Научная статья на тему 'Региональные модели журналистской поддержки общественных инициатив'

Региональные модели журналистской поддержки общественных инициатив Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МЕСТНЫЕ СМИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / CIVIC JOURNALISM / LOCAL MASS-MEDIA / PUBLIC INITIATIVES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хлебникова Надежда Владимировна

В статье представлены результаты исследования современных стратегий поддержки общественных инициатив и профессиональной идеологии журналистов по отношению к общественным инициативам в редакциях четырех газет Северо-Запада: «Новая Кондопога», «Вечерний Северодвинск», «НИВА», «Тридевятый регион». Выявлены четыре типа стратегии: общественная инициатива как проявление активности местного гражданского общества, как городская новость, как реализация политики администрации, как протест против политики администрации. Разработаны рекомендации по поддержке общественных инициатив с позиций гражданской журналистики, исходя из ресурсов редакции и конкретной ситуации в местном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional models journalistic support public initiatives

The article presents the study of public initiatives support strategies and professional journalists approach to public initiatives in four Northwest Russia newspapers: «Novaya Kondopoga», «Vecherniy Severodvinsk», «NIVA», «Tridevyaty Region». Four strategies types are revealed: the public initiative as local civil society activity, as city news, as following power policy, as the protest against power policy. The author gives recommendations to cover public initiatives from civic journalism positions.

Текст научной работы на тему «Региональные модели журналистской поддержки общественных инициатив»

УДК 070.19 ББК 76.000.0

Хлебникова Надежда Владимировна

кандидат филологических наук, доцент,

кафедра журналистики, Украинский гуманитарный институт, 08292, Киевская область, г. Буча, ул. Институтская, 14, e-mail: nkhlebnikova@gmail.com

Khlebnikova Nadezhda Vladimirovna

PhD in Philology, Associate Professor, department of journalism, Ukraine Humanitarian Institute,

08292, Kiev region, Bucha, Institutskaya St., 14, e-mail: nkhlebnikova@gmail.com

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЖУРНАЛИСТСКОй ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ

В статье представлены результаты исследования современных стратегий поддержки общественных инициатив и профессиональной идеологии журналистов по отношению к общественным инициативам в редакциях четырех газет Северо-Запада: «Новая Кондопога», «Вечерний Северодвинск», «НИВА», «Тридевятый регион». Выявлены четыре типа стратегии: общественная инициатива как проявление активности местного гражданского общества, как городская новость, как реализация политики администрации, как протест против политики администрации. Разработаны рекомендации по поддержке общественных инициатив с позиций гражданской журналистики, исходя из ресурсов редакции и конкретной ситуации в местном сообществе.

Ключевые слова: гражданская журналистика, местные СМИ, общественные инициативы.

regional models journalistic support public initiatives

The article presents the study of public initiatives support strategies and professional journalists approach to public initiatives in four Northwest Russia newspapers: «Novaya Kondopoga», «Vecherniy Severodvinsk», «NIVA», «Tridevyaty Region». Four strategies types are revealed: the public initiative as local civil society activity, as city news, as following power policy, as the protest against power policy. The author gives recommendations to cover public initiatives from civic journalism positions.

Keywords: civic journalism, local mass-media, public initiatives.

Тезис о том, что СМИ являются ресурсом общественных инициатив1,

1 Общественные инициативы мы понимаем как форму реализации гражданского общества на локальном уровне через индивидуальную или коллективную активность, в том числе в протестной форме, в виде мнения или действия с целью улучшения социальной действительности [2].

включает в себя два аспекта, которые иногда не разделяются в научной литературе. Во-первых, СМИ взаимодействуют с аудиторией, привлекая ее как равноправного партнера к коммуникативному процессу. Во-вторых, СМИ рассматривают граждан как участников организационно-управленческой и политической

деятельности и стимулируют их активность в этой области. Взаимодействие со СМИ и участие в управлении могут сливаться для граждан в единый процесс, что во многом зависит от журналистов.

