Научная статья на тему 'Жертвенные формы поведения в обществе и культуре'

Жертвенные формы поведения в обществе и культуре Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
805
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕРТВЕННОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМОГЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / SACRIFICE / VICTIMIZATION / VICTIMHOOD / VICTIMOGENICITY / CULTURE / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швачкина Людмила Александровна, Родионова Валентина Ивановна, Бродовская Виктория Олеговна

Виктимизация в контексте социальных наук означает, что частью повседневного мира человека становится процесс формирования жертвенного сознания и поведения. Авторы считают, что жертвенность в современном обществе является во многом достаточно привычной формой поведения человека, которая часто инициирует человека на неосознанные и осознанные поступки жертвенности и проявление ее в различных модификациях и в сферах жизни. Жертвенность в жизни человека, ее значение в процессах воспроизведения культурных процессов, распределения ее состояний в возрастном и гендерном измерениях можно проследить, начиная с древнего мира и до сегодняшних дней. Во многих случаях это явление содержит большой манипулятивный потенциал и приводит индивида к подсознательному стремлению быть жертвой, неправильной идентификации и культурной референции. Стремление современной культуры интерпретировать виктимизацию как социально желаемый феномен маркируется, по мнению авторов, двумя противоречивыми трендами: это улучшение жизни общества в целом, а также это процессы ухудшения личной жизни человека, манипулирование ею. Происходит активное включение в массовую культуру жертвенных форм поведения, внедрение их в образцы мышления и поведения. Разнообразные процессы массовизации культуры приводят к постоянному увеличению виктимных форм поведения индивидов различных возрастных групп. Виктимология сегодня становится привлекательным трендом для изучения в полидисциплинарном дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED FORMS OF BEHAVIOR IN THE SOCIETY AND CULTURE

In the context of social sciences the victimization means that the process of formation of sacrificial consciousness and behavior becomes part of a person's everyday world. The authors believe that the sacrifice in modern society is in many respects a rather habitual form of human behavior, which often initiates a person to unconscious and conscious acts of sacrifice and manifestation of it in various modifications and spheres of life. Sacrifice in human life, its importance in the processes of reproduction of cultural processes, the distribution of its states in the age and gender dimensions can be traced, from the ancient world to today. In many cases, this phenomenon contains a large manipulative potential and leads the individual to a subconscious desire to be a victim, an incorrect identification and a cultural reference. According to the authors the desire of modern culture to interpret victimization as a socially desirable phenomenon is marked by two contradictory trends: these are improvements in the life of society as a whole, as well as processes of deterioration of the person's personal life, manipulation of it. There is an active inclusion of sacrificial forms of behavior in the mass culture, their introduction into patterns of thinking and behavior. The diverse processes of cultural massization lead to a constant increase in the victim's behavioral patterns of individuals of different age groups. Victimology today becomes an attractive trend for study in a multidisciplinary discourse.

Текст научной работы на тему «Жертвенные формы поведения в обществе и культуре»

УДК 101.1

DOI 10.23683/2227-8656.2018.2.21

ЖЕРТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ

Швачкина Людмила Александровна

Доктор философских наук, доцент, профессор, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет в г. Шахты, e-mail: shvachkina@mail.ru

Родионова Валентина Ивановна

Доктор философских наук, доцент, профессор, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет в г. Шахты, e-mail: rodionova.disser@mail.ru

Бродовская Виктория Олеговна

Старший преподаватель, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет в г. Шахты, e-mail: viktoriya.brodovskaya@mail.ru

Виктимизация в контексте социальных наук означает, что частью повседневного мира человека становится процесс форми-

SACRED FORMS OF BEHAVIOR IN THE SOCIETY AND CULTURE

Lyudmila A. Shvachkina

Doctor of Philosophical Sciences,

Professor, Institute of services industry and businesses (branch), Don State Technical University,

Shakhty,

e-mail: shvachkina@mail.ru

Valentina I. Rodionova

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Institute of services industry and businesses (branch), Don State Technical University,

Shakhty,

e-mail: rodionova.disser@mail.ru

Viktoria O. Brodovskaya

Senior Lecturer, Institute of services industry and businesses (branch), Don State Technical University,

Shakhty,

e-mail: viktoriya.brodovskaya@mail.ru

In the context of social sciences the victimization means that the process of formation of sacrificial consciousness and behavior be-

