Научная статья на тему 'БОРЬБА ВОКРУГ АБОРТОВ В ИРЛАНДИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА «КУЛЬТУРНЫХ ВОЙН»'

БОРЬБА ВОКРУГ АБОРТОВ В ИРЛАНДИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА «КУЛЬТУРНЫХ ВОЙН» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЖЕНЩИН / КУЛЬТУРНАЯ ВОЙНА / АБОРТЫ / ВОСЬМАЯ ПОПРАВКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вершинина Дарья Борисовна

На основе воспоминаний активистов, документов общественных организаций и государственных органов рассматривается эволюция отношения ирландского общества к проблеме абортов. Дискуссии по репродуктивной политике в Ирландии вписываются автором в феномен так называемых «культурных войн» - столкновений по поводу ключевых ценностных ориентаций. Автор демонстрирует, как успехи многочисленных кампаний активистов вместе с трагическими случаями, связанными с запретом абортов в стране, способствовали трансформации взгляда большинства ирландцев на право женщины прерывать беременность. Расколы в обществе и их преодоление к 2018 г. демонстрируются на примере результатов референдумов 1980-2010-х гг. по вопросам абортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUGGLE AROUND ABORTION IN IRELAND IN THE LATE 20TH - EARLY 21ST CENTURIES IN THE CONTEXT OF “CULTURE WARS”

Based on the memoirs of activists, documents of public organizations and government bodies, the evolution of the attitudes of Irish society towards the problem of abortion is considered. Discussions on reproductive policy in Ireland are analyzed by the author through the phenomenon of the so-called “cultural wars” - clashes over key value orientations. The author demonstrates how the success of numerous campaigns of activists, together with the tragic cases associated with the ban on abortion in the country, contributed to the transformation of the view of the majority of Irish people on the right of a woman to terminate a pregnancy. Using the results of the referendums of the 1980s - 2010s on the issue of abortion, the author demonstrates splits in society and their overcoming by 2018.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА ВОКРУГ АБОРТОВ В ИРЛАНДИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА «КУЛЬТУРНЫХ ВОЙН»»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3 (93). С. 90-98. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 3 (93). P. 90-98.

Научная статья

УДК 323.2:618.39(417)"19/20"

БОРЬБА ВОКРУГ АБОРТОВ В ИРЛАНДИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА «КУЛЬТУРНЫХ ВОЙН»

Дарья Борисовна Вершинина

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, daryapros@yandex.ru

Аннотация. На основе воспоминаний активистов, документов общественных организаций и государственных органов рассматривается эволюция отношения ирландского общества к проблеме абортов. Дискуссии по репродуктивной политике в Ирландии вписываются автором в феномен так называемых «культурных войн» - столкновений по поводу ключевых ценностных ориентаций. Автор демонстрирует, как успехи многочисленных кампаний активистов вместе с трагическими случаями, связанными с запретом абортов в стране, способствовали трансформации взгляда большинства ирландцев на право женщины прерывать беременность. Расколы в обществе и их преодоление к 2018 г. демонстрируются на примере результатов референдумов 1980-2010-х гг. по вопросам абортов. Ключевые слова: права женщин, культурная война, аборты, восьмая поправка Благодарности: Исследование выполнено в рамках научного проекта РФФИ и Пермского края № 18-411-590010 р_а «Традиционные ценности и глобализация в современном мире: Северная Америка, Западная и Восточная Европа».

Для цитирования: Вершинина Д. Б. Борьба вокруг абортов в Ирландии конца XX - начала XXI века в контексте феномена «культурных войн» // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3 (93). C. 90-98.

Original article

THE STRUGGLE AROUND ABORTION IN IRELAND IN THE LATE 20th -EARLY 21st CENTURIES IN THE CONTEXT OF "CULTURE WARS"

Darya B. Vershinina

Perm State National Research University, Perm, Russia, daryapros@yandex.ru

Abstract. Based on the memoirs of activists, documents of public organizations and government bodies, the evolution of the attitudes of Irish society towards the problem of abortion is considered. Discussions on reproductive policy in Ireland are analyzed by the author through the phenomenon of the so-called "cultural wars" - clashes over key value orientations. The author demonstrates how the success of numerous campaigns of activists, together with the tragic cases associated with the ban on abortion in the country, contributed to the transformation of the view of the majority of Irish people on the right of a woman to terminate a pregnancy. Using the results of the referendums of the 1980s - 2010s on the issue of abortion, the author demonstrates splits in society and their overcoming by 2018.