Анализ ситуации на локальном уровне обычно приводит к вопросу о том, что первично — общественные инициативы или деятельность редакции? Современный научный подход ответственность за реализацию взаимоотношений с аудиторией возлагает на СМИ. Эта очевидная сегодня мысль начала формироваться еще в первой половине XX в.

Идея поддержки общественных инициатив силами СМИ обнаруживает себя в нормативных теориях прессы [4], а также в специальных исследованиях аудитории [1] и развита применительно к российской аудитории [3].

Новый виток политической и общественной активности граждан вновь ставит перед редакционными коллективами местных СМИ вопрос: какая информационная политика является наиболее приемлемой в каждой конкретной ситуации?

Для изучения современных стратегий поддержки общественных инициатив на страницах местных газет в апреле—июне 2011 г. были проведены исследования в редакциях четырех газет Северо-Запада, в разных по масштабу народонаселения городах: «Новая Кондопога» (Карелия, г. Кондопога, 33 тыс. жителей), «Вечерний Северодвинск» (Архангельская обл., г. Северодвинск, 180 тыс. жителей), «НИВА» (Мурманская обл., г. Кандалакша, 38 тыс. жителей), «Тридевятый регион» (г. Калининград, 400 тыс. жителей). В каждом из этих городов сложилась локальная ситуация, которая активизирует общественную активность.

Цель исследования: выявить в местных газетах профессиональную

идеологию журналистов по отношению к общественным инициативам, а также технологии поддержки и развития общественных инициатив.

Методика исследования. В редакциях проведены групповые интервью с журналистами и внештатными авторами. В качестве дополнительного элемента исследования перед интервью и после них были проанализированы номера газет за период с января 2009 г. по апрель 2011 г. Все газеты выходят как еженедельники, в каждой редакции было проанализировано по 120 номеров.

В ходе исследования были поставлены вопросы:

1. Какие общественные инициативы реализуются в городе, и о каких инициативах газета сообщает?

2. Как журналисты пишут об общественных инициативах (технологии, периодичность, рубрики, жанры) и насколько профессиональная идеология журналистов близка принципам гражданской журналистики?

3. Какой результат получается по итогам публикаций?

4. Как редакция взаимодействует с местным самоуправлением и структурами власти по поводу публикаций об общественных инициативах?

Полученные ответы проанализированы и оценены с позиций заявленных в исследовании целей. Разработаны рекомендации по поддержке общественных инициатив с позиций гражданской журналистики, исходя из ресурсов редакции и конкретной ситуации в местном сообществе.

Газета «Новая Кондопога»

(г. Кондопога, Карелия). В 2006 г. в городе случился конфликт на этнической почве, который привел к трагическим событиям, о чем сообщали российские и мировые агентства. После этих событий в городе появились новые общественные объединения, в штат администрации об-

ласти был введен соответствующий специалист.

Инициативы общественных объединений. Две структуры являются системообразующими элементами некоммерческих общественных объединений Кондопожского муниципального района: Совет неправительственных организаций (Совет НПО) и местная территориальная общественная организация «Общество дружбы Кондопога-Херрлиберг», финансирующая многие проекты кондопожских общественных объединений благодаря помощи из Швейцарии. Газета освещает масштабные совместные мероприятия: фестивали общественных объединений, в том числе национальных, конференции.

Газета информирует также о конкретных проектах общественных объединений. Примеры проектов в социальной сфере: «Социальный погребок» помогает малоимущим, молодежь с психическими расстройствами адаптируется к жизни в обществе, анонимные алкоголики поддерживают друг друга в стремлении к трезвой жизни. Многие из социальных проектов связаны со сферой культуры или спорта.

На страницах газеты получает поддержку организация ветеранов боевых действий. Ветераны создали предприятие, предоставляют работу, устраивают в госпиталь своих товарищей.

