Научная статья на тему 'Тобольская Мариинская женская школа (1854-1913) как центр элитного женского образования в Сибири'

Тобольская Мариинская женская школа (1854-1913) как центр элитного женского образования в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
948
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАРИИНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ШКОЛА / ЦЕНТР ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ / THE HISTORY OF EDUCATION IN WESTERN SIBERIA / ELITE EDUCATION / FEMALE EDUCATION / MARIINSKAYA SCHOOL FOR GIRLS / THE CENTER OF SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черноморченко Светлана Ивановна, Смыслова Светлана Леонидовна

Актуальность работы объяснена важностью изучения лучших традиций прошлого для того, чтобы организовать успешную деятельность учебного заведения в настоящем. На основе уникального, никем не изученного архивного материала рассматривается история становления Тобольской Мариинской женской школы одного из первых и лучших женских учебных заведений в провинциальном регионе дореволюционной России, ставшего центром духовной культуры Тобольской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Черноморченко Светлана Ивановна, Смыслова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tobolsk Mariinskaya school for girls as a center of elite female education in Siberia (1854-1913)

The research relevance can be explained by the necessity to study the best traditions of the past in order to facilitate the educational establishment successful functioning at present. The history of Mariinskaya School for Girls establishment in Tobolsk is studied on the basis of unique archive material that has never been used before. The School was one of the first and best female educational institutions in the provincial region of prerevolutionary Russia that later became the center of spiritual culture of Tobolsk province.

Текст научной работы на тему «Тобольская Мариинская женская школа (1854-1913) как центр элитного женского образования в Сибири»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

УДК 37.015.3

С.И. Черноморченко, С.Л. Смыслова

Тобольская Мариинская женская школа (1854-1913) как центр элитного женского образования

в Сибири*

Актуальность работы объяснена важностью изучения лучших традиций прошлого для того, чтобы организовать успешную деятельность учебного заведения в настоящем. На основе уникального, никем не изученного архивного материала рассматривается история становления Тобольской Мариинской женской школы - одного из первых и лучших женских учебных заведений в провинциальном регионе дореволюционной России, ставшего центром духовной культуры Тобольской губернии.

The research relevance can be explained by the necessity to study the best traditions of the past in order to facilitate the educational establishment successful functioning at present. The history of Mariinskaya School for Girls establishment in Tobolsk is studied on the basis of unique archive material that has never been used before. The School was one of the first and best female educational institutions in the provincial region of prerevolutionary Russia that later became the center of spiritual culture of Tobolsk province.

Ключевые слова: история образования в Западной Сибири, элитное образование, женское образование, Мариинская женская школа, центр духовной культуры.

Key words: the history of Education in Western Siberia, elite education, female education, Mariinskaya School for Girls, the center of spiritual culture.

В последнее время гуманитарные науки ориентированы на исследование взаимодействия и взаимовлияния человека и общества, людей между собой. Но это взаимодействие изменчиво, преходяще. Поэтому так важно обращаться к историческим источникам как к средству не просто познания фактов, а расширения возможностей преодоления рамок пространства и времени во взаимодействии с людьми, с культурой других эпох. Архивные документы, отражая реальность своего времени, позволяют получить разнообразные сведения об организации учебного и воспитательного процессов, о быте учеников и учителей, о духовной

© Черноморченко С.И. , Смыслова С.Л., 2012

* Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, ГК 14.740.11.1377

жизни школ и их месте в культурной жизни в образовательной системе того или иного времени.

Документы Тобольской Мариинской женской школы собраны в фонде 165 Государственного архива в городе Тобольске (ГБУТО ГА). 418 дел охватывают период с 1862 по 1919 гг. Наиболее информативными являются «Материалы об истории Тобольской Мариинской женской школы. Историческая записка 1854-1877 гг.»[4], «Дневник Тобольской Мариинской женской школы» [2] и протоколы заседаний педагогической конференции и попечительного совета.