© Вершинина Д. Б., 2022

Keywords: women's rights, culture war, abortion, eighth amendment

Acknowledgments: The research was carried out within the framework of the scientific project of the Russian Foundation for Basic Research and the Perm Territory No. 18-411-590010 r_a "Traditional values and globalization in the modern world: North America, Western and Eastern Europe".

For citation: Vershinina D. B. The struggle around abortion in Ireland in the late 20th - early 21st centuries in the context of "culture wars". Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 3 (93). Pp. 90-98. (In Russ.).

Введение

В 1991 г. американский исследователь Джеймс Дэвисон Хантер опубликовал работу «Культурные войны: борьба за определение Америки» [1]. В ней он вел речь о том, что США оказались расколоты по ценностным вопросам, когда друг другу противостоят либерально-прогрессивные и консервативно-традиционалистские круги. Хантер отмечал, что среди вопросов, по которым в американском обществе происходила поляризация, находились связанные с семьей, искусством, образованием, законами и политикой. Сам Дж. Хантер назвал две противоположные силы, раскалывающие Америку, ортодоксами и прогрессистами.

Действительно, многие исследователи сегодня отмечают, что политика классов оказалась в конце XX - начале XXI в. заменена политикой ценностей. В современных дебатах по политическим вопросам существенное место занимают ценностные ориентации, по которым во многих обществах происходит раскол. Тот же Дж. Хантер писал о США, которые с момента прихода к власти Р. Рейгана оказались расколоты на сторонников так называемых семейных ценностей и защитников прав разных групп людей, в том числе женщин. О значимости прав женщин свидетельствует и статистика, собранная автором статьи вместе с коллегами в рамках исследования «Мобилизация vs самоорганизация: кросснациональный анализ факторов и векторов женского участия в политике», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований и Экспертным институтом социальных исследований. Согласно полученным в рамках проекта данным, в таких странах, как США, ФРГ, Великобритания, Ирландия, Польша и Россия, за период 2017-2021 гг. состоялось не менее пятидесяти девяти протестов, в центре которых была женская тематика [2]. Многие из них касались вопросов, связанных с правом женщины распоряжаться своим телом: абортов, домашнего насилия, убийств по гендерному признаку и т. д.

В современном мире большинство стран признают значимость идеи гендерного равенства в продвижении стран на пути большего признания значимости человека, однако Доклад о глобальном гендерном разрыве [3] из года в год демонстрирует доминирующие позиции стран Северной Европы в этом вопросе. Начиная с 2009 г. на первом месте традиционно оказывается Исландия, за которой располагаются другие страны региона, такие как Швеция, Норвегия, Финляндия. Попадание в первую десятку североевропейских стран для специалистов по гендерному ракурсу политики не является чем-то удивительным, поскольку уже во второй половине XX в. эти страны первыми перешли к сознательному продвижению женщин и женской повестки в политике, что позволило Х. Хернес в конце 1980-х гг. назвать эти страны «дружественными женщинам» [4, с. 482]. Более удивительно, что весь этот период в первую десятку попадает и такая страна, как Ирландия, которая еще в конце XX в. считалась одним из бастионов католицизма, но в 2010-е гг. пережила период подъема женского активизма в связи с актуализацией вопроса о разрешении женщинам делать аборты по собственному желанию. Эта борьба закончилась референдумом 25 мая 2018 г., на котором 66,4 % пришедших на избирательные участки высказались за легализацию абортов. Обращение к эволюции взглядов жителей Ирландии на проблему прерывания беременности позволяет увидеть трансформацию ценностных ориентаций ирландцев в условиях борьбы традиционных и прогрессивных ценностей.