Инициативы граждан — это материалы о проблемах, которые затрагивают жителей лично, и они совместно пытаются их решить. Как правило, это протестные или близкие к ним инициативы. Поводами для подобной общественной активности явились: планирование строительства карьеров для добычи природных материалов вокруг поселка Кедрозеро и плохая дорога к поселку; сооружение пивного павильона у детской

больницы; планы по переносу детской поликлиники, планы по объединению двух школ города в одну; старые брошенные автомобили во дворах; недостаток мест в детских садах; завалы мусора в городе.

Инициативы редакции. К наиболее значительным относятся сотрудничество с передачей «Жди меня» Первого канала ТВ, организация общественной приемной ко Дню Победы. Инициатора, который занимается поисковой работой на сайтах, газета выдвинула на районную номинацию «Человек года».

Материалы выходят на разных полосах и под разными рубриками. За исследуемый период была выпушена также страница «Гражданское общество».

Технологию работы с инициативами граждан журналисты представили следующим образом. В редакцию приходит читатель или несколько читателей с каким-либо вопросом. Посетителей обязательно выслушивают, и если письменного текста у них нет, помогают тут же его создать. Решают, куда отправить письменный запрос. Ждут ответа, проверяют его достоверность.

Газета не практикует долгосрочное и среднесрочное тематическое планирование. Планирование текущего номера и обсуждение уже вышедшего происходит в полуформальной обстановке. Существует полосное планирование.

Создан Клуб друзей газеты «Новая Кондопога» в социальной сети vkontakte. Редакция видит пользу клуба в том, что в группе оперативно выясняются и развеиваются слухи, домыслы. Часть тем переносится в печать.

Сотрудники редакции оценивают результаты как конкретные изменения после публикаций. Часто этот результат называют «действенностью».

Взаимодействие с муниципальным самоуправлением по поводу публикаций, посвященных общественным инициативам, зависит от общего характера сотрудничества. Журналисты отметили, что отношения конструктивные. Существует договор с администрацией, газета публикует обязательные документы, в том числе текст принятого бюджета, объявления о публичных слушаниях.

Основной причиной конструктивного сотрудничества журналисты считают изменение отношения администрации к проблеме взаимодействия с населением после массовых беспорядков 2006 г. на этнической почве.

Другой фактор конструктивных взаимоотношений заключается в том, что газета не подчиняется местной администрации, но местная администрация отвечает на запросы редакции, в том числе и на те, которые требуют объединения усилий нескольких отделов.

Администрация района может попросить редакцию обратиться к республиканской власти с каким-то запросом и предоставить копию ответа.

Оценка деятельности редакции в сфере развития общественных инициатив. На трактовку роли газеты в обществе и ее конкретной миссии повлияли события 2006 г. и независимость от местной власти. Газета понимается журналистами как информатор и посредник между населением и властью в решении насущных вопросов.

«Новая Кондопога» сохранила связь с населением, остается газетой для читателей. Не утрачена выработанная в советские годы форма работы с аудиторией: письма, привлечение внештатных авторов. До сих пор эту форму взаимодействия в редакции считают основной. Она дополняется интернет-технологиями.

Журналисты используют в работе испытанную модель общественно-

политической газеты, какой «Новая Кондопога» была в течение 70 лет, модернизируя ее принципами новостной журналистики, но не применяют подходы развлекательной, таблоидной журналистики, которая становятся все более популярной в местной прессе.

Общественные инициативы освещаются в русле прежних традиций, что является и плюсом, и одновременно минусом газеты.

В качестве профессиональных ценностей у журналистов сохраняется культура реального факта и достоверной информации, ответственность перед читателем. Но не у всех журналистов в профессиональной парадигме достаточно выражены ценности гражданского общества.

«Вечерний Северодвинск»

(г. Северодвинск Архангельской обл.). Учредителем газеты является частное лицо, предприниматель, один из лидеров нового российского медиабизнеса. Газета входит в список из двадцати изданий издательского дома «Северная неделя». Город обладает значительным инженерным и научным потенциалом. В 1990-е гг. Северодвинск был одним из первых городов после Москвы и Санкт-Петербурга, где состоялись всенародные выборы мэра. В 1990-е гг. здесь активно начал развиваться сектор общественных объединений.

