Научная статья на тему '«Женские» съезды без женской организации'

«Женские» съезды без женской организации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
237
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адибекян Н. О.

Средствами эмансипации женщин в кратчайшие сроки на заре социалистического строительства стали «женотделы», женские собрания, конференции, съезды, а также делегатские собрания, работа которых проанализирована в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMALE CONGRESSES WITHOUT FEMALE ORGANIZATION

Zhenotdels, conferences, congresses and meetings of delegates where women took place became the means of emancipation during the beginning of the building of soсialism.

Текст научной работы на тему ««Женские» съезды без женской организации»

ИСТОРИЯ

УДК 94(470)

«ЖЕНСКИЕ» СЪЕЗДЫ

БЕЗ ЖЕНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«Женскими» съездами назвали вершину многоступенчатых региональных собраний, совещаний и конференций, которые проводились в партийной системе отделов агитации и пропаганды РКП(б) - ВКП(б) по работе с женщинами в 1918 - 1929 гг. Вначале был создан высший, центральный отдел, затем были развернуты его нижестоящие региональные подразделения. Вся эта эмансипационная система действовала до 1929 г., пока с указанного отдела не сняли узкую гендерную специализацию.

Однако аналогичный съезд в 1918 г. прошел как «съезд работниц». Он знаменит приветственным выступлением на нем В.И. Ленина1. Практика подсказала, что в данный процесс следует вовлекать и остальных женщин. Поэтому в практический обиход вернулся номинал 1909 г., когда 10 -16 декабря прошел I «Всероссийский женский съезд».

Тем не менее историко-исследовательский интерес к эмансипационным мероприятиям советского периода не номинальный. До установле -ния советской власти женская организация существовала, затем была упразднена. Но это не сказалось отрицательно на ходе эмансипационного процесса. Вот эта ситуация имеет политологическую познавательную ценность, ибо ныне политические партии не подменяют деятельность общественных организаций, современные женские организации РФ сосуществуют с ними как независимые.

«Женские» съезды удостоились внимания исследователей идеологии российского феминизма2, женского движения этой страны3, эмансипационной политики ВКП(б) и Советского правительства4. Но в нынешний период внимание к этой теме ослабло. Усугубляет ситуацию падение ценности марксизма, социалистической теории, социалистического строительства в общем потоке переоценки ценностей.

Важно учесть, что формирование женского движения в России началось одновременно с подступами к созданию РСДРП. Поначалу это движение было осложнено проблемой сочетания деторождения и воспитания малолетних детей с работой на предприятиях, вне домашнего хозяйства. Начальным направлением движения стало создание кассы взаимной помощи, появление благотворительного содействия (М.В. Трубникова, Л.Н. Шабанова, А.П. Философова)5. Однако когда инициаторы этого движения ознакомились с позициями лидеров женского движения в Европе, они расширили свои установки, скорректировали определившиеся цели. В женском движении России образовались два течения: умеренное и решительное, наподобие раскола социал-демократов на меньшевиков и большевиков. Здесь, с одной стороны, сторонники лишь экономических требований (С. Исполатова, О. Клирикова, С. Тюберт, А. Тыркова, А. Шабанова, О. Шапир, М. Янчевская), а с другой - и экономических, и политических

Н.О. Адибекян,

кандидат исторических наук, Пятигорский институт экономики и управления

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

(И. Арманд, А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская). Большевистский центр поддержал второе течение, найдя в нем неоценимого союзника6. Но в советское время значимость женского движения для свершения февральской революции уменьшали7. Компенсацией этого подхода стало подчеркивание того, что руководство РСДРП( б) дало твердые гарантии решительного и неотложного улучшения положения женщин в обществе в случае приходе к власти, а эти обещания были выполнены.

Эмансипационные мероприятия начались с создания системы отделов агитации и пропаганды среди женщин с развертыванием их в направлении от высшего партийного комитета до городских-сельских («женотделы»). Вместе с тем законодательный орган страны Всероссийский съезд Совета рабочих и солдатских депутатов, а также Исполком этого Совета стали принимать законы в пользу женской части населения, которые Совнарком стал неотложно осуществлять. В создании партийных органов по эмансипации следует видеть конкретизацию взглядов В.И. Ленина на порядок взаимодействия правящей партии с населением. Создатель советского строя не придал особой роли численности членов РСДРП(б), главным были привлечены неполитические общественные организации, через которые можно было бы влиять на позиции и действия граждан страны. Он не посчитал нужным сохранить возникшие до революции женские организации, считая достаточным создание «женотделов», которые работали бы непосредственно через первичные партийные организации и без них с женской частью трудовых коллективов, домохозяйками, жительницами сел. Нынешние историки не принимают во внимание сложность создания этой системы. Если в составе первичных, городских, сельских партийных организаций поначалу женщин не было, то как они могли оказывать -ся в составе их комитетов? Ответ: эти комитеты формировались не путем волеизъявления рядовых членов партийных организаций или стоящих над ними конференций, а посредством определения кандидатур «сверху».

