Научная статья на тему 'Женское лицо «арабской весны»'

Женское лицо «арабской весны» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«арабская весна» / феминизм / права женщин / исламский радикализм / ДАИШ / the “Arab spring” / feminism / women’s rights / Islamic radicalism / ISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жерлицына Н.А.

В статье рассматривается участие и роль женщин в революционных событиях в арабских странах в 2011–2014 годах. Анализируются причины роста «исламского феминизма», основные этапы борьбы женщин за свои права в ходе революций в Египте, Тунисе, Йемене. Одна из главных тем статьи – исследование феномена роста насилия в отношении женщин в результате радикализации ислама и появления исламистских террористических группировок, таких как ДАИШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female face of the “Arab Spring”

The article examines the participation and role of women in the revolutionary events in the Arab countries in 2011–2014. The article analyzes the reasons for the rise of “Islamic feminism”, the main stages of women’s struggle for their rights in the course of the revolutions in Egypt, Tunisia, Yemen. One of the main themes of the article – the study of the phenomenon of increasing violence against women as a result of the radicalization of Islam and the emergence of Islamist terrorist groups such as ISIS.

Текст научной работы на тему «Женское лицо «арабской весны»»

Жерлицына Н.А., кандидат исторических наук

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»

Ключевые слова: «арабская весна», феминизм, права женщин, исламский радикализм, ДАИШ

В статье рассматривается участие и роль женщин в революционных событиях в арабских странах в 2011-2014 годах. Анализируются причины роста «исламского феминизма», основные этапы борьбы женщин за свои права в ходе революций в Египте, Тунисе, Йемене. Одна из главных тем статьи - исследование феномена роста насилия в отношении женщин в результате радикализации ислама и появления исламистских террористических группировок, таких как ДАИШ.

Zherlitsina N.A., PhD (History) Female face of the "Arab Spring"

Keywords: the "Arab spring", feminism, women's rights, Islamic radicalism, ISIS

The article examines the participation and role of women in the revolutionary events in the Arab countries in 2011-2014. The article analyzes the reasons for the rise of "Islamic feminism", the main stages of women's struggle for their rights in the course of the revolutions in Egypt, Tunisia, Yemen. One of the main themes of the article - the study of the phenomenon of increasing violence against women as a result of the radicalization of Islam and the emergence of Islamist terrorist groups such as ISIS.

Революционное движение в арабских странах, начавшееся в конце 2010 г. и получившее определение «арабской весны», отличалось выдающейся ролью женщин. Призыв к протестам изначально имел женское лицо - уже хотя бы потому, что возник в социальной сети Facebook, признанно женском средстве виртуальной коммуникации. Женщины участвовали в волнениях как физически, выходя на улицы, так и в качестве блоггеров и вообще всеми возможными способами. Во многом благодаря женщинам состоялись революции в Тунисе и Египте, именно женщины способствовали тому, чтобы пошатнулся трон под королем Бахрейна.

Причина подъема активности этой части населения - в росте уровня образования женщин и их вовлеченности в общественную жизнь. Сейчас в регионе женщины составляют большинство выпускников высших учебных заведений, в некоторых странах даже подавляющее большинство1. В 1990-х гг. арабские страны включились в процесс глобализации, в регион проникли информационно-коммуникативные технологии. 1990-е также были временем возникновения «исламского феминизма», первые леди Египта, Туниса, Иордании активно пропагандировали идеи женской эмансипации, лично участвовали в деятельности женских организаций и конгрессов.

В Египте одним из лидеров «Коалиции за молодежную революцию» стала 26-летняя Асма Махфуз, которая разместила на УоиТиЬе видеоролик, призывающий молодежь и мужчин присоединиться к ней в ходе антиправительственных демонстраций на площади Тахрир в Каире 25 января 2011 г. При этом концепция видеообращения была построена на традиционном для арабского общества принципе защиты женщин: «Если вы считаете себя мужчинами, выйдите со мной 25 января, - призывала А. Махфуз, -выйдите и защитите меня и других девушек во время демонстрации... если вы не придете, вы будете виноваты перед нацией и людьми» . Соединив цифровые технологии с традиционными социальными ценностями, Махфуз сумела не только привлечь египетскую молодежь для участия в антиправительственных выступлениях, но и превратить женщин в движущую силу египетской революции.

