Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В МЕЖДУНАРОДНОМ СОЦИЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ'

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В МЕЖДУНАРОДНОМ СОЦИЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / К. МАРКС / Ф. ЭНГЕЛЬС / В.И. ЛЕНИН / ИНТЕРНАЦИОНАЛ / КАПИТАЛИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / ЖЕНЩИНА-РАБОТНИЦА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов Рамазан Раджабович

На основе анализа работ идеологов марксизма, видных деятелей социалистического женского движения, в статье представлен анализ предлагаемых ими путей решения женского вопроса в условиях развития капитализма. Автор отмечает, что успехи в борьбе за политическое влияние на женщин-работниц, за их вовлечение в ряды социалистического движения стали результатом последовательной и целеустремленной работы социалистов среди женщин, занятых в промышленности. В статье указано, что решение женского вопроса в марксизме рассматривалось как одна из составляющих общепролетарской борьбы против буржуазного общества и за победу социализма. Автор подчеркивает, что, по мнению марксистов, вовлечение женщины-работницы в революционное движение является одним из условий радикального изменения ее социального статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S QUESTION IN THE INTERNATIONAL SOCILE-DEMOCRATIC MOVEMENT OF THE LATE XIX - BEGINNING XX CENTURIES

Based on the analysis of the works of the ideologues of Marxism, prominent figures of the socialist women's movement, the article presents an analysis of the ways they offer to solve the women's issue in the context of the development of capitalism. The author notes that the successes in the struggle for political influence on women workers, for their involvement in the ranks of the socialist movement were the result of the consistent and purposeful work of socialists among women employed in industry. The article indicates that the solution of the women's question in Marxism was considered as one of the components of the general proletarian struggle against bourgeois society and for the victory of socialism. The author emphasizes that, according to Marxists, the involvement of a woman worker in the revolutionary movement is one of the conditions for a radical change in her social status.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В МЕЖДУНАРОДНОМ СОЦИЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ»

то же время возможность быстрой и дешевой транспортировки нефтепродуктов в центральные районы России, в свою очередь, стимулировала бурное развитие нефтяной промышленности на Апшероне. Нефть и продукты ее переработки быстро превратили Баку в крупный промышленно-торговый центр, оказывающий влияние на обширную территорию. Российский капитализм втягивал Северный Азербайджан в мировое товарное обращение. На протяжении последнего десятилетия XIX столетия и в начале XX в. нефть стала изменять лицо российской индустрии, приобретая все большее энергетическое значение. Постепенно тесня каменный уголь, нефть превратилась в господствующее энергетическое топливо в мировой экономике. Таким образом, с конца XIX в. бакинская нефть выходит далеко за пределы Апшерона, приобретая международное значение.

Литература и источники

1. Азербайджанское нефтяное хозяйство. - 1924. - № 10.

2. Мурадалиева Э.Б. Города Северного Азербайджана во второй половине XIX века. - Баку, 1991.

3. Труды 1-го съезда нефтепромышленников в г. Баку. - Баку, 1885.

4. Winegard T.C. The first world oil war. - London: University of Toronto Press, 2016.

5. Першке Л.Л. Отчет заведующего акцизными сборами Закавказского края о ходе акцизного дела в 1900 г. - СПб, 1902.

6. Изметьева Т.Ф. Россия в системе европейского рынка. - М., 1991.

7. Кавказский календарь на 1901г. - Тифлис, 1900.

8. Отчет начальника Бакинского торгового порта за 1900-1909 гг. - Баку, 1901-1910.

9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 95. Оп. 4. Д. 1089.

10. РГИА. Ф. 1458. Оп. 1. Д. 48.

11. Краткий очерк состояния Бакинской нефтяной промышленности в 1908 г. - Баку, 1908.

12. Государственный исторический архив Азербайджанской Республики (ГИА АР). Ф.387. Оп. 1. Д.127.

13. Краткий очерк состояния Бакинской промышленности в 1907 г. - Баку, 1908.

14. РГИА. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1015.

15. Монополистический капитал в нефтяной промышленности России (1883-1914). - М., 1973.

16. ГИА АР. Ф. 509. Оп.1. Д.51.

