Научная статья на тему 'Женские образы в социальном контексте романа Д. Лессинг "Великие мечты"'

Женские образы в социальном контексте романа Д. Лессинг "Великие мечты" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женские образы в социальном контексте романа Д. Лессинг "Великие мечты"»

Нокс Р. Десять заповедей детективного романа (1929) // Как сделать детектив. М.: Радуга, 1990. С.77-79.

Сидорова О.Г. Современный английский роман-биография // Жанр и его метаморфозы в литературах России и Англии. Владимир, 2010. С. 196-201.

Юстес Р.Б. Двадцать правил для пишущих детективы. В современной редакции (фактически, написанные заново) // http://villanovastrisaili.homestead.com/GiallografiaTwentyRules.html,2006.

М.Ю. Нечаева, Б.М. Проскурнин (Россия, Пермь) ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ РОМАНА Д. ЛЕССИНГ «ВЕЛИКИЕ МЕЧТЫ»

Творчество Дорис Лессинг (Doris Lessing; 1919) охватывает вторую половину XX века, воплощаясь в самых разнообразных жанрах: от философской фантастики до позднейших психологических романов. Начиная с коммунистических и суфистских настроений 1949-1956 гг, Лессинг работает с исключительно острой социальной проблематикой, наиболее актуальной для того или иного времени.

Расцвет творчества Лессинг принято связывать с 1960-1970-ыми гг: именно в этот период она пишет роман «Золотая тетрадь» (The Golden Notebook; 1962), позднее признанный классикой феминистской прозы. Поздний период творчества Лессинг отличается повышенным вниманием к психологической тематике, однако в ее творчестве обращение к острым социальным проблемам присутствует постоянно. Опубликованный в 2001 году роман «Великие мечты» (The Sweetest Dream; 2001) является своеобразным синтезом семейной саги и психологического романа. По словам Е. Хаецкой, «Великие мечты» — едва ли не единственная из семейных саг, главный интерес которой заключается не в том, «кто с кем и при каких обстоятельствах», а в том, как человек, помещенный внутри времени, живет, выживает, реализуется» [Ха-ецкая; 2009].

В предисловии к роману автор ставит своей целью воссоздать дух времени, в частности, шестидесятых годов. Промежуток времени, описываемый в нем, занимает примерно восемьдесят лет и охватывает довоенное время, Первую и Вторую мировые войны, а также весь послевоенный период вплоть до восьмидесятых годов. В центре внимания находятся три поколения англичан, а если точнее - три поколения женщин. Три ключевых образа романа воспроизводят три различные эпохи, каядая из которых характеризуется своими социальными условия-

© М.Ю. Нечаева, Б.М. Проскурнин, 2011

ми. На примере того, как именно женщина реализуется в своей эпохе и какие именно явления отпечатываются в ее судьбе, воспроизводится социокультурная динамика времени, на чем и базируется эволюция образа. Соответственно можно сформулировать основной конфликт романа как конфликт женщины и социально-психологических условий времени.

Самая старшая из героинь романа Лессинг - Юлия Леннокс - символизирует довоенную эпоху старой Европы. Немка по происхождению, Юлия фон Арне, будучи еще совсем юной, влюбляется в англичанина Филиппа Леннокса, который старше ее на десять лет. Трогательную любовь 14-летней девушки из благородного семейства и 24-летнего секретаря британского посольства внезапно омрачает разразившаяся Первая мировая война, разлучившая их на пять лет. К моменту новой встречи Юлия теряет на войне двух братьев, а Филипп получает тяжелое ранение. Вскоре они женятся. Бережно сохраненное чувство, постепенно выцветая, перерастает в глубокое уважение друг к другу. Родившийся в 1920 сын Юлии Джонни Леннокс растет в послевоенном мире и поэтому отвергает принципы, которыми жили его родители. В сороковые годы Джонни становится коммунистом и посвящает свою жизнь партии, отметая житейские и семейные проблемы как недостойные внимания. Впоследствии Юлии приходится содержать его жену и детей.

