Научная статья на тему 'Радикализация исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке: вызовы, риски и угрозы для национальной безопасности Российской Федерации'

Радикализация исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке: вызовы, риски и угрозы для национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1616
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ / БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / "БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" / ДАИШ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / СИРИЙСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Добаев И.П., Гонтаренко Н.Н.

В работе с позиций системно-интегративного подхода анализируются сложные процессы, происходящие на Ближнем и Среднем Востоке, внутренние и внешние причины радикализации исламского движения, а также взаимосвязи между различными факторами, влияющими на изменение ситуации в одном из ключевых регионов мира и несущих угрозу национальной безопасности РФ. В заключение статьи предпринята попытка дать среднесрочный прогноз возможных трансформаций и инвариантов, которые могут иметь место в регионе на фоне процессов радикализации в контексте их влияния на Российскую Федерацию. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радикализация исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке: вызовы, риски и угрозы для национальной безопасности Российской Федерации»

О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. См.: [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/420384257 (Дата обращения: 26.01.2017.)

12 Климатическая повестка 2030. Итоги климатической конференции в Париже 2015 г. Обзор обязательств стран-участников. http://russiancouncil.ru/climate 2030 (Дата обращения: 04.07.2018.)

13 Там же.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Добаев И.П.,

доктор философских наук, профессор, эксперт РАН Гонтаренко Н.Н.,

магистрант

(Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону)

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ: ВЫЗОВЫ, РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В работе с позиций системно-интегративного подхода анализируются сложные процессы, происходящие на Ближнем и Среднем Востоке, внутренние и внешние причины радикализации исламского движения, а также взаимосвязи между различными факторами, влияющими на изменение ситуации в одном из ключевых регионов мира и несущих угрозу национальной безопасности РФ. В заключение статьи предпринята попытка дать среднесрочный прогноз возможных трансформаций и инвариантов, которые могут иметь место в регионе на фоне процессов радикализации в контексте их влияния на Российскую Федерацию.

Ключевые слова: ислам; радикализация исламского движения; Ближний и Средний Восток; национальная безопасность; Российская Федерация; терроризм; «Братья-мусульмане»; ДАИШ; «арабская весна», Сирийский кризис.

В последние несколько десятилетий в мире наблюдается ускоренный процесс радикализации мусульманской религии и связанных с ней политических институтов. В это движение вовлечены такие арабские страны, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Ливия,

Палестина, Йемен, Иордания, арабские монархии зоны Персидского залива и другие, а также и государства Среднего Востока - Турция, Иран и Афганистан. Феномен радикальной исламизации является одним из основных вызовов для национальной безопасности Российской Федерации1.

Ближневосточный регион конца XX - начала XXI в. не только не утратил своего геостратегического значения, но и приобрел статус «взрывоопасного узла», став зоной военно-политической нестабильности и регулярно возникающих здесь военных конфликтов. В последние годы наблюдается их обострение, в том числе и этнических, и племенных, и социальных, и конфессиональных. Из-за этого многие государства Ближнего и Среднего Востока оказались в тяжелом положении. Результатом революционных событий, названных впоследствии «арабская весна», стало ослабление и свержение правящих режимов, нарастание хаоса в некоторых государствах «исламского мира».

Драматические события, начавшиеся в декабре 2010 г. с массовых протестов в Тунисе и впоследствии получившие название «арабская весна», стали возможны, прежде всего, в связи с накоплением критической массы внутренних конфликтогенных факторов во многих государствах Северной Африки и Ближнего Восто-ка2. Вместе с тем, по нашему мнению, так называемая «арабская весна» представляет собой цепь «цветных революций» - прозападных, а чаще - проамериканских переворотов, инспирируемых в той или иной стране в интересах Запада (США) с использованием инструментария сетевых войн. Важным субъектом «цветных путчей» выступает внешний игрок, опирающийся на уже созданные внутри той или иной страны западные и прозападные неправительственные организации. «Внешний игрок» во всех известных «цветных революциях» даже в роли собственно наблюдателя оказывал воздействие на происходящие преобразования и организовывал широкую общественную и дипломатическую поддержку путчистам. Он непосредственно или косвенно участвовал как

1 Об идеологии радикального исламизма см. подробнее: Добаев И.П., Седых Н.Е. Идеология современного терроризма: Проблемы информационно-психологического противодействия в Российской Федерации. Москва - Ростов н/Дону: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2017.

