22. Slovar' russkogo iazyka v 4-kh t. // A. P. Evgen'eva (red). AN SSSR, In-t rus. iaz. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Russkii iazyk, 1981-1984.
23. Pchelintseva E. E. Rol' glagol'nykh prefiksov v formirovanii aspektual'noi semantiki russkikh ot-glagol'nykh imen deistviia // Russkii iazyk v shkole. - 2015. - № 10. - S. 54-59.
^MSr^Sr
УДК 070(571.56-37) Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, О. Г. Сидоров
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКОНОМИКА РЕДАКЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ЖУРНАЛИСТОВ В УЛУСНЫХ (РАЙОННЫХ) ГАЗЕТАХ РС (Я)
Представлены результаты исследования улусных (районных) газет Якутии, проведенного факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Анализируются данные, полученные при опросе редакторов и журналистов улусных (районных) газет Якутии о взаимоотношениях редакции с аудиторией и учредителями, экономическом состоянии редакций. В реальной аудитории, судя по оценкам сотрудников редакций, преобладают читатели старшего возраста, поэтому остро стоит задача по привлечению молодежи, что связано с учетом их интересов при формировании контента и введением специальных страниц, вкладышей, приложений, рубрик и т. п. Исследование выявило, что отношения редакций с учредителями в целом достаточно деловые, однако зафиксированы и факторы ограничения профессиональной независимости редакции в области публикации информации, касающейся особенно острых и закрытых проблем в жизни улусов (районов). Данные исследования
СВИТИЧ Луиза Григорьевна - д. филол. н., с. н. с. проблемной лаборатории факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
E-mail: [email protected]
SVITICH Luiza Grigorievna - Doctor of Philological Sciences, Senior Researcher at the Problem Laboratory of Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University.
E-mail: [email protected]
СМИРНОВА Ольга Владимировна - к. филол. н., зав. каф. периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
E-mail: [email protected]
SMIRNOVA Olga Vladimirovna - Candidate of Philological Sciences, Head of the Press Department of Journalism of the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University.
E-mail: [email protected]
СИДОРОВ Олег Гаврильевич - зав. каф. журналистики ФЛФ СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
SIDOROV Oleg Gavrilievich - Head of the Department of Journalism of the Faculty of Philology, NorthEastern Federal University named after of M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
позволяют сделать вывод, что в целом журналисты удовлетворены государственным статусом изданий, финансовым положением редакций. В этой сфере существуют еще серьезные проблемы. Они связаны, прежде всего, с трудностями распространения изданий, обеспеченностью современной техникой и транспортными средствами, низкой оплатой труда журналистов, высокой арендной платой, налогами. В решении этих проблем важна государственная поддержка районных изданий.
Ключевые слова: локальная печать, этнический фактор, Якутия, районные газеты, городские газеты, привлечение читателей, коммуникативные процессы, конвергентные процессы, взаимоотношения редакции с аудиторией, взаимоотношения с учредителями, экономика редакций, доступ к источникам информации, ограничения профессиональной независимости.
L. G. Svitich, O. V. Smirnova, O. G. Sidorov
Communication Processes and Editorial Economic Status of the Ulus (Regional) Newspapers of Sakha (Yakutia) on a Survey of Journalists
The article presents the results of a study of ulus (regional) newspapers of Yakutia, conducted by the Faculty of Journalism of the Lomonosov Moscow State University and the Faculty of Journalism of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. The economic status of editorial offices and the relations of editorial board with audience and establishers are analyzed. It is based on a polling survey of editors and journalists of the ulus (regional) newspapers of Yakutia. According to the editorial officers' estimation, the number of senior citizens prevails in the real audience. One of the tasks is to become more attractive to younger readers through consulting their interests in forming content and adding special pages, inserts, appendices, sections, etc. This research shows that the relations of editorial boards with the establishers are rather business, however there were recorded restrictions of the professional independence of editorial boards in publications concerning particularly acute and sensitive issues in social life of uluses (regions). In most cases the journalists are satisfied with the state status of the editions. The economic and the finance of the editorial offices still have problems. There are difficulties with a distribution of editions, a security with modern equipment and vehicles, a low compensation of journalists, a high rent and taxes. The state support of the regional editions is important to solve these problems.
Keywords: the local press, the ethnic factor, Yakutia, the regional newspapers, the city newspapers, to become more attractive to readers, the communicative processes, the relations of editorial board with audience, the convergent processes, the relations with establishers, the economics of editorial offices, access to information resources, restrictions of the professional independence.
Введение
Статья представляет результаты исследования улусных (районных) газет Якутии, которое проведено в 2014-2015 гг. факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова совместно с кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. По широкому кругу проблем опрошено 60 редакторов и журналистов 24 улусных (районных) газет Якутии, что составляет 71 % газет этого типа в республике (руководители исследования О. В. Смирнова и О. Г. Сидоров).
