Вершинина Д. Б. Семья в фокусе общественно-политических дебатов в современной Ирландии // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3 (81). С. 127-134.
Vershinina D. B. Family in social and political debates in contemporary Ireland. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 3 (81). Pp. 127-134. (In Russ.)
УДК 316.36:322:329.055.1
Д. Б. Вершинина
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Пермь, Россия
СЕМЬЯ В ФОКУСЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ
В СОВРЕМЕННОЙ ИРЛАНДИИ
Вершинина Дарья Борисовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории.
E-mail: daryapros@yandex. ru
На основе законодательных источников, прессы и материалов общественных организаций выявляется роль таких ключевых акторов дискуссий по вопросам семейной политики в Ирландии второй половины XX - начала XXI в., как католическая церковь и правые популисты. Определяемые основные этапы изменения семейной политики вписываются в контекст трансформации места католической церкви в ирландском обществе.
Ключевые слова: Ирландия, семья, традиционные ценности, аборт, католическая церковь, правый популизм.
D. B. Vershinina
Perm State University, Perm, Russia
FAMILY IN SOCIAL AND POLITICAL DEBATES IN CONTEMPORARY IRELAND
Vershinina Daria B. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of General History.
E-mail: daryapros@yandex. ru
On the basis of legislative sources, the press and materials of public organizations, the role of the Catholic Church and right-wing populists as key actors of the discussions on family policy in Ireland in the second half of the 20th and early 21st centuries is revealed. The determined main stages of a change in family policy are fit into the context of the transformation of the Catholic Church place in Irish society.
Key words: Ireland, family, traditional values, abortion, the Catholic Church, right-wing populism.
В конце мая 2018 г. все мировые новостные агентства заполнили сообщения из Ирландии: 25 мая там прошел референдум, и 66,4 % пришедших на избирательные участки жителей страны проголосовали за легализацию абортов (против 33,6 % избирателей,
Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ 18-411-590010 «Традиционные ценности и глобализация в современном мире: Северная Америка, Западная и Восточная Европа».
© Вершинина Д. Б., 2018
выступивших против нее). Очень высокая явка (более 65 %) и масштабная информационная кампания вокруг референдума обеспечили Ирландии повышенное внимание со стороны мировой общественности. Поддерживающий легализацию абортов премьер-министр страны Лео Варадкар заявил в «Твиттере», что результаты голосования - это «тихая революция» и «великий акт демократии» [1].
Интерес к ирландскому референдуму со стороны журналистов и широких кругов общественности, причем как тех, кто выступает за гендерное равенство и расширение прав женщин, так и сторонников так называемых традиционных ценностей, связан с уникальностью ирландского опыта по решению задач в семейной политике. С одной стороны, Ирландия в 2017 г. заняла восьмое место из ста сорока четырех в рейтинге Всемирного экономического банка, измеряющем близость / удаленность страны от гендерного равенства [14], а премьер-министр страны является открытым геем и наполовину индийцем. С другой стороны, Ирландия остается католической, и церковь продолжает быть важным участником общественных дебатов в ирландском обществе. Исследование, проведенное в 2018 г., показывает, что молодежь страны является одной из наиболее религиозных во всей Европе: 61 % опрошенных в возрасте от восемнадцати до двадцати девяти лет заявил о своей религиозности, а по меньшей мере 43 % из обозначивших свою принадлежность к католицизму молодых ирландцев молятся как минимум один раз в неделю (для сравнения: в соседней Британии отнесли себя к верующим лишь 30 %) [7, с. 6-8].
Именно это противоречивое сосуществование по-прежнему сильной церкви и прогрессивной политики в вопросах, по которым католическая церковь, как известно, занимает жесткую позицию, привлекает исследователей в ирландском кейсе. Не случайно лондонский корреспондент газеты The Irish Times Д. Стаунтон заявил, что референдум 2018 г. показал, что Ирландия стала менее религиозным, а более либеральным и процветающим государством [19]. Важно выявить некие реперные точки, изменившие представление ирландского общества о том, каким путем ему следует развиваться. В статье, опираясь на законодательные источники, данные масс-медиа и информацию международных и национальных общественных организаций, автор предпринимает попытку определить роль ключевых акторов общественных дискуссий по вопросам семейной политики в Ирландии.