2 Шлыков П. Ближневосточная политика Турции в контексте «арабской весны». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://perspektivy.info (Дата обращения: 07.12.2012.)

в нейтрализации власти (принуждая отказываться от активного противодействия), так и в стимуляции и организации действий оппозиции1. Спектр его действий достаточно широк: от проведения информационных войн - через использование экономических рычагов и санкций - до непосредственного участия в боевых действиях. Все эти элементы «сетевых войн» были применены Западом в ходе начавшегося переструктурирования Арабского Востока2.

Начиная с 1970-х годов особенностью общественно-политических процессов на Ближнем Востоке и в Северной Африке являлся рост влияния политического ислама. Пройдя период созревания, в ответственный момент исламисты показали себя наиболее организованной силой, которая претендует на то, чтобы определять будущее региона3. Ликвидация светского режима Саддама Хусейна в Ираке, создание палестинского исламистского квазигосударства в секторе Газа под властью ХАМАС, рост популярности шиитской «Хизбаллы» в Ливане, ликвидация в ходе «арабской весны» светских режимов в Тунисе, Египте, Ливии, гражданская война в Сирии внесли серьезные деформации в региональный политический процесс. Ситуацию здесь усугубляет наличие застарелых проблем, в числе которых: конфликты между Палестиной и Израилем, Северным и Южным Суданом, курдский сепаратизм, напряженность в Афганистане, которая усилилась в результате создания здесь в последние годы ячеек «Исламского государства», нестабильность в Пакистане и т. д.

Следует признать, что процессы, вызванные «арабской весной», находятся в постоянной динамике. Произошло разрушение старых властных структур и мощное выдвижение на авансцену политического ислама4.

1 Добаев И.П., Добаев А.И. Терроризм и антитеррористическая деятельность в Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2011. - С. 115.

2 См. об этом, напр.: Добаев И.П., Дугин А.Г. Геополитические трансформации в Кавказско-Каспийском регионе // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 5 (41); Добаев И.П. Механизмы и технологии осуществления Западом «цветных революций» на постсоветском пространстве // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 2.

3 Демченко А. «Арабская весна» и политика России в Ближневосточном регионе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://perspektivy.info (Дата обращения: 15.09.2012.)

4 Долгов Б.В. Развитие «арабской весны»: Предварительные итоги. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://perspektivy.info (Дата обращения: 02.11.2012.)

В колыбели современной арабской революции - Тунисе -в результате первых после свержения режима Бен Али свободных парламентских выборов, состоявшихся 23 октября 2011 г., наибольшее количество мест (90 из 217) завоевала исламистская партия «Нахда» («Возрождение»). Ее лидер Рашид Ганнуши - видный идеолог политического ислама, а генеральный секретарь - Хамади Джебали, который в результате победы «Нахды» на выборах занял пост премьер-министра Туниса. Одновременно в стране усиливают свое влияние салафиты (исламские фундаменталисты), которые претендуют на политическое лидерство, требуя построения исламского государства и введения законов шариата. Исламизация вызывает раскол в тунисском обществе, часть которого выражает недовольство исламизацией общественно-политической жизни и намечающимся отказом от результатов секуляристских реформ, осуществленных при прежних режимах.

В Египте после краха режима президента Х. Мубарака наиболее организованной и влиятельной политической силой стали «Братья-мусульмане», позиционировавшие себя как умеренных исламистов, политическая программа которых провозглашает общедемократические цели. На парламентских выборах в ноябре 2011 г. наибольшее число депутатских мест (42%) получила «Партия свободы и справедливости», являющаяся политическим крылом «Братьев-мусульман», а второе место заняла партия «Свет» («Ан-Нур»), представляющая салафитское движение (позже парламент был распущен по инициативе военных и по решению Конституционного суда Египта). В результате президентских выборов, прошедших в мае-июне 2012 г. победу одержал Мухаммед Мурси, один из лидеров «Братьев-мусульман», председатель «Партии свободы и справедливости». М. Мурси вскоре отправил в отставку руководителей Высшего совета Вооруженных сил во главе с маршалом Тантави и фактически взял на себя функции как исполнительной, так и законодательной власти до избрания нового парламента. Только решительность высшего командного состава египетских Вооруженных сил не позволила исламистам реализовать в этой стране свои далеко идущие планы. М. Мурси вскоре был арестован и до сих пор находится под следствием, а «Братья-мусульмане» в очередной раз в своей истории оказались вне закона. Светский режим в Египте, не без труда, но выстоял.