Инициативы общественных объединений. Газета рассказывает истории участников объединения «Анонимные алкоголики» с указанием координат для желающих присоединиться. Сообщает о деятельности местной организации «Мемориал». Газета поддерживает общественную организацию родителей и детей с нарушением слуха, которая создала инновационную модель обучения для слабослышащих детей.

Газета дает публикации, посвященные громким национальным событиям, используя обзор других газет и блогов. Темой обзоров могут быть общественные инициативы, актуальные и для Северодвинска.

Инициативы граждан также являются информационными поводами для «Вечернего Северодвинска». Жители выступают против создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), которые расцениваются как попытка местной власти переложить коммунальные заботы на жильцов.

Жители убирают мусор в исторических местах за городом. Один из жителей благоустраивает общий двор, он вырезал из дерева скульптуры и установил их. Пенсионеры собираются для пешеходных прогулок по утрам. Горожане звонят или пишут в газету по поводу скопления мусора, самовольно организованных свалок.

Инициативы редакции являются привычными и для журналистов, и для читателей. Редакция организовала дискуссию о том, что необходимо избавляться от нецензурной ругани. Она представлена как акция «Победим на поле брани».

«Вечерний Северодвинск» организует штабы для наведения порядка в городе, в зависимости от сезона они называются «Ледовый штаб», «Ямочный штаб». Суть работы штаба состоит в том, что жители могут позвонить в редакцию и сообщить об опасных для жизни сосульках или ямах на дорогах. Редакция обещает передать информацию в соответствующие организации и проконтролировать результат. Ранее таким же образом с помощью читателей газета боролась против игровых автоматов.

Мероприятия общественных объединений подаются на страницах газеты как городские события. Специальных рубрик, посвященных

гражданскому обществу, общественным объединениям или общественным инициативам, нет.

Верстаются полосы, на которые может быть поставлена информация об общественных инициативах: «Общество» — о жизни города, «По-соседству мы живем» — сообщения об интересных людях; «Отмечено читателем» — обзоры откликов на сайте. Полосность соблюдается, но ломается при необходимости. Перспективного планирования нет, планируется только текущий номер.

«Вечерний Северодвинск» имеет интернет-версию. На сайте сложилась группа активных читателей, которые обсуждают материалы, дискутируют друг с другом.

По итогам публикаций о благоустройстве дворов за счет предприятия город закупил специализированные машины для ремонта. Проведены работы по освещению набережной. В одном из районов города изменено расписание работы лифтов, которые раньше работали в ограниченном режиме. Сменили разметку на дороге, и движение стало более удобным. С помощью публикаций газеты убраны игровые автоматы.

Ветеран войны получил квартиру. Девочка-инвалид обрела семью. Многодетная семья, имеющая со-седей-алкоголиков, разрешила безнадежную ситуацию. После публикации материала у семьи появился благотворитель, и она смогла снять другую квартиру.

«Вечерний Северодвинск» не имеет договоров с местной администрацией, не публикует материалы, предоставляемые администрацией, на платной основе. Она принципиально не пишет о партиях, о выборах. Журналисты контролируют количество упоминаний в материалах представителей администрации го-

рода: «Если мэра в номере много — это плохо».

С мэром и отделами городской администрации складываются деловые отношения, налажены контакты с сотрудниками отдела по связям с общественными объединениями. Журналисты отмечают профессионализм городской пресс-службы.

Оценка деятельности редакции в сфере развития общественных инициатив. Журналисты полагают, что основная роль газеты — объективно информировать читателей, давать интересные материалы. «Вечерний Северодвинск» переходит от общественно-политической газеты советского варианта, которая была частью системы управления, к информационному еженедельнику общего содержания, который имеет в виду частную жизнь человека, и значительный объем содержания отводит не местным «полезным и развлекательным материалам» о поддержании здоровья, устройстве быта, досуге.

Собственные инициативы газеты в виде «Ледового штаба», «Ямочного штаба» наглядно показывают это переходное состояние, когда газета все еще встраивается в систему управления городским хозяйством, определяя таким образом свою роль в обществе.