Исторический опыт Ирландии: патриархально-сельское общество с точки зрения антропологов и законодателей
Исторический опыт Ирландии оказался в некоторой степени уникален для европейского ландшафта. Вплоть до середины XX в. в отличие от других европейских стран Ирландия практически не была подвержена урбанизации и оставалась сельской страной с патриархальным мышлением, характерным для традиционного общества. Католическая церковь лишь усиливала эту патриархальность.
В 1940 г. свет увидела работа, которая сегодня признана одним из классических антропологических исследований: американские ученые Конрад Аренсберг (1910-1997) и Солон Кимбалл (1909-1982) выпустили книгу «Семья и община в Ирландии» [5], основанную на собственных наблюдениях за повседневной жизнью ирландских фермеров. В ней ученые продемонстрировали взгляд на ирландское сельское общество как на «последний пограничный регион» из старого мира, на который смотрят чужаки из мира нового - модернизированного и урбанизированного. К. Аренсберг и С. Кимбалл отмечали, что община и семья являются взаимосвязанными столпами ирландского общества, а центральная роль нуклеар-ной семьи обеспечивает сопротивление ирландцев веяниям социальных изменений, таким как распространение профессий помимо фермерских и появление коммерческой активности в сельских территориях. И все же 1940-е гг. не были временем радикальной трансфор-
мации ирландского общества, которое и после Второй мировой войны долгое время оставалось не тронуто социальными инновациями, характерными для других стран Запада.
Э. Бирн отмечает, что в основе ирландского общества лежат три традиционные ценности: национализм, вера в семью и религиозность [8, с. 70]. Особое внимание семье было уделено в тексте Конституции Ирландии 1937 г. Ее авторы, в числе которых ключевую роль играл Имон де Валера, определяли семью как «естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему» [9]. Более того, в Конституции фактически закреплялось традиционное распределение гендерных ролей, поскольку заявлялось, что «женщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага», и что «государство должно прилагать усилия к тому, чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб их домашним обязанностям» [9]. Таким образом, в Основном документе ирландского государства содержались традиционалистские установки его создателей по поводу семьи и роли в ней женщин. Будучи зафиксированными в Конституции, эти установки в действительности укоренились в ирландском обществе задолго до принятия Основного закона и стали результатом многовекового развития Ирландии как страны фермеров.
Авторы текста Конституции демонстрировали патриархальный взгляд и на брак как основу семейной политики, отмечая, что государство будет защищать его от нападок. Под этим подразумевалось и ограничение права на развод (в изначальном тексте развод запрещался при любых условиях), и резкое неприятие попыток предоставить однополым парам право заключать браки или их подобие. Более того, Ирландия вслед за Великобританией, но гораздо дольше ее, отличалась нетерпимостью к гомосексуалам-мужчинам, чьи сексуальные отношения были уголовно наказуемы вплоть до конца XX в.: в стране продолжал действовать британский акт 1861 г. Такие установки были связаны в том числе с сильным влиянием религии на повседневность ирландцев, и католическая церковь была важнейшим актором социальной политики в Ирландии начиная с середины XIX в.
Католическая церковь Ирландии в дебатах о семье
Одной из значимых фигур в истории Ирландии XIX в. (как отмечают исследователи, наиболее влиятельной наряду с Д. О'Коннеллом и Ч. Парнеллом) считается первый ирландский кардинал Пол Каллен, благодаря деятельности которого в середине XIX в. ирландцы не только оказались под сильным влиянием Ватикана, но и пережили религиозное возрождение. Оно выразилось в максимальном влиянии католической церкви на жизнь ирландцев на протяжении второй половины XIX - первой половины XX в. и привело к превращению позиции церкви в определяющую многие вопросы, которые касались частной жизни жителей страны. Ирландская конституция зафиксировала особое положение католической церкви в стране: текст основного закона государства содержал слова о том, что «должно благоговеть перед Его [Бога] именем, уважать и почитать религию» и что «государство признает особое место Священной Католической Апостольской и Римской Церкви как хранительницы веры, исповедуемой подавляющим большинством граждан» [9]. Интересно, впрочем, что сами представители католической церкви были недовольны тем видом 44-й статьи (посвященной религии), какой она получила в тексте Конституции, поскольку рассчитывали на признание католицизма государственной религией страны, равно как и на утверждение об истинности католических догматов.
