Научная статья на тему 'Женские учебые заведения Мариинского ведомства в Петербурге в дореволюционной России'

Женские учебые заведения Мариинского ведомства в Петербурге в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
888
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВО / ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ / ИНСТИТУТ / УЧИЛИЩЕ / ГИМНАЗИЯ / OFFICE / EMPRESS MARIA / INSTITUTE / COLLEGE / SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вахромеева О.Б., Уколова Е.В.

Статья посвящена важному аспекту деятельности Ведомства императрицы Марии воспитательным и образовательным женским учреждениям, находившимся в столице Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женские учебые заведения Мариинского ведомства в Петербурге в дореволюционной России»

Вахромеева О.Б.1, Уколова Е.В. ©

'Доктор исторических наук, доцент, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет

ЖЕНСКИЕ УЧЕБЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МАРИИНСКОГО ВЕДОМСТВА В ПЕТЕРБУРГЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена важному аспекту деятельности Ведомства императрицы Марии — воспитательным и образовательным женским учреждениям, находившимся в столице Российской империи.

Ключевые слова: ведомство, императрица Мария, институт, училище, гимназия.

Keywords: office, empress Maria, institute, college, school.

Ведомство учреждений императрицы Марии занимало особое место в государственном аппарате Российской империи, объединяя учебные и воспитательные заведения, а также благотворительные и лечебные учреждения, бывшие объектом филантропической деятельности членов царской семьи, титулованной знати и крупных чиновников. Со времени своего возникновения Ведомство учреждений императрицы Марии (1860 г.) в пореформенный период распалось на две части: одна преследовала цели благотворительные, другая — воспитательные и образовательные. Для первой цели служили основным учреждением воспитательные дома, а для второй — женские институты [1, 115-116].

В середине XIX в. императрица Мария Александровна основала большое количество приютов, богаделен и пансионов; положила начало новому периоду женского образования в России, учреждению открытых всесословных женских учебных заведений, которые, согласно Положению 1860 г., было решено учреждать «во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование». С 1862 г. Мариинские училища повсеместно

переименовывались в гимназии.

Все женские учебные заведения были разделены в подведомственном отношении на учебные заведения, учреждаемые на частные и общественные средства и пожертвования, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения, и учебные заведения, созданные на средства ведомств и, состоявшие под управлением принца П.Г. Ольденбургского, оставленные в ведении императрицы Марии. Императрица возглавила благотворительное ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений. Главой совета женских учебных заведений с 1845 по 1873 гг. был двоюродный брат императора, принц П.Г. Ольденбургский; до дня своей смерти 2 мая 1881 г. он оставался на посту Главноуправляющего Собственной е.и.в. канцелярией по учреждениям императрицы Марии.

Женские учебные заведения в структуре Собственного е.и.в. канцелярии, несмотря на их разноплановость, были распределены в строгом порядке. На 1894 г. Санкт-Петербургское присутствие, подотчетное Опекунскому совету учреждений императрицы Марии, ведало С.Петербургским воспитательным домом (который в свою очередь надзирал за школами и приютами), а также С.- Петербургским женскими гимназиями и Мариинским институтом.

Предметы преподавания в средних женских учебных заведениях делились на обязательные и необязательные. К обязательным, в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны считались основания геометрии, география, история, а также «главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением ведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене», чистописание, рукоделие, гимнастика. Девушки, награжденные при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание

©

Вахромеева О.Б., Уколова Е.В., 2014 г.

домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал «одобрительный аттестат» об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц [2, 224-225, 298, 304-305].

Мариинское ведомство отличалось от Министерства народного просвещения по вопросу содержания средней женской школы тем, что всегда служило примером и выступало с инициативными способами при разработке различных вопросов общественного призрения. Поступавшие на службу удовлетворялись теми же условиями, которые были в казенной школе; пользовались теми же правами. Годовое жалованье составляло 300 руб., но было возможно его увеличение за счет частных пансионеров. В ведомстве была высоко организована работа с кадрами. В послужных списках учительниц и надзирательниц Санкт-Петербургской Александровской женской гимназии сведения о профессиональной деятельности фиксировались несколько в ином порядке. Особое внимание уделялось годовой поурочной плате. В учебных заведениях Мариинского ведомства действовала своя тарифная сетка, которая пересматривалась на заседаниях сметной комиссии. Действовала определенная система поощрений и награждений. С 1908 г. штатным преподавателям устанавливалась надбавка в размере 10 руб. в полугодие; единовременная выдача производилась по особому списку для поощрения учительского персонала [3, 78-79]. Обучение в Мариинских гимназиях было на порядок выше министерских.