В культурном отношении город Тобольск в XIX в. занимал позиции одного из ведущих культурных и духовных центров Западной Сибири, сформировавшегося раньше, чем в других сибирских городах. В то время как в Томске еще в 1852 г. продолжали обращать внимание на «не-сочувствие к образованию и неподвижность городского населения», в Тобольске уже «подобное не имело места» [3, с. 67]. Так, в 1743 г. на базе архиерейской школы была открыта Тобольская духовная семинария, а в 1810 г. из главного народного училища образована Тобольская мужская гимназия, известная именами декабриста Г. С. Батенькова, поэта и педагога П. П. Ершова, учёного и общественного деятеля Д. И. Менделеева.

Однако женское образование в Тобольской губернии до середины XIX в. не имело должного развития. «До 1851 года ни в Тобольске, ни в других городах Западной Сибири не было женского учебного заведения, и ни из чего не видно, чтобы в административной сфере или в среде местного общества возникала мысль о необходимости учредить такое заведение» [4, л. 19]. Первым обратил внимание на такой важный недостаток ревизовавший Западную Сибирь член Государственного совета Н. Н. Анненков. Обратившись к тобольскому губернатору К. Ф. Энгельке (губернатор с 4 апреля 1845 г. По 4 марта 1852 г.), он поручил «составить проект заведения и заботиться об изыскании средств к его содержанию» [Там же].

Проект Положения о Тобольской Мариинской женской школе был составлен к 9 июня 1851 г. (этот первоначальный проект отличался от впоследствии принятых). Но собранная для открытия школы сумма была недостаточна: по подсчетам Тобольского купеческого общества капитал на содержание школы должен был составлять 7 500 руб. серебром. Под председательством тобольского губернатора Т. Ф. Прокофьева (губернатор с 4 марта 1852 г. По 16 марта 1854 г.) был учрежден Комитет об устройстве в Тобольске женской школы. По архивным данным в члены этого комитета избрали супругу бывшего председателя Тобольской казенной палаты М. В. Львову, директора училищ П. М. Чигиренцова, депутата от купечества Н. С. Пиленкова и депутата от мещан К. Н. Николаева. Известно также, что в состав комитета по учреждению первого в Тобольске общедоступного женского учебного заведения во-

шёл декабрист А. М. Муравьёв. Сбор средств продолжался «иным путем и в иной среде». Так, А. В. Энгельке устраивала любительские спектакли и к концу июня 1851 г. собрала на покупку дома для женской школы

1 888 р. и 45 к. серебром. В октябре директор училищ П. М. Чигиренцов устроил в Омске два любительских спектакля и приобрел 520 р. Денежный вклад внесли декабристы А. М. Муравьёв, П. Н. Свистунов, М. А. Фонвизин.

В 1851 г. в связи с отсутствием необходимых средств Главный совет женских учебных заведений признал возможным открыть лишь первое отделение школы для дочерей лиц низшего сословия, тем более что «весь капитал на содержание и учреждение школы пожертвован купеческим и мещанским сословиями» [4, л. 24]. Вместе с тем Главный совет согласился с мнением генерал-адъютанта Н. Н. Анненкова, что «если предполагается учредить в Тобольске школу для девиц низших сословий, то тем полезнее было бы иметь там учебное заведение для девиц среднего состояния». Главный совет предложил генерал-губернатору Западной Сибири изыскать «особые способы на содержание второго отделения школы из каких-либо местных источников» [Там же].

Открытие школы требовало большой подготовки, но в связи с «большой необходимостью обучения девиц грамоте» 30 августа 1852 г. было открыто Тобольское девичье училище. Число учениц в училище «в короткое время дошло до 100, а потом ежегодно бывало более 120». «В этих новых рассадниках образования обучались девицы всех сословий безраздельно, что было допущено <...> в видах распространения народного образования во всех слоях местного общества и на основании Устава приходских училищ Ведомства Народного Просвещения» [6, л. 30].