Ирландское общество в 1980-х гг.: борьба вокруг восьмой поправки как «культурная война»

Вопрос о необходимости активной борьбы за легализацию абортов встал перед ирландками еще в 1980-х гг., когда на референдуме 1983 г. большинство населения высказалось за принятие восьмой поправки (ст. 40.3.3) к Конституции Ирландии, согласно которой жизнь нерожденного ребенка приравнивалась к жизни женщины: The state acknowledges the right to life of the unborn and, with due regard to the right to life of the mother, guarantees in its laws to defend and vindicate that right1 («Государство признает право нерожденного на жизнь и с должным учетом равного права матери на жизнь обязуется в своих законах уважать и, насколько это возможно, с помощью законов защищать это право»). Таким образом, ирландские доктора оказались в ситуации морального выбора, который в любом случае должен был караться в соответствии с Конституцией: помощь матери с абортом означала нарушение права на жизнь нерожденного ребенка, а неоказание помощи матери также могло быть оценено как игнорирование ее равного права на жизнь.

Вопрос о восьмой поправке стал вопросом о пути развития Ирландии и продемонстрировал, что страна, как и другие государства, вступает в эпоху культурных войн: 1980-е гг. стали временем подъема новых христианских правых и в этой стране, и во многих других, прежде всего в США, и именно американские миссионеры (в частности Пол Маркс) способствовали пропаганде идеи восьмой поправки в конце 1970-х - начале 1980-х гг. и созданию в 1981 г. мощной антиабортной «Кампании в защиту поправки за жизнь», в которую входили различные, прежде всего религиозные, организации. К этому моменту католическая церковь по-прежнему имела значительный контроль над ирландской системой образования, и накануне референдума 1983 г. католические активисты транслировали, в том числе в образовательных учреждениях, фильмы, в которых показывали негативные последствия искусственного прерывания беременности [5, с. 130]. Важно при этом отметить реактивный характер всей кампании: в Ирландии продолжал действовать британский закон о преступлениях против личности 1861 г., по которому аборты и так были запрещены, однако легализация прерывания беременности в соседней Британии (1967 г.) вместе с активизацией женского движения испугала католических активистов и священников, и они решили внести поправку в Конституцию для того, чтобы любые дальнейшие изменения в вопросе абортов могли произойти только посредством нового референдума.

Базой для формирования кампании стали такие организации, как Ирландская католическая гильдия врачей, основанная еще в начале 1970-х гг., а также «Совет по социальным вопросам» и «Ответственное общество», являющиеся католическими группами, члены которых выражали консервативные взгляды в условиях распространяющихся феминистских ценностей.

Наконец, одной из самых активных групп в рамках кампании было основанное в 1980 г. британской родительской организацией «Общество защиты нерожденных детей» (SPUC). Уже после принятия поправки на референдуме оно стало постоянным участником судебных процессов: его члены подавали в суд на студенческие профсоюзы и женские консультационные центры за предоставление информации (в том числе телефонов) о возможности сделать аборт в соседней Великобритании.

Нынешний член верхней палаты Эряхтаса (ирландского парламента) Ивана Бейсик так вспоминала об этом периоде: «В восьмой поправке ничего не говорилось о распространении информации, но она была использована SPUC. Они выиграли судебное дело о том, что предоставление информации, которая поможет сделать аборт, когда беременность является кри-

1 Eighth Amendment of the Constitution Act, 1983 // Government of Ireland: [сайт]. URL: https://www.irishstatutebook.ie/eli/1983/ca/8/schedule/ enacted/en/html#sched (дата обращения: 15.10.2022).

зисной, ставит под угрозу жизнь нерожденного ребенка и, следовательно, нарушает Конституцию. Это был большой скачок в юридическом толковании поправки, ведь изначально не предполагалось, что она должна запрещать женщинам доступ к информации, но именно это и произошло. На Союз студентов подали в суд, а нам пригрозили тюрьмой только за то, что мы раздали информацию женщинам с кризисными беременностями. Наше дело вызвало огромный резонанс. Нас не посадили в тюрьму потому, что наш юрисконсульт Мэри Робинсон (которая впоследствии стала первой женщиной-президентом Ирландии) привела ряд очень важных аргументов, основанных на европейском законодательстве, и дело было отправлено в Европейский суд в Люксембурге» [6].