17. Мурадалиева Э.Б. Кровь земная - нефть Азербайджана и история. Кн.1. - Баку: «Мутарджим», 2005.

18. Азизов Т. Азэрба)чан XX эсрин эввелериндэ. - Баку, 1997.

References and Sources

1. Azerbajdzhanskoe neftyanoe hozyajstvo. - 1924. - N° 10.

2. Muradalieva E.B. Goroda Severnogo Azerbajdzhana vo vtoroj polovine XIX veka. - Baku, 1991.

3. Trudy 1-go s"ezda neftepromyshlennikov v g. Baku. - Baku, 1885.

4. Winegard T.C. The first world oil war. - London: University of Toronto Press, 2016.

5. Pershke L.L. Otchet zaveduyushchego akciznymi sborami Zakavkazskogo kraya o hode akciznogo dela v 1900 g. - SPb, 1902.

6. Izmet'eva T.F. Rossiya v sisteme evropejskogo rynka. - M., 1991.

7. Kavkazskij kalendar' na 1901g. - Tiflis, 1900.

8. Otchet nachal'nika Bakinskogo torgovogo porta za 1900-1909 gg. - Baku, 1901-1910.

9. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 95. Op. 4. D. 1089.

10. RGIA. F. 1458. Op. 1. D. 48.

11. Kratkij ocherk sostoyaniya Bakinskoj neftyanoj promyshlennosti v 1908 g. - Baku, 1908.

12. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Azerbajdzhanskoj Respubliki (GIA AR). F.387. Op.1. D.127.

13. Kratkij ocherk sostoyaniya Bakinskoj promyshlennosti v 1907 g. - Baku, 1908.

14. RGIA. F. 206. Op. 1. D. 1015.

15. Monopolisticheskij kapital v neftyanoj promyshlennosti Rossii (1883-1914). - M., 1973.

16. GIA AR. F. 509. Op.1. D.51.

17. Muradalieva E.B. Krov' zemnaya - neft' Azerbajdzhana i istoriya. Kn.1. - Baku: «Mutardzhim», 2005.

18. Azizov T. Azerbajchan XX esrin evvelerinde. - Baku, 1997.

ГУСЕЙНОВА АСИЯТ АБДУРАГИМОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Дагестана, Дагестанского государственного университета ([email protected]).

ИСМАИЛОВА АЛМАЗ МУСАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Дагестанского государственного университета ([email protected]).

GUSEYNOVA, ASIYAT A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History of Dagestan, Dagestan State University. ISMAILOVA, ALMAZ M. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Native History, Dagestan State University.

УДК 94(4)330.142.14:396.9«186/192» Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-4-44-50

МАГОМЕДОВ Р.Р.

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В МЕЖДУНАРОДНОМ СОЦИЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Ключевые слова: женское движение, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, женское движение, Интернационал, капитализм, социализм, женщина-работница.

На основе анализа работ идеологов марксизма, видных деятелей социалистического женского движения, в статье представлен анализ предлагаемых ими путей решения женского вопроса в условиях развития капитализма. Автор отмечает, что успехи в борьбе за политическое влияние на женщин-работниц, за их вовлечение в ряды социалистического движения стали

44

результатом последовательной и целеустремленной работы социалистов среди женщин, занятых в промышленности. В статье указано, что решение женского вопроса в марксизме рассматривалось как одна из составляющих общепролетарской борьбы против буржуазного общества и за победу социализма. Автор подчеркивает, что, по мнению марксистов, вовлечение женщины-работницы в революционное движение является одним из условий радикального изменения ее социального статуса.

MAGOMEDOV, R.R.

WOMEN'S QUESTION IN THE INTERNATIONAL SOCILE-DEMOCRATIC MOVEMENT OF THE LATE XIX - BEGINNING XX CENTURIES

Key words: women's movement, K. Marx, F. Engels, V. I. Lenin, women's movement, International, capitalism, socialism, female worker.