Когда удалось собрать 21 000 р., дело об учреждении школы вновь было внесено в Главный совет женских учебных заведений, 30 марта 1854 г. признавший возможным учредить в Тобольске школу для девиц, которая «получает наименование Мариинской и состоит под ближайшим покровительством Государыни Цесаревны». 22 июля 1854 г. была открыта Мариинская школа. В ней было организовано два отделения: в первом отделении приходящих учениц 120, а во втором - 50. Было разрешено иметь в школе на полном содержании 10 девиц - круглых сирот из семей чиновников, купцов и духовных. В каждом отделении было два класса: низший и высший, с трехлетним курсом обучения в каждом. На первое отделение принимались девицы с 10 до 12 лет, в исключительных случаях - с 8 до 9 лет. На второе отделение в низший класс - с 10 до 12 лет, в высший - до 13 лет, чтобы по окончании учебного курса выпускницы были не моложе 16 лет. 30 августа 1855 г. второе отделение Мариинской женской школы отнесено ко 2 разряду, а первое - к 3 разряду. При этом руководствовались правилами из Устава женских учебных заведений ведомства императрицы Марии (приготовление в первом

отделении школы дочерей купцов, чиновников и духовных для поступления во второе отделение). По данным энциклопедии Брокгазуа и Ефрона в конце XIX в. Тобольская Мариинская школа наряду с училищем св. Елены (в СПб.), Кубанским Мариинским женским училищем с пансионом в Екатеринодаре пользовалась правами институтов ведомства учреждений императрицы Марии [8, с. 244].

В перечне изучаемых дисциплин указаны: в первом отделении -чтение, чистописание, Закон Божий, начала арифметики, рукоделие, ремесло; во втором отделении - Закон Божий, русский язык, история, география России, арифметика, чистописание, рукоделие, домашнее хозяйство. Впоследствии были введены французский язык, всеобщая история и география, рисование и танцевание.

Для управления школой был учрежден под председательством губернатора Совет из попечительницы, директора училищ Тобольской губернии, доверенного лица от чиновников и депутата от купечества. Попечительница, избираемая из почетных в городе дам, «имела под особенным наблюдением нравственное и физическое воспитание детей». В зависимости от попечительницы состояли надзирательница и ее помощницы. Директор училищ заведовал учебной частью, а доверенное лицо от чиновников - хозяйственной частью. Совет был подчинен генерал-губернатору Западной Сибири, который мог обращаться в Главный совет женских учебных заведений по делам, превышающим власть местного управления.

Школа содержалась на проценты с принадлежащего ей капитала 820 р., плюс оплата, взимаемая с учениц второго отделения по 12 р. в год с каждой, составляющая 600 р., а также 881 р. из процентов с общего запасного капитала женских учебных заведений; всего выделялось

2 301 р.

После двух лет успешной работы Совет Тобольской Мариинской женской школы, руководствуясь Высочайшим повелением об устройстве в губернских городах женских гимназий и Уставом женских учебных заведений, 12 апреля 1857 г. представил свои предложения в Главный совет. Эти предложения касались приближения курса обучения второго отделения к гимназическому, а первого отделения - к курсу уездных училищ. Предлагалось также, чтобы плата за право обучения на втором отделении была уменьшена до 5 р. в год, так как «прежняя оплата по 12 рублей была отяготительна для многих жителей Тобольска» [6, л. 9]. Совет предлагал принимать в заведение пансионерок из иногородних девиц «за самую умеренную плату по 75 рублей в год». Эти предложения были утверждены 5 ноября 1859 г. генерал-губернатором Западной Сибири А. Гасфордом.

В 1858 г. было решено открыть приют при Тобольской Мариинской женской школе за счет благотворительных пожертвований. В этот приют предполагалось принимать сирот для обучения в первом отделении

школы. Тобольский детский приют был открыт 1 июля 1858 г. Сначала он помещался во флигеле, выстроенном для первого отделения; затем занимал дом, арендованный у купца Брагина. В связи с тем, что покупка этого дома под приют не состоялась, был надстроен деревянный этаж на каменном одноэтажном флигеле школы. В 1863 г. приют отделился от Мариинской школы, был помещен в отдельном доме, а впоследствии переименован Александровский детский приют.

