Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное хозяйство на страницах региональных газет (на примере Костаная и Челябинска)'

Жилищно-коммунальное хозяйство на страницах региональных газет (на примере Костаная и Челябинска) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
578
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО (ЖКХ) / ГАЗЕТЫ / ЧЕЛЯБИНСК / КОСТАНАЙ / "ЮЖНОУРАЛЬСКАЯ ПАНОРАМА" / "НАШ КОСТАНАЙ" / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Турбилова Е. А.

На примере конкретных изданий рассматривается специфика освещения проблем ЖКХ на страницах газет Челябинска и Костаная. Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить понятие социальной журналистики, рассмотреть, как региональные газеты освещают проблемы ЖКХ, провести анализ материалов газет «Южноуральская панорама» и «Наш Костанай». Актуальность темы обуславливается тем, что одной из самых популярных и обсуждаемых тем в журналистике остается ЖКХ. Следовательно, от того, какой будет подача информации и организация обсуждения, зависит, как воспримет ее аудитория. Качество работы журналистов напрямую влияет на формирование общественного мнения. Недостаточное внимание журналиста к проблемам своей аудитории, к вопросам с ее стороны негативно сказывается не только на работе самого СМИ, но и на общественных процессах в стране в целом. Таким образом, данная статья также поднимает тему социальной ответственности журналиста за формирование информационной и социальной атмосферы в обществе, что особенно актуально в эпоху технологических перемен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Турбилова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство на страницах региональных газет (на примере Костаная и Челябинска)»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

Е. А. Турбилова

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО НА СТРАНИЦАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ (НА ПРИМЕРЕ КОСТАНАЯ И ЧЕЛЯБИНСКА)

На примере конкретных изданий рассматривается специфика освещения проблем ЖКХ на страницах газет Челябинска и Костаная. Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить понятие социальной журналистики, рассмотреть, как региональные газеты освещают проблемы ЖКХ, провести анализ материалов газет «Южноуральская панорама» и «Наш Костанай». Актуальность темы обуславливается тем, что одной из самых популярных и обсуждаемых тем в журналистике остается ЖКХ. Следовательно, от того, какой будет подача информации и организация обсуждения, зависит, как воспримет ее аудитория. Качество работы журналистов напрямую влияет на формирование общественного мнения. Недостаточное внимание журналиста к проблемам своей аудитории, к вопросам с ее стороны негативно сказывается не только на работе самого СМИ, но и на общественных процессах в стране в целом. Таким образом, данная статья также поднимает тему социальной ответственности журналиста за формирование информационной и социальной атмосферы в обществе, что особенно актуально в эпоху технологических перемен.

Ключевые слова: социальная журналистика, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), газеты, Челябинск, Костанай, «Южноуральская панорама», «Наш Костанай», средства массовой информа-

Изменения, которые произошли в странах бывшего Советского Союза, коснулись разных сфер жизни. Большое значение в культуре приобрело слово «социальный», на сегодняшний момент это понятие является одним из главных в современном публичном дискурсе.

Социальная журналистика - еще не вполне устоявшийся термин. Даже те, кто ею занимаются, определяют ее по-разному. «Для части из них социальная журналистика - это представительница интересов неблагополучных слоев общества, попытка раскрыть их проблемы и защитить посредством печатного слова».

«Социальная журналистика - это направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем и вопросов общества. Проблем, связанных с противоречиями внутри общества (система «человек - общество»); это вопросы здравоохранения, образования, обеспечения работой, проблемы антиглобализма и другие» [1. С. 240].

Как рассуждал И. М. Дзялошинский, взаимосвязь читателя и журналиста, может быть разная, вот несколько вариантов:

— Обсуждение. Можно, к примеру, создать форумы (тематические или нет). А также просто цитировать читателя в газете, поделиться общественным мнением.

— Вовлечение. Найти добровольцев, готовых помочь социуму и поучаствовать в разных проектах, к примеру, помощь инвалидам или благотворительность.

— Организация. Объединить людей для решения какой-либо проблемы. Это один из высших уровней социального самосознания. Конечно, такие проекты нелегко поддерживать, но, как правило, они самые эффективные [2. С. 210].

Направление социальной журналистики должно быть ориентировано на совместное решение социально значимых проблем, на улучшение жизни общества.

