий.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Э.О. Цатурян, к.э.н., Проректор МГОУ

Важным этапом управления предпринимательской деятельностью вуза является формирование его стратегии, поскольку возможные ошибки и просчеты на данном этапе чреваты для образовательного учреждения существенными денежными потерями и могут свести на нет все усилия руководства в сфере приносящей доходы деятельности.

Если рассмотреть определение стратегии, то можно заключить, что в самом общем виде стратегия представляет собой совокупность целей предприятия и средств их достижения, определяющих направления действий на долговременную перспективу, путь дальнейшего поведения в среде.

Более конкретное определение стратегии образовательного учреждения дают Ф. Котлер и А. Фокс. Они понимают под маркетинговой стратегией вуза «решения о сохранении, модификации или ликвидации текущих образовательных программ и рынков учебного заведения; о будущих новых программах и рыночных возможностях по их воплощению; о воздействии вуза на конкурентов; о создании маркетингового комплекса (выбор цен, форм и методов рекламы, сбыта и сервиса)».

В числе необходимых свойств стратегии организации специалисты называют:

Целенаправленность - стратегия представляет собой систему действий, ведущих к достижению поставленной цели.

Обоснованность - стратегия основана на выводах анализа внешней и внутренней среды организации.

Системность - стратегия представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий.

Синергия - стратегия должна включать в себя такие действия, которые в совокупности дают мультипликативный эффект.

Планомерность - стратегия представляет собой не просто набор правил (как действовать), она также определяет, в каком порядке, когда и где действовать.

Адаптивность и гибкость - стратегия должна служить инструментом гибкого приспособления организации к среде при условии выполнения миссии и достижения генеральных целей.

Осуществимость - стратегия должна быть основана на реальных возможностях организации, определяемых условиями внешней среды и потенциалом самой организации.

Экономность - стратегия должна представлять собой систему действий, позволяющих достигать цели оптимальным образом, то есть, используя только те ресурсы и в таком объеме, в каком это действительно необходимо.

Стратегический план образовательного учреждения определяет генеральную линию поведения вуза на рынке образовательных услуг, в том числе:

1 устанавливает основные направления деятельности вуза (преимущественную направленность по профилю образования, предлагаемые уровни обучения);

2 очерчивает целевые сегменты, на удовлетворение образовательных потребностей которых направлена деятельность вуза;

3 определяет основные принципы и подходы, касающиеся отношений вуза с конкурирующими образовательными учреждениями (наступательное или оборонительное конкурентное поведение);

4 определяет основные элементы позиционирования вуза, дифференцирующие образ вуза в глазах контактных аудиторий от конкурирующих образовательных учреждений;

5 устанавливает направление развития номенклатуры и ассортимента образовательных услуг вуза (набор специальностей и специализаций, формы обучения);

6 задает принципы и подходы к ценообразованию на коммерческие образовательные услуги;

7 определяет принципы и подходы в области коммуникационной и сбытовой деятельности вуза;

8 устанавливает основные направления оказания сопутствующих услуг (культурно-бытовых, библиотечных, консультационных и прочих).

Стратегия предпринимательской деятельности может быть следующих типов: интенсификационная стратегия, интеграционная стратегия, стратегия диверсификации.

Интенсификационная стратегия предпринимательской деятельности вуза подразумевает как количественный рост, так и качественное развитие (совершенствование) вуза. Стратегия этого типа может быть реализована в следующих направлениях:

1. Глубокое проникновение вуза на рынок в рамках традиционных целевых сегментов. Данная стратегия направлена на привлечение большего количества абитуриентов без изменения характеристик образовательных услуг. Инструменты реализации стратегии могут быть следующие: изменение ценовой политики вуза (снижение цен, введение льгот для тех или иных категорий потребителей), усиление рекламной активности вуза, предложение новых форм оказания традиционных образовательных услуг (например, обучение студентов в офисе организации-потребителя услуг, дистанционное образование для традиционных категорий потребителей, открытие новых учебных корпусов в рамках традиционного географического рынка и т.д.). Основная цель данной стратегии - увеличение потребительской активности.

2. Расширение границ традиционного рынка вуза. Данная стратегия направлена на привлечение новых абитуриентов без изменений предлагаемых образовательных услуг. Эта стратегия может быть реализована следующими путями: открытие новых филиалов вуза, предоставление дистанционного образования новым категориям потребителей, заключение договоров с новыми организациями-потребителями.

3. Совершенствование образовательных услуг. Данная стратегия направлена на увеличение покупательской активности и привлечение новых потребителей путем совершенствования предлагаемых образовательных услуг. Эта стратегия может быть реализована посредством расширения количества (или изменения состава) специализаций в рамках традиционных специальностей, совершенствования технического и методического обеспечения учебного процесса, внедрения новых технологий обучения (активные методы обучения, дистанционное образование), предложения новых сопутствующих услуг и т.д.

Интеграционную стратегию вуза можно разделить на три типа:

1. Регрессивная интеграция. Данная стратегия предполагает налаживание сотрудничества вуза с образовательными учреждениями предыдущих ступеней обучения - школами, средними специальными учебными заведениями.

2. Прогрессивная интеграция. Данная стратегия направлена на интеграцию вуза с предприятиями, научными учреждениями, другими организациями, которые могут быть заинтересованы в сотрудничестве с вузом в решении вопросов подготовки высококвалифицированных специалистов.

3. Горизонтальная интеграция. Данная стратегия подразумевает интеграцию вуза с другими образовательными учреждениями, предлагающими высшее профессиональное образование, то есть со своими прямыми или косвенными конкурентами. Горизонтальная интеграция - это установление и поддержание между вузами партнерских отношений долговременного характера в сфере образовательной деятельности. Основные цели горизонтальной интеграции - совместное решение сложных задач в сфере оказания образовательных услуг, рационализация управления образовательной деятельностью, оптимизация использования ресурсов.

Интеграция может быть осуществлена в различных формах и носить характер более или менее тесной связи - от «мягких» ассоциаций (с четким разделением сфер влияния, обязанностей и сохранением каждым партнером самостоятельного юридического статуса) до полного слияния с образованием единой организации (одно юридическое лицо).

Стратегия диверсификации вуза может быть нацелена на сохранение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.