Based on the analysis of the works of the ideologues of Marxism, prominent figures of the socialist women's movement, the article presents an analysis of the ways they offer to solve the women's issue in the context of the development of capitalism. The author notes that the successes in the struggle for political influence on women workers, for their involvement in the ranks of the socialist movement were the result of the consistent and purposeful work of socialists among women employed in industry. The article indicates that the solution of the women's question in Marxism was considered as one of the components of the general proletarian struggle against bourgeois society and for the victory of socialism. The author emphasizes that, according to Marxists, the involvement of a woman worker in the revolutionary movement is one of the conditions for a radical change in her social status.

Современная женщина перестала быть пассивным наблюдателем событий настоящего и будущего. Наблюдается значительное усиление социальной, экономической и политической роли женщины в современном обществе, в результате которого произошло существенное расширение границ сфер ее деятельности. Женское движение является мощной общественной силой, способной оказать значительное влияние на политическую волю и поступки политиков-мужчин, на решения национальных правительств, парламентов, международных организаций и военно-политических блоков. Наглядный пример тому - многогранная деятельность многочисленных международных женских организаций, прилагающих последовательные усилия в деле разрядки международной напряженности, ликвидации локальных вооруженных конфликтов на национальной и религиозной основе, устранении всех форм дискриминации, в борьбе с нищетой и голодом.

Сегодня не вызывает удивления занятие женщинами самых высоких постов в исполнительных и законодательных органах власти во всех демократических государствах Европы и Америки. Подобная тенденция наблюдается и в Российской Федерации, которая имеет еще небольшой опыт строительства современного правового государства. Подтверждением тому служит политическая деятельность российских женщин-парламентариев, которые входят в состав многих фракций Государственной Думы. Ими проводится большая работа по усилению влияния современной российской женщины на все стороны жизни нашего общества. Однако нашей стране еще предстоит пройти долгий и тернистый путь радикального изменения отношения государства и общества к социальному статусу женщины, ломки закоренелых представлений и старых стереотипов, согласно которым границы деятельности женщин определяются в крайне ограниченных пределах.

В связи с этим необходимо в ретроспективе обратиться к истории возникновения и развития женского движения, его месту и роли в историческом процессе. С учетом изучения исторического опыта женского движения, его достижений, а также неудач и просчетов, важно определить дальнейшие перспективы усиления роли женщины и различных негосударственных женских организаций в столь быстро меняющемся современном мире.

Вот почему, на наш взгляд, особо актуальным является изучение исторической проблемы, обозначенной в названии настоящей публикации.

В XIX в. капитализм сделал гигантские шаги в своем развитии, прежде всего, в совершенствовании производительных сил. Это явилось логическим следствием завершения промышленного переворота в передовых европейских странах, который сопровождался техническим перевооружением производства, возникновением новых отраслей промышленности, социальной дифференциацией буржуазного общества, увеличением численности рабочего класса. Рост численности пролетариата обеспечивался за счет дальнейшего развития самого капитализма, благодаря тем глубинным экономическим и социальным процессам, которых характеризовали буржуазное общество. К примеру, в 1846 г. на фабриках, шахтах и в строительстве в Англии было занято 3800 тыс. человек, что составляло не менее 34% самодеятельного населения [1, c. 454].

Тенденция количественного роста отряда пролетариата наблюдалась на всем протяжении XIX в. При этом ряды рабочего класса пополнялись не только за счет рабочих-мужчин. По мере развития капитализма, работодатели широко использовали на производстве труд женщин и детей. В 1890 г. 19% женщин старше 16 лет были частью американской армии труда. Промышленность не успевала поглощать свободные рабочие руки. Это неминуемо приводило к росту массовой безработицы. Резервная армия труда увеличивалась из-за часто повторявшихся промышленных кризисов и следовавших за ними экономических депрессий. Все это вело к усилению эксплуатации рабочих. Рабочий день длился 12-14 (иногда 16) часов. Особенно беспощадной эксплуатации подвергались на производстве женщины и дети. Их труд, в сравнении с трудом взрослого рабочего мужчины, оплачивался работодателями значительно хуже. К концу 80-х гг. XIX в. средняя зарплата американских женщин в городах составляла 5 долларов 24 цента с поправкой на выходные и болезнь. Она составляла примерно половину зарплаты, получаемой работником-мужчиной. И это при том, что, если женщины были полностью самостоятельны в материальном отношении, им приходилось тратить в среднем 5 долларов 51 цент в неделю [2, с. 164].