По мнению Т. И. Фроловой, у социальной журналистики есть следующие функции:

— помочь одному человеку в его проблемной ситуации, опубликовать возможное решение сложившейся ситуации и выработать цепочку действий для разрешения проблемы.

— находить и вырабатывать новые темы, прослеживать изменения, давать оценку, помогать ориентироваться людям в прогрессирующем мире, вырабатывать стимул, инициативу и активность.

— всегда помогать в реализации новых мнений и оценок в различных проблемах, не допускать замалчивания или игнорирования сложных ситуаций.

— давать объективную информацию о социальных проблемах, разработать позицию по актуальным проблемам, обсуждать и проводить экспертизы о новых законопроектах, активно участвовать в становлении социальной политики и следить за ее функционированием.

— поддерживать чашу весов (равновесие), обоснованно публиковать мнения различных социальных институтов, разговаривать на одном языке между разными группами людей.

— помнить об этике нравственности и морали. Поддерживать людей и помогать им. Гуманизм и доброта выше ситуативных интересов разных групп людей [3. С. 305].

Социальная тематика в прессе предполагает освещение социальных вопросов, связанных непосредственно с жизнью и условиями жизни людей, такие как жилищно-коммунальные услуги, детские сады, пенсии, медицинские проблемы.

Ни для кого не секрет, что одна из основных составляющих потребностей людей - это безопасное и комфортное жилье. Также жилье должно снабжаться электроэнергией, водой, газом и конечно теплом. Как известно, в любом городе существуют соответствующие институты, отвечающее за городское хозяйство, которые поддерживают функционирование городских систем для комфортного жилья населения.

«Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - это совокупность предприятий, служб и хозяйств, призванных обеспечить населению комфортное проживание путем предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), отвечающих современным стандартам качества» [4. С. 1].

Жилищно-коммунальные услуги для человека являются жизненно необходимыми.

Изначально понятие «жилищно-коммунальные услуги» было таковым: «действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов, подаче электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды» в ГОСТ 51617-2000 [5. С. 3].

Сфера ЖКХ имеет исключительно социальную направленность, так как определяет благосостояние населения. И тут часто кроются хронические неплатежи предприятий энерге-

тикам, влекущие за собой отключения горячей воды, отопления и электричества. За этим же словом таится плохо работающий транспорт и беспредел водителей коммерческих маршрутов и рейсов. За ним же скрываются неубранный снег и скользкие тротуары, колдобины на дорогах и помойки, с которых не вывозится мусор, протекающие крыши домов и темные подъезды, аварийные мосты и ржавые остовы, когда-то бывшие каруселями на детской площадке во дворе...

Неудивительно, что замена слова «хозяйство» словом «бесхозяйственность» стала журналистским штампом. Вот эта-то «бесхозяйственность» и оказывается единственным предметом, на который у акиматов есть полные права. Заметим также, что проблема тика социальной защиты и бесхозяйственности тесно переплетены, и особенно острыми оказываются вопросы, находящиеся «на стыке» двух этих больных тем. К числу таких вдвойне неприятных информационных тем, несомненно, относится коммунальная сфера.

Для того чтобы понять эффективность освещения ЖКХ в Челябинске и Костанае, рассмотрим наболевшие темы и проведем анализ.

Наш Костанай

Еженедельный тираж газеты «Наш Костанай» составляет около 14 тыс.

Собственник издания - акимат внутренней политики Костанай. Свою историю это издание ведет с августа 1990 года. Редакция газеты расположена по адресу: проспект Аль-Фараби, 90, город Костанай.

Сегодня газета выходит во вторник и четверг с полезной и просто интересной информацией. Газету получают 10 сельских округов Костанайского района.

Всего за год газета «Наш Костанай» выпустила 100 номеров.

В газете «Наш Костанай» поднимаются проблемы общественно-политические, в основном городские, но иногда и сельские проблемы.

И сразу же обратимся к ЖКХ на примере газеты «Наш Костанай». Обеспечивать функционирование инфраструктуры зданий в населенных пунктах, создающие удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путём предоставления им широкого спектра услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей - это все и ест ЖКХ. Газетой «Наш Костанай» написано немало статей на эту тему: «Снежное соседство», «Собственник квартир

дому не хозяин?», «Пассажирский SOS» , «Не было проблем, купили квартиру!», «Горячий вопрос в холодные времена».

