Научная статья на тему 'СТРАНА БЕЗ ПРАВЫХ ПОПУЛИСТОВ: ИРЛАНДСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В РИТОРИКЕ КРАЙНЕ ПРАВЫХ СИЛ'

СТРАНА БЕЗ ПРАВЫХ ПОПУЛИСТОВ: ИРЛАНДСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В РИТОРИКЕ КРАЙНЕ ПРАВЫХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КРАЙНЕ ПРАВЫЕ / ПРАВЫЙ ПОПУЛИЗМ / IRELAND / TRADITIONAL VALUES / EXTREME RIGHT / RIGHT-WING POPULISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вершинина Дарья Борисовна

На основе материалов крайне правых организаций современной Ирландии выявляются особенности дискуссий о традиционных ирландских ценностях на крайне правом спектре. Утверждается, что, хотя для ирландцев актуальны проблемы национальной идентичности, мигрантов и расизма, значимого праворадикального движения в этой стране не сложилось. В статье предпринята попытка определить, почему, несмотря на существующий запрос на националистическую идею, правые радикалы не рассматриваются ирландцами как вариант ответа на этот запрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COUNTRY WITHOUT RIGHT POPULISTS: IRISH TRADITIONAL VALUES IN THE RHETORIC OF EXTREMELY RIGHT FORCES

On the basis of materials from the extreme right organizations of modern Ireland, the peculiarities of discussions about traditional Irish values on the extreme right spectrum are revealed. It is argued that, although the issues of national identity, migrants and racism are relevant for the Irish, there has been no significant right-wing movement in the country. The article attempts to determine why, despite the existing demand for a nationalist idea, right-wing radicals are not considered by the Irish as an answer to this demand.

Текст научной работы на тему «СТРАНА БЕЗ ПРАВЫХ ПОПУЛИСТОВ: ИРЛАНДСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В РИТОРИКЕ КРАЙНЕ ПРАВЫХ СИЛ»

Вершинина Д. Б. Страна без правых популистов: ирландские традиционные ценности в риторике крайне правых сил // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). С. 161-167.

Vershinina D. B. A country without right populists: Irish traditional values in the rhetoric of extremely right forces. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 161-167. (In Russ.)

УДК 329.14 (410)

Д. Б. Вершинина

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

СТРАНА БЕЗ ПРАВЫХ ПОПУЛИСТОВ: ИРЛАНДСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В РИТОРИКЕ КРАЙНЕ ПРАВЫХ СИЛ

Вершинина Дарья Борисовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и археология».

E-mail: daryapros@yandex. ru

На основе материалов крайне правых организаций современной Ирландии выявляются особенности дискуссий о традиционных ирландских ценностях на крайне правом спектре. Утверждается, что, хотя для ирландцев актуальны проблемы национальной идентичности, мигрантов и расизма, значимого праворадикального движения в этой стране не сложилось. В статье предпринята попытка определить, почему, несмотря на существующий запрос на националистическую идею, правые радикалы не рассматриваются ирландцами как вариант ответа на этот запрос.

Ключевые слова: Ирландия, традиционные ценности, крайне правые, правый популизм.

D. B. Vershinina

Perm State University, Perm, Russia

A COUNTRY WITHOUT RIGHT POPULISTS: IRISH TRADITIONAL VALUES IN THE RHETORIC OF EXTREMELY RIGHT FORCES

Vershinina Daria B. — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of History and Archaeology.

E-mail: daryapros@yandex. ru

On the basis of materials from the extreme right organizations of modern Ireland, the peculiarities of discussions about traditional Irish values on the extreme right spectrum are revealed. It is argued that, although the issues of national identity, migrants and racism are relevant for the Irish, there has been no significant right-wing movement in the country. The article attempts to determine why, despite the existing demand for a nationalist idea, right-wing radicals are not considered by the Irish as an answer to this demand.

Keywords: Ireland, traditional values, extreme right, right-wing populism.