7 февраля 1860 г. во втором отделении были открыты три класса с двухгодичными курсами (высшим, средним и низшим). Вместе с разделением второго отделения на три класса местный Совет постановил производить общие выпуски девиц из школы по окончании курса в декабре, а приемы в январе. 11 апреля 1870 г. сроки экзаменов и выпуск были перенесены с декабря на июнь.

Большое значение в Мариинской женской школе придавали музыкальному образованию как важной части художественно-эстетического образования, что было характерно для женского образования в дореволюционной России. В середине XIX - начале XX в. музыкальное образование в женских учебных заведениях получило значительное развитие: увеличилось число воспитанниц, обучающихся музыке, расширилась база учебного процесса. В некоторых учебных заведениях были найдены интересные решения методических и организационных проблем обучения музыке. В женских гимназиях и училищах музыкальное образование осуществлялось на основе идей и установок, изложенных в «Наставлении для образования воспитанниц женских учебных заведений», а также в циркулярных предписаниях, инструкциях и методических материалах Мариинского ведомства [7, с. 68-69]. Сведения о наличии единой, утвержденной министерством программы отсутствуют. Давались лишь рекомендации попечителям учебных округов уделять внимание музыкальному образованию, чаще всего преподаватели музыки сами разрабатывали программу. Такая программа обычно включала «разучивание общеупотребительных молитв и школьных песен, сообщение элементарных сведений из нотной грамоты» [Там же].

Поскольку музыка или пение отсутствовали в перечне изучаемых дисциплин, основной формой работы была организация хора. В Тобольской Мариинской женской школе существовал общий ученический хор, без выступлений которого не обходилось ни одно знаменательное событие: хор пел на выпускных вечерах, на официальных встречах высокопоставленных гостей, на литературно-художественных праздниках. Особое внимание к хору было связано и с необходимостью его участия в богослужениях [5, с. 638]. В репертуаре хора были не столько песнопения церковных служб, сколько народные песни, произведения русских и зарубежных композиторов, в том числе и оперные. Нередко хор Мариинской школы объединялся с хором мужской гимназии для выступления на общих вечерах и городских мероприятиях. Объединенный хор исполнял

музыку, написанную для смешанного состава голосов, например, финал оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, хор поселян из оперы «Князь Игорь» А. Бородина [2, с. 10, 17, 24, 36, 44].

В учебном заведении осуществлялось индивидуальное обучение детей игре на музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре. Уроки для желающих проводились на платной основе, так как отсутствовали специальные помещения и было недостаточным количество инструментов. Как отмечает В. И. Адищев в работе «Музыка в женских институтах России конца XIX - начала XX века», число учениц, занимавшихся «инструментальной музыкой», в большинстве средних учебных заведений России составляло 15-20 % от общего количества воспитанниц [1, с. 95]. Ученицы Тобольской Мариинской женской школы обучались игре на музыкальных инструментах не только в стенах учебных заведений, но и на дому. Содержание обучения было традиционным: играли гаммы, этюды, пьесы, ансамбли.

Обучение хоровому пению и музыке в Мариинской женской школе формировало навыки пения и игры на музыкальных инструментах, развивало художественный вкус, расширяло музыкальный кругозор учениц.

Учебный процесс регулярно корректировался попечительницами (обычно это были жены губернаторов): они тщательно изучали учебную документацию, ежемесячно посещали уроки, интересовались бытом учеников. Обязательным было присутствие попечительниц на всех вечерах, проводимых в школе. Попечительницы интересовались также жизнью учителей, условиями их работы. Труд учителей и служащих школы замечался и высоко оценивался городскими и губернскими властями.

