Научная статья на тему 'Жесткостная модель оболочечно-пластинчатого седла'

Жесткостная модель оболочечно-пластинчатого седла Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОЛОЧЕЧНО-ПЛАСТИН-ЧАТОЕ СЕДЛО / ЖЕСТКОСТЬ / ФУНКЦИИ КРЫЛОВА / УСЛОВИЯ СОВМЕСТНОСТИ ДЕФОРМАЦИЙ / SHELL-PLATE SEAT / STIFFNESS / KRYLOV FUNCTIONS / CONDITIONS OF STRAINS COMPATIBILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Долотов Алексей Митрофанович, Белоголов Юрий Игоревич

В статье рассматривается методика определения жесткости оболочечно-пластинчатого седла. Приводятся результаты, полученные при расчете седла с заданными параметрами в программе MathCAD 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Долотов Алексей Митрофанович, Белоголов Юрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIFFNESS MODEL OF SHELL-PLATE SEAT

In the article the method of determining the stiffness of the shell-plate seat is considered. The results obtained in the calculation of the seat in the program MathCad 14 are presented.

Текст научной работы на тему «Жесткостная модель оболочечно-пластинчатого седла»

Системный анализ. Математика. Механика и машиностроение

ш

УДК 62 - 336 Долотов Алексей Митрофанович,

д. т. н., профессор, зав. каф. «Прикладная механика», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 89086572297, e-mail: [email protected] Белоголов Юрий Игоревич, аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 89500882303, e-mail: [email protected]

ЖЕСТКОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБОЛОЧЕЧНО-ПЛАСТИНЧАТОГО СЕДЛА

A.M. Dolotov, Yu.I. Belogolov

STIFFNESS MODEL OF SHELL-PLATE SEAT

Аннотация. В статье рассматривается методика определения жесткости оболочечно-пластинчатого седла. Приводятся результаты, полученные при расчете седла с заданными параметрами в программе MathCAD 14.

Ключевые слова: оболочечно-пластин-чатое седло, жесткость, функции Крылова, условия совместности деформаций.

Abstract. In the article the method of determining the stiffness of the shell-plate seat is considered. The results obtained in the calculation of the seat in the program MathCad 14 are presented.

Keywords: shell-plate seat, stiffness, Krylov functions, conditions of strains compatibility.

В арматуростроении получают распространение уплотнительные соединения, в которых используются тонкостенные упругие элементы. Обзор таких уплотнительных соединений приведен в [4]. Целесообразность выполнения седла в виде оболочки, закрепленной на пластине, и принятые обозначения показаны в [3]. Там же приведены обоснования расчетной модели, которая с переопределением некоторых параметров представлена на рис. 1.

На рис. 2 показана расчетная схема пластины, дифференциальное уравнение ее деформирования имеет вид:

d 2ор 1 dop

о„

dr „

- +---

r dr

r

О*

. (1)

■ р ' "' р ' р р

Перерезывающая сила определяется из уравнения равновесия пластины и равна:

г

ар = т -.

гр

Решение уравнения (1) принимаем в виде [1]:

°р = ^р+ Т+тЬ Ш

р р р

где ~ и г - вспомогательные переменные.

dr,

(2)

Рис. 1. Расчетная схема оболочечно-пластинчатого седла

Рис. 2. Расчетная схема пластины

Граничные условия:

1) по наружному краю пластина жестко заделана, т. е. при г = Л ир = 0;

2) по внутреннему радиусу г0 пластины приложен момент М^ .

М р = Б

( йи и Л

-¡г+ц—

V ёгР Гр J

(3)

Мо (/) = М р (га); (I) = 2 р (Го); ) = ДГр (го);

(9)

»о (I) = » (г0 ). Относительно третьего условия совместно-ПоДставляя <2? в общий интегPал, получаем: сти деформаций перемещение пластины Дгр (го)

возникает вследствие растяжения ее силами 2 яр,

при этом все точки пластины находятся в состоя-

Для устранения логарифма размерной вели- нии равномерного растяжения с напряжением

а = ^ [5].

