Научная статья на тему 'Женские образы в новейших работах болгарских литературоведов (обзор содержания, тематика, направленность)'

Женские образы в новейших работах болгарских литературоведов (обзор содержания, тематика, направленность) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / BULGARIAN LITERATURE / ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ / XIX-XX ВВ / НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ БОЛГАРСКИХ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ / RECENT WORKS OF BULGARIAN LITERARY HISTORIANS / FEMALE CHARACTERS / NINETEENTH AND TWENTIETH CENTURIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

В статье анализируются новейшие разработки болгарских литературоведов, посвященные специфике и бытованию женских образов в болгарской литературе XIX-XX вв., рассматривается их содержание, разнообразие подходов к теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female Characters in Recent Works of Bulgarian Literary Historians (an Overview of the Content, Themes, and Orientation)

The article considers recent works of Bulgarian literary historians, dealing with specific features and existing of female characters in the Bulgarian literature of the nineteenth and twentieth centuries, reflects on their content and variability of approaches to the theme.

Текст научной работы на тему «Женские образы в новейших работах болгарских литературоведов (обзор содержания, тематика, направленность)»

И. Н. Смирнова (Москва)

Женские образы в новейших работах болгарских литературоведов (обзор содержания, тематика, направленность)

В статье анализируются новейшие разработки болгарских литературоведов, посвященные специфике и бытованию женских образов в болгарской литературе Х1Х-ХХ вв., рассматривается их содержание, разнообразие подходов к теме. Ключевые слова: болгарская литература, женские образы, Х1Х-ХХвв., новейшие разработки болгарских литературоведов.

Женский образ занимает одно из главных мест в болгарской литературе, присутствуя не только в любовной лирике, но и в произведениях иных жанров1. Несмотря на это, вопросам возникновения и развития женских образов в романтическом или реалистическом ключе, их существования в литературном и историческом контексте, равно как и классификации, уделено мало внимания. Чаще всего данная тема рассматривается в связи с анализом какого-либо конкретного художественного произведения. Этот процесс начался в конце XIX в. и продолжается до наших дней. В нашей небольшой статье мы попытались кратко проанализировать новейшие работы болгарских литературоведов по указанной проблематике.

К исследованиям такого рода относится статья Аны Алексие-вой об эротической поэзии Петко Р. Славейкова (1827-1895), в которой подчеркивается, что творчество этого поэта эпохи болгарского Национального возрождения находилось под сильным влиянием патриархальной традиции2. В то время эротическое чувство было позволительно лишь в браке, Славейков первым вышел за рамки сложившейся традиции. (Как пишет Алексиева, «Славейков был первым, кто активизировал языковой прорыв, обозначив болгарское эротическое пространство»3.) Поэт в своих произведениях преодолел негласный запрет на уровне содержания и формы, используя, по мнению Алексиевой, разнообразные средства родного языка. Женское начало у него мыслится в категориях «природного» и «естественного». Исследовательница отмечает, что Славейков конструирует женский образ как физический объект, лишенный психологических характеристик, и рассматривает его сквозь призму мужского взгляда. Она также пишет, что болгарские любовные песни находились

под влиянием турецкой поэзии, вследствие чего внешний облик изображаемых в них женщин был своего рода клишированным, мало похожим на реальных болгарок. Эта клишированность в контексте подъема в стране национально-освободительного движения против турок и патриотических устремлений стала причиной того, что болгары считали любовную лирику «несерьезным жанром». Интерес к «женской» проблематике возрос в болгарском литературоведении сравнительно недавно. Он был связан, по мнению исследовательницы, с эротической трактовкой женского образа в национальной литературе середины XIX в., разрушившей прежнюю литературную традицию изображения болгарской женщины.

Упомянутая работа - не единственная в череде подобных. Ваня Колева, например, в статье «Поэма Пенчо Славейкова "Ралица"» подробно анализирует это произведение Пенчо Славейкова (1866-1912), написанное в 1927 г.4 Предметами ее исследования служат форма и содержание текста, а также система образов в нем. Образ главной героини рассматривается ею с точки зрения фольклорной традиции, Колева фиксирует те изобразительные средства, которые были позаимствованы поэтом из народного творчества.