Ситуация с положением католической церкви в Ирландии стала меняться лишь с середины XX в. В это время в стране стали распространяться секулярные настроения, разви-
вались движения общественного протеста, зачастую критиковавшие влияние католиков на решение общественных проблем. Кроме того (и даже в большей степени), в Ирландии усиливались позиции протестантов, особенно в связи с происходившей в соседней Северной Ирландии борьбой против власти Британии, поскольку Дублин всячески стремился сохранить и укрепить связи с северной частью острова. В результате уже к концу 1960-х гг. позиции католической церкви пошатнулись, что отразил референдум 1972 г. На нем подавляющее большинство пришедших на избирательные участки граждан высказались за принятие пятой поправки к Конституции, изымавшей из Основного закона пункт об особом положении католической церкви. Интересно, что представители самой церкви фактически не принимали никакого участия в кампании, предшествовавшей референдуму. Как отмечалось в статье американской газеты The New York Times, вышедшей по итогам референдума, деятели церкви не ощущали особой угрозы в голосовании по вопросу отмены этой статьи, поскольку были уверены в укорененности католицизма в сознании большинства ирландцев и в любом случае сохраняли полный контроль над семейной сферой (развод, контрацепция, усыновление детей) и над сферой цензуры. Лишь некоторые ультраконсервативные деятели церкви выразили свой протест по отношению к референдуму [18].
Дальнейшие события показали, что влияние церкви в решении вопросов, касавшихся сферы семейной политики, действительно сохранялось на высоком уровне, и ярким тому примером стал еще один референдум, который прошел в стране в 1983 г. и на котором почти 67 % пришедших на избирательные участки проголосовали за принятие восьмой поправки к Конституции. Согласно этой поправке признавалось равенство в праве на жизнь женщины и ее нерожденного ребенка: «Государство признает право нерожденного на жизнь и с должным учетом равного права матери на жизнь обязуется в своих законах уважать и, насколько это возможно, с помощью законов защищать это право» [13].
Идея проведения референдума о принятии поправки к Конституции вызвала бурные дебаты в ирландском парламенте (Эряхтасе). Так, представители Лейбористской партии называли сторонников поправки излишне зацикленными на этой идее, реализация которой могла, по их мнению, откинуть страну к 1930-1940 гг.: «Она неверная. Она фанатичная в своем подходе и, что важнее, она воспринимается фанатичной членами младших церквей... Она откидывает назад отношения между церквями и государством». Выражая позицию своей партии, министр торговли Фрэнк Класки заявлял, что ирландское общество, в котором запрещены аборты, а выезжающие в Британию для абортов девушки порицаются, «к сожалению, в очередной раз доказывает, что является крайне нехристианским в своем отношении, подходе и понимании» [4]. Депутаты от правящей партии «Фианна Фейл», предложившей законопроект, напротив, отрицали связь поправки с интересами католической церкви и утверждали, что все заявления о медицинских последствиях принятия поправки преувеличены.
В действительности же именно католические священники и ирландского, и зарубежного происхождения дали толчок созданию в 1981 г. ключевой пролайферской организации - Кампании за поправку за жизнь (Pro-Life Amendment Campaign, PLAC). Так, еще в 1970-х гг. Ирландию посетил известный американский проповедник и критик абортов Пол Маркс, и впоследствии PLAC выбрала его тактику шокирующих демонстраций видеозаписей абортов и абортированных зародышей. В самой Ирландии важную роль в создании организации сыграли возможности католической церкви распространять информацию в школах, куда были допущены сторонники принятия поправки и где они проводили массированную информационную кампанию по пропаганде антиабортной позиции [20, с. 160]. Ощущали эту роль католиков в разработке поправки и представители других церквей, которые заявили, что введение в поправку двух исключений, звучавших в католиче-
ском учении об аборте, явно свидетельствует о приоритете католиков в ущерб верующим других церквей [2].
Впрочем, именно успех католической церкви в деле продвижения восьмой поправки, в том числе в плане привлечения видных политиков к поддержке поправки, способствовал росту феминистского движения в Ирландии, а противоречивость и неопределенность текста поправки вызвали в 1990-е гг. масштабные дискуссии о правомерности такого текста в Конституции (особенно после известного «дела Х» с запретом сделать аборт четырнадцатилетней изнасилованной девушке). Одновременно со скандалами в самой католической церкви, связанными с сексуальным насилием со стороны священников, эти дискуссии привели к неожиданным для церкви последствиям в виде поворота Ирландии в сторону более либеральных практик в семейной политике и сферах репродуктивности и сексуальности. Так, уже в 1993 г. в Ирландии была декриминализирована гомосексуальность (отменен продолжавший действовать британский Акт о преступлениях против личности 1861 г.), в 1995 г. легализованы разводы, в 2000-е гг. разрешена экстренная контрацепция (обычная контрацепция стала доступна еще в конце 1970-х - начале 1980-х гг.).