В годы Первой мировой войны помимо смерти братьев Юлии приходится переживать тяжелые внутренние противоречия: на стороне противников ее родины сражается любимый ею человек. Любая победа, равно как и любое поражение, несет для Юлии печальную весть: либо потери несет ее родина, либо родина Филиппа, причем он сам вполне может при этом пострадать. В межвоенное время Юлия живет вместе с мужем в Англии, где и возрождаются ее внутренние противоречия: нарастающие фашистские настроения в Германии вызывают в ней одновременно стыд за родную страну и чувство горькой любви к родине, хотя она и понимает, что это не та Германия, которую она лю -била. Одновременно Юлия теряет общий язык с сыном, разделяющим совершенно иные взгляды. Мир вокруг Юлии стремительно меняется от привычного к новому, но весьма чуждому ей. Изуродованная войной Г ермания совершенно не похожа на ее прежнюю родину, мир наполняется конфликтами и спорами и начинает делиться на блоки и партии, и этот новый мир затягивает в себя Джонни, которому Юлия прочила совершенно другую судьбу. Новая реальность, в которой нет места довоенным принципам, становится для Юлии серьезным потрясением. Потеря старой Европы с ее порядками и традициями совпадает

еще и со смертью Филиппа Леннокса, после чего Юлии становится еще труднее находить общий язык с окружающими - с невесткой, вну -ками, с кем бы то ни было.

История Юлии проходит через самые страшные вехи в истории XX века. Испытания, выпавшие на ее долю, символизируют разрушение привычной Европы. Отказ сына от принципов, исповедовавшихся родителями, перекликается с потерей надежды на восстановление прежнего мира и его идеалов. С этим же связан крах прежней системы ценностей, кризис послевоенных лет как символ появления так называемого «потерянного поколения». Таков образ эпохи, воплощенный в образе Юлии. Героиня романа - женщина своего времени, носительница таких черт, как умение сохранять достоинство и преодолевать все невзгоды с честью, хотя и в этом образе акцентируется прежде всего жертвенное и пассивное начало.

Другая героиня - Фрэнсис Леннокс, невестка Юлии и жена ее сына Джонни. Фрэнсис знакомится с мужем во время Второй мировой войны, будучи пресс-секретарем одного из важных лиц. К тому времени «товарищ Джонни» уже приобретает определенный авторитет в коммунистическом движении. После нескольких лет брака он бросает Фрэнсис с двумя детьми и уходит к другой женщине, товарищу по партии. После того, как Юлия, желая обеспечить внукам приемлемый уровень жизни, забирает Фрэнсис с детьми из бедной квартиры в свой дом, Фрэнсис начинает вести жизнь обычной домохозяйки, заботясь о доме, кухне и детях. В связи с этим она, неплохая актриса, не может работать в театре. Однако Фрэнсис удается добиться успеха на поприще журналиста, реализовавшись как личность.

Время Фрэнсис - это шестидесятые годы, период всплеска феминистских движений. Именно это время первым появляется на страницах романа, и именно Фрэнсис хронологически появляется в романе первой. Такой сюжетно-композиционный прием дает основания говорить о том, что образ Фрэнсис в романе первостепенен. Фрэнсис становится первой героиней романа, которая делает шаги в направлении самореализации. Она преодолевает тяжелые бытовые условия и неуважение со стороны мужа. Символично, что ее работа связана именно с прессой - своеобразным олицетворением женской свободы слова.

Перемены общественных настроений не ломают жизнь Фрэнсис, как это было с Юлией, а обновляют и расширяют ее возможности. С самого начала Фрэнсис попадает в насыщенную информационную среду: в ее доме живут друзья ее детей, и, наблюдая за ними, она находится в эпицентре культурных и социальных событий. Помимо этого, Фрэнсис принимает участие в формировании личностей этих под-

ростков, одновременно формируя общественное будущее: каждый из них впоследствии станет крупной общественно-политической фигурой. Такое взаимопроникновение традиционно женской, семейно-вос-питательной функции и новых прав и свобод имеет достаточно серьезное значение, так как символизирует структурообразующую роль Фрэнсис в романе: она является связующим звеном традиционного общества первой половины XX в и общества нового, постиндустриального. Образ женщины шестидесятых, времени обновления и перехода, -это своеобразное субконструктивное начало, преобразовывающее мир, начиная с уровня семейно-бытовых отношений и заканчивая отношениями социально-политическими.