Статья «Снежное соседство» рассказывает о проблеме, с которой столкнулись жители города - большое количество снега может стать причиной подтопления жилого сектора. Жанр публикации смешанный, статья интервью-монолог: «Почему снег не вывозят со двора? - спрашивают одни. Куда нужно жаловаться? - интересуются другие»; также информационный жанр: «Как сообщили в РГУ Управления по защите прав потребителей, обо всех нарушениях, связанных с уборкой снега, можно сообщить в службу «05» или по номеру 57-57-23. Жалобу передадут в отдел ЖКХ, где будет создана комиссия, и вопрос непременно решится» (Вахненко В. Снежное соседство // Наш Костанай. - 2014. - С. 9).

В следующей статье «Собственник квартир дому не хозяин?» журналист сразу всех предупреждает: «Владимир Иванович Жур-ный из числа тех людей, которым всегда и до всего есть дело». Статья интервью-монолог, где профессионал по вопросам ЖКХ пришел в газету, чтобы высказать свое мнение по их решению. Интервью-сравнение, где гость сравнивает время перестройки: «...жилье все строили и строили. И так продолжалось до перестройки, когда приняли решение провести приватизацию. Проще говоря, жилье передали людям в собственность, чтобы они несли ответственность по эксплуатации и ремонту»; и нынешнее: «Сейчас в городе ведется модернизация ЖКХ. Из бюджета выделяются большие средства на ремонт жилья. В основном реконструируют подвалы и крыши, меняют санитарно-технические системы», выявляя недостатки: «Но не все так гладко, как хотелось бы! Где произвели ремонт систем отопления, стало холодней, так как монтируют их из полипропиленовых труб с заниженным диаметром, устанавливают запорную арматуру на приборах, что категорически запрещено требованиями ГОСТа, которые никто не отменял». Статья обрывается, словами гостя, который как будто хочет донести до нас важность своего статуса. «Мое мнение основывается на 20-летней практической работе в системе ЖКХ и 15-летней работе на монтаже санитарно-технических систем» (Ярова, А. Собственник квартиры дому не хозяин? // Наш Костанай. - 2014. - С. 10).

Небольшая статья «Пассажирский SOS» начинается с проблем клиентов, которые поль-

зуются услугами Костанайского автовокзала и испытывают массу неудобств из-за закрытия платной стоянки для такси и легкового транспорта. Публикация информационного жанра «Эти требования администрацией автовокзала и городскими властями выполнялись с момента сдачи автовокзала в эксплуатацию с 1985 года. Затем, в 2010 году часть территории была передана частному лицу для обслуживания комплекса Audi-центра». Статья заканчивается обещанием: «Сейчас решается вопрос о выделении земельного участка для высадки пассажиров и отстоя городских маршрутных автобусов, - пояснил заместитель акима областного центра Виктор Радченко. - О том, как разрешится данная ситуация, мы обязательно проинформируем читателей "НК"» (Набиева, З. Пассажирский SOS. // Наш Костанай. - 2014. - С. 7).

«Не было проблем, купили квартиру!» - так звучит статья в рубрике «На контроле». Один из домов, построенных по программе «Доступное жилье», сданный в феврале этого года, уже разрушается. «Дом отвратительный» - статья информационная, жанр разговорный. «Глава семейства признается, сначала радовались, но когда первая эйфория прошла, начали искать дополнительные деньги. Вновь обретенное семейное гнездышко требует вложений». Финиш статьи, как всегда, составляют одни обещания, никаких фактов нет: «Кокшетаускую компанию-застройщика "СтройТехГС"

оштрафовали, взыскано 5 млн тенге. Также мы подали иск в суд о принудительном исполнении гарантийных обязательств. К сожалению, внести эту компанию в реестр недобросовестных участников госзакупок не удалось. Но к концу лета дом к газоснабжению будет подключен, кровлю приведут в порядок, - заявил "НК" руководитель отдела строительства акимата г.Костаная Арман Бекенов» (Алексе-енко, А. Не было проблем, купили квартиру! // Наш Костанай. - 2014. - 17 июня. - С. 15.).