В феврале 2020 года в Ирландии прошли всеобщие выборы. В отличие от выборов в других европейских странах, среди ключевых политических партий, которые смогли добиться хоть каких-то значимых результатов, на ирландских выборах не оказалось ни одной праворадикальной партии. Хотя в стране зарегистрированы две партии, которые исследователи относят к крайне правым, — Ирландская национальная партия и партия «Идентичность Ирландии», ни той ни другой не удалось достичь хоть каких-то успехов на выборах

разных уровней. Около 30 кандидатов заявляли о себе как об ирландских патриотах и эксплуатировали антииммигрантскую риторику, однако ни один из них не преуспел в пропаганде крайне правых взглядов (лучший результат одного из праворадикальных кандидатов — чуть больше 2 % голосов [7]).

Результаты выборов в который раз подтвердили, что радикальные правые партии не получили серьезного распространения в Ирландии, и в обществе, по крайней мере пока, сложился консенсус по поводу того, каким курсом следует идти стране в XXI веке. В результате Ирландия демонстрирует уникальный в современной Европе пример страны, в которой праворадикальные силы настолько не значимы, что не могут получить места даже на региональном уровне. В чем же причины такого расклада политических сил в Ирландии?

Правый радикализм в истории Ирландского государства

Одним из значимых факторов малой распространенности радикальных правых в современной Ирландии является отсутствие длительной и богатой исторической традиции фашизма, к опыту которого могут апеллировать современные крайне правые силы. Как известно, Ирландия сохранила нейтральную позицию во время Второй мировой войны, а ее премьер-министр Имон де Валера посетил германское представительство и выразил соболезнования в связи с самоубийством А. Гитлера. Однако этот факт не должен заслонять очевидность того, что ирландские фашисты никогда не пользовались широкой общественной поддержкой и за исключением короткого периода начала 1930-х годов вряд ли имели реальные возможности стать ведущей политической силой страны. Если обращаться к истории ирландского фашизма, то наиболее значимым фактом в его скудной истории будет деятельность синерубашечников под руководством генерала Оуэна О'Даффи, а также Ирландской бригады (в количестве 700 человек), которая участвовала в испанской гражданской войне на стороне Ф. Франко. Ставший лидером новой партии «Фине Гэл» О'Даффи достаточно быстро был вынужден уйти со своего поста, что свидетельствует о непопулярности его радикальных взглядов в стране, где, как писал Дж. Бойер Белл, при широком спектре взглядов от фашизма до комммунизма «массы оставались в узкой полосе в районе правоцентризма» [5, р. 139]. Даже в период оживленных споров в парламенте о том, какую позицию страна должна занять в отношении конфликта в Испании, несмотря на профран-кистскую позицию Католической церкви, правительство Имона де Валера смогло провести через эряхтас закон о нейтралитете и невмешательстве в испанские военные действия.

Настойчивым нейтралитетом правительства партии «Фианна Файл» в конфликтах предвоенного и военного времени объясняется отсутствие значимых праворадикальных сил и в годы после завершения Второй мировой войны. Единственная заметная организация, называвшаяся «Архитекторы Воскресения», насчитывала не более двух тысяч человек. Программа созданной в 1942 году партии предполагала превращение Ирландии в страну с однопартийной системой, запретом английского языка, ограничением евреев в правах, всеобщей занятостью, прекращением эмиграции с помощью уголовных наказаний, а также вооруженным завоеванием Северной Ирландии [3]. Уже к концу 1945 года партия, которая еще летом впервые (и единственный раз) получила девять мест на местных выборах, ослабела из-за постоянных расколов, вызванных непримиримой позицией ее основателя Дж. Каннингема, а в течение следующих 40 лет в Ирландии не существовало ни одной сколько-нибудь значимой крайне правой организации.

Если в других европейских странах процесс формирования крайне правых сил активизировался уже в 1970-1980-х годах (Британская национальная партия возникла в 1982 году, Национальный фронт во Франции был основан за 10 лет до этого, тогда же, когда в Италии сформировалась политическая партия «Итальянское социальное движение»), то в Ирландии в это время практически не существовало видимых праворадикальных сил.

Ирландия: есть ли место крайне правым?