й„

С Тг

= С'Гр + Г + ^

р р

гг рр

1пгр --

2

(4)

Тгг„

чины добавим и вычтем ——- 1п Я :

2Б р

р

С Тг г г и = С г, + С2 + 1п- р

¡¡р 1 р

гр 2бр яр

(5)

С учетом обобщенного закона Гука:

2 (Я - г )

2* ( р о {(1 -ц) . (10)

Дгр = его =■

Ей„

Тут все слагаемые, содержащие гр в первой

Условие совместности Т0 (/) = Тр (г0 ) = Т

степени, отнесены к постоянной интегрирова- использовано при задании нагрузки на торце обо-

ния С1 .

Уравнение деформированной образующей оболочечного элемента имеет вид:

лочки [2]:

Т = -

Г

; 2=-

Г

й V 4 цТ р —- + 4р4 w = -—- + —

(6)

йх4 гБ Б

решение которого имеет вид:

w (х) = \К0 (Рх) + АК (Рх) + А2К2 (Рх) + БоР:

+А3К3 (Рх) + w*; w '(х) = р[-4АоКз(Рх) + ДК0(Рх) + = Бр

+АК (Рх)+а3к2 (Рх)];

w"(х) = р2[-4АК(Рх) - 4АК3(Рх) + (7) местности, получаем: +А Ко(Рх) + Аз КДРх)];

~ 2%го + ф) Первое условие совместности деформаций в раскрытом виде:

- 4 А0К2 (Р/)-4 А,Кз (Р/ф)

ог

С Тг Тг г

С (1 + ц) —2(1 -ц) + —г^ + (1 + ц)—г^ 1п-^-

1( ц) г2( ц) 2Б v 2Б Я

о р р р.

Объединяя второе и третье условия сов-

(11)

w'" (х) = Р3 [-4 АК (Рх) - 4АК (Рх) --4 А Кз(Р х) + Аз Ко(Рх)], где А0 ..А3 - постоянные интегрирования, К (РХ)...К3 (Рх) - функции А.Н. Крылова, ЦТго

2 цТг

Ао К о (Р/) + А, К, (Р/) + Кз (Р/) -

Б Рз ЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о г о

(Яр - го)

ЕЙ

(1 -ц)БоРз[-4АоК.(Р/) - (12)

2

Ей

Граничные условия для оболочки принимаем в виде:

х = 0: w "(0) = 0; w "'(0) = 2;

х = /:w'(/) = »; w"(/) =

Мо Б

(8)

- 4 А1К 2(Р/) + —— К 0 (Р/)];

о

С Тг 2 г — го + + —^ 1п = Р [-4 А0 Кз (Р/) +

г 2Б Я

о р р

+ А, К 0 (Р/) + -2^ К 2(Р/)];

ог

-

—1 Яр + —^ = 0,

1 р Я„

(13)

Подставляя первые два граничных условия, т. е. получаем систему четырех уравнений для

находим:

А = 0; А =

2

нахождения четырех постоянных интегрирования

Г ■ Г ■ А ■ А

? ? 0 ? 1 *

Б0Рз "

Условия совместности деформаций пластины и оболочки:

Системный анализ. Математика. Механика и машиностроение

ш

Ao =

A, =

где А =

где:

С, =

b, b2 b3 d^

а2 a3

e2 Ь2 Ьз

e3 d2 d3

А

а1 аз

b. e2 Ьз

e3 d3

А

а1 а2

Ь Ь 2 e2

dl d2 e3

А

—CR 2 p ,

а = —4DoP2K2(pi); а2 = —4ДР2 K3(p/);