«Горячий вопрос в холодные времена» волнует всех, даже газету «Наш Костанай». Костанайская пенсионерка жалуется на холодные батареи отопления. Статья информационная. «Как утверждает представитель ПКСК "Юность" Виктор Си-биль, кооператив постоянно проводит работы в этом районе, реагирует на любые жалобы. Отопление здесь подключили в срок, в начале октября. Никакой задержки не было, - говорит Сибиль». О перебоях подачи тепла заявила

жительница дома по улице Ворошилова, 64. Это небольшая статья противоречий, с одной стороны, пенсионерка говорит: «Нам задержали подачу тепла, хотя на улице уже было холодно. Я спала в одежде, - сетует женщина. Комнатного термометра нет, поэтому сколько градусов в комнатах не знаю, но я замерзаю. Представитель тепло-энергетической компании Дамир Мухамедиев с помощью спецоборудования выяснил, что температура воздуха в квартире пенсионерки составляет 20-22 градуса», а с другой стороны, сотрудники ПКСК утверждают: «В угловых точках измерения прибор показывает 19,5-20 градусов тепла. Возле балконной двери - 16 градусов. И это учитывая то, что форточка поблизости открыта, - говорит Мухамедиев. - Около батареи прибор показывает 45 градусов. При том, что температура на улице минус 10-12, это отличный показатель». В итоге сам заместитель акима города решил узнать, есть ли жалобы у других: «Никто больше на перебои с теплоснабжением не жаловался» (Кузь-мичев, А. Горячий вопрос в холодные времена. // Наш Костанай. - 2014. - 20 ноября. - С. 17).

Также в газете «Наш Костанай» освещаются проблемы села в таких статьях, как «Асфальт

- слоями!», «Нам не нужен этот магазин!», «Большие проблемы, небольшого поселка».

«Только треть костанайских дорог находится в хорошем состоянии» - так начинается статья «Асфальт - слоями!». Речь идет о семидесяти километрах асфальтового покрытия, которые прошли средний, капитальный ремонты и реконструкцию. Более половины дорог в Костанае получили удовлетворительную оценку, состояние почти 20 % дорог эксперты называют неудовлетворительным. Жанр статьи информационный: «Аким региона поручил в срок до 10 июня завершить ремонт кольца по ул. Авиационной и поддержал предложение подрядчиков закатать в этом году по ул. Герцена в границах улиц Орджоникидзе - 2-я Костанайская только нижний слой асфальта». Статья заканчивается комментарием одного из водителей: «Даже нижний слой асфальта положен качественно, - говорит водитель "Газели" Максут Абдрахманов. - Если закатают еще на раз, дороги будут, как в Европе. Конечно, сейчас из-за ремонта улицы Герцена на ул.Каирбекова пробки, но это временные неудобства. Если поставить регулировщика в часы пик, заторов, думаю, будет меньше» (Утево-ва, А. Асфальт - слоями! // Наш Костанай. - 2014.

- 15 мая. - С. 10).

Информационная статья «Нам не нужен этот магазин!». «Сложенные плиты целый год мозолили нам глаза, этот участок, некогда представлявший собой аллею, превратился в удобное место для сборищ маргиналов. Повсюду пустые бутылки, мусор, шприцы - полная антисанитария, чего раньше не было. Жильцы создали инициативную группу, которую возглавила Нина Родичева. Именно она от лица всех возмущенных таким произволом жильцов обивает пороги различных инстанций, пишет запросы и обращения с просьбой разобраться в сложившейся ситуации». Статья о строительстве торгового дома, противостояние владелицы будущего двухэтажного строения длится уже второй год. Уступать в этой борьбе не намерена ни одна из сторон. Статья небольшого размера, заканчивается заметкой областного департамента государственного архитектурно строительного контроля и лицензирования: «"Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов", вследствие чего были повреждены зеленые насаждения. В ее адрес направлено предписание об устранении нарушений. А вот провести внеплановую проверку в отношении индивидуальной предпринимательницы не представляется возможным, так как в стране объявлен мораторий на проверку субъектов малого и среднего бизнеса» (Мелехова В. Нам не нужен этот магазин! // Наш Костанай. -2014. - 18 октября. - С. 16).