Итоги референдума 1983 г. показали, что лишь каждый третий из пришедших на избирательные участки выступил против принятия восьмой поправки, однако в абсолютных показателях количество противников поправки было все же значительным для консервативной страны: если за поправку проголосовали 841 233 человека, то общее количество голосов, поданных против предложения, составило 416 136 [7]. Через два дня после референдума, 9 сентября 1983 г., Irish Independent вышла с заголовком «Две нации» и подзаголовком «Город и округ разделились в опросе» [8]. Только пять округов (из тогдашних 41) проголосовали за то, чтобы не вносить поправку в Конституцию, и все они находились в Дублине. Жители Дублина при этом в целом проголосовали в пользу поправки, но с небольшим перевесом (51,64 % против 48,36 %).

Таким образом, даже в этой триумфальной победе консерваторов была очевидна тенденция, которая в дальнейшем стала только нарастать: к примеру, в 2002 г. во время референдума по 25-й поправке, предполагавшей исключение угрозы самоубийства из списка причин для легального аборта, а также введение новых уголовных наказаний для тех, кто осуществляет прерывание беременности, все дублинские округа, равно как и городские округа за пределами столицы, проголосовали против поправки, в то время как сельские местности продемонстрировали поддержку 25-й поправки. Из-за раскола населения страны по вопросу об абортах разница между двумя позициями на референдуме составила лишь чуть больше 10 тыс. голосов в пользу противников дальнейшего ужесточения политики в вопросах прерывания беременности (618 485 голосов за поправку, 629 041 голос против поправки) [7].

Разрыв между городским и сельским населением Ирландии, отражавший ценностные расколы ирландского общества, был связан в том числе с тем, что в Дублине одновременно с консервативными и христианскими группами действовали феминистские и правозащитные организации, выступавшие за легализацию абортов. Многие из них пытались обратить внимание ирландского общества на значимость права женщины распоряжаться своим телом. Возглавила борьбу против внесения в Конституцию пункта о защите права нерожденного на жизнь широкая коалиция под названием «Кампания против поправки», в которую входили лейбористские политики и будущие президенты Ирландии Мэри Робинсон и Майкл Д. Хиг-гинс, а также деятели искусства, различные общественные организации и профессиональные организации (например, «Юристы против поправки», «Врачи против поправки» и «Геи против поправки») [9, p. 610]. Однако глава Национального союза женщин Ирландии Сьюзан Маккей, вспоминая о своей борьбе против восьмой поправки, отмечала, что феминистские идеи гораздо сложнее воспринимались далеко от Дублина, в сельских местностях: «В Доне-гале, самом северном округе республики, мы раздали плакат с рисунком художницы Кете Кольвиц, изображающей мать, которую во все стороны тянут ее нуждающиеся дети. "Править надо жизнь, а не конституцию", - говорилось в заявлении. Мальчик прошипел на нас, что нас надо изнасиловать, чтобы мы забеременели. Наши плакаты были брошены на землю» [10].

От референдума 1983 г. к референдуму 2018 г.

Среди боровшихся против поправки организаций был основанный еще в 1976 г. Ирландский совет по гражданским свободам, который выражал свою позицию и позже, в 1992 г., когда на очередной референдум впервые была вынесена идея запрета аборта, если женской жизни угрожает самоубийство. Совет выступил против поправки и, наоборот, поддержал конституционные поправки, которые гарантировали свободу передвижения и свободу распространения информации об услугах по прерыванию беременности за границей, а именно в Великобритании. В результате поправка об исключении самоубийства из списка легальных причин была отклонена, а две последние поправки были приняты на референдуме.

Еще одна попытка вынесения на референдум поправки насчет угрозы самоубийства, как уже отмечалось, была предпринята в 2001-2002 гг., и активисты Ирландского совета тогда выпустили подробный программный документ, в котором подвергли критике правительственный проект. В документе Совета была приведена масштабная статистика, согласно которой 8,5 % всех беременностей ирландок заканчивались абортами в британских клиниках (так, согласно документу, в 2000 г. 6 381 женщина, сделавшая аборт в Великобритании, указала, что является гражданкой Ирландии) [11]. В этом ирландкам помогала созданная в 1980 г. в Лондоне благотворительная организация Irish Women's Abortion Support Group, а с конца 2000-х гг. - тоже располагающаяся в Лондоне Abortion Support Network. Одной из активисток Группы поддержки абортов ирландских женщин была переехавшая в Британию ирландская феминистка Энн Роззитер, которую к созданию подпольной сети по помощи беременным ирландкам в Британии привел собственный опыт аборта: «Я сама сделала подпольный аборт в начале 60-х здесь, в Лондоне. Это был очень плохой опыт... Я попала в больницу с кровотечением. Не было ни сети, ни кого-либо, кто мог бы мне помочь. Но вместо того, чтобы вывести меня из строя <...>, этот опыт заставил почувствовать, что нужно что-то делать с тем, через что приходится проходить тысячам женщин по всему миру.» [12].

