Научная статья на тему 'ЖЕНСКАЯ ТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИЯХ ПРОТЕСТА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ОТ ГЛОБАЛЬНОГО КОНТЕКСТА К НАЦИОНАЛЬНОМУ ОПЫТУ (НА ПРИМЕРЕ ИРЛАНДИИ)'

ЖЕНСКАЯ ТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИЯХ ПРОТЕСТА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ОТ ГЛОБАЛЬНОГО КОНТЕКСТА К НАЦИОНАЛЬНОМУ ОПЫТУ (НА ПРИМЕРЕ ИРЛАНДИИ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ ПРОТЕСТЫ / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА ЖЕНЩИН / ИРЛАНДИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Дарья Борисовна

В статье на примере ирландского женского протестного движения конца XX - начала XXI в. выявляются особенности социальных движений современности, определяются ключевые факторы успешности ирландской борьбы за расширение репродуктивных прав женщин и делается вывод о динамике протестного движения в контексте развития волн феминизма. Обозначены этапы глобального женского движения и их специфика, в частности начало «четвертой» волны феминизма с 2010-х годов, характеризующейся использованием сети Интернет как фактора мобилизации. Показано, что протестное движение способствовало тому, что за последние десятилетия Ирландия прошла большой путь от крайне консервативного законодательства по вопросу женских репродуктивных прав до страны с одними из лучших показателей по гендерному равенству. Автор демонстрирует, какие инструменты использовались ирландскими активистками для мобилизации ирландского общества в деле пересмотра конституционного законодательства, запрещающего аборты. Используя материалы СМИ, общественных организаций, экспертных групп, государственных органов, автор показывает, что успешность кампании по пересмотру законодательства была напрямую связана с внепартийным характером движения, а также кампанией по трансформации дебатов об абортах, в рамках которой акцент с фигуры нерожденного ребенка был перенесен на фигуру женщины. Ирландский случай вписывается в глобальный контекст женского движения, переживавшего в конце XX - начале XXI в. этапы спада и подъема активности. На основе в том числе статистических данных о протестах, связанных с женской тематикой, делается вывод об универсальности проблем, с которыми сталкиваются женщины на современном этапе и которые поднимаются в ходе уличных протестов и других акций, в том числе творческого характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S THEMES IN PROTEST MOVEMENT IN THE LATE 20TH AND EARLY 21ST CENTURIES: FROM THE GLOBAL TO NATIONAL CONTEXT (THE CASE OF IRELAND)

Based on the Irish example of the women's protest movement of the late 20th and early 21st centuries, the author analyzes the features of modern social movements, the key success factors of the Irish struggle for the expansion of women's reproductive rights, and the dynamics of the protest movement. The stages of the global women's movement and their specifics are outlined, in particular, the beginning of the "fourth" wave of feminism since the 2010s, characterized by the use of the Internet as a mobilizing factor. It is shown that the protest movement contributed to the fact that over the past decades, Ireland has come a long way from extremely conservative legislation on women's reproductive rights to a country with one of the best indicators of gender equality. The author demonstrates what tools were used by Irish activ ists to mobilize the Irish society to repeal the constitutional legislation prohibiting abortion. Using materials from the media, public organizations, expert groups, government bodies, the author demonstrates that the success of the campaign to revise the legislation was directly related to the non-partisan nature of the movement, as well as the successful campaign to transform the abortion debate by shifting the focus from the figure of the unborn child to the figure of the woman. The Irish case fits into the global context of the women's movement, as stages of decline and rise are comparable to other countries, and problems women face at the present stage are similar and led to protests around the globe.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКАЯ ТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИЯХ ПРОТЕСТА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ОТ ГЛОБАЛЬНОГО КОНТЕКСТА К НАЦИОНАЛЬНОМУ ОПЫТУ (НА ПРИМЕРЕ ИРЛАНДИИ)»

DOI: 10.31249/аре/2023.03.05

© Вершинина Д.Б.1

Женская тематика в движениях протеста в конце XX - начале XXI века: от глобального контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

Аннотация. В статье на примере ирландского женского протестного движения конца XX - начала XXI в. выявляются особенности социальных движений современности, определяются ключевые факторы успешности ирландской борьбы за расширение репродуктивных прав женщин и делается вывод о динамике протестного движения в контексте развития волн феминизма. Обозначены этапы глобального женского движения и их специфика, в частности начало «четвертой» волны феминизма с 2010-х годов, характеризующейся использованием сети Интернет как фактора мобилизации. Показано, что протестное движение способствовало тому, что за последние десятилетия Ирландия прошла большой путь от крайне консервативного законодательства по вопросу женских репродуктивных прав до страны с одними из лучших показателей по гендерному равенству. Автор демонстрирует, какие инструменты использовались ирландскими активистками для мобилизации ирландского общества в деле пересмотра конституционного законодательства, запрещающего аборты. Используя материалы СМИ, общественных организаций, экспертных групп, государственных органов, автор показывает, что успешность

1 Вершинина Дарья Борисовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии, историко-политологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь); [email protected]

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

кампании по пересмотру законодательства была напрямую связана с внепартийным характером движения, а также кампанией по трансформации дебатов об абортах, в рамках которой акцент с фигуры нерожденного ребенка был перенесен на фигуру женщины. Ирландский случай вписывается в глобальный контекст женского движения, переживавшего в конце XX - начале XXI в. этапы спада и подъема активности. На основе в том числе статистических данных о протестах, связанных с женской тематикой, делается вывод об универсальности проблем, с которыми сталкиваются женщины на современном этапе и которые поднимаются в ходе уличных протестов и других акций, в том числе творческого характера.