Газета поддерживает связь с читателями через разнообразное освещение коммунальных проблем и рассказы о людях города в различных ситуациях.

Общественные инициативы не идентифицируются и подаются как городские события. Чаще всего это событийная информация об акциях, проектах, конкретных делах общественных объединений. Специальных материалов о формах взаимодействия общественных объединений с властью или об инновационных тех-

нологиях решения социальных проблем нет. Члены общественных объединений не привлекаются как эксперты для обсуждения социальных проблем.

Газета не создает позитивного восприятия идей городского самоуправления на разных уровнях. Так, содержится много сообщений о про-тестных инициативах против ТСЖ, которые выглядят как инициатива власти, но нет материалов о положительном опыте ТСЖ, в то время как положительный опыт, судя по пресс-релизу администрации, также существует в городе.

«Вечерний Северодвинск» помогает конкретным людям решать их сложные ситуации, не претендуя при этом на то, чтобы ставить вопрос о создании социальных технологий, алгоритмов действия, которые применялись бы для решения проблем в аналогичных слушаниях. Журналисты подвергают сомнению организационную роль газеты по масштабным проблемам.

«НИВА» (г. Кандалакша Мурманской обл.). «НИВА» является муниципальным предприятием и получает муниципальный заказ от администрации Кандалакшского района. В исследуемый период в Кандалакше случилось убийство главы администрации района жителем, который был недоволен размером пенсии. Происходят бурные выборные процессы, причиной которых является новое административное устройство района.

Инициативы общественных объединений. Общественное объединение «Народная экспертиза» участвует в заседаниях комиссий, которые рассматривают вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Наблюдают за работой управляющих компаний, инициируют выход из управляющих компаний.

Религиозная православная организация, учителя, а также журналисты газеты выпускают приложение «Слово». Его презентовали на одном из московских православных фестивалей. На страницах приложения была обнародована инициатива строительства нового храма. Газета проводила информационную кампанию на эту тему, делала опросы общественного мнения по поводу строительства храма. Приход собирает средства для нового храма. Общественная организация «Ассоциация мастеров ручного труда» создает мастерские, где будут изготавливать изделия, в том числе и для церковных нужд, используя бисероплетение, вышивку. Был проведен аукцион, закуплено оборудование для мастерских.

В Кандалакше находится одно из российских поселений, созданное международной благотворительной организацией «Детские деревни — SOS», которая осуществляет воспитание детей-сирот в семьях. «НИВА» освещает жизнь «Детской деревни».

Газета пишет о деятельности местного отделения Красного Креста, которое также с помощью зарубежного финансирования устраивает благотворительные столовые. Местные экологи организуют экологические десанты по уборке территорий отдыха от бытового мусора. Общество дружбы с финскими гражданами «Питео — Кандалакша» обменивается визитами. Молодежная организация «Новое поколение», бывшие воспитанники подростковых клубов, устраивают летом площадки, организуя досуг детей. «Молодая Гвардия» инициировала открытие кинотеатра под открытым небом.

Инициативы граждан. Жители выступили инициаторами и обучились азам правовой грамотности в сфере ЖКХ на семинаре, который организовал депутат. Старожил

города предложил создать народную дружину,так как в городе была сложная криминогенная обстановка. Группа молодежи, объединившаяся в социальной сети vkontakte, предложила построить «дерево любви» в Кандалакше, т.е. специальное место, которое могли бы посещать молодожены и влюбленные пары. Газета освещает конкурс проектов на тему «дерево любви». Граждане благоустраивают «тропу здоровья». Это дорога к родникам, вдоль которой поставлены деревянные скульптуры, скамейки.