В результате к началу XXI в. произошел серьезный упадок религиозности среди жителей страны. Так, даже в 1970-х гг. от 88 до 95 % ирландских католиков еженедельно посещали службы в церкви [17, с. 4]. Исследования последних лет показывают, что среди верующей молодежи доля еженедельно посещающих службы упала до 24 % [7, с. 8], а среди всех относящих себя к католикам - до 35 % [16]. Распространение светских ценностей приводит к болезненным общественным дискуссиям о месте католицизма в жизни страны, и неслучайно премьер-министр в 2018 г. высказал негативное отношение к левым партиям, которые, по его мнению, пытаются превратить католиков в задвинутых в угол парий [12].
Впрочем, согласно данным переписи населения 2016 г. 78,3 % ирландцев по-прежнему считают себя католиками [15], однако вера не вполне соотносится с позициями в обществе католической церкви как института, который запятнал себя в Ирландии прецедентами с насилием в отношении детей. Этим, по-видимому, можно объяснить фактическое самоустранение ирландской католической церкви от активного участия в кампаниях, предшествующих последним громким референдумам в Ирландии: в 2015 г. о разрешении однополых браков, а в 2017 г. - о легализации абортов. Так, несмотря на негативное отношение к идее отмены поправки и на осуждение идеи референдума, накануне его Ассоциация католических священников заявила, что разрешать активистам кампании против абортов выступать во время месс будет «неуместно и нечувствительно», поскольку церковь не может вмешиваться в вопросы, которые не касаются епископов напрямую: «Как руководство организации, состоящей из мужчин, которые не женаты и не имеют собственных детей, мы не в лучшей позиции, чтобы быть догматичными по этому вопросу» [11]. Вследствие недостаточно активной, по мнению противников абортов, позиции церкви сторонники отмены поправки не просто одержали победу, но выиграли с существенным перевесом (два голоса в защиту отмены поправки против одного голоса за ее сохранение). Поэтому, если референдум 1983 г. воспринимают как победу католической церкви, то результат референдума 2018 г. можно относить на счет активизирующегося гражданского общества, выступающего за окончательное превращение Ирландии в секулярную страну.
Традиционные ценности в партийной повестке: есть ли место правому популизму в современной Ирландии?
Уникальность общественно-политических дебатов по вопросам семейной политики в Ирландии заключается в практически полном отсутствии в современной глобализирующейся западной стране партий, использующих популистскую риторику защиты традици-
онных ценностей. Крайне правые партии не получили серьезного распространения в Ирландии, и в обществе, по крайней мере пока, сложился консенсус по поводу того, каким курсом следует идти стране в XXI в.
До начала XXI в. существенную роль в сдерживании роста крайне правых партий играли две ведущие партии: «Фианна Файл» и «Фине Гэл», которые долгое время солидаризировались с католической церковью по вопросам семьи, репродукции и сексуальности и потому привлекали электорат, который мог бы поддержать крайне правых. Так, в начале 1980-х гг. PLAC удалось договориться с лидерами обеих партий об их согласии на референдум о принятии восьмой поправки. Впрочем, «Фине Гэл» в итоге отказалась от этого обещания, и в результате лидер партии Гаррет Фицджеральд выступил против поправки, равно как и его соратники по правительству - лейбористы. Что же касается «Фианна Файл», то ее представители поддерживали поправку и после референдума почти всегда занимали правую позицию, в то время как «Фине Гэл» сдвинулась влево и в союзе с лейбористами провела большинство уже упомянутых секулярных новаций.
Слабые позиции крайне правых могут объясняться и более глубинными историческими факторами. В силу предрасположенности ирландцев к левым партиям, возглавлявшим борьбу за независимость и самим использовавшим популистскую риторику борьбы против богатых колонизаторов-британцев, а также в связи с отсутствием эталонного периода прошлой истории, к которому можно было бы апеллировать, крайне правые партии не получили серьезного распространения в Ирландии.
Наконец, росту правых популистов не способствует и тот факт, что в Ирландии начала XXI в. иммигрантский фактор, который играет решающую роль в усилении позиций популистских крайне правых партий в других странах Западной Европы, пока не срабатывает, хотя количество иммигрантов увеличивается, и уровень безработицы также растет [10]. В таких условиях именно отказ от традиционных ценностей в семейной политике становится толчком к институциализации пока еще слабых ирландских крайне правых, которые могут использовать популистскую риторику, связываемую как раз с защитой традиционных семейных ценностей.