Ключевые слова: женские протесты, женское движение, глобальный феминизм, репродуктивные права женщин, Ирландия.

События 2022-2023 гг. в Иране в очередной раз подняли вопрос о роли женщин в движениях протеста. Выступления под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода», начавшиеся осенью 2022 г., стали примером быстрой мобилизации женщин и их лидирующих позиций в борьбе против традиционных устоев иранского общества. Иранские протесты стали поводом для размышлений о том, какое место в современной общественно-политической ситуации играет женская протестная активность, которая часто проявляется за пределами парламентских стен. Обращение к протестному активизму и его женской составляющей позволяет выявить как глобальные тенденции, проявляющиеся в самых разных странах, от США до Ирана, так и региональную специфику общественных протестов, в ходе которых поднимается женский вопрос.

Одной из стран, привлекших всеобщее внимание в связи с подъемом движения в защиту прав женщин в 2010-е годы, стала Ирландия. В начале XXI в. страна пережила глубинную трансформацию: если в 1983 г. большинство ее населения высказалось за принятие отдельной поправки в Конституцию, запрещавшей аборты, то к началу нынешнего столетия Ирландия уверенно вошла в десятку стран мира с наименьшим индексом гендерного неравенства. Немаловажную роль в этом сыграла общественная активность тех, кто способствовал либерализации ирландского законодательства. Решение о легализации абортов по желанию

женщины, принятое на референдуме 2018 г., позволяет сделать вывод о том, насколько общественная мобилизация влияет на современную политику.

В статье анализируется ирландский пример женского протестного движения, который рассматривается в контексте глобального движения за права женщин; делается вывод о том, какие факторы в настоящее время определяют успешность борьбы за права женщин и других требующих социальной защиты групп населения.

Глобальный феминизм: от второй волны женского движения к женским маршам

Анализ публичных протестов невозможен без учета политического фактора, ведь чем больше у социальной группы возможностей продвигать свои интересы через институты политического представительства, тем ниже уровень ее «уличной» активности. После подъема женской активности в 1960-1970-х годах, известного под названием «вторая волна феминизма»1, к 1980-м годам женские протесты постепенно сошли на нет.

Особым феноменом в 1980-е годы стало появление «фемо-краток» - женщин-политиков, разделявших феминистские ценности. Именно в этот момент многие левые партии начали активно вовлекать женщин в свою деятельность, демонстрируя женскому электорату привлекательность собственной идеологии. Подобные процессы происходили во многих странах Запада. На фоне активного продвижения женской повестки политическими партиями и формирования, если использовать терминологию скандинавской исследовательницы Х. Хернес, государства, «дружественного женщинам», неизбежным эффектом стал спад внепартийной активности женщин. Многие в конце XX в. утверждали, что феминистская теория выдохлась, а ее теоретики не могут предложить новых подходов и концепций для женщин, которые родились в период так называемой второй волны женского движения. Взятые вместе, эти факторы позволили в конце XX в. говорить о завершении эпохи

1 Первая волна феминизма в основном была связана с борьбой за избирательное право для женщин (1840-1920-е годы). 100

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

феминизма, о формировании мира постфеминизма, в котором основные требования женщин удовлетворены, а их права с мужчинами практически уравнены [Brooks, 1997].

Складывалось впечатление, что отныне женскую повестку можно артикулировать посредством множества каналов, не связанных с уличными протестами. СМИ, политические партии, законотворческий процесс способствовали продвижению женской тематики и не требовали использования радикальных форм действия. Права женщин к концу XX в. были признаны и на международном уровне. В Пекине в 1995 г. прошла Четвертая всемирная конференция, которая способствовала принятию Пекинской декларации и Платформы действий, во многом предопределивших поворот в сторону защиты прав женщин в мире.

Становясь глобальной, борьба женщин за свои права неизбежно должна была претерпеть изменения. Третья волна феминизма проявила себя в различных теоретических текстах, ставивших под вопрос универсальный опыт западных женщин, который был основой феминистской теории второй волны. Феминистки, имевшие постколониальный (Г. Спивак) или постсоциалистический опыт (М. Тлостанова), представительницы небелой расы (белл хукс1) в 1980-1990-х годов много размышляли о том, насколько теории американских радикальных феминисток применимы к их собственным жизненным условиям. Они ратовали за большую чувствительность феминистской теории к разнообразию женских иден-тичностей и опытов. Особенностью транснационального женского движения на современном этапе стало внимание к региональному опыту женщин в странах Африки, Азии, Восточной Европы.