Раскол Ирландии по вопросу об абортах прошел и через ирландские политические партии. Так, обе попытки исключить самоубийства из числа причин для легального аборта были предприняты членами правящей в 1990-2000-х гг. коалиции партии «Фианна Файл» и партии прогрессивных демократов, которые занимали позицию так называемых «пролайферов» и поддерживались католической церковью. В 1992 г. текст поправки вынес на обсуждение нижней палаты Эряхтаса тогдашний министр юстиции Подрик Флинн, а в 2001 г. - министр по делам здоровья и детей, а ныне тишек (премьер-министр) Ирландии Михол Мартин. В обоих случаях центристские и левые партии («Фине Гэл», «Шинн Фейн», лейбористы) выступали в Дойл Эрен с осуждением законопроектов, поскольку начиная с 1980-х гг. стали сдвигаться в сторону большей поддержки женской повестки и большего представительства женщин в своих рядах.

Влияние на позиции прогрессивных в женском вопросе партий, безусловно, оказывали ситуации, которые провоцировали внимание общества к проблеме запрета аборта в стране: так, в 1992 г. громким делом стала история четырнадцатилетней X, которая была изнасилована, забеременела и хотела выехать в Британию для осуществления аборта. Попытка генерального прокурора помешать X выехать за границу привела к уже упоминавшимся референдумам 1992 г., на которых ирландцы проголосовали против исключения самоубийства из списка угроз, достаточных для проведения аборта, а также добились свободы передвижения и свободы информации в вопросах аборта.

Толчком к еще большей активизации ирландских активистов стала в 2012 г. трагическая смерть 31-летней Савиты Халаппанавар, которая попала в больницу с выкидышем, неоднократно просила об аборте, т. к. беременность была нежизнеспособной, но получила отказ от докторов из-за сохранявшегося сердцебиения плода и в результате умерла от септического шока. Расследование Управления медицинской информации и качества заявило, что

«Савите было отказано в самых основных медицинских услугах, и ее смерти можно было избежать» [13, p. 1217]. Шокирующая история смерти Савиты Халаппанавар вынудила власти принять в 2013 г. закон о защите жизни во время беременности, который предоставил ирландкам право осуществить прерывание беременности, если их жизням угрожает опасность или существует риск самоубийства. Закон не распространялся на случаи изнасилования, инцеста или фатальных аномалий плода. Однако он разрешил двадцати пяти больницам по всей Ирландии проводить аборты в опасных для жизни женщины случаях.

Принятие закона 2013 г. было вызвано прежде всего активизацией общественного движения, выступавшего за легализацию абортов в стране. Родственники Савиты Халаппанавар установили контакт с активистами в вопросах репродуктивных прав женщин, а те, в свою очередь, связались с репортерами Irish Times, и 14 ноября в газете вышла публикация под названием «Женщина, которой было отказано в прерывании аборта, умерла в больнице» [14]. В этот же вечер в Дублине было проведено бдение у здания парламента, поддержанное аналогичными действиями в других городах страны, а через неделю состоялся марш, в котором приняло участие почти 20 тыс. человек. Активистка кампании Эйлби Смит в недавней статье Irish Times, посвященной десятилетию тех событий, отметила, что «смерть Савиты стала спусковым крючком, искрой... Когда люди чувствуют что-то в своих сердцах, они что-то с этим сделают. Это была ощутимая эмоциональная реакция людей, плачущих солеными, горькими слезами по кому-то, кого они не знали. Они плакали потому, что чувствовали себя бессильными, потому, что нужно было что-то делать. И на каком-то уровне речь шла о них, их жизни и о том, что важно» [15].

