Научная статья на тему 'Жестокое обращение с детьми'

Жестокое обращение с детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ / НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ / СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ / ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ / МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Изабелла Фёдоровна

Последствия насилия в отношении детей имеют столь ярко выраженный негативный характер, что это явление требует решительных действий по его пресечению. Поэтому цель публикуемого учебного курса вооружить специалистов знаниями методов диагностики и профилактики различных форм жестокого обращения с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cruel behavior with children

Consequences of violence against children are so bright-expressed negative features that this phenomenon requires decisive action to stop it. Therefore, the purpose of this tutorial is to provide specialists with methods of diagnosis and prevention of various forms of cruelty to children.

Текст научной работы на тему «Жестокое обращение с детьми»

алгатаркл

Жестокое обращение с детьми

Программа учебного курса в рамках повышения квалификации для специалистов социозащитных и образовательных учреждений

Изабелла Фёдоровна Дементьева,

заведующая лабораторией семейного воспитания Института семьи и воспитания РАО, доктор педагогических наук

• жестокое обращение с детьми • насилие в отношении детей • семейное насилие • формы жестокого обращения с детьми • нормативная база защиты детей от насилия • методы реабилитационной работы

Под жестоким обращением или насилием в отношении детей имеются в виду действия, представляющие опасность для их жизни и здоровья и нарушающие или ограничивающие их права и свободы. Чтобы понять, насколько серьёзна эта проблема, предлагаем несколько цифр из официальной статистики: ежегодно 125 тысяч несовершеннолетних становятся потерпевшими от преступных посягательств; 80% детей 13—15 лет страдают от запугивания сверстников в школе; 26 тысяч несовершеннолетних становятся жертвами сексуальных посягательств. Ещё более серьёзной становится эта проблема при применении жестокого обращения к детям в семье. По экспертным оценкам, лишь 5% фактов семейного насилия становятся достоянием гласности и попадают в статистику. Вместе с тем, наблюдения показывают рост жестокого обращения с детьми в семьях: за последние 5 лет число фактов насилия над детьми в семье увеличилось в 3 раза. Поскольку семья живёт в режиме закрытости от посторонних глаз, ситуация насилия со стороны родителей может оставаться неизвестной продолжительное время.

Дети, пережившие насилие, приобретают психологические отклонения длительного (порой пожизненного) характера. Это такие личностные черты, как тревожность, конформизм, жестокость по отношению к слабым, лживость, некоммуникабельность, алкоголизм, наркомания, суицид и т.п.

Последствия насилия в отношении детей имеют столь ярко выраженный негативный характер, что это явление требует решительных действий по пресечению его распространения.

Цель данного курса — вооружить специалистов, работающих с детьми и их семьями, знаниями, методами диагностики и профилактики различных форм жестокого обращения с детьми.

Курс рассчитан на работников системы образования (заместителей директоров школ по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей, школьных психологов, методистов, воспитателей дошкольных учреждений и т.п.), а также на специалистов социозащитных учреждений (социальных работников) и специалистов органов опеки и попечения.

Задачи курса: ознакомить всех специалистов, занятых в сфере детства, с формами, причинами и признаками насилия в отношении детей. Предлагаются методы диагностики жестокого обращения с детьми. Приводятся технологии реабилитационной работы специалистов с семьями, применяющими насилие по отношению к детям, а также с детьми, пережившими семейное насилие.

Курс рассчитан на 72 часа, в том числе 48 часов лекционной и 24 часа семинарской работы.