Теоретические поиски и критика второй волны феминизма не отрицали возможности существования различных организаций и проектов по обеспечению прав женщин. Однако глобальный феминизм был фактически не виден на протяжении 2000-х годов, и, как отмечают М. Мулине, А. Дей, М. Гатто и Х. Роуден, «участницы [женского движения этого периода. - Д. В.] часто разделяют с

1 Афроамериканская феминистка белл хукс сознательно писала свои имя и фамилию со строчных букв.

сегодняшними молодыми феминистками чувство разочарования в связи с тем, что многого не удалось добиться, или чувствуют, что достигли лишь небольших реальных изменений» [New feminist ..., 2021, p. 11]. Они же приводят цитату боливийской активистки, которая отмечала, что «бюрократизация женского движения привела к слишком техническому и недостаточно политическому подходу. Феминистки. подошли к государству как технократы и функционеры, но не как политические активистки. Нам нужно движение, которое договаривается о политической повестке дня с государством, а не входит [в его структуры. - Д. В.] через черный ход» (цит. по: [ibid., p. 12]).

Новый толчок в развитии феминистской активности, в том числе уличной, произошел в 2010-е годы. Этот период многие исследователи назвали временем развития четвертой волны женского движения. Важнейшим ее фактором становится использование сети Интернет как фактора мобилизации сторонниц женского равноправия. Как отмечает А.А. Гнедаш, характерными чертами новой волны феминизма стали «роль и значение социальных медиа и сосредоточение активности индивида именно в сфере Интернета, которая не только позволяет накапливать политический капитал в онлайн-пространстве и создает особые условия и формы мобилизации граждан и сообществ, но и конвертирует политический капитал в конкретные результаты феминистской активности и политики гендерного равенства в офлайн-пространстве» [Гнедаш, 2022, с. 69-70]. Именно социальные медиа оказались в 2010-х годах тем ресурсом, который позволял трансформировать онлайн обсуждения в протесты на улицах, при этом давая возможность максимально оперативно собирать значительное количество участников на транснациональные выступления.

Наиболее ярко новые черты современного глобального феминизма проявились в протестах, объединенных названием «Женский марш», а также в пересекающемся с ними онлайн-движении Me Too. Способность современных активисток быстро реагировать на происходящие процессы демонстрируют, к примеру, события в Великобритании в марте 2021 г., когда несмотря на ограничения в связи с пандемией COVID-19 множество англичанок вышли на

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

улицы, протестуя в связи с исчезновением и убийством 33-летней Сары Эверард [Londoners continue ..., 2021].

Что же способствовало активизации женских протестов в 2010-е годы, после длительного периода, с одной стороны, политизации и бюрократизации женского движения, а с другой - упадка внеинституциональных форм общественной активности? Сославшись на идеи Р. Инглхарта и П. Норрис, стоит отметить фактор так называемого культурного отката, связанного с усилением в 2010-е годы позиций различных правых и правопопулистских сил, которые в том числе акцентируют внимание на необходимости возврата к традиционным ценностям [Norris, Inglehart, 2019]. Об этом свидетельствовали события в Польше, где в 2020 г. было принято решение Конституционного суда, которое еще больше ограничило права женщин в репродуктивной политике [Тимофеева, 2021]. Об этом говорит и отмена в июне 2022 г. решения Верховного суда США по делу «Роу против Уэйда» 1973 г., в соответствии с которым в США на федеральном уровне были легализованы аборты по желанию женщины. Приход к власти в странах Запада консервативно настроенных политических сил усиливает «культурные войны» в области права женщины распоряжаться своим телом.

Неудивительно, что начиная с 2017 г. польские женщины регулярно выходят на протесты, которые, впрочем, хотя и привлекают международное внимание к женской повестке в этой стране Центральной Европы, но не помогают самим польским женщинам, ставшим заложницами консервативной политики партии «Право и справедливость». Аналогичным образом решение Верховного суда США вызвало протесты по всей стране, а также за ее пределами.

Итак, современные женские протесты имеют тенденцию к интернационализации. Наряду с этим они становятся все более пролонгированными: начавшиеся в июне 2022 г. акции в США по поводу решения Верховного суда продолжились и в 2023 г., равно как женская общепольская забастовка действует фактически без остановки начиная с 2020 г.

В рамках исследовательского проекта автором статьи в период 2017-2021 гг. было выявлено 59 протестных акций в шести странах (Россия, Ирландия, Великобритания, ФРГ, Польша и США),

что свидетельствовало о всплеске женской активности в последние годы [Vershinina, Timofeeva, 2023]. Центральное место среди сюжетов, способствовавших выходу женщин и их единомышленников на улицы в указанных странах, стали вопросы репродуктивных прав женщин, домашнего насилия и преступлений против женщин. Универсальность проблем, с которыми сталкиваются женщины в разных странах мира, свидетельствует о том, что локальное и глобальное тесно переплетены в современном женском движении, а потому успешный опыт женских протестов в одной стране может использоваться для достижения схожих целей в других странах и регионах.

Ирландское женское движение в глобальном контексте: от патриархальной страны фермеров к стране победившего феминизма?