Заметим, что участие женщин в производстве было негативно встречено рабочими-мужчинами, которые опасались конкуренции и понижения зарплаты. Работодатель в любой момент мог уволить рабочего, требующего повышения зарплаты, улучшения условий труда на производстве, приняв на фабрику женщину-работницу. Примеров, когда женщин использовали в роли штрейкбрехеров, было множество. Однако рабочие рисковали не только потерять работу. Участие женщины в производственном процессе мужчинами было расценено как «насилие над законами природы» еще и потому, что новый статус женщины неминуемо подрывал устои, способствовал разрушению семьи рабочего, лишению детей воспитания со стороны матери. Разрушался традиционный, веками устоявшийся уклад семьи, в котором женщине отводилась роль хранителя домашнего очага, функции которой были строго регламентированы неписаными семейными законами.

Все это, естественно, не могло не способствовать взаимному отчуждению мужчин-рабочих и женщин, впервые вышедших на общественную арену. И если эксплуатация женского труда, зарплата, не обеспечивающая прожиточный минимум, создавали условия для вовлечения женщин в рабочее движение, то косность мужского сообщества, напротив, препятствовала этому. В данной связи вполне объяснимо нежелание мужчин принимать женщин-работниц в профессиональные объединения. Такая политика в отношении женщин-работниц была, в частности, определяющей в деятельности Американской федерации труда (АФТ).

Таким образом, развитие капитализма резко изменило социальный статус женщины: она начинает принимать активное участие в общественном разделении труда. Очевидно, что наблюдался процесс, стимулирующий обновление качественных параметров социального статуса женщины. Она выступает как представительница наёмного труда. Однако женщина в политическом и социальном отношении оставалась наиболее незащищённой.

Известно, что марксизм, как радикальная общественно-политическая мысль и, по признанию его основоположников, идеология борьбы рабочего класса, возник в середине XIX в. Естественно, что К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах, наряду с проблемами рабочего движения, немалое внимание уделили вопросам, касающимся использования женского труда в капиталистическом производстве, организации женщин-работниц в политическую силу и ее вливания в общепролетарское движение в борьбе против капитализма и за победу социализма.

Уже в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс поднимают вопросы семьи и места женщины в ней в буржуазном обществе. Проблему полного раскрепощения женщины они связывали с последовательной борьбой рабочего класса против господствующих буржуазных отношений и последующим утверждением социалистического строя [3, с. 443-444]. В 1868 году К. Маркс писал: «Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей, знает также, что великие общественные перевороты невозможны без женского фермента. Общественный прогресс может быть точно определён по общественному положению прекрасного пола...» [4, с. 486]. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс признал социальный фактор в качестве источника угнетения женщины. Порабощение женщин при капитализме, как и эксплуатация пролетариата, по мнению Энгельса, вызваны разделением труда и наличием частной собственности. Но при этом женщина-работница испытывает двойной гнёт -

со стороны капитализма и буржуазной семьи. Поэтому задача эмансипации женщины считалась неотделимой от классового освобождения [5, с. 139, 141]. Завоевание политических прав женщинами Ф. Энгельс связывал с приходом к власти пролетариата, отмечая, что «...когда мы придём к власти, надо будет, чтобы женщины не только выбирали, но и были избираемы.» [6, с. 196].

Важное место занимала исследуемая нами проблема в деятельности Первого Интернационала. В повестку работы I съезда Международного товарищества рабочих (МТР) был включен вопрос об отношении рабочих к движению работниц. Обсуждение данного вопроса проходило в обстановке столкновения диаметрально противоположных мнений и подходов делегатов съезда. В частности, прудонистами съезду была предложена резолюция, в которой указывалось, что вовлечение женщин в производство отрицательно скажется на дальнейшем развитии рабочего движения. В связи с этим они предложили протестовать против женского труда, который оказывает деградирующее влияние на рабочий класс. Однако большинством съезда резолюция, предложенная прудонистами, была отвергнута. Делегатами была принята резолюция, в которой предлагался иной подход в отношении рабочих к движению работниц. Автором этой резолюции являлся К. Маркс. В принятом документе, в частности, говорилось, что все попытки препятствовать участию женщин в производстве являются тщетными и реакционными по своей сути. Наряду с критикой условий, в которых приходится работать женщинам, в резолюции указывалось, что женский труд на заводах и фабриках способствует освобождению женщины от семейного гнета и выводит ее на общественную арену, развивая самостоятельность ее характера. В принятом документе выражалась уверенность в том, что участие женщин в производстве обеспечит рост их политической зрелости, и вместе с рабочими они вступят в борьбу против капитализма [7, с. 41].