Ливанская активистка Диала Хайдар вместе с четырьмя своими единомышленницами в октябре 2011 года запустила на БаееЬоок кампанию «Восстание женщин арабского мира», чтобы рассказать всем о несправедливостях по отношению к женщинам в регионе. «Арабская весна прошла под знаменем свободы, достоинства и равенства, но их невозможно установить, если женщины остаются за скобками, - поясняет 28-летняя Диа-ла, - на каждом этапе истории мы слышали одни оправдания: сейчас не время обсуждать такие вопросы, женщины, у нас война и все такое. Но сейчас настало время сказать: нам нужны наши права. Нельзя предать женщин, вставших на защиту своих прав и решивших воспользоваться этим историческим моментом», - заключает Диала3.

В Йемене весной 2011 г. в мирном восстании во главе с объединением Революционной молодежи приняла участие 32-летняя Таваккуль Карман. Карман объяснила причины, по которым идеи массовых митингов привлекли йеменцев: «Сочетание диктатуры, коррупции, бедности и безработицы создали эту революцию. Это словно взорвавшийся вулкан несправедливости и коррупции, когда все возможности для нормальной жизни подходят к концу»4. Во время митингов Карман примкнула к женщинам-активисткам, которые составляли на тот момент почти 30 процентов протестующих жителей Йемена. На родине она получила уважительное прозвище «Матери революции» за ее роль в организации первого митинга в январе 2011 г. Неслучайно именно ей в конце 2011 г. Нобелевский комитет присудил премию мира «за ненасильственную борьбу за права и безопасность женщин и участие в миротворческом процессе». Карман стала первым среди арабских женщин и самым молодым ее лауреатом. Сегодня эта женщина известна как йеменская журналистка, политик и одна из лидеров партии «Аль-Ислам», а также активистка объединения по защите прав человека, возглавляющая организацию «Женщины-журналисты без границ».

Общественных активисток обычно представляют себе иначе, чем выглядит Карман. Она - верующая мусульманка, носит головной платок и длинные черные одежды, состоит в браке, мать четверых детей. Йемен - чрезвычайно консервативная страна даже по сравнению с другими мусульманскими государствами. Женщины там - люди «второго сорта». Поэтому Таваккуль Карман борется не только за демократию, но и за права женщин. «Считаю, что вопрос о правах женщины - это на самом деле вопрос о правах человека. Женщины должны быть полностью уравнены в правах с мужчинами, будь то политические, социальные или экономические права. Гражданские права мужчин и женщин должны быть одинаковыми. В моем понимании формулировка прав женщины ничем не отличается от общепринятой формулировки прав человека», - заявляет в интервью Т. Карман5.

Карман стала соучредителем организации «Женщины-журналисты без границ» в 2005 году. С 2007 по 2010 г. она неоднократно организовывала акции протеста и сидячие демонстрации на Площади Свободы в Сане перед зданием правительства. Карман

часто подвергалась политическим преследованиям за свою активную позицию по продвижению демократии. Так, в январе 2011 г. она на короткий срок была арестована за якобы ведущую роль в организации незаконных протестов и подстрекательстве к беспорядкам в Йемене.

Радикальные исламисты обвиняют ее в том, что она подстрекает женщин к бунту против мужчин. Она же призывает лишь к соблюдению основных прав, выступает за прекращение насилия, за отмену запрета на образование, против насильственных браков и за право женщин участвовать в политической жизни страны.

Арабские женщины рисковали жизнью, отстаивая идеи революции наравне с мужчинами. Когда речь шла о требованиях демократии в целом, о свержении тиранов, это воспринималось позитивно. Как на площади Тахрир в Каире, так и в центре Манамы на «распускание рук», на которое обычно жалуются арабские женщины, был наложен запрет. Мужчины демонстрировали уважение к своим соратницам, а некоторые даже признавались, что по-новому взглянули на женщин. Но как только диктатуры рухнули, традиции арабского мачизма быстро взяли верх. Хотя женщины принимали участие в восстаниях в Тунисе и Египте, но они не были в руководстве. Они не могли также формировать политическую программу.

Положение женщин в странах «арабской весны» ухудшилось после первого этапа революций, когда к власти пришли исламистские партии. Завоевания, достигнутые женщинами при Бургибе и Садате, стали прямыми мишенями тунисских и египетских фундаменталистов. Осложняющим ситуацию фактором стала правозащитная деятельность бывших первых леди Туниса и Египта - Лейлы Бен Али и Сюзанны Мубарак. Тематика, связанная с защитой прав женщин, стала ассоциироваться лично с ними. Это привело к тому, что эти темы вызывали определенное неприятие. В Египте некоторые организации утверждали, что существующие выгодные для женщин законы о правовом статусе, которые регулируют вопросы брака, развода, опеки и прочие важные для повседневной жизни вопросы, необходимо изменить в сторону ограничения женских прав, потому что это «нелегитимные законы Сюзанны Мубарак».