К примеру, самая долго существующая на сегодня крайне правая организация Ирландии «Защита молодежи» (Youth Defence), которая возникла в 1986 г. во время кампании, предшествовавшей первому (неудачному) референдуму о разрешении разводов, с 1992 г. сосредоточила свои усилия на продвижении антиабортной позиции и начала организовывать ежегодные ралли в защиту жизни, которые привлекают десятки тысяч сторонников. На своем сайте активисты организации заявляли, что выбирают методы прямого действия, направленные на «донесение правдивой информации об абортах до тех, кому она нужна больше всего. Это может означать передачу кому-то на улице листовки, беседу с женщиной в кризисном центре, организацию мероприятия в колледже, запуск веб-сайта по развитию ребенка в утробе матери...» [21].
Бывший лидер Youth Defence Джастин Барретт в 2016 г. основал Национальную партию Ирландии, которая в 2018 г. (накануне референдума) развернула кампанию «Никогда аборту» под лозунгом «Республика невинных мертвых не может жить» [3]. Впрочем, ирландским правым популистам не удается трансформировать поддержку в ходе общественных кампаний в политические победы, и в ирландском парламенте сейчас нет ни одного крайне правого политика.
Таким образом, еще один аспект уникальности общественно-политических дебатов по вопросам традиционных ценностей в Ирландии заключается в отсутствии у партий и движений, использующих правопопулистскую риторику, значимой поддержки в обществе.
В то же время бурные информационные кампании перед референдумами и сохраняющийся высокий уровень религиозности ирландцев оставляют пространство для игры с популистскими лозунгами сохранения традиций. Не случайно «Фианна Файл», главная оппозиционная партия в Ирландии с 2011 г., занимает противоречивую позицию по абортам, что привело фактически к ее расколу на голосовании о проведении референдума по судьбе восьмой поправки: перед референдумом десять членов парламента заявили о поддержке идеи отмены поправки, а группа из двадцати одного депутата от «Фианна Файл», напротив, выступила за ее сохранение [5]. Анализ позиций отдельных депутатов от главной оппозиционной партии, а также анализ голосования жителей их округов показывает, что выступавшие против легализации абортов депутаты «Фианна Файл» разошлись со своими избирателями. Это позволяет комментаторам размышлять о поколенче-ском кризисе в партии, которая, в отличие от «Фине Гэл» и лейбористов, не может адекватно отреагировать на запросы молодого поколения ирландцев, выступивших на последних референдумах за модернизацию страны и окончательное превращение ее в светское государство с либеральными ценностями.
Итак, именно вопросы, связанные с семейной политикой, вызывают в современной Ирландии наиболее острые дебаты. Отказавшись от облика патриархальной страны, Ирландия быстрыми шагами движется в сторону секулярных ценностей, среди которых легализация однополых браков, разрешение разводов и отмена запрета на осуществление абортов. Изменение политического курса в сфере семьи, репродуктивности и сексуальности явственно отражает кризис поддержки католической церкви в стране, которая еще недавно воспринималась как один из последних бастионов католицизма в Европе. В то же время и в 2018 г. Ирландия далека от консенсуса по вопросам, затрагивающим частную жизнь: более 700 тыс. человек проголосовали в мае этого года против легализации абортов, что говорит о сохранении среди части ирландцев традиционных ценностей. Все это свидетельствует о том, что по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране могут созреть предпосылки для политического прорыва правых популистов, основа деятельности которых лежит именно в сфере дебатов о семье.
Библиографический список
1. Премьер Ирландии: легализация абортов - «мирная революция» // Радио Свобода : [сайт]. 2018. 26 мая. URL: https://www.svoboda.org/a/29252426.html (дата обращения: 04.10.2018).
2. 1982: Irish Council of Churches opposed anti-abortion amendment // The Journal : [сайт]. 2012. Dec 28. URL: https://www.thejournal.ie/1982-irish-council-of-churches-opposed-anti-abortion-amendment-709821-Dec2012/ (дата обращения: 04.10.2018).
3. Abortion Never : [сайт]. URL: https://abortionnever.ie (дата обращения: 10.10.2018).
4. An Bille um an Ochtt Leasй ar an mBunreacht, 1982: An Coiste (Atogail) agus na Ceimeanna Deiridh. Eighth Amendment of the Constitution Bill, 1982: Committee Stage (Resumed) and Final Stages // Houses of the Oireachtas : [сайт]. URL: https://www.oireachtas.ie/en/debates/debate/dail/1983-04-27/22/ (дата обращения: 25.10.2018).
