Научная статья на тему 'ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
788
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЖИВОТНЫХ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВЛАДЕЛЬЦЫ ЖИВОТНЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сурдина П.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, российского права связанные с привлечением к ответственностью за жестокое обращение с животными. Статья начинается с анализа правового положения о животных в различные периоды развития общества, демонстрируется отношения к животным исключительно не как к вещам как к существам, способным испытывать страдания и эмоции. Затем автор рассматривает правовое регулирование в сфере защиты животных, существующее в России на сегодняшний день, а также анализирует ответственность за жестокое обращение с животными, установленная различными отраслями российского права: гражданским, уголовным и административным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

срок от двух до пяти лет); ограничение свободы (на срок от одного года до трех лет); лишение свободы на определенный срок (на срок от двух до пяти лет); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (оно предусмотрено за многие экологические преступления, может выступать как в качестве основного вида наказания и назначаться на срок от одного года до пяти лет, так и в качестве дополнительного вида наказания - от шести месяцев до трех лет).

Предложение, которое будет способствовать эффективному и своевременному раскрытию экологических преступлений - это введение на территории всех субъектов Российской Федерации круглосуточной «горячей линии» связи по борьбе с браконьерством и фактах незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов. Также хотелось бы присоединится к мнению С.М. Трашковой, которая считает, что, целесообразно проводить мероприятия по повышению у граждан уровня правовой культуры, в том числе их юридической грамотности и правовой осведомленности [8, с.309].

Таким образом, указанные выше предложения будут способствовать обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности государства в сфере охраны и использования животного мира.

Список использованной литературы:

1. Стокгольмская декларация (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. - Т. 3.

2. Всемирная хартия природы (Принята резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи от 28 октября 1982 года) // [Электронный ресурс]: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ Лайег_^эг_па1иге^Мт1 (дата обращения: 09.11.2020)

3. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Принята 9 мая 1992 года) // [Электронный ресурс]: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 09.11.2020)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 27.10.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.

5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - ст. 133.

6. Молчанова Е.В. Инновации и информационные технологии: поиск путей практической реализации // Научно - методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т. 31. - С. 656-659.

7. Раупова М.Т. Проблемы, связанные с определением юридической ответственности в сфере экологических правонарушений // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2013. - № 2(54). - С. 3-7.

8. Трашкова С.М. Некоторые вопросы понимания криминалистической профилактики на современном этапе // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 2 (43). - С. 308-312.

© Сурдина П.А., 2021

УДК34

Сурдина П.А. Бакалавр, ФГБОУВО «ХГУ им.Катанова»

г. Абакан, Россия

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы, российского права связанные с привлечением к

ответственностью за жестокое обращение с животными. Статья начинается с анализа правового положения о животных в различные периоды развития общества, демонстрируется отношения к животным исключительно не как к вещам как к существам, способным испытывать страдания и эмоции. Затем автор рассматривает правовое регулирование в сфере защиты животных, существующее в России на сегодняшний день, а также анализирует ответственность за жестокое обращение с животными, установленная различными отраслями российского права: гражданским, уголовным и административным правом.

Ключевые слова:

Законодательство о животных, жестокое обращение с животными, уголовно-правовая ответственность, гражданско-правовая ответственность, административно-правовая ответственность, владельцы животных.

В настоящее время вопрос защиты животных от жестокого обращения довольно активно обсуждается широкой общественностью. Люди создают петиции, выходят на акции протеста, желая, во-первых, донести до других идеи о необходимости нравственного обращения с животными, во-вторых, добиться позитивных изменений в законодательстве. И это волнение о судьбах «братьев наших меньших» не является беспочвенным, ведь правовое регулирование в сфере защиты животных в России действительно нуждается в реформировании. Существующие ныне нормы работают не так хорошо, как хотелось бы. Кроме того, в рамках вопроса защиты животных от жестокого обращения мы, скажем так, «отстаем» от многих цивилизованных стран. К примеру, нашим государством не подписана Европейская конвенция о защите домашних животных. Российская Федерация (далее - РФ) данную конвенцию просто проигнорировала: не подписала и не ратифицировала. При этом Конвенция была ратифицирована в 24 государствах членах Совета Европы. В свое время Президент РФ наложил вето на Проект Федерального закона № 97802163-2 «О защите животных от жестокого обращения» в связи с отсутствием «собственного предмета правового регулирования», что на время лишило Россию нормативного акта, полностью посвященного данной проблеме, оставило пробел в праве незаполненным. Принять подобный документ в нашем государстве смогли лишь спустя много лет. Однако наиболее критичным упущением законодателя, на наш взгляд, является тот факт, что ответственность за жестокое обращение с животными в современном российском праве проработана очень слабо.