Во второй половине XX в. Республика Ирландия являлась одной из наиболее консервативных стран в Европе, где политика в женском вопросе опиралась на социальную доктрину доминировавшей католической церкви. В стране были запрещены аборты, контрацепция, разводы, ограничена доступность целого ряда профессий для замужних женщин. Другой особенностью была низкая представленность женщин в ирландской политике. На выборах 1977 г. в нижнюю палату ирландского парламента прошло лишь шесть женщин, и это был лучший результат с 1922 г. [Buckley, Keenan, 2021, p. 13].

Однако начавшаяся в США и Великобритании вторая волна женского движения затронула и патриархальную Ирландию. Уже в 1970 г. - в год, когда в Рёскин-колледже Оксфордского университета была организована крупная конференция английских феминисток, - в Дублине проходили первые встречи активисток «Ирландского женского освободительного движения». Как и в других странах Запада, ирландское женское движение было по своему характеру антииерархическим и децентрализованным. Оно было представлено рядом локальных женских групп, созданных в университетах или микрорайонах и разделявших принципы радикальной феминистской идеологии. Одной из таких групп было «Ирландское женское освободительное движение». Как пишет в 104

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

мемуарах одна из его основательниц Розита Свитмен, «Ирландское женское освободительное движение» представляло собой крошечную группу писательниц, журналисток, политических активисток, врачей, адвокатов, сенатора и издателя. «Мы продержались всего девять месяцев, но с помощью прямых действий, политической активности, маршей, разговоров, криков, еще раз маршей, а также журналистики, решимости и наглости мы разрушили вековой самодовольный патриархат, бросили вызов старому порядку и, что особенно важно, создали пространство для появления молодых женских организаций» [Sweetman, 2020].

В центре внимания возникшего в Ирландии женского движения оказался вопрос о доступе ирландок к контрацептивным средствам. Это было связано с тем, что в условиях продолжавшего действовать английского Акта о преступлениях против личности 1861 г. аборты были нелегальны. Однако активное продвижение женщин на рынок труда поставило перед ирландками вопрос о необходимости регулирования рождаемости. Самой известной акцией «Ирландского женского освободительного движения» стали поездка его активисток в столицу Северной Ирландии Белфаст за контрацептивами и открытое их декларирование на въезде в Ирландию в 1971 г.

В 1975 г. возникла новая феминистская организация - «Объединенные ирландские женщины», активистки которой также сконцентрировали свое внимание на вопросе контрацепции. В результате привлечения внимания к проблеме репродуктивных прав женщин в 1979 г. в Ирландии были разрешены средства контрацепции, правда, при условии «добросовестного планирования семьи или по адекватным медицинским показаниям».

Другие решения, принятые в Ирландии в 1980-е годы по вопросам, связанным с правами женщин, едва ли могут убедить в успешности женского движения второй волны. На референдуме 1983 г. большинство ирландцев проголосовали за включение в Конституцию отдельной восьмой поправки о священном праве нерожденного на жизнь. В 1986 г. в стране не удалось легализовать разводы. И, хотя в 1980-2000-е годы отдельные случаи привлекали всеобщее внимание к проблеме запрета абортов в стране (напри-

мер, дело X об аборте для изнасилованной 14-летней девочки), полноценная кампания в поддержку искусственного прерывания беременности началась только в 2010-х годах.

Толчком к ней стала смерть в больнице 31-летней Савиты Халаппанавар от сепсиса, вызванного нежизнеспособной беременностью, в 2012 г. К этому моменту в Ирландии уже существовало немало феминистских организаций, с конца XX в. выступавших за отмену конституционной поправки, ставящей ирландских докторов в ситуацию невозможности оказания помощи в случае угрозы жизни беременной женщине. Одной из них был Национальный союз женщин, созданный еще в 1973 г. и к моменту смерти Савиты Халлапанавар являвшийся крупнейшей женской организацией. Однако именно ее смерть способствовала как началу активных протестов сторонников отмены 8-й поправки, так и формированию целого ряда общественных инициатив, ориентированных на протестную активность. За месяц до трагического события в Дублине проходил Марш за выбор, привлекший около 2500 участников. Меньше чем через месяц после смерти Савиты состоялся еще один Марш за выбор, на который в столице Ирландии вышло уже более 10 тыс. человек. Среди участников маршей были действующие женщины-политики левого толка. На ноябрьском марше выступила депутат Дойл Эрен Клэр Дейли, на тот момент являвшаяся независимым депутатом, заявившая, что смерть Савиты - это результат «политической трусости» ирландского политического истеблишмента (цит. по: [McDonald, 2012]). Другая участница протестов, сенатор от Лейбористской партии Ивана Басик (с марта 2022 г. - лидер Лейбористской партии Ирландии), еще в студенческие годы распространяла информацию о возможностях сделать аборт, в том числе в Великобритании.