Третий ключевой персонаж романа - Сильвия Леннокс, дочь новой жены Джонни, которую он отправляет к своей первой жене Фрэнсис, чтобы та позаботилась о девочке. Фрэнсис и Юлия фактически спасают Сильвии жизнь. Окончив школу, Сильвия получает медицинское образование и в семидесятых годах отправляется работать врачом в маленькой больнице в освобожденной африканской стране Цимлии. Живя и работая в Африке, она понимает, насколько пропаганда расходится с реальностью и насколько тяжело приходится странам Третьего мира. Профессия заставляет ее столкнуться с проблемой СПИДа.

В отличие от своих предшественниц, Сильвия с самого начала оказывается вовлеченной в процесс общественно-политических преобразований. Жизнь Сильвии оказывается плотно связанной с глобальными процессами, происходящими в обществе, несмотря на то, что она всего лишь врач в маленькой африканской больнице. Семидесятые годы - это время возникновения новых проблем, в том числе и с точки зрения негативного результата воплощения в жизнь идеалов шестидесятых. Проблемы равноправия мужчин и женщин в обществе уже нет, и теперь деятельность каждой личности должна быть направлена на решение вопросов более общего порядка. Образ Сильвии символизирует конструктивное начало, направленное на преобразование окружающего мира.

Хотя для структуры романа значимыми являются именно женские образы, его нельзя назвать строго феминистским произведением. Иронически обыгрывая стереотипное восприятие феминизма, Лессинг использует гротескные изображения возникающих в романе настоящих феминисток: образы Филлиды, матери Сильвии, и Мэриэл, бывшей жены нового мужа Фрэнсис. Для системы ключевых персонажей романа характерны прежде всего цельная и четкая система ценностей, которая противопоставлена бытовому бессмысленному феминизму Филлиды и Мэриэл.

Роман заканчивается рождением внучки Фрэнсис Селии. Такой финал достаточно символичен: логическое завершение исторического цикла произошло; разрушенная довоенная эпоха обновилась, и обновление принесло новые преимущества и новые проблемы. Селия - это новое воплощение женского начала, которому еще только предстоит вступить в контакт с этим миром. «Множество судеб как будто «схло -пываются» на образе этого ребенка, которого Дорис Лессинг уже не увидит взрослым, но который, возможно, будет счастливее нас и застанет более счастливые времена», - пишет Е.Хаецкая [Хаецкая].

Таким образом, в анализируемом романе, вписывая женские образы в социальный контекст, писательница ярко демонстрируют эволюцию времени

Список литературы

Лессинг Д. Великие мечты/ Д.Лессинг; [пер. с англ. Е. Колосовой]. СПб.:Амфора. ТИД Амфора, 2009. 575 с.

Завьялова Д. Дорис Лессинг [электронный ресурс] // URL: http://cirkul.info. (дата обращения: 23.05.2011).

Хаецкая Е. Дерево Юлии, или Корабль поколений [электронный ресурс] // URL: htttp://www.krupaspb.ru. (дата обращения: 23.05.2011).

Штутина Ю. Жизнь через край. Нобелевская премия для Дорис Лессинг [электронный ресурс] // URL: http://lenta.ru. (дата обращения: 11.10.2007).

"Дорис Лессинг получила Нобеля по литературе" // URL: http://news.bbc.co.uk/ (дата обращения: 23.05.2011).

Н.С.Бочкарева, О.И.Графова (Россия, Пермь) ХРОНОТОП ПАРИКМАХЕРСКОЙ В РАССКАЗАХ Ф.УЭЛДОН «ПОДВОДЯ ИТОГИ» И А.С.БАЙЕТТ «ЛОДЫЖКИ МЕДУЗЫ»

Сравнительный анализ рассказов современных английских писательниц Ф.Уэлдон «Подводя итоги» («The Bottom Line and the Sharp End» из сборника «Polaris and other stories», 1985) и А.С.Байетт «Лодыжки Медузы» («Medusa’s Ankles» из сборника «The Matisse Stories», 1993) позволил нам не только выявить литературное влияние в исследуемом ранее рассказе [Бочкарева, Леготкина, Графова 2010], но и охарактеризовать хронотоп парикмахерской, обусловивший формально-содержательную целостность обоих произведений.

Понятие «хронотоп» происходит от др.-греч. у/Ю\'ОС - «время» и топод - «место». М.М.Бахтин определяет его «как формально-содержа-тельную категорию литературы»: «В литературно-художественном

О Н.С.Бочкарева, О.И.Графова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.