Если обратиться к истории нашего государства, даже к самым древним правовым документам в них можно обнаружить нормы, устанавливающие ответственность за преднамеренное причинение вреда животным. Так, согласно ст. 84 Русской Правды: «Если кто по злобе зарежет чужого коня или другую скотину, тот платит 12 гривен штрафа, а хозяину за причиненный ущерб урочную цену». Несомненно, данная норма так или иначе защищает коня от убийства. С другой стороны, можно с легкостью сделать вывод о том, что это лишь следствие «работы» данной нормы. Целью включения этого положения в документ является не забота о переживаемых животным страданиях, а сохранение чужой собственности. Следовательно, здесь конь защищается законом наравне с вещью: убийство животного на тот момент не могло быть жестоким в принципе, ведь причинение смерти чужому, например, коню, рассматривалось исключительно как метод повреждения имущества.

Итак, в рамках современного российского права, животные все еще стоят в одном ряду с вещами. Согласно ст. 137 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) взаимодействие человека с животными подпадает под общие правила об имуществе, если другими законами или нормативными правовыми актами не предписано иное. То есть животное признается только объектом права, но никак не субъектом, и может принадлежать лицу на праве собственности. При этом наблюдается положительное изменение: на законодательном уровне была закреплена необходимость гуманного обращения с «братьями нашими меньшими», о чем свидетельствуют соответствующие нововведения в законодательстве, появление термина «жестокое обращение с животными», а также установление ответственности за такого рода обращение.

Относительно недавно, в 2018 г., все же был принят обособленный нормативный акт, направленный

на защиту животных, - Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об ответственном обращении с животными). В ст. 4 данного документа закреплены принципы гуманного обращения с животными. Так, человек должен осознанно подходить к вопросу об ответственности за судьбу животного. Более того, каждый член общества должен понимать, что и к домашним питомцам, и к бездомным животным следует относиться именно как живым существам, способным испытывать эмоции, боль и страдания. Таким образом, гуманное обращение с животными в современном мире стало частью законодательной политики.

Законом об ответственном обращении с животными также было введено понятие «жестокого обращения». В данном нормативном акте под ним понимается (п. 5 ст. 3):

1) обращение, которое привело или может привести к смерти или причинению вреда здоровью животного;

2) нарушение требований по содержанию животных, установленных законом, если это привело к причинению вреда здоровью животного;

3) отказ от содержания животного;

4) неоказание помощи животному, находящемуся в опасном для здоровья или жизни состоянии, если существовала возможность оказать такую помощь.

При этом, исходя из смысла указанного пункта 5, ответственность за отказ от содержания животного и неоказание ему помощи может лежать только на его владельце. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об ответственном обращении с животными владельцем может являться как физическое, так и юридическое лицо, если животное принадлежит ему на праве собственности либо на ином законном основании. Таким образом, можно сделать следующий вывод: юридическое лицо также может нести ответственность за жестокое обращение с животным, если оно является владельцем животного.

Рассмотрим существующие нормы об ответственности за жестокое обращение с животными, чтобы выявить пробелы в уже имеющихся законодательных положениях.

Начнём с гражданско-правовой ответственности. Во втором абзаце выше упомянутой ст. 137 ГК РФ указывается на то, что в процессе осуществления своих прав лица не должны допускать жестокого отношения с животными, противоречащего нормам морали и нравственности. Далее, ст. 241 ГК РФ устанавливает возможность выкупа домашних животных при ненадлежащем обращении с ними. В том случае, если собственник (владелец) домашнего животного обращается с ним негуманно, игнорируя признанные в обществе нормы морали и нравственности, а также предписания закона, он может быть лишен этого животного. В самом тексте нормы не фигурирует термин «жестокое обращение», однако перечисленные в статье аморальные действия собственника подпадают под дефиницию жестокого обращения, приведенную в Законе об ответственном обращении с животными. Лицо, предъявляющее требование в суд, может выкупить животное, подвергающееся негуманному обращению, тем самым изъяв его у владельца. Цена выкупа в этом случае определяется двумя способами: либо простым соглашением сторон, либо судом, если стороны не смогли договориться о цене.

В российском законодательстве также предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным, установленная ст. 245 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Предметом посягательства здесь выступают животные вне зависимости от категории (домашние, дикие и т.д.) и формы собственности на них. Состав преступления является материальным: обязательными признаками стороны является совершение деяния (жестокое обращение с животными), последствия (гибель или увечье), а также причинноследственная связь между содеянным и наступившими последствиями. В 2017 г. в указанную статью были внесены важные изменения. Ранее жестокое обращение с животными наказывалось исключительно при наличии альтернативно указанных признаков субъективной или объективной стороны: совершение преступления из хулиганских побуждений, корыстных побуждений, с применением садистских методов или же в присутствии малолетних. При этом совершение такого деяние группой лиц было вынесено в квалифицированный состав. В новой редакции

альтернативнообязательными признаками субъективной стороны стали цель (причинение животному боли и страданий), корыстные или хулиганские побуждения. Признаки объективной стороны переместились в квалифицированные составы: теперь более суровая уголовная ответственность грозит лицу, обвиняемому в жестоком обращении с животными, если оно совершило преступление:

1) в составе группы лиц;

2) в присутствии детей (до 14 лет13);

3) применяя садистские методы;

4) публично демонстрируя свои действия (в том числе онлайн);

5) жестоко обращалось сразу с несколькими животными.