Учебно-тематический план

0

№ Наименование темы Всего В том числе

п/п часов лекции семинарские занятия

1 Жестокое обращение с детьми как социальная проблема 2 2 —

2 Нормативная база защиты детей от насилия 2 2 —

3 Формы жестокого обращения с детьми 4 4 —

4 Причины жестокого обращения с детьми 4 4 —

5 Методы диагностики жестокого обращения с детьми 6 4 2

6 Признаки насилия в отношении детей 5 3 2

7 Последствия жестокого обращения для психического здоровья детей (психологический аспект) 5 3 2

8 Последствия жестокого обращения для физического здоровья детей (педиатрический аспект) 5 3 2

9 Методы реабилитационной работы с ребёнком — жертвой насилия 8 4 4

10 Методы работы с семьёй ребёнка — жертвы насилия 6 4 2

11 Этапы работы с семьёй, использующей насилие в отношении детей 2 2 —

12 Постреабилитационное сопровождение семьи ребёнка — жертвы насилия 5 3 2

0

Podgotovka kadrov.qxd 30 .05 .2011 0 :27 Page 83^_

И.Ф. Дементьева. Жестокое обращение с детьми

13. Молодёжная субкультура и формирование насилия в подростковой среде 6 2 4

14. Жестокое обращение как причина девиаций детей и подростков (суицид, наркомания и т.д.) 10 6 4

15. Профилактика и раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми 2 2 —

Итого часов 72 48 24

Учебная программа

Тема 1. Жестокое обращение с детьми как социальная проблема

Понятие жестокого обращения. Статистический анализ значимости проблемы насилия в отношении детей. Последствия насилия для личностного развития ребёнка.

Тема 2. Нормативная база защиты детей от насилия

Конвенция о правах ребёнка о защите детей от жестокого обращения. Конституция РФ о защите прав детей. Семейный кодекс РФ об обязанностях родителей, о лишении родительских прав и отобрании ребёнка у родителей в ситуации жестокого обращения. Кодекс административных правонарушений как средство предупреждения преступных форм жестокого обращения с детьми. Уголовный кодекс РФ о мерах наказания за преступления против половой неприкосновенности, против жизни и здоровья, против личности несовершеннолетних.

Тема 3. Формы жестокого обращения с детьми

Семейное и внесемейное проявление насилия. Физическое, психическое, сексуальное жестокое обращение, пренебрежение основными потребностями ребёнка. Распространённость и частота использования разных форм в отношении детей: статистический анализ. Особенности проявления отдельных форм, последствия для личностного развития ребёнка.

Тема 4. Причины жестокого обращения с детьми

Социальные, индивидуальные, культурные причины. Объективные и субъективные причины. Психологические, медицинские, криминологические факторы причинности. Характеристика семей с разной причинностью. Характеристика детей с агрессивными наклонностями.

Тема 5. Методы диагностики жестокого обращения с детьми

Визуальные, психологические, медицинские, социологические, педагогические методы. Особенности применения разных методов. Правомочность применения методов диагностики. Комплексное применение методов как условие достоверности диагноза.

Тема 6. Признаки насилия в отношении детей

Общие и специфические признаки. Внешние и внутренние признаки. Характерные признаки семьи, использующей насилие по отношению к де-

тям. Признаки, характеризующие детей — жертв насилия. Признаки неблагоприятной социальной среды ребёнка (школа, улица и т.д.). Дифференцированный характер признаков при разных формах жестокого обращения.

Тема 7. Последствия жестокого обращения для психического здоровья детей (психологический аспект)

Близкие и отдалённые последствия психического насилия. Поведенческие расстройства: агрессивность, низкая самооценка, повышенная тревожность, заискивающее поведение, уступчивость, низкая коммуникабельность, синдром «социального одиночества», нарушения аппетита, снижение эмоционального фона, задержка интеллектуального развития.

Тема 8. Последствия жестокого обращения для физического здоровья детей (педиатрический аспект)

Близкие последствия: травмы, переломы, ожоги, сотрясения, кровоизлияния, разрыв печени, селезенки, кишечника, кровотечения. Отдалённые последствия: энурез, заикание, тики, дисфункция внутренних органов в результате повреждений.

Тема 9. Методы реабилитационной работы с ребёнком — жертвой насилия

Индивидуальная и групповая работа. Организация работы группы детей. Принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия. Песочная терапия: диагностический и реабилитационный эффект. Арт-терапия в работе с детьми — жертвами насилия.

Тема 10. Методы работы с семьёй ребёнка — жертвы насилия

Выявление объективных и субъективных причин насилия в отношении детей со стороны родителей. Определение уровня неблагополучия семьи. Основная цель — обеспечение безопасности ребёнка. Повышение родительской компетентности. Обучение родителей ненасильственным приёмам воспитания детей. Оказание родителям помощи в трудоустройстве, избавлении от вредных привычек.