Исследование проведено по программе и методикам проекта факультета журналистики МГУ «Газеты малых и средних городов России», в ходе которого опрошены редакторы и журналисты 66 редакций (руководители проекта О. В. Смирнова и М. В. Шкондин) [1-2]. Авторы программы и анкеты исследования: Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева при участии А. В. Вырковского, Л. А. Каллиомы, М. М. Лукиной, О. Г. Сидорова. Обработка информации: Н. Н. Замотина, И. А. Руденко, З. И. Симонова, Т. Е. Узунова.
В статье сравниваются данные, полученные в Якутии, с информацией по малым городам, в которых издаются и районные, и горрайонные, и городские газеты.
Общая цель исследования - изучить при помощи анкетирования мнение редакторов и
журналистов о текущем состоянии и перспективах развития якутских улусных (районных) газет по широкому кругу проблем: функционально-содержательной и жанровой структуры, взаимоотношениях с аудиторией и учредителем, проблемах профессиональной свободы и доступности источников информации, экономического и технологического состояния редакций, обеспеченности современной техникой, включенности редакций в процессы медиаконвергенции, влияния их на деятельность журналистов, кадровой ситуации в редакциях, направлениях и методах повышения квалификации журналистов, позитивных и негативных тенденциях функционирования, перспективах и моделях развития местных газет.
Первая публикация по этому исследованию была посвящена функционально-содержательной и жанровой структуре якутских газет [3]. Во второй статье анализируются взаимоотношения редакции с аудиторией и издателем, экономическое и кадровое состояние редакций, включенность их в современные конвергентные процессы.
В Республике Саха (Якутия) по данным 2014 г. зарегистрировано 371 средство массовой информации, из них около 280 - это газеты и журналы различной направленности и тематики. В их числе 34 улусные и городские газеты. По данным департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), отмечается снижение тиражей печатных СМИ, получающих субсидии из бюджета. Так, начиная с 2012 г., среднеразовый тираж составил в 2012 г. - 74314 экз., в 2013 г. - 69445 экз., в 2014 г. - 64663 экз. [4].
Журналисты о своей аудитории и взаимоотношениях с нею
Аудитория - основной субъект и объект информационной коммуникации. Субъект - потому что, будучи подсистемой общества и значительной ее частью, она является основным стимулом для функционирования и развития СМИ, которые призваны удовлетворять информационные потребности населения. Объектом аудитория является в связи с тем, что именно на нее направлен информационный поток, который формируется многими факторами, в том числе интересами аудитории. Районные газеты всегда были самыми близкими аудитории, потому что являются практически единственным каналом информации о местной жизни. И аудитория никогда, даже в тяжелые безденежные времена, не изменяла локальной прессе, хотя тиражи ее и упали. Поэтому в сравнении с общенациональной прессой (прежде - центральной) и региональной (областной) локальная печать всегда занимала в потреблении аудитории свое устойчивое и только ей принадлежащее место. Следует учесть и этнический фактор, на который обращают внимание исследователи [5-6]. Другое дело, что аудитория районных газет немолодая, молодежь успела «перекочевать» на широкие просторы Интернета, и многие получают информацию из гаджетов. Поэтому оказались ожидаемыми ответы редакторов и журналистов якутских районных газет (в дальнейшем будем в основном пользоваться обобщенным термином «журналисты», поскольку редакторы районных газет тоже обычно являются действующими «перьями»), которые дали такой портрет своего читателя (табл. 1).
Аудитория читателей, по мнению журналистов, массовая, включающая разные слои по возрасту и типу образования. И в этом отношении синтезных позиций у якутских журналистов больше, чем у журналистов малых российских городов. Как и в других регионах, якутские журналисты сетуют, что их газеты мало читает молодежь. На вопрос, как привлечь ее и другие группы читателей, получено немало интересных предложений в ответе на открытый вопрос (табл. 2).
Большинство якутских журналистов считает, что лучший способ привлечь молодежь и подростков к чтению газеты - изменить стиль подачи материалов, сделать их более яркими, современными, аналитичными, улучшить дизайн, освещать проблемы, которые волнуют молодежь и дать больше публикаций для проведения досуга. Для этого наладить выпуск молодежной страницы, приложения, вести тематические полосы или постоянные рубрики. Интересны предложения о проведении специальных молодежных проектов, акций, конкурсов (например, фотоконкурсов) с вручением подарков и т. п.
Таблица 1
Ответы журналистов на вопрос: «Как Вы полагаете, на какие группы аудитории прежде всего ориентировано ваше издание?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
1. На читающих газету по долгу службы 3 4
2. Массовую аудиторию 57 45
3. В равной степени 40 49
4. Затрудняюсь ответить 2
1. Молодежь
2. Людей среднего возраста 30 58
3. Пожилых 13 31
4. В равной степени 57 11
1. Людей с образованием выше среднего 2 13
2. Со средним образованием 3 29
3. С образованием ниже среднего -
5. В равной степени 90 45
6. Затрудняюсь ответить 13
Затрудняюсь ответить на вопрос в целом 5
Примечание: ЯК - ответы якутских редакторов и журналистов, РФ - ответы, полученные в результате опроса журналистов редакций малых городов России.