В том же 2013 г. в связи с критикой закона о защите жизни во время беременности возникла Коалиция за отмену восьмой поправки (the Coalition to Repeal the Eighth Amendment) -альянс более сорока организаций (к 2018 г. в нее входило уже более ста групп). В учредительных документах Коалиции заявлялось, что она стремится отменить поправку для «уважения и защиты жизни, здоровья и выбора живущих в Ирландии женщин» [16]. Помимо Коалиции в Ирландии 2010-х гг. действовали такие группы, как Кампания за право на аборт (Abortion Rights Campaign), Национальный союз женщин Ирландии (the National Women's Council of Ireland) и группа сторонников абортов «Прерывание по медицинским показателям» (Termination for Medical Reasons). C этого момента Ирландия оказалась пространством постоянных акций сторонников абортов: искусство, уличные протесты, театр - все возможные средства использовались для того, чтобы привлечь внимание общества к страданиям женщин из-за восьмой поправки. Под влиянием массового движения правительство созвало Гражданскую ассамблею, в которую вошли представители общественности и различных организаций. Ассамблея заслушала медицинских экспертов, правозащитников, представителей гражданского общества и самих женщин. После обширных дискуссий она рекомендовала, чтобы ст. 40.3.3 Конституции была изменена1, и эта рекомендация затем была поддержана межпартийным парламентским комитетом. В результате правительство объявило о вынесении вопроса о восьмой поправке на референдум, и весна 2018 г. стала временем проведения масштабной кампании в поддержку идеи пересмотра поправки - Together For Yes, инициаторами которой стали упомянутые организации и группы (Коалиция за отмену восьмой поправки, Кампания за право на аборт и Национальный союз женщин Ирландии). Всего кампанию «Вместе за "да"» поддержали почти сто групп и организаций, среди которых были как профессиональные союзы, так и политические партии [17]. Упоминавшаяся ранее Сьюзан Маккей отмечала колоссальную разницу между настроениями ирландцев в 1983 г., накануне принятия восьмой поправки, и в 2018 г.: «Я вернулась в Донегол, где участники кампании

1 The Eighth Amendment of the Constitution // Citizens Assembly: [сайт]. URL: https://2016-2018.citizensassembly.ie/en/The-Eighth-Amendment-of-the-Constitution/ (дата обращения: 05.11.2022).

за отмену закона установили информационные киоски на главных улицах Карндоны и других городов. Люди охотно останавливались, чтобы обсудить свои взгляды. Это было немыслимо в 1983 году» [9]. Итоги референдума, на котором две трети пришедших на избирательные участки проголосовали за отмену восьмой поправки, свидетельствовали о значительном изменении ценностей ирландского общества: из сорока округов лишь в упомянутом Донеголе большинство избирателей выступили за сохранение восьмой поправки (но и тут разница между теми, кто выступил за это, и теми, кто проголосовал в пользу пересмотра ст. 40.3.3 Конституции, составила менее 3 тыс. человек) [18].

Заключение

Изменение настроений ирландского общества между 1983 г. и 2018 г. явно свидетельствует о том, как именно в Ирландии протекала «культурная война» по вопросу об абортах. И если в 1980-х гг. позиция католической церкви о недопустимости абортов доминировала настолько, что в публичной дискуссии накануне референдума было невозможно даже употребить слово «аборт», то к 2018 г. в Ирландии сложилось массовое движение сторонников прав женщин, а католическая церковь, напротив, растеряла своих сторонников (в том числе из-за многочисленных скандалов, связанных с сексуальным насилием со стороны священников) [19, с. 335]. Этим объясняется значительный перевес сторонников пересмотра восьмой поправки на референдуме в мае 2018 г. и столь быстрое (между смертью С. Халаппанавар и референдумом прошло менее шести лет) изменение общественного мнения в пользу права женщины распоряжаться своим телом. Впрочем, успехи правых в деле возвращения к более традиционным ценностям в разных странах убеждают в том, что «культурные войны» далеки от завершения, а значит, ирландским активистам есть за что бороться и после референдума 2018 г.

Список источников

1. Hunter J. D. Culture Wars: The Struggle to Define America. New York: Basic Books, 1991.

2. Мобилизация vs самоорганизация: кросснациональный анализ факторов и векторов женского участия в политике. URL: http://crossnationalanalysis2021.tilda.ws/page1 (дата обращения: 01.11.2022).

3. Global Gender Gap Report // World Economic Forum: [сайт]. 2022. July 13. URL: https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2022/ (дата обращения: 01.11.2022).