Конец XIX - начало XX в. были ознаменованы дальнейшими успехами в развитии капитализма. Становление индустриального производства сопровождалось количественным и качественным ростом рабочего класса. В конце XIX в. численность рабочих во всем мире составила почти 40 млн. человек, а к 1914 г. число занятых в промышленном производстве достигло 70 млн. человек. Вместе с увеличением общего числа рабочих росла численность женщин-работниц. В начале XX в. около 30% рабочего класса составляли женщины. Более того, тенденция к увеличению доли женского труда в индустриальном производстве приобрела устойчивый характер.

Развитие капитализма и рост рабочего класса сопровождались дальнейшим развитием рабочего движения и распространением социалистических идей. Все это способствовало созданию в 80-90-е гг. XIX в. в ведущих капиталистических странах Европы социалистических партий и возникновению интернационального объединения рабочих организаций всех стран -Второго Интернационала. В конце XIX - начале XX в. наиболее влиятельной и массовой по своей численности становится Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Количество людей, симпатизировавших политической программе СДПГ, неуклонно росло. В начале XX в. число избирателей, проголосовавших на за нее выборах, возросло приблизительно на 1,247 млн. человек. В 1912 г. за кандидатов от СДПГ на выборах было подано 4,25 млн. голосов [8, с. 26]. Численно росли ряды самой социал-демократической партии. Этот рост обеспечивался за счет притока новых членов из рядов радикально настроенной части рабочего класса. В СДПГ вступали не только мужчины-рабочие, но и женщины-работницы. При этом И. Арманд отмечала, что в начале XX в. число женщин-членов СДПГ росло быстрее, чем число мужчин. По ее данным, количество женщин в партии с 1907 по 1913 гг. возросло в 15 раз и составило 150 тыс. человек. Тенденция к увеличению рядов социалистических партий была свойственна и другим европейским государствам [9, с. 149].

Успехи в борьбе за политическое влияние на женщин-работниц, за их вовлечение в ряды социалистического движения стали результатом последовательной и целеустремленной работы социалистов среди женщин, занятых в промышленности. Большое значение для развития женского социалистического движения в Германии имела книга видного деятеля СДПГ и Второго Интернационала А. Бебеля «Женщина и социализм». Основная идея, изложенная автором в книге, заключалась в том, что социальное освобождение работниц возможно только в их совместной борьбе с рабочими против капитализма и за построение социализма. Эта мысль была

подтверждена и нашла дальнейшее развитие на съезде СДПГ, состоявшемся в 1891 г. В резолюции съезда указывалось: «Борьба за освобождение женщины не есть борьба против ее товарища рабочего, а наоборот, борьба в союзе с ним против общего врага - капиталиста. Ближайшей задачей движения является ограничение эксплуатации рабочих и работниц. Конечная цель - политическое господство пролетариата и введение социалистического строя» [9, с. 114].