Таблица 2
Ответы журналистов на открытый вопрос: «Каким образом привлечь эти группы населения?» (в % к числу опрошенных)
Ответы ЯК РФ
Подачу материалов сделать более яркой, спорной. Писать интересно, проблемно, правдиво, аналитично, профессионально, разнообразить контент 15 16
Писать больше о молодежи, определив их интересы 14 12
Наладить выпуск молодежной страницы, приложения, ввести постоянные рубрики 12 22
Писать больше для молодежи, поднимать важные для нее проблемы 8 12
Провести анализ предпочтений аудитории 8 1
Проводить круглые столы, акции, в том числе выездные, конкурсы с вручением подарков 7 5
Увеличивать тираж, давать больше рекламы, активно проводить подписку, улучшить доставку, увеличить объем 7
Через Интернет (работа на форумах, сайтах) активнее использовать соц. сети. Делать аналог в Интернете. Более широко развиваться в веб-версии 5 15
Давать больше иллюстраций, комиксов, фото, материалов досугового характера. Изменить контент, сделать его лаконичнее и динамичнее. Придать газете более современный вид 5 6
Привлекать юных корреспондентов, работать со школьной аудиторией. Ввести страничку юного журналиста 2 3
Наладить работу с молодежными организациями, клубами, изучать их движения 2 1
И, конечно, ключевое в привлечении молодежной аудитории - сделать для них молодежную веб-версию, активнее общаться с молодыми читателями через форумы, сети и редакционные сайты. Но если в ответах журналистов малых городов это предложение заняло первое место (17 %), то якутские журналисты не придают этому большого внимания (5 %), очевидно, в том числе и потому, что около 40 % газет, попавших в выборку, не представлены в Интернете.
Контакты с аудиторией тесные и в 68 % случаев личные. 42 % журналистов общаются на совместных мероприятиях и организованных встречах с читателями. Но в связи с удаленностью населенных пунктов (в отличие от городов, где читатели живут рядом) на первом месте стоит связь по электронной почте. Заметим, что предпочтение отдается личной переписке с читателем (75 %), а не общению на форумах или при помощи сетей (по 13 %). 63 % читают и пришедшие в редакцию письма от подписчиков. Сравнение с общероссийскими данными показывает, что якутские журналисты более активны практически во всех формах, кроме связи по социальным сетям и через сайты газет. На специальный вопрос о частоте использования социальных сетей получены ответы, которые показывают чуть больший процент тех, кто пользуется для работы социальными сетями (табл. 3).
Хотя связи с аудиторией достаточно тесные, пятая часть журналистов призналась, что остро ощущает дефицит информации о ней и еще 53 % отметили вариант «отчасти». И здесь ситуация в Якутии более проблемная, чем в газетах малых городов. В ответе на открытый вопрос только 8 % журналистов сказали, что в редакции проводятся социологические опросы. Конечно, проводить репрезентативные социологические исследования интересов аудитории силами самих редакций трудно, а заказывать профессиональным социологическим службам слишком дорого. Но отчасти информацию об аудитории могла бы дать грамотно составленная прессовая анкета, чему сейчас обучают на факультетах журналистики в рамках курса «Социология СМИ».
По мнению якутских журналистов, читатели имеют возможность оказывать влияние на содержание издания (табл. 4). Две трети опрошенных полагают, что читатели имеют достаточную возможность влиять на содержание издания, и это на 21 % больше, чем в газетах малых городов. Аналогичные ответы получены и на вопрос об отражении различных точек зрения на важные проблемы (табл. 5).
Таблица 3
Ответы журналистов на вопрос: «Если Вы пользуетесь социальными сетями в своей работе, то как часто?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК Ф
Почти каждый день 28 25
Один-два раза в неделю 7 25
Крайне редко 17 35
Не пользуюсь совсем 20 15
Нет ответа 28
Таблица 4
Ответы журналистов на вопрос: «Как Вам кажется, имеют ли жители улуса (района) возможность оказывать влияние на содержание вашего издания?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Да, вполне достаточную 72 51
Да, но недостаточную 25 37
Нет 2 7
Затрудняюсь ответить 2 6
Таблица 5
Ответы журналистов на вопрос: «Отражает ли, по Вашему мнению, сегодня ваше издание разнообразие существующих точек зрения по важнейшим вопросам жизни улуса (района)?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Бесспорно, отражает 43 28
Отчасти отражает 52 59
Практически не отражает 2 7
Затрудняюсь ответить 3 6
43 % якутских журналистов убеждены, что их газеты, бесспорно, отражают различные мнения (в сравнении с 28 % в малых городах) и еще 52 % признались, что отражают не полностью. Буквально единицы дали отрицательный ответ. Возможно, это несколько идеализированное представление или стремление выдать желаемое за действительное. Но ряд других вопросов все-таки позволяет судить, что так есть и на самом деле. Например, 78 % опрошенных сказали, что редакция практикует совместные обсуждения с населением важных для района проблем. Темы таких обсуждений, которые выяснялись в открытом вопросе, связаны с жизнью улусов (районов) Якутии, с их специфическими социальными проблемами, в том числе жизнью отдаленных наслегов, социальным обеспечением оленеводов, с проблемами ЖКХ, благоустройством населенных пунктов, транспортом, дорогами, связью, торговлей, созданием новых рабочих мест и модернизацией производства, развитием сельского хозяйства. Нередко поднимаются в дискуссиях и вопросы взаимоотношения с властью, проблемы местного самоуправления и воспитания молодежи, развития спорта и культуры.