4. Вершинина Д. Б. Женщины в ирландском парламенте: история и современность политического представительства // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. Т. 5. Вып. 4. С. 481-488.

5. Вершинина Д. Б. Семья в фокусе общественно-политических дебатов в современной Ирландии // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3. С. 127-134.

6. Batik I. Abortion and the referendum in Ireland // International Planned Parenthood Federation: [сайт]. 2019. January 15. URL: https://www.ippf.org/abortion-and-referendum-ireland-4 (дата обращения: 01.11.2022).

7. Referendum Results 1937-2015. URL: http://www.housing.gov.ie/sites/default/files/migrated-files/en/Publications/LocalGovernment/Voting/referendum_results_1937-2015.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

8. "The two nations" - How the 1983 Eighth Amendment referendum revealed Ireland's urban/rural split // The Irish Independent: [сайт]. URL: https://www.independent.ie/irish-news/abortion-referendum/the-two-nations-how-the-1983-eighth-amendment-referendum-revealed-irelands-urbanrural-split-36941720.html (дата обращения: 15.10.2022).

9. Field L. The abortion referendum of 2018 and a timeline of abortion politics in Ireland to date // Irish Political Studies. 2018. № 33 (4). Pp. 608-628.

10. Mckay S. Ireland's Feminists Lost the Abortion Argument in '83. This Time We Can Win // The New York Times: [сайт]. 2018. May 5. URL: https://www.nytimes.com/2018/05/05/opinion/sunday/ireland-abortion-referendum.html (дата обращения: 05.11.2022).

11. The Need for Abortion Law Reform in Ireland: The Case Against the Twenty-Fifth Amendment of the Constitution Bill, 2001. URL: https://www.iccl.ie/wp-content/uploads/2017/11/AbortionLawReform2001-ICCL-Submisson.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

12. Speaking of I.M.E.L.D.A - Direct-action feminist performance group // Victoria and Albert Museum: [сайт]. URL: https://www.vam.ac.uk/articles/speaking-of-imelda (дата обращения: 05.11.2022).

13. Burrell C., Griffiths M. Changes in the abortion legislation in Ireland: The Protection of Life during Pregnancy Act 2013 // BJOG: An International Journal of Obstetrics & Gynaecology. 2017. № 124. P. 1217.

14. Woman denied a termination dies in hospital // The Irish Times: [сайт]. 2012. November 14. URL: https://www.irishtimes.com/news/woman-denied-a-termination-dies-in-hospital-1.551412 (дата обращения: 15.10.2022).

15. Holland K., O'Dowd E. Savita Halappanavar: 10 years after her death, will Irish abortion laws be-reformed further? // The Irish Times: [сайт]. 2022. October 22. URL: https://www.irishtimes.com/ireland/social-affairs/2022/10/22/savita-halappanavar-10-years-after-her-death-will-irish-abortion-laws-be-reformed-further/ (дата обращения: 05.11.2022).

16. Coalition to Repeal the Eighth Amendment. Respect and protect women's lives, health and choices. URL: https://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CEDAW/Shared%20Documents/IRL/INT_CEDAW_ICS_ IRL_21931_E.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

17. Our Campaign Platform // Together For Yes: [сайт]. URL: https://www.togetherforyes.ie/about-us/campaign-platform-members/ (дата обращения: 05.11.2022).

18. Live results of the referendum to repeal the Eighth Amendment // RTÉ News: [сайт]. 2018. URL: https://www.rte.ie/news/eighth-amendment/results/ (дата обращения: 05.11.2022).

19. Вершинина Д. Б. Церковь и национальная идентичность: траектории пересечения (на примере Ирландии) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3. № 3. С. 332-338.

References

1. Hunter J. D. Culture Wars: The Struggle to Define America. New York, Basic Books, 1991.

2. Mobilizaciya vs samoorganizaciya: krossnacional'nyj analiz faktorov i vektorov zhenskogo uchastiya v politike [Mobilization vs self-organization: cross-national analysis of factors and vectors of women's participation in politics]. (In Russ.). Available at: http://crossnationalanalysis2021.tilda.ws/page1 (accessed: 11.01.2022).

3. Global Gender Gap Report. World Economic Forum. Available at: https://www.weforum.org/ reports/global-gender-gap-report-2022/ (accessed: 01.11.2022).