рования жертвенного сознания и поведения. Авторы считают, что жертвенность в современном обществе является во многом достаточно привычной формой поведения человека, которая часто инициирует человека на неосознанные и осознанные поступки жертвенности и проявление ее в различных модификациях и в сферах жизни. Жертвенность в жизни человека, ее значение в процессах воспроизведения культурных процессов, распределения ее состояний в возрастном и гендерном измерениях можно проследить, начиная с древнего мира и до сегодняшних дней. Во многих случаях это явление содержит большой манипулятивный потенциал и приводит индивида к подсознательному стремлению быть жертвой, неправильной идентификации и культурной референции. Стремление современной культуры интерпретировать виктимизацию как социально желаемый феномен маркируется, по мнению авторов, двумя противоречивыми трендами: это улучшение жизни общества в целом, а также это процессы ухудшения личной жизни человека, манипулирование ею. Происходит активное включение в массовую культуру жертвенных форм поведения, внедрение их в образцы мышления и поведения. Разнообразные процессы мас-совизации культуры приводят к постоянному увеличению виктимных форм поведения индивидов различных возрастных групп. Виктимология сегодня становится привлекательным трендом для изучения в полидисциплинарном дискурсе.

Ключевые слова: жертвенность; виктими-зация; виктимность; виктимогенность; культура; современное общество.

comes part of a person's everyday world. The authors believe that the sacrifice in modern society is in many respects a rather habitual form of human behavior, which often initiates a person to unconscious and conscious acts of sacrifice and manifestation of it in various modifications and spheres of life. Sacrifice in human life, its importance in the processes of reproduction of cultural processes, the distribution of its states in the age and gender dimensions can be traced, from the ancient world to today. In many cases, this phenomenon contains a large manipulative potential and leads the individual to a subconscious desire to be a victim, an incorrect identification and a cultural reference. According to the authors the desire of modern culture to interpret victimization as a socially desirable phenomenon is marked by two contradictory trends: these are improvements in the life of society as a whole, as well as processes of deterioration of the person's personal life, manipulation of it.

There is an active inclusion of sacrificial forms of behavior in the mass culture, their introduction into patterns of thinking and behavior. The diverse processes of cultural massization lead to a constant increase in the victim's behavioral patterns of individuals of different age groups. Victimology today becomes an attractive trend for study in a multi-disciplinary discourse.

Keywords: sacrifice; victimization; victimization; victimhood; victimogenicity; culture; modern society.

Введение

Вопросы виктимности стали актуализироваться в связи с проявлением виктимности возрастных групп, среди них молодежь и пожилые. Большинство молодых людей хотят максимально реализоваться в жизни и поэтому стараются захватить как можно больше сфер для самореализации, но для этого им приходится часто жертвовать другими

сферами своей жизни: хобби, которые не смогут обеспечить их будущее, друзьями, романтическими отношениями с противоположным полом. Становится абсолютно понятно то, что это и есть проявления виктимности в их поведении. Однако стоит подчеркнуть и то, что есть противоположная часть подростков, которые, наоборот, из-за несфор-мированной ответственности за свою жизнь постоянно только приятно проводят свое время, не думая о своем будущем. Такие молодые люди все свое свободное время тратят на социальные сети, играют в компьютерные и на смартфонах игры, прогуливают учебу, часто в угоду своей прихоти убегают из дома в желании тем самым наказать своих родителей. Можно сказать, что этап развития, на котором находится современное общество, ставит их в рамки вынужденной виктимизации.

Главная проблема, на решение которой направлены усилия авторов статьи, заключается в том, чтобы исследовать процессы виктими-зации, рассмотреть изменения в жизни разных возрастных, профессиональных групп, у которых проявляется виктимное поведение. В связи с этим необходимо обсудить ряд вопросов, таких как особенности возникновения виктимности и ее проявления в повседневности.

Методы и материалы

Методология исследования направлена на выявление специфики виктимизации и виктимного поведения у современного населения.

Поставленной цели исследования можно достичь с использованием значительного спектра методологических и теоретических подходов психологии, социологии и педагогики. Поэтому в исследовании используется комплексный междисциплинарный подход, включающий ряд подходов: психологический, культурологический, аксиологический, социологический (Лубский А.В., 2017, с. 72-74). А также анализ междисциплинарной литературы и научных работ, посвященных теме виктимности. В контексте заявленной темы сложившееся теоретико-методологическое наследие обладает неоспоримой значимостью, демонстрируя разного рода предпринимаемые попытки систематизации, структурирования и экспликации понятия и феномена виктимности, позволяющих определить факторы возникновения виктимности у современных людей.