Исследователи выделяют несколько значимых факторов, которые становятся ключевыми для появления правого популизма. Один из них — это формирование постиндустриального общества, по которому Ирландия, безусловно, отстает от других стран. Более того, вплоть до середины XX века в отличие от других европейских стран Ирландия практически не была подвержена урбанизации и оставалась сельской страной с патриархальным мышлением, характерным для традиционного общества. Католическая церковь лишь усиливала эту патриархальность.

В 1940 году свет увидела работа, которая сегодня признана одним из классических антропологических исследований: американские ученые Конрад Аренсберг (1910-1997) и Солон Кимбалл (1909-1982) выпустили книгу «Семья и община в Ирландии» [4], основанную на собственных наблюдениях за повседневной жизнью ирландских фермеров. В ней ученые продемонстрировали взгляд на ирландское сельское общество как на «последний пограничный регион» из старого мира, на который смотрят чужаки из мира нового — модернизированного и урбанизированного. Аренсберг и Кимбалл отмечали, что община и семья являются взаимосвязанными столпами ирландского общества, а центральная роль нуклеарной семьи обеспечивает сопротивление ирландцев веяниям социальных изменений, таким, как распространение профессий помимо фермерских и появление коммерческой активности в сельских территориях. И все же 1940-е годы не были временем радикальной трансформации ирландского общества, которое и после Второй мировой войны долгое время оставалось не тронуто социальными инновациями, характерными для других стран Запада.

Движение в сторону постиндустриального общества начинается в Ирландии не ранее 1990-х годов, что позволило экономистам говорить о появлении так называемого «кельтского тигра». Уже к началу XXI века некогда сельская страна превратилась в одну из ведущих экономик мира, а в 2011 году Ирландия вышла на 2-е место в Европе по объему ВВП на душу населения [1, с. 124] и продолжает сохранять эту позицию и сегодня. Трансформация экономики Ирландии говорит о масштабной модернизации, осуществленной в стране прежде всего благодаря нахождению у власти партии «Фианна Файл». Однако по сравнению с другими странами эта модернизация состоялась существенно позже, а потому наплыв мигрантов, который обычно становился основным толчком к формированию крайне правых партий, предлагавших популистские пути решения проблемы мигрантов, начался в Ирландии позднее аналогичных процессов в других европейских странах. Кроме того, разговор о постиндустриальном обществе в Ирландии заходит в тупик при обсуждении стадии индустриального развития. Другими словами, если страна быстро трансформировалась из патриархальной и сельской сразу в общество информационного типа, пропуская стадию индустриального развития, то логично предположить отсутствие массового рабочего класса, выходцы из которого зачастую становятся социальной опорой крайне правых. Таким образом, экономические факторы помогают объяснить отличие Ирландии от тех стран, в которых радикальные правые партии и политики нашли свой электорат.

Слабые позиции крайне правых в современной Ирландии могут объясняться и более глубинными историческими факторами. Исторические пути развития ирландского национализма объясняют предрасположенность ирландцев к левым партиям, возглавлявшим борьбу за независимость и использовавшим популистскую риторику борьбы против богатых колонизаторов-британцев. Ирландцам сложнее реагировать на антииммигрантскую риторику, потому что долгое время они сами были мигрантами, сталкивающимися с дискриминацией со стороны «белых» англичан или американцев.

Кроме того, среди исторических факторов непопулярности крайне правых можно назвать и отсутствие эталонного периода прошлой истории, к которому можно было бы апеллировать. Апелляция к прошлому неизбежно предполагает обращение к риторике организаторов Пасхального восстания, которые провозглашали в своей Прокламации, что «республика гарантирует религиозную и гражданскую свободу, равные права и равные возможности для всех своих граждан и заявляет о своей решимости обеспечить счастье и процветание всего государства и каждой его части, заботясь обо всех детях нации в равной мере и отметая различия, взращенные чужим правительством, которые отделяли меньшинство от большинства в прошлом» [14].