Арабские женщины столкнулись с попытками исключить их из общественной жизни. В Тунисе вышедшие на митинги женщины все чаще встречали враждебный настрой бывших соратников, мужчины им кричали: «Место женщины в доме! Место женщины - на кухне!». 8 марта 2011 г. женщины массово вышли на площадь Тахрир в Каире, чтобы выразить протест против сексизма переходного правительства: ни одной женщины не было в конституционном комитете, занимавшемся подготовкой новой конституции, ни одной женщины - в гражданском консультативном комитете. Они протестовали и против конституционной реформы, которая не гарантировала женщинам никаких прав и в качестве кандидатов в президенты рассматривала только мужчин. Главный лозунг участниц по отношению к мужчинам гласил: мы боролись с вами плечом к плечу, теперь хотим разделить с вами власть.

Участвующие в подобных движениях женщины столкнулись с различными видами насилия. Им пришлось заплатить высокую цену, так как во время политических и экономических перемен часто обостряется уже существующая дискриминация, насилие в отношении женщин и их положение подчинения. С удивлением для себя многие участницы демонстраций в Каире на площади Тахрир обнаружили, что за одно лишь участие в легитимном политическом протесте, но с неугодной мужчинам тематикой, их записали в категорию «феминисток/женщин легкого поведения», что в глазах многих египтян практически одно и то же.

Впрочем, справедливости ради, следует признать, что политическая позиция демонстранток была не самой главной причиной их осуждения со стороны основной массы

мужчин - как «сторонников традиционных ценностей», так и нередко тех, кто считал себя «прогрессивными борцами за демократию». У последних дал себя знать когнитивный диссонанс между ожиданием скорых радостей «европейского либертарианства» и грузом традиционных представлений о месте мусульманской женщины в жизни общества. На Тахрире женщины проводили много времени бок о бок с демонстрантами-мужчинами. Учитывая высокую степень сексуальной депривации основной части находившихся рядом политически (и не только) возбужденных молодых египтян, упоенность сокрушением устоев и предвкушение грядущей свободы должны были рано или поздно сублимироваться у некоторых из них в половую агрессию. Женщины стали подвергаться приставаниям, домогательствам, сексуальному насилию, ненадлежащим прикосновениям, насильственному досмотру, а также оскорблениям и унижениям сексуального характера. Женщины-правозащитницы, в том числе активистки, журналисты и блоггеры, а также женщины-политические кандидаты преследовались по политическим мотивам.

Простой перечень правонарушений, совершенных тунисскими фундаменталистами с момента падения Бен Али и до выборов, показывает, какое будущее ждало страну: жестокие нападения на мирные демонстрации женщин, сексуальные домогательства к демонстранткам, угрозы убийства в адрес сторонников светского общества, угрозы в адрес женщин, идущих на пляж, и принуждение их вернуться домой под угрозой оружия, угрозы женщинам, которые «не одеты, как следует», создание вооруженных фундаменталистских эскадронов, которые обыскивали дома в поисках спрятанного алкоголя, принудительное одевание чадры на женщин, незаконный захват Тунисского университета, запрещение женщинам-преподавательницам преподавать без чадры.

Главный редактор издания «Yemen Times» Надя Аль-Саккаф так охарактеризовала постреволюционный процесс наступления исламского фундаментализма: «мы были поражены, увидев, что создали монстра, которого больше не можем контролировать6». В Тунисе фундаменталисты собирались пойти еще дальше, был поднят вопрос целесообразности замужества девочек сразу после полового созревания, проповедники с Ближнего Востока открыто выступали за клиторотомию. Более того, брак без согласия, многоженство, повиновение мужу объявлялись фундаменталистами внутренне присущими исламу, освященными им. Вольно или невольно, после революции тунисские женщины все больше закутывались в полное одеяние - в саудовском стиле, абсолютно чуждом для тунисской традиционной культуры.