В основном обсуждение проходит в форме круглых столов, при помощи опросов, традиционных и электронных. Изредка происходят встречи в редакциях или выезд журналистов в наслеги. И весьма редко проходит обсуждение в рамках специально организованных социальных акций. К слову сказать, в других регионах они практикуются чаще, также как и ответы чиновников на острые вопросы на страницах газет и в ходе встреч с представителями власти. В целом можно констатировать, что, несмотря на большие расстояния и отдаленность населенных пунктов, редакциям удается держать руку на пульсе своих читателей, хотя проблемы в способах связи и выражении различных позиций читателей по острым вопросам существуют.
Статус издания, проблемы независимости журналистов
Редакции улусных (районных) газет зарегистрированы как автономные учреждения и получают финансовые субсидии из республиканского бюджета. В республике в 2011 г. принята государственная программа «Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2016 гг.». Взаимоотношения со своим учредителем, с властями якутские журналисты охарактеризовали достаточно положительно (табл. 6).
Таблица 6
Ответы на вопрос: «Как Вы могли бы охарактеризовать отношения вашей редакции с учредителем, владельцем?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Как отношения партнерства, равноправного делового сотрудничества 63 54
Как чисто формальные, без вмешательства в дела друг друга 18 11
Как активное вмешательство учредителя (владельца) в дела редакции 7 23
Другие варианты отношений 5
Нет ответа 3 5
63 % опрошенных якутских журналистов полагают, что отношения с учредителем партнерские (это на 9 % выше, чем в малых городах) и еще 18 % отмечают как формальные. Только 7 % заявили об активном вмешательстве (по общероссийскому проекту - 23 %). Так ли это на самом деле, или сработали механизмы почтения к властям? Или есть опасения, что информация может дойти до начальства? Хочется надеяться, что ни то, ни другое. Потому что и другие вопросы о свободе и самостоятельности от властей тоже гораздо оптимистичнее, чем в ответах журналистов других малых городов (табл. 7).
8 % не захотели ответить на вопрос, половина журналистов отметила вариант ответа «Ощущаю себя достаточно свободным, самостоятельным», но 40 % испытывают определенные ограничения и еще 2 % чувствуют себя зависимыми. Показатель степени свободы, судя по ответам, в республике выше, чем в других регионах России. При этом среди причин, которые ограничивают профессиональную самостоятельность журналистов, чаще других отмечалась финансовая зависимость (43 %) и самоцензура (37 %) (табл. 8).
На этот раз финансовая зависимость якутских редакций ощущается острее, чем в газетах малых городов. Среди других причин значимы боязнь преследований за публикации, влияние учредителей, властей (что в данном случае одно и то же), руководства редакции и собственная некомпетентность. Ограничения, судя по опросу, касаются в основном выбора объектов критики, притом в первую очередь об этом говорили журналисты, а не редакторы.
Таблица 7
Ответы на вопрос: «Просим Вас на собственном опыте или общения с коллегами из других редакций оценить степень свободы, независимости журналистов в вашем улусе (районе) (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Ощущаю себя достаточно свободным, самостоятельным 50 17
Испытываю определенные ограничения 40 60
Как правило, не чувствую себя свободным, самостоятельным 2 12
Затрудняюсь ответить, нет ответа 8 11
Таблица 8
Ответы журналистов и редакторов на вопрос: «Кто или что, на Ваш взгляд, чаще всего ограничивает профессиональную самостоятельность журналистов?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Финансовая зависимость 43 33
Самоцензура, «внутренний редактор», собственные стереотипы мышления 37 33
Боязнь преследований за острые публикации 20 16
Учредители 18 25
Власти 17 30
Руководители редакций 10 17
Недостаточность собственной профессиональной компетенции 10 4
Спонсоры, рекламодатели 5 6
Владельцы 3 10
Варианты ответов ЯК РФ
Давление различных организаций, учреждений 3 6
Давление аудитории, общественного мнения 2 6
Затрудняюсь ответить, нет ответа 18 2
До сих пор мы анализировали ответы редакторов и журналистов вместе, на этот раз, поскольку это касается журналистского творчества и разного статуса руководителей редакций и журналистов, представим результаты опроса отдельно (табл. 9).
Отчетливо видно, что в ответах на этот вопрос мнения руководителей редакции и журналистов разнятся. Редакторы отмечают позиции, связанные с информационной политикой издания, выражения журналистом собственной точки зрения, доступа к некоторым источникам информации и выбора ньюсмейкеров. Журналисты испытывают ограничения в выборе объектов критики (33 % и 7 % соответственно).