В Ливии начавшиеся в середине февраля 2011 г. протестные демонстрации против 42-летнего правления полковника Муаммара Каддафи вскоре переросли в инспирированное извне вооруженное

восстание, активно поддержанное морской блокадой и авиаударами НАТО. Затем в свержении режима Каддафи принимали непосредственное участие спецподразделения НАТО, а также некоторых арабских стран. В рядах ливийских «повстанцев» находилось значительное число наемников из арабских стран, Афганистана и Пакистана, а также мусульманской диаспоры из Европы. В июле 2012 г. в Ливии состоялись парламентские выборы, в ходе которых победу одержал «Союз национальных сил» во главе с Махмудом Джибрилем, а второе место заняли исламисты из «Партии справедливости и строительства» - политического крыла местного движения «Братья-мусульмане». Следует подчеркнуть, что многие из воевавших против Каддафи «повстанцев» исповедуют радикальный исламизм, и они сегодня чувствуют себя на территории Ливии достаточно комфортно. В то же время новый режим не в состоянии полностью контролировать ситуацию в стране, поскольку реальная власть там принадлежит руководителям кланово-племенных образований на местах и их вооруженным формированиям. Совершенно очевидно, что свержение режима Каддафи обернулось дезинтеграцией Ливии, усилением радикального исламизма и его распространением на соседние регионы, в частности на Мали. На части территории этой страны кланово-племенными группировками туарегов, ранее поддерживавшими режим Каддафи, временно было даже создано независимое исламское государство, где главенствовал шариат. Это образование поддерживалось радикальными исламистскими группировками, в том числе «Аль-Каидой исламского Магриба» (АКИМ), действующей в Алжире1.

Особое место в современных процессах на Ближнем Востоке занимает ситуация с сирийским кризисом, в ходе которого пересекаются интересы не только региональных, но и мировых держав.

Потрясения, охватившие Северную Африку и Ближний Восток начиная с декабря 2010 г., в значительной мере были выражением кризиса, который арабский мир переживал несколько десятилетий подряд, результатом которого стал быстрый прирост населения во второй половине ХХ - начале XXI в. В начале 1960-х годов население арабских стран составляло порядка 100 млн человек. В 2011 г., во время «арабской весны», в арабских государствах проживали уже 400 млн человек, а к 2050 г. их численность может

1 Долгов Б. В. Указ. соч.

достичь 700 млн. Для быстро растущего населения не нашлось ресурсов, позволяющих обеспечить достойный образ жизни.

В западном мире «арабскую весну» приняли с нескрываемой радостью, в надежде, что молодежь на площади Тахрир и других местах сможет преодолеть или перескочить бездну, отделяющую арабский мир от западных стран, и обеспечит экономическое процветание и демократическое устройство.

Однако очень быстро выяснилось, что речь идет не об «арабской весне», а об «исламской зиме». Во многих арабских странах к власти пришли ответвления движения «Братья-мусульмане», ставящие целью построение так называемых «исламских» государств. В некоторых странах, например в Египте и Тунисе, удалось не допустить полного хаоса, чреватого гражданскими войнами. В других арабских государствах этого не случилось. Там рухнули государственные институты (изначально, возможно, стоявшие на слабом или искусственном фундаменте) и развалилось относительная консолидация местных обществ. В итоге Сирия, Ливия и Йемен присоединились к растущему списку несостоявшихся государств, который ранее пополнили Ирак и Сомали. Летом 2014 г. «арабскую весну» и «исламскую зиму» сменило «лето ДАИШ» (А1-Ба-^а al-Islamiya а1-1гад al-Sham - Исламское государство Ирака и Леванта), и после того как боевики группировки захватили север Ирака и восток Сирии, эти районы на картах исламисты стали окрашивать в черный цвет - цвет знамени этой организации такфиритов-джихадистов1. ДАИШ и подобные движения возникли благодаря потрясениям в Сирии, Йемене, Ливии и Ираке.