К 1 июня следующего года в поселке Дружба будет построена детская спортивная площадка, об этом написала газета «Наш Костанай» в статье «Большие проблемы небольшого поселка». Статья информационная. «В городскую черту Дружба была включена по решению областного маслихата пять лет назад. За это время из республиканского бюджета только на развитие инфраструктуры населенного пункта выделено более 2 млрд тенге. Благодаря поддержке государства был построен водопровод, заменены канализационные сети, проведен газ. Но и нерешенных проблем немало». Также своими проблемами поделились и сами граждане, здесь уже информационный жанр смешивается с разговорным: «Я живу в трехэтажке, рядом с которой еще 20 лет назад был вырыт котлован для строительства многоэтажного дома, - поделилась Турина. - Потом стройку "заморозили", а жители частного сектора используют котлован под свалку». Конец статья оптимистический: «Проблем хватает в каждом

микрорайоне. Узнать их помогают встречи с населением и трудовыми коллективами, - сказал глава города. - И мне, как новому руководителю, хочется владеть ситуацией, чтобы в перспективе решить наболевшие вопросы» (Кузьмичев, А. Большие проблемы, небольшого поселка. // Наш Костанай. - 2014. - 14 октября. - С . 8).

Южноуральская панорама

Южноуральская панорама - это региональная общественно-политическая газета. Начало выпуска с 1997 года. В газете публикуются темы политические, экономические, культурные, социальные и спортивные. Газета выходит три раза в неделю, во вторник и субботу форматом А2, и в четверг форматом А3 на территории Челябинской области. Учредителем является Правительство и Законодательное собрание Челябинской области. Тираж 13000. За год было издано более 200 номеров.

В двух рубриках «Вести с мест» и «Лента событий» можно заметить преобладание главных проблемных тем в виде репортажей, таких как: «Теплее, но не горячо», «Прорвало? Расплатишься», «Жить, а не выживать».

Последняя статья «"Октябрьский" газ в сентябре» поднимает острый вопрос регулирования газа в Октябрьском районе. Топливо в Октябрьский район пришло в феврале 2006 года. Однако после смены газового поставщика для области ведомственная программа была приостановлена. Причем в Октябрском районе из 52 населенных пунктов газифицировано пока только 8. «По словам главы Октябрьского района Михаила Молчана, Борис Дубровский после визита в территорию дал поручение форсировать темпы газификации. Глава региона выделил району дополнительно 6,4 млн рублей целевым назначением - на газификацию второй очереди райцентра - села Октябрьское. Сюда голубое топливо пришло еще 7 лет назад, но до сих пор уровень газификации едва превышает 16 %. По расчетам, после дополнительных финансовых вливаний области уже в этом году он здесь поднимется до 23 %» . Чем этот репортаж привлекает? Своим эффектом присуствия и решения проблемы в статье: «...Наладчики в спецовках проверяют сложнейшее оборудование газораздаточного пункта, следят за показаниями приборов. И вот торжественный момент - их стрелки сдвинулись, "понижающая станция" ожила. Как говорится, большому кораблю.» (Аникиенко, Е. «Октябрьский» газ в сентябре // Южноуральская панорама. - 2014. - 9 августа. - С. 5).

Одним из главных аспектов в газете « Южноуральская панорама» является рубрика «Обратная связь». В данной публикации «Человек и власть» можно рассмотреть взаимосвязь народа и правительства. На тот момент в Правительство Челябинской области с начала года поступило 4851 обращение от жителей Челябинска и области. Это письма, интернет-обращения, проблемы, озвученные в ходе личных приемов руководителей различного ранга, жалобы в общественные приемные. Так, весной люди жаловались на плохую очистку от снега дворов, сосульки, свисающие с кровель и представляющие опасность для людей, гололедица, усиливающаяся от смены минусовых и плюсовых температур, течи кровли, проблемы от «тяжелого» снега, не сброшенного вовремя, и многое другое. Социальная тема по-прежнему доминирует в почте. Одна из главных - жилищная, в том числе необходимость недорогого жилья. К сожалению, власть на местах не всегда реагирует вовремя и эффективно на такие сигналы. Ведь часто в письмах встречается фраза: «Куда мы только ни обращались. Вы - наша последняя надежда». Однако, как свидетельствуют результаты работы с подобными сигналами, многие проблемы можно было бы вполне решить на месте, не доводя ситуацию до критической точки. И тогда необходимости обращаться в «последнюю инстанцию», может быть, и не было бы вообще (Старикова, Л. Человек и власть // Южноуральская панорама.. -2014. - 6 марта. - С. 24.).