Инициативы редакции. «НИВА» проводила заседания дискуссионного клуба. Форма дискуссионного клуба позволяет редакции обсуждать конкретные значимые для города проблемы с целью найти их решение. На заседания клуба приглашаются заинтересованные лица и все желающие. По итогам обсуждения вырабатывается решение, которое рассылается предполагаемым исполнителям. Газета отслеживает исполнение решений. Состоялось три заседания дискуссионного клуба по темам городского хозяйства. Редакция входит в число друзей поселения «Детские деревни — SОS», приобретает рисунки детей на аукционах «Детских деревень» и пишет об этих аукционах.

Общественные инициативы чаще всего представлены короткой информацией. Публикуются также репортажи, интервью, фоторепортажи, обращения. Выходит спецвыпуск «Слово» (инициатива религиозной православной общины), страница «Вопрос-ответ».

В редакции считают, что главным результатом работы является информирование читателей. Для достижения больших результатов, считают журналисты, как правило, нужны большие деньги, которых в бюджете нет.

Читатели обращаются в газету с жалобами. Редакция выслушивает всех обратившихся, хотя, по признанию журналистов, не всегда может помочь. Редакция ведет рубрику «Вопрос-ответ», которая также является примером результативности. По итогам заседаний дискуссионного клуба одна из фирм смогла занять свою нишу на рынке услуг.

Журналисты считают, что с учетом ресурсов Интернета, новой версии сайта газеты можно получать большую результативность при проведении дискуссий.

Существует совет общественных объединений при администрации города. Журналисты не считают это информационным поводом, новостью.

Основной темой взаимодействия администрации и редакции является тема выборов и информирование о деятельности администрации, содействие выполнению ее решений, но не самостоятельная общественная активность населения.

Оценка деятельности редакции в сфере развития общественных инициатив. Журналисты считают тему поддержки общественных инициатив важной, но полагают, что нынешние ресурсы газеты не позволяют ее развивать соответственно потребностям местного сообщества. Газета публикует много информации о выборах, борьбе местных политиков, о местном отделении партии «Единая Россия». Эти темы отодвигают на задний план тему самостоятельных инициатив граждан.

В районе выбирают только депутатов. Глава местного самоуправления выбирается из числа депутатов. Это также создает соответствующий настрой по отношению к общественным инициативам. Общественная инициатива как выражение и согласование различных точек зрения гасит-

ся отсутствием выборов глав местного самоуправления.

Администрация района выделяет гранты на благоустройство города. Гранты выделяются учреждениям и гражданам. Это повод говорить об общественной инициативе.

Газета считает интересной формой работы заседания дискуссионного клуба, но не продолжает их из-за недостатка ресурсов.

«Тридевятый регион» (г. Калининград). Учредителем газеты является частное лицо, предприниматель. В Калининграде действует особая экономическая зона. В исследуемый период здесь происходили крупные митинги, сменился губернатор.

«Тридевятый регион» носит ярко выраженный политический, протест-ный характер. Газета объявила, что она закрыта для «Единой России». На ее страницах выделены специальные колонки, в которых высказываются руководители оппозиционных партий и движений.

Одна из основных тем исследуемого периода — митинги. Первый крупный митинг состоялся в январе 2009 г. Его организовали водители большегрузных автомобилей в связи с введением транспортного налога. К ним присоединился малый бизнес — владельцы палаток, жители с другими протестными настроениями. В митинге участвовали более 12 тыс.человек.

В марте 2010 г. планировался следующий митинг. Но власть предотвращала его всеми возможными способами. Вместо митинга был организован виртуальный прием граждан главой администрации области. Вместо митинга состоялся флэш-моб. Все эти события отражены в «Тридевятом регионе». Газета освещала также протесты граждан против уплотнительной застройки, выступления обманутых дольщиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Газета считает своей инициативой тот факт, что в 2010 г. губернатор не был назначен на новый срок. Хотя эта цель не была продекларирована в газете публично, но все освещение деятельности губернатора было направлено на то, чтобы не допустить его нового назначения.

Издатель газеты ставит целью проведение выборов в Калининграде.