Еще одно исследование, посвященное изучению женского образа в творчестве определенного поэта, принадлежит Софии Ангело-вой-Дамяновой. В ее статье «Цикл "Царицы ночи" П. К. Яворова и болгарский модернизм»5 затрагиваются проблемы номинативности в творчестве одного из основоположников болгарского символизма Пейо К. Яворова (1878-1914) и интерпретация женского образа в стихотворном цикле поэта «Царицы ночи». Автор статьи считает, что данный цикл неизбежно возвращает нас к ранним произведениям Яворова, в частности, к поэме «Каллиопа» (1910). Используя последние достижения болгарского символизма, Яворов, по ее словам, низводит женский образ до «стилистически маркированного объекта»6. Ко времени создания данного цикла образ женщины-ангела в поэзии Яворова себя исчерпал, его место заняла женщина хто-ническая, символизирующая раздвоение души лирического героя. В лирике Яворова, как пишет исследовательница, эта хтоническая женщина «остается самой большой неразрешенной и неразрешимой загадкой»7. Три поэмы цикла («Мессалина», «Клеопатра» и «Сапфо») являются своеобразным суммированием опыта изображения поэтом «хтонической» женщины и задают дальнейшие пути развития ее образа в его творчестве. Из трех поэм к драме больше всего тяготеет «Сапфо» - не в последнюю очередь за счет стилизации под древ-

негреческую трагедию благодаря введению реплик хора. Ангело-ва-Дамянова смело проводит параллели между стихотворным «модернизмом» Яворова и приемами европейского модерна в живописи Густава Климта. Общим, по ее словам, является у них изображение ночи, обнаженного женского тела, декоративные детали в виде змей, волн, кос, цветочного орнамента и т. п. Женский образ является здесь универсальным, историческим, мотивированным библейской, древнегреческой или древнеримской историей. Отсюда ведут свое начало соответствующие имена героинь: Сапфо, Клеопатра. Автор статьи приходит к выводу, что каждая из поэм представляет собой определенную грань образа женщины, присутствующую в творчестве позднего Яворова: мечтающая Мессалина, убивающая себя Клеопатра и Сапфо с драматически раздвоенной душой. Данной интерпретацией Яворов поднимает болгарскую литературу до современного ему европейского уровня.

В следующей статье «Имя женщины в поэзии П. К. Яворова»8, посвященной женскому образу, Ангелова рассматривает конкретные имена яворовских героинь. Не отклоняясь от принятого в болгарском литературоведении разделения яворовских женских образов на «ангельские» и «демонические», она отмечает, что имена в его поэзии встречаются сравнительно редко, и если имя присутствует, то оно, как правило, вводится специально для стилизации - будь то имя царицы Клеопатры или нарочито откровенно народные имена (Росица или Аглика). Введя в стилизованный под национальный фольклор текст чуждое болгарской культурной традиции имя Каллиопа, Яворов подчеркивает абстрактность своей героини. Из этой идеи абстрактной женщины в дальнейшем возникло противопоставление ангела и демона. Отсутствие имени, по мнению Ангеловой, свидетельствует о максимальной обобщенности в изображении двух упомянутых крайностей женской души. Реальной женщины для поэта не существует, а женщина-тень, женщина в маске неуловима для познания и осмысления и потому остается для него пугающей. Исследовательница приходит к выводу, что даже при наличии у лирической героини имени у Яворова она остается фактически безымянной и амбивалентной. Лирический герой, как правило, это тяжело переживает, что характерно для поздней лирики поэта.

Яворов два раза испытывал страстную любовь, завершавшуюся трагически. Первая его возлюбленная - девушка-подросток Мина Тодорова - была разлучена с поэтом близкими родственниками, отослана в Париж для учебы, где умерла от туберкулеза. Вторая боль-

шая любовь Яворова, поэтесса Лора Каравелова, стала его женой, но покончила жизнь самоубийством. Письмам Лоры посвящено исследование Бисеры Даковой - статья «Лора, Яворов и метафизика/ диалектика любви»9. Анализируя их, Дакова реконструирует то, как образ реальной женщины, жены поэта находил отражение в яворов-ской поэзии. Она анализирует душевное состояние Лоры, ее отношение к стихотворениям мужа, в которых она узнавала себя. Любовные роли, распределенные Яворовым-поэтом, предполагают активность лирического героя, чувствующего себя собственником-соблазнителем, причиняющим боль своей возлюбленной. Женский образ, напротив, характеризуется как пассивный, как трагическое сочетание плоти и духа, в котором сливаются Эрос и Танатос. Подобное распределение ролей Дакова оценивает как насильственное и отмечает, что даже в литературных взаимоотношениях Лора находила свидетельства своей подчиненности и стремилась избежать давления Яворова, добиться равноправия, стать для него не мечтой, а живым человеком. Самоубийство Лоры исследовательница объясняет ее экзистенциальным стремлением стать «настоящей», так как «истина простирается за пределы действительности»10.