Тема 11. Этапы работы с семьёй, использующей насилие в отношении детей

Сбор информации о семье: субъекты — носители информации. Собеседование с семьёй, цель. Беседа с ребёнком, цель. Составление паспорта семьи, цель. Подписание соглашения с семьёй, цель. Контроль за выполнением соглашения, обсуждение результатов работы: оценка результативности.

Тема 12. Постреабилитационное сопровождение семьи ребёнка — жертвы насилия

Психологическое сопровождение: цель. Формирование высокой самооценки, собственного достоинства. Развитие и совершенствование социальных навыков ребёнка. Коррекция «сексуализированного» поведения.

И.Ф. Дементьева. Жестокое обращение с детьми

Выработка способности к самостоятельному принятию решений. Преодоление страхов и чувства вины у ребёнка.

Тема 13. Молодёжная субкультура и формирование насилия в подростковой среде

Формы подростковой агрессии: физическое и психическое насилие. Возрастные особенности проявления агрессии у детей. Пути формирования агрессивного поведения у детей и подростков. Типичные потенциальные жертвы насилия в подростковой среде. Роль семьи в профилактике детской агрессии и защите детей от жестокости в среде сверстников.

Тема 14. Жестокое обращение как причина девиаций детей и подростков (суицид, наркомания и т.д.)

Понятие девиации. Подростковый суицид как попытка избавления от жестокого обращения. Роль семьи в формировании суицидальных намерений ребёнка. Социальное окружение как фактор, способствующий и противодействующий суицидальному поведению ребёнка (школа, сверстники и т.п.). Детская проституция и её истоки: сексуальное насилие, сексуальная эксплуатация, первый сексуальный опыт. Последствия проституции несовершеннолетних для физического и нравственного здоровья. Наркомания как следствие перенесённого подростком насилия. Психологические особенности личности подростка-наркомана. Роль родительской семьи в формировании антинаркотического поведения подростков.

Тема 15. Профилактика и раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми

Повышение компетентности специалистов образовательных учреждений (дошкольного и школьного уровня) по выявлению у детей признаков перенесённого насилия. Взаимодействие ведомств и служб — участников процесса социальной помощи семье и детям (образование, социальная защита, органы опеки и попечительства, центры семейного консультирования, службы занятости населения, общественные организации и т.п.) — для обмена информацией о проблемных семьях и своевременной помощи им.

Планы семинарских занятий

Тема 5. Методы диагностики жестокого обращения с детьми

Медицинское обследование детей с признаками жестокого обращения. Психолого-педагогическая оценка последствий жестокого обращения с детьми.

Литература

1. Алексеева Л.С., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005.

2. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учеб. Пособие / под ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. СПб.: Речь, 2004.

3. Насилие в семье: предупреждение, выявление, реабилитация. Методическое пособие / Под ред. И.Ф. Дементьевой, Г.В. Сабитовой. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.

Тема 6. Признаки насилия в отношении детей

Визуальные признаки при физическом насилии. Поведенческие особенности ребёнка с признаками психологического (эмоционального) насилия. Пренебрежение основными потребностями ребёнка и его влияние на внешний вид и интеллектуальное развитие ребёнка. Сексуальное насилие, его физические и психологические признаки.

Литература

1. Насилие в семье: предупреждение, выявление, реабилитация. Методическое пособие / Под ред. И.Ф. Дементьевой, Г.В. Сабитовой. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.

2. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: Учеб. пособие. М.: РБФ НАН, 2007.

Тема 7. Последствия жестокого обращения для психического здоровья детей (психологический аспект)

Алгоритм психологической коррекции кризисного состояния ребёнка — жертвы насилия. Разработка стратегического плана действий психолога.

Литература

1. Насилие в семье: предупреждение, выявление, реабилитация. Методическое пособие / Под ред. И.Ф. Дементьевой, Г.В. Сабитовой. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.