С 2012 г. сентябрьские протесты стали ежегодным событием в Дублине, собирая до нескольких десятков тысяч человек. Традиционным было и присутствие политиков: так, участницей марша 2016 г. была тогдашняя министр по делам несовершеннолетних Кэтрин Заппон. Впрочем, политики никогда не играли решающей роли в маршах, и одна из организаторов кампании за отмену поправки Орла О'Коннор в интервью отмечала, что дистанцирование

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

от политических партий было сознательным выбором активисток, поскольку они выбрали путь создания по-настоящему общественной кампании, в которой должен был быть слышим голос самих женщин, а также медиков (цит. по: [Marques, 2022]). В результате аффилиация маршей за выбор с партиями напрямую отсутствовала, и на протесты выходили лишь отдельные политики. Это отличало ирландские протесты от американских, в которых связь Женского марша с Демократической партией была очевидной.

Одним из наиболее масштабных протестов был марш 2017 г., прошедший 30 сентября сразу после объявления, сделанного премьер-министром Лео Варадкаром о том, что в 2018 г. в Ирландии пройдет референдум по вопросу пересмотра 8-й поправки. В демонстрациях приняло участие до 30 тыс. человек [Specia, 2017], и это свидетельствовало о широкой общественной поддержке легализации абортов в Ирландии накануне референдума.

Интересно, что марши не закончились и с легализацией абортов, когда на референдуме 25 мая 2018 г. абсолютное большинство высказалось за отмену конституционной поправки. Так, на марш 2018 г. тысячи женщин вышли под лозунгом «Бесплатные, безопасные, легальные [аборты. - Д. В.]» [Thousands take ..., 2018]. Таким образом, даже после успешного референдума вопросы доступности абортов для жительниц Ирландии разной национальности и разного экономического статуса остаются в центре внимания ирландских общественных организаций.

Ирландские протесты по вопросам репродуктивных прав женщин 2012-2018 гг. демонстрируют успешную кампанию, которая может стать хорошим примером для польских женщин, протесты которых до сих пор не увенчались успехом. А также для американок, которые несмотря на ежегодные женские марши начиная с января 2017 г. столкнулись с откатом в вопросе репродуктивных прав женщин. И это притом что на марш в 2021 г. вышло по меньшей мере 5 тыс. участников в Вашингтоне и немалое число в других городах США (Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк, города штата Техас, в котором был принят послуживший поводом к протестам «закон о сердцебиении»).

Какие же факторы, отсутствовавшие в США и Польше, сделали успешной ирландскую кампанию за аборты? Несмотря на присутствие в Ирландии 2010-х годов организаций, выступающих против прерывания беременности (например, возникшей еще в 1992 г. Кампании в защиту жизни), можно говорить об отсутствии в ирландском обществе раскола по вопросу о репродуктивных правах женщин к моменту проведения референдума. Опрос 2001 г., проведенный организацией Lansdowne Market Research, показал, что 79% респондентов выступали за ограниченный доступ женщин к легальным абортам; 47% полагали, что аборты должны быть легальны в случае инцеста или изнасилования; 52% поддержали прерывание беременности в случае угрозы жизни матери. Только 6% опрошенных ирландцев в начале XXI в. одобряли легализацию абортов по экономическим причинам (из-за бедности женщин), зато лишь каждый шестой настаивал на сохранении запрета прерывания беременности по каким бы то ни было причинам [O'Connor, 2001].

Через 15 лет - в 2016 г. - компания Red C Research and Marketing провела очередной опрос, результаты которого ярко продемонстрировали, что подавляющее большинство ирландцев поддерживали идею расширения доступа ирландок к искусственному прерыванию беременности: 80% были готовы проголосовать за отмену 8-й поправки. Жители Ирландии назвали национальное законодательство об абортах дискриминационным (72%), лицемерным (66%), жестоким и бесчеловечным (55%). Две трети опрошенных полагали, что нужно доверять женщинам, когда они говорят о необходимости аборта [Regan, 2016].

Хотя смерть Савиты традиционно называется рубежным событием, еще до трагедии, в январе 2012 г., ирландское правительство объявило о создании экспертной группы, которая рассматривала вопрос о том, как привести ирландское законодательство в соответствие с решением Европейского суда о праве на аборт, вынесенным по делу A, B и C против Ирландии еще в 2010 г. После заседаний в течение девяти месяцев группа, в состав которой входили специалисты в области акушерства, психиатрии, врачи общей практики, юристы, представила свой отчет, содержащий че-

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

тыре принципа, по которым, по мнению экспертов, стоило реформировать ирландское законодательство. Первым из этих принципов было утверждение, что в Ирландии должно быть установлено право на законное прерывание беременности; впрочем, речь в отчете шла о необходимости пойти на эти уступки в ситуациях, когда создается угроза жизни матери [Report of the expert ..., 2012a; Report of the expert ..., 2012b]. Результатом отчета стало принятие закона 2013 г., который легализовал аборты лишь в случае угрозы жизни матери или риска самоубийства беременной женщины. Этот шаг свидетельствовал о том, что ирландские власти стремятся привести законодательство в соответствие с замечаниями ЕСПЧ. Неудивительно, что в 2016 г. правительством Ирландии была учреждена Гражданская ассамблея, которая должна была дать оценку восьмой поправке.