Важную роль в привлечении женщин-работниц к социалистическому движению сыграла видный деятель немецкой социал-демократии и международного рабочего и социалистического движения К. Цеткин. Под ее редакцией в конце XIX в. специально для женщин-работниц начал издаваться журнал «Равенство». Она принимала активное участие не только в работе конгрессов Второго Интернационала, но также была организатором и идейным вдохновителем международных женских социалистических конференций, которые решено было созывать каждые три года одновременно с форумами Интернационала. На них обсуждались наиболее актуальные проблемы, касающиеся женского социалистического движения. В частности, в работе Международной конференции женщин-социалисток, состоявшейся в 1908 г. в Нюрнберге, основное внимание делегаток было приковано к вопросу воспитания женщинами-матерями своих детей, будущих солдат в духе солидарности с трудящимися всего мира в борьбе против капитализма. Обратившись к женщинам-матерям, К. Цеткин подчеркнула, что их долг заключается в заботе о том, чтобы «пролетарские юноши приходили в казармы пропитанными социалистическим духом и твердо бы знали, против кого обращать оружие, чтобы капиталисты никогда не могли их использовать в борьбе против «внутреннего врага» [10, с. 114]. К. Цеткин была инициатором решения объявить 8 марта Днем международной солидарности трудящихся женщин. Вторая Международная конференция женщин-социалисток объявила, что Международный женский день ежегодно будет проходить под лозунгом борьбы за права женщины.

Важное место в деятельности Второго Интернационала и его деятелей занимал вопрос о женском избирательном праве. Он стал предметом серьезных споров в ходе Штутгартского конгресса Второго Интернационала в 1907 г. В своем выступлении на заседании конгресса К. Цеткин подчеркнула важность борьбы за избирательные права женщин, в связи с новыми условиями развития и задачами рабочего движения. Она указала на то, что приобретение избирательного права женщинами для марксистов является этапом, органически необходимым для дальнейшей борьбы за свою конечную цель. В проекте резолюции, предложенной К. Цеткин, отмечалось, что «социалистические партии всех стран обязаны энергично бороться за введение всеобщего избирательного права женщин», а социалистические организации женщин должны активно участвовать в этой борьбе [11, с. 308]. Конгрессом была принята резолюция, которая, как особо выделяла И. Арманд, гласила: «Все социалистические партии высказываются самым решительным образом против ограниченного женского избирательного права, считая его прямым искажением политического равноправия работниц, и признают единственно жизненным лозунгом всеобщее избирательное право. В борьбе за избирательное право работницы не должны идти с буржуазными женщинами, а должны бороться вместе с социалистическими партиями, которые со своей стороны обязаны энергично бороться за женское избирательное право. В тех странах, где рабочие пользуются широким избирательным правом, они обязаны бороться и за избирательное право женщин» [9, с. 153].

Первая мировая война, втянувшая в свою орбиту десятки государств и народов, привела к расколу в рядах международной социал-демократии. По словам В.И. Ленина, Второй Интернационал потерпел крах. Национальные секции Второго Интернационала поддались национал-шовинистическому угару, охватившему значительные слои населения воюющих стран. Крах Второго Интернационала значительно обострил политическое противостояние в рядах международного социалистического движения. На интернациональных позициях остались лишь большевистская часть российской социал-демократии, некоторые деятели немецкой социал-демократии, в том числе К. Либкнехт, Р. Люксембург и К. Цеткин.

Важное место в деятельности большевистской партии и социалистических и социал-демократических групп других стран, находящихся на интернациональных позициях, занимал вопрос организации и сплочения женского движения под своими лозунгами. В связи с этим в годы Первой мировой войны было проведено несколько международных женских социалистических

конференций. Круг обсужденных на них злободневных для текущего времени проблем был достаточно широкий - вопросы об отношении к войне, о социалистической пропаганде, о развитии женского социалистического движения и др.

Октябрьскую революцию в России большевики рассматривали как начало мировой революции. К. Цеткин вспоминала, что «с первого же дня существования русской революции обнаружилось, что она не есть незначительное национальное явление, но скорее великое дело мирового пролетариата». Октябрьская революция, по ее мнению, явилась «первым гигантским актом мировой революции» [12, с. 10].

По словам К. Цеткин, В.И. Ленин ясно понимал, что пролетарская революция не может победить без женщин и поэтому «ее цель - осуществление социализма, коммунизма - не может быть достигнута и обеспечена без активного участия женщин». Вождь большевиков считал, что «освобождение женщин путем социализма должно явиться делом их рук» [13, с. 25].