Тобольская Мариинская женская школа играла большую роль в общественной, духовной жизни города. Торжественные вечера в школе проводились с участием жителей города. Так, 2 июля 1904 г. на юбилейном вечере в честь 50-летия школы присутствовало 300 почетных гостей из числа заслуженных людей города. Сохранившиеся архивные материалы подтверждают, что Тобольская Мариинская школа не жила изолированно. На праздничные вечера обычно приглашались учащиеся мужской гимназии и воспитанницы Епархиального женского училища.

Деятельностью Тобольской Мариинской школы и развитием образования в Тобольской губернии в целом интересовались не только губернские власти и местное общество, но и Главный совет учреждений императрицы Марии, собственная Его Величества канцелярия и представители царской семьи. Так, после пожара 3 сентября 1867 г., когда от здания второго отделения школы остались только обгорелые полуразрушенные стены, со всемилостивейшего соизволения государыни императрицы 4-е отделение Собственной Его Величества канцелярии ассигновало 3 тыс. р., 14 ноября 1870 г. было направлено на ремонт зданий 12 тыс. р., 11 декабря 1871 г. - 7 тыс. р. В 1875 г. последовало Всемило-стивейшее соизволение императора и императрицы на повышение жалования учителям, надзирательнице, ее помощнице, классным дамам,

инспектору классов. В связи с этим прекратилось «прерывание преподавания из-за отсутствия безмездных учителей» [4, л. 16]. 24 июля 1868 г. Тобольская Мариинская женская школа была «осчастливлена посещением» его императорского высочества государя великого князя Владимира Александровича. В память об этом посещении при Тобольской Мариинской женской школе была учреждена стипендия имени великого князя Владимира Александровича. 1 июня 1873 г. Тобольскую Мариинскую женскую школу посетил его императорское высочество великий князь Александр Александрович.

Тобольская Мариинская женская школа вполне удовлетворяла учебно-воспитательным задачам того времени. Как свидетельствуют архивные источники, «по окончании полного курса наук из нее выходят девицы настолько образованные, что могут быть добрыми, умными матерями, а также разумными учительницами, которых значительнейшее число с успехом обучает во многих женских прогимназиях и сельских училищах Тобольской губернии» [Там же].

Роль Тобольской Мариинской женской школы в образовательном процессе в Западной Сибири была значительна, так как она долгое время оставалась единственным светским женским учебным заведением в Тобольской губернии. Другие женские учебные заведения в Тобольске, Туринске, Ялуторовске, Омске, Кургане, Березове существовали при церквях и монастырях. Обучение девиц в школах и училищах этого типа не отвечало потребностям времени в полной мере.

Успехи Тобольской Мариинской женской школы были замечены, и в связи с необходимостью создания женской гимназии в городе Тобольске Мариинская женская школа 1 августа 1913 г. была преобразована в гимназию. Весной 1919 г. Тобольская Мариинская женская гимназия осуществила последний выпуск, после установления советской власти в Тобольске она была закрыта, на ее базе сформирована советская школа №1.

Список литературы

1. Адищев В. И. Музыка в женских институтах России конца XIX - начала XX века. Теория и практика образования: моногр. - М., 2001.

2. Дневник Тобольской Мариинской женской школы // ГБУТО ГА. Ф. 165. Оп. 1. Ед. хр. 151.

3. Куприянов А. И. Русский город в первой половине XIX века: Общественный быт и культура горожан Западной Сибири. - М., 1995.

4. Материалы об истории Тобольской Мариинской женской школы. Историческая записка 1854-1877 гг. // ГБУТО ГА. Ф. 165. Оп. 1. Ед.хр. 30.

5. Тобольские епархиальные ведомости. - 1907. - № 22.

6. Устав учреждений ведомства императрицы Марии Федоровны // ГБУТО ГА. Ф. 165. Оп. 1. Ед. хр. 30.

7. Циркуляры по Ведомству учреждений императрицы Марии за 1880-1905 гг. -СПб, 1906.

8. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: в 86 т. Т. 25. -СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1894. - С. 244-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.