Представительство женщин в политической жизни Туниса после революции было незначительным. В правительстве при исламистах было представлено только две женщины. Правительство, возглавляемое партией «Ан-Нахда», на словах заверяло, что не намерено ограничивать права женщин. В действительности «Ан-Нахде» приходилось прикладывать усилия для того, чтобы удержать нелегкий баланс между радикалами и либеральными мусульманами и не допустить раскола общества. Тревожным сигналом были постоянные конфронтации между исламистами, у которых было большинство в парламенте, и секуляристскими либералами в процессе работы над новой конституцией, которая должна была быть принята к октябрю 2013 г. Исламисты выступали за лишение женщин некоторых уже имеющихся у них прав, в то время как либералы отстаивали добавление новых прав, например, равные права на наследство. В частности, гнев тунисских женщин вызвало положение в проекте конституции, которое гласило, что «женщина является дополнением к мужчине». 13 августа 2012 г. в Тунисе прошла многотысячная демонстрация протеста против подобных нововведений. На манифестацию за права женщин и против все более унизительной политики нового исламистского правительства в этом вопросе вышли тысячи тунисцев, представителей как сильного, так и

слабого пола - около 6 тыс. участников. Главное требование: отозвать проект статьи конституции, фактически отрицающей равенство полов и утверждающей вторичную роль женщины по отношению к мужчине.

Согласно докладу 2013 г. фонда Thomson Reuters Египет под властью братьев-мусульман стал худшей страной в арабском мире в том, что касается прав женщин. В политической сфере, например, из 987 египтянок, которые были кандидатами на выборах в 2012 году, избраны были 9. 99% египтянок утверждают, что подвергаются приставаниям на улицах. Сексуальное насилие в Египте является широко распространенным социальным злом. В ходе политических потрясений в последние три года количество изнасилований значительно увеличилось. Нападения на женщин происходят даже в толпах людей. Новому президенту Египта А.Ф. ас-Сиси пришлось лично приносить извинения женщине, которую изнасиловали в ходе празднования его инаугурации. По словам ас-Сиси, недопустимо, что в стране происходят нападения на женщин и изнасилования. Он отметил, что это удар по чести страны. Глава государства потребовал неукоснительного выполнения нового закона, который за сексуальное насилие предусматривает пять лет тюрьмы. Ас-Сиси призвал к восстановлению «реальных и моральных» ценностей на улицах страны7. Аналогичная ситуация отмечается в Йемене и даже в Тунисе. В Йемене четверть женщин оказывается замужем прежде, чем им исполнится 15 лет.

Второй этап революций, когда в Тунисе и Египте на смену скомпрометировавшим себя исламистским партиям пришла светская коалиция, создает благоприятную почву для развития демократии и прав женщин. Успешное проведение парламентских и президентских выборов в конце 2013 г. продемонстрировало политическую зрелость тунисских политических сил и создало необходимую основу для дальнейшего продвижения политического процесса в Тунисе. Важной вехой на этом пути было принятие 26 января 2014 г. новой конституции республики, оказавшейся самой прогрессивной в арабском мире. Согласно новому основному закону ислам не упоминается в качестве

источника права, хотя признается как религия страны. Гарантируется свобода вероис-

8

поведания, мужчины и женщины уравнены в правах .

Ситуация с правами женщин в Йемене также имеет тенденцию к улучшению. Процент женщин в парламенте и на высоких постах в правительстве растет: четыре женщины работают в кабинете министров. На состоявшейся в январе 2014 г. Конференции национального диалога, определявшей будущее страны, 30% участников во всех рабочих группах - женщины. И в комитете по разработке конституции Йемена участие женщин составило также 30%. Это дает надежду, что права женщин будут закреплены законодательно.

Одним из следствий «арабской весны» и результатом политизации ислама стало появление террористической организации «Исламское государство» (ДАИШ) Завладев властью на значительной части территорий Сирии, Ирака, а также Нигерии (через подчинившуюся ДАИШ «Боко Харам»), она начала распространять там раннесредневеко-вую модель общества, и женщины стали одной из первых жертв этой системы9. Захват в плен и распродажа женщин и молодых девушек на невольничьих рынках, насилие и инструментальное использование в операциях террористов-смертников - лишь часть массовых преступлений этой организации. Власть ДАИШ базируется не только на показном ультранасилии, но и на особом кодексе специфических правил и законов. Именно желание принудить максимальное число мусульман жить по «правильным» законам и является одной из официальных целей экспансии ДАИШ. Так, боевики, захватившие г. Мосул в июне 2014 г., выпустили специальное указание о том, какие никабы и в целом одежду надлежит носить местным женщинам в рамках кампании по введению

принципов консервативного ислама в обыденную жизнь местных жителей. На улицах Мосула появились патрули, подчиненные «комитету по поддержке морали».