Одна из рубрик «Хочу поблагодарить» доказывает обратную связь с читателем и то, как эффективно работает государство, и какая немалая работа была проделана. Вот некоторые статьи из газеты: «Дом с водой» «Мы счастливые дольщики» «киоск смещен», «водопровод починен» «Бездомный получил приют», «Переход открыт», «Опоры восстановлены», «Быстро и эффективно», «Село преобразилось». В каждой из этих проблем оказало свою помощь государство. В некоторых отрывках заметно, что главы администраций районов тоже оставляют заметки о выполненной работе. Например, в такой рубрике, как Сигнал - ответ: «Повреждение устранено», «На Базарном светло», «Помощь обещана», «Киоск демонтирован».

На Базарном светло

«На улице Малышева и переулке Базарном нарушено освещение. Ходить в темное время опасно.

Л. Л-на, г. Миасс»

Как сообщила администрация Миасского городского округа, работы по восстановлению наружного освещения по улице Малышева и переулку Базарный выполнены обслуживающей организацией ООО «Лотор».

Куда девать ребятишек?

«Из-за частого отключения водоснабжения в Каслях не работают детские учреждения. Куда девать детей? Приходится брать дни за свой счет...

К. К-ль, г. Касли»

Как сообщила администрация Каслинского городского поселения, приняты все исчерпывающие меры по устранению причин, связанных с отключением водоснабжения. В настоящее время система водоснабжения работает в бесперебойном режиме.

Повреждение устранено

«В нашем доме № 42 по улице Байкальской топит подвал. Ужасный запах, насекомые, даже мыши проникают в квартиры.

В. Н-ин, г. Челябинск»

Как сообщила администрация Металлургического района, вопрос ненадлежащего содержания жилого дома 42 по улице Байкальской рассмотрен администрацией Металлургического района совместно с ООО «Ремжилзаказ-чик - ЖЭУ № 2».

В настоящее время повреждение на внутри-домовых канализационных сетях в подвальном помещении устранено. Остекление в подъездах восстановлено (Правительсво // «Повреждение устранено», «На Базарном светло», «Помощь обещана», «Киоск демонтирован». - 2014. -6 марта. - С. 24).

Еще одна рубрика из разряда ЖКХ - «Домоуправление». В основном здесь собраны альтернативные решения проблем связанных с жильем, как государство решает те или иные вопросы. Вот несколько статей на эту тему: «Решение за круглым столом», «Дружба жилищного сервиса», «И люди скажут спасибо», «Лучше предприятие ЖКХ России», «Грамотные приоритеты», «Мастера погоды в доме», «Цена комфорта». В данном случае обо всем говорят заголовки, которые описывают всю ситуацию. Статьи новостные, отчетные.

Экология всегда занимала не последнее место в жизни человека. Особенно заботят проблемы экологии Челябинска. Не стоит забывать, что поддержка чистоты во дворах и на улицах, так же забота ЖКХ. По статьям было понятно, что Челябинцы к чистоте относятся щепетильно и ответственно, т. к. в газете

«Южноуральская панорама» этой теме был посвящен целый выпуск. Статьи под названием: «Наведем порядок», «За чистоту родного города», «Инициатива поощряется», «Поддержав всероссийские акции», «За порядок и чистоту», «Чисто там, где ...», «Без революции», «Апрель - месяц чистоты», «И пошла по степи "Золотая метла"», «Чистые пятницы» подталкивают меня к мысли, что журналисты просты в выборах своих заголовках, т. к практически все публикации незамысловаты, и можно понять их смысл не читая.

К примеру, публикация «И пошла по степи "Золотая метла"» рассказывает нам о весеннем субботнике по санитарной отчистке и наведению порядка на улицах поселков и населенных пунктовпунктах Агаповского муниципального района. «Всего в субботниках приняли участие 6200 человек, в том числе по месту жительства -почти четыре тысячи человек, учащихся - более одной тысячи человек и по месту работы - 1223 человека». Далее отчет о том, сколько убрали территории, сколько посадили саженцев, и, конечно, речь главы администрации Агаповско-го района Александра Добмаева (Арсланов, А. И пошла по степи «Золотая метла» // Южноуральская панорама. - 2014. - 19 марта. - С. 20.).