Таким образом, еще одним фактором, оказавшим влияние на успех кампании по пересмотру конституционной поправки, стали решения и замечания европейских структур. Во многом эти решения были обеспечены активной юридической поддержкой правозащитных организаций, таких как Кампания за право на аборт. Организация, возникшая в 2013 г., активно использовала практику обращения к авторитету международных инстанций по защите прав человека: с 2014 по 2018 г. члены Кампании участвовали в шести разбирательствах в ООН и дважды выступали в ООН с совместными заявлениями от имени ирландских неправительственных организаций. Это привлекло внимание международных экспертов к проблеме репродуктивных прав женщин в Ирландии. Так, в 2014 г. председатель Комитета ООН по правам человека Найджел Родли заявил, что ирландское законодательство смотрит на изнасилованных женщин как на «сосуд и не более того» [UN Human ..., 2014].

Если позиция представителей европейских и международных структур влияла на действия политического руководства Ирландии, то на изменение общественного мнения в пользу отмены 8-й поправки повлияло мнение тех профессионалов, к которым, как показали опросы, ирландцы были склонны прислушиваться. Наибольшим влиянием в обществе к 2018 г. пользовалась создан-

ная за 16 лет до этого организация «Доктора за выбор», которая за время своего существования смогла сделать свой голос более весомым, чем голоса католических докторов. Представители медицинского сообщества не только выступали за автономию индивида, пишет исследователь Сейди Берген [Bergen, 2022], но и обращали внимание на угрозу уголовного преследования в адрес тех работников клиник, которые хотели оказать женщине помощь в фатальных ситуациях с плодом.

Значительную роль в изменении общественного мнения сыграли и дискурсивные практики, избранные активистками движения за отмену 8-й поправки. Среди них центральное место занимала идея сострадания к женщинам, оказавшимся перед лицом медицинской проблемы - угрозы здоровью и жизни из-за продолжения беременности. Таким образом, начиная с 2012 г. удалось переориентировать дискуссию об абортах со споров о нерожденном плоде на обсуждение проблем самой беременной женщины.

Не только активистки борьбы за репродуктивные права, но и деятели культуры включились в движение за отмену 8-й поправки. В 2015 г. художницы Сесили Бреннан, Элис Махер, Эйтни Джордан и поэтесса Паула Михан организовали онлайн-кампанию, призывая художников, писателей, музыкантов и актеров поставить свои подписи под заявлением о необходимости пересмотреть законодательство. Группа использовала искусство для повышения осведомленности граждан о репрессивном законодательстве Ирландии, проводя различные перформансы и акции. Например, во время акции «Пересмотр» в 2018 г. художницы маршировали по улицам Лимерика с плакатами, на которых были изображены церковь и государство, играющие в перетягивание каната с женским телом [Marian, 2018].

Искусство и визуализация вообще сыграли немаловажную роль в формировании образа кампании в ирландском обществе: художники расписывали муралами улицы Дублина, а в социальных сетях сторонники кампании размещали фотографии, где позировали на их фоне в черных свитерах с надписью Repeal («Отмена»). Дискурсивные практики активистов включали в себя и завоевание интернет-пространства с помощью хэштегов (так, упо-

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

мянутая выше фраза Родли стала толчком для онлайн-флешмоба ирландок с хэштегом #NotAVessel, а хэштег #RepealThe8th, появившись после смерти Халаппанавар, стал крайне популярен в социальных сетях).

Возможность транслировать свои идеи через социальные сети позволила активно привлекать личные истории женщин для изменения общественного мнения, что также способствовало смещению смысловых акцентов в дискуссиях об абортах. Кроме того, широкая и эффективная общественная кампания привлекла внимание и тех ирландцев, которые проживали за пределами страны. Когда проходил референдум, тысячи молодых ирландок и ирландцев, живущих в других странах, приехали в родную страну, чтобы отдать свой голос в пользу пересмотра законодательства ро^ат, 2018].

* * *

Все эти факторы стали причиной невероятного успеха кампании «Вместе за "да"», начатой ведущими организациями, борющимися за легализацию абортов, на референдуме 25 мая 2018 г. Успешность ирландской кампании, безусловно, является ярким маркером того, что в современном мире гражданская, в том числе протестная, активность остается значимым политическим фактором, а использование онлайн-технологий позволяет быстро и эффективно переориентировать деятельность на решение важных в тот или иной момент вопросов. Не случайно Кампания за право на аборт не прекратила свое существование с легализацией прерывания беременности и продолжает критическую рефлексию по поводу того, как именно в Ирландии работает новое законодательство. В 2022 г. активистки организации заявили о том, что его реализация далека от того, чтобы обеспечивать защиту интересов женщин. Среди проблем, с которыми сталкиваются ирландки, они выделили отсутствие равного доступа к абортам у жительниц городской и сельской местности, обязательный трехдневный период ожидания осуществления аборта, который, по их мнению, «может поставить под угрозу возможность женщин получить доступ к безопасным, легальным услугам по прерыванию беременности и унизить женщин как компетентных лиц, принимающих решения»,

отсутствие безопасных зон, поскольку доктора по-прежнему имеют право отказывать в осуществлении аборта. В итоге с 2019 по 2022 г. активистки организации помогли 179 ирландкам выехать за границу и осуществить аборт, который они не успели сделать в стране [Press release ..., 2022].