Из нововведений стоит выделить фактическое узаконивание джихад Ан-Никах, социального феномена, возникшего в 2013 году. Джихад Ан-Никах основывается на спорном понятии в исламских учениях о временном браке, позволяющем находиться в браке один день, который среди суннитов признан запретным как форма прелюбодеяния. Исламское духовенство некоторых исламских стран протестует против этого явления. Ряд критиков назвали данное явление узаконенной проституцией. Согласно идеологии ДАИШ его суть заключается в том, что мусульманки-сунниты должны выйти замуж за боевика, рожать ему детей и наставлять на путь исламизма. Также норма джихада Ан-Никах перекликается с узакониванием ДАИТТТ рабства. В декабре 2014 г. в иракском городе Эль-Фаллуджа боевики казнили 150 женщин за их отказ от сожительства с исламистами. ДАИТТТ заявляет, что по шариату все мусульмане обязаны иммигрировать на территорию, где действует халиф. Это служит основанием для призыва мусульманок, даже из европейских стран, приезжать в ДАИТТТ, чтобы служить на поприще Джихад ан-никах.

В рядах ДАИТТТ на территории Сирии воюет более 500 тунисских женщин, причем 10 из них стоят во главе группировок. В «войсках Халифата» имеются вооруженные женские отряды. Наиболее известный из них - «бригада Аль-Ханса» в сирийском городе Ракка - группировка, исполняющая обязанности «шариатской полиции». В этой бригаде ключевые руководящие посты занимают женщины-ваххабитки из иностранных государств. Большинство среди них составляют женщины с российского Северного Кавказа и из Туниса. Иностранок в ДАИТТТ называют «джихади мухаджирин» - «джихади-сты-мигранты». Они прибыли в Сирию «для брака» и многие из них замужем за боевиками. «Аль-Ханса» находится под командованием женщины из Туниса по имени Умм Райян, у которой есть две помощницы: Умм Хамза и Умм Мухаджир. Батальон базируется в гостинице «Аль-Карнак» в Ракке. Численность «батальона Аль-Ханса» насчитывает около 60 человек с жалованием 200 долларов в месяц. Женщины патрулируют улицы и дежурят на блокпостах исламистов группами не менее 6 человек. Они наделены ДАШИ правом останавливать людей и проверять документы. Прежде всего это касается женщин, поскольку чужой мужчина по шариату к ним прикасаться не может. Так, «Аль-Ханса» устроила рейд в двух женских школах провинции и арестовала 10 девушек в возрасте от 15 до 17 лет. Девушки подверглись порке за нарушение «законов», установленных ДАИТ относительно женской одежды. Нарушения варьировались от «неприкрытия бровей» до «завивки волос». «Женские батальоны» создали еще и для того, чтобы никто не мог проникнуть в Ракку (или бежать из нее) переодетым в женское платье.

Бесчеловечное отношение к женщинам лежит в основе кампании террора ДАИТТТ, с помощью которой оно разрушает общество, вознаграждает своих боевиков и питает зло. Нарушения прав лиц женского пола на широкомасштабном уровне со стороны экстремистских исламистских группировок побуждают международное сообщество сообща бороться с этой вопиющей жестокостью. Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн признал срочность этой борьбы и призвал к «серьезным усилиям по защите религиозных и этнических групп и детей, которые подвержены риску насильственной мобилизации и сексуального насилия, а также женщин, которые стали объектом жестких ограничений». Госсекретарь СТА Дж. Керри также поддержал эту позицию: «предотвращение жестокости в отношении женщин и девочек в зонах конфликтов сохраняет нашу общую человечность. Мы должны объединиться, чтобы положить этому конец»10.

1 Фитуни Л.Л. Ближний Восток: технологии управления протестным потенциалом // Азия и Африка сегодня. 2011. № 12. С. 8-16.

2 Асма Махфуз - икона революции в Египте. http://www.newstube.ru

3 У «арабской весны» не женское лицо. http://www.pravda.ru/world/asia/middleeast

4 Сбросив оковы, идти в будущее: интервью с лауреатом Нобелевской премии мира Т.Карман. ttp://www.nippon.com/ru/15730

5 Там же.

6 Надя Аль-Саккаф. Посмотрите на Йемен моими глазами. http://newsru.co.il/ arch/mideast/06apr2014/ arab_508.html

7 Президент Египта попросил прощения у изнасилованных египетских женщин. http://worldpress.com. ua/policy/102442

8 Видясова М. Ф, Гасанбекова Т.И. Катаклизмы в арабском мире, год четвертый. Новые конституции Туниса и Египта. М.: ИСАА МГУ, 2014. С. 30-32.

9 Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Агрессивные негосударственные участники геостратегического соперничества в «исламской Африке» // Азия и Африка сегодня. 2014. № 12 (689). С. 8-15.

10 Необходимо положить конец издевательствам ИГИЛ над женщинами. http://www. szona. org/izdevatelstva-nad-j enshinami/#hcq=NTICFwp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.