Революционные события в арабских странах вызвали резкую геополитическую и идеологическую поляризацию в этом регионе. Геополитические и идеологические силы участвующих в «арабской весне», как представляется, можно сгруппировать в пять блоков: 1) консервативный суннитский блок - Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн. Он тесно связан с Израилем и США. На него ориентируются военная элита Египта (режим Сиси), движение «Достоинство Ливии» (генерал Халифа Хафтар), режим свергнутого президента Йемена Абд Раббо Ман-сура Хади, а также некоторые силы сирийской оппозиции; 2) реформистский суннитский (умеренный исламистский) блок: Катар,

1 См. об этом подробнее: Добаев И.П., Романченко Н.Е. Радикальные неправительственные религиозно-политические организации в современном мире. Москва - Ростов н/Д.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2017.

Турция. Он связан с США, противостоит Израилю. На него ориентируются движение «Братья-мусульмане», движение «Рассвет Ливии», силы сирийской оппозиции, палестинское движение ХАМАС; 3) радикальный суннитский (радикальный исламистский / радикальный салафитский / джихадистский) блок: «Исламское государство» (Халифат). Изначально носил экстерриториальный характер и был представлен движениями, позиционировавшими себя в качестве региональных филиалов «Аль-Каиды» («Исламское государство Ирака», «Аль-Каида на Аравийском полуострове», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», сирийский «Джабхат ан-Нусра»). Джихадисты в той или иной мере были связаны со странами двух других суннитских блоков. Джихадисты вели борьбу с сирийским правительством начиная с января 2012 г., а в декабре 2013 г. стали главной силой суннитского восстания в Ираке. 29 июня 2014 г. на базе отколовшегося от иракского филиала «Аль-Каиды» «Исламского государства Ирака и Леванта» был провозглашен Халифат, охвативший контролируемые группировкой территории Сирии и Ирака; 4) шиитский блок: Иран, часть Ирака, Сирия. На него ориентируются шиитские движения «Хез-болла» (Ливан) и «Ансарулла» (Йемен), а также иракское шиитское «Народное ополчение», главная шиитская оппозиционная партия Бахрейна «Аль-Вифак» и палестинское движение ХАМАС. Данный блок поддерживает отношения с Россией и Китаем, но также и с США (Ирак). В начале «арабской весны» Иран выступал с концепцией «Исламского пробуждения», однако в итоге силы суннитов-исламистов оказались враждебны союзным ему режимам в Сирии и Ираке. Вследствие этого главный упор был сделан Ираном на поддержку антиимпериалистического, антисионистского и антиджихадистского движения в рамках «Оси сопротивления»; 5) светские «демократические» силы: Тунис, Иракский Курдистан. Кроме того, они участвуют в политическом процессе в Египте и Ливии на стороне соответственно режима Сиси и движения генерала Хафтара, а также в гражданской войне в Сирии (Свободная Сирийская Армия и сирийские курды). Ориентируются на США и Европейский союз, но также получают поддержку от стран консервативного суннитского блока, поскольку противостоят в Египте и Ливии умеренным исламистам из числа «Братьев-мусульман».

Вместе с тем временем возникновения современного исламистского движения на Ближнем и Среднем Востоке можно считать 1928 год. Тогда в египетском городе Исмаилия шейхом

Хасаном аль-Банной была создана организация «Братья-мусуль-мане»1. Изначально ассоциация была нелегальной, представляющая собой смесь религиозной секты и политической партии. Главная цель организации - объединение мусульман на территории истинно исламского государства с правовой системой на основании шариата, где главным законом является Коран. Для достижения своей цели допускалось использование любых средств, в том числе и террористического характера.

Усилению позиций радикального ислама в странах Ближнего и Среднего Востока способствовал также ряд объективных факторов. Во-первых, причины общеполитического характера: поражения арабских стран в войне с Израилем в 1967 г.; кризис официальных идеологий; Иранская революция 1979 г. и внешнеполитическая деятельность тегеранского режима по экспорту исламской революции; афганский кризис; арабский кризис после вторжения Ирака в Кувейт и войны в Персидском заливе в 1989 г.; повышение удельного веса региона Ближнего и Среднего Востока в системе международных отношений; деятельность международных исламских институтов; расширение внутриарабской миграции. Кроме того, долгое время негативное воздействие определяла палестинская проблема. До начала 1990-х годов особо отрицательное влияние на ситуацию также оказывала война в Ливане, где были созданы благоприятные условие для возникновения различных исламистских экстремистских группировок. Во-вторых, социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока, характеризующаяся рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук; слишком быстрая урбанизация городов за счет выходцев из деревень; невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы; огромное имущественное расслоение в обществе. Особую роль в усилении исламистского фактора сыграла также общая социально-экономическая разочарованность арабских народов, вызванная провалом их надежд на быстрое и успешное экономическое развитие после обретения независимости. Красивые лозунги о процветании и благополучии лидеров государств Арабского Востока в 1960-е годы оказались