Во главе высочайшего «женского» отдела последовательно вставали И. Арманд, А. Коллонтай, С.Н. Сми-дович, К.И. Николаева, А.В. Артюхина, все - в течение двух лет. Структура женотделов развертывалась по мере компоновки административных территорий страны, формирования партийных комитетов этих территорий. «Женотделы » привлекались к выработке эмансипационных законов, они наблюдали за судебными процессами, касающимися нарушений данных женщинам прав, курировали средства массовой информации. Но главная форма работы - контакты с женщинами, агитация и пропаганда на собраниях. Основной груз работы ложился на агитаторов-пропагандистов из коммунисток и комсомолок, выполнявшим поручения. «Женотделы» нарабатывали актив, для них агитационная работа становилась интересным занятием, оригинальным видом отдыха от основной работы.

Этот вид работы описан многократно, подробно, по-регионально, он свидетельствует и об энтузиазме пропагандистов, и заинтересованности рядовых женщин в достижении равноправия с мужчинами, получении равных прав в трудовой и управленческой карьере. На конференциях, съездах поначалу докладывали о смысле и содержании новых эмансипационных законов, затем

давали информацию об их соблюдении. Оглашались и осуждались случаи игнорирования мужчинами свобод, интересов женщин. После этого давали сведения о дальнейших планах партии по изживанию пережитков и утверждению новой жизни. В заключение - ответы на вопросы, прения. На высочайшем съезде подводились итоги работы за прошедший срок, оценивались методы работы, оглашались имена лучших пропагандистов. Лучшие получали шанс быть принятым в партию, получить управленческую должность, стать депутатом.

На конференции разных уровней приглашались гости, а на съезды высочайшего уровня прибывали даже и из-за границы. Высокие партийные руководители должны были найти время выступить хотя бы с приветственной речью8. Информация об этих мероприятиях попадала в женские журналы9, расходилась по стране через газеты.

На собраниях низшего уровня, городского, областного и остальных рангов выбирались делегаты на очередной форум. Представляется, что их состав определялся партийными комитетами вышестоящего ранга, но эти кандидатуры выдвигались как бы самими делегатками.

После съездов действия делегаток не заканчивались. Им следовало встречаться с активистками, рядовыми женщинами, информировать о ходе съезда, об установках дальнейшей работы с женщинами. Это и есть «делегатские собрания». Появление этих мероприятий связывают с деятельностью И.Ф. Арманд и К.Н. Самойловой. Такая форма работы нынешними неполитическими организациями не применяется, но она не забыта.

Данные по Северному Кавказу подтверждают описанную схему организации и действий партийной системы «женотделов». Здесь, как и в Средней Азии, Татарстане, Башкирии, Чувашии, процесс шел труднее вслед -ствие большей доли патриархальных семей, большего консерватизма ислама, мизерной доли образованных женщин. Не случайно после двухлетней работы в высочайшем «Женотделе» в 1924 - 1926 гг. К.Н. Николаева была направлена на Северный Кавказ. До ее перевода прошло немало конференций-смотров:

- I конференция женщин Осетии - 1920 г.;

- I окружная конференция горянок Карачая - 1921 г.;

- I съезд трудовых женщин Горской ССР - 1921 г.;

- I окружной съезд адыгеек - 1922 г.;

- I краевой съезд горянок - 1922 г.

15 февраля 1925 г. в г. Ессентуки Ставропольского края состоялась конференция беспартийных женщин в количестве 60 делегаток. Число присутствовавших гостей - 264. Были прочитаны доклады о международном положении СССР, очередных задачах социалистического строительства, задачах партии в области работы среди женщин. В том же месяце Ессентукский женсовет организовал беспартийную женскую конференцию в станицах Ессентукской, Боргустанской и Новоблагодарной. Темы докладов были следующими: «Советская власть и крестьянство», «Комсомол и крестьянские девушки».