Важное место вопрос о женщинах-работницах и о необходимости их привлечения к коммунизму занимал в деятельности III Коммунистического интернационала. Резолюция первого конгресса Коммунистического интернационала гласила: «Конгресс Коммунистического Интернационала устанавливает, что осуществление всех стоящих перед ним задач, как и окончательная победа мирового пролетариата и полное упразднение капиталистического порядка, могут быть обеспечены только при условии тесно связанной совместной борьбы работниц и рабочих. Колоссальный рост применения женской силы во всех отраслях народного хозяйства является фактом... С другой стороны, несомненна та важная роль, которую пролетарские женщины играют в постстроении нового, коммунистического общественного строя, особенно при переходе к коммунистическому хозяйству, при реформе семейной жизни и осуществлении социалистического воспитания детей с его задачей - подготовлять работоспособных, преисполненных духом солидарности граждан Советской республики. Все это ставит перед всеми примыкающими к III Интернационалу партиями важнейшую задачу: с напряжением всех сил и энергии стремиться к привлечению пролетарских женщин в партию и употребить все средства к воспитанию работниц в духе, соответствующем новому общественному строю и коммунистической этике в социальном и семейном отношении.

Диктатура пролетариата может укрепиться и победить только при энергичном активном участии женщин-работниц» [9, с. 173].

В 1918 г., когда лозунг мировой революции новой властью был поставлен в повестку дня более чем предметно, пролетарский поэт Демьян Бедный, воспевая героическую роль женщины-работницы в революции, писал:

Язык мой груб. Душа сурова. Но в час, когда так боль остра, Нет для меня нежнее слова, Чем ты - «работница-сестра». Когда казалось временами, Что силе вражьей нет числа, С такой отвагой перед нами Ты знамя красное несла! Когда в былые дни печали У нас клонилась голова, Какою верою звучали Твои бодрящие слова! Пред испытанья горькой мерой И местью, реющей вдали, Молю, сестра: твоею верой Нас подними и исцели! [14].

Таким образом, в работах идеологов марксизма и в решениях международных рабочих организаций в конце XIX - начале XX вв. были отражены основные пути решения женского вопроса, который актуализировался в условиях развития капитализма, сопровождавшегося качественными и количественными изменениями буржуазного общества. Организация женщин-работниц и их вовлечение в общепролетарскую классовую борьбу определялись марксистами как

главная задача при решении женского вопроса. Полное раскрепощение женщины они связывали с уничтожением капитализма и победой социализма.

Литература и источники

1. Всемирная история: В 24 т. Т. 1б. Еврона нод влиянием Франции. - Ma: Харвест; - M.: АСТ, 2000.

2. Эванс С. Рожденная для свободы / Пер. с англ. - M.: Изд. Группа «Прогресс-Литера», 1993.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Mанифест Коммунистической партии // К. Mаркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - Т. 4.

4. Mаркс - Людвигу Кугельману // К. Mаркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - Т. 32.

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - M., 1980.

6. Энгельс - Иде Паули // К. Mаркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - Т. 34.

7. КривогузИ.М., Стецкевич С. М. Очерки истории I и II Интернационалов. - M.: Учпедгиз, 1958.

8. Всемирная история: В 24 т. Т. 19: Первая мировая война. - M.: ООО «Издательство АСТ»; - Ma: Харвест, 2000.

9. Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. - M.: Политиздат, 1975.

10. ИльбергГ. Клара Цегкин: Пер. с нем. - M., 1958.

11. Кривогуз И.М. Второй Интернационал. 1889-1914. - M., 19б4.

12. Цеткин К. Октябрьская революция. - M.: Красная новь, 1924.

13. Цеткин К. Заветы Ленина женщинам всего мира. - M.: Издательство политической литературы, 1974.

14. Демьян Бедный - Работнице: Стих. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rustih.ru/demyan-bednyj-rabotnice/

References and Sources

1. Vsemirnaya istoriya: V 24 t. T. 1б. Evropa pod vliyaniem Francii. - Mn.: Harvest; - M.: AST, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Evans S. Rozhdennaya dlya svobody I Per. s angl. - M.: Izd. Gruppa «Progress-Litera», 1993.