4. Vershinina D. B. Zhenshchiny v irlandskom parlamente: istoriya i sovremennost' politicheskogo predstavitel'stva [Women in the Irish Parliament: history and modernity of political representation]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2021, vol. 5, iss. 4, pp. 481-488. (In Russ.).

5. Vershinina D. B. Sem'ya v fokuse obshchestvenno-politicheskih debatov v sovremennoj Irlandii [Family in the focus of socio-political debates in modern Ireland]. Vestnik Prikamskogo social'nogo insti-tuta. 2018, no. 3, pp. 127-134. (In Russ.).

6. Bacik I. Abortion and the referendum in Ireland. International Planned Parenthood Federation. Available at: https://www.ippf.org/abortion-and-referendum-ireland-4 (accessed: 01.11.2022).

7. Referendum Results 1937-2015. Available at: http://www.housing.gov.ie/sites/default/files/migrated-files/en/Publications/LocalGovernment/V oting/referendum_results_1937-2015 .pdf (accessed: 05.11.2022).

8. "The two nations" - How the 1983 Eighth Amendment referendum revealed Ireland's urban/rural split. The Irish Independent. Available at: https://www.independent.ie/irish-news/abortion-referendum/the-two-nations-how-the-1983-eighth-amendment-referendum-revealed-irelands-urbanrural-split-36941720.html (accessed: 15.10.2022).

9. Field L. The abortion referendum of 2018 and a timeline of abortion politics in Ireland to date. Irish Political Studies. 2018, no. 33 (4), pp. 608-628.

10. Mckay S. Ireland's Feminists Lost the Abortion Argument in '83. This Time We Can Win. The New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2018/05/05/opinion/sunday/ireland-abortion-referendum.html (accessed: 05.11.2022).

11. The Need for Abortion Law Reform in Ireland: The Case Against the Twenty-Fifth Amendment of the Constitution Bill, 2001. Available at: https://www.iccl.ie/wp-content/uploads/2017/11/AbortionLawReform2001-ICCL-Submisson.pdf (accessed: 05.11.2022).

12. Speaking of I.M.E.L.D.A - Direct-action feminist performance group. Victoria and Albert Museum. Available at: https://www.vam.ac.uk/articles/speaking-of-imelda (accessed: 05.11.2022).

13. Burrell C., Griffiths M. Changes in the abortion legislation in Ireland: The Protection of Life during Pregnancy Act 2013. BJOG: An International Journal of Obstetrics & Gynaecology. 2017, no. 124, p. 1217.

14. Woman denied a termination dies in hospital. The Irish Times. Available at: https://www. irishtimes.com/news/woman-denied-a-termination-dies-in-hospital-1.551412 (accessed: 15.10.2022).

15. Holland K., O'Dowd E. Savita Halappanavar: 10 years after her death, will Irish abortion laws be-reformed further? The Irish Times. Available at: https://www.irishtimes.com/ireland/social-affairs/2022/ 10/22/savita-halappanavar-10-years-after-her-death-will-irish-abortion-laws-be-reformed-further/ (accessed: 05.11.2022).

16. Coalition to Repeal the Eighth Amendment. Respect and protect women's lives, health and choices. Available at: https://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CEDAW/Shared%20Documents/IRL/INT_CEDAW_ ICS_IRL_21931_E.pdf (accessed: 05.11.2022).

17. Our Campaign Platform. Together For Yes. Available at: https://www.togetherforyes.ie/about-us/ campaign-platform-members/ (accessed: 05.11.2022).

18. Live results of the referendum to repeal the Eighth Amendment. RTE News. Available at: https://www.rte.ie/news/eighth-amendment/results/ (accessed: 05.11.2022).

19. Vershinina D. B. Cerkov' i nacional'naya identichnost': traektorii peresecheniya (na primere Ir-landii) [Church and national identity: trajectories of intersection (on the example of Ireland)]. Vestnik Ud-murtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2019, vol. 3, iss. 3, pp. 332-338. (In Russ.).

Информация об авторе Д. Б. Вершинина - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и археологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the author D. B. Vershinina - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of History and Archaeology, Perm State National Research University.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 10.11.2022; принята к публикации 11.11.2022.

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 10.11.2022; accepted for publication 11.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.