Тема 8. Последствия жестокого обращения для физического здоровья детей (педиатрический аспект)

Анкетный опрос как средство выявления ситуации физического насилия по отношению к детям в семье. Методика разработки анкеты.

Литература

1. Насилие в семье: предупреждение, выявление, реабилитация. Методическое пособие / Под ред. И.Ф. Дементьевой, Г.В. Сабитовой. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.

2. Насилие и его влияние на здоровье. Пособие для медицинских и социальных работников / Под общ. ред. Л.С. Алексеевой и Г.В. Сабитовой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.

Тема 9. Методы реабилитационной работы с ребёнком — жертвой насилия

Групповые и индивидуальные методы реабилитации. Нейролингвистичес-кое программирование как метод изменения отношения к травмирующей ситуации. Катарсическая психотерапия в процессе переоценки значимости травмирующего события. Телесно-ориентированнная терапия ребёнка в процессе снятия психического напряжения, связанного с насилием.

Литература

1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы со стороны родителей и других воспитателей. Пособие для медицинских и социальных работников. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.

2. Насилие в семье: предупреждение, выявление, реабилитация. Методическое пособие / Под ред. И.Ф. Дементьевой, Г.В. Сабитовой. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.

И.Ф. Дементьева. Жестокое обращение с детьми

3. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: Учеб. пособие. М.: РБФ НАН, 2007.

Тема 10. Методы работы с семьёй ребёнка — жертвы насилия

Опросные листы, тестовая техника, метод наблюдения как инструменты терапевтической работы с семьёй, использующей насильственные методы воспитания. Родительский лекторий в образовательных учреждениях и его роль в профилактике семейного насилия в отношении детей.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Насилие в семье: предупреждение, выявление, реабилитация. Методическое пособие / Под ред. И.Ф. Дементьевой, Г.В. Сабитовой. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.

Тема 11. Постреабилитационное сопровождение семьи ребёнка — жертвы насилия

Методика работы консультативных центров и служб с семьями, допускающими жестокое обращение с детьми.

Литература

1. Социальная работа с детьми — жертвами насилия. Методические рекомендации / Под общ. ред. М.Н. Мирсагатовой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.

Тема 12. Молодёжная субкультура и формирование насилия в подростковой среде

Психолого-педагогическое просвещение родителей в образовательном учреждении с целью профилактики насилия в детской и подростковой среде.

Литература

1. Дементьева И.Ф. Обеспечение безопасности детей. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

2. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодёжи. Криминальная субкультура. Тверь: ИПП «Приз», 1994.

3. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003.

4. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: Учёб. пособие. М.: РБФ НАН, 2007.

Тема 13. Жестокое обращение как причина девиаций детей и подростков (суицид, наркомания и т.д.)

Технологии выявления склонности подростка — жертвы насилия к деви-антному поведению. Анкетный опрос как инстурмент определения зависимости девиации ребёнка от перенесённого насилия. Тестовая техника в арсенале средств диагностики и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Литература

1. Дементьева И.Ф. Подростковая наркомания. Руководство для родителей и педагогов. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

2. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.: Генезис, 2004.

3. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003.

Литература

1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы со стороны родителей и других воспитателей. Пособие для медицинских и социальных работников. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.

2. Дементьева И.Ф. Обеспечение безопасности детей. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

3. Дементьева И.Ф. Подростковая наркомания. Руководство для родителей и педагогов. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

4. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.: Генезис, 2004.

5. Насилие в семье: предупреждение, выявление, реабилитация. Методическое пособие / Под ред. И.Ф. Дементьевой, Г.В. Сабитовой. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.

6. Насилие и его влияние на здоровье. Пособие для медицинских и социальных работников / Под общ. ред. Л.С. Алексеевой и Г.В. Сабитовой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. ~

7. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодёжи. Криминальная субкультура. Тверь: ИПП «Приз», 1994.

8. Социальная работа с детьми — жертвами насилия. Методические рекомендации / Под общ. ред. М.Н. Мир-сагатовой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.

9. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003.

10. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: Учеб. пособие. М.: РБФ НАН, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.