До начала XXI века существенную роль в сдерживании роста крайне правых партий играли две ведущие партии: «Фианна Файл» и «Фине Гэл», которые долгое время солидаризировались с католической церковью по вопросам семьи, репродукции и сексуальности и потому привлекали электорат, который мог бы поддержать крайне правых. Так, в начале 1980-х годов PLAC (ключевая пролайферская организация — кампания за поправку за жизнь, Pro-Life Amendment Campaign) удалось договориться с лидерами обеих партий об их согласии на референдум о принятии восьмой поправки о запрете абортов. Впрочем, партия «Фине Гэл» в итоге отказалась от этого обещания, и в результате лидер партии Гаррет Фицджеральд выступил против поправки, равно как и его соратники по правительству — лейбористы. Что же касается партии «Фианна Файл», то ее представители поддерживали поправку и после референдума почти всегда занимали правую позицию, в то время как партия «Фине Гэл» сдвинулась влево и в союзе с лейбористами провела большинство секулярных новаций конца XX — начала XXI века.

Однако следует признать, что обе ведущие партии не столь принципиально отличаются друг от друга в своих программах, поэтому нахождение ключевых партий ближе к центру политического спектра, казалось бы, должно создать удачные условия для занятия свободного на правом фланге пространства крайне правыми силами. Однако росту правых популистов не способствует тот факт, что в Ирландии начала XXI века иммигрантский фактор, который играет решающую роль в усилении позиций популистских крайне правых партий в других странах Западной Европы, пока не срабатывает. И хотя экономический кризис 2008 года сильно ударил по «кельтскому тигру», усилив социальное неравенство, существенных политических последствий в плане роста крайне правых не произошло, а показатели безработицы, которые росли после кризиса 2008 года и достигли максимума в 15,35 % в 2012 году, с тех пор неуклонно снижаются: в 2019 году уровень безработицы снизился до 5,28 % [10].

Правые радикалы и семейные ценности

В таких условиях толчком к институциализации пока еще слабых ирландских крайне правых становится отказ ирландцев от традиционных ценностей в семейной политике, в ответ на что праворадикальные активисты используют популистскую риторику, заявляя о необходимости защиты традиционных семейных ценностей. К примеру, самая долго существующая на сегодня крайне правая организация Ирландии «Защита молодежи» (Youth Defence) возникла в 1986 году во время кампании, предшествовавшей первому (неудачному) референдуму о разрешении разводов. С 1992 года организация сосредоточила свои усилия на продвижении антиабортной позиции и начала организовывать ежегодные ралли в защиту жизни, которые привлекают десятки тысяч сторонников. На своем сайте активисты организации заявляли, что выбирают методы прямого действия, направленные на «донесение правдивой информации об абортах до тех, кому она нужна больше всего. Это может означать передачу кому-то на улице листовки, беседу с женщиной в кризисном центре, организацию мероприятия в колледже, запуск веб-сайта по развитию ребенка в утробе матери...» [16].

Бывший лидер Youth Defence Джастин Барретт в 2016 году основал Национальную партию Ирландии, которая в 2018 году (накануне референдума) развернула кампанию «Никогда аборту» под лозунгом «Республика невинных мертвых не может жить» [2]. Среди ведущих принципов, на которых партия основывает свою идеологию, приверженность национальному единству, приоритет нации перед государством, оппозиция массовой иммиграции, требование о защите прав нерожденного ребенка, введение института смертной казни. Ставя в центр своей программы то, что они называют национальной идеей, представители партии заявляют, что «интересы ирландского народа имеют приоритет перед интересами интернационалистов, финансистов и технократов» и что «Ирландия не может быть просто транспортным узлом для граждан мира»; взамен она должна «опираться на корни и оставаться аутентичной». Партия заявляет: «Нас не интересуют сиропообразные лозунги, такие, как "разнообразие" и "открытость". Мы заинтересованы в их очень реальных последствиях. Ибо за милыми лозунгами и фразами скрываются страдания людей... потому что семейные ценности современной Ирландии означают, что всё больше ирландцев будут умирать одинокими и бездетными в домах престарелых, как правило, из-за дешевой рабочей силы иммигрантов» [15].