Ответственность за совершение преступления также ужесточилась: с 2018 г. жестокое обращение с животными может караться наказанием в виде лишения свободы сроком до трех лет (основной состав), а также сроком от трех до пяти лет (квалифицированные составы). Ранее максимальная санкции составляла два года лишения свободы (только для квалифицированного состава).

Таким образом, законодатель поработал над усилением ответственности за совершение такого рода преступлений: наказания ужесточились, количество квалифицированных составов увеличилось в пять раз.

Однако, несмотря на это, в настоящее время мы все еще сталкиваемся со случаями, демонстрирующими варварское отношение человека к животным. Согласно статистическим данным, предоставленными Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в первом полугодии 2019 г. к ответственности по ст. 245 УК РФ было привлечено 58 человек, а за 2018 г. - 110 человек. Более поздние данные, к сожалению, отсутствуют. При всем этом складывается впечатление, что многие случаи жестокого обращения с животными остаются безнаказанными, ведь жестокому обращению подвергаются не только животные, обитающие на улице, но и домашние животные. Питомец может погибнуть от рук хозяев в стенах квартиры, И никто не понесет за это ответственности, поскольку такие случаи по понятным причинам довольно сложно выявить.

Представляется, что роли собственников, владельцев, хозяев животных в правовом регулировании защиты животных в России уделяется особое внимание. Так, в п. 3 ч. 2 ст. 11 Закона об ответственном отношении с животными содержится норма, указывающая на то, жестоким обращением будет считаться даже отказ владельца от исполнения обязанностей по содержанию животного. В связи с этим представляется разумным включение в ч. 2 ст. 245 квалифицирующего признака, усиливающего ответственность именно собственников (владельцев, хозяев) за жестокое обращение с животными.

Кроме того, законодатель не предусмотрел ответственность за вступление человека в половую связь с животным - данная проблема была полностью проигнорирована. На наш взгляд, подобная ситуация также попадает под категорию жестокого обращения, ведь животное в любом случае не может дать согласия на половое сношение или отказаться от него. Существуют примеры, где подобное приводит к смерти животного. При этом деяние остается абсолютно безнаказанным. На наш взгляд, необходимо также включение в ч. 2 ст. 245 квалифицирующего признака об ответственности за жестокое обращение с животными путем совершения насильственных действий сексуального характера.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в сфере защиты животных нуждается в реформировании. Государству следует обратить внимание на международные тенденции в данной области и с учетом зарубежного опыта сформировать такие нормы, которые будут работать эффективнее.

Список использованной литературы:

1. Международные конвенции European Convention for the Protection of Pet Animais. Strasbourg, 13.11.1987 // URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent7d ocumentId= 090000168007a443 (дата обращения: 07.12.2021).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СПС Консультант Плюс.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // СПС Консультант Плюс.

4. Федеральный закон от 20.12.2017 № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

5. Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

6. Проект Федерального закона № 97802163-2 «О защите животных от жестокого обращения» (окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 01.12.1999) // СПС Консультант Плюс.

7.Письмо Президента РФ от 03.01.2000 № Пр-6 «Об отклонении Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» // СПС Консультант Плюс.

8. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2019 года // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5081 (дата обращения: 07.12.2021).

9. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017 год // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4572 (дата обращения 07.12.2021).

10. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2018 год // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894 (дата обращения: 07.12.2021).

11. Таблица подписей и ратификации Европейская конвенция о защите домашних животных // URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/- /conventions/treaty/125/signatures?p_auth=aLhMPBsZ (дата обращения 07.12.2021). 12. Петиция «О необходимости внесения изменений в статью 245 УК РФ (Жестокое обращение с животными) // URL: https://www.change.org/p/президент-российской-федерации-путин-вв-о-необходимости-внесения-изменений-в-статью-245-ук-рфжестокое-обращение-с--животными (дата обращения: 07.12.2021).

13. Мужчина до смерти изнасиловал собаку в Уфе // URL: https://www.mk.ru/incident/2019/08/ 01/muzhchina-do-smertiiznasiloval-sobaku-v-ufe.html (дата обращения 07.12.2021).

14. Руководителю приюта «Дружок» в Приамурье вынесен приговор за жестокое обращение с животными // URL: https://www.gzt- 14 sv.ru/news/135775-rukovoditelyu-priyuta-druzhok-priamure-vynesen (дата обращения: 06.12.2021).

15.Периодическая литература Отбоева Р.Р. Ответственность за жестокое обращение с животными: история и современность // Юриспруденция и право: Исследования. Инновации. Практика. 2019. С. 18 -23. Учебные пособия

16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2018. 736 с.

17. Русская Правда. Пространная редакция [Текст] // Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2007. С. 9- 25. // URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met135/node17.html (дата обращения: 07.12.2021).

© Сурдина П.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.