D R2

—Dp (1 + --V1 (1 — /")

e, = T b, =

) + (1 + М)г„ыГ0 \%(а + ф)Р 2 2 Rp

b2 =

Ko (pi) + ^^ (1 — /j)D0p 4K, (Pl)

R — r

K.(PO+ (1 — ^)DoP3 • 4K2(Pl)

e = T

(14)

Eh„

tg(a + p)DoP3 Eho Eho tg(a + p) d1 = —4pK3(pl); d 2 = pK o(pl);

d3 =

ез = T

R 2

■ — r

r , r

P

2Dp Rp Dpg (а + ф) Прогиб пластины:

kcp )

' = с 3 —jSpdr = C3 — C2ln rp +

rp2 {Tr0 — 4CxDp )

TrO In

v Rp J

8 D„

4 D„

Постоянная интегрирования С3 определяется из условия отсутствия перемещений при

Я2 Тг - 4С Б )

г = Я , С3 = С21п Яр - -^.

р ру 3 2 р

Прогиб пластины в месте соединения с оболочкой:

* = С иД - Тг°- 4СБ (Я2 - г2) -

!р 2 г 8Б р 0 )

—JL.

4dp rp

(15)

Упругая модель оболочечно-пластинчатого седла может быть представлена в следующем виде (рис. 3).

Е^

Рис. 3. Упругая модель оболочечно-пластинчатого седла

Приведенная к осевому направлению жесткость определяется из выражения

С + С21^х • 1§(а + ф)]сз

с =-

пр

(16)

С + с21§а • tg(а + ф) + с3 где с - жесткость привода; с2 - радиальная жесткость оболочечного седла;

2пг О 2%г О 2%г Т „ ч

- ^ ^ ; с =-—. (17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w(0) A0 + w *

w

Расчет оболочечно-пластинчатого седла выполнялся в системе MаthCAD.

Приняты следующие исходные данные:

1. Радиус срединной поверхности оболочечного элемента г = 19 мм.

2. Наружный радиус пластины Я = 42,5 мм.

3. Модуль упругости материала Е = 90000 МПа.

4. Коэффициент Пуассона материала ц = 0,35.

5. Половина угла при вершине конуса золотника а = 15°.

6. Коэффициент трения в стыке / = 0,1.

7. Параметр оболочечного элемента р/ = 2.

а, а2 аъ

r

o

8. Толщина:

оболочки й0 = 1 мм. пластины й = 1 мм.

9. Нагрузка со стороны привода Б = 450 Н.

Результаты расчетов показаны на рис. 4-9.

Рис. 4. Прогиб пластины

Рис. 5. Смещение торца оболочечного элемента

Рис. 6. Угол поворота оболочки

Рис. 7. Угол поворота пластины

Рис. 8. Момент, возникающий в оболочке

Рис. 9. Момент, возникающий в пластине

Значение жесткостей может быть определено из (17).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бояршинов С. В. Основы строительной механики машин. М. : Машиностроение, 1973. 456 с.

2. Долотов А. М., Огар П. М., Чегодаев Д. Е. Основы теории и проектирования уплотнений пневмогидроарматуры летательных аппаратов : учеб. пособие. М. : Изд-во МАИ, 2000. 296 с.

3. Долотов А. М., Белоголов Ю. И. Напряженно-деформированное состояние тонкостенного клапанного седла пониженной жесткости // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 4 (32). С. 62-65.

4. Уплотнительные соединения с использованием тонкостенных элементов / Долотов А.М., Гоз-бенко В.Е., Белоголов Ю.И.; Иркутский государственный университет путей сообщения -Иркутск, 2011. - с. 72 с. Деп. в ВИНИТИ 22. 11. 2011, № 508-В2011.

5. Расчеты на прочность в машиностроении / С. Д. Пономарев, В. Л., Бидерман, К. К. Лихарев, В. М. Макушин, Н. Н. Малинин, В. И. Феодосьев. М. : Изд-во МЛ, 1958. 975 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.