Сравнение с общероссийскими данными показывает большую свободу практически по всем позициям в якутских районных газетах, судя по их ответам. Это касается и доступа к источникам информации (табл. 10).
72 % якутских журналистов и только 57 % их коллег в малых газетах утверждают, что могут без проблем получить доступ к источникам информации, которые нужны для профессиональной деятельности. 17 % испытывают определенные трудности с получением информации, при этом чаще всего в предоставлении информации отказывают, как и в других регионах, коммерческие структуры (табл. 11).
Но надо заметить, что улусные, районные власти, судя по опросу, реже отказывают в информации, чем чиновники в малых городах (22 % и 31 % соответственно). Хотя и 22 % отказов от властей - большая цифра. Заметно, что в Якутии труднее, чем в других регионах, добиться информации от работников государственных предприятий.
Естественно, что одним из самых важных в разговоре о независимости изданий был вопрос о том, какие объекты или проблемы трудно освещать (табл. 12).
Таблица 9
Ответы журналистов (Ж) и редакторов (Р) на вопрос: «Если профессиональные ограничения существуют, то каких аспектов работы они чаще всего касаются?»
(в % к числу опрошенных)
Варианты ответов Ж Р ЯК РФ
Выбора объектов критики 33 7 27 43
Информационной политики газеты 17 29 20 27
Выражения своих взглядов авторами публикаций 22 14 20 24
Доступа к некоторым источникам информации 13 29 17 28
Выражения журналистом собственной позиции 15 21 17 40
Выбора тем, проблем для публикаций 15 7 13 49
Выбора героев публикаций 13 10 16
Выбора ньюсмейкеров, источников информации 2 14 5 16
Другое 2
Затрудняюсь ответить, нет ответа 22 14 20
Таблица 10
Ответы журналистов и редакторов на вопрос: «Имеете ли Вы возможность получать от различных организаций, должностных лиц необходимые Вам для работы сведения?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Как правило, да 72 57
Нередко испытываю трудности с получением информации 17 34
Никогда не испытываю таких трудностей 8 7
Нет ответа 3 5
Таблица 11
Ответы журналистов и редакторов на вопрос: «Кто чаще всего, по Вашим наблюдениям, отказывает Вам в предоставлении информации?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Коммерческие структуры 45 34
Частные лица 25 34
Государственные предприятия 23 11
Власти, чиновники 22 31
Правоохранительные органы 17 23
Общественные организации 3 2
Таких нет 2 6
Нет ответа 12 7
Таблица 12
Ответы журналистов на вопрос: «Каковы наиболее острые, злободневные проблемы, которые Вы хотели бы, но по каким-то причинам не можете поднять в вашем издании?» (в % к числу ответивших на вопрос)
Варианты ответов ЯК РФ
Работа властных структур, некомпетентность чиновников, коррупция, случаи нарушения правовых норм ответственными лицами, равнодушие к нуждам населения 43 54
Безработица, несправедливость в оплате труда, беззащитность работающих на частных предприятиях и т. п. 26 25
Формирование и расходование улусного (районного) бюджета 24 *
Злоупотребления в здравоохранении, образовании, сфере спорта и пр. 24 27
Методы работы органов внутренних дел, коррупция представителей полиции 20 *
Теневая экономика, криминальный бизнес 20 28
Поляризация уровня жизни населения улуса (района) 17
Проблемы экологии республики, улуса (района) (в т. ч. работа предприятий, нарушающих природоохранное законодательство) 15 18
Недостаточность финансирования на муниципальном уровне 11 *
Проблемы сокрытия доходов, ухода от налогов 9 14
Разрушение культурного наследия, памятников истории и культуры, нарушения в градостроительстве 4 11
Проблемы сохранения и функционирования национальной культуры, языка, традиционных промыслов и др. - *
Другое 7
Примечание: * - не было в анкете для сотрудников газет в общероссийском исследовании.
Среди якутских журналистов половина не ответила на этот вопрос. Связано ли это с тем, что для них нет неосвещаемых тем, или с боязнью дать отчетливый ответ на этот сложный опрос? Поэтому данные пересчитаны в процентах к числу ответивших на вопрос.
Самые закрытые к освещению темы в якутских, как и в других газетах, связаны с недостатками в работе чиновников, со злоупотреблениями в финансовой сфере. Полузакрытой остается и проблема занятости, оплаты труда, поляризация уровня жизни населения.
Основной причиной недостаточного освещения острых тем названа закрытость властных структур, нежелание выносить сор из избы (18 % ответов) так же, как и в других российских регионах (24 %). Неохотно идут на контакты и руководители производственных, например, золотодобывающих, предприятий (10 %). Одной из важных причин является недостаток журналистских кадров и уровень их квалификации, а порой и нежелание поднимать острые
темы (17 %). Порой не хватает газетной площади из-за непропорционально большого объема официальной информации (10 %). Существенной причиной оказывается также недостаток средств и транспорта для командировок в дальние наслеги. Некоторые полагают, что такие темы не востребованы аудиторией. И наконец, высказаны суждения об отсутствии в различных организациях специальных лиц для связей с журналистами. Очевидно, к этим мнениям редакторов и журналистов должны прислушаться власти и руководители предприятий.