Инициативой редакции является создание фонда одного из районов области. Цель издателя — формирование актива местного сообщества с помощью фонда. Для этого проводятся мероприятия: жители называют лучших профессионалов, о которых будут подготовлены материалы; пополняются библиотеки; организуется футбольный турнир между подростковыми командами; жителей призывают навести порядок во дворах и выдают им рассаду для придомовых клумб. Впереди выборы главы района. По замыслу издателя, газета участвует в создании сообщества, которое сделает сознательный рациональный выбор при голосовании.

Журналисты считают, что до января 2009 г. редакция шла за событиями. После этого старается давать опережающую информацию и считает себя участником событий.

С администрацией губернатора отношения у газеты оппозиционные. С администрацией города отношения прагматичные. Был подписан договор, в соответствии с которым публиковались материалы, предоставленные городской администрацией.

Оценка деятельности редакции в сфере развития общественных инициатив. Газета преследует цель содействовать гражданскому просвещению населения. Хотя в документах это не сформулировано, редактор согласился с такой формулировкой, прозвучавшей в ходе интервью.

Отсутствие позитивного решения при освещении протестных тем является дискуссионным решением. Некоторые авторы «Тридевятого региона» критикуют и власть, и протестующих граждан, не стремясь к решению проблем. Желательно освещение более широкого спектра общественных инициатив, не только протестных. Редакция самостоятельно начала проводить информационные кампании в районе и может усовершенствовать их технологию, если воспользуется опытом гражданской журналистики.

В результате анализа доминирующих в газетах материалов и интервью определены четыре модели журналистской поддержки общественных инициатив.

Общественная инициатива как:

- проявление активности местного гражданского общества («Новая Кондопога», Карелия);

- городская новость («Вечерний Северодвинск», г. Северодвинск Архангельской обл.);

- реализация политики администрации («НИВА», г. Кандалакша Мурманской обл.);

- протест против политики администрации («Тридевятый регион», г. Калининград).

Рекомендации для редакций. Разработать миссию и стратегию газеты по развитию общественных инициатив. Миссия должна выражать то, что газета может предложить местному обществу. При выработке стратегических решений следует иметь в виду, что они ведут к долговременным и необратимым последствиям в случае реализации. В ходе разработки стратегии избрать терминологию, которая будет употребляться в газете: гражданское общество, гражданские инициативы, гражданская активность, общественность, общественные инициативы,

общественное участие, общественная активность.

Сменить ракурс, с которого журналисты сейчас рассматривают письма-жалобы. Оценивать их с точки зрения возможной общественной инициативы и, если зерна такой инициативы имеются, то развивать ее. Описывать не только суть проблемы, но и порядок действий граждан, объединившихся для ее решения.

Освещать также непротестные инициативы, особенно общественные советы в учреждениях культуры, образовательных, медицинских.

Проводить один раз в год кампанию на принципах гражданской журналистики, где газета выступает как социальный лидер, и вместе с общественными объединениями выходить на новый уровень решения социальных проблем.

Местное самоуправление необходимо представлять не только как

вертикаль власти, а как орган местного сообщества, несмотря на то, что главы выбраны не всенародным голосованием («Новая Кондопога», «НИВА»).

Рекомендуется также расширить публичное пространство, введя в него актуальные темы: общественные слушания, диалог предпринимателей и местного самоуправления («Новая Кондопога»); «добрые дела» самой редакции, выборы, бюджетный процесс, взаимодействие власти и НКО, доступ граждан к информации («Вечерний Северодвинск»); деятельность совета общественных объединений, мотивы участия граждан в общественных объединениях и волонтерстве («НИВА»); законопроекты города и региона по ключевым социальным вопросам, для чего необходимо расширение состава участников общественной дискуссии («Тридевятый регион»).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004.

2. Гончаров Д.В. Теория политического участия. М.: Юристъ, 1997.

3. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006; Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2007; Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М.: АСИ, 2009; Средства массовой информации и формирование гражданского общества / под ред. А.И. Верховской. М.: Ф-т журн. МГУ, 2010; Хлебникова Н.В. Общественные инициативы в медиапространстве гражданской журналистики: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011.

4. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Вагриус, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.