Впрочем, ирландским правым популистам, несмотря на институционализацию, произошедшую благодаря регистрации Национальной партии, не удается трансформировать поддержку в ходе общественных кампаний в политические победы, и в ирландском парламенте, как уже отмечалось, сейчас нет ни одного крайне правого политика.

Правый радикализм онлайн и офлайн

В то же время бурные информационные кампании перед референдумами и сохраняющийся высокий уровень религиозности ирландцев оставляют пространство для игры с популистскими лозунгами сохранения традиций. В условиях отсутствия институционализированных партий расистские взгляды в Ирландии в основном распространяются через онлайн-ресурсы: сайты, форумы и личные аккаунты сторонников «белой Ирландии» и теории «вторжения» мигрантов, угрожающих традиционной гэльской культуре и ирландскому языку. Так, баллотировавшаяся на выборах 2020 года Джемма О'Доерти в 2019 году заявила в «Твиттере» в ответ на рекламу с изображением межрасовой пары: «Эта картинка, недавно опубликованная онлайн-газетой, иллюстрирует, как ирландцы быстро становятся этническим меньшинством во многих городах Ирландии» [8]. Она же опубликовала фотографию класса из ирландской начальной школы, которая разошлась по расистским сайтам и блогам с комментарием: «Даю гарантию, что в течение десяти лет гэльские культура и язык в Ирландии исчезнут». В том числе фотография была опубликована на одном из старейших и крупнейших неонацистских сайтов Stormfront, где многие комментаторы использовали ее для утверждения о «великом замещении» мигрантами коренных ирландцев [13].

Несмотря на то что ирландские расисты не могут конвертировать свои идеи в голоса избирателей, организации, работающие с мигрантами, и сами представители небелого (и особенно мусульманского) сообщества Ирландии фиксируют рост крайне радикальных взглядов не только в интернете, но и в реальной общественной жизни страны. Например, в 2019 году в СМИ распространилась информация о нападении на мечеть в Голуэе, в которой были разбиты окна и разгромлен кабинет имама. Оценивая звонки в мечеть с угрозами, которые предшествовали нападению, а также аналогичные погромы офисов организаций по работе с мигрантами в графствах Литрим и Донегал, представитель ирландского отделения Европейской сети против расизма Шейн О'Карри отмечала, что «большая часть используемого [расистами. — Д. В.] языка перешла с экстремистских сайтов на умеренные платформы. Это создает атмосферу, в которой кто-то, склонный к насильственным действиям, будет чувствовать, что у него есть разрешение действовать от имени большинства»

166

Наука и образование

[6]. И хотя в Ирландии нападения на мусульман и небелых ирландцев пока не становятся массовыми убийствами, исследователи и активисты отмечают, что у Ирландии есть все шансы оказаться в одному ряду с теми странами, где подобные акции становятся всё более распространенным явлением.

Поскольку государство ставит препоны для официальной регистрации расистских организаций в качестве партий, их активность сосредоточивается в интернете, где отследить ее оказывается гораздо сложнее. В результате экстремистские взгляды распространяются среди обычных жителей Ирландии, и история с центром по размещению беженцев в Баллинаморе (городе в графстве Литрим) в 2019 году продемонстрировала нарастание размежевания в ирландском обществе: когда представитель партии «Шинн Фейн» высказался в поддержку идеи размещения 130 беженцев в городском центре, вызвавшей протесты жителей города, его машина была сожжена, а премьер-министр оценил происшествие как «атаку на демократию» [11].

В то же время то место, которое обычно в политико-идеологическом пространстве занимают крайне правые популисты, апеллирующие к простым людям, которым всё сложнее найти свое место в меняющемся мире, в Ирландии традиционно занимала и продолжает занимать партия «Шинн Фейн». Партия выступает с националистических позиций, говоря о необходимости восстановления единой Ирландии, защите ирландского языка, но при этом занимает ярко выраженную проиммигрантскую позицию и демонстрирует левые взгляды в вопросах защиты прав меньшинств. В результате, по утверждениям исследователей, те избиратели, которые могли бы проголосовать за правых популистов, голосуют в Ирландии за левых популистов — «Шинн Фейн» [12, p. 960].