1 См. об этом подробнее: Негативные последствия включения «Братьев-мусульман» в число террористических организаций / Аналитический обзор 27.12.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/31520/ 8496910.html (Дата обращения: 10.12.2017.)

несостоятельными, результатом стала утрата доверия к лидерам арабских стран, что вызвало кризис легитимности правящих кругов региона.

Как уже отмечалось, 15 марта 2011 г. «арабская весна» добралась до Сирии. По всей стране начались антиправительственные выступления, которые позднее переросли в полномасштабную гражданскую войну. Группировки, выступающие против правительства страны, получили поддержку Запада.

Сирийский кризис - сложный, противоречивый глобальный политический процесс. С одной стороны, на региональном уровне, сирийское правительство выступает совместно с Ираном и движением «Хезболла» против арабского альянса во главе с Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского залива. С другой стороны, на международном уровне Сирийский кризис явился естественным продолжением «арабской весны». Поэтому США и Европейский союз рассматривают сирийское правительство в качестве «сил зла», в результате чего Сирия стала ареной для противостояния различных субъектов мировой политики. США и Европа заняли жесткую позицию, осудив режим Башара аль-Асада за якобы имевшие место репрессии против граждан своей страны, на основании чего ввели санкции в отношении Сирии. Одновременно в тот период времени террористической группировке «Исламское государство» удалось захватить достаточно большую территорию Ирака и Сирии, в результате чего ИГ стало одной из главных угроз международной безопасности в целом и национальной безопасности Российской Федерации в частности. Россия, отстаивая свои национальные интересы, изначально позиционировала себя как союзника официального Дамаска.

Дипломатические отношения между Россией и Сирией были установлены практически с момента основания Сирийской Арабской Республики. В постсоветский период эти отношения продолжились. Начиная с 2005 г. нынешний президент Сирии несколько раз посещал Россию, а в 2010 г. президент Российской Федерации впервые прибыл с визитом в Дамаск. С самого начала сирийской гражданской войны в 2011 г. Россия поддерживала сирийское правительство. Москва не только предоставила режиму Башара Асада вооружение, но и оказала дипломатическую поддержку. Сирия имеет важное геополитическое значение для России. В 1971 г. в сирийском порту Тартус была заложена военно-морская база СССР, что обеспечило России выход в Средиземное море. Военная база в Тартусе является единственной заграничной военной базой

России за пределами СНГ. Кроме того, у РФ и Сирии есть общие экономические интересы. На политическом уровне РФ придерживается позиции невмешательства во внутренний сирийский конфликт извне и твердо поддерживает право сирийцев самостоятельно решать свою судьбу. Кроме того, Россия активно выступает в качестве посредника по урегулированию конфликта; Москва неоднократно призывала участников сирийского конфликта к диалогу с целью поиска мирного выхода из кризиса1.

Ключевой приоритет национальной безопасности РФ в регионе - это защита своей территории от радикального исламистского терроризма2. Как отмечается в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, «качественно новый характер глобальная террористическая угроза приобрела с появлением международной террористической организации "Исламское государство" и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана»3.

Не следует забывать, что влияние радикального исламизма на территории РФ сильнее всего проявилось на Северном Кавказе4, где одной из опасных террористических группировок считался так называемый «Имарат Кавказ»5. Еще осенью 2014 г. так называемый амир Ауховского джамаата Хасавюртовского сектора «Имарат Кавказ» Сулейман Зайналабидов дал байат (присягу) «Исламскому государству», а в апреле 2015 г. ФСБ РФ нанесла довольно ощутимый

1 Российско-сирийские отношения. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://archive.mid.ru/ ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f43256cae00347 159?OpenDocument (Дата обращения: 12.12.2017.)

2 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета - Федеральный выпуск. - 2009. - № 4912 (88). - 16 с.