Цитаты из анкет: «Нет взаимосвязи и тесного общения с предприятиями, руководителями. Большинство организаций работают со СМИ только в принудительном порядке, ради отчетности для головного офиса. Нет интереса с их стороны, энтузиазма. Таким образом, не осуществляется работа с читателями, с населением». «Нехватка кадров -журналистов, специализирующихся на какой-то одной теме. Журналисту районки приходится буквально разрываться между несколькими направлениями - что, с одной стороны, хорошо, так как специалист из него получается универсальный, с другой стороны, это влечет за собой поверхностность изложения материала, и это уже негативно сказывается на качестве статей».
Таким образом, сфера взаимоотношений с властями, учредителями изданий в целом, судя по ответам, достаточно благоприятна, хотя по данным ответов, особенно на открытые вопросы и по некоторым косвенным признакам (например, количеством не отвечающих на сложные вопросы), проблемы в области самостоятельности редакций при освещении острых тем и критике злоупотреблений в различных сферах остаются. Это связано, конечно, в первую очередь со статусом газет и экономической зависимостью районных газет от властей. И тем не менее якутские журналисты в своем большинстве голосуют за государственную форму собственности, то есть они в целом удовлетворены нынешним порядком вещей, причем гораздо больше, чем журналисты малых газет, среди которых были и издания с частным владельцем. Впрочем, высок процент затруднившихся ответить на этот вопрос, но в Якутии он ниже (табл. 13).
Итак, только 13 % хотели бы работать в частном издании, а 62 % высказались за государственный статус редакции, потому что это более устойчивая и предсказуемая форма организации и позволяет в меньшей степени заботиться о коммерческом успехе любой ценой. И позволяет решать важные задачи по удовлетворению потребностей и интересов жителей. Все-таки финансовое состояние редакций оставляет желать лучшего.
Экономическое состояние редакций
Экономический фактор является определяющим в функционировании сегодняшней прессы в целом, в особенности в местной. Этому вопросу посвящается значительная часть публикаций, касающихся местной прессы: О. А. Вороновой [7], В. Л. Касютина [8-9], С. Г. Колесник [10-11], Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой [12], В. В. Тулупова [13], В. К. Иванова [14], О. Н. Иванищевой [15], Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшиной [16]. По данным общероссийского опроса, экономическое состояние редакций - одна из самых больных тем. Это связано главным образом с тем, что в малонаселенных пунктах вообще закрыты многие производства, население без работы, нет рекламных доходов, потому что база рекламы является узкой.
Таблица 13
Ответы журналистов и редакторов на вопрос: «Если бы у Вас была возможность выбора работы в редакциях с разными формами собственности, что бы Вы предпочли?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Работать в государственном, бюджетном издании 62 34
Работать в муниципальном издании 2 6
Работать в издании, принадлежащем частному владельцу 13 19
Затрудняюсь ответить 23 39
Приведем ответы журналистов об экономическом состоянии улусов (районов) (табл. 14). Судя по ответам якутских журналистов, экономический потенциал их районов достаточно благополучен. 78 % ответили, что он хороший или средний, и это выше, чем в средних и малых городах других регионов.
Финансовая обеспеченность якутских редакций по результатам опроса находится в зоне средних значений (78 %) (табл. 15).
8 % назвали положение хорошим и 7 % - плохим. В других российских регионах ситуация более равномерно распределена между вариантами оценок.
Но самое важное в структуре доходов - его «наполняемость» из разных источников. Этот вопрос задавался только редакторам. В целом задействованы в той или иной степени 10 из перечисленных в анкете 12 источников. Совершенно нет доходов от крупных предприятий и благотворительных организаций. Львиная доля доходов - это государственное бюджетное финансирование: если соединить весьма существенную и существенную доли, то получится 85 %. На втором месте - подписка, на третьем - средства от рекламы. Довольно значительны в целом и доходы от побочного информационного бизнеса, главным образом от печатания разных материалов (о существенной доле сказали 64 % опрошенных). Розница дает весьма незначительный доход. Если сравнить структуру доходов якутских изданий с редакциями малых городов, попавших в нашу выборку, то окажется, что их основной бюджет составляют реклама и подписка, где гораздо больше развита розница. Существенными оказываются муниципальные средства. Нельзя не заметить, что в городах более широкий спектр источников дохода, в том числе и от предприятий, от акционеров и даже от общественных организаций и партий. Думается, что и якутские газеты могли бы более активно изыскивать дополнительные средства финансирования.
Соответствуют структуре доходов и данные о рентабельности изданий (табл. 16). Две трети районных газет Якутии нерентабельны по причине малого населения и малой доходности. В то время как почти половина газет, издающихся в малых городах других регионов, рентабельны.
Таблица 14
Ответы журналистов и редакторов на вопрос: «Улусы (районы) республики отличаются по своему нынешнему экономическому состоянию и перспективам развития.