3. Marks K., Engel's F. Manifest Kommunisticheskoj partii II K. Marks, F. Engel's. Sochineniya. - T. 4.

4. Marks - Lyudvigu Kugel'manu // K. Marks, F. Engel's. Sochineniya. - T. 32.

5. Engel's F. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva. - M., 1980.

6. Engel's - Ide Pauli // K. Marks, F. Engel's. Sochineniya. - T. 34.

7. Krivoguz I.M., Steckevich S. M. Ocherki istorii I i II Internacionalov. - M.: Uchpedgiz, 1958.

8. Vsemirnaya istoriya: V 24 t. T. 19: Pervaya mirovaya vojna. - M.: OOO «Izdatel'stvo AST»; - Mn.: Harvest, 2000.

9. Armand I.F. Stat'i, rechi, pis'ma. - M.: Politizdat, 1975.

10. Il'berg G. Klara Cegkin: Per. s nem. - M., 1958.

11. Krivoguz I.M. Vtoroj Internacional. 1889-1914. - M., 19б4.

12. Cetkin K. Oktyabr'skaya revolyuciya. - M.: Krasnaya nov', 1924.

13. Cetkin K. Zavety Lenina zhenshchinam vsego mira. - M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1974.

14. Dem'yan Bednyj - Rabotnice: Stih. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:IIrustih.ruIdemyan-bednyj-rabotniceI

МАГОМЕДОВ РАМАЗАН РАДЖАБОВИЧ - доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета и Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (rr-magomedov@ yandex.ru). MAGOMEDOV, RAMAZAN R. - Doctor of History, Professor, Orenburg State Pedagogical University and Orenburg branch of REU them. G.V. Plekhanova (rr-magomedov@ yandex.ru).

УДК 94(47).083:364.05 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-50-55

БАРАНОВА И.В.

РАБОТА ВМЕСТО ПОДАЯНИЯ: РАБОТНЫЙ ДОМ «БРОКЕНГАУЗ» И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЦЕВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Ключевые слова: Санкт-Петербург, Работный дом «Брокенгауз», трудовая помощь, благотворительность, социальная помощь, пастор Финдейзен, Евангелическое Общество попечения протестантов в Санкт-Петербурге.

В статье раскрываются основные этапы деятельности благотворительного учреждения - работный дом «Брокенгауз». Показано, что особое внимание в нем уделялось заботе о нравственности подопечных, в соответствии с канонами Евангелическо-Лютеранской церкви. В связи с этим, при приеме в учреждение Трудовой помощи преимущество отдавалось лицам евангелическо-лютеранского вероисповедания. Отличительной особенностью деятельности Работного дома «Брокенгауз» являлась работа со вторичным сырьем, приносившая дополнительный доход. Отмечено, что Работный Дом «Брокенгауз не предоставлял работникам ночлег, но руководство учреждения неоднократно высказывало намерение создать приют для проживания в нем трудящихся. Необходимость создания приюта была обусловлена тем, что попечение над трудящимися осуществлялось только в рабочее время. Но поскольку большинство из них имели пристрастие к алкоголю, в связи с этим положительный эффект, достигнутый днем, в вечернее и ночное время, когда трудящиеся были предоставлены самим себе, сводился на нет. Автор подчеркивает значение работного дома для предупреждения преступлений, совершаемых с целью получения средств к существованию. Высокая оплата труда способствовала привлечению в учреждение работников и препятствовала развитию попрошайничества в связи с тем, что трудиться честным способом было выгоднее.

BARANOVA, IV.

WORK INSTEAD OF GIVING: WORKING HOUSE "BROCKENHAUS" AND CHARITABLE ACTIVITY OF GERMANS IN ST. PETERSBURG (LATE XIX - EARLY XX CENTURIES)

Key words: St. Petersburg, Work house "Brockenhaus", labour assistance, charity, social assistance, pastor Findeizen, Evangelical Society for the Care of Protestants in St. Petersburg.

The article reveals the main stages of the activity of a charitable institution - the work house "Brockenhaus". It is shown that special attention was paid to caring for the morality of the wards, in accordance with the canons of the Evangelical Lutheran Church. In this regard, upon admission to the Labor Aid institution, preference was given to persons of the Evangelical Lutheran faith. A distinctive

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.