Затем состоялись выборы делегатов на районную женскую конференцию10:

Женское движение в России после установления советской власти стало действовать не в виде самостоятельной неполитической общественной организации, а как активно работающие партийные «женские отделы» с активистами женского движения, рядовыми женщинами.

Этот не свойственный нынешней обстановке вариант не уменьшил результативности движения, а повысил ее.

Заметную роль в эмансипационном процессе сыграли «делегатские собрания».

1 См.: Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. // Ленин В.И. Соч. изд. 3-е. Т. 23. М.: Партиздат, 1929.

2 Заметки по женской истории: нетрадиционные феминис-тки // Гендерные истории Восточной Европы / Под ред. Е.Гапо-вой, А.Усмановой, А.Пето. Минск: ЕГУ, 2002.

3 См.: Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России (Вторая половина XIX - начало ХХ века). Иваново: ФГУП «Издательство «Иваново», 2003.

4 См.: Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917 - 1937). М.: Мысль, 1978; Музыря А.А, Копейка В.В. Жен-совет: опыт, проблемы, перспективы. М.: Политиздат, 1989.

5 «Общество взаимопомощи работниц», «Русское женское благотворительное общество» - 1899 г.; «Союз равноправия женщин» - 1905 г., который после присоединения иногородних филиалов стал «Всероссийским союзом».

6Адибекян Н.О. Гендерный срез истории России. Москва: Гуманитарно-экономический институт, 2004.

7 Кочкина Е. Почему февральская революция началась в международный женский день? http: //www.owl.ru/content/library/ books/p8598.shtml.

8Ленин В.И. Приветствие Всероссийскому совещанию губ-женотделов // Ленин В.И. Соч. 3-е изд. Т. 25. М.: Партиздат, 1929.

9 «Коммунистка», «Крестьянка», «Работница», «Делегатка» и др.

10 Наш край (Документы, материалы 1917 - 1977 гг.). Ставрополь : Кн. изд-во, 1983. С. 106 - 107; Партийный архив Ставропольского края. Ф. 5938, оп. I, д. 12, л. 97.

УДК 930.26(470)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САРАТОВСКОЙ УЧЕНОЙ АРХИВНОЙ КОМИССИИ

Конец XIX - начала XX вв. характеризуется бурным ростом археологического знания в провинциальной России. Исследования в указанный период осуществлялись в различных организационных формах - через объединения любителей, приобретших вскоре статус научных обществ, губернские статистические комитеты и ученые архивные комиссии. Одновременно, зачастую в рамках этих обществ, формируются местные историко-кра-еведческие и археологические музеи. Географическое положение Нижнего Поволжья - юго-восточный рубеж европейской части государства, отличающийся наличием широкого спектра археологических культур, - непосредственным образом сказывалось на направленности деятельности обществ в данном регионе.

Археологическое исследование Саратовского Поволжья взяла на себя Саратовская ученая архивная комиссия (СУАК) (1886 - 1920 гг.). Однако ареал ее исследования оказался гораздо шире. Археологические изыскания проводились Комиссией также в пределах прежних Самарской, Пензенской, Астраханской, Казанской губерний и территории современной Волгоградской области. Она ставила задачу изучения всех районов, исторически связанных с Саратовской губернией. В одной из предыдущих работ автором были выделены основные направления археологической деятельности СУАК, а также была дана характеристика одного из них, посвященного первому картографированию памятников1. Задача данной работы - в общих чертах охарактеризовать все эти направления.

1. Проведение археологических раскопок. Данное направление, хотя и получило существенное развитие в деятельности Комиссии, но не являлось первоочередным, прежде всего из-за отсутствия достаточных средств для проведения широкомасштабных раскопок. Членами СУАК исследовались курганные и грунтовые могильники, поселения эпохи бронзы, городища раннего железного века и средневековья. Комиссией были продолжены, а отчасти впервые начаты, раскопки широко известных ныне памятников: Увекского (1891, 1895 - 1896, 1910, 1912, 1913 гг.)2, Водянского (1888, 1914 гг.)3, Мечетного (1914, 1915 гг.)4 городищ золотоордынского времени, многослойного Алексеевского городища, расположенного ныне в черте

В.А. Волков,

аспирант кафедры археологии и этнографии, СГУ

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.