Результаты

Все социально-культурные изменения, которые постоянно происходят в нашем мире, во многом являются двигателем виктимизации общества. Современные реалии жизни заставляют человека постоянно быть готовым к тому, что вот сейчас может случиться что-то опасное

для них, для их жизни, а цели жизни таковы, что нужно постоянно в чем-то приносить себя в жертву. В качестве жертв люди приносят в основном отношения с возлюбленными, семьей, увлечения, хобби, отдых. Отдельно можно отметить ту категорию лиц, которые в выходные дни и в нерабочее время постоянно выходят на работу и выполняют при этом не свои обязанности, со временем жертвенность становится нормой для сотрудников. Именно поэтому члены общества на подсознательном уровне себя программируют к виктимности не только поведения, но и мышления, все это негативно сказывается на всей жизни человека в целом.

Создание виктимологии связывается с именами Г. фон Гентига (1888-1974) и Б. Мендельсона (1900-1998). Однако время рождения виктимологии как науки, очевидно, следует отнести к 1947-1948 гг., именно в это время впервые были опубликованы разработанные ими основные положения теории (Ривман, 1974. С. 23). Современные исследования в области виктимологии указывают на кризисное состояние общества. Ученые считают (Денкер, 1988. С. 34), что, определяя виктимность конкретного человека, речь должна идти о такой виктим-ности, которая непосредственно связана с особенностями личности и поведения пострадавшего человека, но и с его специфическими взаимоотношениями и взаимодействиями с источниками и причинами вреда этого человека (Кузнецова, 2013. С. 73). Также новейшие социально-психологические исследования показывают то, что у каждого человека есть в той или иной степени реализованная виктимность в сочетании с успешной и неуспешной адаптацией к стилю и ритму жизни с современными особенностями.

Социолог Э. Дюркгейм отмечает, что в условиях кардинальной трансформации социума, кода глобализации уязвимость и численный состав традиционно виктимогенных групп (несовершеннолетние, женщины, пожилые люди) значительно увеличиваются (Дюркгейм, 1991. С. 45). В наше время эта тенденция только нарастает. Причиной таких изменений являются стимулируемые глобализацией процессы утраты личностью индивидуальности, граничащей с десоциализацией, девальвации общественных ценностей. Данные тенденции эволюции общества приводят к виктимизации личности вследствие потери фундаментальной стабильности социума. Защитный потенциал личности и малых социальных групп (семья, субкультуры) снижается из-за проявляющихся кризисов в современном обществе, взаимного отчуждения людей. Современные исследования показывают значительное увели-

чение данной тенденции для всех страт общества: как низших, так и высших.

Д.В. Ривман был тем ученым, который вывел два направления в виктимологии - криминальное и некриминальное. Ученый считал, что виктимизация как неосознанный процесс превращения личности в жертву преступления и выделял два аспекта виктимизации: индивидуальный и массовый. Д.В. Ривман понимал виктимность как динамичное направление социальной психологии (Ривман, 1974. С. 24). Последователь идей Д.В. Ривмана Г. Шнайдер полагал, что виктимология и криминология - тождественные науки, так как они имеют в своей основе одинаковые источники: это социальные условия преступника и жертвы. Сегодня можно выделить социально неприемлемые субкультуры, находящиеся на грани девиантной культуры: маргиналы, рецидивисты, алкоголики, наркоманы, а также социально одобряемые: готы, панки, эмо, геймеры. По мнению Шнайдера, преступник и потерпевший участвуют в тех социальных процессах, которые включают в себя возникновение криминальной ситуации и даже провоцируют ее (Шнайдер, 1994. С. 300). В связи с активной криминализацией социальной среды современного общества это становится актуальным.

В свою очередь, российские ученые выявили существование трех вариантов криминогенного сочетания особенностей криминальной ситуации и самих участников данного события: психологически сильные ситуации (интолерантность к неопределенности, недостаточная регуляция поведения, неумение строить адекватные цели, недостаточная критичность к своей деятельности), психологически равновесные ситуации (несформированность способности к преодолению препятствий, неадекватность в саморегуляции поведения), психологически слабые ситуации (высокий уровень толерантности к неопределенности и интолерантности, несформированность волевой функции, недостаточность процессов планирования). Особенности данных ситуаций показывают то, что решение данных недостатков личности должны помочь человеку выйти из зоны виктимности и стать более адаптивной личностью (Закревский, 1893. С. 144).