На выборах 2020 года партия «Шинн Фейн» заняла первое место по количеству голосов избирателей, а по количеству мест в Дойл Эрене оказалась второй с 37 депутатами (у партии «Фианна Файл» депутатов оказалось 38, у «Фине Гэл» — 35). Выборы, на которых Национальная партия не смогла получить ни одного места, с одной стороны, показали востребованность популистских лозунгов (в предвыборном манифесте партии «Шинн Фейн» заявлялось, что партия «верит, что наступило время создания правительства для народа» [9]), а с другой — продемонстрировали неготовность ирландских избирателей воспринимать крайне правых как весомую политическую силу, а также усиление левого фланга ирландского партийного спектра (при том, что значительная часть избирателей по-прежнему предпочитает голосовать за правоцентристские партии — «Фине Гэл» и «Фиан-на Файл»).

Библиографический список

1. Федотова М. Г. «Кельтский тигр»: миф или реальность? (Анализ экономического развития Ирландии) // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 9. С. 124-132.

2. Abortion Never. URL: https://abortionnever.ie (дата обращения: 10.10.2020).

3. Ailtiri na hAiséirghe: Ireland's fascist New Order // History Ireland. 2009. No. 5. URL: http://www.historyireland.com/20th-century-contemporary-history/ailtiri-na-haiseirghe-irelands-fascist-new-order/ (дата обращения: 10.06.2020).

4. Arensberg C. M., Kimball S. T. Family and Community in Ireland. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1940.

5. Bell J. B. Ireland and the Spanish Civil War, 1936-1939 // Studia Hibernica. 1969. No. 9. P.137-163.

6. Bielenberg K. 'I'm afraid now. I believe it could happen here' — do white supremacists pose a threat in Ireland? // The Independent. 2019. August, 10. URL: https://www.independent.ie/irish-news/im-afraid-now-i-believe-it-could-happen-here-do-white-supremacists-pose-a-threat-in-ireland-38387604.html (дата обращения: 10.06.2020).

7. Gallagher C. Election 2020: Far-right candidates put in dismal showing // The Irish Times. 2020. February, 20. URL: https://www.irishtimes.com/news/politics/ election-2020-far-right-candidates-put-in-dismal-showing-1.4169078 (дата обращения: 10.06.2020).

8. Gemma O'Doherty Twitter account. URL: https://twitter.com/gemmaod1/status/ 1133052791990235137 (дата обращения: 10.06.2020).

9. Giving workers & families a break. A Manifesto for Change. URL:

https://sinnfein.ie/files/2020/SF_GE2020_Manifesto.pdf?_cf_chl_captcha_tk_=b4719ad9272ec187a423

2373da716ef060f2f040-1590325497-0- (дата обращения: 10.06.2020).

10. Ireland: Unemployment rate from 1999 to 2019. URL: https://www.statista.com/statistics/375232/unemployment-rate-in-ireland/ (дата обращения: 10.06.2020).

11. Leahy P., McDonagh M., Gallagher C. Political leaders condemn apparent arson attack on Sinn Fein TD's car // The Irish Times. 2019. October, 29. URL: https://www.irishtimes.com/news/politics/political-leaders-condemn-apparent-arson-attack-on-sinn-fein-td-s-car-1.4065195 (дата обращения: 10.06.2020).

12. O'Malley E. Why is There No Radical Right Party in Ireland? // West European Politics. 2008. No. 5. P. 960-977.

13. Parents horrified over picture of Irish schoolchildren on white supremacist site. URL: https://www.breakingnews.ie/ireland/parents-horrified-over-picture-of-irish-schoolchildren-on-white-supremacist-site-928695.html (дата обращения: 10.06.2020).

14. Proclamation of the Irish Republic, 24 April 1916. URL: https://cain.ulster.ac.uk/issues/politics/docs/pir24416.htm (дата обращения: 10.06.2020).

15. The nine principles of the National Party. URL: https://nationalparty.ie/about/ (дата обращения: 10.06.2020).

16. What We Do. URL: http://www.youthdefence.ie/who-we-are/what-we-do/ (дата обращения: 10.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.