Дискуссии об абортах в Ирландии после 2018 г. продолжаются, однако теперь они в основном сосредоточены на вопросе о том, насколько равны возможности ирландок, принадлежащих к разным этносам и социальным классам, в плане прерывания беременности. Успешность борьбы ирландского общества в деле отмены 8-й поправки к Конституции, с одной стороны, позволяет констатировать специфичность ирландского случая, а с другой - сделать вывод об универсальности сюжетов, поднимаемых представительницами новой волны женского протестного движения в самых разных регионах мира. В этом плане принятие Верховным судом США решения по делу «Роу против Уэйда» было с тревогой воспринято активистками борьбы за легализацию абортов и с радостью - сторонниками возврата к запрету абортов в самой Ирландии. И те и другие использовали это решение для продолжения своей уличной активности. Всё это свидетельствует о том, что говорить об окончательном и бесповоротном завершении борьбы женщин Ирландии за право на аборт рано, а женская протестная активность, по-видимому, продолжит оставаться значимым фактором ирландской общественно-политической жизни в ближайшие годы.

Литература / References

Гнедаш А.А. (2022). Четвертая волна феминизма : политический дискурс и лидеры мнений в социальной сети Твиттер / / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Политология. - Москва. -Т. 24, № 1. - С. 64-89 [Gnedash A.A. (2022). The fourth wave of feminism : political discourse and opinion leaders in Twitter [Chetvertaya volna feminizma : politicheskiy diskurs i lidery mneniy v sotsial'noy seti] // RUDN j. of political science. - Moscow. - Vol. 24, № 1. - P. 64-89] (In Russian). https://doi.org/ 10.22363/2313-1438-2022-24-1-64-89

Тимофеева О.В. (2021). «Женская забастовка» : проблема абортов в зеркале политической борьбы в современной Польше / / Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отноше-112

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

ния. - Ижевск. - Т. 5, Вып. 4. - С. 503-510 [Timofeeva O.V. (2021). "Women's strike" : the problem of abortion in the mirror of the political struggle in modern Poland ["Zhenskaya zabastovka" : problema abortov v zerkale politicheskoy bor'by v sovremennoy Pol'she] // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. - Izhevsk. - Vol. 5, Issue 4. - P. 503-510] (In Russian). https://doi.org/10.35634/2587-9030-2021-5-4-503-510

Bergen S. (2022). "The kind of doctor who doesn't believe doctor knows best" : Doctors for Choice and the medical voice in Irish abortion politics, 20022018 // Social Science & Medicine. - Vol. 297, art. 114817. - URL: https:// www.sciencedirect.com/ science/article/abs/pii/S027795362200123X?via%3Di hub (date of access: 24.04.2023) https://doi.org/10.1016/j.socscimed. 2022.114817

Brooks A. (1997). Postfeminisms : feminism, cultural theory and cultural forms. - London : Routledge. - 240 p.

Buckley F., Keenan L. (2021). More women - changing the face of politics. Women's experience of running for election in Ireland / Women for Election. - Dublin : Department of Housing, Local Government and Heritage. -54 p. - URL: https://www.womenforelection.ie/wp-content/uploads/ 2021/07/WFE-More-Women-Changing-the-Face-of-Politics-small.pdf (date of access: 24.04.2023).

Chains - or change? The civil wrongs of Irishwomen. (1971) / The Irish Women's Liberation Movement. - Dublin. - 34 p.

Fordham A. (2018). Thousands of Irish expats return home to vote in abortion referendum // NPR. - Washington. - 25.05. - URL: https://www. npr.org/2018/05/25/614518518/thousands-of-irish-expats-return-home-to-vote-in-abortion-referendum (date of access: 24.04.2023).

Gender Quotas Database. - URL: https://www.idea.int/data-tools/ data/gender-quotas (date of access: 10.02.2023).

Londoners continue to protest against police after murder of Sarah Ever-ard. (2021) // The Business Standard. - Dhaka. - 16.03. - URL: https://www. tbsnews.net/world/londoners-continue-protest-against-police-after-murder-sa rah-everard-217108 (date of access: 24.04.2023).

Marian O. (2018). Artists put Ireland's abortion referendum into perspective / / Hyperallergic. - New York. - 25.05. - URL: https://hyperallergic.com/ 444665/repealers-ireland-abortion-referendum-artists-campaign/ (date of access: 24.04.2023).

Marques C.F. (2022). Ireland's abortion battle can help Post-Roe America / / The Washington Post. - Washington. - 25.06. - URL: https://www.washington post.com/business/irelands-abortion-battle-can-helppost-roe-america/2022/

06/25/9dfa2336-f45d-11ec-ac16-8fbf7194cd78_story.html (date of access: 24.04.2023).

McDonald H. (2012). Thousands march in Dublin over abortion rights / / The Guardian. - London. - 17.11. - URL: https://www.theguardian.com/ world/2012/nov/17/ march-dublin-abortion-death (date of access: 24.04.2023).