Из-за определенных проблем, возникающих на современном этапе развития современного общества, все больше возрастают значимость вопросов гуманизации общества, необходимость решения задач формирования социально адаптированной личности, а также потребность виктимологической профилактики и ее коррекции. Именно это обеспечивает необходимость и актуальность исследования факторов

формирования виктимного поведения у современной молодежи, что с каждым годом становится все более значимым.

Социализация лиц в условиях города часто протекает под воздействием различных факторов психологического воздействия, которые обусловливают наиболее часто встречаемые реакции индивида -страх и агрессию, тревожность и раздражительность. При этом эти реакции появляются благодаря сильным эмоциям, имеющим отрицательный знак: страх и ужас, ярость и гнев. Все это нередко проявляется в различных формах виктимности. Человек является одновременно и непосредственным субъектом социализации, и в то же время ее объектом. Человек также может стать потенциальной или реальной жертвой искаженных условий социализации. Стоить заметить, что опасность возможности стать жертвой также зависит и от возраста -наиболее этому подвержены дети, подростки, молодые люди и пожилые люди.

Особым, отдельным от других фактором виктимизации населения в современном мире выступают разные по своей природе катастрофы, как природные, так и рукотворного происхождения. Именно катастрофы за короткий период времени ведут к нарушению и изменению нормальной социализации больших групп населения.

Таким образом, к факторам, обеспечивающим виктимизацию человека, можно отнести «все факторы социализации: микрофакторы -семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, религиозные организации; мезофакторы - этнокультурные условия, региональные условия, средства массовой коммуникации; макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, государство» (Ривман, 1974. С. 23). Но данные факторы влияния для современного человека являются неотъемлемой частью его жизни и средой социализации всех возрастных категорий, особенно для подрастающего поколения. Многочисленные исследования показали, что подростки, а также молодые люди наиболее склонны к проявлению виктимного поведения. Скорее всего, полученные результаты обусловлены особым вниманием исследователей к криминальному поведению личности и рассмотрению виктимной личности как жертвы преступления.

Многие люди прилагают все усилия, на которые только способны, чтобы изменить свое положение, однако некоторые продолжают жить, ни к чему не стремясь при этом. Средства массовой информации все ярче пропагандируют яркую, красочную, богатую жизнь, в которой любые желания и прихоти исполняются, при этом жертвуя семейным и личностным счастьем, заменяя его лишь видимостью. К сожалению,

это ведет к искаженному пониманию счастья у многих людей, которое формируется на подсознательном уровне еще с детства.

Трактуя виктимность как способность субъекта становиться жертвой социально опасного явления, ее можно рассмотреть в особенном общетеоретическом понимании как особое социальное явление (разнообразие статусных характеристик ролевых жертв и любые поведенческие отклонения от норм безопасности), психическое (действительно патологическая виктимность, также страх перед преступностью и иными социально и личностно опасными аномалиями) и моральное (четкая интериоризация всех виктимогенных норм, также правил поведения виктимной и преступной субкультуры и самоопределение себя в любой ситуации как жертвы) (Шнайдер, 1994. С. 320).

В науке сегодня введено понятие виктимогенного потенциала, включающего в себя состояние индивидуальной и групповой виктими-зации в конкретный исторический момент. Несомненно, качества личности, составляющие виктимогенный потенциал, относительны и объективизируются лишь как элементы системы человек - среда в контексте адаптационной реакции (^П^, 1941. Р. 303). К сожалению, социально-экономические условия развития современного общества представляют благоприятную среду для развития виктимогенного потенциала личности молодого человека, пытающегося максимально адаптироваться и самореализоваться.

Обсуждение

Сегодня не существует эффективного подхода к решению проблемы виктимности из-за того, что до сих пор не пришли к полному согласию в понимании этимологии виктимности - у каждого ученого свой подход, иногда противоречащий другим. Современные ученые также занимаются активным изучением особенностей виктимности, с каждым новым исследованием мы получаем новые подходы к пониманию виктимности.