Преобразовательная деятельность императрицы Марии Александровны коснулась постановки вопроса воспитания в институтах благородных девиц (в Петербурге в это время действовали 8 институтов: Смольный, Екатерининский, Павловский, Мариинский,

Патриотический, Елизаветинский, Ксенинский).

Воспитанницы женских институтов относились к представительницам «новой породы» светских женщин. Институток отличали определенные черты поведения и характера, сформированные в закрытых женских учебных заведениях. Это была восторженность, наивность, неопытность. По многочисленным свидетельствам современников воспитанницы институтов благородных девиц славились повышенной эмоциональностью, чувствительностью, оторванностью от быта, специфическими обычаями, речью и стилем общения. Образ институтки вошел в пословицы, породил множество анекдотов и отразился в художественной литературе. По личной инициативе императрицы были приняты меры не только к сохранению здоровья и физических сил детей, путем устранения из круга их занятий всего имеющего характер лишь механического, малопроизводительного труда, но и к большему сближению воспитанниц с семьей и окружающей действительностью.

Мариинский институт благородных девиц был открыт в 1797 г. по инициативе императрицы Мария Фёдоровны, изъявившей желание создать «Сиротское училище». Было принято 40 воспитанниц, в том числе 7 сирот. 17 ноября 1800 г. по высочайшему повелению учебное заведение стало именоваться институтом. Первый выпуск состоялся в 1802 г. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки. После смерти императрицы около года институт находился в личном ведении императора Николая I, а затем перешел в покровительство к великой княжне Елене Павловне, супруге Михаила Павловича. Ей принадлежала заслуга в строительстве специального здания (Кирочная ул., ныне ул. Салтыкова-Щедрина дом №54, архитектор А.И.Штакеншнейдер). В новых помещениях в 1837 г к занятиям приступили 70 «мариинок». После смерти Елены Павловны в 1873 г. покровительницей института стала до 1894 г. великая княгиня Екатерина Михайловна. Здание было расширено архитектором И.Коковцевым. Помещения были просторными и вмещали 220 воспитанниц.

Институт жил согласно уставу, разработанному статс секретарем Г.И.Вилламовым. Как и в других закрытых учреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в 6 утра, после молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов — обед, после которого до 14 часов длился отдых. Затем возобновлялись занятия и продолжались до 17 часов. В 8 часов вечера был ужин, через два часа после которого институтки отправлялись спать.

В 1894 г. Мариинский институт был передан в ведомство Собственной е.и.в. канцелярии по учреждениям императрицы Марии. В учебное заведение принимались девочки от 10 до 12

лет — исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей. Предпочтение при поступлении отдавалось сироткам. Платья «мариинок» были кофейного цвета, а пансионерки носили голубые. Институт готовил воспитательниц и учительниц [4, 24-28].

Разнообразные женские учебные заведения Мариинского ведомства, призванные в свое время новаторскими способами решать вопросы образования и воспитания лиц женского пола, в начале XX в. сохранили свое особенное положение среди других государственных учреждений и специфические черты «натурально-замкнутого хозяйства», что неминуемо превращало их в пережиток, причем весьма дорогостоящий.

Литература

1. Дальман С.В. Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века. СПб.: Б.и., 2007. - 296 с.

2. Учебные заведения Ведомства имп. Марии. Краткий очерк. СПб., 1906. - 479 с.

3. Вахромеева О.Б. Новая женщина в старой России. Очерки по истории женского образования. Конец XVIII — начало XX века. СПб.: Лема, 2011. - 248 с.

4. Карцов Н.С. Мариинский институт (1797-1897): Исторический очерк. СПб., 1897. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.