5. Arensberg C. M., Kimball S. T. Family and Community in Ireland. Cambridge, MA : Harvard University Press, 1940.
6. Bardon S. Abortion Referendum Has Caused Unrivalled Division Within Fianna Fail // The Irish Times : [сайт]. 2018. May 30. URL: https://www.irishtimes.com/news/politics/abortion-referendum-has-caused-unrivalled-division-within-fianna-fail-1.3513080 (дата обращения: 25.10.2018).
7. Bullivant S. Europe's Young Adults and Religion. Findings from the European Social Survey (2014-16) to inform the 2018 Synod of Bishops [Электронный ресурс]. Benedict XVI Centre for Religion and Society, 2018. URL: https://www.stmarys.ac.uk/research/centres/benedict-xvi/docs/2018-mar-europe-young-people-report-eng.pdf (дата обращения: 13.10.2018).
8. Byrne A. Familist Ideologies and Difficult Identities // Cohen M., Curtin N. (Eds.). Reclaiming Gender, Transgressive Identities in Modern Ireland. New York : St. Martin's Press, 1999. Pp. 69-90.
9. Constitution of Ireland [Электронный ресурс] (original text) (1937) // Wikisource : [сайт]. URL: https://en.m.wikisource.org/wiki/Constitution_of_Ireland_(original_text) (дата обращения: 08.10.2018).
10. Costello R. Columm: Why hasn't a far-right party like Golden Dawn emerged in Ireland? // The Journal : [сайт]. 2012. Nov 12. URL: https://www.thejournal.ie/readme/far-right-ireland-golden-dawn-673169-Nov2012/ (дата обращения: 25.10.2018).
11. Cullen L. Irish abortion referendum: Religious leaders' views // BBC News : [сайт]. 2018. May 18. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-44162188 (дата обращения: 22.10.2018).
12. Doyle K. Varadkar: Stop trying to turn religious people into pariahs // The Independent : [сайт]. 2018. June 12. URL: https://www.independent.ie/irish-news/politics/varadkar-stop-trying-to-turn-religious-people-into-pariahs-37002666.html (дата обращения: 08.10.2018).
13. Eighth Amendment of the Constitution Act, 1983 // electronic Irish Statute Book (eISB) : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/1983/ca/8/schedule/enacted/en/html#sched-part1 (дата обращения: 08.10.2018).
14. Ireland [Электронный ресурс] // Global Gender Gap Report 2017. URL: http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2017/dataexplorer/#economy=IRL (дата обращения: 08.10.2018).
15. Irish Census (2016). Measuring religious adherence in Ireland // Faith Survey : [сайт]. URL: https://faithsurvey.co.uk/irish-census.html (дата обращения: 15.10.2018).
16. McGarry P. The Faith of Ireland's Catholics continues, despite all // The Irish Times : [сайт]. 2018. Aug 11. URL: https://www.irishtimes.com/news/social-affairs/religion-and-beliefs/the-faith-of-ireland-s-catholics-continues-despite-all-1.3592019 (дата обращения: 18.10.2018).
17. O'Mahony E. Religious Practice and Values in Ireland. A summary of European Values Study 4th wave data [Электронный ресурс] / Irish Catholic Bishops' Conference. 2010. URL: https://www. catholicbishops.ie/wp-content/uploads/images/stories/cco_publications/researchanddevelopment/evs_4th_ wave_report.pdf (дата обращения: 08.10.2018).
18. Shuster A. Irish Vote to End Favored Status for the Church // The New York Times. 1972. Dec 9. P. 1.
19. Staunton D. Ireland will remain a friend but its loyalty and future are with Europe // The Evening Standard : [сайт]. 2018. June 1. URL: https://www.standard.co.uk/comment/comment/ireland-will-remain-a-friend-but-its-loyalty-and-future-are-with-europe-a3853196.html (дата обращения: 15.10.2018).
20. Stetson D. M. Abortion Politics, Women's Movements, and the Democratic State: A Comparative Study of State Feminism. Oxford : Oxford University Press, 2001.
21. What We Do // Youth Defence : [сайт]. URL: http://www.youthdefence.ie/who-we-are/what-we-do/ (дата обращения: 08.10.2018).