В статье «Яворов - между Миной и Милой»11 Петр Стефанов не только обращается к биографии Яворова и его роману с Миной Тодоровой, но и изучает влияние этого романа на дальнейшее творчество поэта. Юная невинная Мина является источником появления в яворовской поэзии образа женщины-ангела, который, как уже было отмечено другими исследователями, себя впоследствии исчерпал. Исследователь делает вывод, что драма «У подножия Витоши» - это попытка Яворова преодолеть горе после безвременной смерти Мины и что действующие лица пьесы, Мила и Христофоров, фактически являются олитературенными образами Мины и самого поэта.

Другая исследовательница, Лора Шумкова, изучает в своей статье женские образы на материале творчества болгарских прозаиков Яны Язовой (1912-1974), Димитра Димова (1909-1966) и Йордана Йовкова (1880-1937)12. У каждой из трех героинь этих авторов есть собственная жизненная стратегия, приводящая к несхожим финалам. Ана Дюлгерова, героиня одноименного романа Язовой (1936), умирает, не в силах остаться среди своих призрачных мечтаний или сделать решительный шаг навстречу действительности. Елена Петрашева из повести Димова «Поручик Бенц» (1938) являет собой полную противоположность патриархальному идеалу жены и матери. Ее потребительское отношение к мужчинам и равнодуш-

ный отказ от материнства Шумкова расценивает как аморальные. Противоположный тип женщины воплощен в героине романа Йов-кова «Обыкновенный человек» (1936) Аничке Боровой. Несмотря на окончание университета и намерение самостоятельно устроить свою судьбу в столице, не уповая на появление столичного жениха, она по своим жизненным установкам патриархальна. В отличие от двух первых героинь, которые не смогли обуздать свои внутренние демонические силы, Аничка сумела достичь гармонии: она стала матерью и направила свои силы в созидательное русло. Автор статьи пишет о том, что романы демонстрируют непохожие друг на друга женские образы, их различное развитие и различные конфликты. Граница между патриархальным и новым, по ее мнению, пролегает между селом и городом и накладывает заметный отпечаток на личность героинь.

Интерес к женским образам, созданным женщиной, в болгарском литературоведении усиливается по мере выдвижения на первый план женской поэзии и прозы. Посвященные им исследования публикуются сегодня довольно регулярно. Так, Иван Христов сравнивает сборники стихотворений Элисаветы Багряны (1893-1991) «Вечная и святая» и Магды Петкановой (1900-1970) «Македонские песни» (оба сборника - 1927), обнаруживая в них не только много сходного, но и принципиальные различия13. В обоих сборниках присутствует тема патриархального, трактуемая по-разному. У Багряны жестокость старшей женщины в семье оправдывается тем, что она мачеха, а Петканова рисует образ родной матери, привнося в свои стихотворения атмосферу глубоко патриархального быта. В ее творчестве изображены изломанные, перевернутые семейные отношения, когда в доме нет любви, господствует деспотизм, а различия в мировоззрении могут довести до смертоубийства. Патриархальность выражается в том, что над всем доминирует фигура мужа. Героиня умоляет его спасти ее от свекрови (чей образ по функции равнозначен здесь образу мачехи) и от его братьев, третирующих молодую невестку. Героиня Петкановой не помышляет о самоубийстве, а обращается за спасением к мужу, чего героиня Багряны никогда бы не сделала. В свою очередь, ее героиня иронизирует над пережитками прошлого (стихотворение «Сглаз»), что для Петкановой недопустимо. Автор приходит к выводу, что поэзия Багряны более прогрессивна в своем обосновании женской субъектности в контексте фольклорной стилизации, творчество же Петкановой из-за отсутствия субъектности мало соотносится с современными реалиями.

Интересным исследованием является статья Антоанеты Алипи-евой «Женщина»14, в которой она анализирует женский образ в болгарской литературе начиная со времен Национального возрождения. Главное значение женщины в патриархальном мире - быть женой и матерью. Вне этих функций женщина проявляет себя редко. Она может, например, встать на защиту национальных устоев. Такова, например, красавица Гергана из поэмы Славейкова «Источник белоногой» (1873), сопротивлявшаяся посягательствам бея-турка, собиравшегося взять ее в свой гарем. Она предпочитает свое, родное, болгарское роскоши, неге и комфорту в бейских покоях. В целом Алипиева отмечает сильную идеализацию женского образа в болгарской литературе на протяжении длительного периода времени. В том случае, когда реальное поведение героини вступает в противоречие с этим идеалом, она приобретает демонические черты. При этом, по мнению Алипиевой, образ женщины оценивается сквозь призму образа мужчины. Она заключает свою статью мыслью о том, что патриархальный образ всегда будет значим и востребован в литературе, поскольку именно он лежит в ее основе. Характер его изменений исключает возможность появления сегодня каких-либо значимых произведений с сугубо феминистической направленностью.