К какому типу Вы, скорее всего, отнесли бы ваш улус (район)?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Улус (район) с хорошим экономическим потенциалом 18 25
Улус (район) со средним экономическим потенциалом 60 39
Улус (район) со слабым экономическим потенциалом 8 36
Нет ответа 13
Таблица 15
Ответы журналистов и редакторов на вопрос: «Как бы вы охарактеризовали финансовое положение своей редакции?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Хорошее 8 25
Среднее 78 28
Плохое 7 16
Затрудняюсь ответить, нет ответа 7 30
Таблица 16
Ответы редакторов на вопрос: «Рентабельно ли ваше издание?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов ЯК РФ
Да 29 46
Нет 71 54
Основные причины экономических трудностей, которые журналисты назвали в ответе на открытый вопрос, связаны со слабым менеджментом в редакциях (18 % ответов), с недостаточным финансированием, экономическими трудностями региона и редакции (10 %), недостатком рекламы и слабой рекламной базой в улусах, плохой доставкой и высокими коммунальными платежами. Редакторы говорили о конкуренции с другими изданиями.
Дефицит средств сказывается, прежде всего, на приобретении оборудования, необходимой техники. Приходится экономить на учебе сотрудников редакции, на командировочных расходах (а расстояния в Якутии от райцентра до населенных пунктов велики и труднопрео-долеваемы). «Ужимаются» типографские расходы, штатное расписание, гонорары, расходы на бумагу, распространение и рекламу. Не хватает денег порой и на ведение собственного сайта, что в условиях медиаконвергенции является отрицательным фактом. В три раза реже, чем в газетах малых городов, приходится экономить на зарплате (7 и 25 % соответственно), что связано со стабильным государственным финансированием этой статьи расходов.
На вопрос о том, каким образом редакции продвигают свои издания, который мы задали редакторам, они сказали, что прежде всего проводят специальные «Дни подписки», разыгрывают лотереи, учреждают призы по результатам подписки, стимулируют подписку и привлекают рекламу из других районов, дают рекламу на сайте газеты.
Среди мер федеральных и местных властей, которые могли бы способствовать улучшению экономического состояния газет, в ответе на открытый вопрос названы в первую очередь увеличение финансирования и фонда оплаты труда сотрудников редакций (10 % ответов), а также субсидирование коммунальных расходов и средств на покупку оборудования, урегулирование ценовой политики почтовой связи на доставку газет, снабжение транспортом для командировок.
Приведем цитату из анкеты, которая обобщает пожелания якутских журналистов к местным властям: «Ввести распределение профессиональных кадров, обеспечить их жильем, снять налоговые обременения на социальную рекламу, в том числе подписку для ветеранов, домов престарелых, детей-сирот, инвалидов и пр., развить службу доставки прессы в республике, независимую от Почты России, понизить тарифы на поставку бумаги и материалов, улучшить и развивать транспортную схему, понизить тарифы на электроэнергию и тепло-водоснабжение для редакционно-издательских объединений».
Заключение
Судя по опросу якутских редакторов и журналистов, редакции достаточно широко используют возможности для привлечения населения к публичному обсуждению важных проблем города как в традиционных формах, так и в Интернете, однако опрошенные редакторы и журналисты полагают, что газеты не в полной мере отражают интересы и позиции различных групп и слоев населения.
В реальной аудитории, судя по оценкам сотрудников редакций, преобладают читатели старшего возраста, поэтому остро стоит задача по привлечению молодежи, что связано с учетом их интересов при формировании контента и введением специальных страниц, вкладышей, приложений, рубрик и т. п. Но главное - создание специальных интернет-приложений (желательно для мобильных платформ), которыми могла бы пользоваться молодежь.
Исследование выявило, что отношения редакций с учредителями в целом достаточно деловые, однако зафиксированы и факторы ограничения профессиональной независимости
редакции в области публикации информации, касающейся особенно острых и закрытых проблем в жизни улусов (районов). Это темы, связанные с недостатками в работе чиновников, со злоупотреблениями в финансовой сфере.
Данные исследования позволяют сделать вывод, что в целом журналисты удовлетворены государственным статусом изданий и финансовым положением редакций. В этой сфере существуют еще серьезные проблемы. Они связаны, прежде всего, с трудностями распространения изданий, обеспеченностью современной техникой и транспортными средствами, низкой оплатой труда журналистов, высокой арендной платой, налогами. В решении этих проблем важна государственная поддержка районных изданий, крайне важного для Якутии сегмента прессы, потому что они являются практически единственными источниками местной информации для жителей улусов (районов) республики и играют важную роль в развитии общественных связей и самоуправления улусов (районов). Очевидно, что в перспективе будут развиваться и укрепляться он-лайн версии местных изданий, а контент будет «переселяться» и на мобильные носители.
Л и т е р а т у р а
1. Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Ширяева А. А., Шкондин М. В. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов. - М., 2015.
2. Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Ширяева А. А., Шкондин М. В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск, ун-та, сер. «Журналистика». - 2014. - № 5-6.
3. Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Сидоров О. Г. Улусные (районные) газеты РС(Я): функционально-содержательная структура (по результатам опроса журналистов) // Вестник СВФУ. - 2015. - № 3(47).