Рубрика «Части темы» периодически поднимает проблемные вопросы. На страницах газеты возможно найти множество публикаций о задержках платы за электроэнергию или газ. То ли это люди так халатно относятся к этому, либо само государство не контролирует этот процесс. Но факт остается фактом, такая проблема есть. Но эта статья не о сухих задолженностях. В статье под названием «На лучшей стороне» описывается проблема отопления в аргаяшской школе № 1. Здесь первоклассники в холодные зимы грелись лампами инфракрасного излучения: «Они включались с утра и до вечера работали на полную катушку, чтобы хоть как то помочь детям, сидящим за ледяными партами (чуть теплые батареи с этим явно не справлялись)». Дело в том, что котельная, покосившая от старости, почти не грела, и даже после замены на новую она отапливала не на всю мощь. Но для того чтобы по-настоящему решить проблему этого оказалось недостаточно - пришлось отремонтировать теплосети. «Губернатором была утверждена программа, благодаря которой предполагалось получение прибыли при установлении долгосрочного тарифа, - рассказывает Руслан Таукаев, генеральный директор ООО 'Те-плоград". - Она фиксируется сроком на семь лет: за пять лет мы окупаем строительство, а два года

получаем прибыль». Этот выход решил не только проблемы государственных учреждений, но и жильцов поселка, у которых наконец-то появился в домах газ (Заманова, Р. На лучшей стороне // Южноуральская панорама. - 2014. - 2 августа. -С. 3).

Без всяких интриг и расследований в рубрике ЖКХ есть статьи, которые посвящены наболевшему вопросу ремонта и отопления. Также приятно удивило, что раз в год этой тематике посвящен целый номер. Вот несколько публикаций на эту тему: «Капремонт за чей счет?», «Накопи на ремонт», «За ремонт заплатим», «Санация по-европейски», «Потенциал мощности», «Новые сети - надежные сети», «Тепло и в школах, и в домах», «Отопительный сезон без сбоев», «Капитальный ремонт по накопительной сфере».

Одна из тем под названием «Санация по-европейски» оповещает нас о новом законе: «С 1 января 2015 года в России вводится обязательная плата за капитальный ремонт многоквартирных домов», соответственно, у жильцов возникает ряд вопросов и проблем к примеру, коллектив челябинской управляющей компании «Ремжилзаказчик» направил в Законодательное Собрание области письмо, в котором предлагает внести серьезные корректировки в 171 й федеральный закон. Также еще одна проблема сферы ЖКХ - это дисбаланс ресур-соснабжения, пока что этот вопрос открыт и однозначного решения на него нет (Аникие-нок, Е.Санация по-европейски // Южноуральская панорама. - 2014. - 11 сентября. - С. 22.).

Просмотрев газету «Наш Костанай», можно сделать вывод, что по приоритету ЖКХ в пу-

бликациях занимает третье место, уступая политике и экономике, чего не скажешь о газете «Южноуральская панорама». В Челябинской газете услуги ЖКХ занимают практически главное место. Явным преимуществом газеты «Южноуральская панорама» является охват обсуждаемых проблем, они постоянно следят за проблемами не только города, но и поселков.

Анализ составлен исходя из нескольких предположений, упомянутых выше, о том, что такое журналистика и что она включает в себя. И. М. Дзялошинский считает, что социальная журналистика включает в себя участие граждан, которое включает в себя несколько факторов: 1) Обсуждение; 2) Вовлечение в другие проекты. 3) Организация, т.е. объединение граждане целью изучении вопросы. Что же касается газеты «Наш Костанай», обсуждение ведется на сайте газеты каждый день. Существуют социальные проекты «Мой ласковый и нежный зверь» в поддержку Зоопульса, а также «Дорога в школу» - организацию можно пронаблюдать в этих статьях.

В публикациях Южноуральской панорамы, так же можно посмотреть все эти факторы: обсуждение есть в проекте «Пришел, позвонил, оценил», вовлечение можно пронаблюдать над экологической акцией. Организация также присутствует в газете, в рубрике «Вопрос - ответ».