ТЛ С С _

В настоящее время имеется серьезный научный вопрос относительно места виктимологии - ученые до сих пор спорят и не могут прийти к общему пониманию, что же такое виктимология? Одни ученые считают, что виктимология - это часть криминологической науки, другие - что это часть социальной или психологической науки, а третьи же ученые считают, что виктимология - отдельная и самостоятельная наука, которая находится выше всех перечисленных. Мы же также считаем, что виктимология - это самостоятельная наука, которая включает в себя элементы многих других наук, чем их объединяет.

Также существует проблема в разделении виктимности на виновную и невиновную. В невиновной виктимности находятся все люди, которые в силу обстоятельств и / или профессии становятся жертвами (пожарные, военные). К виновной виктимности относятся все те люди, которые своим поведением провоцируют быть жертвой (проявляя агрессию, алкоголики, наркоманы).

В последних исследованиях ученые сделали вывод о том, что виктимность связана как с особенностями характера человека, с направленностью выбранной им профессии, так и с ожиданием самого общества в его отношении. Чем больше социально направлена профессия, чем выше и больше ожидания общества, тем выше наблюдается уровень виктимности человека, тем больше ему приходится совершать жертву. Стремление помогать и спасать человеческую жизнь у людей, например, с профессией медицинской направленности и тех, кто только учится, из-за их взглядов на жизнь и принципов приводит к различным проявлениям виктимности в поведении.

Следует больше внимания придавать организации молодежных клубов для студентов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей, формированию морально-нравственных принципов об общественно приемлемых формах и безопасных стереотипах поведения в различных ситуациях. Для медицинских работников отлично подошли бы тренинги и вечера-встречи для развития и совершенствования коммуникативных навыков, принятия своего я, тайм-менеджмент, совершенствуя элементы копинг-поведения.

Заключение

Итак, виктимизация - сопутствующая особенность современного общества. Чем больше уровень развития и больше достижений совершает человечество, тем больше становится виктимность. Проблема воспроизведения виктимного поведения среди современного общества отражает одну из актуальных проблем современной психологической научной практики. Стоит отметить, что у многих людей имеется потенциальный психологический комплекс виктимности: у кого-то больше обусловленный личностными особенностями, а у кого-то - социальной ситуацией развития современного общества. В любом случае он сказывается на поведении людей и провоцирует агрессивное поведение по отношению к ним.

Литература

Денкер Д., О'Брайн Р. Городская структура и виктимизация. Нью-Йорк, 1988. 340 с.

Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. 100 с.

Закревский И.П. Об учениях уголовно-антропологической школы : критический очерк. Харьков: Тип. Адольфа Дарре, 1893. С. 143-170.

Кузнецова Л.Э., Ерошенко А.Н. Психологические особенности проявления виктим-ного поведения у современной молодежи // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 73-75.

Лубский А.В. Методология социального исследования. М.: ИНФРА-М, 2017. 156 с.

Ривман Д.В. О содержании понятия «виктимность». Ленинград: ВПУ МВД СССР, 1974.

Шнайдер Г.И. Криминология / Г.И. Шнайдер; пер. с нем. Ю.А. Неподае-ва; ред. Л.О. Иванов. М.: Прогресс, 1994. 324 с.

Hentig H. Remarks on the Interaction of Perpetrator and Victim // The Journal of Criminal Law and Criminology. 1941. Vol. 31.

Поступила в редакцию

References

Denker, D, O'Brian R. (1988). Urban structure and victimization. New York, 340 p.

Durkheim, E. (1991). Method of Sociology. M. 100 p.

Zakrevsky, I.P. (1893). On the ideas of the criminal anthropological school: Critical essay. Kharkov: Tip. Adol'fa Darre.

Kuznetsova, L. E., Eroshenko, A.N. (2013). Psychological features of the manifestation of victim behavior in modern youth // Actual problems of modern psychology: Proceedings of the II International scientific conference. In L.E. Kuznetsova, (Eds.). Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa. Pp. 73-75.

Lubskij A.V. Metodologija social'nogo is-sledovanija. M.: INFRA-M, 2017. 156 p.

Rivman, D.V. (1974). On the content of the concept «victimhood». Leningrad.: VPU MVD SSSR.

Schneider, G.I. (1994). Criminology: / Trans. Yu.A. Nepodayev; L.O. Ivanov (Ed.). M.: A / O Publishing House: Progress, 324 p.

Hentig, H. (1941). Remarks on the Interaction of Perpetrator and Victim. The Journal of Criminal Law and Criminology. Vol. 31.

1 марта 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.