4. Департамент по делам печати и телерадиовещанию Республики Саха (Якутия). URL: http://www. sakha.gov.ru/depsmi (Дата обращения: 16.03.2015).
5. Якимов О. Д. Периодическая печать Восточной Сибири и ее трансформации. - Новосибирск: Наука. - 2014.
6. Сидоров О. Г. Периодическая печать в культуре этноса // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия Филология. - 2013. - № 4.
7. Воронова О. А. Выжить нельзя умереть // Журналистика и медиарынок. - 2003. - № 3.
8. Касютин В. Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса /
B. Л. Касютин // Медиаскоп. - 2011. - № 1.
9. Касютин В. Л. Новая политика в регулировании российской региональной печати // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2011. - № 5.
10. Колесник С. Г. Газеты в регионах России. 2012 г. URL: http://www.old.frip.ru/ (Дата обращения: 23.06.2015).
11. Муниципальная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты / Отв. ред.
C. Г. Колесник, В. Л. Касютин. - М.: Хроникер. - 2006.
12. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Региональная и местная пресса сегодня: опрос журналистов // Современная пресса: теория и опыт исследования. - М.: ВК. - 2007.
13. Тулупов В. В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития. URL: http://journ.igni.urfu. ru/index.php/component/content/article/415 (Дата обращения: 23.06.2015).
14. Иванов В. К. Особенности региональной прессы современной России // Молодой ученый. - 2012. - № 10.
15. Иванищева О. Н. Смерть региональной журналистики? (некоторые субъективные размышления о судьбе прессы Мурманской области) // Журналист. Социальные коммуникации. - 2011. - № 4.
16. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Современная местная газета: типология, особенности функционирования, перспективы развития. - СПб.: СПбГУ, 2011.
R e f e r e n c e s
1. Svitich L. G., Smirnova O. V., Shiriaeva A. A., Shkondin M. V. Gazety srednikh i malykh gorodov Rossii. Sotsiologicheskoe issledovanie: opros redaktorov i zhurnalistov. - M., 2015.
2. Svitich L. G., Smimova O. V., Shiriaeva A. A., Shkondin M. V. Gazety srednikh i malykh gorodov Rossii v 2010-kh gg. // Vestn. Mosk, un-ta, ser. «Zhurnalistika». - 2014. - № 5-6.
3. Svitich L. G., Smirnova O. V., Sidorov O. G. Ulusnye (raionnye) gazety RS(Ia): funktsional'no-soder-zhatel'naia struktura (po rezul'tatam oprosa zhurnalistov) // Vestnik SVFU. - 2015. - № 3(47).
4. Departament po delam pechati i teleradioveshchaniiu Respubliki Sakha (Iakutiia). URL: http://www. sakha.gov.ru/depsmi (Data obrashcheniia: 16.03.2015).
5. Iakimov O. D. Periodicheskaia pechat' Vostochnoi Sibiri i ee transformatsii. - Novosibirsk: Nauka. - 2014.
6. Sidorov O. G. Periodicheskaia pechat' v kul'ture etnosa // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. Seriia Filologiia. - 2013. - № 4.
7. Voronova O. A. Vyzhit' nel'zia umeret' // Zhurnalistika i mediarynok. - 2003. - № 3.
8. Kasiutin V. L. Rossiiskaia mestnaia pressa: vozdeistvie finansovo-ekonomicheskogo krizisa / V. L. Ka-siutin // Mediaskop. - 2011. - № 1.
9. Kasiutin V. L. Novaia politika v regulirovanii rossiiskoi regional'noi pechati // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika. - 2011. - № 5.
10. Kolesnik S. G. Gazety v regionakh Rossii. 2012 g. URL: http://www.old.frip.ru/ (Data obrashcheniia: 23.06.2015).
11. Munitsipal'naia pressa, reforma mestnogo samoupravleniia i natsional'nye proekty / Otv. red. S. G. Kolesnik, V. L. Kasiutin. - M.: Khroniker. - 2006.
12. Svitich L. G., Shiriaeva A. A. Regional'naia i mestnaia pressa segodnia: opros zhurnalistov // Sovre-mennaia pressa: teoriia i opyt issledovaniia. - M.: VK. - 2007.
13. Tulupov V. V. O budushchem mestnoi pressy: chetyre varianta razvitiia. URL: http://journ.igni.urfu.ru/ index.php/component/content/article/415 (Data obrashcheniia: 23.06.2015).
14. Ivanov V. K. Osobennosti regional'noi pressy sovremennoi Rossii // Molodoi uchenyi. - 2012. - № 10.
15. Ivanishcheva O. N. Smert' regional'noi zhurnalistiki? (nekotorye sub"ektivnye razmyshleniia o sud'be pressy Murmanskoi oblasti) // Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii. - 2011. - № 4.
16. Mel'nik G. S., Tepliashina A. N. Sovremennaia mestnaia gazeta: tipologiia, osobennosti funktsioniro-vaniia, perspektivy razvitiia. - SPb.: SPbGU, 2011.
iririr