New feminist activism, waves and generations : discussion paper. (2021) / Molyneux M., Dey A., Gatto M.A.C., Rowden H. ; UN Women. - New York. -N 40, April. - 51 p. - URL: https://www.unwomen.org/sites/default/ files/Headquarters/Attachments/Sections/Library/Publications/2021 /Discus sion-paper-New-feminist-activism-waves-and-generations-en.pdf (date of access: 24.04.2023).

Norris P., Inglehart R. (2019). Cultural backlash : Trump, Brexit, and authoritarian populism. - New York : Cambridge University Press. - 564 p. https://doi.org/10.1017/9781108595841

O'Connor A. (2001). Poll finds less than 20% back abortion ballot // The Irish Times. - Dublin. - 19.04. - URL: https://www.irishtimes.com/poll-finds-less-than-20-back-abortion-ballot-1.302959 (date of access: 24.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Press release : Hypocritical government still forcing people to travel (2022) / Abortion Rights Campaign. - Dublin. - 25.05. - URL: https://www. abortionrightscampaign.ie/press-release-hypocritical-government-still-forcing-people-to-travel/ (date of access: 24.04.2023).

Regan C. (2016). RED C/ Amnesty International - attitudes to abortion // RED C. - Dublin. - 03.04. - URL: https://www.redcresearch.ie/amnesty-international-abortion-poll/ (date of access: 24.04.2023).

Report of the expert group on the judgment in A, B and C v Ireland. (2012a) / Irish Family Planning Association. - Dublin. - November. - URL: https://www.ifpa.ie/sites/default/files/judgment_abc.pdf (date of access: 24.04.2023).

Report of the expert group on the judgment in the A, B and C v. Ireland Case : Statements. (2012b) / Oireachtas Eireann. Dail Eireann. - Dublin. - 04.12. -URL: https://www.oireachtas.ie/en/debates/debate/dail/2012-12-04/35/?high light % 5B0 % 5D=child&highlight % 5B1 %5D=bills&highlight % 5B2 % 5D=1997&hi ghlight% 5B3%5D=bill (date of access: 24.04.2023).

Segal L. (1987). Is the future female? Troubled thoughts on contemporary feminism. - London : Virago. - 336 p.

Specia M. (2017). Thousands rally in Dublin against Ireland's abortion ban // The New York Times. - New York. - 30.09. - URL: https://www. nytimes.com/2017/09/30/world/europe/irish-abortion-ban-rally.html (date of access: 10.02.2023).

Женская тематика в движениях протеста

- в конце XX - начале XXI века: от глобального

контекста к национальному опыту (на примере Ирландии)

Sweetman R. (2020). Feminism backwards. - Cork : Mercier Press. -

290 p.

Thousands take part in March for Choice in Dublin. (2018) / / RTE. -Dublin. - 29.09. - URL: https://www.rte.ie/news/2018/0929/998912-march-dublin/ (date of access: 24.04.2023).

UN Human Rights Committee Chairman says Irish law treats raped women as a 'vessel'. (2014) // RTE. - Dublin. - 15.07. - URL: https://www. rte.ie/news/2014/0715/630888-un-human-rights/ (date of access: 24.04.2023).

Vershinina, D., Timofeeva, O. (2023). Women's Agenda in Political Protests: A Cross-National Analysis / Science and Global Challenges of the 21st Century - Innovations and Technologies in Interdisciplinary Applications/ Isaeva, E., Rocha, A. (eds). Perm Forum 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 622. Springer, Cham.

DOI: 10.31249/ape/2023.03.05 © Vershinina D.B.1

Women's themes in protest movement in the late 20th and early 21st centuries: from the global to national context (the case of Ireland)

Abstract. Based on the Irish example of the women's protest movement of the late 20th and early 21st centuries, the author analyzes the features of modern social movements, the key success factors of the Irish struggle for the expansion of women's reproductive rights, and the dynamics of the protest movement. The stages of the global women's movement and their specifics are outlined, in particular, the beginning of the "fourth" wave of feminism since the 2010s, characterized by the use of the Internet as a mobilizing factor. It is shown that the protest movement contributed to the fact that over the past decades, Ireland has come a long way from extremely conservative legislation on women's reproductive rights to a country with one of the best indicators of gender equality. The author demonstrates what tools were used by Irish activ-

1 Vershinina Darya Borisovna - PhD in History, Associate Professor at the Department of History and Archaeology, Faculty of History and Political Sciences, Perm State National Research University (Perm); [email protected]

ists to mobilize the Irish society to repeal the constitutional legislation prohibiting abortion. Using materials from the media, public organizations, expert groups, government bodies, the author demonstrates that the success of the campaign to revise the legislation was directly related to the non-partisan nature of the movement, as well as the successful campaign to transform the abortion debate by shifting the focus from the figure of the unborn child to the figure of the woman. The Irish case fits into the global context of the women's movement, as stages of decline and rise are comparable to other countries, and problems women face at the present stage are similar and led to protests around the globe.

Keywords: women's protests, women's movement, global feminism, women's reproductive rights, Ireland.

Статья поступила в редакцию (Received) 06.03.2023 Доработана после рецензирования (Revised) 24.03.2023 Принята к публикации (Accepted) 06.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.