3 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). [Электронный ресурс]. URL: http ://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02 Bw/content/id/2542248 (Дата обращения: 15.12.2017.)

4 Сабиров В.Ш., Соина О.С., Щекотин Е.В., Добаев И.П. и др. Экстремизм как цивилизационный вызов: коллективная монография / Науч. ред. В. Ш. Сабиров. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2012. - С. 224-248.

5 См. об этом подробнее: Анисимова Н.А., Добаев И.П. Сетевые структуры террористов на Северном Кавказе. - Москва - Ростов н/Д.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2016. - 143 с.

удар по этой группировке, уничтожив ее главаря Алиасхаба Кебе-кова (этнический аварец). В результате его сторонники перешли в подчинение «Исламского государства». Тогда же «Имарат Кавказ» стал отделением «Исламского государства». Соответственно, в регионе боевики получали дополнительные ресурсы, влияние, новых сторонников. 23 июня 2015 г. в Сети появилось заявление пресс-секретаря «Исламского государства» Абу Мухаммада аль-Аднани о создании на Северном Кавказе «Вилаята Кавказ» в качестве филиала «Исламского государства». В итоге в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан, Чеченской Республике и Ингушской Республике, которые были объявлены вилайетами, террористическое подполье перешло на сторону ИГИЛ.

Эти тенденции и процессы представляют серьезную угрозу для национальной безопасности РФ. В этом вопросе, по мнению А. Топалова, главной угрозой национальной безопасности РФ стал не изрядно потрепанный и практически полностью добитый усилиями ФСБ России и прочих силовых ведомств «Имарат Кавказ», а его отросток в составе «Исламского государства». Не вызывает сомнений то обстоятельство, что часть из воюющих на стороне ИГ в любом случае рано или поздно вернется в Россию, просочившись через еще имеющиеся бреши. За ними неминуемо придут новые ресурсы, новые потоки оружия, новые боевые единицы и новые теракты. Причем на этот раз ждать «простых» захватов заложников и подрывов машин не стоит, помня о градусе безумия действий ИГ1. Конечно же, Россия не могла с безразличием смотреть на эти и множество связанных с ним весьма опасных для ее национальной безопасности факторов. В значительной степени именно осознанием такой опасности было вызвано решение о вмешательстве в военные действия в Сирии, откликнувшись на официальную просьбу об этом сирийских властей.

Как следствие, 30 сентября 2015 г. началась операция Воздушно-космических сил Российской Федерации в САР2. Главные цели, которые ставила перед собой Россия, - борьба с террориз-

1 Топалов А. «Исламское государство» превращается в главную угрозу для России. 25.06.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vz.ru/society/ 2015/6/25/752581.html (Дата обращения: 12.12.2017.)

2 Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 г. // Государственная система правовой информации. - 2016. - 14 янв.

мом, что называется, «на дальних рубежах», поддержка действующего законного правительства Сирии и сохранение территориальной целостности этой страны1.

Поскольку за каждой из сторон конфликта стояли сильные игроки, отстаивавшие свои геополитические интересы, разрешение сирийского конфликта зашло в тупик. Выгодополучателем от всей этой ситуации стали, разумеется, радикальные исламисты. Вскоре весь мир смотрел с широко раскрытыми от ужаса глазами на то, как на фонарном столбе у останков Пальмиры висит окровавленное тело 82-летнего ученого-историка, всю жизнь посвятившего изучению объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО - всего лишь единственный эпизод среди сотен тысяч жертв, но весьма символичный. А вскоре акции терроризма в очередной раз шагнули и на европейский континент.

Нет сомнений в том, что и в 2018 г. ситуация на Ближнем Востоке будет непростой. Помимо исламистского фактора, на передний план выходит так называемый «курдский вопрос», решение которого может окончательно дестабилизировать регион. Как представляется, эти два фактора - радикальный исламизм и «курдский вопрос» - в ближайшие годы останутся основными в ближневосточной региональной политике. Они будут подпитываться активным вмешательством ряда субъектов мировой и региональной политики, что приведет к повышенной турбулентности политических процессов в «мусульманском мире», и не только.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

1 Бастрыгина Д.Н. Причины участия Российской Федерации в разрешение межсирийских противоречий // Актуальные вопросы права, управления и социально-экономического развития / Сборник тезисов докладов XXIX студенческой научно-теоретической конференции. - 2016. - С. 28-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.