Представленный краткий обзор свидетельствует о возрастании интереса современных болгарских литературоведов к проблеме эволюции женских образов в национальной словесности Х1Х-ХХ вв. Статьи на эту тему появляются с завидной регулярностью и отличаются разнообразием подходов и точек зрения.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Если говорить о древней литературе, то эти образы актуальны только для народного творчества, но не для духовной литературы, имевшей совершенно отличные от фольклорного каноны изображения женщины, которая в этом роде литературы была представлена слабо. В качестве примера можно привести следующие произведения: Слово за жената християнка, която обърна своя мъж езичник в християнската вяра // Българската литература и книжнина през XIII век. София, 1987. С. 148; Слово на Настасия Черноризица за това, как бе възведена на небето // Там же. С. 163; Служба за Фило-тея Темнишка // Там же. С. 85; Проложно житие на Петка Търнов-ска // Там же. С. 53. Сюда также относятся жития Петки Тырновской

и Филофеи Темницкой, написанные патриархом Евфимием Тыр-новским, и некоторые другие произведения.

2 Алексиева А. Еротичната поезия на П. Р. Славейков и българско-то канономоделиране // Електронно списание LiterNet, 02.01.2007, № 1 (86). [Электронный ресурс] (31.03.2013). - http://liternet.bg/ publish14/a_aleksieva/erotichnata.htm

3 Там же.

4 Колева В. Поемата «Ралица» на Пенчо Славейков // Електронно списание LiterNet, 02.06.2005, № 6 (67). [Электронный ресурс] (31.03.2013). - http://liternet.bg/publish/vkoleva/ralica.htm

5 Ангелова-Дамянова С. Цикълът «Царици на ноща» от П. К. Яворов и българският модернизъм // Електронно списание LiterNet, 11.09.2011. № 9 (142). [Электронный ресурс] (31.03.2013). - http:// liternet.bg/publish8/sangelova-damianova/javorov.htm

6 Там же.

7 Там же.

8 Ангелова С. Името на жената в поезията на П. К. Яворов // Електронно списание LiterNet 21.03.2013, № 3 (160). [Электронный ресурс] (31.03.2013). - http://liternet.bg/publish8/sangelova-damianova/ javorov-zhenata.htm

9 Дакова Б. «Лора, Яворов и метафизика/диалектиката на любовта» // Електронно списание LiterNet, 10.11.2010, № 11 (132). [Электронный ресурс] (31.03.2013). - http://liternet.bg/publish/bdakova/lora_iavorov. htm

10 Там же.

11 Стефанов П. Яворов - между Мина и Мила // Електронно списание LiterNet, 09.03.2009, № 3 (112). [Электронный ресурс] (31.03.2013). -http://liternet.bg/publish2/pstefanov/iavorov.htm

12 Шумкова Л. Невъзможни жени // Електронно списание LiterNet, 20.02.2006, № 2 (75). [Электронный ресурс] (31.03.2013). - http:// liternet.bg/publish14/l_shumkova/nevyzmozhni.htm

13 Христов И. Българският литературен модернизъм - родно и жен-ско// Електронно списание LiterNet, 24.03.2012, № 3 (148). [Электронный ресурс] (31.03.2013). - http://liternet.bg/publish14/i_hristov/ rodno-zhensko.htm

14 Алипиева А. Жената // Електронно списание LiterNet, 11.04.2006. [Электронный ресурс] (31.03.2013). - http://liternet.bg/publish/ aalipieva/nacionalna/zhenata.htm

Smirnova I. N.

Female Characters in Recent Works of the Bulgarian Literary Historians (an Overview of the Content, Themes, and Orientation)

The article considers recent works of Bulgarian literary historians, dealing with specific features and existing of female characters in the Bulgarian literature of the nineteenth and twentieth centuries, reflects on their content and variability of approaches to the theme. Keywords: Bulgarian literature, female characters, nineteenth and twentieth centuries, recent works of Bulgarian literary historians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.