Для полноты картины и представления, что же такое социальная журналистика, и как выполняют свое дело газеты, мы проведем еще одно сравнение. Еще одно авторитетное мнение в социальной журналистике - это мнение Т. И. Фроловой. Несомненно, в обеих газетах были опубликованы новые темы, проблемы,

По мнению Дзялошинского И.М. «Наш Костанай» «Южноуральская панорама»

Обсуждение + +

Вовлечение + +

Организация + +

По мнению Фроловой Т.И «Наш Костанай» «Южноуральская панорама»

помощь одному человеку в его проблемной ситуации. + +

находить и вырабатывать новые темы. + +

всегда помогать в реализации новых мнений.

давать объективную информацию. - +

поддерживать чашу весов (равновесие). + +

помнить об этике нравственности и морали. + +

поэтому можно судить, что эффекта замалчивания или невнимания к ситуациям ЖКХ нет, но точно об этом судить нельзя. В «Южноуральской панораме» за год, можно проследить историю ЖКХ и понять для себя точно в каком состоянии она находится, что очень трудно сказать о газете «Наш Костанай», где информации о ЖКХ не так много. Недосказанных историй, пожалуй, не осталось ни в одной из газет.

Список литературы

1. Гессен, М. Открытие темы. Спецкурс по социальной журналистике [Текст] / М. Гессен. - М.: Агентство социальной информации, 2003.

2. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям [Текст] / И. М. Дзялошинский. - М., 2006.

3. Фролова, Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге [Текст] / Т. И. Фролова. - М., 2003.

4. Комиссарова, Л. А. Природа жилищно-коммунальных услуг как социально значимого общественного блага [Текст] / Л. А. Комиссарова. - Княгино (Россия), 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ГОСТ Р51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги: общ. техн. условия. - М.: Госстан-дарт России. 2000.

HOUSING-UTILITIES ON THE PAGES OF REGIONAL NEWSPAPERS (ON THE EXAMPLE OF KOSTANAY AND CHELYABINSK)

Turbilova E. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

For example, the specific publication examines the specifics of lighting Housing problems in the pages of newspapers Kostanay and Chelyabinsk. The objectives of this study is to examine the concept of social journalism, to define the term utilities, consider how regional newspapers cover issues utilities to analyze materials «South Ural Panorama» newspaper and «Our Kostanay». Theme urgency caused by the fact that one of the most popular topics discussed in Journalism is utilities. Therefore on what will be the supply ofproducts and the process of organization depends on how the audience will perceive it. Quality of work depends directly on the formation ofpublic opinion. Insufficient attention to the problems of the journalist his audience to the issues on its part, has a negative impact not only on the work of the media, but also on the social processes in the country as a whole. Thus, this work also raises the issue of social responsibility of the journalist for the formation of information and social impact in their communities. What is particularly relevant in the tech information society.

Keywords: social journalism, housing-communal services (HCS), newspapers, Chelyabinsk, Kosta-nai, «South Ural Panorama», «Our Kostanay» media.

References

1. Hesse, M. (2003) Otkryitie temyi. Spetskurs po sotsialnoy zhurnalistike [=The opening theme. Special course about social journalism], Moscow, Estate Agency sotsialnoy informatsii. (In Russ.).

2. Dzyaloshinsky, I. M. (2006) Zhurnalistika souchastiya. Kak sdelat SMI poleznyimi lyudyam [=Participatory journalism. How to do the media useful for people], Moscow. (In Russ.).

3. Frolova, T. I. (2003) Sotsialnaya zhurnalistika i ee rol v obschestvennom dialoge [=Social journalism and its role in the public dialogue], Moscow. (In Russ.).

4. Komissarov, L. A. (2014) Priroda zhilischno-kommunalnyih uslug kak sotsialno znachimogo obschestvennogo blaga [=Nature housing - municipal services as a socially important public good], Princess (Russia). (In Russ.).

5. GOST R51617-2000. Zhilischno-kommunalnyie uslugi: obsch. tehn. Usloviya (2000) [=GOST R51617-2000. Housing and communal services: total. tehn. Conditions], Moscow, Gosstan-dart Russia. (In Russ.).

Турбилова Екатерина - магистрант, Челябинский государственный университет, факультет журналистики.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.